Игра не забава протокол собрания. Родительское собрание в средней группе на тему «Игра – не забава

Родительское собрание

«Игра – не забава»

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей.

Предварительная работа:

Конкурс «Умелые ручки» (изготовление игр, игрушек совместно родителей с детьми);

В группе оформить выставку дидактических игр;

Выставка книг на тему «Игровая деятельность».

Вступление

Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть в ней потребность. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, а потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Давайте сегодня поговорим об игре.

Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»:

Вопрос родителям: «Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?»;

Обобщение воспитателем.

Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослыми. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.

Рассказы родителей из опыта семейного воспитания:

-«Игры семьей в семье»;

-«Досуг в семье».

Игра – задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.

  1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
  2. Рассказываю о своих играх в детстве.
  3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.
  4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
  5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду.
  6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки.
  7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Обобщение

Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Вы играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

Экскурсия в игротеку

Педагог рассказывает о любимых играх и игрушках детей, отвечает на вопросы родителей.

Решение родительского собрания

Принимать активное участие в играх детей, изготовлении игр, игрушек, их починке;

Принимать активное участие в жизни детского сада.


Повестка дня.

1. Беседа с родителями «Что дает игра ребенку?»

2. Вопрос-Ответ «Значение игры во всестороннем развитии личности ребенка»

3. Решение педагогических ситуаций

4. Обмен семейным опытом по выбору игрушек.

5. Игровая пауза (игры на кухне, по дороге в детский сад, в выходной день)

6. Творческая работа родителей.

7. Советы взрослым по организации игровой деятельности в домашних условиях.

Ход собрания.

Воспитатель. Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?
(Предлагает перечислить игры.)

Воспитатель. Немного статистики. Из 300 опрошенных родителей никто не сказал, что ребе нок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это "школа", "детский сад", "больница", "куклы", "война" и др. подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.

Вопрос родителей. Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные "деньги", перекладывает их с места на место... Разве это помогает ее развитию?

Воспитатель. Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.
Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Вопросы родителям.

  1. В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
  2. Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?

(Воспитатель предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы.)

Воспитатель.

В игре ребёнок обучается:

  • Эмоционально вживаться, "врастать" в сложный социальный мир взрослых людей.
  • Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
  • Осознать своё реальное место среди других людей.
  • Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
  • Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
  • Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
  • Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Ситуация для анализа.

На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

  • Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель.
  • Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
  • Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!
  • Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
  • За что же ты их хочешь расстрелять? снова обращается к мальчику педагог.
  • Атак, ни за что... Я разбойник! Сейчас совершу на них на лет! В голосе недружелюбные нотки.
  • Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю.
  • Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистона ми, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.
  • Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.
  • А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например...
  • А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

Вопросы родителям.

  1. Какое значение, по-вашему, мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?
  2. В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

Воспитатель.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Мнение родителей.

На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.

Вопросы родителям.

Есть ли другие точки зрения о значении детской игры?
(Желающим предлагается высказаться.)

Воспитатель.

Значение игры порой недооценивается. Впервые году советской власти считалось, что игра ребенку не нужна это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно "приготовить" кукле "яичницу", палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, пре рвать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: "Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать", или напомните "водителю", что машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения "понарошку", "как будто", "по правде". Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, "понарошку". Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передачу.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

Ситуация для анализа.

Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:

Вопросы родителям.

  1. Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
  2. Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Вопрос родителей.

Почему моя дочь не хочет играть одна? Если вместе с нею взрослые, она увлекается. Стоит оставить одну, тотчас игра прекращается. Была поменьше, думали, вот начнёт ходить - станет легче, с рук сойдет, и забавлять не придётся. А ведь у малышки имеются все условия: специальный уголок, множество интересных игрушек. Может, это зависит от особенностей ребёнка?

Вопросы родителям.

  1. Почему ребёнок не хочет играть один?
  2. Как обучить ребёнка умению играть?

Воспитатель.

Ребенок 4 - 5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре "дочки-матери" куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 4 - 5 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воз действие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.

Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: "Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым". Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Ольга Пинигина

Родительское собрание в группе раннего возраста «Ладушки»

Воспитатели : Пинигина О. Н. Войтова Т. В.

Тема : «Игра – не забава » .

Цель : 1. Обеспечить понимание родителями необходимости игры в жизни ребенка как неотъемлемой части его развития.

2. Вызвать интерес и желание участвовать в обсуждение проблемы-необходимости детской игры.

3. Расширить представление родителей об игре .

4. Познакомить родителей с игровой деятельностью в группе через проигрывание различных игр.

5. Укрепить сотрудничество родителей и педагогического коллектива.

1. Вступительное слово. Сообщение темы родительского собрания .

2. Сообщение, «Какие бывают игры и игрушки» .

3. «В какие игрушки играет ваш ребенок

4. Пальчиковые игры.

5. Игра – задание .

6. Подведение итогов за год.

7. Подведение итогов родительского собрания (рефлексия) .

Ход собрания:

1. (Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва) .

Добрый день, уважаемые родители ! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание .

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра . В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя , ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра » Эти простые истины нам, взрослым, напоминает известный педагог А. С. Макаренко.

2. Сегодня мы собрались , для того чтобы обсудить важную тему : «Игра и развитие ребенка » .

Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

Театральные игрушки. Игры – драматизации необходимы и полезны детям на разных этапах их развития.

Это особые игры, дети сами изображают героев литературных произведений, а чаще сказок, песен, стишков. Ребёнок создаёт свой маленький мир и чувствует се6я творцом : сам строит, сам управляет, разговаривает голосами своих героев, он как бы перевоплощается в образ, живёт его жизнью.

Во время таких игр идёт интересное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребёнка, его воображение, учится мыслить самостоятельно и логично.

Всё это отражается на дальнейшем его развитии, а дальше на учебной деятельности.

До года в основном берется одна игрушка, любимая малыша, в руках мамы поёт, танцует, рассказывает стихи.

После года, когда ребенок понимает речь, можно ставить спектакль с двумя игрушками.

После двух лет можно устраивать маленькие спектакли вместе с ребенком.

Очень популярны пальчиковые куклы. Малыши с удовольствием играют с куклами , проговаривают текст, петь с игрушкой на одном пальце, а затем на нескольких. Театр пальчиковых кукол очень полезен для развития мелкой моторики, что благотворно сказывается в подготовке кисти к письму.

Самые большие возможности для игры – драматизации дают перчаточные куклы или куклы Би-ба-бо, куклы, у которых нет ног, но есть рука. Голова одевается на указательный палец, средний и большой в руки.

При всех играх драматизации расширяются знания детей об окружающем мире. Ребенок учится передавать своё эмоциональное состояние в движениях, мимике, жестах. Учится понимать особенности поведения животных, учится звукоподражанию, у детей развивается речь, чувство коллективизма, налаживаются взаимоотношения между сверстниками и взрослыми.

Всё это влияет на жизненный потенциал ребенка.

Очень важно включение в процесс организации и знакомства детей с играми – драматизации родителей . Ведь из-за нехватки внимания у детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и остальных функциональных систем.

Вы являетесь участниками воспитательно-образовательного процесса. Участвуйте в подготовке и проведении праздников, развлечений, игр.

Дидактические игрушки. Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения рук тесно связаны м речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция рук и речи развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть . Ребенку говорят : «Играй Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину - на носорога, потом заводит мотоциклиста, и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть . Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

А теперь мы предлагаем вам поиграть в игрушки ,

в которые играют ваши дети !

Для игры с родителями были приготовлены столы с играми и игрушками :

Для драматизации была приготовлена ширма :


Началось всё с пальчиковых игр :

«Зайка, ушки на макушке, Скачет, скачет по опушке…»


«Мы капусту, рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём…»


«Это глазки вот, вот…»


«Кисоньки-мурысоньки, где вы были?.»


