Рисунок мой внутренний мир для детей. Позволяют раскрыть внутренний мир человека

С помощью данной методики можно решить следующие задачи:

Ø Накопить данные об индивидуальной динамике процесса формирования образа цели.

Ø Обследуясь многократно, можно увидеть, изменяется у Вас образ цели или является устойчивым.

Ø На основании этих данных можно составить прогноз относительно перспектив его психологической коррекции, сформулировать задачи психологической работы с ним.

Процедура Тестирования

Материалы : лист белой бумаги формата А4, цветные карандаши.

Инструкция

Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие в собственный внутренний мир — во внутреннюю, фантастическую страну.

Вы можете спросить: «Как мы отправимся туда, куда невозможно прийти, где нельзя все рассмотреть, потрогать руками?» И будете правы: этой страны нет на карте мира. Правда, в сказках есть указание на то, что некоторые герои там побывали и в дальнейшем добились успеха. Помните задание: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»? Вот сейчас нам как раз и предстоит подготовиться к подобному путешествию.

Итак...

Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но, скажите, видели вы в продаже «Карту внутренней страны»? Действительно, такие карты не продаются. Что же делать? Придется рисовать карту самостоятельно.

Сначала положите перед собой лист бумаги. Теперь подумайте о контуре, который определяет границы страны. Контур образует как бы силуэт страны.

Одни путешественники считают, что контур внутренней страны должен напоминать силуэт человека, другие рисуют символ сердца, третьи обводят свою ладонь, четвертые изображают фантастический контур... Разум здесь не поможет, только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать замкнутый контур страны.

Каков ее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное — не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту. Вероятно, там появятся горы и долины, низменности и возвышенности, реки, моря, озера, леса, пустыни, болота...

Итак, карта внутренней страны готова. Это прекрасно. Но скажите, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Возможно, чего-то не хватает? Для того чтобы «прочитать карту», нужны условные обозначения! Обычно условные обозначения помещаются внизу страницы. Или, если ваша карта заняла весь лист, вы можете поместить их на обороте листа.

Пожалуйста, сделайте надпись: «Условные обозначения». Теперь нам предстоит составить список использованных вами условных обозначений. Для этого каждый цвет, который вы использовали при раскрашивании карты, внесите в условные обозначения в виде небольшого цветного прямоугольника.

Если вы использовали красный цвет, в списке обозначений появится красный прямоугольник; если при раскрашивании карты вы использовали зеленый цвет, появится зеленый прямоугольник, и так далее.

Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы.

Если вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, их также необходимо представить в списке условных обозначений.

Теперь необходимо дать свое название каждому цветному прямоугольнику, каждому значку. Поскольку это карта внутренней страны, то и ее ландшафт будет связан с вашими внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, состояниями.

Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонимания, пики достижений и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной прямоугольник, — решать только вам. Это ваша страна, это ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, может оказаться самым правильным...

Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знать направление.

Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе зачем отправляться в путь?

Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. То есть место на карте, в котором вы хотите оказаться. Этот значок назовем «флажок цели».

Теперь рассмотрите границы страны и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете войти в эту страну. Этот значок назовем «флажок входа».

Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути, и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь.

Теперь нужно проложить маршрут до цели. Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше добраться. Как вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обозначьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками.

Путешествие всегда предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты возвращения домой, выхода из страны. Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода». Иногда он совпадает с «флажком входа», иногда — нет. Проложите маршрут от «флажка цели» до «флажка выхода».

Итак, у вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность к путешествию по собственной внутренней стране.

Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут своего путешествия, то как будто бы совершишь его. Представьте себе, что вы возвратились из путешествия, положили перед собой лист бумаги и написали: «Это путешествие научило меня...» Пожалуйста, закончите фразу.

А теперь взгляните на весь свой маршрут и отметьте каким-либо значком ту точку, в которой, как вам кажется, вы находитесь сейчас. Спасибо!

