И вызывающее необходимость его социальной. Социальная недостаточность

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Право инвалида на медицинскую реабилитацию: законодательство и реальность. Изучение основных задач и направлений социальной защиты инвалидов в РФ. Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида и представления набора социальных услуг.

    дипломная работа , добавлен 07.12.2015

    История развития законодательства о социальной защите инвалидов. Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов, права инвалидов по законодательству России. Практика реализации законодательства о социально защите инвалидов в условиях мегаполиса.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2017

    Общая характеристика положения инвалидов в обществе развивающихся стран на современном этапе. Тенденции и основные факторы, повлиявшие на занятость инвалидов в России. Трудоустройство инвалидов и индивидуальная программа реабилитации в любой точке мира.

    реферат , добавлен 22.11.2012

    Понятие, система и нормативно-правовое обоснование организации системы социальной защиты инвалидов. Рекомендации по повышению эффективности системы социальной защиты инвалидов в муниципальном образовании. Условия и доступность получения социальных услуг.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Единая государственная система социального обеспечения граждан. Обеспечение занятости инвалидов. Квотирование и резервирование рабочих мест по профессиям. Основные проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2013

    Нормативно-правовой анализ социальной защиты инвалидов. Понятие инвалидности. Основные законодательные акты, гарантирующие и регулирующие осуществление социальной защиты инвалидов. Состав учреждений, органов и основные меры по реализации их положений.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2016

    Современная законодательная база социальной защиты детей-инвалидов в РФ. Практические рекомендации по совершенствованию работы муниципальных органов в деле социализации и интеграции детей-инвалидов в общество, повышения социальных выплат и пособий.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2015

    Характеристика особенностей нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности в области социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Анализ государственной системы льгот и гарантий для работающих инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

Инвалид -- лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность -- социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Социальная недостаточность -- социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.

способность к самообслуживанию;

способность к самостоятельному передвижению;

способность к обучению;

способность к трудовой деятельности;

способность к ориентации во времени и в пространстве;

способность к общению (установление контактов между людьми, переработка и передача информации);

¦ способность контролировать свое поведение .

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Инвалидность -- социальный феномен, от которого не свободно ни одно общество. От нарушения трудоспособности, как говорится, не застрахован никто. Цивилизованное общество должно делать все возможное, чтобы люди с тяжелыми нарушениями здоровья могли участвовать в экономической и общественной жизни. Это вопрос основных прав человека, обеспечить которые -- обязанность общества, государства и законодательства. Весь вопрос в том, достаточно ли для этого наличных экономических ресурсов.

В немалой степени эффективность соответствующей политики зависит и от масштабов инвалидности в стране, которые обусловлены множеством факторов. Это состояние здоровья нации, уровень здравоохранения, социально-экономическое развитие, качество экологической среды, историческое наследие, участие в войнах и вооруженных конфликтах и т. д. В России все перечисленные выше факторы имеют ярко выраженный негативный вектор, что и предопределяет высокие показатели инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн чел. (около 7% населения) и продолжает расти.

Социальная уязвимость инвалидов как специфической группы населения отчетливо прослеживается по всем социальным показателям. В сравнении с остальным населением (неинвалидами) их доход в возрасте 20 лет и старше ниже в 1,7 раза, занятость в рабочих возрастах ниже в 5,5 раза, значительно ниже уровень образования, больше доля одиночек (проживающих отдельно), вдовых, разведенных (разошедшихся) и никогда не состоявших в браке .

Степень социальной ущемленности инвалида во многом зависит от возраста. Общая закономерность, зафиксированная последней переписью населения, социальное неравенство между инвалидами и остальным населением проявляется особенно отчетливо в 20--40 лет, затем постепенно ослабевает и в старших возрастах исчезает, а иной раз даже оборачивается некоторым преимуществом инвалидов.

Инвалидность -- один из опосредующих механизмов социальной дифференциации смертности. Многочисленные исследования социального неравенства в смертности показывают, что уровень дожития социально уязвимых групп населения существенно ниже, особенно в допенсионных возрастах. Из исследований смертности хорошо известна "защитная" функция высокого образовательного ценза и состояния в браке.

С точки зрения брачного статуса, различия между инвалидами и остальным населением наиболее велики в молодых бракоспособных возрастах, а к старости исчезают. Не менее контрастны различия между инвалидами и неинвалидами по уровню образования. В возрасте от 20 до 40 лет доля лиц без образования -- более чем в 200 раз, а доля лиц с начальным и неполным средним образованием среди инвалидов в 2 раза выше, чем среди неинвалидов, неграмотные, как показывают материалы переписи, почти сплошь состоят из инвалидов. Тенденция к нивелированию различий с возрастом проявляется в образовании еще более четко, чем в брачном статусе. Разрыв в уровне доходов также максимален в трудоспособном возрасте (особенно в 20--39 лет), а начиная с 65 лет он уменьшается.

Постепенное ослабление социальной дифференциации инвалидности с возрастом может объясняться "селективным" эффектом и изменением гетерогенности населения. Раннюю инвалидность можно рассматривать и как причину, и как признак социального неблагополучия. В конкретных условиях России 1990-х гг. инвалидность в старших возрастах можно в какой-то степени рассматривать как адаптивное поведение .

Особенность российской селективности проявляется в доступности статуса инвалида, включая информированность о возможности получения инвалидности и выгодах, с этим связанных, доступности медучреждений.

Глава 1.:Общие положения социальной защиты РФ

В российском законодательстве определение инвалидности дается исходя из признанной государством модели инвалидности.

В советское время понятия «инвалид» и «инвалидность» определялись исходя из экономической модели. Так, согласно ст. 18 Закона СССР «О государственных пенсиях» 1956 г. инвалидность – это постоянная или длительная потеря трудоспособности.

В 90-х годах определение инвалидности в законодательстве меняется в связи с влиянием медико-социальной модели инвалидности. Определение понятия «инвалид» было закреплено в Законе СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР» (ст. 2): «инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите».

На развитие медико-социальной модели в России оказала влияние опубликованная в 1993 г. обзорная информация М.В. Коробова «Международная классификация нарушений, ограничений трудоспособности и социальной недостаточности и возможности ее использования в практической медико-социальной экспертизе», в которой автор предлагал использовать данную классификацию для уточнения критериев инвалидности, определения потребностей инвалидов в мерах реабилитации и оценки эффективности ее результатов.

