Зубчатая полумуфта на вал насосов этерна. Зубчатые муфты с полиамидной гильзой

В любом механизме, для приведения в действие которого задействованы валы, обязательно присутствует соединительная деталь и называется зубчатой муфтой.

Если есть два вала, которые нужно соединить по одной оси или под наклоном друг к другу, то лучше всего сможет передать нагрузки и усилия полужесткое соединение с помощью зубчатой муфты. Одинарная зубчатая муфта ставится при условии, что между валами допускается только угловое смещение. Если возникает необходимость компенсировать еще и радиальное или осевое смещение, то ставят две одинарные муфты. Зубчатая муфта обладает повышенной надежностью и хорошей несущей способностью, поскольку оснащена большим количеством зубьев. Такие муфты хорошо работают в механизмах с большой частотой вращения (краны, конвейерное оборудование).

Муфты успешно компенсируют радиальные, угловые и осевые смещения валов, благодаря наличию боковых зазоров в зацеплении и на зубьях втулок сферы. Все детали, из которых состоит муфта, изготавливают из стали: для вала диаметром до 140 мм - кованой, а при больших диаметрах - литой. Чтобы повысить износостойкость зубьев, проводят их термообработку, а в муфту вводят вязкое масло.

В принципе, функционально зубчатая муфта имеет много общего с хотя обеспечивает компенсацию меньших угловых смещений, но обладает большим крутящим моментом на единицу объема.

Особенности зубчатых муфт

Состоит зубчатая муфта из двух полумуфт, соединенных болтами, и двух втулок, вставленных в обоймы барабана. Между собой они зацеплены зубьями сферической формы. Такие муфты стандартизированы по ГОСТ 5006-55 для валов с диаметрами от 40 до 560 мм. Существуют также другие стандарты для зубчатых муфт, которые используют для унификации во всех странах СНГ, в зависимости от крутящего момента, например, ГОСТ Р 50895-96 (Россия), ДСТУ 2742-94 (Украина).

Широкая сфера применения и различные требования, которые предъявляются к муфтам, привели к тому, что сегодня муфты по конструктивным особенностям делятся на несколько классификационных групп.

Так, по подразделяются на постоянные, сцепные и самоуправляемые, а по характеру работы - на жесткие и упругие.

По исполнению бывают муфты с разъемной обоймой (зубчатая муфта гост 5006-55-МЗ), с неразъемной обоймой и с промежуточным валом (ГОСТ 5006-55 - МЗП).

Для коротких концов вала делают втулки для муфты по ГОСТ 12080 с цилиндрическими отверстиями, а по ГОСТ 12081 - с коническими.

Также зубчатые муфты могут изготавливаться в соответствии с ТУ заказчика. Если заказчику нужна эксклюзивная зубчатая муфта, чертеж должен точно отображать все необходимые параметры.

При монтаже муфт следует соблюдать некоторые особенности, в частности, монтаж на вал следует проводить при небольшом нагреве.

В последнее время активно начинают использовать зубчатые муфты из полимерных соединений (капрона, капролона). Повышенная упругость и способность более равномерное распределять нагрузки на зубья, ставит их в один ряд с металлическими. К тому же муфты из полимеров имеют более высокие электроизляционные свойства и выигрывают по цене.

И жесткой компенсацией их осевого, радиального и углового смещения. Обладает большой нагрузочной способностью. Благодаря муфтам, можно включать и отключать исполнительный орган при постоянно работающем двигателе. Согласно ГОСТ Р 50895-96, муфты, передающие крутящий момент в диапазоне от 1000 до 63000 Н*м, относятся к общепромышленным, свыше – специального назначения.

Муфты зубчатые выпускаются согласно ГОСТ Р 50895-96. Муфты, передающие крутящий момент в диапазоне от 1000 до 63000 Н*м, относятся к общепромышленным, свыше – специального назначения.

Когда муфта признается нерабочей?

  • произошла поломка хотя бы одного зуба или ;
  • появление трещин на втулках и обоймах и их разрушение (кроме зубьев);
  • произошла поломка хотя бы одного крепежного изделия;
  • произошло разрушение хотя бы одного ;
  • наблюдается течь смазочного материала в местах выхода валов и по разъемам с интенсивностью, вызывающей образование и падение капель.

Купить муфты МЗ и МЗП в компании «Эл-Кран»

Если Ваш специалист, после тщательного осмотра вышедшей из строя муфты, квалифицирует, что она не подлежит ремонту, а требует полной замены, наша компания готова в срок до 10-ти рабочих дней произвести поставку данной запчасти. Гарантийный срок эксплуатации муфты - один год со дня ввода в эксплуатацию. Порядок исчисления гарантийного срока - по ГОСТ 22352-77.

Если есть сведения об условном обозначении муфты, требующей замены, - это поможет купить муфту зубчатую, ускоряя процесс подборки новой.

Пример условного обозначения муфты типа 1 с номинальным крутящим моментом 4000 Н*м, диаметром посадочных отверстий во втулках 50 мм, с втулками исполнения 1, климатического исполнения У, категории 2:
Муфта 1-4000-50-1У2 ГОСТ Р 50895-96

То же, типа 2, с диаметром посадочных отверстий во фланцевых полумуфтах 55 мм:
Муфта 2-4000-50-55-1У2 ГОСТ Р 50895-96

То же, типа 3 с индексом С:
Муфта ЗС-4000-50-1У2 ГОСТ Р 50895-96

Допускается в рабочих чертежах обозначение климатического исполнения не указывать.">Условное обозначение муфт должно включать слово "Муфта", обозначение , или отверстий втулок и , обозначение , климатического исполнения и категории по ГОСТ 15150-69.