Психологический Анализ

Семь Ключей От «Карты Внутренней Страны»

1. Энергия рисунка

Энергия рисунка — это особое ощущение от рисунка; чувства, которые вызывает карта.

2. Местоположение «флажка цели»

Название территории, на которой расположен «флажок цели», — это метафора неосознанного, интуитивного стремления автора карты. В данном случае неосознанной цели. Допустим, «флажок цели» находится на Возвышенности достижений. Это означает, что автор рисунка активно стремится к определенным социальным достижениям, так как горы, возвышенности символизируют социальный рост, развитие.

Другой пример — «флажок цели» находится на Поляне раздумий. Это означает, что в данный момент для автора актуален процесс размышлений, но, вероятно, он пока не может посвятить этому столько времени, сколько необходимо. Может, он колеблется с принятием решения, или занят решением некоторой задачи, или ощущает, что нужно остановиться и подумать, все взвесить и сделать важный выбор, который может стать судьбоносным.

Еще пример — «флажок цели» находится в Море желаний на Острове любви. Это означает, что в данный момент для автора наиболее важными являются романтические взаимоотношения, поиск партнера или совершенствование отношений с ним. Вода (озера, моря, реки) символизирует чувственность, эмоциональность, чувствительность, женственность, эротизм. Поэтому, если «флажки целей» попадают на водную территорию, это часто свидетельствует о том, что создатель карты чувствителен, интуитивен, эмоциональная жизнь для него имеет большое значение.

«Флажок цели» может находиться на пересечении двух или трех территорий. Это означает, что образ цели объединяет несколько процессов. Каких — об этом расскажут названия территорий. Для того чтобы автор чувствовал себя удовлетворенным, ему необходимо гармоничное сочетание, объединение этих процессов.

Итак, местоположение «флажка цели» расскажет о том, к какому состоянию неосознанно стремится автор карты (гармонии, отдыха, ясности, удовлетворенности, успеха и пр.). Это состояние будет относиться к определенной группе потребностей.

3. Расположение «флажка цели» относительно центра карты

Если «флажок цели» расположен в центре карты, это означает, что образ цели является интегрирующим для личности автора. То есть достижение данной цели позволит гармонизировать его состояние, мироощущение, обрести покой и стабильность. С другой стороны, центральное положение «флажка цели» указывает на способность автора находить общее в различных точках зрения, координировать, балансировать, уравновешивать разнообразные процессы в команде.

Всю карту можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение.

По горизонтали

Левая, «женская» часть — символизирует прошлое, то, что человек уже имеет, на что может опираться. Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы. Интроверсия.

Центральная часть — символизирует настоящее, актуальные для человека процессы, то, о чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым.

Правая, «мужская» часть — символизирует будущее, социальные процессы, взаимоотношения в социуме, устремленность в будущее. Экстраверсия.

По вертикали

Верхняя часть символизирует ментальные процессы: мысли, идеи, фантазии, планы, воспоминания.

Центральная часть символизирует эмоциональные процессы.

Нижняя часть символизирует сферу реальных действий. Реализацию планов. Землю, почву под ногами.

Если «флажок цели» находится в верхней части карты, можно говорить о склонности автора рисунка к ментальным построениям. Если «флажок цели» расположен в правой верхней части, — перед нами «генератор идей», человек, устремленный в будущее. Ему нетрудно искать и находить новые, нестандартные решения.

Смещение «флажка цели» в правую часть свойственно людям, ориентированным в будущее, стремящимся к социальным достижениям, инновациям.

Справедливо для правшей. У левшей символическое значение определяется «зеркально».

4. Характер маршрута

Теперь область наших исследований — маршрут от «флажка входа» до «флажка цели». Линия маршрута и его характер расскажут о том, каким образом и по какому сценарию человек склонен добиваться желаемого, идти к своей цели.

Вопросы для анализа пути к цели:

— Через какие территории пролегает маршрут к цели?

