Мужчина и женщина деловые отношения. Мужчины и женщины в бизнесе
Существует понятие “деловой стиль” – которое означает, ценностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий способ решения задач, включающий в себя способ выражения мыслей, характерную манеру поведения с деловыми партнерами, типичные для данного человека приемы организации или выполнения какой-либо работы. Деловой стиль обусловлен доминирующей мотивацией при принятии решения, как-то: человеческое благо, польза, конкретный результат, личный успех, новация или традиция. В зависимости от данной мотивации мы имеем партнера, беспокоящегося только о себе или о своей организации или об общем деле. Базовыми отличительными чертами делового стиля личности являются соотношение планирования и ситуативизма при решении вопросов, а также ориентация человека на независимость, на зависимость, на сотрудничество или лидерство. Важным отличительным признаком делового стиля выступает ориентация личности на формальное исполнение обязанностей или на человеческие отношения. Психологическими составляющими делового стиля могут быть названы степень пунктуальности, аккуратности, педантичности, отношение личности к служебной иерархии и деловому этикету, преобладание в личной работе традиций или новаций. Итак, элементами делового стиля личности являются: мотивация деятельности, способ принятия решений, характер взаимоотношений с партнером, манера организации работы.
Выбирая делового партнера, мы выбираем и деловую стратегию совместной работы с ним. Это могут быть: эгоистическая стратегия – ориентация на свои интересы и личный успех; альтруистическая стратегия – ориентация на общечеловеческие ценности и всеобщие интересы; кооперативная стратегия – ориентация на партнерские отношения и поиск взаимовыгодных решений. В работах по психологии бизнеса выделяют партнера –Акулу и партнера – Дельфина. Партнер –Акула исходит из эгоистической деловой стратегии: «Победитель всегда один. Мне незачем себя менять. Мое решение верно». Партнер –Дельфин исходит из кооперативной деловой стратегии: «Позволь каждому выиграть. Будь готов признать ошибку. А что, если…»
При выработке собственного делового стиля, а так же в процессе понимания своего партнера следует различать поддерживающий и неподдерживающий стили поведения. Поддерживающимй стиль поведения – это общение, при котором личность ощущает свою значимость и ценность для партнера. Неподдерживающий стиль поведения – это общение, при котором значимость и ценность партнера сознательно или по неведению понижаются. Поддерживающий деловой стиль предполагает, что Вы постоянно демонстрируете партнеру позитивную реакцию на его присутствие, интерес к его проблемам, внимание к тому, что он говорит. Неподдерживающий деловой стиль выражается в отсутствии интереса к партнеру, желании сократить время общения, нежелание или неспособность вникать в вопросы, волнующие собеседника. Неподдерживающий поведенческий стиль может быть использован специально для понижения самооценки партнера; но может оказаться просто следствием неопытности или отсутствия навыков позитивного общения. В этом случае надо учиться активно проявлять уважение и внимание к другому человеку.
При анализе возможных деловых стилей стоит обратить внимание на пол и возраст, как факторы, во многом определяющие характер и формы делового общения.
У мужчин и женщин разный деловой стиль, то есть: разные мотивации делового поведения, разные способы решения проблем, разные приемы организации работы. Мужчины склонны к авторитарности, женщины – к демократичности. Если в организации принят демократический стиль общения, то женщины в качестве лидеров ценятся так же высоко, как мужчины, а если авторитарный, то оценка женщин-руководителей ниже. Мужчины сильные, активные, напористые, такие же женщины – агрессивные и навязчивые. Мужской стиль общения свидетельствует о стремлении к социальному доминированию и независимости, женский - к взаимной зависимости, партнерству или сотрудничеству. Различие мужского и женского делового стиля выражается в следующем:
1. Для мужчин характерен так называемый технократический стиль, для женщин – эмоционально-эгоистический. Мужчины легче воспринимают новации, а женщины склонны к традициям. Мужчины быстрее схватывают проблему в целом, женщины внимательнее к деталям.
2. Не смотря на то, что в политике, бизнесе по-прежнему доминируют мужчины, социологи и психологи выделяют мужской и женский менеджмент как различие ориентаций на власть и обмен услугами у мужчин, и на интересы людей и их желание работать – у женщин.
3. У мужчин рациональность и простота- главные критерии правильности решения, у женщин – позитивные человеческие последствия.
4. Мужчины постоянно стремятся свести на нет эмоциональную напряженность деятельности, женщины не могут работать без личного отношения к предмету деятельности и своим партнерам.
5. Мужчине результат важнее процесса, женщине –наоборот. Мужчины при решении любой проблемы предпочитают сокращать промежуточные звенья, для женщин характерны проработка деталей, торможение принятия окончательного решения.
6. Женщины рассчитывают на себя, а мужчины на команду, хотя в реальности женщины - более склонны советоваться и общаться, а мужчины более склонны к авторитарным способам принятия решений.
7. Женщины чаще робеют перед начальством, подчиняются чужому авторитету и склонны считать, что интересы других важнее, чем свои собственные. Самооценкату женщины, как правило, занижена; а у мужчины завышена по сравнению с реальными результатами их деятельности.
8. Женщины не способны разделять свою личную и профессиональную жизнь в эмоциональном плане. И счастливая и несчастная женщина работают хуже, в то время как счастливый или несчастный мужчина на работе способен отключиться от своих личных проблем, а в приватной жизни забыть о работе. 90% мужчин считают самым важным в жизни работу.
Отношения мужчин и женщин в процессе делового общения:
Общая закономерность общения между полами заключается в том, что и мужчины и женщины оценивают новое лицо в фирме, группе, команде с позиции сексуальной привлекательности. То есть избежать влияния полового фактора на деловые отношения практически невозможно. Половые различия часто делают партнеров «проблемой» друг для друга, создают порой неосознаваемые коммуникативные барьеры. По мнению мужчин женщина чаще демонстрирует неадекватное поведение. Мужчины упрекают женщин за неумение разбираться с собственными ошибками, пассивность и неправильную расстановку приоритетов.
Женщина является «проблемой» для мужчины в деловых отношениях потому, что женский деловой стиль определяется ориентацией на человеческие отношения и проработку деталей – мужчину это раздражает. Мужчины ненавидят, когда женщины расстраиваются, нервничают и плачут. Во-первых, они считают, что нервная реакция женщины – результат неверно принятого решения, а это принижает их самооценку. Во-вторых, они злятся на женщину за то, что она поставила их в ситуацию психологического дискомфорта. В-третьих, мужчины сами с трудом переходят из одного эмоционального состояния в другое, поэтому женская нервозность оказывается для них прелюдией перед большей нервозностью и они отвечают на нее агрессией. Мужчину дезориентирует женская манера поведения. Например, женская манера перебивать у женщин является способом выражения повышенного интереса. Для мужчины такое поведение женщины – фактор раздражающий, означающий воинственную некомпетентность и невоспитанность. Кроме того, женщина выступает как сексуальный раздражитель.
Если мужчина хочет влиять на женщину, то лучше оставить манерно-слащавый тон и заменить его голосом убеждения. Но при этом нельзя забывать о «гипнотическом» воздействии на женщину мужских комплиментов. Женщины вообще не придают значения своим словам и абсолютизируют любые слова мужчины. Давно сказано, что мужчине с женщиной нужно быть смелым в делах и невероятно осторожным в словах. Уступчивость мужчины льстит женщине, но недолго. Если женщине предоставлено первенство, то она начинает тяготиться этой ролью. Женщина всегда требует и ждет от мужчины определенных взглядов и принципов, пассивный мужчина с неустойчивыми взглядами чужд ее пониманию.
Мужчина «непонятен» женщине своим формализмом. Она нервничает, если «он» не обращает на нее внимание и нервничает, если обращает. Женщина больше страдает от невоспитанности окружающих. Кроме того, ей постоянно досаждает мужской шовинизм. Деловой женщине приходится сопротивляться и стереотипным взглядам на женщину: женщины слишком чувствительны, женщины слишком нервозны, женщины непредсказуемы.
В мужском мире принято демонстрировать свою компетентность и принято считать женщину слабым полом. Поэтому деловой женщине приходится выбирать между мужским поведенческим стилем, который может привести к профессиональным успехам, и женским поведенческим стилем, который повысит самооценку окружающих ее мужчин, но не позволит ей сделать карьеру. Например, обращение к женщине по имени, по фамилии, уменьшительно-ласкательное подчеркивает ее особое положение в коллективе, и женщине приходится выбирать: принимать это и обрекать себя на возможное пренебрежение или отрицать, и, тем самым, рисковать попасть в смешное положение. Взрослые мужчины на рабочем месте так же ценят правила выше человеческих отношений, как в детстве во время коллективных игр. С другой стороны, когда мужчины ссорятся, то они не очень переживают, быстро забывают о ссоре и ее причине. У женщин все не так. Они после ссоры долго выясняют отношения и не скоро возобновляют близкие отношения.