Чертеж 20.1. Муфта зубчатая с промежуточным креплением к валу тип В


Чертеж 20.2. Муфта зубчатая тип А

  • D – диаметр муфты,
  • d - диаметр цилиндрических концов валов,
  • L – длина муфты,
  • l – длина цилиндрической части конца вала.

Таблица 20. Габаритные размеры и технические характеристики муфт зубчатых

Типоразмер № чертежа ØD Ød Ød1 Ød2 L L1 L2 L3 l l1 Частота
вращения,
об/мин
Крутящий
момент,
Н*м
Масса
муфты,
кг
МЗ МЗП
МЗ-1 6422-00-01 170 20 20 40 115 122 129 134 55 52,5 6300 71 11,8 10,6
МЗ-2 6422-00-02 185 30 30 50 145 152 160 165 70 67,5 5000 140 16,1 15,4
МЗ-3 6422-00-03 220 40 40 60 170 180 196,5 204 85 89,5 4000 315 29,3 29,8
МЗ-4 6422-00-04 250 45 45 75 215 225 234 242 105 102,5 3350 560 50,5 47,3
МЗ-5 6422-00-05 290 50 50 90 235 245 235 243 115 110 2800 800 61 62
МЗ-6 6422-00-06 320 60 60 105 255 265 255 263 125 120 2500 1180 81 80
МЗ-7 6422-00-07 350 65 65 120 285 295 285 293 140 135 2120 1900 109 111
МЗ-8 6422-00-08 380 80 80 140 325 335 325 333 160 155 1900 2360 146 147
МЗ-9 6422-00-09 430 90 90 160 335 345 335 343 165 160 1700 3000 176 179
МЗ-10 6422-00-10 490 110 110 180 365 375 365 373 180 175 1400 5000 264 264
МЗ-11 6422-00-11 545 120 120 220 405 415 405 415 200 195 1250 7100 376 372
МЗ-12 6422-00-12 590 140 140 250 487 497 485 493 240 232 1120 10000 531 520
МЗ-13 6422-00-13 684 160 160 280 521 536 523 533 260 253 1000 15000 739 750
МЗ-14 6422-00-14 734 180 180 320 571 586 568 578 280 273 900 20000 933 924
МЗ-15 6422-00-15 484 200 200 360 645 660 645 655 320 313 800 25000 1288 1237

Гибкая зубчатая муфта с двойными дуговыми зубьями

ВВЕДЕНИЕ
Гибкая зубчатая муфта - это последовательная, общая цель производства коммерческих муфт, отвечающих высоким стандартам качества, а также техническим и эксплуатационным характеристикам, являющимся особенностью промышленных муфт. Передача мощности - это специальная область применения гибких муфт, обеспечивающих гибкое соединение вращающихся элементов.
Кроме передачи крутящего момента зубчатые муфты могут компенсировать радиальное и угловое отклонение от оси, а также минимизировать осевое скольжение. Благодаря современной конструкции и чрезвычайной точности обработки и контроля качества, муфты обеспечивают высокие эксплуатационные характеристики (учитывая и другие муфты данной категории), что делает их пригодными для любого промышленного применения.

КОНСТРУКЦИЯ
С конструкционной точки зрения гибкие зубчатые муфты изготовлены из двух симметричных стальных втулок и гильз из синтетической смолы, обеспечивающих соединение и передачу мощности между двумя втулками.
Каждая из двух втулок из низкоуглеродистой стали с антикоррозийной обработкой поверхности снабжена зубчатым венцом.
Полая гильза с внутренними зубьями, выполненными посредством инжекционного прессования, изготовлена из полукристаллического технополимера высокой молекулярной массы.
Данный материал, происхождение которого подтверждено сертификатом, отвечает температурным условиям и наполнен консистентной смазкой, повышающей самосмазывающие свойства данного полимера.
Двойные изогнутые зубья обеих втулок, имеющие определенный шаг, полученные на станках с ЧПУ, обеспечивают оптимальные эксплуатационные качества, компенсируют угловые и радиальные осевые отклонения динамического типа даже под нагрузкой.
В случае равной передачи момента специальная геометрия зубьев значительно минимизирует поверхностное давление, при этом увеличивая сопротивляемость муфты изнашиванию, а также ее способность к передаче нагрузки.

Относительная сопротивляемость полимера окружающей влажности и его способность выдерживать температуры от -20оС до +120оС с кратковременными пиками до +150 о С позволяет муфте идеально выдерживать тяжелые рабочие условия даже в агрессивной среде.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА
- Компактная конструкция, сниженная масса и момент инерции
- Движение с постоянной скоростью
- Бесшумная работа, упругое поглощение ударов и вибрации
- Сопротивляемость наиболее распространенным химикатам и умеренному нагреву, макс. 80оС
- Самосмазывающая способность, отсутствие проводимости и необходимости в техническом обслуживании
- Обоснованная цена, удобство сборки, соответствие множеству видов работы, даже в наиболее тяжелых условиях.