Например, маршрут к цели пролегает сначала через Горы препятствий, потом через Долину разочарований, затем через Пустыню поиска, к Озеру надежды на Вершину успеха. Это означает, что в начале пути автор склонен рисовать себе препятствия, ограничения (Горы препятствий). Это приводит его к разочарованию, он может потерять веру в свои силы (Долина разочарований). Но потом он берет себя в руки и начинает искать выход из создавшегося положения (Пустыня поиска). Благодаря этому у него появляется надежда и энергия для достижения цели (Озеро надежды). И при условии, что он будет верить в победу, он достигнет цели (Вершина успеха).

Анализ маршрута позволит понять, склонен ли автор неосознанно придумывать препятствия на пути к достижению цели? Чаще всего человек сам себе изобретает ограничения и ловушки. Как говорил известный сатирик: «Мы сами себе придумываем трудности, а потом мужественно их преодолеваем».

— Маршрут проложен по прямой или петляет по всей стране?

Это наблюдение позволит определить стратегию движения к цели. Есть люди, которые идут прямо, не сворачивая, не отвлекаясь. Помните, в фильме «Чародеи» Ивана учили проходить сквозь стену? Для этого было необходимо: видеть цель и верить в себя. Оба этих условия есть у тех, чей путь проложен по прямой. Правда, у таких людей есть одна особенность: они могут быть одержимы целью. С одной стороны, это прекрасно. Но с другой — это может мешать им видеть маленькие чудеса повседневности.

Если путь петляет по стране, это означает, что автор карты человек творческий, увлекающийся, любознательный. Ему хочется везде побывать, все посмотреть. Это прекрасно.

— Есть ли на маршруте территории, где происходит «хождение по кругу»?

Территория, на которой приходится ходить по кругу, либо является камнем преткновения, нерешенной проблемой, либо значимым для человека ресурсным состоянием.

5. Расположение «флажка входа» и «флажка выхода»

«Флажок входа» и «флажок выхода» задают начало и конец пути. Они могут быть расположены в пяти основных комбинациях:

1. «Флажок входа» и «флажок выхода» совпадают (или находятся в одной части карты). Человек приходит к тому, с чего начал, но на новом уровне, с новыми знаниями. Символизирует завершение цикла «спирали жизни» и переход на следующий уровень. Человек умеет учиться на собственном опыте, гармонично доводить дело до конца.

2. «Флажок входа» находится в нижней части, «флажок выхода» — в верхней. Человек склонен идти от практики — к теории. Сначала действует, пробует, потом осмысляет. Исследователь, идущий эмпирическим путем. Человек дела.

3. «Флажок входа» находится в верхней части, «флажок выхода» — в нижней. Человек склонен идти от теории — к практике. Он умеет сначала все обдумать, взвесить, потом перейти к делу.

4. «Флажок входа» находится в левой части, «флажок выхода» — в правой. Прежде чем принять решение, начать какое-либо дело, человек может переживать, обдумывать стратегию, тревожиться. Но, начав движение, обретает чувство перспективы. Умеет использовать прежние наработки команды в новых делах.

5. «Флажок входа» находится в правой части, «флажок выхода» — в левой. Человек умеет тонко чувствовать различные новые веяния, имеет нюх, чутье на нечто выгодное и перспективное. Умеет «встраивать» инновационное в традиционное.

6. Урок путешествия

Здесь центром внимания становится продолжение фразы: «Это путешествие научило меня, прежде всего...» Высказывание, которым автор продолжил эту фразу, расскажет о том, над чем в данный момент «работает» его внутренний мир, над чем он размышляет, какие вопросы неосознанно решает, в каком направлении развивается.