Если женщина желает оказывать воздействие на мужчину, то следует знать, что психика мужчины исчерпывается верой в свою значимость. И именно эту веру необходимо постоянно укреплять. Мужчин надо постоянно хвалить, причем за действительные и конкретные успехи.
При анализе психологического подтекста деловых отношений между мужчиной и женщиной следует принимать во внимание стандартные ситуации: «начальник – подчиненный», «деловые партнеры», «коллеги». Предубеждение против женщин – начальников общеизвестно. Каждый человек, взваливая на себя руководство, сталкивается с сопротивлением окружающих. Женщина сталкивается с дополнительным сопротивлением потому, что мужчины признают только одну женщину, имеющую право руководить им – это его мать. Если женщина на работе может получать от начальника распоряжения; то мужчина от своей начальницы согласен выслушивать только советы. Мужчины ожидают от женщины исполнительности, а не способности руководить. Женщина, следовательно, может или должна постоянно демонстрировать свою компетентность и силу, соединяя несоединимое: обаяние и напористость, женственность и готовность рисковать. Психологически оптимальным считается тандем начальников мужчины и женщины, в котором мужчина выступает инструментальным лидером (формальным руководителем или человеком, способным распределять функции и принимать решения), а женщина – эмоциональным лидером (центром эмоционального напряжения и разрядки, человеком, обеспечивающем позитивные межличностные отношения в группе). Любая группа работает эффективно, если в ней есть мужчины и женщины. Мужчины не дают женщинам сплетничать и капризничать, а женщины не позволяют превратить организацию в казарму. Когда начальник – мужчина, женщина опасается с его стороны как дискриминации, так и домогательств. Получается, что сознательно культивируемый комплекс дон Жуана весьма продуктивен как поведенческий стиль общения в гетерогенных группах. Он тонизирует женщин, держит в форме мужчин, но не переводит деловые отношения в личную плоскость.
В рабочей ситуации мужчина и женщина теоретически совместимы всегда, поскольку женская иррациональность и коварство компенсируются женской же конструктивностью и коммуникабельностью, а мужская решительность и прямолинейность ослаблены желанием успеха и потребностью во власти. Практически, при взаимодействии мужчины и женщины как деловых партнеров следует предусмотреть возможность использования полового фактора в качестве дополнительного способа давления на партнера. Например, мужчины могут использовать поведенческую стратегию завуалированной враждебности против женщин: разговор на повышенных тонах, ненормативная лексика, угрозы и запугивания бесспорно действуют на женщину сильнее, чем на мужчину, и деморализуют ее.
В ситуации «коллеги» деловые отношения мужчины и женщины могут развиваться по нескольким негативным или позитивным траекториям. Во-первых, возможны конфликты между коллегами, если со стороны начальника проводится политика равенства полов, что практически означает отказ учитывать проблемы работающей женщины (муж, дети, хозяйство). Во-вторых, возможна дискриминация женщин в плане служебного роста. В позитивном плане, возможно привнесение личных отношений в деловое общение: дружба или приятельство, а так же служебный роман вследствие «работы в упряжке». В принципе такое воздействие полового фактора на деловые отношения является положительным, поскольку тонизирует, успокаивает и способствует адекватному самосознанию и самооценке как мужчины, так и женщины.
Таким образом, мужчина и женщина в деловых отношениях не могут не демонстрировать особенности и различия когнитивных, эмоциональных и волевых реакций и поведенческих стилей. Мужчины стремятся к независимости, а женщины заботятся о взаимозависимости, поэтому наличие в любой группе мужчин и женщин является позитивным фактором. Эффективность деятельности мужчин и женщин зависит от того, насколько они сами и окружающие условия способствуют не «равенству полов», а «равенству в различии». Деловой женщине приходится учитывать значимость правил, предписаний, инструкций для мужчин и использовать свое знание для обходных маневров. А мужчине необходимо принимать в расчет женскую обидчивость и эмоциональную память. Современные технологии общения дают возможность разным людям не изменяться, а приспосабливаясь к друг другу, делать свою жизнь комфортной.
3.Специфика делового общения в группе и в команде .
Общество представляет собой систему взаимодействий личностей и групп, разнообразного содержания, сложности и функций. В больших группах (раса, нация, государственная общность, социально-экономический слой) личность социально и психологически идентифицируется по полу, возрасту, социально-экономическому положению, профессиональной, этнической и политической принадлежности. В малых группах (семья, бригада, компания) осуществляется реальный процесс жизнедеятельности, формируются и отрабатываются социальные, коммуникативные и психологические свойства, навыки, умения. То есть группы - объективно существующие общности, обеспечивающие процесс социализации личности. Различают группы, организации и команды. Группы бывают формальные и неформальные. Формальная группа создается как элемент более широкой общности с заранее определенными целями. Например, группа, работающая над исследовательским проектом, или студенческая группа. При этом надо заметить, что группа исследователей объединяется вокруг цели деятельности, а студенческая группа организовывается извне в интересах образовательного процесса. Неформальная группа – объединение людей ради предмета, интересующего только их, –например дружеская компания или группа любителей чешского пива.
Организация – формальная группа с четко определенными социальными задачами и фиксированной ролевой структурой. Например, вуз, фирма, предприятие. Если мы работаем в небольшой организации, она сливается с группой. Если мы попадаем в большую организацию со сложной структурой и разветвленной системой отношений, то организация существует для нас как символическое человеческое объединение, реально же конкретный отдел, подразделение, сектор может рассматриваться как малая группа. Малая группа -объединение людей от 2 до 35 человек, которые имеют общую цель, находятся в непосредственном личном контакте, в следствие чего возникают групповые нормы поведения и эмоциональные отношения.
Психология группы - система социально- психологических явлений, возникающих в процессе ее функционирования. Сюда относятся: морально-психологический климат, распределение ролей, система передачи информации, способы общения, виды конфликтов, нормы, ритуалы и традиции. Кроме этого в психологии группы можно выделить три сферы: 1.Психология профессиональной деятельности: субординационные отношения между руководителем и подчиненными, разделение труда и координация усилий в решении общих задач, отношения “человек - машина”. Например, в студенческой группе это отношение к учебе, взаимоотношения с преподавателями, распределение студенческих ролей - кто конспектирует лекции, кто первым отвечает на экзаменах. На кафедре -отношения между преподавателями и заведующим, разделение учебных, методических и организационных обязанностей, отношение к студентам. 2.Ценностная сфера: соотношение между личными и корпоративными ценностями. Например, для нас - россиян, к сожалению, характерно критиковать свою страну публично, в Америке нормой является дифференциация между личными взглядами и необходимой лояльностью в высказываниях. 3.Сфера межличностных отношений: симпатия, дружба, любовь, вражда, связывающие членов группы. Удовлетворенность или неудовлетворенность членов группы своей деятельностью и положением в совокупности с системой этических норм и находит свое выражение в морально-психологическом климате группы. При этом, формально человек может быть членом группы, но не чувствовать психологического единства с ней. Граждане конкретной страны могут быть космополитами по сознанию и убеждению, работники фирмы не всегда способствуют ее позитивному имиджу. А члены спортивной команды, увы, часто уезжают и борются под чужими флагами ради больших денег.
Психология группы складывается из нескольких психологических комплексов.
1. Сознание наличия объединяющего фактора: совместной деятельности любого рода.
2. Чувство “мы” или корпоративность.
3. Атрибутика, ритуалы; обеспечивающие сознание и чувство “мы”.
4. Групповые нормы - образцы поведения, созданные, поддерживаемые и одобряемые группой.
Главным психологическим признаком группы является чувство “мы”. Чувство “мы” может быть сформировано с помощью одного или всех перечисленных признаков, может разделяться всеми или большинством членов группы. Феномен “мы” чаще изучается в экстремальных условиях -во время войн, катастроф, в тайге, в тюрьме, на необитаемом острове. На самом деле он является неотъемлемой частью делового общения в любой группе – “мы –фирма”, “мы –организация”, “мы – команда”. Но психологическое значение феномена “мы” вообще выходит за рамки цели или способа общения. “Мы” - это принцип отношения к миру и к людям, означающий взаимозависимость, взаимодействие, открытость и поддержку. Чувство “мы” возникает постепенно, причинами могут быть как положительные, так и отрицательные факторы. Например, группа, получившая средства на исследования, испытывает естественную гордость и ощущает свое единство как мощной интеллектуальной команды, в то время как группа шахтеров, голодающих в забое, объединена общим бедственным положением и чувством безысходности.