Отклонения от оси

Отцентрованные валы

Радиальное отклонение

Угловое отклонение

Радиальное и угловое отклонение

ВЫБОР МУФТЫ
Выбор на основе крутящего момента: муфту необходимо выбирать на основании максимального крутящего момента электродвигателя, который не должен превышать допустимый пиковый момент муфты.

Технические данные

Тип Коэффициент
мощности
об/мин
Момент
Нм
Передаваемая
мощность
в кВт
на об/мин.
об/мин
/ 1’ макс.

Масса
Кг

J
кг/см2

Максимальное
осевое
отклонение
по втулке
Осевое
отклонение
750 1000 1500 3000
норм. макс. норм. макс. норм.. макс. норм. макс. норм. макс.

Угловое

Радиальное
мм
мм
SG-14 0,0011 0,0023 11,5 23 0,8 1,5 1,1 2 1,6 3 3,3 6 14000 0,166 0,27 ± 2° 0,7 ± 1
SG-19 0,0019 0,0037 18,5 36,5 1,3 2,7 1,8 3,7 2,7 5,5 5,4 11,1 12000 0,276 0,64 ± 2° 0,8 ± 1
SG-24 0,0023 0,0047 23 46 1,7 3,5 2,3 4,7 3,4 7 6,9 14,1 10000 0,312 0,92 ± 2° 0,8 ± 1
SG-28 0,0053 0,0106 51,5 103,5 3,9 7,9 5,2 10,6 7,8 15,9 15,6 31,8 8000 0,779 3,45 ± 2° 1 ± 1
SG-32 0,0071 0,0142 69 138 5,2 10,5 7 14,1 10,5 21,1 21 42,3 7100 0,918 5,03 ± 2° 1 ± 1
SG-38 0,009 0,0181 88 176 6,7 13,5 9 18 13,5 27 27 54 6300 1,278 9,59 ± 2° 0,9 ± 1
SG-42 0,0113 0,0226 110 220 8,4 16,8 11,2 22,5 16,8 33,7 33,6 67,5 6000 1,473 13,06 ± 2° 0,9 ± 1
SG-48 0,0158 0,0317 154 308 11,8 23,6 15,8 31,6 23,7 47,4 47,4 94,8 5600 1,777 18,15 ± 2° 0,9 ± 1
SG-55 0,029 0,058 285 570 21,7 43,5 29 58 43,5 87 87 174 4800 3,38 49,44 ± 2° 1,2 ± 1
SG-65 0,0432 0,0865 420 840 32,1 64,3 42,9 85,8 64,3 128,7 128,7 257,4 4000 4,988 106,34 ± 2° 1,3 ± 1

(1) Ссылается на стандартный комплект муфты с максимальным отверстием и без пазов под ключ.
(2) По втулке

ИНСТРУКЦИИ ПО СБОРКЕ
а) Закрепите две полумуфты на соответствующих валах, при этом убедитесь, что их внутренние стороны находятся на одном уровне с торцами валов.
b) Наденьте гильзу на две полумуфты, при этом регулируя расстояние между ними (расстояние „S“) и осевое выравнивание обоих валов.
c) Установите два элемента, которые нужно присоединить в соответствующее положение.
d) Перед тем как вращать муфту, убедитесь, что гильза свободно перемещается по оси.

Сталь C. 43 UNI 7847

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗУБЬЕВ
ТИП Мод. Z Угол
давления
De Dp Ширина
зуба
SG-14 1,5 20 20° 33 30 8
SG-19 1,5 24 20° 39 36 8
SG-24 1,5 28 20° 45 42 8
SG-28 1,5 34 20° 54 51 10
SG-32 1,5 40 20° 63 60 10
SG-38 1,5 44 20° 69 66 12
SG-42 1,5 50 20° 78 75 14
SG-48 1,5 50 20° 78 75 14
SG-55 2 45 20° 94 90 16
SG-65 2,5 42 20° 110 105 20

ПРИМЕР ОБЪЯСНЕНИЯ КОДА

SG-14-CC = с 2 короткими втулками

SG-14-LC = длинная-короткая втулка

ТИП Отверстие РАЗМЕРЫ кг Полиамидная
гильза
A d G G1 D S K H1 H2 H3 Короткая
втулка
Длинная
втулка
мин. макс.
SG-14 6 14 37 24 40 23 40 4 6 50 67 84 0,09 0,15 0,02
SG-19 8 19 37 30 40 25 48 4 6 54 69 84 0,15 0,23 0,03
SG-24 10 24 41 36 50 26 52 4 8 56 80 104 0,21 0,4 0,04
SG-28 10 28 46 44 55 40 66 4 9 84 99 114 0,48 0,66 0,07
SG-32 12 32 48 50 55 40 76 4 9 84 99 114 0,63 0,86 0,09
SG-38 14 38 48 58 60 40 83 4 9 84 104 124 0,83 1,25 0,11
SG-42 20 42 50 65 60 42 92 4 9 88 106 124 1,11 1,58 0,14
SG-48 20 48 50 67 60 50 95 4 9 104 114 124 1,37 1,65 0,16
SG-55 25 55 58 82 65 52 114 4 10 108 121 134 2,12 2,66 0,26
SG-65 25 65 68 95 70 55 132 4 12 114 129 144 3,07 3,92 0,39

SG-14-LL = длинная-длинная втулка

Расстояния для сборки

По требованию: Полностью выполненное отверстие в соответствии со стандартами ISO, допуск H7, пазы под ключ в соответствии с допусками DIN 6885, JS9. Отверстия под винты.

