Логопедическое занятие в старшей группе. Конспект логопедического занятия на тему: "Звук и буква Ч" Анализ логопедического занятия звук ч

| ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Статьи и упражнения с сайта () помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок.

Постановка звука Ч

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ч различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей аффрикаты ч:

Ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т", щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:

Ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;

Ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

Исправление нарушений произношения звука/Ч/

Ребенку предлагается поднять кончик языка к «бугоркам» за верхними зубами и произнести сочетание «ать». При этом логопед, нажимая пальцами на уголки губ ребенка, выдвигает их вперед. Получается «ачь».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).

Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..

Нормальная установка при произнесении звука.

  • 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
  • 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • 5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..

Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т . То медленно, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол. Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо звука ч слышится звук, имитирующий звук т ; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т .

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены, губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком ч.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть - оч, вместо уть - уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!

ЧА-ЧА-ЧА – чан, чай, чайник, чайка, чашка, кочан, дача, туча.
ЧИ-ЧИ-ЧИ – чисто, чиж, чижик, мячи, калачи, личинка.
ЧУ-ЧУ-ЧУ – чудо, чуб, чугун, чудак, хочу, молчу, жемчуг.
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – бачок, бычок, пучок, значок, плечо, бочонок, учёба, печёнка.
ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ - чек, чей, печенье, ученье, качели, зачем, чучело.

5. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)

6. Наклей картинки (или нарисуй) в названии которых слышится звук Ч.


ЗВУК Ч. (№2)

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

АЧ-АЧ-АЧ АЧ-ОЧ-УЧ-ИЧ
ОЧ-ОЧ-ОЧ ОЧ-УЧ-ИЧ-АЧ
УЧ-УЧ-УЧ УЧ-ИЧ-АЧ-ОЧ
ИЧ-ИЧ-ИЧ ИЧ- АЧ-ОЧ-УЧ

3. Автоматизация звука Ч в словах.

АЧ-АЧ-АЧ – плач, богач, калач, качка, удачно, задачник, врач, грач.
ОЧ-ОЧ-ОЧ – дочь, ночь, бочка, кочка, дочка, почка, точка, молочный, замочки.
УЧ-УЧ-УЧ – луч, тучка, внучка, кучка, могуч, кавычки, Жучка, лучше.
ИЧ-ИЧ-ИЧ – дичь, дичка, яичко, водичка, кличка, табличка.

4. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ч.

Тина, бабочка, банка, сачок, ключ, цапля, щетка, очки, бантик, шоколадка,
ночь, дочка, кулич, Танечка, чудеса, насос, мячик, овощи, печка, свеча.

5. Повтори слова парами.

Качка – кочка, бочка-тачка, внучка-колючка, овечка-колечко, уздечка-печка,
девочка-ласточка, обруч-удочка, ключ-очки, тапочки-бабочка.

6. Игра «Назови ласково»

7. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.




ЗВУК Ч. (№3)

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Ч в слогах.

АЧ-ОЧ-УЧ-ИЧ ОЧ-УЧ-ИЧ-АЧ
УЧ-ИЧ-АЧ-ОЧ ИЧ-АЧ-ОЧ-УЧ

3. Назови картинки, в названии которых слышится звук Ч.



4. Автоматизация звука Ч в словах.

Кабачки, башмачки, облачко, жучки, пучки, паучки, колечко,
овечка, бычки, дички, новички, ячмень, мочалка, качалка, значок,
плечо, каблучок, пятачок, бочонок, копченый, печёный, волчонок,
зайчонок, калачи, овчинка, волчица, зачем, черви, чулан, чудак,
чугун, плачу, пончик, выучил, лётчик, волчий, заячий, мочёный,
ночёвка, пахучий, голубчик, огурчик, горчица, вечерний, передача.

5. Игра «Назови ласково»


ЗВУК Ч. (№4)

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Ч в слогах.

ЧТА-ЧТО-ЧТУ-ЧТЫ ЧТУ-ЧТЫ-ЧТА-ЧТО
ЧТО-ЧТУ-ЧТЫ-ЧТА ЧТЫ-ЧТА-ЧТО-ЧТУ

3. Определить позицию звука Ч в словах.



4. Автоматизация звука Ч в словах.

Почта, мачта, почтовый, почтальон, почтение, чтение, почва, чукча, отличник.
Чашка – значок – чулки – чучело – бахча
Плечо – кольчуга – печенка – овчарка – калачи
Мочалка – пчелы – каучук – личинка – черепаха
Удача – крючок – чудеса – пончик - одуванчик

5. Выучи загадку, нарисуй отгадку.

Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в темные чуланчики –
Каждый мальчик в свой чуланчик. (пальцы и перчатка)

6. Игра «Кто это делает?»

