Жизнь леса. Экологические связи

  1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа-определителя.
  2. По рисунку учебника познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

1. Ель. 2. Осина. 3. Сосна. 4. Белка. 5. Дятел. 6. Иволга. 7. Дуб. 8. Шелкопряд: бабочка и гусеница. 9. Короед. 10. Дрозд. 11. Кабан. 12. Бересклет. 13. Подосиновик. 14. Полёвка. 15. Животные почвы. 16. Лесная мышь. 17. Дождевой червь. 18. Ласка.

  1. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
  2. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.

Что такое лес

Каждый представляет себе лес. Но если спросить: «Что такое лес?», не каждый легко ответит. В любом лесу главные растения - деревья. Без деревьев леса не бывает. Но лес - это не только деревья. Лес - это сложное единство живой и неживой природы.

В лесу растут кустарники и травы, обитает множество животных. Есть здесь и грибы. Растения предоставляют пищу и укрытие животным, а животные распространяют плоды и семена растений. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей. Мы видим, что живые организмы в лесу тесно связаны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.

Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Так, солнечный свет, воздух, вода необходимы, чтобы растения могли создать в своей чудесной «кухне» питательные вещества и накормить себя и животных.

Жизнь леса невозможна и без почвы. Здесь располагаются корни растений, грибница грибов, живёт множество мелких животных. В почве живут и совсем крошечные организмы, которых не увидишь без микроскопа,-бактерии. Они - важная часть лесного сообщества.

  • По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.
  • Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
  • Познакомься с планом изучения природного сообщества. Этим планом мы будем пользоваться и на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природных сообществ.

План изучения природного сообщества

  1. Название сообщества.
  2. Какие организмы составляют сообщество.
  3. Экологические связи в сообществе.
  4. Значение сообщества для человека.
  5. Влияние человека на сообщество.
  6. Охрана сообщества.
  • Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе об экологических связях в сообществе леса.

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем. Так поддерживается круговорот веществ в лесу. Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки растений перегнивают быстрее. Учёные доказали это таким опытом. В два одинаковых сосуда набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были бактерии, насекомые и их личинки, а в другом - только бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранялась довольно долго.

  • По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4-6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

Обсудим!

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?

Проверь себя

  1. Что такое лес?
  2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?
  3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
  4. Как обитатели леса связаны между собой?

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: природное сообщество.
  2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
  3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.

На следующем уроке

Познакомимся с природным сообществом луга, сравним луг и лес. Будем учиться правильно вести себя на лугу.

Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?

Предмет: «Окружающий мир»

4 класс

Тема урока : ЖИЗНЬ ЛЕСА

Программа «Окружающий мир»(«Мир вокруг нас») автор А.А.Плешаков

учебник «Мир вокруг нас» 4 класс, авт.Плешаков А.А. 2006г.

Цели урока :

Изучение природного сообщества «лес» как комплекса обитающих совместно организмов.

Формировать у учащихся умения раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания и человеком

Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным.

Оборудование:

Таблица «Ярусы леса», иллюстрации животных, мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись «Звуки леса», проектные работы детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала

Ответьте на вопросы теста.

_____________________________

1. Перегной - это:

А) верхний, плодородный слой земли; Б) сгнившие остатки живых организмов; В) ценный вид почв России.

2. Участником почвообразования является:

А) мышь; Б) крот; В) дождевой червь.

3. Верхний, плодородный слой земли - это:

А) почва; Б) перегной; В) чернозем.

4. 1 сантиметр почвы образуется за:

А) 30 лет; Б) 300 лет; В) 3000 лет.

5. Самый ценный вид почв в России:

А) подзолистая; Б) черноземная; В) болотная.

Оценка____________ Проверил_________________

Взаимопроверка

III. Сообщение темы и целей урока

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои!

Я думаю, что вы догадались, послушав стихотворение: куда мы отправимся сегодня на уроке?

Сегодня мы снова отправляемся в лес, откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей , побываем в роли исследователей природы, ее защитников.

Открыли тетради и записали тему урока: «Жизнь леса»

IV. Работа над новой темой

Ученые-экологи называют лес природным сообществом. Подумайте, что это означает?