Тип Код
Полная зубчатая муфтаSG-CC
SGCC014
SGCC019
SGCC024
SGCC028
SGCC032
SGCC038
SGCC042
SGCC048
SGCC055
SGCC065
Полная зубчатая муфтаSG-LC
SGLC014
SGLC019
SGLC024
SGLC028
SGLC032
SGLC038
SGLC042
SGLC048
SGLC055
SGLC065
Полная зубчатая муфта SG-LL
SGLL014
SGLL019
SGLL024
SGLL028
SGLL032
SGLL038
SGLL042
SGLL048
SGLL055
SGLL065
Короткая втулка полумуфты SG-C
SG0C014
SG0C019
SG0C024
SG0C028
SG0C032
SG0C038
SG0C042
SG0C048
SG0C055
SG0C065
Длинная втулка полумуфты SG-L
SG0L014
SG0L019
SG0L024
SG0L028
SG0L032
SG0L038
SG0L042
SG0L048
SG0L055
SG0L065
Полиамидная гильза SG-M
SG0M014
SG0M019
SG0M024
SG0M028
SG0M032
SG0M038
SG0M042
SG0M048
SG0M055
SG0M065

Анализ конструкции муфт

В металлургической промышленности часто встречаются следующие конструкции муфт.

  1. Фланцевая муфта является наиболее надёжным и распространённым видом жёстких муфт. Состоит из двух полумуфт с фланцами, насаживаемыми на концы валов, фланцы стягиваются болтами.
    Для обеспечения соосности полумуфты центрируются либо выступом на одном фланце и выточкой на другом, либо промежуточными полукольцами. Для большей точности сопряжения и предотвращения изгиба валов в муфтах должна быть обеспечена строгая перпендикулярность торцовых поверхностей полумуфт к оси вала. Материал – сталь 40 и 35Л.
    Полумуфты поочерёдно соединяются получистыми болтами, вставленными в отверстие с зазором, и чистыми болтами, вставленными в отверстие без зазора.
  2. Зубчатые муфты – наиболее распространённый вид жёстких компенсирующих муфт, применяются для соединения горизонтальных соосных валов и способны компенсировать смещения осей валов.
    Зубчатая муфта общего назначения состоит из двух полумуфт с внутренними зубцами и двух втулок с наружными зубцами.
    Зубчатые втулки выполняются с прямолинейной или с эллиптической образующей. Компенсация смещений валов достигается перекосом втулок относительно обойм за счёт боковых зазоров и сферической поверхности наружных зубьев.
  3. Кулачково-дисковые муфты – предназначены для соединения валов со значительными радиальными смещениями, допускают незначительные угловые и осевые смещения. Муфта состоит из двух полумуфт и промежуточного диска с кулачками, расположенными крестообразно и входящими в соответствующие пазы на полумуфтах. Передача крутящего момента осуществляется кулачками диска, которые при смещённых валах скользят по боковой поверхности пазов. Центр диска при вращении валов описывает в пространстве окружность.
    Сопряжение кулачков и пазов принимается по посадке с зазором. Наличие зазоров в данном сопряжении ухудшает работу муфты ввиду увеличения кромочных давлений на поверхности контакта.
    Недостатки: неудовлетворительная работа даже при малых перекосах; значительный износ рабочих поверхностей; наличие центробежной силы, действующей на диск; потери на трение и необходимость в смазке, пониженная надёжность работы. Достоинство: способность компенсировать значительные радиальные смещения осей валов.
  4. Шарнирные муфты используют принцип работы пространственного шарнира Гука, служат для передачи крутящего момента между валами, имеющими большое угловое смещение осей, которое в процессе вращения муфты может изменяться.
    Обычно муфта состоит из двух вилок и промежуточной детали в виде крестовины, шарнирно соединённой с концами вилок. Соединяя две муфты, можно обеспечить передачу момента при значительном радиальном смещении осей валов.
    Шарнирные муфты применяются: для компенсации неточности взаимного расположения валов, возникающей при сборке; передачи вращения валам, положение которых изменяется во время работы.
    При наличии углового смещения осей соединяемых валов, вращение ведомого вала одинарной шарнирной муфты происходит неравномерно при равномерном вращении ведущего вала. Периодическое отставание и опережение ведомого вала относительно номинальных положений, соответствующих равномерному вращению, вызывает динамические нагрузки.
  5. Муфты со змеевидными пружинами . Полумуфты соединяются упругим элементом, выполненным в виде змеевидной пружины, расположенной на цилиндрической поверхности. Муфта состоит из полумуфт, имеющих зубья, между которыми помещается 6-8 секций змеевидных пружин. Для предохранения пружины от выпадения и удержания смазки (обычно пластичной) служит кожух, состоящий из двух половин, стянутых винтами.
    Пружина является наиболее ответственной деталью муфты. Она изготавливается из пружинной стали с пределом прочности σ т = 170 МПа. В тяжёлых муфтах пружины устанавливаются в два-три ряда. Такие муфты отличаются высокой надёжностью в работе и малыми габаритными размерами. Эти свойства обусловили их широкое распространение в тяжёлом машиностроении (прокатные станы, паровые турбины), несмотря на сложность конструкции, нетехнологичность и необходимость контроля в эксплуатации.
  6. Муфты с торообразным упругим элементом . Упругим элементом муфты является резиновая или резинокордная оболочка. Резинокордная оболочка сложнее в изготовлении, чем резиновая, однако её срок службы в несколько раз больше резиновой. Эти муфты отличаются высокими компенсационными свойствами, способностью уменьшать динамические нагрузки благодаря малой крутильной жёсткости и высокой демпфирующей способности. К недостаткам муфт относят их большие размеры по диаметру и появление осевых нагрузок на опоры валов, вызываемых центробежными силами, действующими на упругий элемент.
    В муфте с торообразной оболочкой полумуфты соединены упругим элементом в виде торообразной оболочки, изготовленной из резины или армированной резины. Нажимное кольцо состоит из полуколец, притянутых винтами к кольцу. С помощью винтов борт упругого элемента зажимают между фланцем полумуфты и нажимным кольцом, создавая силы трения между резиной и металлом. Ширину кольца выбирают так, чтобы при контакте металлических частей в результате затяжки винтов резина сжималась на заданную величину. Конструкция позволяет проводить замену упругого элемента без осевого смещения полумуфт.
    Муфта отличается повышенной способностью надёжно работать при значительных взаимных смещениях соединяемых валов. Чем больше эти смещения, тем меньше срок службы упругого элемента, так как при радиальном и угловом смещении валов в резине возникают циклические напряжения, вызывающие её нагрев и снижение прочности.
  7. Втулочно-пальцевая муфта состоит из двух полумуфт, соединённых болтами – пальцами с надетыми на них кольцами из эластичного материала (резины, кожи). Полумуфта служит одновременно тормозным шкивом. Во фланце полумуфты коническими хвостовиками укрепляются пальцы, на которые надеваются упругие резиновые втулки. Упругие втулки входят в отверстия, расположенные во фланце полумуфты.
  8. Муфты с металлическими дисками в конструктивном отношении весьма просты и не требуют особого ухода в процессе эксплуатации ().

