Центр сенсорного развития в средней группе. Организация сенсорного пространства в ДОУ для детей с ограниченными возможностями в развитии

Согласно законам физиологии высшей нервной деятельности, вся информация от каждого из органов чувств поступает в свою, локализованную часть центральной нервной системы – сенсорный нервный центр органа чувств.

СЕНСОРНЫЙ НЕРВНЫЙ ЦЕНТР ОРГАНА ЧУВСТВ – это морфологически локализованная часть головного мозга, куда поступает вся информация от всех рецепторов данного органа чувств.

Сенсорных НЦ органов чувств у человека пять:

​ сенсорный НЦ органа зрения,

  • сенсорный НЦ органа слуха,
  • сенсорный НЦ органа осязания,
  • сенсорный НЦ органа вкуса,
  • сенсорный НЦ органа обоняния.

Сенсорные НЦ органов чувств – это врожденные морфологические образования, и представляют собой локализованные части головного мозга, соединенные афферентными нейронами со своими рецепторами, и отвечающие за прием всей информации от данного органа чувств.

Любой конкретный раздражитель воздействует на рецепторы «своего» органа чувств (зрение, слух, осязание и пр.). В результате, в сенсорном НЦ органа чувств в обязательном порядке образуется свой, конкретный нервный центр данного раздражителя (НЦ раздражителя). То есть, НЦ раздражителя — есть структурная единица сенсорного НЦ органа чувств.

НЦ раздражителя – это уже функциональное объединение нейронов в составе сенсорного НЦ органа чувств. И образуется он механизмом нервного замыкания между нейронами этого сенсорного НЦ органа чувств, в момент воздействия данного раздражителя.

НЕРВНЫЙ ЦЕНТР (НЦ) РАЗДРАЖИТЕЛЯ – это функциональное объединение нейронов в сенсорном НЦ органа чувств, образуемое воздействием конкретного раздражителя и обозначающее, при возбуждении этого НЦ раздражителя, воздействие только данного конкретного раздражителя.

Если, предположим: человек жарил картошку, разговаривал с соседом и нечаянно обжег руку, то, значит: вид плиты со сковородой, вид жарящегося картофеля, шипение масла на сковороде, крик: «Стой!», запах жареного картофеля, боль в руке, жар от горячей плиты, вкус слюны — каждая из этих видов информации поступила в свой сенсорный НЦ органа чувств в виде нервных импульсов и образовала там собственныйнервный центр (НЦ) раздражителя.

Количество нейронов в сенсорных НЦ органов чувств с лихвой обеспечивает непрерывное образование, в течение всей жизни человека, все новых и новых НЦ раздражителей. Не надо думать, что каждый нейрон задействован только в одном НЦ раздражителя. Благодаря огромному количеству отростков каждого нейрона и огромному количеству синапсов, нейроны образуют сложнейшие взаимосвязи, что обеспечивает участие каждого нейрона сенсорных НЦ органов чувств в десятках, сотнях, и тысячах НЦ раздражителей.

Другое: органы чувств работают непрерывно. Спит человек или активно работает, читает книгу или играет в футбол, всегда, не прерываясь ни на мгновение, все пять органов чувств поставляют информацию в ЦНС. Поскольку в организме человека всегда возбуждены какие-то врожденные рефлексы, то получаем: Непрерывное, не прекращающееся ни на секунду в течение всей жизни индивидуума, действие врожденных рефлексов вызывает такое же непрерывное образование новых и усиление существующих нервных связей между эффекторными НЦ этих рефлексов и сенсорных НЦ, действующих в этот момент .

То есть, непрерывно, в течение всей жизни человека, механизмом нервного замыкания обеспечивается рефлексогенезис . В любой момент жизни, всегда, у человека возбуждены какие-нибудь эффекторные НЦ врожденных рефлексов (нервные клетки и центры, отвечающие за действия). Одновременно, на его органы чувств действуют десятки разных раздражителей. Получаем: между этим эффекторным НЦ и остальными сенсорными НЦ, возбужденными в этот момент, проскакивает нервный импульс, который формирует новый условный рефлекс.

И, пусть подавляющее большинство новых рефлексов будут очень слабыми, и никогда не будут востребованы, они все равно, на всю оставшуюся жизнь человека останутся условными рефлексами, готовыми сработать в любой момент, лишь только возникнет необходимость и возникнут необходимые условия.

Такой непрерывный генезис рефлекторных дуг, буквально каждое мгновение существования организма, является чрезвычайно важным фактором существования биологической основы, объясняющим все многообразие поведенческих реакций организма. Любое действие человека, сознательное или бессознательное, любая его мысль, любой акт жизнедеятельности его организма – есть исполнение рефлексов. Таков способ существования биологической основы.