Все эти картинки, которые неосознанно люди рисуют, когда разговаривают с кем-то по телефону или находятся на собрании, могут многое рассказать о чертах характера людей, а также о мотивации их действий. Когда человек рисует, его карандаш направляется его подсознанием, которое содержит в себе его мысли и секреты, а также контролирует его поведение. В этой статье вы узнаете, что на самом деле означают эти картинки, которые люди неосознанно рисуют каждый день.

Человечки

Если вы рисуете маленьких человечков, вероятнее всего, вы чувствуете себя неуверенно и беззащитно, или же вы пытаетесь уйти от ответственности. Если вы рисуете примитивных человечков из палочек, вы эмоционально неустойчивы и хотите изолировать себя от других людей.

Глаза

Рисунки глаз представляют собой внутренний мир человека, который их нарисовал. Большие глаза демонстрируют открытого человека, глядящие глаза показывают ощущение, что за человеком наблюдают, а закрытые глаза могут символизировать отказ заглянуть внутрь себя.

Подпись

Если вы рисуете свою подпись, то вы эгоцентричны и высокомерны. Если вы делаете это постоянно и не задумываясь, во время разговора или пытаясь решить задачу, то вы демонстрируете, что вы эгоистичны.

Животные

То, каких именно животных вы рисуете, многое говорит о вашем текущем эмоциональном состоянии и о вашей личности. Тигр или волк демонстрируют скрытую невыраженную злость, лиса означает, что вы хотите сделать что-то коварное, белка показывает, что вам нужна забота и защита, а львов чаще всего рисуют люди, которые считают себя лучше других. Если вы раз за разом рисуете одно и то же животное, это означает, что вы неосознанно пытаетесь сравнить себя с ним и пытаетесь имитировать черты его характера.

Квадраты, алмазы и другие геометрические фигуры

Вы четко определили свои цели и верования и никогда не оставляете свое мнение при себе. Вы упрямы и настойчивы. Обычно вы также бываете чрезмерно осторожны.

Стрелы

Стрелы символизируют вектор, ваше направление в жизни. Если стрела указывает вверх, вы ориентированы на людей, вниз - вы сосредоточены на себе, влево - вы застряли в прошлом, вправо - вы смотрите вперед в будущее.

Звезды

Вы хотите быть в центре внимания, вы хотите, чтобы все смотрели на вас, когда вы входите в помещение, и поворачивали головы в том направлении, в котором вы движетесь. Но если у стрел, которые вы рисуете, имеется очень много концов, это может быть признаком депрессии.

Цветы, облака и солнце

Если вы рисуете веселые цветочки и солнышко, пока разговариваете по телефону, это означает, что вы удовлетворены тем, что происходит вокруг вас, а также фантазируете о тех хороших вещах, которые могут случиться с вами в будущем. Такие рисунки показывают, что вы имеете позитивное отношение к жизни, а также находитесь в хорошем настроении.

Крестики

Это может означать, что вы чувствуете свою вину за что-либо или же вините себя за ошибки, которые совершили ранее.

Дома и коробки

Симметрические формы демонстрируют вашу любовь к порядку, а также вашу склонность тщательно все планировать и просчитывать. Вы точно знаете, чего хотите, ваши цели в жизни установлены, и вы будете придерживаться своего мнения, несмотря ни на что.

Шахматные доски

Это может означать, что недавно вы оказались в неприятной и неудобной ситуации. Если подобные рисунки появляются у вас постоянно, велика вероятность того, что вы имеете дело с некоторыми скрытыми проблемами, связанными с вашей неспособностью разрешить конкретную ситуацию, или же вы пытаетесь найти себя и свое предназначение в жизни, испытывая сомнения касательно того пути, на котором вы находитесь сейчас.

Соты

Вашим главным приоритетом является поддержание мира и гармонии в вашей жизни, возможно, вы хотите остепениться и завести семью.

Спирали

Проблемы других людей вас не особо заботят. В своей голове вы обычно решаете самые разнообразные проблемы и думаете о разных заданиях. Возможно, вы являетесь гением?