    Рисунок 6.2 – Муфта с металлическими дисками: 1 – правая полумуфта; 2 – гайка; 3 – левая полумуфта; 4 – диски; 5 – болт

    Муфта состоит из двух одинаковых полумуфт 1 и 3 и набора пластинчатых дисков 4. Болтами 5 и гайками 6 диски 4 притягиваются к полумуфте 1, а болтами 7 и гайками 8 – к соединительной вставке 2.
    Муфты используются в реверсивных приводах и механизмах с дистанционным управлением, требующих точного повторения исполнительным элементом заданной программы. Муфты способны работать при значительных угловых и осевых смещениях. Радиальная жёсткость таких муфт соизмерима с жёсткостью валов, поэтому, при наличии радиальных смещений, применяются сдвоенные муфты. Сдвоенные муфты применяются в случаях, когда необходимо компенсировать значительные по величине осевые смещения и снизить осевую жёсткость муфты. Данные муфты не требуют подвода смазки, на переходных режимах допускают повышенные расцентровки сочленённых валов, а также обладают высокими компенсирующими, виброизолирующими и демпфирующими свойствами.
    Плоскости разъёма полумуфт должны быть строго перпендикулярны осям валов. Полумуфты закрепляются на валах при помощи шпонок (на коническом валу – осевой гайкой); фиксация полумуфт в осевом направлении проводится торцевым креплением или установочными винтами.

Уход и надзор за муфтами

При приёмке смен муфты осматривают в тех случаях, когда об этом даны указания в правилах технической эксплуатации отдельных видов оборудования. При осмотрах необходимо:

  • проверить, не нарушилась ли посадка полумуфт на валах;
  • проверить (путём простукивания) надёжность затяжки болтовых креплений в месте разъёма муфт;
  • осмотреть состояние и крепление кожухов муфт.

Не реже одного раза в 10-15 суток проверяют наличие масла в зубчатых муфтах и доливают до контрольного уровня. Для проверки количества масла в муфте рекомендуется заполнить муфту мерным количеством смазочного материала, повернуть её так, чтобы масло появилось у заливного отверстия (). Это положение нужно отметить кернением на верхней точке фланца, чтобы в дальнейшем знать положение муфты для заполнения маслом. Не допускается эксплуатация зубчатых муфт, у которых вследствие износа уплотнений при работе происходит разбрызгивание (утечка) смазочного материала. Зубья муфт со змеевидными пружинами смазывают не реже одного раза в 15 суток.

Рисунок 6.3 – Схема проверки уровня масла в зубчатой муфте

Ревизии и ремонт соединительных муфт

Ревизию муфт необходимо проводить при плановых остановках оборудования на ремонт в следующие сроки:

  • поперечно-свёртных, продольно-свёртных, втулочно-пальцевых и зубчатых – не реже одного раза в 45 суток;
  • компенсирующих муфт с промежуточным диском – не реже одного раза в месяц;
  • муфт со змеевидной пружиной (Бибби) – не реже одного раза в 15 суток.

Перед разборкой муфт нужно проверить маркировку или провести кернение: зубчатых муфт на обеих полумуфтах и на боковых поверхностях втулки и полумуфты; муфт со змеевидной пружиной на зубьях обеих полумуфт.