Сенсомоторный центр в группе

и сенсорное развитие детей

Доклад учителя – логопеда:

Лайчук Н. П.

Группа ДУЗ представляет собой специально оборудованное помещение для занятий с детьми, игровой деятельности, приема пищи и отдыха детей. По оснащению и применению группа разделяется на центры:

* Игровой центр

* Учебный центр

* Сенсомоторный центр

* Центр хранения наглядно дидактических пособий, документации и ТСО

* и т.д.

Игровой центр - группы должны быть достаточно оснащены разнообразным игровым оборудованием и различным дидактическим материалом. Предметно-пространственная организация помещений педагогически целесообразна, эстетична, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, сотрудников и родителей.

Сенсомоторный центр развития в группе раннего возраста

Всем известно, что в возрасте от двух до трех лет идет интенсивное развитие органов чувств ребенка, он постигает и узнает очень сложный мир окружающих его предметов

В группе желательно иметь достаточное количество материала для познавательной деятельности и сенсорного развития: дидактический стол, матрешки, пирамидки, мозаика, кубики, мячи, мягкие модули, стол для свободного рисования, машинки и книжки с цветными картинками.

Необходимо создать центр для продуктивной деятельности детей, где в достаточном количестве и доступно для детей, размешены краски, карандаши, пластилин, столы для работы с различным материалом, печати. Весь игровой и дидактический материал систематизированы по тематическому принципу и расположены так, что каждый ребенок может выбрать себе игрушку по желанию.

Так, в группах раннего возраста должно быть много материала на развитие тактильных ощущений. Используйте природный материал: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое.

Сенсорный стол

Сенсорные книжки - обязательный атрибут этого центра!

Страницы этих книг сделаны на мягкой фланели. Задача данной страницы не только пристегнуть или отстегнуть и назвать, но еще распутать ботву у морковки (идет наряду с сенсорным развитием и развитие речи, обогащение словаря)

Виды восприятия:

Зрительное восприятие - картинки с контурным, силуэтным изображением предметов картинки – штриховки (на картинке основной контур заштрихован) - геометрические формы разного цвета, цветовые пятна кляксы различной формы - разноцветные полупрозрачные шарфы - разноцветные песочные часы, калейдоскопы, переливающиеся капельки Природный материал - горох, орехи, фасоль, греча, крупа, шишки, камни, песок и т. д. (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывание на пластилине, нанизывание и т. д.) Бытовые материалы -карандаши, верёвки прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки, зеркала, пуфики. Дидактические игры и материалы - различные мозаики, шнуровки, коврики, различные конструкторы («Фермер», «Лего», деревянный строитель, металлические и пластмассовые конструкторы), пластилин, тесто, глина, краски (гуашь, пальчиковые, витражные, акварельные), коврики, мячи, центр воды и песка, материалы Монтессори, пальчиковый и кукольный театры, вкладыши, парные картинки.

Слуховое восприятие - кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д. -приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

Осязание - кусочки меха, ткани, шнурки, различные виды бумаги - предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда - выпуклые буквы, цифры, различные фигурки - разные по форме мелкие предметы - различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Обоняние - различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм - аромолампы -разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха. - естественные природные запахи в разнообразных ёмкостях.

Вкус - стаканчики, формочки, тарелочки, подносы, шпажки ярких интересных раскрасок для подачи детям различных вкусов - овощи, фрукты, леденцы и т.д.

Аида Никульникова

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ . Центр сенсорных игр .

Воспитатель Никульникова А. Ф., МБДОУ д/с №49, г. Ставрополь.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений и восприятия у детей формируется представление о предметах , объектах и явлениях окружающего мира. Дети учатся выделять один предмет из множества , находить сходство и различия между ними. Сенсорное развитие также предполагает развитие таких качеств , как ориентировочная деятельность (рассматривание, ощупывание и т. д., а также способствует освоению системы сенсорных эталонов .

При создании в группе центра сенсорного развития были поставлены следующие задачи :

Создать условия для обогащения зрительного сенсорного опыта детей ;

Разработать игры, направленные на формирование тактильного, осязательного и сенсорного опыта детей ;

- организовать центр сенсорного развития с учётом возможности детей играть как самостоятельно, так и совместно;

Обеспечить доступность и мобильность игр, представленных в центре .

Центр сенсорного развития несёт в себе следующие функции :

Стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух и т. д.) ;

-развитие мелкой моторики рук ;

Снятие мышечного и эмоционального напряжения;

Активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.