И о том, как такие разные животные и растения могут уживаться в одном лесу нам подробнее расскажут группы, проводившие исследования по этому вопросу.

1)Выступление первой группы.

Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные. Самым светлым будет «чердак», находящийся в кронах высоких деревьев. Здесь наверху листья всегда смотрят на солнце верхней стороной. Свежая зелень привлекает насекомых. Под самой крышей леса живут сотни гусениц - будущих бабочек, много майских жуков. На этой пронизанной солнцем и ветром высоте многие певчие птицы растят птенцов, белки прячут среди листвы гнезда.

Деревья образуют два яруса? (Верхний ярус состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев таких как:дуб, сосна, ель, тополь,

Ниже располагаются теневыносливые деревья яблоня, рябина, черемуха .

Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники.

Кустарники тоже делятся на два яруса. (Кустарники и кустарнички.).

К этому этажу можно отнести такие растения, как лещина, калина, бересклет.

Кустарничковый – ярус кустарников, молодого подроста.

Здесь встречается смородина, шиповник, черника.

На нижних «этажах» леса располагаются мхи и лишайники, травы и грибы,.

По научному лесные «этажи» называют ярусами.

А вы знаете, что корни растений тоже располагаются ярусами. Как вы думаете, корни каких растений расположены ближе к поверхности, а какие глубже? Почему? (2 мин. дети по группам готовят ответ)

III. Физкультминутка

Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями.

Мыс вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес!

(Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся п окажем - крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

После ответа детей показ слайда «Ярусы леса»

Микроитог: Итак, из услышанного мы можем сказать, что растения и животные в лесу расселяются «поэтажно». Одни поднимаются на «чердак», другие спускаются в «подвал», то есть под землю. А от чего это зависит? С растениями понятно - теневыносливые ниже, светолюбивые выше, а животные?…

(Это зависит от того, как эти животные приспособились к жизни на своем «этаже»: как они передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов?)

2)Вторая исследовательская группа расскажет нам о животных.

Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными. Давайте попробуем «Расселить животных леса по их «квартирам».

На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.

Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, зубры, лоси, косули, олени, кабаны, волки.

В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.

Пищевые цепи в лесу переплетены в сложную пищевую сеть.

Среди млекопитающих пищевую цепь составляют растительноядные мышевидные грызуны и зайцы, а также копытные, за счет которых существуют хищники: ласка, горностай, куница, лиса, волк.

Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.

Значение разных групп животных в сообществе леса неодинаково. Исчезновение например, крупных растительноядных копытных: зубров, оленей, косуль – слабо отразилось бы на общей экосистеме, так как их численность никогда не была большой и не играла существенной роли в общем круговороте веществ. Но если бы исчезли растительноядные насекомые, то последствия были бы очень серьезными, так как насекомые выполняют важную функцию опылителей, участвуют в процессах разложения и служат основой существования многих последующих звеньев пищевых цепей.

Процесс саморегуляции в лесу проявляется в том, что всё разнообразное население леса существует совместно, не уничтожая полностью друг друга, а лишь ограничивая численность особей каждого вида определённым уровнем. Насколько велико в жизни леса значение такой регуляции численности, можно видеть из следующего примера. Листьями дуба питается несколько сотен видов насекомых, но и нормальных условиях каждый вид представлен столь малым количеством особей, что даже их общая деятельность не наносит существенного вреда дереву и лесу. Между тем все насекомые обладают большой плодовитостью. Количество яиц, откладываемых одной самкой, редко бывает менее 100. Многие виды способны давать 2-3 поколения за лето. Следовательно, при отсутствии ограничивающих факторов численность любого вида насекомых возросла бы очень быстро и привела бы к разрушению экологической системы.

Мы с вами говорили о растениях, о животных, а грибы? Они же не относятся к этим группам..

Как вы думаете, каково значение грибов в жизни леса? Нужны ли грибы лесу?

Давайте прочитаем об этом на странице 179 учебника.

Как связаны деревья и грибы? Какой гриб считается лучшим помощником растений? (Мухомор.) Для чего еще нужны грибы лесу?

Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут, - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.