При ревизии муфт (независимо от конструкции) необходимо:

  • проверить состояние полумуфт, нет ли трещин (наличие трещин обнаруживается по звуку при лёгком обстукивании молотком, по масляным подтёкам и скоплению пыли возле повреждённых мест или по пятнам, появляющимся при лёгком обстукивании молотком;
  • проверить стабильность посадки полумуфт на валах;
  • проверить величину зазора между торцевыми плоскостями;
  • проверить взаимное расположение осей соединяемых валов.

При смещении вдоль оси, или при ослаблении посадки на валу полумуфты заменяют.

Не допускается устанавливать прокладки между валом и отверстием ступицы полумуфт и кернение вала для обеспечения плотности соединения; запрещается приваривать полумуфы к валу. Полумуфты соединительных муфт всех типов, втулки зубчатых муфт, у которых обнаружена трещина, подлежат обязательной замене.

При ревизии зубчатых муфт необходимо ( , , ):

  • проверить состояние и износ зубьев полумуфт и втулок;
  • проверить состояние уплотнительных колец;
  • проверить взаимное положение осей соединяемых валов;
  • при сборке после ревизии или ремонта промыть внутреннюю полость корпуса керосином и после просушки залить свежим смазочным материалом.
Таблица 6.4 – Нормали контроля осевых соединений
Неисправность Предел ремонта Предел использования Примечание
Неисправная центровка муфты Торцевое смещение ±0,05 мм при высокой скорости При появлении вибрации провести центровку осей
В 4-х точках на окружности разность измерений должна быть не более 0,02 мм Износ отверстия для болтов допускается до 5% диаметра
В других случаях ±0,1 мм
Перекос осей валов зубчатой муфты 1° и менее tg1° = 0,0174
Таблица 6.5 – Допуски на перекос и радиальное смещение осей муфт
Тип муфт Диаметры муфт, мм Допуски, мм
перекос на 1000 мм длины радиальное смещение осей
Зубчатые от 150 до 300 0,5 0,3
от 300 до 500 1,0 0,8
от 500 до 900 1,5 1,0
от 900 до 1400 2,0 1,5
Пальцевые от 100 до 300 0,2 0,05
Таблица 6.6 – Допускаемый износ зубьев зубчатых муфт по боковому зазору
Номер муфты Модуль зуба Допускаемый боковой зазор, мм
1, 2 2,5 1,5
3, 4, 5 3,0 1,7
6, 7, 8 4,0 2,4
9, 10 6,0 3,6
11, 12 8,0 4,8
15 10,0 6,0

Не допускается эксплуатация зубчатых муфт при поломке более 10% зубьев, при износе зубьев по толщине свыше 30% первоначального размера. Высохшие фетровые и войлочные кольца нужно промыть в керосине, просушить и пропитать в расплавленной смазке; изношенные уплотнительные кольца заменить.

В муфтах со змеевидной пружиной при ревизии проверяют состояние пружин и зубчатых дисков. Лопнувшие пружины, а также пружины, на рабочей поверхности которых обнаружены трещины и вмятины, заменяют; годные пружины при снятии маркируют и укладывают на то же место, где они были ранее; задиры на поверхностях зубьев зачищают напильником.

Зубчатые диски муфт со змеевидными пружинами подлежат замене при износе зубьев по толщине на 30% от первоначального размера, а также при наличии поломанных зубьев, если они распределяются неравномерно по окружности и число их превышает 10% общего количества зубьев. Процент износа зубьев определяется по средней величине замеров толщины зуба в трёх точках по высоте.

В поперечно-свёртных, втулочно-пальцевых и в муфтах с промежуточным диском:

  • величина относительного смещения соединяемых валов, измеренная при помощи угольника и щупом в четырёх диаметрально расположенных точках наружной поверхности полумуфт, не должна превышать 0,3 мм; при увеличении зазора выше указанного предела механизм центрируют;
  • разность величины зазора, измеренная клиновым щупом в диаметрально противолежащих точках, не должна превышать 0,001 наружного диаметра полумуфт; при увеличении этого предела механизмы подлежат центровке для обеспечения соосности соединяемых валов.

В муфтах с промежуточным диском зазор между выступами 4 диска 3 и впадинами полумуфт 1, 2 не должен превышать 0,5-2,0 мм, в зависимости от размера муфт и мест их установки.

Во втулочно-пальцевых муфтах выработка отверстий для крепления пальцев не допускается. Максимальный зазор между упругими кольцами и отверстиями в полумуфте допускается не более 3% от диаметра пальца (считая его на сторону). При большем износе кольца нужно заменить, а при выработке отверстий заменить полумуфты.

Дефекты полумуфт

Основными дефектами являются:

  • трещины;
  • износ отверстия под вал.

Полумуфты с трещинами любого характера и расположения подлежат браковке.

Полумуфты считаются годными, если вследствие износа отверстия зазор в сопряжении увеличится не более чем в 1,5 раза от максимально возможного при изготовлении. При размере отверстия, превышающем допустимый, необходимо ремонтировать отверстие наплавкой.

Муфты зубчатые и любые другие - быстро и удобно для Клиента!

