Что такое кохлеарная имплантация? Кохлеарная имплантация — возможность восстановить слух с помощью современных технологий Подготовка перед операцией.

Кохлеарная имплантация стала обычной процедурой ​​во всем мире для лечения тяжелых расстройств слуха, приводящих к глубокой нейросенсорной тугоухости. Решение о кохлеарной имплантации принимается либо самим пациентом, либо родителями или опекунами ребенка. Процедура продолжительностью 60-75 минут хорошо переносится и выполняется обычно в амбулаторных условиях, как у взрослых, так и у детей.

Устройство и принцип работы кохлеарного имплантанта слухового аппарата

Кохлеарных имплантат хирургическим путем размещается под кожей позади уха. Основные части устройства разделяются на внешнее - расположенное на поверхности кожи, и внутреннее - непосредственно имплантант. Аппаратное строение внешнего устройства включает:

  1. Один или несколько микрофонов , которые улавливают звук из окружающей среды.
  2. Речевой процессор , селективно фильтрующий звуковые волны, различая приоритеты звуковой речи, разбивает звук по каналам и посылает электрические звуковые сигналы через тонкий кабель к передатчику.
  3. Передатчик - физически состоит из нескольких катушек, удерживаемых на месте с помощью магнита. Передатчик расположен позади наружного уха, усиливает и транслирует обработанные звуковые сигналы через кожу на внутреннее устройство с помощью электромагнитной индукции.

Внутреннее устройство состоит из:

  • Приемника и стимулятора, закрепленных на кости под кожей, которые преобразуют сигналы в электрические импульсы и посылают их через внутренний провод к электродам.
  • Массив из 22-х электродов, подключенных к улитке внутреннего уха, которые отсылают полученные электрические импульсы в нерв барабанной лестницы, а затем непосредственно в мозг через слуховую нервную систему.

На сегодняшний день существует несколько производителей кохлеарных имплантатов и каждый из них производит устройства с различным числом электродов. Количество каналов не является основным фактором, на основании которого выбирается производитель, эти настройки не определяют качество работы устройства. Стоит отметить, что программный алгоритм обработки сигнала, как правило, уникален для каждого производителя, является его интеллектуальной собственностью и не подлежит распространению.

Кохлеарный имплантат может помочь людям, у которых:

  • Наблюдается умеренная или глубокая потеря слуха в обоих ушах.
  • Потеря слуха на одно ухо, с нормальными процессами в другом ухе.
  • Применение слуховых аппаратов не приносит должного эффекта.

Многим пациентам проводится установка аппарата в обоих ушах - двусторонняя кохлеарная имплантация. Такой подход может улучшить способность идентифицировать направление звуковых волн, которые требуется распознать.

Одной из причин потери слуха может быть физическое или функциональное повреждение волосковых клеток внутреннего уха или улитки. Кохлеарный имплантант позволяет передавать звуковые волны определенных частот непосредственно в улитковый нерв, что и обуславливает возможность различать звуки.

В каких случаях показана операция по вживлению имплантанта

Существует ряд факторов, которые определяют степень успеха ожиданий от операции и самого устройства. Центры кохлеарной имплантации определяют кандидатуру пациента на индивидуальной основе и обязательно учитывают историю потери слуха с отражением причин. Кроме того, оценивается качество остаточного слуха, способности распознавания речи, общего состояния здоровья, наследственных факторов глухоты и другое.

Главным кандидатом на кохлеарную имплантацию может стать пациент:

  • Имеющий средние и тяжелые потери слуха нейросенсорного типа в обоих ушах.
  • У которого функционирует слуховой нерв.
  • Который прожил, по крайней мере короткий промежуток времени, с потерей как минимум 70 децибел потери слуха.
  • Обладает хорошей речью, навыками общения, а в случае младенцев и маленьких детей - имеет семью, члены которой могут работать в направлении развития речевых и языковых навыков с маленьким ребенком.
  • Не пользующийся другими видами слуховых аппаратов, в том числе новейшими моделями систем FМ.
  • Имеет возможность прибрести соответствующие услуги, специалистов, которые потребуются после установки кохлеарного имплантата, например, речевого педагога. Особенно это актуально для педиатрических пациентов.