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные:

  1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
  2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
  3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
  4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
  5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
  6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.
  7. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
  2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

“Письмо” от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком “Ч”), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла “Чучелка”, сундучок с буквой Ч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. Момент.

Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”:

2. Сообщение темы.

Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра “Назови ласково” (с мячом).

Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.

Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].

3. Артикуляция звука [Ч]

(Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

4. Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.

Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч]хлопните в ладоши.

А теперь речевая зарядка “Не зевай, лови мяч и повторяй” (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.

А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком “Ч” назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это - правильно это Дюймовочка (иллюстрация).

Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой - картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука “Ч” в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.

Этот герой - Чебурашка (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: “Простучи слово” (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это - Чипполино (иллюстрация).

8. Составление предложений.

Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: “Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч.

(Дети разгадывают слово “сундучок”).

Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку).

Логопед : Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.


Ты зачем букву похитила?

Чучелка : Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею.

Логопед : Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: “Уелка”).

Чучелка : Ой, как некрасиво получилось.

Логопед : Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чучелка : Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок” (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук “Ч” (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед : Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).

9. Знакомство с буквой Ч.

Дети садятся за столы.

Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Ч - вы правильно решили, пишут так же, как “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Ч в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах, преобразование слов.

А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка - Чашка. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах - слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их.

12. Итог занятия.

Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ч].

Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: “Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок”.

Чучелка угощает детей и уходит.

Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Некрасова И.Аhttp://50ds.ru/logoped/4877-logopedicheskoe-zanyat...elnoy-gruppe-na-temu-zvuk-ch-- bukva-ch.html

Тема занятия : Дифференциация звуков [ч - т’].

Тип занятия : объяснение нового материала.

Группа : ОНР-3.

Класс : 1-й.

Цели:

    Образовательные:

    Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах;

    учить составлять слова;

    формировать операции звукобуквенного анализа;

    активизировать словарный запас;

    работать над предложением, формировать грамматический строй,

    закрепить навыки пересказывания, навыки чтения;

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление;

    Воспитательные : воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку и логопедическим занятиям.

Оборудование : индивидуальные зеркала, карточки с буквами ч, т у каждого, аудиокассета «Звуки природы», мяч, изображение поляны с ромашками, изображения насекомых (пчела, кузнечик, бабочка) с написанными на обратной стороне названиями игр, цифровые линейки по количеству учащихся.

План занятия:

    Оргмомент. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.

    Уточнение артикуляции звуков

    Соотнесение звуков с буквами

    Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча

    Отгадывание загадок

    Физминутка

    Работа над словообразованием

    Дидактическая игра « Измени слово»

    Массаж ушных раковин

    Пересказ рассказа» Синичка»

Ход занятия:

    Организационный момент .

Логопед: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Садитесь.

    Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.

Логопед: Сейчас я посмотрю, кто из вас самый внимательный. Кто быстрее и правильно ответит на мой вопрос, будет садиться за парту.

Назовите 3-й звук в слове «ручка»

Дети: Звук «Ч»

Логопед: 2-й звук в слове «стержень»

Дети: Звук «т’»

Логопед: 3-й звук в слове «туча»

Дети: «ч»

Логопед: 1-й звук в слове «тетрадь»

Дети: Звук «т’»

Логопед: 3-й звук в слове «Катя»

Дети: Звук «т’».

Логопед: Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем изучать?

Дети: Звуки «ч» и «т’»

Логопед: Правильно. Мы будем учиться дифференцировать звуки ч-т`. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а куда, вы догадаетесь сами, когда послушаете звуки.

(Прослушивание аудиокассеты « Звуки леса»)

Логопед: Где мы оказались?

Дети: В лесу

Логопед: А как вы догадались?

Дети: Мы слышали пение птиц, шум деревьев

Логопед: Это речевые или неречевые звуки?

Дети: Неречевые

    Уточнение артикуляции звуков .

Логопед: Иногда неречевые звуки похожи на звуки нашей речи. Песня птицы может напомнить звук (т’ - т’ - т’). Возьмите в руки зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук «т». Улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину его вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от неба. Давайте дадим ему характеристику.

Дети: Это звук согласный, глухой, мягкий (имеет твердую пару «т»)

Логопед: Ребята, а вы не забыли, что мы с вами в лесу? Как нужно вести себя здесь?

Дети: Тихо, не шуметь.

Логопед: Есть один знак, который об этом напомнит.

(Логопед подносит к губам вертикально указательный палец и произносит «ч»).

Логопед: Посмотрите в зеркало и приготовьтесь повторить этот звук. Губы слегка выдвинуть вперед, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать. Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Давайте дадим характеристику звуку «ч».

Дети: Звук «ч» согласный, глухой, всегда мягкий.

Логопед: Звуки «ч» и «т’» близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки и на письме они обозначаются разными буквами. Вспомним, как пишутся эти буквы, и запишем их на доске.