Чувство “мы” необходимо постоянно культивировать с помощью атрибутики, ритуалов и традиций. Для студенческой группы первичными, формирующими групповую общность, атрибутами будут номер группы, аудитории, расписание занятий. Сознание “Мы -студенты” поддерживается ритуалами посвящения, вручения дипломов.
Психологической структурой, формирующей и поддерживающей группу, являются и групповые нормы.
Виды групповых норм:
1. Нормы поведения - ритуалы, традиции, привычки членов группы.
2. Нормы работы в соответствии с целями. Например, нормированный или ненормированный рабочий день, характер распределения обязанностей, планомерность или штурмовщина.
3. Нормы связи деловых и личных отношений. Например, в группах часто выделяются подгруппы из 2-х или 3-х человек, связанные не только работой, но и дружескими, любовными или семейными отношениями.
4. Нормы выражения чувств - формально безличное или подчеркнуто эмоциональное отношение к работе и к партнерам.
Уровни обязательности групповых норм зависит от их характера и от положения личности в группе. Существуют нормы, которые в данной группе
· Обязательны для всех - например, в научном сообществе принято ссылаться на коллег, а плагиат осуждается.
· Общеприняты - например, обращение на “вы” или, наоборот, по имени.
· Желательны – например, принято в группе отмечать дни рождения.
Существуют так называемые психологические феномены группового влияния, то есть правила изменения личностных реакций под воздействием группы. К ним относятся:
Социальная фасилитация - усиление доминирующих реакций в присутствии других. Например, если в группе обсуждается исследовательский проект, принципы распределения денег или организация вечеринки, то агрессивный человек будет бороться за справедливость или требовать себе большую долю, застенчивый согласится с мнением большинства, а независимый подчеркнуто устранится от обсуждения, чтобы не нести ответственность за принятое остальными решение. Здесь действуют психологические факторы: заражение, внушение и подражание, соревнование, боязнь внешних оценок и раздражение от присутствия других.
Социальная леность - тенденция людей прилагать меньше усилий в случае объединения действий, наличие социальных “зайцев”. Например, часть людей не ходит на собрания, митинги, выборы, рассчитывая, то там будет достаточно народа и их отсутствие никто не заметит.
Деиндивидуализация - вместе мы делаем то, чего не стали бы делать в одиночку. Наиболее ярко этот феномен виден в поведении групп фанатов.
В группу объединяются личности, то есть индивидуальности, обладающие способностью к рациональному и последовательному поведению. Отсюда, особое значение приобретает характер взаимодействия людей в группе, виды и формы отношения к групповым нормам, принципиальная способность жить в группе. Если человек - член группы, то для него существует значимость групповых санкций.
Подчинение нормам зависит от характера группы \в гомогенных группах типа армии, секты или компании мальчиков-подростков подчиняемость нормам выше, а в гетерогенных группах -ниже\, от статуса личности в группе\ лица неуважаемые слабо подчиняются групповым нормам - им все равно, лица среднего уровня - сильно и именно на них держаться групповые традиции, а лица высокого уровня свободны в следовании нормам.
В связи с развитием группы и деловым общением в группе следует особо рассмотреть вопрос о конформизме. Конформизм - это свободное или вынужденное признание групповых норм. В каких случаях человек хочет, может, вынужден или должен быть конформистом?
1. Чем сложнее задание или некомпетентнее человек, тем выше степень конформизма. То есть, если человеку нужно решить задачу, которую он никогда не решал, то он скорее будет действовать по шаблону или “как принято действовать в таких случаях”, чем проявит самостоятельность. Или, если человеку нужно высказаться по вопросу, в котором он не разбирается, то он постарается говорить последним и примкнуть к большинству.
2. Конформизм выше, если решение или заявление делается публично.
3. Наибольший конформизм человек проявляет, если в группе есть 2-3 человека, привлекательных для него и обладающих высоким статусом.
По поводу конформизма мужчин и женщин: данные экспериментов и обыденные представления противоречат друг другу. С одной стороны, считается, что женщины - более склонны к конформизму, чем мужчины, поскольку женщины предпочитают поддерживать хорошие отношения, а мужчины соперничать и побеждать. С другой, мужчины в большей степени предпочитают не выделяться одеждой, манерами, привычками, в то время как для женщины - выделение из группы - естественная потребность. И, наконец, данные лабораторных экспериментов вообще не показывают разницы в склонности к конформизму между мужчинами и женщинами. Объяснение простое: в эксперименте предлагаются задачи, унифицированные по отношению к полу, поэтому различия в способах их решения между мужчинами и женщинами и не фиксируются.
Необходимо отметить, что в принципе конформизм - нормальный и желательный стиль поведения в группе. Если Вы обладаете чувством “мы”, способствуете положительному имиджу группы, организации, команды, не противопоставляете себя другим, разумно следуете групповым нормам, то группа обеспечивает Вам психологический комфорт, поддержку, нередко удовлетворяет потребность в самоуважении, тепле и любви.
Наряду с конформизмом существует и противоположная позиция - непризнание групповых норм. Она так же существует в нескольких формах:
1. Оппозиция сложившимся традициям работы и общения. У истоков любых изменений стоит меньшинство, в том числе меньшинство, состоящее из одного человека. Меньшинство - люди, предлагающие изменить “правила игры”. Меньшинство, твердо стоящее на своих позициях более влиятельно, чем большинство. Меньшинство склонно порождать у большинства сомнение в себе. Упрямое меньшинство разрушает иллюзию единомыслия. Те, кто последовательно стремится к своей цели и наделен харизмой уверенности в себе, изменяет ход истории.
2. Нонконформизм - открытое пренебрежение групповыми нормами. Такое сознание и поведение характерны для подростков и эпатирующих личностей. Они могут выражаться в публичной критике деятельности группы, в пренебрежении к традициям и ритуалам, в демонстративном отказе от корпоративной этики и обязанности поддержания позитивного имиджа группы, в намеренном употреблении ненормативной лексики.
3. “Белая ворона” - демонстрация своей линии поведения без оскорбления групповых норм. Например, человек не принимает участия в групповых застольях, но и не упрекает других за это.
Все перечисленные формы отвержения групповых норм ведут к групповым санкциям. Варианты групповых санкций - информирование, стимулирование, изоляция.
Пример информационного давления - ситуация “Дюймовочка”. Майский жук считал, что Дюймовочка очень красива, пока другие майские жуки не сказали ему, что она уродлива. С помощью этой информации сообщество майских жуков заставило одного из них отказаться от своей привязанности в угоду большинству. Стимулирование конформизма выражается в том, что группа обеспечивает человеку защиту от неприятностей вне группы, взамен индивид склонен преувеличивать ценность группы, придерживаться групповых норм и корпоративной этики. Группа особенно ценит и поддерживает тех, кто обладая высоким интеллектуальным и волевым потенциалом, сознательно способствует развитию группы, повышению ее авторитета и влияния. Иногда групповое давление заставляет прибегать к притворному конформизму, как к психологической защите, - мотив: добиться признания в группе или не иметь неприятностей. Нонконформизм, как сознание и поведение ведет к изоляции.
Коллективное мнение - психологический феномен, который реально свидетельствует о существовании в группе, чувства “мы” и конформистски настроенного большинства. Ярко видно при принятии группового решения. Группа обычно принимает среднее от индивидуальных решений, при этом групповые решения более рискованны, чем индивидуальные. Например, группа в целом легко принимает решение не ходить на лекцию, в то время как один студент не возьмет на себя смелость сорвать занятия. На фазе нахождения решения индивидуальное решение продуктивнее, а на фазе разработки или доказательства выигрывают групповые решения.
Групповые решения усиливают первоначальные мнения, то есть человек, убежденный в том, что деньги следует делить поровну, укрепится в своем решении в результате групповой полемики, так же как и тот, кто предлагал ввести коэффициент трудового участия. Слабость групповых решений в том, что в них доминирует поиск консенсуса, то есть с групповым решением сосуществуют личные мнения, ослабляющие его силу и обязательность. Одновременно, групповое решение порождает иллюзию силы и сплоченности группы, постулируется неуязвимость и этичность группы, преобладает стереотипный взгляд на противника.
Итак, мы рассмотрели основные психологические феномены, возникающие при объединении людей в группу. Теперь перейдем к анализу психологических компонентов, сопровождающих функционирование группы.
Группа проходит определенные стадии развития: стадия знакомства, стадия агрессии, стадия устойчивой работоспособности, стадия распада. Групповая динамика - процесс посредством которого взаимодействие между индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации и приводит к взаимному удовлетворению и желанию находиться в группе. Или наоборот, нарастание напряжения, конфликт и уменьшение или прекращения взаимодействия, утрата чувства “мы”, распад группы.