Животные помогают друг другу, а человек как оказывает влияние на лес или лес влияет на человеа?

3)Послушаем, что приготовила нам третья группа.

Мы хоти напомнить всем правила поведения в лесу.

Дикарь в лесу

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину - сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашел один орех - сорвал,

Сорвал второй и третий...

Отбросил куст и, как медведь,

Пошел себе довольный.

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

(Т.Ладонников)

Действительно, все что мы видим вокруг находится в очень хрупком равновесии.

V. Подведение итогов урока и выставление отметок.

Почему лес называют природным сообществом?

(Прочитайте вывод на странице 181.) запишем вывод в тетрадь.

Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.

Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

1. Представь что ты входишь в лес. Поможет тебе в этом стихотворение В. Рождественского.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, стряхая капли рос.
А сумрачный навес широколапых
Сплелся с листвой и молодых.
Привет тебе, приют покоя и свободы,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и всё в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!

В какой лес ты попал? Докажи это. Подчеркни названия деревьев, о которых говорится в тексте.

Мы попали в смешанный лес, так как здесь смешались хвойные (сосны, ели) и лиственные деревья (ольха, берёза).

Напиши, какие ещё деревья можно увидеть в таком лесу.
В таком лесу можно еще увидеть - лиственницу, осину, липу, клён, дуб, вяз, пихту.

2. Заполни таблицу.

Лесные жители.

3. О каких зверях леса говорится в загадках? Вырежи их изображения в Приложении и наклей рядом с загадками.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
Ответ: Заяц
На овчарку он похож.
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Ответ: Волк
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув высоко.
Ответ: Лось
Этот житель в ясную пору
Без фонаря забирается в нору.
Любит работать только во мраке.
Ходит в коричневом замшевом фраке.
Ответ: Крот
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Ответ: Белка

4. Напиши, какова роль грибов в природе.

  • Всасывают из почвы влагу с солями и отдают её деревьям.
  • В них насекомые откладывают личинки.
  • Их любит собирать и есть человек.
  • Санитары леса. Заняты в кругообороте органических веществ, разрушают растительные остатки.
  • Ими питаются животные.

5. Составь и запиши 2 - 3 цепи питания, характерные для зоны лесов.

Подосиновик - Лесная мышь - Ласка
Ель - Короед - Дрозд

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работы друг друга.

6. Подпиши названия грибов, воспользуйся атласом-определителем.


Технологическая карта изучения темы «ЛЕС – природное сообщество» Окружающий мир.

4 класс учитель Воробьева Наталья Сергеевна

Тема

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Цель и задачи темы

1) Познакомить детей с понятиями “природное сообщество;

2) Показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса;
3) Формировать бережное отношение к природе;
4) Развивать познавательную активность, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Планируемый результат

Познавательные умения:

-планировать свою деятельность, сопоставлять и отбирать необходимую информацию; анализировать, группировать; обосновывать своё мнение; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку, взаимооценку.

Коммуникативные умения:

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Предметные умения:

-отбирать соответствующую информацию, учебный материал; доказывать правильность своего ответа.

Личностные умения:

Ценить и принимать базовые ценности «добро», «бережное отношение».

Основные понятия

Понятия:

Лес – природное сообщество.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение, технология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Окружающий мир», ч.1.А. А. Плешаков

Раздаточный материал

Презентация Power Point « Лес – природное сообщество»

Карта «Природные зоны России»

Плакат «Жизнь леса».

Источники дополнительной литературы.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1 этап. Организационный

Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

I этап. Организационный

Эмоциональный настрой .

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их, они пришли к нам посмотреть какие вы способные, трудолюбивые, на протяжении всего урока будут наблюдать за вашей деятельностью и оценят Вашу работу… Давайте постараемся!

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Настроить детей на работу.

Поприветствовать гостей, учителя и друг друга. Настроиться на работу

2 этап

Проверка домашнего задания

Начнем нашу работу с проверки Д/з

Стр77 тест№24 (запись на доске) – 6 мин на работу

Обратили взоры на экран. На прошлом уроке мы изучали тему…

Давайте исправим ошибки… СЛАЙД 2

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. В нашем крае преобладают болотные почвы. За плодородие почв отвечают соли. Почвы не нуждаются в охране.