Окончательно медико-социальный подход в определении понятия

«инвалид» был закреплен Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ». В соответствие со ст. 1 данного Закона инвалид - это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Согласно той же статье ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.



В 1997 г. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Приказом Министерства здравоохранения РФ утверждаются Классификации и временные критерии, используемые при проведении

медико-социальной экспертизы, ставшие базисным документом, обслуживающим Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами».161В основу указанных Классификаций была положена переведенная в 1994 г. на русский язык Международная номенклатура нарушений, ограничений и социальной недостаточности.162В настоящее время действуют Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, которые были утверждены в 2009 г.163(Классификации и критерии). Они основаны на тех же принципах и подходах, что и предыдущие Классификации. Таким образом, российское законодательство базируется на научно разработанной и принятой международным сообществом медико- социальной модели инвалидности.

После принятия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» было введено новое определение понятия «инвалидность», содержавшееся в принятых в 1997 году Классификациях и временных критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы. Согласно п. 1.1.2. данных Классификаций инвалидность - это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

№ 630 указанные Классификации были отменены, легальное определение понятия «инвалидность» в настоящее время в российском законодательстве отсутствует.

Определение понятия инвалидности в современном законодательстве можно выявить только путем последовательного анализа правовых норм. Из п. 4 ст. 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ следует, что инвалидность – это трудная жизненная ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Однако подобное определение не отражает суть инвалидности.

Закрепленное в настоящее время в законодательстве понятие «инвалид» соответствовало существовавшим на момент его введения международным документам, поскольку общей методологической базой для определения этого понятия как в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ», так и во Всемирной программе действий в отношении инвалидов и в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, являлась МКН, принятая в 1980 г. Однако, после принятия МКФ в 2001 г. и Конвенции о правах инвалидов в 2006 г. содержащееся в российском законодательстве определение понятия «инвалид» устарело и перестало соответствовать современным международным актам, поскольку в нем не указывается на такой элемент инвалидности, как неприспособленность к инвалиду внешней среды. В связи с этим в настоящее время весьма актуальна разработка нового определения.

Рассматривая вопрос введения в законодательство нового понятия

«инвалид», необходимо прежде всего остановиться на применяемой терминологии. В России для обозначения лиц с существенными нарушениями здоровья используется латинское слово «инвалид» (invalid), которое в переводе означает «непригодный». В русском языке это слово появилось в XVIII в. применительно к военнослужащим, которым последствия ранений не позволяли содержать и обслуживать себя. В XIX в. к инвалидам стали относить всех лиц, утративших возможность себя содержать и обслуживать в связи с нарушением здоровья.

В современной научной и общественно-политической литературе появилась тенденция не употреблять термин «инвалид» для обозначения людей с нарушениями здоровья, объясняя это этическими соображениями. Существует мнение, что данное слово оскорбляет достоинство, дискриминирует права, внушает мысль о собственной неполноценности и тем самым препятствует нормальному формированию личности. Термин «инвалид» интенсивно заменяется терминами «лицо с ограниченными возможностями» (иногда добавляется «… здоровья»), «лицо с ограничениями жизнедеятельности», «лицо с нарушениями зрения (либо другими нарушениями)» и т.п. Например, Первый Международный Фестиваль молодых инвалидов, проходивший в Москве в 1992 г., предложил термин

«инвалид», заменить понятием «нарушенное состояние», так как не существует людей, именуемых инвалидами, а есть лица с различными физическими, психическими и т.п. состояниями.

Споры о замене слова «инвалид» иными терминами не новы. В 30-е годы советской медицинской общественностью обсуждался вопрос, следует ли применять этот термин, и предлагались такие названия, как «ограниченно трудоспособный», «стойко нетрудоспособный» и т.д.

Поскольку данная тенденция может быть отражена в законодательстве, необходимо более подробно остановиться на употреблении соответствующих терминов.

Термин «лицо с ограниченными возможностями» является русским переводом с английского языка североамериканского термина «people with disabilities». Указанный термин не отражает специфику состояния гражданина, потому что не определяет, в какой же сфере жизнедеятельности у данного лица ограничены возможности (в здоровье, коммерческой деятельности, творчестве, возможности престижного отдыха и т.д.).

Термины «лицо с ограниченными возможностями здоровья», «лицо с ограничениями жизнедеятельности», «лицо с нарушениями зрения (слуха и т.п.)» отражают специфику состояния гражданина, но латинский термин

«инвалид» позволяет образовывать обобщающее существительное – инвалидность, что невозможно при применении вышеуказанных терминов.

Термин «инвалид» наиболее четко по сравнению с другими терминами в русском языке передает суть явления. Поэтому его замена особенно недопустима в законодательстве, поскольку юридическая техника требует четкости и единообразия используемой терминологии.

Представляется необоснованным предложение Ю.В. Иванчиной исключить из оборота Трудового кодекса РФ термин «инвалид» и заменить его терминами «трудоспособность» и «нетрудоспособность».Во-первых, такое нововведение будет противоречить правилу об использовании в трудовом праве понятий иных отраслей права в том же значении, которое им придается «материнскими» отраслями.

Во-вторых, понятие «нетрудоспособный» шире, чем понятие «инвалид», поскольку оно охватывает как временно нетрудоспособных лиц, так и лиц со стойкой нетрудоспособностью. Непосредственно для инвалидов (которых условно можно отнести к лицам со стойкой нетрудоспособностью) в Трудовом кодексе РФ171 (ТК РФ) предусмотрен ряд льгот (ст. 92, 94, 96, 99, 113, 128, 179, 224). Использование общего понятия «нетрудоспособный» не позволит выделить данную категорию и придется вводить дополнительные дефиниции (временно нетрудоспособный, постоянно нетрудоспособный и т.п.).

В-третьих, как уже отмечалось выше, неверно ставить знак равенства между инвалидностью и нетрудоспособностью. Не каждый инвалид может быть признан ограниченно трудоспособным. В Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, установлены три степени ограничения способности к трудовой деятельности (пп. «ж» п. 6):

I степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

II степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

III степень – способность к выполнению трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.