Стадия 1 «Знакомство».
Признание участниками группы наличие общих интересов, демонстрация готовности работать в группе. Истинные цели различаются, но люди объединились в группу ради общей цели или ради того, чтобы каждый достиг своего.
Я вхожу в группу. В группе формируется мой личный имидж, отрабатываются коммуникативные навыки, усваиваются ценности, нормы и правила поведения. ЧТО даст мне имеено эта группа? Что ищут и ценят люди в группе или в организации, какова их мотивация вхождения в ЭТУ группу?
Человек любит независимость. В ЭТОЙ группе чем выше поднимаешься, тем свободней становишься или ЭТА группа способствует: профессиональный росту, росту ответственности, развитию творческих способностей, удовлетворению потребности в соревновании, сохранению или повышению уровня, образа, стиля жизни. Система поощрения и наказания, система информирования, система повышения квалификации, привлекательность работы, эмоциональное удовлетворение взаимным общением - все это составляющие деловой жизни личности, которые не могут быть выявлены вне конкретной группы.
Как я себя веду? Для того, чтобы мое существование в группе было психологически комфортным, мне необходимо иметь расположение и уважение большинства членов группы. Я могу: вариант1 - постепенно завоевывать расположение каждого члена группы, рассчитывая на свое обаяние; вариант 2 - сразу продемонстрировать свое превосходство в уме, красоте. Профессиональных навыках, физической силе, в том, в чем я сильнее других; вариант 3 - не выделяться, быть конформным членом группы; вариант 4 - выделяться, демонстративно вести себя “не как все”, привлекая к себе внимание своей оригинальностью; вариант 5 - следовать стилю поведения “Белая ворона”. То есть уклоняться от участия в деятельности группы, сохраняя минимум лояльности. Чтобы остаться ее членом. На стадии знакомства в группе личность предъявляет группе себя как индивидуальность, проверяет соответствие своей мотивации входа в эту группу реальному положению вещей и выбирает адекватный своему характеру и мировоззрению стиль поведения в группе.
Стадия 2 - агрессии.
Эта стадия носит несколько символическое название. Оно подчеркивает, что объединение в группу не нивелирует, а выявляет человеческую индивидуальность. После ритуала знакомства и понимания общих правил функционирования группы в социальной системе начинается распределение социально-психологических ролей внутри группы. Члены группы имеют и предъявляют ролевые ожидания в отношении себя и других. Некто претендует на роль лидера, другой на “пост” критика, третья на пьедестал “первой красавицы”. Идут “турнирные бои” - в случае, если ниша не выдерживает двоих, или если претенденты испытывают взаимную неприязнь. Например два претендента на роль лидера могут: руководить вдвоем, руководить своей частью, отказаться одному или обоим, биться. Разумеется “битвы” в группе не похожи на бои самцов оленей или павианов. В группе возникают споры и дискуссии, в лучшем случае желаемое “место” занимается в результате негласной победы, выраженной в форме общественного одобрения - все советуются с М., следовательно, его признали самым умным; или все исповедуются К., следовательно, она - эмоциональный центр группы. Иногда возможны формальные выборы: старосты, заведующего, Президента компании. В худшем случае плетутся интриги, распускаются сплетни, формируются группы приверженцев, возникают обращения к начальству. В любом случае в результате группа формирует свою структуру и свои правила деятельности.
Стадия 3 - устойчивой работоспособности .
Психологически работоспособность группы зависит от гармоничности ее внутренней социально-психологической структуры. Сплочение группы - процесс перехода структуры, задаваемой извне в психологическую общность типа “мы”. Для каждого члена группы общность с ней определяется: удовлетворенностью своим положением в группе, эмоциональной привлекательностью членов группы, сходством интересов, предпочитаемым внутри группы способом взаимодействия - конкуренция или кооперация. Например, преподаватель - доцент, которому кафедра предоставляет прво читать авторский курс лекций, уважаемый человек, имеющий коллег - друзей - он чувствует себя комфортно, и его сознание и поведение определяется понятием “наша кафедра”. Естественно, что при наличии такого сознания и поведения у большинства члеов формальной группы она имеет тенденцию превратиться в команду с очень высокой степенью работоспособности.
Общая структура группы включает в себя: статусно-ролевые отношения, профессиональные характеристики и поло-возрастную структуру. Собственно психологический климат в группе определяется соответствием статусно-ролевых отношений претензиям, ожиданиям и представлениям членов группы. Обычно в группе есть: руководитель - лидер формальный, то есть необходимый по правилам существования этой группы, нередко назначаемый извне - староста, начальник, директор, и неформальный -эмоциональный центр или главный критик формального лидера -лидер оппозиции, при этом каждый лидер имеет своих сторонников.
Лидер и руководитель - понятия разные. Руководитель - социально зафиксированная форма лидерства. То есть руководитель - это место, должность и функция. В отделе должен быть начальник, в группе - староста, на кафедре - заведующий. Человек, претендующий на место руководителя, должен прежде всего обладать системой социально значимых признаков, например ученой степенью или необходимым послужным списком, а потом уже психологическими чертами лидера. Руководитель назначается или выбирается целенаправленно, его существование относительно стабильно, отличительными чертами руководителя является обладание санкциями в отношении подчиненных, как-то; продвижение по службе, материальное и моральное вознаграждение, распределение работы. Таким образом, руководитель занимается регуляцией официальных, социально закрепленных отношений в группе. Тем не менее, существуют разные стили руководства, опирающиеся на различные психологические основания. АВТОРИТАРНЫЙ стиль- стиль команд и приказов, предусматривающий выполнение без вопросов и возражений. Руководитель, демонстрирующий авторитарный стиль, считает, что его мнение всегда истинно, не терпит строптивых подчиненных и критически мыслящих коллег. С другой стороны, такой руководитель очень субъективен и легко поддается чужому влиянию. Нужно только разговаривать с ним наедине, использовать рациональные аргументы, приносить конкретные предложения, допускающие немедленное принятие решения. ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ стиль- стиль убеждений и стимулов, предполагающий, что похвалы и порицания руководителя обладают силой родительского внушения. Такой руководитель стремится все знать и все контролировать. Самое большое раздражение у него вызывает самостоятельность подчиненных или сокрытие любой, самой незначительной информации. С ним лучше общаться как с единственным человеком, который может помочь или защитить вас. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ стиль - стиль консультаций и вознаграждений. Руководитель – либерал ценит компетентных экспертов, которые способны прямо оговаривать условия предоставления своих услуг. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ стиль - стиль делегирования полномочий и принятия совместных решений. Руководитель – демократ особенно эффективен в периоды нормального функционирования организации, когда каждый участник деловой и общественной жизни знает свои права и обязанности, способности и возможности влиять на принятие коллективных решений. СИТУАТИВНЫЙ стиль- зависящий от личности руководителя, степени поддержки его вышестоящим начальством, влияния коллег –начальников, силы подчиненных, выражающейся в уровне квалификации, независимых действиях, желании ответственности, и силы самой ситуации. В принципе возможен и так называемый ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ стиль - когда руководитель находится вне процесса деятельности группы, не порицает и не хвалит, не дает указаний, предоставляет делам идти самим по себе. Такой стиль имеет короткую жизнь, поскольку руководитель постепенно утрачивает контроль над своей организацией, эффективность деятельности резко снижается, что приводит к смене руководства.
Но какой бы стиль не использовал руководитель, он – должностное лицо, определяемое структурной организацией деятельности. Лидер - это чисто психологическая характеристика. Лидер -член группы, за которым признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях. Лидер ВОЗНИКАЕТ в ситуации, требующей человека, выполняющего определенные функции в группе и принимающего ответственность за решение вопросов. Лидер и определяется в группе через соотношение меры личностных притязаний на власть и ответственность и меры готовности группы принять их и делегировать полномочия. Существует несколько подходов к объяснению феномена лидерства. 1. Лидер - человек обладающий особыми чертами характера, харизмой (благодатью). Лидер -активен и инициативен, уверен в себе, способен подняться над частностями, готов руководить людьми и получает удовлетворение от возложенной на него ответственности. 2. Лидер -персонификация групповых ценностей. Группа выбирает лидера, соответствующего ее интересам и целям существования. Поэтому, в группе подростков лидер - самый сильный, в партии - самый активный, в коммерческой структуре - самый предприимчивый и так далее. 3.Лидера рождает ситуация. Лидер в одной ситуации, может быть или не быть лидером в другой. В конкретной ситуации лидер приобретает авторитет, который позволяет ему стать лидером вообще. 4. Существуют лидерские роли, и отдельные люди могут быть лидерами определенного типа. Например, в студенческой группе может быть лидер-организатор, лидер интеллектуальный, и лидер эмоционального притяжения.