Круги и кольца

Круглые формы обозначают необходимость в единении. «Я чувствую себя одиноким в этом мире» - вот что говорят подобные рисунки о вас. Если вы подсознательно рисуете круги, это может означать, что вам нужен друг или хотя бы немного внимания, что может, в свою очередь, привести к депрессии, так что вам нужно обратить на это особое внимание. Или же может быть, что вы просто являетесь интровертом и не нуждаетесь в больших объемах коммуникации.


Психологи хорошо знают, что самый простой способ узнать что-либо о личности человека, его характере или настроении в данный момент – попросить его что-либо нарисовать. Мы также можем воспользоваться этим психологическим тестом и под каким-нибудь предлогом провести его с кем-то из своих знакомых или потенциальным партнером.

Лучше всего попросить нарисовать человеческую фигуру. Если на листе бумаги нарисовано несколько маленьких человечков , то ваш партнер ощущает себя неуверенно или хочет уклониться от неприятных обязанностей. Возможно, он ощущает дискомфорт в общении с вами.

Человечек, изображенный схематично – «палка, палка, огуречик» - свидетельствует о том, что ваш визави замкнут в себе и никого не хочет допускать в душу.

Допустим, вам предъявили нечто, похожее на настоящий портрет . Обратите внимание на детали внешности нарисованного человека. Если голова и туловище повернуты анфас , то ваш друг или знакомый открыт для общения. Голова повернута в профиль , а тело анфас – он испытывает проблемы в общении.

Многие люди во время лекций, заседаний и даже разговоров склонны чертить что-то на бумаге, если она есть под рукой, в блокноте, на полях тетрадей или даже книг. Они делают это автоматически, а между тем такие «подсознательные» рисунки могут многое поведать о . Кстати, чаще всего этим занимаются мужчины, а не женщины.

Например, если мужчина рисует машины , то он, скорее всего, зациклен на сексе. Но думает не столько об удовольствии партнерши, сколько о своем. Сами решайте, нужен ли вам такой спутник жизни.

Мужчина, рисующий сердечки , обладает искренностью и непосредственностью. В душе он романтик, но пытается тщательно скрыть это. Однако его «художества» непременно его выдадут. Не самый худший вариант, правда?

Если мужчина рисует деревья , то он честен, дружелюбен и добр. Он будет вести себя по отношению к вам как и никогда не станет скрывать своих чувств.

Цветы рисуют мужчины с романтичной и сентиментальной натурой, склонные к игривости. Такой человек может порой задевать вас своими шутками, но он способен на верность и никогда не заставит вас скучать.

Если мужчина изображает фантастических животных и растения , то он мечтатель и фантазер. Он может в целом оказаться неплохим человеком, но его нелегко спустить с небес на землю.

Случается, что мужчина в вашем обществе упорно рисует треугольники . Это говорит о его сильном к вам. Но у таких людей критический склад ума, и они эгоистичны. Вряд ли такой тип сможет беззаветно вас любить.

Иногда мужчина оставляет на бумаге целую картину : домик, из трубы идет дым, вокруг растут деревья, стоит группа человечков, и так далее. Такой пейзаж свидетельствует о богатом внутреннем мире автора. Он может оказаться очень благородным человеком и прекрасным любовником, правда, его не всегда легко понять.

Из ломаных линий и непонятных форм говорят о том, что перед вами сложная, быть может, патологическая натура. Либо мужчина в настоящий момент переживает депрессию или стресс. К такому потенциальному партнеру нужно присмотреться получше, прежде чем пытаться строить с ним отношения.

Наконец, рисование помогает заглянуть во внутренний мир детей. Если вашего ребенка что-то беспокоит, то дайте ему лист бумаги и цветные карандаши и попросите нарисовать его семью, какой он ее себе представляет. Можно попросить нарисовать и абстрактную семью.

Обычно дети рисуют себя, родителей, дедушек-бабушек, братьев, сестер, домашних животных (если есть).