В качестве примера рассмотрим случай определения степени трудоспособности у инвалида с отсутствием нижних конечностей, который имеет профессию «программист». Данный инвалид может работать полную рабочую неделю дома или в офисе и ему не требуются специально созданные условия труда. Поэтому он не может быть признан ограниченно трудоспособным, исходя из указанных Классификаций и критериев, хотя он, несомненно, является инвалидом.

Таким образом, трудовое законодательство должно содержать специальные правовые нормы, обеспечивающие реализацию инвалидами их права на труд (нормы об ограничении привлечения инвалидов к работе в ночное время и сверхурочной работе, преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников и т.п.). Исходя из проведенного анализа, не представляется возможным осуществлять дифференциацию правого регулирования труда инвалидов без употребления термина «инвалид».

Понятия - «инвалид» и «инвалидность» нельзя расценивать как равнозначные в связи с тем, что «одно из них характеризует субъект, личность, а второе – особое состояние здоровья или даже социальную категорию». Таким образом в законодательстве должны быть определены оба понятия.

В целях приведения российского законодательства в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов, в марте 2014 г. были подготовлены поправки в Закон о социальной защите инвалидов, в соответствии с которыми определение понятия «инвалид» предполагается изложить в новой редакции: «инвалид - это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, нарушениями анатомического строения организма, его органов и систем, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной

защиты». Однако, предложенные изменения, на наш взгляд, не решают

проблему соответствия рассматриваемого международным документам. Новое легальное понятие «инвалид» должно соответствовать следующим требованиям:

1. В определении должны использоваться термины, содержащиеся в МКФ.

2. В определении должно указываться на то, что нарушение здоровья лица влечет за собой как ограничение его возможностей, так и социальные ограничения, с которыми это лицо сталкивается. Ограничение возможностей целесообразно определить с помощью словосочетание «ограничение жизнедеятельности», а социальные ограничения – с помощью словосочетания «снижение приспособляемости к социальной среде», использование которого указывает на необходимость приспособления к инвалиду окружающей среды.

3. Поскольку с точки зрения права человек становится инвалидом после признания его таковым компетентными специалистами, это также должно быть зафиксировано в определении. На необходимость отражения в определении этого обстоятельство, в частности, указывают С.Ю. Головина 174и В.С. Ткаченко.

С учетом вышеизложенного можно дать следующее определение: инвалид – это лицо, имеющее установленное заключением медико- социальной экспертизы изменение здоровья вследствие стойкого нарушения функций и систем организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности, выражающемуся в полной или частичной утрате возможности самостоятельно осуществлять бытовую, общественную и профессиональную деятельность, а также к снижению приспособляемости к социальной среде и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Понятие «инвалид» определяет лицо, обладающее определенными свойствами. Понятие «инвалидность» должно отражать свойства лица, определяемого как инвалид. Следовательно, исходя из сформулированного определения «инвалид» для закрепления в нормативно-правовых актах

можно предложить следующее определение «инвалидности»: инвалидность - это изменение здоровья человека вследствие стойкого нарушения функций и систем организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности, выражающемуся в полной или частичной утрате возможности самостоятельно осуществлять бытовую, общественную и профессиональную деятельность, а также к снижению приспособляемости к социальной среде и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Способности к самообслуживанию 3 степени (неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц);

Способности к передвижению 3 степени (неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц);

Способности к ориентации 3 степени (дезориентация и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц);

Способности к общению 3 степени (неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц);

Способности контролировать свое поведение 3 степени (неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц).

Критерием для определения II группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

Способности к самообслуживанию 2 степени (способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

Способности к передвижению 2 степени (способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

Способности к ориентации 2 степени (способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

Способности к общению 2 степени (способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

Способности контролировать свое поведение 2 степени (постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц);

Способности к обучению 3 и 2 степеней (неспособность к обучению либо способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий);

Способности к трудовой деятельности 3 и 2 степеней (неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности либо способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц).

Критерием для определения III группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности I степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

Способности к самообслуживанию I степени (способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

Способности к передвижению I степени (способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

Способности к ориентации I степени (способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств);

Способности к общению I степени (способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи);

Способности контролировать свое поведение I степени (периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции);

Способности к обучению I степени (способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий).

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

6. 36Организация акушерско-гинекологической помощи в Казахстане. Мероприятия по борьбе с абортами.

Акушерско-гинекологическая помощь оказывается в следующих АПО:

1) организации первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП):

поликлиника (городская, районная, сельская);

врачебная амбулатория, фельдшерско-акушерский пункт, медицинский пункт;

2) организации здравоохранения, оказывающие консультативно-диагностическую помощь (далее - КДП):

консультативно-диагностические центры/ поликлиники.

В организациях здравоохранения ПМСП доврачебная и квалифицированная медицинская помощь без круглосуточного медицинского наблюдения по охране репродуктивного здоровья женщин оказывается врачами общей практики, участковыми терапевтами/педиатрами, фельдшерами, акушерами и медицинскими сестрами.

В организациях здравоохранения КДП специализированная медицинская помощь без круглосуточного медицинского наблюдения по охране репродуктивного здоровья женщин оказывается врачами акушер-гинекологами и другими специалистами.

Режим работы государственных и негосударственных АПО, оказывающих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

Акушерско-гинекологические отделения (кабинеты) в составе организаций здравоохранения ПМСП и КДП организуют акушерско-гинекологическую помощь женщинам вне и во время беременности, в послеродовом периоде, предоставляют услуги по планированию семьи и охране репродуктивного здоровья, а также профилактику, диагностику и лечение гинекологических заболеваний репродуктивной системы путем:

1) диспансерного наблюдения беременных в целях предупреждения и раннего выявления осложнений беременности, родов и послеродового периода с выделением женщин «по факторам риска»;

2) выявления беременных, нуждающихся в своевременной госпитализации в дневные стационары, отделения патологии беременности родильных домов, профильные лечебные учреждения с экстрагенитальной патологией, с соблюдением принципов регионализации перинатальной помощи;

3) направления беременных, рожениц, родильниц для получения специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи в медицинские организации республиканского уровня;

4) проведения дородового обучения беременных по подготовке к родам, в том числе к партнерским родам, предоставления возможности посещения родовспомогательного учреждения беременными женщинами, в котором планируются роды, информирование беременных о тревожных признаках, об эффективных перинатальных технологиях, принципах безопасного материнства, грудного вскармливания и перинатального ухода;