Власть лидера держится на авторитете, страхе, любви и влиянии. Власть вообще - это способность приказывать в условиях, когда другой готов подчиниться. Власть - так же как и лидерство, понятие социально-психологическое. Формы власти официально закреплены социумом, но феномен власти неуловим иначе, чем через влияние на человеческую психику. Например. Авторитет достигается путем прошлых успехов, компетентности и правового обеспечения власти, страх обусловлен наличием системы поощрения и наказания и непредсказуемостью поступков лидера. Влияние предполагает обладание связями и ресурсами, а любовь -харизмой. Выделяют 6 архетипов лидерских ролей: 1. Лидер -организатор, 2. Лидер -администратор, 3. Лидер -стратег, 4. Лидер -предприниматель, 5. Лидер - государственный деятель, 6 . - лидер - революционер. Но в более крупном масштабе лидерские роли связаны с тремя основными функциями лидера: коммуникационной, информационной и функцией принятия значимых решений.
Кроме лидера в группе психологически выделяются “эксперт” - член группы с наибольшим интеллектуальным потенциалом, обладающий правом оценивать групповые решения и групповые действия;, независимый - “белая ворона”, “изгой” -отвергаемый член группы. Статус личности в группе определяется и ее привлекательностью для других. С точки зрения межличностной привлекательности в группе выделяются: звезды - те_ кого все любят и чьего расположения добиваются; статусные члены - те, кого уважают, и кто имеет своих друзей в группе; изолированные - те, кто намеренно дистанцируется от группы; пренебрегаемые - те, кого не очень любят, ценят и уважают; и отверженные. Общая закономерность - статус идет за личностью, то есть человек определенного типа, лидер или изгой, в новой группе постепенно оказывается в старом статусе. Это означает, что прежде чем менять группу, необходимо понять причину, по которой мой статус в группе именно такой. Иначе ситуация, например, пренебрежения повторится.
Для содержания психологического климата в группе важны коммуникативные структуры - то есть способы распространения значимой информации и позиции членов группы в информационном потоке. Доступ к информации - показатель положения в группе. В группе может существовать централизованная и нецентрализованная коммуникативная сеть. Очевидно, что группы с децентрализованной информационной структурой (значимой информацией может обладать любой член группы) являются более демократичными и в них возможны более тесные личные взаимоотношения, усиливающие продуктивность работы группы. Группы с централизованным потоком информации (значимой информацией обладает руководитель группы) сильны исполнительской дисциплиной и возможностью мобилизации сил в необходимом направлении.
На стадии устойчивой работоспособности группа может превратиться в команду или внутри группы могут выделиться команды. КОМАНДА - группа с четко очерченным составом людей, дифференциацией ролей между ними и результатами работы, которые могут быть выделены и измерены. В реальном деловом общении мы встречаемся с группой, действующей внутри организации, как некий трудовой коллектив, который может быть командой, а может и не быть. Команда – группа, сплоченная вокруг решения конкретных задач, с максимальным сращиванием деловых и личных взаимоотношений. «Команда» в данном контексте большей степени психологическое, чем организационное понятие. Команда отличается от трудового коллектива тем, что: 1. Члены команды осознают наличие общей цели, и каждый воспринимают эту цель как свою собственную; 2. Члены команды отождествляют себя со своей конкретной функцией, выполнение которой необходимо для достижения цели; 3. Руководитель команды должен быть лидером (о различии этих понятий см. выше); 4. Команда не долговечна; у нее должны либо меняться цели, либо команда как психологический феномен исчезает после достижения поставленной задачи. В реальной трудовой жизни не всем удается работать в команде, но все так или иначе находятся в организации и вступают в деловые отношения.
Стадия 4. Распад.
Группа должна закончить свое существование после полного выполнения поставленной задачи. Научный коллектив распадается после завершения исследования, студенческая группа - после выпуска. При этом некая формальная структура может сохранится. То есть появляется новая студенческая группа 328, но с другими студентами. В театральных коллективах, высшей школе, на предприятиях исчезновение группы происходит незаметно, просто с уходом какой-то части коллектива меняется структура, атмосфера, атрибуты и ритуалы группы при сохранении ее формального названия и фиксированных функций.
Таким образом, в течение жизни мы последовательно и одновременно находимся в разных группах и на разных стадиях их развития. Мы уходим из школы, из института, создаем семью, меняем место работы и место жительства, Светлое прощание как стадия окончания существования группы, знаменует собой процесс трансформации личности, ее переход в новую социально-ролевую структуру.
Разрешение споров. Деловое общение – это установление контактов между разными членами коллектива, необходимое для реализации потребностей . Оно включает в себя информацией, важной для фирмы, выработку стратегии взаимоотношений, понимание и восприятие партнеров. Ссоры, конфликты, сплетни в любом рабочем коллективе, потому что, какими бы рамками мы ни были ограничены, мужчина останется мужчиной, женщина – женщиной. Поскольку женщины немного эмоциональнее мужчин, именно они зачастую затрудняют процесс делового общения. Поэтому, мужчинам в коллективе важно быть терпимыми в процессе речевого общения. Чем спокойнее мужчина в коллективе, тем наиболее успешно решится проблема, возникшая между ним и женщиной. Если спор разгорается не на шутку, то мужчина, как настоящий джентльмен должен оставить последнее слово за дамой. Ведь в конечном счете бизнес покажет, кто оказался прав.
Приветствие. Привычный между мужчинами жест – рукопожатие при встрече не применим в отношении женщины. Встретив делового партнера-женщину, следует лишь приветствовать кивком головы и сказать «здравствуйте» или «приветствую вас». «Здрасьте», «привет» говорить не стоит, разве что отношения между вами более близкие и рядом нет других партнеров. Если же вокруг толпа коллег, то здороваться следует официально. Если женщина входит в помещение, где есть мужчины, то именно она должна первой поприветствовать всех. Во всех других случаях первым всегда здоровается мужчина.
«Вы» или «ты»? Не очень приятно, когда вам «тыкают». Определить, к кому обращаться на «ты», а к кому исключительно на «вы» можно по возрасту и по субординационным соображениям. На «вы» обращаются ко всем, кто старше по возрасту, а также по отношению к руководителю. Руководители же сами определяют, как они будут обращаться к своим подчиненным. Однако, уважающий себя руководитель не допустит грубости и хамства. Тем не менее, на «вы» следует обращаться к женщине, особенно если она представлена мужчине в первый раз. А обращаться по имени и отчеству или только по имени решает сам коллектив.
Хорошие манеры. Несмотря на равноправие, мужчинам необходимо проявлять рыцарские чувства: уступить место в переполненном конференц-зале, донести стул, если за это берется женщина, пропустить вперед в лифт, открыть дверь. Словом, мужчина должен и оставаться мужчиной.
Личные отношения. Любовь поджидает нас везде: на улице, на вечеринке и даже в самом строгом от нее не убежишь. Если между мужчиной и женщиной вспыхнули чувства, то важно, чтобы на ваши офисные отношения это не влияло. Хотя соблюдать конспирацию очень сложно.
Специфика переживания ревности у мужчин и женщин
Реферат >> ПсихологияСпецифика переживания ревности у мужчин и женщин Введение Люди... , что между партнерами возникли какие-то проблемы и вызывать... поведением жены во время ее общения с любовником. Иными словами... она прислушивается к его "деловым разговорам" по телефону, следит...
Деловое общение (25)
Контрольная работа >> Культура и искусство... делового общения . Можно дать следующее определение деловому общению - это сложный процесс развития контактов между ... общения , осмысление происходящего, выдержка паузы; Обсуждение интересующей проблемы ; Решение проблемы ... деловая женщина ... специфика делового общения ...
Психология и этика делового общения (1)
Реферат >> ЭтикаАнимус (образы женщины и мужчины ) 4. 4 См.: Юнг КГ Проблемы души нашего... перебивают подчиненных, а мужчины - женщин . При перебивании нужно... между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика ...
Изучение особенностей эмоциональной сферы у мужчин и женщин
Курсовая работа >> ПсихологияУчета ее специфики в образовательном процессе... деловым доверием мужчин . У женщин , отражающих на своем лице эмоции мужчин ... различий между мужчиной и женщиной , которой... общения 3,07 3,8 Анализ полученных показателей выраженности эмоциональности у мужчин и женщин ...
Этика и этикет делового общения (3)
Контрольная работа >> ЭтикаИ результатами деятельности. Специфика делового общения обусловлена тем, что... проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение ... мужчина женщине , а женщина мужчине . Женщина может не протягивать руку, а ограничиться легким поклоном. Часто деловая ...