Играем сказку «Теремок»






К следующей игре мы едем на поезде!

Настольные игры :




Игры с платочками и карандашом :


Подвижная игра «Кошка и воробьи»


Вручение Благодарственных писем за активное участие в жизни группы!

Всем большое спасибо!

Решение общих вопросов.

Подготовка к собранию.

Воспитатель предлагает родителям оборудовать дома игровой уголок. Проводится конкурс на лучший игровой уголок. Оцениваются внешний вид игрушек, соответствие возрасту ребенка, порядок в игровом уголке, участие родителей в изготовлении игровых пособий, игрушек ребенка; выдумка, фантазия в оформлении уголка.

Хорошо, если малыш будет ходить в гости к своим сверстникам, осмотрят их игрушки. Воспитатель всячески старается познакомить, подружить детей группы и их родителей.

Можно объявить конкурс и на лучшую мягкую игрушку. Воспитатель советует родителям, какие игрушки можно сшить из поролона, меха, ткани. Звери и сказочные герои могут быть разных размеров.

Объявление о конкурсе вывешивается заранее:

“Товарищи взрослые!

Если вы хотите, чтобы детям было интересно в детском саду, чтобы у вашего ребенка была своя любимая игрушка, пожалуйста, примите участие в конкурсе мягкой игрушки. Выставка игрушек состоится 23 февраля”.

Для победителей конкурса желательно изготовить призы. Какие? Этот вопрос обсуждается на родительском комитете.

В определенные дни можно пригласить родителей в группу для участия в играх детей. Во время посещения группы родители изготовляют с малышами атрибуты для игры в семью, магазин: баранки из поролона, сахар из пенопласта; организуют подвижные игры, учат детей пускать мыльные пузыри и т.д.

Примерно за две недели до собрания родителям предлагается ответить на вопросы анкеты:

  1. Какие условия созданы для игр ребенка в Вашей семье?
  2. Где и как хранятся игрушки, как Вы приучаете ребенка беречь их?
  3. Какие игрушки у Вашего ребенка любимые?
  4. Как часто и по кому поводу покупаете игрушки?
  5. Часто ли ребенок ломает игрушки и как Вы поступаете в таких случаях?
  6. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? В какие игры Вы играете?
  7. Разрешаете ли Вы друзьям ребенка приходить к нему?
  8. Что интересного Вы увидели в игровом уголке семьи, которую посетили?

С помощью родителей готовятся памятки для каждой семьи.

Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта);

Двигательные: каталки, коляски, спортивные игрушки;

Строительные наборы;

Дидактические (разнообразные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаика);

Игрушки-забавы.

Дети изготавливают аппликации “Матрешка с конфетами”. В них вкладывают приглашения на собрание, например:

“Уважаемые Сергей Петрович и Анна Ивановна!

Как сделать жизнь детей нашей группы интересней с помощью игр, какие игрушки покупать, как в игре прививать малышу необходимые качества – разговор об этом пойдет на родительском собрании “Игра – не забава”, на которое ждем вас 18 ноября в 18 часов”.

Готовясь к собранию, педагог записывает на магнитофонную ленту ответы детей на вопросы: вы любите играть? В какие игры вы играете дома? У вас есть любимые игрушки? Какие? Расскажите, как вы играете с ними. Играют ли с вами в игры взрослые? Кто? (Бабушка, дедушка, мама, папа). Если нет, то как вы думаете почему? Как поступают в вашей семье, если игрушка сломалась, порвалась?

С помощью членов родительского комитета оформляется фотостенд. На фотографиях – лучшие детские домашние уголки, дети в игре, выставка мягких игрушек.

Члены родительского комитета заранее готовят благодарности родителям, например, аппликация – Чебурашка держит в лапках красочно оформленные тексты:

“Уважаемые Анна Ивановна и Сергей Александрович!

Благодарим Вас за большую работу по воспитанию у дочери Лены аккуратности, бережного отношения к игрушкам”.

“Уважаемые Наталья Семеновна и Анатолий Валентинович!