Познавательные УУД

Контроль за выполнением работы

Самостоятельная (индивидуальная) деятельность

3 этап. Актуализация знаний

Цель- актуализировать знания

II этап. Актуализация знаний

Внедрение в учебную деятельность.

Хочу пригласить, Вас сегодня туда

Где добро и чудеса

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудные откроете эти…

Ну что, готовы познавать новое и неизведанное…

«Узнай по описанию»

В этой зоне благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору. Здесь живут не только звери, птицы, насекомые, но и лягушки, жабы, змеи.

О какой природной зоне идет речь?

Покажите на карте Зону лесов? Сравните ее площадь с остальными зонами.

Что вы помните об этой зоне? Какие леса там встречаются?

ДАВАЙТЕ проверим правильность вашего ответа СЛАЙД 3

Прочитайте данные слова, обсудите в группах что это за слова, докажите, от какого слова они образовались?

* Определите ТЕМУ урока, ЦЕЛИ урока

Вывешивается картина леса.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Включить обучающихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока, определять цели.

Диалог с учителем

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

4 этап

Открытие новых знаний.

Цель- поиск и открытие нового способа действия

IV этап. Открытие новых знаний.

СЛАЙД 4 – чтение учащегося

- Есть леса хвойные, лиственные и смешанные.

Есть леса густые и редкие, сухие и влажные. В одних почву покрывают густые мхи, а в других – зеленые травы. Одни наполнены щебетанием птиц, а в других – тишина… Почему?

Обсудите в группах и дайте свой ответ: От чего зависит разнообразие лесов (климатические условия, хозяйственная деятельность людей…)

Рассмотрим наш лес – чем же он богат… (составление схемы на доске)

Ребята, как живут животные, растения, грибы в лесу по отношению друг к другу

Что значит вместе, подберите синонимы…

***Лес – ЭТО ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО (дописать тему урока).

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Организовать работу учащихся

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение вопросов.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

5 этап. Применение новых знаний.

Цель - научить применять знания в практическом задании;

V этап. Применение новых знаний.

Групповая работа (правила работы в группах).

- Вспомним правила работы в группе

- Составим алгоритм выполнения задания (запись на доске)

2. Обсудить

3. Выполнить

4. Проверить

5. Выступить

Сегодня у нас встреча с биологами, зоологами, исследователями, учеными, экологами, ботаниками.

СЛАЙД 5

1 группа – с178 составить (нарисовать) «Этажи леса». Рассказать. Привести примеры.

2 группа – стр178 – 179 Поделить на группы «Кто, где обитает», привести примеры.

3 группа – Составить цепь питания.

4 группа – стр179 значение грибов, для чего нужны грибы.

5 группа – стр180 Лесная подстилка – из чего состоит, роль в жизни леса.

6 группа – составить памятку «Правила поведения в лесу».

Выступление групп – вывешивать работу учащихся на доску.

Заключение – чтение учителя.

Один художник решил нарисовать лес.

Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок. Нарисовал и их художник, но лес все равно чахнет.

Нарисуй жабу и ящерицу!

Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье – то фырканье.

Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес.”

ДАВАЙТЕ БЕРЕЧЬ ЛЕС! ЛЕС- НАШЕ… (хором)

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУд

Познавательные УУд

Организовать работу в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Оценивать правильность выполнения заданий.

6 этап. Рефлексия учебной деятельности

Цель - учить анализировать свою деятельность, деятельность учащихся, оценивать

VI этап. Рефлексия учебной деятельности.

Какая учебная задача стояла перед нами?

Выполнили ли мы её?

Почему лес называют природным сообществом?

Давайте послушаем наших гостей, как они оценили Вашу работу.

Слово предоставляем родителям.

На следующем уроке, проверив ваше Д\З, посмотрев оценочные листы, выслушав мнение гостей я оценю работу каждого учащегося.

МОЛОДЦЫ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:стр 175-181 подготовить устное сообщение; задания в тетради.

Спасибо за урок.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Оценивают

свой результат и результат других учащихся


Урок окружающего мира в 4классе по программе «Школа России».