Взаимоотношения мужчины и женщины в служебной обстановке - особая сфера, весьма сложная для формирования каких-либо принципов установления этих отношений.
В других разделах неоднократно указывалось на то, что главное в деловой субординации и координации - должность, принадлежность к более высокому или какому-либо другому должностному уровню, тем не менее принадлежность к тому или иному полу играет достаточно значительную роль в построении деловых взаимоотношений, в продвижении по служебной лестнице (увы!), в служебном поведении и конкретных поступках.
Не ставя себе задачей выявить и проанализировать психологические особенности полов, покажем, как проявляются эти особенности в повседневной служебной деятельности и каких этических ошибок следует избегать мужчине и женщине в процессе делового общения.
Психологи и физиологи утверждают, что женщины имеют более тонкий вкус, чем мужчины, они более четко видят различия в материалах, цветах, формах, внешнем виде конструкций. Поэтому не стоит спорить с женщиной-сотрудником по этим вопросам, лучше довериться ее суждениям.
Важной психологической чертой женщины является то, что она чаще и в больших масштабах испытывает страх, боязнь, опасения - перед своим менеджером и вообще перед руководством, а также перед ситуациями и обстоятельствами, кажущимися ей опасными. При этом, естественно, снижается уровень восприятия женщины-сотрудника, сама воспринимаемая информация может быть искажена, деформирована, снижается уровень продуктивности ее труда. Поэтому с точки зрения морали целесообразно стремиться не допускать подобных ситуаций, для этого следует деловые беседы, реплики, замечания, обращения по отношению к женщине-сотруднице сделать более мягкими, спокойными, сдержанными. Можно предположить, что более низкий, чем у мужчин, “порог страха” заложен в “прекрасной половине” генетически, идет из глубины веков, из тех времен, когда самым важным было наличие физической силы, интеллект не принимался во внимание, а поскольку женская физическая сила меньше, чем физическая сила мужчины, женщина большую часть своей жизни находилась в страхе, тревоге.
Развитие человечества не привело к исчезновению этих страхов, хотя в современном мире женщина может восполнить отсутствие физической силы, подобной мужской, с помощью различных достижений технического прогресса (например, женщина-крановщица «поднимает» груз такой же тяжести, как и мужчина-крановщик), и это следует учитывать в межличностных деловых отношениях.
По свидетельству психологов, у женщин эмоциональное начало берет верх над рациональным, поэтому вполне возможен эмоциональный всплеск в случае возникновения в коллективе ситуации, которая кажется женщине-сотруднице конфликтной. Поэтому мужчине-сотруднику надо “сто раз подумать”, прежде чем сделать какое-либо замечание коллеге-женщине относительно ее служебного поведения или исполнения служебных обязанностей и, если он все же решился на это, следует использовать самую мягкую, этичную “оболочку” для такого замечания. В противном случае есть риск возникновения словесной перепалки, психологического дискомфорта для обеих сторон и, вообще, конфликта в коллективе.
Мужчина генетически ориентирован на успех; успех - это и предмет обсуждения, и любимая тема разговора, в том числе в деловой компании. Женщина же, наоборот, не считает собственные успехи достойной темой разговора, она предпочитает обсуждать успехи других, поскольку хочет на них учиться, - что тоже обусловлено генетически: женщины легче приспосабливаются к условиям работы, к изменению обстоятельств, к методам руководства и т.п. И если, как уже утверждалось ранее, мужчина генетически ориентирован на успех, то женщина - на выживание, а этому более всего способствует приспособляемость.
Вывод: мужчине и женщине для построения бесконфликтных служебных отношений имеет смысл учитывать генетическую направленность того и другого пола - успешность и приспособляемость.
Поскольку, как указывалось выше, женщина более эмоциональна, чем мужчина, она чаще бывает “конфликтоносителем” - во время деловых совещаний, служебных контактов с коллегами или с покупателями, клиентами, журналистами, поставщиками и другими представителями внешней, по отношению к организации, среды. Женщины также гораздо чаще, чем их сослуживцы-мужчины, высказывают максималистские суждения, которые тоже могут привести к конфликту, богатому аморальными коллизиями.
Однако те же генетические свойства женской натуры позволяют лучше “вживаться” в ситуацию, в переживания других людей, проявлять сочувствие и т.п. Поэтому этических нарушений в организации будет меньше, если именно женщина возглавляет такое подразделение, как отдел по связям с общественностью или этический комитет.
Женщина более внимательна к мелочам, деталям, поэтому анализ текста договора, контракта у нее более эффективен, чем у мужчины, но сформировать глобальное направление развития организации, выбрать стратегию, т.е. основную линию поведения организации, она может с меньшим успехом, так как обобщения, выводы - не ее сфера, и, чтобы не возникала почва для нарушения этических норм и стандартов, следует учитывать тот утверждаемый психологами феномен, что женщина более внимательна к мелким деталям - например, к словам, отдельным выражениям в деловой беседе или в тексте договора, чем к общей направленности договора или конечным результатам беседы.
Несмотря на то, что уровень приспособляемости у мужчин ниже, они быстрее реагируют на изменения ситуации, новые методы работы и способы воздействия на коллектив. Поэтому не стоит торопить женщину, чтобы она быстрее высказала свое мнение или проявила отношение к чему-либо, так как это только спровоцирует противоречие, конфликт или другую неэтичную ситуацию.
Еще одна причина проявления различий в деловых отношений: у мужчин лучше развито пространственное воображение, чем у женщин. Именно поэтому среди великих художников и талантливых конструкторов совсем нет представительниц прекрасного пола.
Следует это учитывать и не создавать таких ситуаций, которые провоцировали бы этические нарушения.
Есть еще некоторая особенность представителей сильного пола, которая может быть поводом для этических нарушений. (Как уже говорилось, мы не ставим себе задачу исследовать природу тех или иных особенностей полов, мы только стараемся предупредить возможные нарушения этических норм в деловых отношениях между ними.)
Дело в том, что одной из особенностей характера мужчины является стремление к известности, популярности, которое может присутствовать в искаженной форме - т.е. в виде тщеславия. Достаточно часто тщеславие приводит к тому, что мужчина хочет “сорить деньгами”, что, в свою очередь, к сожалению, имеет своим следствием желание иметь больше денег и получить их любыми путями: моральными или аморальными - безразлично.
Автор далек от желания высказать мысль, что все мужчины в организации - потенциальные сотрудники, полагающие, что в отношении денег “цель оправдывает средства”, - такое утверждение было бы абсурдом. Однако имеет смысл помнить о том, что некоторые сотрудники в организации могут быть склонны к некоторым неблаговидным, аморальным поступкам в отношении денег и таких сотрудников больше среди представителей «сильного» пола, нежели среди «слабого, но прекрасного».
Итак, для предупреждения возможного возникновения ситуаций, чреватых этическими нарушениями, следует учитывать психологические особенности, характерные для представителей полов. Такие особенности есть, и нельзя допустить, чтобы они служили почвой попирания морали - ни в большой степени, ни в малой.
И мужчины, и женщины в сложной системе деловых отношений устремлены к одним и тем же целям - эффективности деятельности, следованию принципам морали и т.п., и для создания этической атмосферы, благоприятствующей достижению этих целей, разумно учитывать психологические особенности представителей разных полов.
- женщина первая протягивает руку для рукопожатия;
- женщине представляют мужчину, а не наоборот;
- в служебном автомобиле женщина занимает более почетное место и первой садится в автомобиль;
- в служебном помещении женщина вправе принять помощь мужчины (с учетом его большей физической силы) при необходимости передвинуть или перенести мебель или какое-либо тяжелое оборудование;
- мужчина уступает женщине дорогу.
Таким образом, принадлежность к тому или другому полу накладывает на сотрудников организации дополнительные обязанности по соблюдению норм делового этикета.
Вопросы для повторения
- Существует ли, на Ваш взгляд, дискриминация по признаку пола в современных деловых отношениях?
- Как проявляются специфические психологические черты, присущие полу, в служебной обстановке?
- Какие дополнительные обязательства накладывает на сотрудников организации принадлежность к тому или иному полу?
- Как выстраивается система норм и стандартов служебного поведения для мужчины и женщины в современном деловом мире?
- Каковы особенности стиля мышления мужчины и женщины?
- Какую роль в возникновении конфликтов в коллективе играет принадлежность к “сильному” или “прекрасному” полу?
- Как влияет уравнивание положения представителей женского и мужского пола в служебной обстановке на развитие культуры в обществе?
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Омский государственный технический университет»
Проблемы и специфика делового общения между мужчинами и женщинами
Студентка: Диц Т.Е.