Благодарим Вас за активное участие в играх детей нашей группы, за выдумку, творчество, мастерство, интерес”.

Хорошо, если воспитатель вместе с членами родительского комитета посетят семьи, игровые уголки которых признаны лучшими.

За полчаса до собрания родителям предлагают принять участие в выборе лучшей игрушки. Мамы и папы знакомятся с фотографиями, затем занимают места за столами.

Ход собрания.

Выступает воспитатель, рассказывает о значении игры в жизни ребенка.

Все слушают ответы на вопросы № 1, 2 анкеты в магнитофонной записи.

Родители обсуждают вопрос об участии в детских играх.

Включается запись ответов детей на вопрос № 3. Педагог рассказывает о том, какие игрушки покупать малышам, как научить убирать игрушки на место, беречь их.

Родителям – победителям конкурса на лучший игровой уголок, на лучшую мягкую игрушку вручаются призы, благодарности.

Вниманию родителей предлагается ситуация. Пятилетняя Таня, когда играет, разбрасывает игрушки по всей квартире (комнате). Однажды мама потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их было 50) и сложить в ящик. Таня отказывалась делать это, мама настаивала на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей делать это. Вмешался папа. Он, приласкав Таню, сказал ей: “Ладно, Танечка, на этот раз тебя простим. Я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, в следующий раз будешь сама уже собирать”. Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальные положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он запрятал от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: “Таня сама должна была собрать игрушки”. На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно убрала их в ящик. Папа дал ей еще 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.

Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие?

Родители предлагают свои варианты выхода из данной ситуации.

Педагог советует родителям, как поступить в том или ином случае. Например: ребенок, проснувшись утром, не нашел игрушек. Мама и папа их тоже не видели. Они не стали читать нотаций, а вместе с сыном искали их. Вечером мама вытащила из почтового ящика письмо, в котором игрушки писали, что они ушли. Родители помогли малышу написать ответ игрушкам, уговорить их вернуться.

Иногда можно прибегнуть к маленьким хитростям: “Ну-ка, - говорит мама, - кто быстрее наведет у себя порядок, ты или я? Ты уберешь свои игрушки, а я вымою посуду и уберу со стола”.

Зачитываются ответы родителей на вопрос № 5 анкеты. Воспитатель подводит итог, рассказывает, как приучать детей ухаживать за игрушками: стирать кукольное белье, мыть посуду. Если малыш нечаянно сломал игрушку – не надо торопиться выбрасывать ее, со старой игрушкой у ребенка связаны приятные воспоминания. Отремонтированная взрослым игрушка будет ребенку дороже новой.

Под музыку веселой песни выходят дети со своими любимыми игрушками. Девочки в костюмах матрешек, мальчики – в шапочках петрушек (если участвуют в танцах).

Пританцовывая. Входит Матрешка. На ней платок, сарафан, в юбку которого вшит обруч, к юбке прикреплены атласные ленты (их столько, сколько детей в группе).

Матрешка. Здравствуйте, взрослые и дети! Вы знаете, кто я? Сколько я вижу игрушек у вас! (Указывает на выставку игрушек). Какие они интересные, красивые. Они вам нравятся? Кто их сделал? Давайте поиграем в игру. Я буду показывать игрушку, а вы будете называть ее ласково. (Матрешка берет с выставки игрушки, сделанные руками родителей, и показывает детям).

Дети. Мишенька (и т.д.).

Матрешка. Помните, игрушки очень любят детей, которые ласково их называют.

Из-за ширмы появляются игрушки (дети в костюмах куклы, зайчика, медведя).

Матрешка. Интересно, зачем к нам пришли эти игрушки?

Игрушки читают стихотворение Б.Заходера “Песня игрушек”.