5) проведения патронажа беременных и родильниц;

6) консультирования и оказания услуг по вопросам планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья;

7) обследования женщин фертильного возраста с назначением, при необходимости углубленного обследования с использованием дополнительных методов и привлечением узких специалистов для своевременного выявления экстрагенитальной, гинекологической патологии и взятия их на диспансерный учет;

8) в зависимости от уровня репродуктивного и соматического здоровья женщины включаются в группы динамического наблюдения для своевременной подготовки к планируемой беременности с целью улучшения исходов беременности для матери и ребенка;

9) организации и проведения профилактических осмотров женского населения с целью раннего выявления экстрагенитальных заболеваний;

10) обследования и лечения гинекологических больных с использованием современных медицинских технологий, в том числе в стационарозамещающих условиях;

11) выявления и обследования гинекологических больных для подготовки к госпитализации в специализированные медицинские организации;

12) диспансеризации гинекологических больных, включая реабилитацию и санаторно-курортное лечение;

13) выполнения малых гинекологических операций с использованием современных медицинских технологий;

14) обеспечения преемственности взаимодействия в обследовании и лечении беременных, родильниц, гинекологических больных;

15) проведения экспертизы временной нетрудоспособности по беременности, родам и гинекологическим заболеваниям, определение необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, направления в установленном порядке на медико-социальную экспертизу женщин с признаками стойкой утраты трудоспособности;

16) оказания медико-социальной, правовой и психологической помощи;

17) повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;

18) внедрения в практику современных безопасных диагностических и лечебных технологий, мер профилактики и реабилитации больных с учетом принципов доказательной медицины;

19) выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для обеспечения безопасности персонала и пациентов, предотвращения распространения инфекции;

20) проведения мероприятий в области информирования и повышения санитарной культуры населения по различным аспектам здорового образа жизни, сохранения репродуктивного здоровья женщин, подготовке к материнству, грудному вскармливанию, планированию семьи, профилактике абортов и инфекций, передаваемых половым путем, в том числе ВИЧ-инфекции и других социально-значимых болезней;

21) проведения анализа показателей работы акушерско-гинекологических подразделений (кабинета), статистического учета, оценки эффективности и качества медицинской помощи, разработки предложений по улучшению акушерско-гинекологической помощи;

22) проведения образовательной работы с населением, врачами и акушерками в следующих формах: индивидуальные и групповые беседы, лекции, витражи, публикации в печатных и электронных средствах массовой информации (телевидение, радио и интернет). Проведение образовательной работы осуществляется совместно с центрами формирования здорового образа жизни. Учет проделанной работы ведется в журнале регистрации информационно-образовательной работы медицинской организации по форме 038-1/у, утвержденной приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6697.

На первое место должна быть поставлена санитарно-просветительная работа среди населения (мужского и женского) с использованием различных ее форм (лекции, беседы, кинофильмы, радио, телевидение, печать, выставки, плакаты, брошюры, листовки, памятки, вечера вопросов и ответов и др.).

О. К. Никончик указывает, что на протяжении ряда лет процент первобеременных и нерожавших среди общего количества женщин, прибегающих к аборту, остается одним и тем же (около 10%). По ее мнению, этот факт свидетельствует о недостаточной эффективности санитарно-просветительной работы женских консультаций.

Большое значение в деле снижения числа абортов имеет обеспечение населения эффективными противозачаточными средствами. Фактически они имеются, однако или не используются в достаточном объеме, или ими неумело пользуются. На это указывают приведенные выше данные О. Е. Черпецкого, согласно которым 52% женщин, идущих на аборт, ими не пользовались, а 40% пользовались неумело или прибегали к неэффективным, даже вредным для здоровья методам (прерванный половой акт). По материалам О. К. Никончик, не предохраняются от беременности 30-35% женщин, живущих регулярной половой жизнью. В этом отношении полезна организация в женских консультациях специальных приемов по этому вопросу и продажа противозачаточных средств.

Большую роль должна сыграть хорошо поставленная в женской консультации социально-правовая помощь, особенно в сочетании с патронажем беременных на дому, позволяющим уяснить условия их быта и семейных отношений. Оздоровление условий жизни беременных является также одной из задач женских консультаций.

Особое внимание должно быть обращено на первобеременных и женщин, часто прибегающих к абортам, а также на лиц, прибегнувших с целью аборта к криминальным вмешательствам.

Практика показала, что наилучшие результаты по снижению числа абортов были достигнуты там, где к этой работе привлекалась общественность и где борьба с абортами подкреплялась выполнением намеченных планов по строительству детских учреждений, родильных домов, гинекологических отделений и т. п..

К борьбе с абортами должны быть привлечены комсомольские и профсоюзные организации учреждений, промышленных предприятий, учебных заведений. Необходима энергичная работа по выявлению и привлечению к судебной ответственности лиц, промышляющих криминальными абортами.

О. К. Никончик приводит интересные данные, касающиеся новых предложений, внедренных в практику в некоторых районах страны и направленных на снижение числа абортов. К ним относятся организация народных университетов молодоженов (Сызрань), диспансерное наблюдение женщин, часто прибегающих к абортам (Куйбышевская область), учреждение при бюро загса консультации по вопросам гигиены брака (Воронежская область), лекторий для мужчин (Севастополь), организация университета здоровья для женщин (Тульская область).

Большое значение в борьбе с абортами будут иметь дальнейший подъем благосостояния населения, проведение государственных мероприятий по поощрению материнства, дальнейший рост жилищного строительства, детских учреждений и повышение культурного уровня советских людей.

1. 37Основные типы учреждений по охране материнства и детства. Их функции.

аЖенские консультации - лечебно-профилактические учреждения диспансерного типа, обеспечивающие все виды профилактической и лечебной помощи беременным и гинекологическим больным, а также осуществляющие необходимые меры по охране и укреплению здоровья женщин. Они могут существовать и как самостоятельные учреждения, и в составе родильных домов, поликлиник, медико-санитарных частей промышленных предприятий или других лечебных учреждений.

