Сенсорный центр. Сенсорные нервные центры

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

модернизации предметно-развивающей среды в группах по теме:

«Центры сенсорного развития ребёнка в ДОУ».

Детский сад - особое учреждение, практически это второй дом для детей и сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, удобным, непохожим на другие.

Развивающая предметная среда дошкольного учреждения - важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность малыша зависит от того, какова предметно-пространственная организация его жизни, из каких игрушек, игрового материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

Основой познания ребёнком окружающего мира и первой ступенью чувственного опыта является сенсорное развитие, направленное на полноценное восприятие действительности.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Накопление детьми сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных знаний, связанных с восприятием явлений окружающего, пробуждение интересов, формирование потребностей происходит в процессе всей жизнедеятельности.

Полноценное личностное развитие ребёнка обеспечивается его непосредственным участием в практической деятельности. На становлении деятельности, прежде всего, и базируется развивающая среда дошкольного учреждения.

Делая анализ концепций вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды дошкольных учреждений, мы пришли к необходимости создания в группах младшего и среднего дошкольного возраста Центров сенсорного развития. Они служат местом концентрации различных материалов, оборудования, игрушек, дидактических пособий и игр, собранных для решения задач сенсорного воспитания детей, и предназначены для активизации деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого. В нашем детском саду они занимают часть группы.

Цель: создание и оснащение Центров сенсорного развития ребёнка в младших и средних группах детского сада.

Задачи: активизация самостоятельной деятельности дошкольников с сенсорными материалами; развитие чувственного опыта, анализаторных систем в ходе занятий с дидактическими играми и пособиями;

становление и развитие профессиональных и проектировочных умений педагогов.

Предполагаемые результаты реализации проекта.

К организации Центров сенсорного развития ребёнка нас подтолкнуло желание поставить работу по одному из базовых разделов программы на более высокую ступень. Во время специально организованного обучения не всегда хватает времени каждому ребёнку усвоить материал, а тем более поупражняться в применении своих знаний и умений в окружающей действительности. Кроме этого, на первый план вышла проблема нехватки у детей чувственного опыта, несформировайности процессов восприятия, мышления, воображения.

В результате ежедневных занятий в Центре сенсорного развития, у детей создаётся ощущение спокойствия, уверенности в себе, формируется богатый запас положительных эмоций, который способствует развитию внутренних резервов, особенно созданию новых понятий и качеств.

Многообразие развивающих и дидактических игр обеспечивает ребёнку свободу выбора, возможность реализовать свои замыслы, самостоятельно решать стоящие перед ним задачи. Предполагается развитие точности и гибкости восприятия, улучшения в развитии мелкой моторики рук и зрительномоторной координации, что способствует эффективной подготовке к школьному обучению.

Участниками проекта стали три группы детского сада: I младшая группа (Воспитатель Черненко И.В), II младшая группа (Воспитатель Белякова Н.П.), средняя группа (Воспитатель Гулева Т.С.).

Разрабатывая проект модернизации предметной развивающей среды, мы опирались на следующие дидактические принципы: наглядности;

# р "учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

^ систематичности и последовательности;

■‘ЯР^личностно-ориентированного общения;

^“занимательности;

активности и самостоятельности;

"^“прочности.

Создание Центров сенсорного развития детей потребовало чёткой организации предметнопространственной среды, насыщения её необходимым оборудованием, атрибутикой, а также продумывания наиболее оптимального, универсального её использования для активизации самостоятельной игровой и исследовательской деятельности детей. Выделим основные принципы, реализованные при создании Центров сенсорного развития детей:

*вР ~соответствие развивающей среды особенностям развития и саморазвития дошкольников;

"в?" статичность и подвижность (постоянство и неизменность элементов среды обеспечивают ребёнку защищённость и надёжность, а возможность её изменения позволяет реализовать детям стремление к творчеству и инициативу);

^"гибкость зонирования (позволяет детям свободно перемещать определённые игры и игрушки в любую часть группы);

^“"комфортность и безопасность (надёжность и комфортность достигается безопасной и удобной планировкой;

открытость и закрытость (предполагает организацию определённого порядка в пространстве); ■^тендерный подход (создание условий, стимулирующих проявление типичных для девочек и мальчиков видов занятий);

При создании проекта развивающей среды, обеспечивающей сенсорное развитие детей, мы опирались на разнообразные теоретические исследования и практические разработки.