(Один ученик выходит к доске и записывает буквы «ч» и «т»).

    Соотнесение звуков с буквами .

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слоги и слова, а вы поднимете соответствующую звукам букву: (ча, тя, че, те, чу, тю, ать, очь, уть, ичь, чай, тюль, метель, учу, котенок)

Логопед: Молодцы. Вы очень внимательные и хорошо справились с заданием.

    Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча.

Логопед: Ребята, если вы внимательно слушали звуки леса, то, наверное, слышали, что у каждой птицы своя песенка. Давайте повторим за ними.

(Логопед произносит слоги и бросает мяч ребенку). Ребенок отражено повторяет слоги: те-те-че, че-че-те, чи-ти-чи, чи-ти-ти, ать-ач-ать, оть-очь-очь

Логопед: Молодцы, и с этим заданием справились.

    Отгадывание загадок

Логопед: И вот мы вышли на лесную полянку.

(на доске вывешивается изображение поляны с ромашками).

Логопед: А вот и лесные жители. Угадайте, кто они?

а) С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка - зеленая спинка.

Дети: Кузнечик.

Логопед: Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком и поделится медком.

Дети: Пчела.

Логопед: От цветка к цветку порхает, утомится - отдыхает.

Дети: Бабочка.

(К ромашкам прикрепляем изображения кузнечика, пчелы, бабочки).

Логопед: Повторим слова еще раз. Что у них общего?

Дети: эти слова можно назвать одним словом, у всех слов есть звук «ч».

Логопед: А на каком месте стоит звук «ч» в данных словах? Возьмите в руки звуковые линейки и определите его место.

Дети: В слове «пчела» - на 2 месте, в слове «бабочка» - на 5, в слове «кузнечик»- на 6.месте.

Логопед: а сейчас мы с вами попрыгаем, кузнечики.

    Физминутка .

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг- скок. Стоп. Сели.

Травушку покушали, Тишину послушали.

Выше, выше, высоко. Прыгай на носках легко.

    Словообразование.

Логопед: Лесные жители предлагают нам поиграть. Каждый из них принес игру. Первая игра у насекомого, название которого самое длинное слово. Кто это?

Дети: Кузнечик.

Логопед: Верно.

(правильно определивший слово ученик переворачивает картинку и читает название игры).

Дети: «Не перепутай буквы».

Логопед: Кузнечик просит назвать детенышей животных и птиц. Но сначала покажем буквы «ч» и «т».

(Дети называют детенышей животных).

У зайца - (зайчата), у волка - (волчата), у белки - (бельчата), у сороки - (сорочата)., у кошки - (котята), у утки - (утята).

Логопед: Какую букву будем писать после «ч»?

Дети: Букву «а», потому что, сочетание «ча» пишется с буквой «а».

Логопед: Следующая игра у насекомого, в названии которого звук «ч» стоит на 2-м месте.

Дети: Это пчела.

    Работа со словами-паронимами.

Логопед: Читаем задание с обратной стороны картинки.

Дети: Измени слово, заменив «ч» на «т».

(На доске в столбик записаны слова: мяч, вечер, ткач, печка, печь, честно).

Логопед: Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, и записывать пару к словам, меняя «ч» на « т». Работаем коллективно у доски и в тетрадях. Обведем наши буквы в кружочки карандашами разных цветов, («ч» - зеленым, «т» - синим).

(Одновременно проводится работа над лексическим значением каждой пары слов).

Логопед: Вы познакомились с новым словом « ткач». Давайте составим с этим словом предложения, а самое красивое предложение запишем в тетрадь.

Логопед: А теперь давайте в каждом слове обозначим гласные и поделим слова на слоги.

    Массаж ушных раковин.

Логопед : Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину, разотрите уши руками.

    Пересказ рассказа «Синичка»

Логопед: И последняя игра у бабочки. Она нам предлагает найти звуки «ч» и «т» в рассказе. Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно слушайте и попробуйте его пересказать.

Логопед: О ком этот рассказ?

Дети: О синичке.

Логопед: Как она оказалась у детей?

Дети: Она влетела в форточку.

Логопед: Как ей жилось у детей?

Дети: Они о ней заботились.

(После беседы 2-3 ученика пересказывают текст, затем все ученики вспоминают слова с нужными звуками).

Наступила холодная зима. К окну прилетела синичка. Дети открыли форточку, и синичка влетела в комнату. Птичка стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. А ранней весной они взяли клетку, пошли в лес и выпустили птичку. Синичка полетела и весело запела.

Подведение итога занятия .

Логопед: Что ж, ребята, мы с вами выполнили все задания лесных жителей. Они остались довольны. О каких звуках мы сегодня говорили?

Дети: О звуках «ч» и «т’».

Логопед: Чему вы научились на занятии.? Молодцы. Занятие окончено. До свидания.

Дети: До свидания.