Консультации оказывают лечебную акушерско-гинекологическую помощь женщинам прикреплённой территории, занимаются внедрением в практику современных методов диагностики и лечения, передовых форм и методов амбулаторной акушерско-гинекологической помощи, осуществляют санитарно-просветительную работу среди населения, оказывают женщинам помощь в вопросах правовой защиты в соответствии с законодательством об охране материнства и детства, проводят профилактические мероприятия, направленные на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний; обеспечивают преемственность и связь в обследовании и лечении беременных и больных женщин с другими лечебно-профилактическими учреждениями (родильные дома, станции скорой медицинской помощи, детские поликлиники).

В составе каждой самостоятельной женской консультации предусмотрены: кабинеты врачебные акушерско-гинекологические, врачей-специалистов (терапевт, стоматолог), процедурные, для психопрофилактической подготовки беременных к родам, для занятий школы матерей, по предупреждению беременности, социально-правового работника, операционная с комнатой отдыха для больных и др. Если консультация входит в состав другого лечебного учреждения, то для обслуживания женщин используются некоторые его кабинеты.

Работа женской консультации строится по территориально-участковому принципу, в соответствии с которым вся обслуживаемая консультацией территория делится на врачебные участки. Обслуживает участок акушер-гинеколог и акушерка. Приём в консультациях проводится ежедневно в удобное для населения время (оптимальные часы с 8 до 20). Обычно каждый участковый врач ведёт чередующиеся утренние и вечерние приёмы, что даёт возможность женщине обратиться к «своему» врачу в удобное для неё время. Предварительная запись на приём на все дни недели, вызов врача на дом оформляются по телефону либо непосредственно через регистратуру консультации.

Патронажная работа женских консультаций заключается в посещении беременных (преимущественно акушеркой или врачом), родильниц и гинекологических больных с целью ознакомления с их жилищно-бытовыми условиями, контроля за выполнением больными назначений врача и соблюдением рекомендованного режима, установления состояния здоровья женщин, не явившихся на приём к врачу или не госпитализированных в стационаре, обучения женщин правилам личной гигиены и т. д.

У юрисконсульта женской консультации всегда можно получить консультацию по вопросам охраны материнства и детства, труда, отдыха и др.

Медико-санитарные части (МСЧ) обслуживают рабочих непосредственно на промышленных предприятиях и относятся к лечебно-профилактическим учреждениям амбулаторно-поликлинического типа. В их состав входят поликлиники, стационары, цеховые здравпункты, а также профилактории, ясли, диетстоловые. Многие МСЧ имеют в своём составе женскую консультацию и акушерско-гинекологиче-ское отделение в стационаре и обеспечивают таким образом весь объём акушерско-гинекологической помощи работницам. Помимо обслуживания рабочих своего предприятия, многие МСЧ оказывают помощь и населению, проживающему в районе их местонахождения.

Женские консультации в составе МСЧ создаются и работают по цеховому принципу. В обязанности работающих в МСЧ акушеров-гинекологов входит: изучение условий труда женщин; отбор беременных, подлежащих оздоровлению в санаториях-профилакториях; рекомендации по диетическому питанию беременных в столовой предприятия; проведение экспертизы временной нетрудоспособности; разработка лечебно-оздоровительных мероприятий по профилактике и снижению временной нетрудоспособности женщин; трудоустройство работниц, перенёсших гинекологические заболевания или операции, часто и длительно болеющих; участие в проведении медицинских осмотров работниц (обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических); организация санитарного актива на своём участке; участие в разработке и осуществлении мероприятий, проводимых администрацией промышленного предприятия и общественными организациями по охране труда и здоровья женщин. Для профилактики гинекологической заболеваемости на каждом промышленном предприятии создаются комнаты личной гигиены, имеющие отдельные кабины с восходящим душем (бидэ), душевые установки и помещение для кратковременного отдыха работниц после гигиенических процедур. Комнаты личной гигиены размещаются, как правило, недалеко от места работы женщин, а на крупных предприятиях - в каждом цехе. Там, где невозможно оборудовать стационарные комнаты личной гигиены, организуются передвижные кабины с душевыми установками и резервуарами для тёплой воды.

Консультации «Брак и семья»я» представляют собой относительно новую форму медицинского обслуживания населения и призваны оказывать ему специализированную лечебно-профилактическую и консультативную помощь по медицинским аспектам семейно-брачных отношений. Они организуются в столицах союзных республик, республиканских, областных (краевых) центрах, других городах с численностью населения свыше 500 тысяч человек и являются подразделениями женских консультаций. В них оказывается медицинская помощь населению по бесплодию (мужскому и женскому), проводится углублённое амбулаторное обследование и лечение женщин и мужчин, страдающих нарушением репродуктивной функции, даются консультации по медицинским аспектам планирования семьи (индивидуальный подбор современных противозачаточных средств для предупреждения нежелательной беременности молодожёнам, семьям с повышенным риском рождения больного ребёнка), по психологическим вопросам внутрисемейного общения, по поводу сексуальных нарушений (амбулаторное обследование и лечение супружеских пар, страдающих сексуальными нарушениями), проводится медико-генетическое обследование семей с наследственной патологией, ведётся санитарно-просветительная работа по вопросам гигиены брака.

Медико-генетические консультации. В системе советского здравоохранения существуют 2 типа медико-генетических учреждений: областные медико-генетические кабинеты и республиканские (межобластные) медико-генетические консультации.

Медико-генетические кабинеты обычно развёртываются на базе областных больниц. В задачи областных кабинетов, помимо собственно медико-генетического консультирования (оценки риска рождения ребёнка с той или иной патологией), входят пропаганда медико-генетических знаний среди врачей и населения, а также помощь врачам и семьям в диагностике ряда наследственных заболеваний. В них проводятся и некоторые генетические исследования (определения набора хромосом, несложные биохимические анализы и т. д.). В необходимых случаях семьи направляются в республиканские (межобластные) медико-генетические консультации.

Задачи республиканских медико-генетических консультаций - углублённое обследование больных с наследственной патологией (или подозрением на неё) и определение генетического риска в наиболее сложных случаях, проведение дородовой диагностики наследственной патологии, организация и проведение массовых обследований всех новорождённых на фе-нилкетонурию и гипотиреоз.

Медико-генетическое консультирование. Относительно новый вид медицинской помощи супругам (или одному из них), направленный на предупреждение рождения ребёнка с наследственными заболеваниями или врождёнными пороками развития.

Существует 2 вида медико-генетического консультирования: проспективное, которое осуществляется до рождения ребёнка, и ретроспективное, осуществляемое после рождения больного ребёнка и связанное с оценкой риска повторения заболевания.