Дети любят игрушки, -
Так все говорят.
Ну а разве игрушки
Не любят ребят?
Души в них не чают!
Жаль, что это не все замечают.
Мы молчим, мы не плачем,
Когда нас бросают, -
Мы ведь знаем, что слезы от бед
не спасают.
Не заметишь обиды
По нашему виду.
Мы ребятам прощаем любую обиду.
От того-то, наверно,
Не все замечают,
Как игрушки страдают,
Тоскуют, скучают.
От того-то не знают
(И знать не хотят),
Как мы верно и преданно
Любим играть.

Игрушки (хором). Дети, берегите нас.

Кукла. Не берите меня за волосы.

Зайчик. Не пачкайте мою белую шубку.

Медведь. Не бросайте меня на пол.

Матрешка. Дети, а вы хотите плясать? (Дети отвечают).

Матрешка. Сейчас выйдут только те, про кого я загадаю загадку.

Красные щечки,
Пестрые платочки,
Хлопают в ладошки
Веселые (Матрешки).

Входят девочки-матрешки исполняют танец.

Матрешка. А эту загадку вы сможете отгадать?

С колпаком не расстается,
Вечно шутит и смеется,
Бьет ладошками вот так,
Кто же этот весельчак? (Петрушка).

Мальчики исполняют танец. Все участвуют в игре “Карусели”.

Матрешка. Вы хотите прокатиться на карусели? Садитесь, т.е. беритесь за ленточки по команде: раз, два, три – ленточку возьми.

Матрешка приглашает родителей принять участие в игре вместе с детьми.

Матрешка.

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два.
Вот и кончилась игра!

Дети садятся на свои места. Появляется Колобок.

Матрешка. Здравствуй, Колобок.

Колобок. Здравствуйте (с грустью).

Матрешка. А почему ты такой грустный?

Колобок. Как же мне не грустить?

Вот играют котята – вдвоем!
Вот резвятся щенята – вдвоем!
Скачут, скачут ягнята – вдвоем!
И гуляют цыплята – вдвоем!
Потому что в одиночку скучно-скучно…

Матрешка. Как же нам помочь Колобку?

Колобок. Мне бабушка дала теста, чтобы вы испекли румяных колобочков, я буду с ними дружить.

Матрешка просит ребят подойти к Колобку и взять тесто в маленьких полиэтиленовых мешочках. Состав теста: мука, вода, соль.

Звучит музыка. Дети лепят колобков, а родители помогают: вырезают из лоскутков рот, нос, глаза. Колобок благодарит всех за труд. Матрешка отдает ему вылепленных колобков. Он прощается и веселый уходит.

Желательно, чтобы после этого собрания Колобок стал частым гостем на занятиях, а также посещал заболевших детей и приносил им подарки от ребят группы.

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей Давайте сегодня поговорим об игре Вы знаете, что дети любят играть, поощряете их самостоятельные игры, покупаете игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению. В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении с взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи». Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты. Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым «Что такое хорошая игрушка?» Прежде всего это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка, должна быть похожа на "оригинал" и быть достаточно прочной. Чем разнообразнее игрушки. Тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие. Детям следует приобретать игрушки разных видов: o Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта) o Двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки) o Строительные наборы (деревянные геометрические формы) o Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики и т.п.) o Игрушки-забавы o Полуготовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку. К трём годам ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии и социальной адаптации. К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками. Сюжетно - ролевые игры Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. Игры - драматизации С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям. Строительные игры Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Иногда взрослым надо помочь ребенку построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре. Дидактические игры Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности, умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Настольно-печатные игры Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. Подвижные игры Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Помните! Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка. И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник. Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения. Экскурсия в игротеку Воспитатель рассказывает о любимых играх и игрушках детей, отвечает на вопросы родителей. Решение родительского собрания принимать активное участие в играх детей принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке организовать семейные экскурсии по интересам детей принимать активное участие в жизни детского сада Игра-задание Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете - круг, не всегда – квадрат, никогда – треугольник. 1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми 2. Рассказываю о своих играх в детстве 3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком 4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры 5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду 6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки 7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку Обобщение: Если у вас получилось больше всего кружков, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.