Группа РЕ 317
Проверила: Анашкина Н. А.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Процесс общения мужчин и женщин……………………………………...4
Особенности управления: мужчина и женщина………………………….6
Стиль руководства………………………………………………………….9
Мотивы трудовой деятельности…………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….14
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос, разные ли женщина и мужчина или нет, а может и разные, но неравноценные и неравноправные, на протяжении истории человечества волновали сердца и умы. Время шло, и представления о роли мужчины и роли женщины в обществе, менялись. 20 век – это век революций, революций в отношениях женщин и мужчин. Это и делает проблему отношений противоположных полов актуальной. Кроме этого, тема отношений женщины и мужчины важна для социальной работы, деятельности по гармонизации человеческих отношений.
В 20 веке в отношениях между женщиной и мужчиной произошли значительные изменения. Главным агентом и субъектом этих изменений являются женщины, а не мужчины, их социальное положение, деятельность и психика, которых изменяются сейчас быстрее и радикальнее, чем психика мужская.Дело здесь не только в более широкой адаптивности женщин, сколько в логике социально-классовых отношений. Любые социальные изменения осуществляют прежде всего те, кто в них заинтересован, в нашем случае – женщины. Они шаг за шагом осваивают все новые для себя занятия и виды деятельности, что и ведет к их психологическим самоизменениям и изменениям их коллективного сознания, изменяются и представления о том, как будут складываться их отношения с мужчинами.
Процесс общения мужчин и женщин
Понятное дело, что общение между мужчинами, а так же и между женщинами - не такой сложный процесс, как общение мужчины с женщиной. Хотя кажется, что в деловом мире без разницы, с кем общаться. Не тут то было!
Женщины всегда хитрые, любят цепляться за слова, и постоянно чувствуют превосходство над мужчинами. Бизнесмены, в свою очередь, упрямы с женщинами, потому что считают, что бизнес - это процесс, который под силу только им. Получается, что между ними заведомо существует какое-то недопонимание. Но! Никогда нельзя забывать про влечение, которое обычно появляется при общении на бизнес уровне. Ведь бизнес, в свою очередь, как игра. Есть свои правила, и есть методы, которыми можно эти правила нарушать. Находчивость и умение пользоваться ситуацией или чем-либо еще приманивает победу. А девушки поиграть чувствами любят! Они будут нападать на мужчин красотой и обворожительностью, что может им дать абсолютный выигрыш. К тому же могут пококетничать, что еще сильнее. Поэтому мужчине с женщиной довольно сложно справиться на бизнес просторах.
С мужчинами тоже не все просто. Особенно если бизнес леди у него в подчинении. Хотя тут все и так понятно. Единственное, что хотелось бы тут сказать, так это то, что женщине в таком случае рекомендую общаться довольно конкретно и по работе, хотя и делать небольшие отступления, спрашивая его о увлечениях, и чем-то в этом роде. Он будет видеть в Вас тогда человека ответственного, преданного своей работе, а еще друга, потому что заинтересованность со стороны, отходящей от работы, легко расположит его к себе. При этом будет сделано все для того, чтобы Ваш начальник видел в Вас отличного сотрудника, которого он в будущем будет фаршировать премиями, и различными поощрениями, если все было сделано правильно в начале, и также делается до сих пор.
Когда начальник мужчина, будьте бдительны, потому что, если Вы симпатичная и обворожительная девушка, то он может положить «на Вас глаз». При этом ему может захотеться того, что совсем не нужно Вам. Поэтому, если Вы что-то подобное заметите со стороны шефа, то нужно принять меры, а именно обозначить свое семейное положение, а если такового нет, то что-нибудь придумать. Флиртовать с начальником ни в коем случае не стоит, так как это приведет к чему угодно, но только не к чему-то хорошему! Откажете ему, и он Вас выгонит по какой-либо причине, и будет очень обидно! Только в фильмах получаются целые романы между начальником и сотрудником (ну в большинстве процентов).
Если Вы мужчина, и работаете на женщину, то тут необходимо немного пофлиртовать (но только очень мягко, ничего не показав). Она всяко будет с Вами общаться так, словно с ней только что познакомились. Смело спрашивайте все, что угодно, то есть создайте в ней большой интерес к Вам, благодаря которому станете на какую-то ступень выше, чем остальные сотрудники. Дело в том, что есть, конечно, девушки, которые занимаются бизнесом, и они, как и мужчины, в первую очередь обращают внимание на то, как работает тот или иной человек. Но они очень сильно отличаются от любого мужчины тем, что не могут устоять перед комплиментами, или явным вниманием. Делайте выводы!
Особенности управления: женщина и мужчина.
И женщины, и мужчины имеют равные психологические возможности для управления любым предприятием. Многие женщины-руководители имеют свое собственное мнение. Можно отметить, что женщины и мужчины по-разному оценивают свою деятельность в роли руководителя. Мужчины рассматривают как серию сделок с подчиненными: применение наказания за неадекватное исполнение задания, выдачу вознаграждения за удачно выполненную работу и т. д. Мужчины намного чаще, чем женщины, пользуются власть, которую дает им положение которое они занимают, или формальный авторитет.
Интересным отличием женского и мужского стиля управления является то, что в основном женщины-руководители привержены к комбинированным стратегиям. По сравнению с мужчинами женщины чаще демонстрируют смешанные стратегии, например как координатор-начальник, координатор-лидер и хозяин-лидер. Мужчины же, как правило, являются сторонниками какой либо определенной модели менеджмента и не смешивают ее с технологиями другого типа. Женщины же обладают большей пластичностью в творении менеджмента и используют то, что на их взгляд наиболее эффектно, не становясь приверженцами одного из стилей. Эффективно реализуют не только "стратегии выживания", но и например стратегии развития, выстраивают осторожные отношения со своими партнерами и избегают слишком "рисковых" стратегий.
Женщины-руководители считают, что в основе стиля их руководства лежит прежде всего превращение интересов их подчиненных в общие цели всего рабочего коллектива. Свою власть они приписывают в большей степени к таким личностным характеристикам, как повышенная интуиция, умение устанавливать личностные контакты, высокая трудоспособность, нежели своему официальному положению. Психологически женщина склонна заниматься повседневным доказательством своего «права на лидерство». Может, именно поэтому женщины в какой то большей степени, нежели чем мужчины-руководители, стимулируют участие своих сотрудников в общем деле, и охотнее делятся информацией, властью, и поощряют самоутверждение сотрудников. Это, по оценкам женщин-руководителей, и заставляет сотрудников чувствовать себя той самой частью организации, участвовать в обсуждении имеющихся в компании проблем и в итоге включаться в работу по достижению общих целей.
Способ организации работы, в "женском" варианте в большинстве случаев выглядит как, распределение функций по исполняемому вопросу, которые могут передаваться при необходимости. Иногда в выполнении какого-либо задания может помочь сам руководитель. В этом случае женщины проявляют себя бюрократами, нежели мужчины. Последние же стремятся к партнерству, такая Процедура принятия решений женщинами сопровождается процессом обсуждения предлагаемых вариантов решений с подчиненными. Женщины в свою очередь отличаются повышенным бюрократизмом по сравнению с мужчинами при принятии решений. Так же обращает на себя внимание то, что мужчины в случае принятия решений ориентированы на партнерство, нежели женщины,
Женщины склонны отказываться от привилегий, которые даются им служебным положением. Подчеркивают значимость своих подчиненных, иногда преуменьшая свою роль.
Сравнительный анализ женского и мужского менеджмента позволяет нам говорить о том, что женщины редко проигрывают мужчинам как менеджеры, и иногда действуют успешнее, обеспечивают устойчивые условия существования для своего предприятия. По сравнению с женщинами, мужчины более высоко ценят те качества, которые обеспечивают наибольшую эффективность профессиональной деятельности и способствуют организации взаимодействий в коллективе, а руководители-женщины выше оценивают моральные и нравственные качества и качества, определяющие интерактивную функцию общения.
Стиль руководства.
Мужчины намного чаще пользуются командно-административным стилем управления. Женщинам-руководителям характерна демократичность, готовность к сотрудничеству и коллективному принятию решений.
Для реализации решений используется распределение функций исполнения и оказание помощи при необходимости. Организация контроля над ходом исполнения принятых решений превалирует поэтапная форма. В виде регулярных проверок, недопущение нежелательной ситуации. Ответственность же за работу устанавливается в соответствии с распределением обязанностей, весьма характерно возложение ответственности за участок работы на конкретного сотрудника.