Сенсорные игры способствуют знакомству детей не только со свойствами различных предметов , но и с представлениями о форме , величине, цвете. Кроме того, во время игр развивается мелкая моторика кистей и пальцев рук. Уделяется большое внимание проговариванию детьми всех своих ощущений, что немаловажно для детей с ОВР. Выделяя сходства разных предметов , дети учатся сопоставлять одни предметы с другими , запоминают сенсорные эталоны , выстраивают сериационный ряд.

Центр содержит материалы и игры для развития тактильных ощущений , мелкой моторики. Это различного вида шнуровки, застёжки, прищепки, пуговицы, бусы, лабиринты, счёты, конструкторы из мелких деталей, логические игры, юла, плетение из резинок браслетов, плетение косичек и т. д.








Для развития тактильных ощущений в центре подобраны предметы с различной фактурой – гладкие, шершавые, меховые, колючие мячики, а также массажёры для рук и вязаные игрушки.


Для формирования зрительного восприятия разработаны игры с прищепками пуговицами, фишками разных геометрических форм и цветов, счёты с цветными бусами, пирамиды.







Для развития слухового восприятия используются музыкальные инструменты и игрушки с различными наполнителями (горошинки) .



Для формирование двигательной активности подобраны игры на развитие умения ориентироваться в пространстве (удочка и рыбки с магнитами) .


Для формирования умения выстраивать сериационный ряд используются пирамиды, игры с прищепками и пуговицами, плетение из резинок.



Релаксации и снятию психо - эмоционального напряжения способствуют игра «Рыбалка» , мячи с различной фактурой.

Развитию мелкой моторики рук и формированию умения выстраивать сериационный ряд способствуют логические игры – танграм, солитёр, домино, шашки, нарды.






Публикации по теме:

С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе «Звездочка» Паспорт группы Цель: Содействовать развитию ребенка.

Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: повышение профессионального уровня педагога; создание условий для качественной.

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. (Пример с новорожденным ребенком. С рождения малыш реагирует на погремушку – звук, свет, прикосновения), дальше по мере роста и развития ребенок начинает обследовать окружающий его мир).

Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления.т. е. усвоения меры качеств - эталонов, выработанных человечеством. Это – есть первый этап в сенсорном воспитание дошкольника.

Этоэталоныцвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), материалов , эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величин (метр, килограмм, литр и др.), длительности времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания звуков речи , звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т. п.

Эффективность аналитико - синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями , благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства.
Вторым этапом сенсорного воспитания - обучение детей обследовательским, перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

При этом для вычленения одной группы качеств требуются более простые действия, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п.Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не одиночное действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выявить признаки материала: прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности и т. д. Например, признаками металла в отличие от других материалов будут блеск, ощущение прохлады при прикосновении, прочность, особенности звучания при ударе и др. Для их выявления нужно владеть системой действий. Система обследовательских действий необходима также для выявления звуковысотных отношений и ритма, звукового состава слова (слушание, проговаривание, движение, модулирующее длительность звука, зрительное восприятие движений и кинестетическое его воспроизведение и т. д.).

К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

Уже более ста лет в мире применяется педагогическая методика Монтессори, названная так в честь известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори. В настоящее время эта методика чаще всего применяется для раннего развития обычных детей, однако изначально она предназначалась для детей с ограниченными возможностями. Основная цель этой методики заключается в создание сенсорного пространства(среды), где ребенок сам при минимальном вмешательстве взрослого будет развиваться. Главный девиз методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Мария Монтессори отмечала, что в развитии человека существуют определенные периоды восприятия мира, причем в детском возрасте существуют т.н. сенситивные (наиболее благоприятные) периоды, которые во взрослом возрасте уже не повторяются. Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду, что позволяет развивать навыки, которые связаны с развитием определенных структур мозга, что очень эффективно при обучении детей с отставанием в психическом развитии.

Так, развитие речи происходит от 0 до 6 лет, сенсорное развитие - до 5,5 лет, социальные навыки возникают и утверждаются от 2,5 до 6 лет, от 0 до 3 лет происходит формирование отношений со взрослыми и восприятия порядка.

На основе принципа методики Марии Монтессори и особенностей развития детей, имеющих проблемы в обучение мы поставили следующие задачи:

Задачи сенсорного развития для детей, имеющие пониженные способности к обучению:

1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
2. Тактильно-двигательное восприятие.

3 . Развитие слухового восприятия.