В основу нашего проекта легла разработанная доктором психологических наук С.Л.Новосёловой концепция предметной развивающей среды детского сада (Новосёлова С.Л. «Развивающая предметная среда»), которая базируется на развитии ведущей детской деятельности на определённом возрастном этапе. При создании такой среды необходимо руководствоваться определёнными требованиями. Во-первых, так как все виды деятельности ребёнка (общение, предметная, игровая, учебная) в той или иной степени присутствуют одновременно, воспитателю необходимо, отдавая должное ведущей деятельности, стимулировать развитие тех её видов, которые в данный момент не являются ведущими. Вторым требованием является соответствие предметной среды возможностям ребёнка при переходе его к следующему этапу развития, то есть создание через предметную среду зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский). В-третьих, среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, то есть должна содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты, так т и проблемные, подлежащие исследованию, что вытекает из теории Н.Н.Поддъякова. Кроме этого, предметная среда для ребёнка должна быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворяющей потребность ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении в целях применения им уже знакомых знаний и способов действия.

Авторы пособия для воспитателей и педагогов ДОУ «Игровые модели воспитания и обучения: Предметно-игровая развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении» сотрудники Белорусского научно-методического центра игры и игрушки А.Н.Брызгалова, О.И.Дрозд, М.А.Калиновская, Е.И.Смолер, Р.А.Туфкрео, Е.А.Устиненко дали подробные рекомендации по созданию предметной развивающей среды во всех возрастных группах дошкольных учреждений в соответствии с развитием ведущей детской деятельности, указав на особенности программы воспитания и обучения, специфику оснащения ДОУ в целом, творческий подход педагогов. В пособии рассказывается о том’ какие игрушки, игровой материал и оборудование нужны малышам, чтобы они могли наиболее полно, радостно и активно осваивать окружающий мир.

В практическом пособии для ДОУ «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» А.И.Титарь, придавая решающее значение процессу восприятия для психологического и социального становления личности предлагает комплексы игр и упражнений, направленных на стимулирование сенсорного развития детей, развитие и становление сенсорных впечатлений, ориентировочноисследовательских действий, восприятие предметов с точки зрения их функционального назначения, с акцентом на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие. Вся работа нацелена на развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами.

Большую работу по сбору и анализу опыта создания дизайн-проектов предметной развивающей среды провела доктор педагогических наук Н.А.Рыжова в своей книге «Развивающая среда дошкольных учреждений». Автором приведены примеры создания центров, комплексов, кабинетов, столовых, музеев, оформления и использования территории ДОУ, групповых помещений. Наше внимание привлёк раздел, где описывается опыт педагогов в создании центров сенсорики и рекомендации по их использованию. Укомплектованы такие центры различными материалами для развития осязания, восприятие окружающего через обоняние, восприятие на слух, для зрительного восприятия и тактильных ощущений. М.А.Петрова, А.В.Пухова, Г.А.Бойцова, Т.А.Хмельницкая разработали и рекомендовали варианты деятельности детей в центрах сенсорики.

Однако в основу нашей разработки легли рекомендации по созданию сенсорной зоны - одного из базовых компонентов развивающей среды ДОУ в группах, реализующих программу "Развитие» (Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» «Предметная среда. Сенсорика. Экология», под редакцией О.Г.Жуковой). Данная программа в целом основана на личностно- ориентированной модели воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми. Особое внимание уделяется сенсорному воспитанию: малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма, величина, то есть овладевают сенсорными эталонами.

В целях модернизации предметной развивающей среды в нашем детском саду мы провели ряд методических мероприятий. Успешность осуществления всего педагогического процесса находится в прямой зависимости от эффективности построения методической работы с педагогами. Главная задача методической службы сегодня - создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Для разработки инновации в детском саду была создана творческая группа, состоящая из педагогов, работающих по программе «Развитие» и вплотную занимающихся проблемой сенсорного развития детей, которых объединило стремление глубоко вникнуть в проблему, найти общее правильное решение. Сначала каждый член группы самостоятельно изучил теоретические основы и опыт работы друг друга по заявленной теме. Педагоги разработали проект комплектации Центров сенсорного развития по возрастным группам, создали рекомендации по использованию дидактических игр. Кроме этого план работы с кадрами включал следующее:

■ ^консультации для воспитателей «Построение развивающей среды в детском саду»; «Игры Воскобовича»; «Рамки-вкладыши Монтессори», «Детское пространство в педагогике М. Монтессори»;

"вР" обзор методической литературы по созданию сенсорных зон в ДОУ»;

творческие отчёты воспитателей: «Сенсорное развитие детей 2-Л лет» (Брезгунова Л.В.); «Сенсорное воспитание детей 3-4 лет посредством игр» (Черненко И.В.); «Создание условий для развития сенсорных способностей у детей 3-5 лет» (Гулева Т.С.), защитившихся на высшую квалификационную категорию и представивших свои работы в Смоленском областном институте усовершенствования учителей; семинар-практикум «Развивающая среда в ДОУ»;

" ^‘педсовет «Проблемы организации развивающего пространства»;

семинар «Содержание и методы сенсорного воспитания детей в разных возрастных группах»;

КВН «Мир игр»;

смотр-конкурс Центров сенсорного развития в группах;

"ЯР 5 районное методическое объединение воспитателей «Делимся опытом своей работы по организации Центров сенсорного развития»;

" ^‘круглый стол с участием учителей гимназии по теме: «Сенсорное развитие как базис становления и развития учебной деятельности детей»;

"^ участие и победа воспитателя Гулевой Т.С. в районном конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года - 2009» с опытом работы по теме: «Развитие сенсорных способностей детей 3-5 лет через систему специально разработанных игр».

Центры сенсорного развития в разных возрастных группах отличаются по комплектованию. В соответствии с задачами сенсорного развития детей дошкольного возраста проводится оснащение Центра играми, игрушками, атрибутикой. Приведём перечень основного материала и оборудования:

" 5"* пирамидки из различного количества деталей, разной формы, величины, цвета;

^■ различные вкладыши, резко отличающиеся и близкие по форме и величине: рамки-вкладыши, объёмные, плоские, полые;

ЧР различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаики, складные кубики с разрезными картинками;

мягконабивные напольные дидактические модули;

развивающие игры промышленного производства, способствующие развитию мелкой моторики рук, освоению сенсорных эталонов;

ЯР* 5 различные пазлы;

дидактические коврики-трансформеры;

^координационные коврики со следами рук и ног;

■ ^наборы песочных формочек для игр с водой и песком; игра «Рыбалка»;

Я!®*" набор «Сенсорные ёмкости» с разными наполнителями;

"Я^ : для развития осязания: растворимые пищевые добавки;

■^*“ддя восприятия окружающего через обоняние: ароматические палочки или свечи, флаконы с духами, баночки с ароматизированными продуктами (ванилином, корицей, кофе...);

Яр-для восприятия на слух: магнитофон, шумовые предметы (ёмкости с разными наполнителями - крупами, горохом, камешками, стеклянными шариками...);

Я^ для зрительного восприятия: трафареты, лекала, ножницы, фонарики, калейдоскоп;

для тактильных ощущений: пуговицы, бусины, разноцветные скрепки, шнурки, тесьма, деревянные катушки, прищепки, футляры от киндер-сюрпризов, крышки от пластиковых бутылок и т.п.

Кроме перечисленного выше, особое место в Центре сенсорного развития отводится дидактическим играм, разработанным нами на основе задач сенсорного воспитания и в соответствии с требованиями программы «Развитие». В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание - основной источник знаний об окружающем. Поэтому очень важно заботиться о формировании у детей точных представлений о предметах и явлениях, о совершенствовании их сенсорного опыта.

В дидактических играх детям предоставляется возможность:

  • повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании в различении;
  • конкретизировать чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерные свойства (формы, величины, цвета), учить ориентироваться не только по внешнему виду предметов, но и по их словесному описанию;
  • делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
  • соотносить, сравнивать свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами.