Мужской стиль либо более эффективен в структурированных ситуациях или при простых задачах, либо в обстановке с высокой степенью неопределенности, женский - дает наибольшую эффективность в рутинных условиях. Пол определяет выраженность основных компонентов, типов индивидуального стиля руководства. Обеспечивает женщинам-руководителям большую социально-психологическую эффективность. К формированию директивности и попустительства в стиле руководства женщин приводит низкая выраженность педагогических и коммуникативных качеств личности. В остальном, умение действовать в конфликтной ситуации и угрозы риска, готовность к изменениям, способность к нововведениям, уметь эффективно использовать способности других людей, противостоять давлению и нажиму, так же отстаивать свою позицию – вот управленческие качества руководителей женщин и мужчин.
Можно сказать, что характеристики пола совсем не являются определяющими для успешного руководителя. По общему мнению самих руководителей, успешность менеджера определяется только набором качеств, среди которых первое место занимают умение планировать свою работу, стремление к постоянному самосовершенствованию, уметь координировать и контролировать деятельность своих подчиненных.
Взгляд на женский стиль руководства заключается в том, что женщины в основном выбирают лидерство, ориентированное на отношения, а мужчины - лидерство ориентированное на задачу, так как они характеризуются целеустремленностью. Поскольку отношения между соответствующими качествами не взаимоисключающие, то приписывание той или иной ориентации только одному полу неправомерно, а следовательно, женщины-лидеры ориентированы на задачу, а мужчины-лидеры - на отношения внутри группы, что и может быть обусловлено личностными особенностями или ситуационным запросом.
Мужской стиль более эффективен либо в структурированных ситуациях и при простых задачах, либо в ситуациях с высокой степенью неопределенности, а женский стиль дает наибольшую эффективность в рутинных условиях. Имеет значение также уровень руководства: на высших предпочтительнее мужчины, на средних - женщины. Сама по себе ситуация измерения во многом определяет результат: лидерский стиль сильно обусловлен полоролевыми стереотипами в лабораторных экспериментах и мало связан с ними в полевом изучении.
Эффективность руководителя определяется осознанием сильных и слабых сторон внутреннего «Я», эффективным использованием достоинства и умением минимизировать отрицательное влияние, которое оказывается недостатками, что применимо как в отношении женщин, так и в отношении мужчин. Успешные же модели лидерства присущи только тем руководителям, которые имеют психологический репертуар делового поведения и женщин, и мужчин одновременно.
Функция руководителя – это объединять людей в сплоченный коллектив, планировать и координировать действия и осуществлять контроль за исполнениями распоряжений. Для этого быть профессионалом мало, необходимо стать лидером. Подчиненные обязательно должны признавать авторитет начальника, ведь он способен видеть дальше,быть проницательнее любого, он умеет брать инициативу в свои руки, не боится риска (ведь принимать решения - значит рисковать). Это не напоминает женщину - таинственную, опекаемую. Все же, женщины-руководители – это есть реальность. Их, можно классифицировать по следующим типам.
"Маскулинный". У женщин такого типа эмоциональная сфера недостаточно развита, и они компенсируют это жесткостью, авторитарностью с подчиненными.
"Женственный". Эта категория женщин-руководителей противоположность первой. Обаяние - главный рабочий «инструмент» такого начальника, эмоции. Ее обращения к подчиненным – «девочки», «мальчики», «давайте жить дружно». Такая начальница либеральна, и в таком коллективе царит неразбериха.
"Ситуативный" – такой тип вплотную примыкает к предыдущему,» лозунг «Все для победы!». Начальница – энтузиаст: она горит на работе, приходит раньше всех, уходит последней. Стол завален бумагами, где неважные перемешаны с важными.
Ни один из приведенных выше типов «не тянет» на эффективный. Но, тем не менее, женщина, не уступает своему коллеге противоположного пола, и превосходит его.
Мотивы трудовой деятельности.
Жизнь мужчин ориентирована на решение проблем карьеры и работы. Для женщин такая мотивация труда не прослеживается и, определяется социальной защищенностью. Для женщины карьера – это самореализация. Мужчины под карьерой понимают перспективные и престижные должности.
Женщины в отличие от мужчин прививают работникам чувство незаменимости, используя все возможные способы, например: стимулируют работников к высказыванию своих соображений и предложений по любому вопросу, который касается общего дела; проводят обсуждения целей и стратегии организации; любят организовывать совместный отдых сотрудников естественно за счет фирмы. Они не оставляют без особого внимания знаменательные даты для своих подчиненных.
Внимание к сфере межличностных отношений. В управлении женщина огромное внимания уделяет прежде всего отношениям между членами ее коллектива, ее волнует сфера отношений в коллективе. Женщина тонко реагирует на психологический климат сложившийся в коллективе, проявляет чуткость.
Женщины прилагают усилия для создания атмосферы в организации, а мужчины стараются повысить авторитет и усовершенствовать руководство подчиненными. Мужчины нацелены на перестройку сферы правил и норм; женщины-руководители - на перестройку сферы отношений.
Осуществляя таким образом функцию контроля над персоналом, женщина не стремится к особо жестким санкциям, а желает обеспечить необходимые условия. Она сохраняет способность реализовывать жесткие меры к тем, кто не справляется с задачами.
Эмоциональность. Женщина эмоциональна и вот эта черта характеризует женский стиль управления. Так в различных ситуациях женская реакция отличается от реакции мужчины: она ярче эмоционально и богаче. Она «близко к сердцу» воспринимает все, что связанно с работой, и долгий период остается в раздумьях и переживаниях. Женщина может «проигрывать» ситуацию, пережить такие события. А при принятии решений она полагается на свои ощущения, интуицию, знаменитую женскую логику, что бывает небезуспешным, поскольку женщина чутка к большинству аспектов проблемы, имеющих для нее эмоциональное значение.
Из-за повышенного эмоционального уровня женщина обидчивее, реагирует на критику, грубость и оскорбление, это не позволяет быть всегда объективной и конструктивно себя вести. Излишняя эмоциональность – это серьезный недостаток женской модели управления, так как именно она выступает источником неуверенности и несправедливости, причиной конфликтов.
Ориентированность на результат. Деятельность женщины направлена на последовательные, постепенные преобразования. Такая стратегия весьма оправдана в ситуациях неопределенности. Она приносит свои плоды в сложившихся условиях экономики. Эти обстоятельства и определяют склонность женщины к тактическому, а не стратегическому планированию, что зачастую оказывается более выигрышным в современной ситуации.
Излишняя мягкость – мешает женщине в работе. Так же отсутствие пунктуальности, эмоциональность, и доверчивость.
Рассмотренные особенности поведения женщины - руководителя, позволяют опровергнуть представление об ограниченных возможностях управления. Целый ряд ситуаций свидетельствует, что и женщина способна на жесткие управленческие технологии, но в «мягкой пластике».
Мужчины и женщины имеют равные психологические возможности для успешного управления предприятием, и характеристики пола не выступают ограничителями для эффективного менеджмента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деловые качества и умение добиваться результатов, так же владение методами управления и уровень интеллекта присущи любому управляющему. Наиболее значимое качество это единство слова и дела. Именно такой деловой руководитель верен взятым обязательствам на себя, в этом и проявляется профессионализм. Женщина более обязательна по сравнению с мужчиной; она не может не выполнить дело к определенному сроку, она доведет его до конца, а не бросит при появлении каких либо трудностей. Женщине быстрее прощают ее просроченное слово. Деловитость руководителя проявляется в умении кратко и ясно изложить суть проблемы, длинные и пространные речи можно расценивать как расточительство времени. Многословие – враг деловитости. Слово деловой женщины отличается эмоциональностью, ей не свойственна сухая лаконичная речь. В трудные минуты любой женщине необходимо выговориться, хранить в глубине свои переживания ей несвойственно. Поддавшись настроению, женщина может дать волю словам и чувствам. Но, несмотря на все отличия в стиле руководства, единство слова и дела является важным признаком профессионализма руководителя, будь он мужчиной или женщиной. Лучше не говорить, но делать, чем не делать, но говорить. Ведь у деловой женщины, по сравнению с мужчиной, при доведении начатого до конца есть своеобразное преимущество – она умеет вовремя остановиться. Мужчина неуклонно стремится к цели. Всякая остановка задевает его самолюбие. Постоянно налегая на дело, он быстро выдыхается. У женщины же несколько другая тактика: если дело не идет, она останавливается, исподволь накапливая силы и изыскивая более эффективные средства для «наступления».
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Деловое общение.Деловой этикет. М., 2004.
2. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха / Ростов на Дону, "Феникс",1995.
3. Деловой этикет для успешных людей. М.-СПб., 2005.
4. Шотт Б. Как вести переговоры. М., 2006.
5.Психология [Электронный ресурс] - www.StudFiles.ru