Тема: Жизнь леса.

Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

Задачи: сформировать понятие «лесные этажи»;

познакомить с разнообразием животного и растительного мира леса;

учить классифицировать растения по группам, распределять растительность по ярусам;

классифицировать животных по месту обитания;

учить делать выводы;

развивать кругозор, речь детей.

Оборудование: интерактивная доска с заданиями

Ход урока:

    Организационный момент.

Проверьте, все ли готово к уроку у вас на партах?

Тихо сели.

Сегодня на уроке выполним много разных заданий, для этого надо быть внимательными и активно работать на уроке.

В конце урока мы должны составить алгоритм изучения… чего? вы узнаете позже.

    Проверка домашнего задания.

Начинаем урок с проверки домашнего задания.

О чем говорили на прошлом уроке?

Приведите примеры различных типов почв, распределив их по природным зонам (в тундре – тундровые, в тайге и смешанных лесах – подзолистые, в лиственных лесах – серые лесные, в степях – чернозем, в болотах – болотные, на лугах – луговые).

В какой природной зоне мы живем?

Какая почва характерна для нашего края?

    Введение в новую тему.

Что растет в нашей зоне? Приведите примеры.

Назовите это одним словом. (Растения)

    Работа над новым материалом.

Распределите растения по группам (работа на доске – картинки деревьев, кустарников, травянистых растений, мхов).

Почему вы растения разделили именно так, по каким признакам, на что ориентировались? (высота, количество стволов, стебли).

Ученые делят так же, как вы, по тем же признакам – по высоте, по наличию стволов и стеблей.

Расставьте растения по высоте, начиная с самого высокого.

Что это напоминает? (Лестницу, горку)

Похоже на лестницу, по которой поднимаются на этажи. Ученые называют эти этажи – ярусами.

1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.

2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники).

3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы).

4 ярус – это мхи и лишайники.

Приведите примеры разных ярусов. Кто не согласен? Почему? Докажи свое мнение.

а) Первичное закрепление.

Выполните задание по карточкам. Запишите примеры в каждой графе.

(1 уровень – деревья, кустарники, травянистые растения; 2 уровень – деревья, 2 ярус, травянистые растения; 3 уровень – 1 ярус, 2 ярус, 3 ярус). Проверка.

Прочитайте примеры из первой графы, назовите группу растений, какой это ярус?

Кто не согласен? Почему? Докажи свое мнение.

    Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

    Продолжение работы над новым материалом.

Для кого лес является домом? (Для животных).

Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными.

Назовите животных нашего леса.

Расселите животных по месту их обитания.

Почему именно так вы расселили? (Приспособление животных к условиям жизни – питание, жилище, защита от врагов)

Приведите примеры животных нашего леса, которые обитают на деревьях; ведут наземную жизнь; обитают в почве.

Кто не согласен? Почему? Докажи.

б) Первичное закрепление.

Выполним задание в тетради с. 57 №6. Взаимопроверка. Кто не согласен с ответом соседа? Почему? Докажи.

Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга? Почему? (Нет. Они живут вместе, помогая друг другу, т.е. сообща).

Ученые называют эту связь – лесное или природное сообщество.

В чем главная связь между животными и растениями? (В питании).

Составим вместе цепь питания: (на доске) – осина – заяц – волк.

Составьте в парах цепь питания, выполнив задание в тетради с.58 №8. Проверка. Кто не согласен? Почему? Докажи.

В какой последовательности мы изучали сообщество?

Выведем алгоритм изучения…. сообщества.

1. Растительный мир.

2. Животный мир.

3. Взаимосвязь.

На следующем уроке мы продолжим составление алгоритма.

7. Резерв.

На карточках под каждой графой нарисуйте растение данной группы, отразив характерные признаки.

    Итог.

Как называется взаимосвязь между животными и растениями?

Как называется сообщество, о котором мы говорили на уроке?

Как вы думаете, какие еще могут быть сообщества?

    Выставление оценок за работу на уроке.

    Домашнее задание.

с.178-179, чтение, пересказ и выполнить творческое задание – нарисовать лесное сообщество, указать взаимосвязь.