Обратите внимание, какие именно цвета использует ребенок для рисунка. Себя самого и любимых членов семьи он, скорее всего, изобразит яркими красками. А вот если кто-то из домочадцев вызывает у него негативные эмоции – например, страх - то они могут изображаться черным или серым цветом. Вообще, если тона рисунка яркие и теплые, то в семье, скорее всего, все хорошо. Если преобладает черно-белая или серая цветовая гамма – определенно, есть проблемы.

Присмотритесь также к размерам . Ребенок изобразил себя слишком маленьким? Он , возможно, в семье с ним совсем не считаются. Если же он нарисовал себя слишком большим, это свидетельствует о его эгоизме: такой малыш привык, что вся семья «вращается» вокруг него.

Как расположены фигуры на рисунке? В центре листа чаще всего размещается тот, кого ребенок считает главным в доме. По краям и на заднем плане нарисованы менее авторитетные личности, не имеющие «права голоса».

Персонажи на листе держатся за руки? Значит, в семье хорошие, теплые, «правильные» отношения. Стоят «руки по швам»? Плохой признак. Что-то не так!

Посмотрите, какие глаза у изображенных персонажей. Если они у кого-то очень большие, этот человек является чересчур беспокойным – возможно, он постоянно дергает малыша… Глазами в виде точек или щелочек дети обычно снабжают тех, кто склонен что-то им запрещать или же слаб и беспомощен.

Если малыш нарисовал не только членов собственной семьи, но и посторонних людей , то ему не хватает родительской теплоты. Подсознательно он ищет человека, который сможет удовлетворить его потребность в душевной близости.

Часто на рисунках присутствует солнце . Оно подсознательно воспринимается детьми как символ тепла и защиты. Те люди и предметы, которые на рисунке находятся между ребенком и светилом, мешают ему ощущать себя уверенно и гармонично.

Консультация для родителей

Детский рисунок –

ключ к внутреннему миру ребёнка

Все дети без исключения любят рисовать. Рисуют дети то, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают. Поэтому любой детский рисунок можно считать, как говорят психологи, проективным, то есть отражающим внутренний мир и переживания ребенка.

Рисунок, который появляется на листке бумаги, под рукой юного творца отображает его природное стремление выражать «себя» и свой внутренний мир во внешнем мире. Понаблюдайте за тем, насколько ваш рисующий ребенок увлечен тем, что делает. Он уходит всем своим существом в то, что делает. Он в этот момент сконцентрирован на все 100% на самом процессе. Его детская творческая энергия направлена на лист бумаги. И он не замечает несовершенств, которые нам взрослым очевидны. Мы смотрим на рисунок ребенка критически, а сам ребенок – нет. Он радуется самому творению, он и лист бумаги – одно целое. Ребенок еще не разделен со своим творениями, он живет тем, что делает. Попробуйте позвать ребенка к столу в тот момент, когда он творит, и вы поймете, чем ребенок отличается от взрослого. Ребенок играет в игру, и он весь в этой игре. Он увлечен, и вырвать его из-за какой-то мелочи (например, обедать) бывает нелегко. При этом ребенку нет нужды в совершенных игрушках, или совершенных красках, карандашах. Он творит из всего, что у него есть под руками. Вы наблюдали за тем, как ребенок рисует по песку? Вы же знаете, что ребенку важно рисовать, и при этом сгодятся и обои в вашей спальне! Он творит! Он выражает свое творческое начало, и ему неважно на определенном этапе, кто оценит его труд! Потом, если критиков будет много его творчеству, он закроется, он наработает тысячу комплексов, с которыми пойдет во взрослую жизнь. Но до того как взрослые критики, успеют насадить в его чистое сознание «как правильно» и «как неправильно», он, творя, летает на крыльях радостного удовольствия самим процессом. И очень важно взрослым не мешать ребенку. Важно помочь раскрыться ему еще больше, еще эмоциональнее выражать себя на листке бумаги. Потому что, если ребенок освоит в детском возрасте, вкус творчества и концентрации на том, что он делает, вкус к сосредоточению, то и во взрослой жизни он будет парить на крыльях самого процесса творения своей жизни. Ребенок творит свой мир на бумаге, и через игры. Взрослый творит свой мир через взрослые игры и «взрослые» рисования на холсте реальности своими мыслями и эмоциями.