Компания "ПромЭК" имеет огромный опыт поставок муфт забчатых и муфт других типов разного назначения. Наши дилерские соглашения позволяют поставлять муфты приводов по ценам производителя, а годами отработанные логистические схемы делают наши поставки удобными для наших Клиентов.

Звоните нашим менеджерам, ставьте задачу - и Ваша заявка на муфты, необходимые для работы Вашего оборудования, будет обработана быстро и качественно.

НПО "ПромЭК" поставляет:

  • муфты предохранительные
  • муфты упругие
  • муфты кулачково-дисковые
  • муфты цепные однорядные
  • муфты шарнирные
  • муфты обгонные
  • муфты сцепные кулачковые
  • муфты приводные
  • муфты соединительные
  • муфты концевые
  • муфты электромагнитные
  • муфты жесткие компенсирующие и подвижные
  • муфты для насосов
  • муфты для компрессоров
  • муфты для конвейеров
  • муфты стальные ламельные
  • муфты высокоэластичные
  • муфты зубчатые с круговым зубом
  • муфты КТР
  • муфты специальные
  • Муфты УКМ-12 - для размещения коммутационных изделий и предохранения их от атмосферных осадков
  • Муфты УПМ-24 - для разделки кабелей и подключения их к рельсовым цепям
  • Муфты РМ4-28; РМ-28; РМ7-49; РМ8-112 - кабельные концевые, муфты кабельные разветвительные

Доставка до транспортной компании для Вас будет бесплатной. Доставка по России и СНГ осуществится самым рациональным путем!

Муфты как соединительные устройства для валов

Муфты, соединительные устройства для валов, концы которых смыкаются или удалены на небольшое расстояние,обеспечивают передачу крутящего момента от одного вала к другому. Как правило, геометрическая ось одного вала составляет продолжение геометрической оси другого вала. С помощью муфт также передается вращение на зубчатые колеса, шкивы, свободно насаженные на валы.

Муфты не наделены функцией изменять вращающий момент и направление вращения. Не-которые типы поглощают вибрации, предохраняя машину от перегрузок.

В машиностроении муфты разных конструкций применяются очень широко. Современные машины отнюдь не монолитны и состоят из отдельных частей с входными и выходными концами валов, которые и соединяют с помощью муфт в различных целях:

  • для получения длинных валов из отдельных частей и ком-пенсации небольших неточностей монтажа в относительном распо-ложении соединяемых валов;
  • для придания валам некоторой подвижности во время ра-боты;
  • для включения и выключения отдельных узлов;
  • с целью автоматического соединения и разъединения валов - выполнения функций автоматического управления;
  • для уменьшение динамических нагрузок на механизмы.

Если самая простая муфта сделана из куска ниппельной трубочки и соединяет вал электромоторчика с крыльчаткой автомобильного омывателя стекла, то, например, муфты турбокомпрессоров реактивных двигателей состоят из сотен деталей и являются сложнейшими саморегулирующимися системами. Многообразие функций предопределяет многообразие конструкций муфт, и как следствие - их разветвленную классификацию.

Муфты и их классификация

По характеру соединения валов муфты образуют несколько групп.

  • Муфты механического действия:

- жесткие (глухие) . Практически не допускают ради-альных, осевых и угловых смещений валов;

- компенсирующие . Допускают некоторые радиаль-ные, осевые и угловые смещения валов, которые компенсируют упругими элементами - резиновыми втулками, пружинами и т.д.;

- фрикционные. Допускают кратковременное проскальзывание валов при перегрузках.

  • Муфты гидравлического или пневматического действия.

Классы муфт по режиму соединения валов

  • Нерасцепляемые (постоянные, соединительные). Соединяют валы постоянно, образуя единые длинные валы. В свою очередь подразделяются на:

- Жесткие (неразъемные, разъемные в параллельной валу плоскости и разъемные в перпендикулярной валу плоскости);

- Компенсирующие самоустанавливающиеся (осевые, радиальные, угловые, универсальные);

- Упругие (линейные, нелинейные).

  • Управляемые (сцепные). Соединяют и разъединяют валы в процессе работы. Подразделяются на синхронные и асинхронные (фрикционные) - с механическим, электрическим, гидравлическим, пневматическим переключением.
  • Самодействующие (самоуправляемые, автоматические). Срабатывают автоматически при заданном режиме работы. Делятся на:

- Центробежные (фрикционные);

- Объемные (храповые, фрикционные);

- Предохранительные . Разъединяют валы в случае нарушении нормальных эксплуатационных условий (с разрушаемым элементом, с неразрушаемым элементом).

  • Прочие.

По способности снижать динамические нагрузки муфты делятся на:

  • жесткие - не сглаживающие вибрации, толчки и удары;
  • упругие - сглаживающие вибрации, толчки и удары благодаря наличию в их составе упругих элементов.

Большинство применяемых муфт, являющихся автономными узлами, стандартизованы: основной характеристикой при их подборе является передаваемый вращающий момент.

Муфта, рассчитанная на передачу определённого вращающего момента, выполняется в нескольких модификациях для разных диаметров валов.

Муфты и их конструкции

Жёсткие (глухие) муфты могут быть втулочными или фланцевыми.

Втулочная муфта , простейшая из жестких муфт, представляет собой втулку, посаженную на выходные концы валов с помощью шпонок, штифтов или шлицев. Применяется в тихоходных и неответствен-ных конструкциях машин при диаметрах валов до 70 мм. Изготавливаются из стали 45; муфты больших раз-меров - из чугуна СЧ25.