4 . Развитие зрительного восприятия

5. Восприятие формы, величины, цвета.

6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).

7. Восприятие пространства и времени.

Учитывая поставленные задачи сенсорное пространство для данных детей организовано следующим образом.

Условно, можно разделить на такие маршруты:

Сенсорный центр группы;

Функциональные зоны в разных местах детского сада.

Назначение сенсорного центра в группах – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно­перцеп­тивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Сенсорные центры в группе делятся на следующие виды –

Игровой – развивающий уголок

Учебно – развивающий;

Уголок релаксации;

В игровом - развивающем уголке находятся различные игры способствующие сенсорному развитию детей:

мозайки, кубики, конструкторы- различной модальности (лего, деревянный,пластмассовы, мягкий), различные виды детских музыкальных инструментов (развитие слухового восприятия).

У этих детей очень слабое слуховое восприятие, информацию на слух берут тяжело. Развиваем с помощью игр с муз инструментами: «Угадай на чем играю», «Проиграй ритм»

пальчиковые театры, куклы –бибабо- являются не только средством развития речи, но и средствами психотерапии, когда ребенок боится рассказывать, но кукле он отвечает, т.к.это кукла -а не педагог.

В природном уголке различный природный материал - для сенсорики и для детского творчества. Дети сажают в природном уголке лук, чеснок. Проводят с воспитателями исследовательскую деятельность. Это и игры с растениями, фруктами, овощами: «Определи на вкус», «Определи на ощуп».

В учебно–развивающем уголке находятся пособия для занятий, игр и упражнений, которые осуществляютя под руководством взрослых.

Это подносы с различными крупами, массажные шарики Су – джок, лоточки с манкой, пластилин: разных видов от обычного до шарикого, природный материал(часть находится в игровом центре, часть здесь), цветные скрепки, различные мерные стаканчики, мерные ленты, плоскостные и объемные геометрические фигуры, пособия для ориентировки во времени.

Мелкие предметы, эспандер, скрепки, массажер “Су-Джок” нужны для развития мелкой моторики помогают добиться следующего результата:

- Укрепить мышечный тонус кисти рук.

- Развить четкие движения и координацию рук ребенка.

- Снизить утомляемость и повысить работоспособность.

- Избежать проблем с почерком и другими навыками письма.

Занятия с крупой развивают не только зрительное и тактильное восприятие, но и такие важные функции как самоконтроль, концентрацию внимание. Считается, что когда ребенок перебирает крупу у него концентрация внимания достигает наивысшей точки, как при точном письме.

Очень хорошо для развития зрительно – моторной координации использовать манную крупу.

Скрепки хорошо использовать как для развития мелкой моторики, так и для зрительного восприятия и развития логического мышления.

Су-Джок – последнее достижение Восточной медицины Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек.Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Он оказывает благотворное влияние на весь организм. Этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения.

Металические кольца

Уголок релаксации – обязательный атрибут в группе для детей с задержкой психического развития.

В уголках релаксации дети могут отдохнуть от собственных переживаний, уединиться, расслабиться и просто побыть одни. В них используется детская мягкаямебель, имитация -витраж окна, цветы, коллаж с фотографиями мам.

Дети, с проблемами в развитиями имеют неустойчивую ослабленную нервную систему. Поэтому больше чем другие нуждаютя в прикосновениях, в тактильных ощущениях.

Их необходимо несколько раз в день гладить по голове, прижимать к себе.

Для развития тактильных ощущений используется массажные коврики :

с пробками, с губками, нашивками различной фактуры. Дети обязательно после сна ходят босыми ногами по этим коврикам. Ступни ног по количеству рецепторов не уступают рукам. Учим детей распознавать гладкость и шороховатость ногами.

Это все сенсорное пространство, которое есть в группе где пребывают дети.

Сенсорное воспитание не выделено в специальный самостоятельный раздел «Программы воспитания в детском саду», а включено по видам деятельности: в изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую и т. д.

Функциональные зоны – помещения детского сада, в которых находятся объекты для развития того или иного вида восприятия у ребенка опосредованным путем. В спортивном зале у нас есть модульный конструктор: большие геометрические формы, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты.

В сухом бассейне дети могут расслабиться и поиграть самостоятельно. В кабинете психолога есть песочница, для проведения различных игр с песком. Песок снимает мышечное напряжение, а так же помогает детям со слабой мелкой моторикой.В музыкальном зале происходят занятия, где дети имеют возможность развивать и слуховое и зрительное и двигательное восприятие.

Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитие. Поэтому все о чем я рассказала помогает этим детям достичь нормы в психологической подготовке к школе.