В каких же случаях целесообразно обращаться в медико-генетическую консультацию для проспективного консультирования? Во-первых, это необходимо при наличии наследственных заболеваний или врождённых пороков у одного из супругов или у их близких родственников. В консультацию в этих случаях целесообразнее обратиться до наступления беременности, чтобы с учётом заключения генетика планировать беременность или отказаться от неё.

Во-вторых, проспективное консультирование включает и консультирование беременных. Иногда женщина в период, непосредственно предшествующий беременности, или в начале её, ещё не зная об этом, принимает лекарства, подвергается рентгенологическому или радиоизотопному исследованию, переносит те или иные заболевания. В таких случаях также целесообразно обратиться в медико-генетическую консультацию, чтобы выяснить, не отразятся ли такие воздействия на состоянии плода.

Третьей причиной обращения могут и должны быть повторные самопроизвольные аборты (выкидыши) на ранних сроках беременности, а также бесплодие супругов. Известно, что более чем в 50 % случаев выкидыши в первые 3 месяца беременности связаны именно с хромосомной патологией, которая может обнаруживаться в скрытой форме у одного или обоих супругов. Поэтому у супружеских пар, где у жены было 2 или более самопроизвольных выкидыша в ранние сроки, исследование хромосом должно быть одним из элементов их медицинского обследования.

Более сложен вопрос в отношении генетического обследования при бесплодии. Те генетические заболевания, которые могут вести к бесплодию у женщин, обычно проявляются задержкой полового созревания и отсутствием менструаций (аменореей), и в таких случаях медико-генетическое консультирование и обследование совершенно необходимы. Если же половое развитие протекает нормально и нет нарушений менструального цикла, можно твёрдо считать, что причина бесплодия с нарушениями хромосом не связана и необходима консультация у специалиста по бесплодию, а не у генетика.

У мужчин проявлением генетических нарушений, ведущих к бесплодию, является аспермия (отсутствие сперматозоидов в эякуляте). Поэтому если у супруга выявляется подобная аномалия, генетическое обследование весьма целесообразно. В случаях бесплодия (мужского или женского) генетическому исследованию должна предшествовать консультация соответствующих специалистов - гинеколога или сексопатолога.

Второй вид медико-генетического консультирования - ретроспективное, проводится тогда, когда в семье уже есть (или был) больной ребёнок и супругов волнует вопрос о вероятности рождения следующего ребёнка здоровым. Этот вид консультирования более распространён. Дело в том, что в большинстве семей у молодых, здоровых супругов, в родне которых не было сходных заболеваний, обычно отсутствуют явные основания обращаться к генетику и рождение больного ребёнка бывает для них неожиданным.

Показаниями к ретроспективному консультированию являются: рождение ребёнка (плода) с любыми врождёнными пороками развития; задержка его психомоторного или физического развития и наличие судорог; непереносимость тех или иных пищевых продуктов у ребёнка, повторные рвоты, хронические поносы; прогрессирующая желтуха новорождённых, увеличение печени или селезёнки; хронические бронхолёгочные болезни, смерть новорождённого ребёнка от кишечной непроходимости; снижение слуха или зрения у ребёнка; изменение цвета и запаха мочи; нарушение пигментации кожи и слизистых оболочек; парезы и параличи неясного происхождения. Консультация в этих случаях может быть предпринята по инициативе семьи. Существует и множество других показаний для обращения к генетику - например, наличие неясной патологии системы крови, непереносимость каких-то лекарств и т. д., но рекомендацию проконсультироваться у генетика в этих случаях обычно даёт лечащий врач.

В любом случае консультирование начинается с установления точного диагноза у больного ребёнка или у больного родителя, родственника - в зависимости от того, что явилось поводом для обращения. Для этого иногда приходится прибегать к специальным генетическим методам обследования - анализу хромосом, биохимическим исследованиям, изучению характера кожных узоров на ладонях и пальцах и т. д., а в ряде случаев и к дополнительным методам клинического обследования - рентгенологическому, неврологическому, изучению электрокардио- и электроэнцефалограмм. Это вызвано сложностью идентификации наследственных болезней, количество которых очень велико (только болезней, вызванных единичными генами, известно более 3500). К тому же многие наследственные болезни сходны не только между собой, но и с заболеваниями ненаследственной природы.

В каждом случае при первом обращении семьи в медико-генетическую консультацию собираются подробные сведения о развитии болезни, условиях жизни, перенесённых заболеваниях и др., составляется родословная не менее 4 поколений, в случае необходимости определяются задачи дополнительных исследований. Консультация обычно заканчивается выдачей медико-генетического заключения.

ССледует иметь в виду, что одни наследственные болезни клинически проявляются уже при рождении ребёнка, а другие - лишь через несколько месяцев или даже лет. В то же время развитие заболевания иногда можно предотвратить своевременным лечением. Вот почему всех новорождённых обязательно обследуют на предмет выявления некоторых наследственных болезней, перечень которых зависит от особенностей региона.

На принятие решения при ретроспективном консультировании о целесообразности рождения следующего ребёнка оказывает влияние как величина риска (риск выше 10 % в генетике оценивается как высокий), так и характер заболевания. Например, даже 50-процентный риск рождения ребёнка с шестипалостью не может быть основанием для отказа от планирования беременности, поскольку данный дефект легко устраним хирургически. В то же время уже при 5-6-процентном риске рождения ребёнка с глубокой умственной отсталостью или со слепотой большинство супругов предпочитает воздерживаться от дальнейшего деторождения. Конечно, на характер рекомендации влияют и наличие в семье здоровых детей, возраст супругов, их социально-культурный уровень и другие факторы.

Полезно знать, что если ранее врач-генетик заканчивал консультацию определением генетического риска и объяснением его семье в доступной форме, предоставляя супругам право самим решать, как поступить, то в настоящее время в связи с успехами медицины появилась возможность непосредственного изучения внутриутробного плода. Такие исследования объединяются понятием пренатальной (дородовой) диагностики, способы которой зависят от типа патологии, срока беременности и ряда других факторов. Что же даёт дородовая диагностика пороков развития и наследственных заболеваний?