Дидактические игры выполняют следующие функции:

  1. Учебная функция - организация и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, формирование обобщенных представлений и способов действия.
  2. Ознакомление с обобщёнными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами.
  3. Расширение практики использования эталонов, практических ориентировок.
  4. Контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Основные виды дидактических игр, использующиеся детьми в Центре сенсорного развития:

  1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать в раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие совпадает с практическим действием с предметами.
  2. Игры с прятаньем и поиском предметов, основанные на интересе детей к их неожиданному появлению и исчезновению, поиску и нахождению.
  3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
  4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в моделировании различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых, животных и т.д.
  5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь и игрового результаты, выиграть: «Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т.д.
  6. Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) с его свойствами, связанными с интересными игровыми моментами: избавиться от ненужного, сбросить карточку, не сказать запретного слова.

Центр сенсорного развития укомплектован следующими дидактическими играми и игровыми заданиями: н "

«Спрячь мышку»;

С® 7 «Соберём букет из осенних листьев»;

■‘ ^“«Светофор»;

^^■■ «Разноцветные комнаты»;

"«Р"-лото «Цвет»;

^"“«Разноцветные кармашки»;

«Посади бабочек на свой цветок»;

■^“«Магазин игрушек»;

■^ «Собери кукол на прогулку»;

ЧР «Разноцветные клубочки»;

ЧР“«В царстве фигурок - человечков»;

ЧР-«Кто где спит»;

■^"“«Разноцветные коврики»;

ЧР^Найди такой же»;

^«Г ости»;

"^■«Соберём бусы»;

■^""«Построим башенки»;

■^“«Геометрическое лото»;

«*6^«На что похоже?»;

ЧР" «Посадим семена»;

ЧР“«Три квадрата»;

^9^ «Примерим варежки»;

Ч^* «Украсим ёлочку фонариками»;

^■«Накорми птиц»;

ЧвР«Кто выше?»;

■Ч^ «Построим пирамидку»;

ЧР* - «Мешок сюрпризов»;

ЧР 1 "«Окраска воды»;

«Фокусники»;

^"«Путешествие в страну красок»;

"Цр «Собери урожай»;

^ «Составные картинки»;

“ ^"«Чудесный мешочек»;

«Построй лесенку»;

‘■^«Волшебные кружки»;

«Спрячь цыплёнка»;

«Новогодние шары»;

“ ^"«Дерево сюрпризов».

При выборе игр и игрового материала мы руководствовались следующими критериями:

“■^"Социальная и психологическая безопасность. Отсутствие признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию, жестокость, вызывающих страх, тревогу.

■^"Соответствие игр возрасту.

■(^"Функциональная привлекательность. Возможность полифункционального использования игр для развития способностей.

Эстетичность внешнего вида.

“в!? Культуросообразность игрушки и её соответствие принятым в обществе нормам и духовнонравственным ценностям.

■^“Возможность использования в совместной деятельности.

" ^"Прочность и долговечность.

“ ^"Использование экологически чистых материалов.

Занятия детей в Центре сенсорного развития предполагают в большинстве случаев самостоятельную деятельность детей с материалами, что ставит ряд вопросов, касающихся включённости взрослого в деятельность ребёнка. Определяя эту меру, необходимо помнить, что развитие способностей ребёнка происходит в процессе освоения им средств восприятия, мышления, воображения. Мера включённости взрослого зависит, прежде всего, от того, насколько точно он сумеет определить характер детской деятельности. Только после этого сам воспитатель решает включаться в неё или нет. Не следует мешать ребёнка, если его деятельность носит продуктивный, уравновешенный характер, и, наоборот, следует включаться в случаях, когда дети не могут самостоятельно найти себе занятие. Тактика, которой должен следовать воспитатель - сотрудничество, то есть «не рядом, не над, а вместе». Данное правило, мы позаимствовали как один из главных постулатов методики Марии Монтессори, где среда организуется из материалов, представляющих собой не готовые предметы, а только набор элементов, а манипуляции с этими материалами позволяют ребёнку приобрести чувственный опыт, который является основой сенсорной базы. Чтобы достигнуть этого, среда и должна содержать главное - равенство ребёнка и взрослого. Изучая желания и внутренние мотивы детской деятельности, педагог оказывает ему помощь.

Во время совместной деятельности с ребёнком воспитатель использует определённые

приёмы:

Р создание мотивированности действий детей (присоединившись к игре или начав действия первым);

■^ ответы на детские вопросы;

■^вопросы воспитателя к детям; обсуждение действий детей.