Фланцевая муфта состоит из двух полумуфт, со-единенных болтами. Для передачи вращающего момента используют шпоночные или шлицевые соединения. Вращающий момент передаётся за счёт сил трения между фланцами, и собственно болтами, когда они вставляются без зазора. Фланцевые муфты стандартизованы в диапазоне диаметров 12...250 мм и передают моменты 8...45000 Нм. В тяжёлых машинах полумуфты приваривают к валам.

Эти муфты называют иногда поперечно-свертными . Цен-тровка фланцев осуществляется за счет кругового выступа на одной полумуфте делают и выточки того же диаметра - на другой,или за счет цен-трующего кольца.Используютсядля валов диаметром до 350 мм. Материал для фланцевых полумуфт - сталь 40, 35Л, чугун СЧЗО (для муфт больших размеров).

Наиболее применяемая из этой группы муфт, состоит из двух полумуфт с наружными зубьями и разъемной обоймы с двумя рядами внутренних зубьев эвольвентного профиля. Муфта зубчатая компенсирует радиальные, осевые и угловые смещения валов за счет боковых зазоров в зацеплении и обточки зубьев по сфере, несоосность валов компенсируется скольжением зубьев. Для повышения износостойкости зубья подвергают термообработке, а вмуфту заливают смазку. Материал полумуфт и обойм - сталь 40 или 45Л.

Кулачково-дисковая муфта состоит из двух полумуфт с диаметраль-ными пазами на торцах и промежуточного пла-вающего диска с взаимно пер-пендикулярными выступами. Трущиеся поверхности периодически смазывают пластичной смазкой. Кулачково-дисковая муфта применяется для соединения тихоходных валов (до 250 об/мин). Полумуфты и диски изготавливаются из стали 45Л.

По конструкции ана-логична фланцевой муфте, но вместо соединительных болтов у упругой муфты имеются стальные пальцы, на которые установлены эластичные (резино-вые, кожаные и т. п.) втулки. Эластичные элементы позволяют компен-сировать незначительные осевые смещения валов. Особенно широко применение для соединения электродвигателей с исполнительными механиз-мами при диаметре вала до 150 мм. Материал полумуфт - сталь 35, 35Л или чугун СЧ25; пальцы изготовляют из стали 45.

Ярким представителем семейства подвижных муфт является шарнирная муфта . Идею муфты, впервые предложенную Джироламо Кардано в 1570 г., в 1770 г. до инженерного решения довел Роберт Гук. Поэтому они называются как карданными муфтами, так и шарнирами Гука . Шарнирные муфты соединяют валы под углом до 45 градусов и позволяют создавать цепные валы с передачей вращения в недоступные места. Это возможно благодаря тому, что крестовина является не одним шарниром, а двумя с перпендикулярными осями.

Упругие муфты предназначены главным образом для амортизации ударов, толчков и вибрации, а также некоторой компенсации смещения валов. Главная их особенность - наличие металлического или неметаллического упругого элемента: это звёздочки, шайбы, упругие оболочки, винтовые и змеевидные пружины, сильфоны и т.п.

Сцепные муфты предназначены для соединения и разъединения валов. Некото-рые типы сцепных муфт позволяют это делать без остановки элек-тродвигателя. Сцепные муфты иногда называют управляемыми . По принци-пу работы различают кулачковые и фрикционные сцепные муфты.

Кулачковые муфты состоят из двух полумуфт с кулачками на торцовых поверхностях. Включение муфты осуществ-ляется за счет полумуфты, которая может передвигаться вдоль вала по направляющей шпонке или по шлицам.

Фрикционные муфты допускают плавное сцепление при любой скорости, что успешно используется, например, в конструкции автомобильного сцепления. По конструкции делятся на наиболее распространенные дисковые - трение происходит по торцевым поверхностям дисков, - конусные и цилиндрические.

Фрикционные муфты работают как без смазочного материала (сухие муф-ты ), так и со смазочным материалом (масляные муфты ). Система смазывания уменьшает изнашивание рабочих поверхностей, но усложняет конструкцию муфты. Материал для фрикционных муфт - конструкционные стали, чугун СЧ30. Фрикционные материалы: прессованную асбесто-проволочную ткань ферродо, фрикционную пластмассу, порошковые материалы и др. - применяют в виде накладок.

Самоуправляемые муфты предназначены для автоматического разъединения валов в зависимости от изменения одного из следующих параметров: вращающего момента - предохранительные муфты, направления вращения - обгонные, и скорости вращения - центробежные.

Предохранительные муфты имеют функцию ограничения передаваемого вращающего мо-мента, чем предохраняют машины от поломок при перегрузках. Наибольшее распространение получили предохранительные кулачко-вые, шариковые и фрикционные муфты. Для изготовления деталей предохранительных муфт в зависимости от типа муфты применяют конструкционные стали, чугун СЧЗО, фрикцион-ные материалы, сталь ШХ12 и др. Штифты для муфт с разрушающимся элементом изготовляют из стали 45, втулки — из стали 40Х с закалкой.

Звоните нашим менеджерам, ставьте задачу - и Ваша заявка на муфты зубчатые и другие муфты приводов будет обработана быстро и качественно.