Меленчук Савелий Геннадьевич

студент 3 курса, отделение социальной работы ЮИ СФУ, РФ, г. Красноярск

В современном мире существует множество социальных проблем. Эти проблемы тормозят развитие и нормальное функционирование общества. Их решение возможно только посредством скоординированной деятельности государства и социума. Данная деятельность ведется в любом государстве, но не всегда она оказывается эффективной, по разным причинам, таким как недостаток финансирования, недостаток знаний о причинах социального неравенства и путях его преодоления, а, иногда, от неготовности самого общества к изменениям.

Так, одной из важнейших социальных проблем в России, на данный момент, является проблема детской инвалидности. Инвалиды составляют особую категорию населения. Инвалидность связана со стойким расстройством здоровья, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты. На решение проблем данного характера направлена государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями. Инвалидность следует рассматривать, так же, как одну из форм социального неравенства. Это значит, что общество не воспринимает инвалидов, как полноценных членов социума. Этот факт, говорит о том, что существующие социальные условия ограничивают активность данной группы населения. Что, в свою очередь, тормозит интеграцию детей-инвалидов в общество.

Поэтому, несмотря на то, что Россия - социальное государство, в котором гарантируется равенство прав и свобод каждого человека и гражданина вне зависимости от каких-либо различий, люди с ограниченными возможностями не всегда могут воспользоваться своими конституционными правами. Что и характеризует детскую инвалидность как одну из важнейших социальных проблем.

Проблема: Можно ли говорить, что права детей-инвалидов, гарантированные государством, реализуются в полной мере?

Гипотеза: Гарантированные Конституцией РФ и другими законами права детей с ограниченными возможностями на практике реализуются не в полной мере.

Объектом исследования - дети-инвалиды.

Предмет исследования - положение детей-инвалидов и проблемы, с которыми они сталкиваются в современной России.

Цель - определить в какой мере реализуются права детей-инвалидов, гарантированные государством.

Задачи: - описать понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид»;

· рассмотреть перечень гарантируемых прав детей-инвалидов;

· составить анкету и провести опрос детей-инвалидов;

· определить в какой мере реализуются гарантированные права детей-инвалидов.

Методы исследования: теоретические - анализ, систематизация, обобщение: эмпирические - анкетирование.

В соответствии сФедеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты . Следовательно, понятие инвалид закреплено законодательно. И оно обозначает категорию людей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в помощи и социальной защите.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Инвалид-ребенок - индивид в возрасте до 18 лет включительно с отклонениями в физическом или психическом развитии, имеющий ограничения жизнедеятельности, обусловленные врожденными, наследственными или приобретенными заболеваниями, последствиями травм, вызывающими необходимость его социальной защиты . Соответственно, детская инвалидность имеет определенные возрастные рамки. Тем самым, дети с ограниченными возможностями составляют обособленную группу, требующую к себе особого подхода при реализации программ помощи.

Руководство по врачебно-трудовой экспертизе определяет «инвалидность» в детском возрасте, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» . Из этого следует, что дети с ограниченными возможностями здоровья не приспособлены к самостоятельной интеграции в общественную жизнь и нуждаются в социальной защите.

Как гласит Аналитический вестник Совета Федерации, до 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих право на получение социального пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания, или травмы». Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году . Следовательно, до 1979 года дети-инвалиды не признавались в СССР, и им не оказывалась помощь. Что, в свою очередь негативно сказывалось на состояние детей с ограниченными возможностями, поскольку реабилитация инвалидов тем эффективнее, чем раньше она начинается.

На данный момент, по официальным данным Федеральной службы государственной, статистики количество детей-инвалидов, получающих социальные пособия, в возрасте от 0 до 17 на 2012 г. в Российской федерации составляет 568000 человек .

Как отмечает И.В. Ларикова, сегодня в России существует прогрессивное законодательство, обеспечивающее условия для интеграции детей-инвалидов в общество. Оно опирается на подписанные Россией международные договоры и иные международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права, следуя нормам Конституции РФ, которая декларирует примат международного права . Тем самым, Россия придерживается позиции мирового сообщества по вопросам обеспечения детям с ограниченными возможностями приемлемых жизненных условий.

Согласно 7 статье Конституции РФ, Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» . Соответственно, политика РФ направлена на повышение уровня и качества жизни и предоставления возможности для реализации потенциала у людей.

Очевидно, что возможность реализации себя как полноценного члена общества является для ребенка с ограниченными возможностями важным фактором, влияющим на его дальнейшую жизнь. В соответствии с законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» созданные в России социальные службы «оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах» . Это свидетельствует о том, что детям-инвалидам в РФ должна оказываться помощь в различных сферах жизни.

Согласно Закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» детям-инвалидам устанавливается социальная пенсия и надбавки к ней . Так же, в соответствии со ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Более того, при невозможности воспитания и обучения детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях государство обязалось обеспечить их обучение по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Из этого следует, что образовательный процесс направлен, как на реабилитацию детей-инвалидов, так и на социализацию и обучение. А государство, в свою очередь, должно обеспечить открытый доступ детей-инвалидов к процессу образования.

Градостроительный кодекс РФ гарантирует обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения . В соответствии с постановлением Правительства РФ детям-инвалидам в возрасте до 16 лет лекарства по рецептам врачей выдаются бесплатно, обеспечивается бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей и бесплатный отпуск протезно-ортопедических изделий предприятиями и организациями Министерства труда и социального развития РФ . Таким образом, детям с ограниченными возможностями государством гарантируется широкий спектр прав и услуг.

Однако И.В. Ларикова считает, что российская государственная политика в этой сфере противоречит законодательству - и в области семьи, и в области образования и реабилитации .

С целью выявить степень реализации гарантированных прав детей-инвалидов в 9 населенных пунктах Российской Федерации, путем личного анкетирования и анкетирования через интернет был проведен опрос, охвативший 67 детей с ограниченными возможностями. Половозрастной состав респондентов представлен 23 мальчиками и 44 девочками, из которых 11 человека в возрасте 11-13 лет, 31 человек 14-16 лет и в возрасте 17-18 лет 25 человек.

Анализ ответов на вопрос «Оказывает ли Вам помощь государство?» показал, что 87 % детей-инвалидов получают государственную помощь, а 13 % опрошенных помощь от государства не получают. Данный факт можно объяснить тем, что, возможно, часть детей с ограниченными возможностями не нуждается в помощи или же тем, что ребенок не стоит на учете в органах социальной защиты.