Выступая в роли посредника между ребёнком и окружающей его предметной средой, воспитатель становится не пассивным наблюдателем, а активным участником, партнёром детей. Личные качества, умения, знания педагога организуют предметную среду таким образом, чтобы она обеспечивала развитие способностей детей, чтобы их опыт был опытом активного исследования действительности, радостного присутствия в мире детского сада.

Чтобы эффективно использовать Центр сенсорного развития, сначала дети должны подробно ознакомиться с его содержанием, почувствовать себя в нём свободно. После того, как дети освоятся, педагог может показать пример использования предметов, всячески поощряя попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту. В это время дети активно осваивают новые ощущения, что стимулирует их познавательную деятельность, мотивацию, пробуждает интерес, подвижность и исследовательский подход. Время занятий детей не регламентируется.


Организация предметно-пространственной развивающей среды в МБДОУ. Центр сенсорных игр.

Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года, является развитие сенсорики мелкой моторики и координации движений. Развивается познавательная потребность, появляется любознательность, совершенствуются перцептивные действия.

При создании в группе центра сенсорного развития были поставлены следующие задачи:

Создать условия для обогащения зрительного сенсорного опыта детей;

Разработать игры, направленные на формирование тактильного, осязательного и сенсорного опыта детей;

Организовать центр сенсорного развития с учётом возможности детей играть как самостоятельно, так и совместно;

Обеспечить доступность и мобильность игр, представленных в центре.

Центр сенсорного развития несёт в себе следующие функции:

Стимуляция сенсорные функции(зрительное восприятие, осязание, слух и т.д.) ;

- развитие мелкой моторики рук;

Снятие мышечного и эмоционального напряжения;

Активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.

Сенсорные игры способствуют знакомству детей не только со свойствами различныхпредметов, но и с представлениями о форме, величине, цвете. Кроме того, во время игр развиваетсямелкая моторика кистей и пальцев рук. Уделяется большое внимание проговариванию детьми всех своих ощущений. Многие, из игр сделаны своими руками, которые вызывают огромный интерес у детей.
Центрсодержит материалы и игры для развития тактильных ощущений, мелкой моторики. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры по сенсорному развитию.

Дидактическая игра "Чудесная коробочка"


Дидактическая игра"Найди цветок для божьей коровки"

Дидактическое пособие"Осминожек"

Дидактическое пособие "Доска тактильных ощущений"

Дидактические игры "Собери урожай яблок", "Собери шишки на ёлочке". Развивающая доска.


Дидактическое пособие "Бусы"

Дидактическое пособие "Книжка ощущений"

Дидактическое пособие "Сенсорная пирамидка"

Дидактическая игра "Полянка для мышек"


Центр "Вода - песок"


Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Спасибо за внимание!

Аида Никульникова

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ . Центр сенсорных игр .

Воспитатель Никульникова А. Ф., МБДОУ д/с №49, г. Ставрополь.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений и восприятия у детей формируется представление о предметах , объектах и явлениях окружающего мира. Дети учатся выделять один предмет из множества , находить сходство и различия между ними. Сенсорное развитие также предполагает развитие таких качеств , как ориентировочная деятельность (рассматривание, ощупывание и т. д., а также способствует освоению системы сенсорных эталонов .

При создании в группе центра сенсорного развития были поставлены следующие задачи :

Создать условия для обогащения зрительного сенсорного опыта детей ;

Разработать игры, направленные на формирование тактильного, осязательного и сенсорного опыта детей ;

- организовать центр сенсорного развития с учётом возможности детей играть как самостоятельно, так и совместно;

Обеспечить доступность и мобильность игр, представленных в центре .

Центр сенсорного развития несёт в себе следующие функции :

Стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух и т. д.) ;

-развитие мелкой моторики рук ;

Снятие мышечного и эмоционального напряжения;

Активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.

Сенсорные игры способствуют знакомству детей не только со свойствами различных предметов , но и с представлениями о форме , величине, цвете. Кроме того, во время игр развивается мелкая моторика кистей и пальцев рук. Уделяется большое внимание проговариванию детьми всех своих ощущений, что немаловажно для детей с ОВР. Выделяя сходства разных предметов , дети учатся сопоставлять одни предметы с другими , запоминают сенсорные эталоны , выстраивают сериационный ряд.