Помогите ребенку расти! Как? Не мешаете ему творить свой мир. Его внутренняя система руководства подсказывает ему как ему жить. Ваша задача, как взрослого, помочь ему раскрыться, словно бутон раскрывается в цветок. Внутри бутона уже есть сам цветок, только бутон еще не раскрыл потенциал красоты цветка. Так и ваш ребенок, он как бутон в себе содержит весь потенциала Человека с большой буквы. И, если ему не мешать своими взрослыми «ограничениями» и страхами, он достигнет наивысшего потенциала в своей жизни. Рисунок помогает ему осваивать такие процессы, как сосредоточение и концентрация на реальности жизни, которые так не хватает взрослому человеку.

Очень часто родители критикуют качество детского рисунка: «не похоже», «криво», «так не бывает» - вместо того чтобы подумать над бесценной информацией, которую несет любой детский рисунок. Дело в том, что дети не обладают способностью излагать сложные эмоции словами. Если малыш чего-то боится, он говорит: «Мне страшно», а если он испытывает горечь от несправедливости, чувство вины, ощущение ненужности и тому подобные эмоции, он просто плачет. И вы хоть на уши встаньте, но не добьетесь от него, ни слова по этому поводу. Но если вы дадите лист бумаги и попросите что-нибудь нарисовать, то, вполне возможно, получите ответ на вопрос.

Итак, ваш ребенок нарисовал рисунок. Сосредоточьтесь на сюжете. Дети рисуют то, что их волнует. Если ребенок рисует героев своих любимых книг или фильмов - замечательно. Это его первое предпочтение, привязанность. Такие дети легко увлекаемы, и это можно использовать в обучении.

Если в рисунках много животных - это может говорить о чувствительности и ранимости. Дети часто отождествляют себя со зверями. По тому, какое настроение у животного на картинке, можно судить о душевном комфорте малыша.

Технику рисуют мальчишки. И это совершенно нормально. Рисунки сражений могут говорить о том, что ребенок выплескивает свою природную мужскую агрессию. А вот сцены убийств, насилия и катастроф скорее расскажут о страхах ребенка. Если сюжет повторяется довольно часто, то страх может быть стойким и надо посоветоваться с психологом. Если же эпизодический, после просмотра боевика или криминального сюжета из новостей, - это вполне естественное проявление тревожности.

Обратите внимание на цвета. Психически здоровый ребенок использует яркую гамму и по назначению: солнце желтое, небо синее, трава зеленая. Если превалирует красный, мы можем сказать, что ребенок очень активный, возможно, даже агрессивный. Синий - грусть, возможно, ребенок скучает по кому-то из близких. А вот черный цвет и штриховки, рвущие бумагу, могут говорить о страхе, отгороженности, подавленности. Если большинство рисунков окрашены в черное - обязательно посоветуйтесь со специалистом.

Детское рисование в своем развитии проходит несколько определенных общих этапов. Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях разных культур, в своих рисунках обязательно проходят стадии «марания», «головоногов» и т.п. Рисунки детей разных народов, но одного возраста поражают удивительным сходством.

В этой связи возникает ряд вопросов. Во-первых, почему и зачем дети рисуют? Во-вторых, почему на определенном этапе изобразительная деятельность переживает бурный расцвет, а затем интерес к рисованию (также в определенном возрасте) внезапно угасает? В-третьих, чем обусловлено существование этого ограниченного во времени периода детского рисования и наличие внутри него сменяющих друг друга этапов?

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.