По результатам вопроса «Какие виды помощи Вам оказывает государство?» удалось выяснить, что 89 % опрошенных детей-инвалидов получают материальную помощь, 30 % - санаторно-курортное лечение, 40 % получают лекарственное обеспечение и лишь 18 % респондентов получают в качестве государственной помощи все вышеперечисленное. Соответственно, помощь между нуждающимися детьми с ограниченными возможностями распределена неравномерно.

В связи с этим, 77 % респондентов отмечают, что помощи, оказываемой государством им недостаточно и лишь 23 % детей-инвалидов из числа получающих государственную помощь считают её достаточной. Таким образом, подтверждается проблема недостаточности государственной помощи для детей с ограниченными возможностями.

Образование получают 65 детей из 67, что составляет 93 %, соответственно образование не получают 2 ребенка - 3 % от числа опрошенных.

Анализ ответив на вопрос «Как проходит Ваше обучение?» дал следующие результаты: 33 опрошенных детей с ограниченными возможностями получают образование в общем образовательном учреждении, в специальном образовательном учреждении для детей-инвалидов обучаются 24 из 67 опрошенных детей и 10 респондентов обучаются на дому. По результатам данного вопроса, можно сказать, что почти все дети с ограниченными возможностями получают образование, в большей степени в специальных образовательных учреждениях и дома, а не в общих образовательных учреждениях, что говорит о том, инклюзивное образование детям-инвалидам в России до сих пор остается недоступным.

Проанализировав ответы на вопрос, касающийся безбарьерного передвижения детей-инвалидов по улицам и зданиям, удалось выяснить, что всегда сталкиваются с проблемами при передвижение 39% опрошенных, часто сталкиваются 18 % респондентов, не часто 23 %, а 20 % из числа детей-инвалидов никогда не сталкиваются с проблемами при передвижении по улице и зданиям. Судя по результатам ответов на вопрос, можно с достаточной долей уверенности сказать, что в Росси до сих пор отсутствует полная «безбарьерная среда», которая бы обеспечила отсутствие проблем при передвижении детей с ограниченными возможностями и инвалидов, в целом, по улице и зданиям.

Сами же дети-инвалиды оценивают реализацию государственной политики, направленной на поддержку детей с ограниченными возможностями таким образом: 19 % опрошенных считают, что государственная политика реализуется скорее в полной мере, 62 % респондентов утверждают, что политика реализуется скорее не в полной мере, а 19 % затрудняются в оценке. Соответственно, дети-инвалиды убеждены, что государство не в полной мере реализует свой потенциал в защите прав, свобод и интересов детей с ограниченными возможностями. Дети с ограниченными возможностями либо не удовлетворены помощью государства, либо, в большинстве своем, оценивают свою удовлетворенность как среднюю, что является проблемой, которую необходимо решать.

Сами дети-инвалиды видят возможные пути решения вышеназванной проблемы в том, чтобы была организована доступная среда, не на словах, а на деле, так считают 42 % опрошенных. О неизбежности изменения общественного мнения для наибольшей помощи и защиты детей-инвалидов говорят 28 % респондентов. О том, что помощь необходима не только детям, но и их родителям свидетельствуют 9 % ответов. О необходимости бесплатного санаторно-курортного лечения отмечают 16 % респондентов, а об увеличении размера материальной помощи 61 % из числа детей-инвалидов. Вариант о построение специальных школ и реабилитационных центров прозвучал от 28 % опрошенных и об освещении проблем детей с ограниченными в СМИ говорят 20 % респондентов.

Таким образом, превалирующее значение в обеспечении наибольшей помощи и защиты для себя дети-инвалиды видят в увеличении материальной помощи, как универсального средства, с помощью которого, дети-инвалиды и их семьи сами смогут приобрести необходимые товары и услуги для улучшения процесса реабилитации и жизни.

И завершающий вопрос анкеты показал, что 8 % респондентов вполне устраивает их жизнь, 17 % опрошенных по большей части устраивает их нынешнее положение, отчасти устраивает жизнь 27 % из числа опрошенных детей-инвалидов. Большое количество респондентов, а именно 37 % их жизнь по большей части не устраивает, а вот 11 % совершенно не устраивает, то, как они живут. Соответственно, не удовлетворенных своими жизненными условиями на данный момент детей с ограниченными возможностями гораздо больше, чем детей-инвалидов, которых устраивает их жизненная ситуация. Что объясняется совокупностью вышеназванных проблем и факторов.

Таким образом, проанализировав ответы на вопросы анкеты, можно с достаточной долей уверенности сказать, что детская инвалидность в современной России является одной из важнейших социальных проблем. Положение детей с ограниченными возможностями на данный момент является одним не из лучших.

Путем анализа, сравнения законодательства и результатов опросов удалось выяснить, что недостаточная помощь государства, выражающаяся в минимальной материальной помощи, не может компенсировать затраты семей на реабилитацию детей. Довлеющее негативное общественное мнение также затрудняет процессы реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями. Неразвитость инфраструктуры, отсутствие инклюзивного образования и неадекватные законодательные меры и стандарты - все это ухудшает условия жизни, заставляя ребенка с ограниченными возможностями чувствовать себя ненужным, сегрегированным от социума.

Таким образом, гипотеза о том, что гарантированные Конституцией РФ и другими законами права детей с ограниченными возможностями на практике реализуются не в полной мере, подтверждена.

Список литературы:

  1. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Защита прав детей в Российской Федерации, 2007. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:: http://www.council.gov.ru/print/inf_sl/bulletin/item/285/
  2. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://www.consultant.ru/popular/gskrf/15_1.html#p103
  3. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34222/ (дата обращения: 15.09.2014).
  4. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 48 с. - (Кодексы и законы России)
  5. Ларикова И.В. Интеграция детей-инвалидов в России законодательство, реальная ситуация, пути перемен. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://aupam.narod.ru/pages/deti/integraciya_deteyj_invalidov_rossii/oglavlenie.html (дата обращения: 03.09.2014).
  6. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска» от 11.12.1992 № 958. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83422/ (дата обращения: 15.09.2014).
  7. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т. 1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. - 559 с.
  8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 13.09.2014).
  9. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142572 (дата обращения: 12.09.2014).
  10. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=106171;dst=0 (дата обращения: 16.09.2014).