Центр содержит материалы и игры для развития тактильных ощущений , мелкой моторики. Это различного вида шнуровки, застёжки, прищепки, пуговицы, бусы, лабиринты, счёты, конструкторы из мелких деталей, логические игры, юла, плетение из резинок браслетов, плетение косичек и т. д.








Для развития тактильных ощущений в центре подобраны предметы с различной фактурой – гладкие, шершавые, меховые, колючие мячики, а также массажёры для рук и вязаные игрушки.


Для формирования зрительного восприятия разработаны игры с прищепками пуговицами, фишками разных геометрических форм и цветов, счёты с цветными бусами, пирамиды.







Для развития слухового восприятия используются музыкальные инструменты и игрушки с различными наполнителями (горошинки) .



Для формирование двигательной активности подобраны игры на развитие умения ориентироваться в пространстве (удочка и рыбки с магнитами) .


Для формирования умения выстраивать сериационный ряд используются пирамиды, игры с прищепками и пуговицами, плетение из резинок.



Релаксации и снятию психо - эмоционального напряжения способствуют игра «Рыбалка» , мячи с различной фактурой.

Развитию мелкой моторики рук и формированию умения выстраивать сериационный ряд способствуют логические игры – танграм, солитёр, домино, шашки, нарды.






Публикации по теме:

С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе «Звездочка» Паспорт группы Цель: Содействовать развитию ребенка.

Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: повышение профессионального уровня педагога; создание условий для качественной.

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. (Пример с новорожденным ребенком. С рождения малыш реагирует на погремушку – звук, свет, прикосновения), дальше по мере роста и развития ребенок начинает обследовать окружающий его мир).

Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления.т. е. усвоения меры качеств - эталонов, выработанных человечеством. Это – есть первый этап в сенсорном воспитание дошкольника.

Этоэталоныцвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), материалов , эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величин (метр, килограмм, литр и др.), длительности времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания звуков речи , звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т. п.

Эффективность аналитико - синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями , благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства.
Вторым этапом сенсорного воспитания - обучение детей обследовательским, перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

При этом для вычленения одной группы качеств требуются более простые действия, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п.Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не одиночное действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выявить признаки материала: прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности и т. д. Например, признаками металла в отличие от других материалов будут блеск, ощущение прохлады при прикосновении, прочность, особенности звучания при ударе и др. Для их выявления нужно владеть системой действий. Система обследовательских действий необходима также для выявления звуковысотных отношений и ритма, звукового состава слова (слушание, проговаривание, движение, модулирующее длительность звука, зрительное восприятие движений и кинестетическое его воспроизведение и т. д.).

К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

Уже более ста лет в мире применяется педагогическая методика Монтессори, названная так в честь известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори. В настоящее время эта методика чаще всего применяется для раннего развития обычных детей, однако изначально она предназначалась для детей с ограниченными возможностями. Основная цель этой методики заключается в создание сенсорного пространства(среды), где ребенок сам при минимальном вмешательстве взрослого будет развиваться. Главный девиз методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Мария Монтессори отмечала, что в развитии человека существуют определенные периоды восприятия мира, причем в детском возрасте существуют т.н. сенситивные (наиболее благоприятные) периоды, которые во взрослом возрасте уже не повторяются. Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду, что позволяет развивать навыки, которые связаны с развитием определенных структур мозга, что очень эффективно при обучении детей с отставанием в психическом развитии.

Так, развитие речи происходит от 0 до 6 лет, сенсорное развитие - до 5,5 лет, социальные навыки возникают и утверждаются от 2,5 до 6 лет, от 0 до 3 лет происходит формирование отношений со взрослыми и восприятия порядка.

На основе принципа методики Марии Монтессори и особенностей развития детей, имеющих проблемы в обучение мы поставили следующие задачи:

Задачи сенсорного развития для детей, имеющие пониженные способности к обучению:

1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
2. Тактильно-двигательное восприятие.

3 . Развитие слухового восприятия.

4 . Развитие зрительного восприятия

5. Восприятие формы, величины, цвета.

6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).

7. Восприятие пространства и времени.

Учитывая поставленные задачи сенсорное пространство для данных детей организовано следующим образом.

Условно, можно разделить на такие маршруты:

Сенсорный центр группы;

Функциональные зоны в разных местах детского сада.

Назначение сенсорного центра в группах – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно­перцеп­тивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Сенсорные центры в группе делятся на следующие виды –

Игровой – развивающий уголок

Учебно – развивающий;

Уголок релаксации;

В игровом - развивающем уголке находятся различные игры способствующие сенсорному развитию детей:

мозайки, кубики, конструкторы- различной модальности (лего, деревянный,пластмассовы, мягкий), различные виды детских музыкальных инструментов (развитие слухового восприятия).

У этих детей очень слабое слуховое восприятие, информацию на слух берут тяжело. Развиваем с помощью игр с муз инструментами: «Угадай на чем играю», «Проиграй ритм»

пальчиковые театры, куклы –бибабо- являются не только средством развития речи, но и средствами психотерапии, когда ребенок боится рассказывать, но кукле он отвечает, т.к.это кукла -а не педагог.

В природном уголке различный природный материал - для сенсорики и для детского творчества. Дети сажают в природном уголке лук, чеснок. Проводят с воспитателями исследовательскую деятельность. Это и игры с растениями, фруктами, овощами: «Определи на вкус», «Определи на ощуп».

В учебно–развивающем уголке находятся пособия для занятий, игр и упражнений, которые осуществляютя под руководством взрослых.

Это подносы с различными крупами, массажные шарики Су – джок, лоточки с манкой, пластилин: разных видов от обычного до шарикого, природный материал(часть находится в игровом центре, часть здесь), цветные скрепки, различные мерные стаканчики, мерные ленты, плоскостные и объемные геометрические фигуры, пособия для ориентировки во времени.

Мелкие предметы, эспандер, скрепки, массажер “Су-Джок” нужны для развития мелкой моторики помогают добиться следующего результата:

- Укрепить мышечный тонус кисти рук.

- Развить четкие движения и координацию рук ребенка.

- Снизить утомляемость и повысить работоспособность.

- Избежать проблем с почерком и другими навыками письма.

Занятия с крупой развивают не только зрительное и тактильное восприятие, но и такие важные функции как самоконтроль, концентрацию внимание. Считается, что когда ребенок перебирает крупу у него концентрация внимания достигает наивысшей точки, как при точном письме.

Очень хорошо для развития зрительно – моторной координации использовать манную крупу.

Скрепки хорошо использовать как для развития мелкой моторики, так и для зрительного восприятия и развития логического мышления.

Су-Джок – последнее достижение Восточной медицины Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек.Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Он оказывает благотворное влияние на весь организм. Этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения.

Металические кольца

Уголок релаксации – обязательный атрибут в группе для детей с задержкой психического развития.

В уголках релаксации дети могут отдохнуть от собственных переживаний, уединиться, расслабиться и просто побыть одни. В них используется детская мягкаямебель, имитация -витраж окна, цветы, коллаж с фотографиями мам.

Дети, с проблемами в развитиями имеют неустойчивую ослабленную нервную систему. Поэтому больше чем другие нуждаютя в прикосновениях, в тактильных ощущениях.

Их необходимо несколько раз в день гладить по голове, прижимать к себе.

Для развития тактильных ощущений используется массажные коврики :

с пробками, с губками, нашивками различной фактуры. Дети обязательно после сна ходят босыми ногами по этим коврикам. Ступни ног по количеству рецепторов не уступают рукам. Учим детей распознавать гладкость и шороховатость ногами.

Это все сенсорное пространство, которое есть в группе где пребывают дети.

Сенсорное воспитание не выделено в специальный самостоятельный раздел «Программы воспитания в детском саду», а включено по видам деятельности: в изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую и т. д.

Функциональные зоны – помещения детского сада, в которых находятся объекты для развития того или иного вида восприятия у ребенка опосредованным путем. В спортивном зале у нас есть модульный конструктор: большие геометрические формы, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты.

В сухом бассейне дети могут расслабиться и поиграть самостоятельно. В кабинете психолога есть песочница, для проведения различных игр с песком. Песок снимает мышечное напряжение, а так же помогает детям со слабой мелкой моторикой.В музыкальном зале происходят занятия, где дети имеют возможность развивать и слуховое и зрительное и двигательное восприятие.

Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитие. Поэтому все о чем я рассказала помогает этим детям достичь нормы в психологической подготовке к школе.