Люди с легкой степенью потери слуха, как правило, не являются кандидатами на кохлеарную имплантацию. Их потребности нередко можно обеспечить слуховыми аппаратами. После того, как имплантант будет установлен на свое место, у звуковых волн уже не будет возможности проникать через ушной канал и среднее уха - они будут подхвачены микрофоном и отправлены через речевой процессор устройства к электродам имплантанта внутри улитки. Поскольку имплантация - процесс инвазивный, в любом случае он не имеет преимущества перед классическими слуховыми устройствами, если их использование эффективно. Таким образом, большинство кандидатов на имплантацию характеризуются наличием тяжелой или глубокой формы нейросенсорной тугоухости.

Наличие волокон слухового нерва имеет важное значение для функционирования устройства. Если они повреждены до такой степени, что не могут принимать электрические импульсы, имплантат не будет работать.

Пациенты, которые потеряли слух вследствие таких заболеваний, как ЦМВ и менингит, образуют три различные группы потенциальных пользователей кохлеарных имплантатов с различными потребностями и результатами. Тем, кто не имеет слуха с рождения, кохлеарные имплантаты полезны в восстановлении некоторых моментов понимания речи и других звуков. У пациентов с врожденной потерей слуха, подобное аппаратное решение может стать единственной возможностью различать незнакомые ранее звуки.

Для родителей детей, родившихся глухими, которые хотят, чтобы их дети росли с хорошими навыками разговорного языка, кохлеарная имплантация может стать очень эффективным средством. Мозг развивается после рождения и адаптирует свою функцию сенсорного ввода. Отсутствие этой возможности имеет функциональные последствия для мозга, и, следовательно, глухие дети, которые получают кохлеарные имплантаты в раннем возрасте (менее 2 лет), показывают лучший успех, чем врожденно глухие пациенты, впервые получающие имплантаты в более позднем возрасте. Однако критический период для различения слуховой информации не завершается полностью и в подростковом возрасте.

Специалисты считают, что существует временное окно, в течение которого дети могут получить имплантат и научиться говорить. В возрасте от двух до четырех лет эта способность немного уменьшается. В девять лет уже почти нулевой шанс, что они смогут обучиться правильно говорить. Поэтому чем раньше будет установлен аппарат, тем лучше.

В отдельную группу претендентов на имплантацию могут попасть пациенты с потерей слуха, у которых уже развиты навыки или умение разговорной речи. Эти представители существенно выиграют от кохлеарной имплантации. Маленькие дети до пяти лет, в этих случаях, часто показывают отличные результаты, поскольку они уже научились формировать звуки, и осталось только освоить процесс интерпретации новой информации в мозгу.

Насколько кохлеарный имплантант эффективней обычного слухового аппарата?

Кохлеарный имплантант не вылечит глухоту, но сможет обеспечить качество слуха, достаточное для восприятия речи и некоторых звуковых частот. Некоторые пациенты находят их очень эффективными, другие - недостаточно эффективными, третьи чувствуют себя хуже в целом с имплантантом, чем без него.

Для людей со сформированной функциональной речью, кохлеарные имплантанты могут быть серьезным подспорьем в восстановлении функционального понимания речи, особенно если они потеряли слух относительно недавно.

Пациенты, страдающие слепоглухотой получают радикальное улучшение своей повседневной жизни. Имплантат может обеспечить их более подробной информацией по безопасности, связью с внешним миром, балансом, ориентацией и мобильностью, а также - способствуют их взаимодействию в среде и с другими людьми, уменьшая, тем самым, изоляцию.

Взрослые, которые выросли глухими, могут найти имплантаты неэффективными или раздражающими. Это относится к конкретной патологии слуха и времени его отсутствия. Взрослые, которые родились с нормальным слухом и те, кто имел нормальный слух в раннем возрасте, показывают лучшие результаты. У детей с повреждениями слухового нерва, результаты могут быть неоптимальными.

Стоит отметить, что кохлеарный имплантант и классический звуковой аппарат - устройства с абсолютно разными подходами к обеспечению слуховых процессов, поэтому сравнивать их несколько некорректно. Роль слухового аппарата заключается лишь в усилении окружающих звуков и передачей их на барабанную перепонку. Для функционирования этого устройства достаточно аналоговых средств обработки звуковых волн. Кохлеарный имплантат - маленький компьютер, функционирующий в цифровой среде и обеспечивающий прием звуковой волны, перевод ее в электрическую энергию и передачу непосредственно в нейронную сеть внутреннего уха.

Таким образом, установка имплантата в случае возможности функционирования слухового аппарата, возможна, а вот обратный процесс, ни физически, ни биологически, обеспечить нельзя. Еще раз стоит подчеркнуть, что если слуховой аппарат обеспечивает хотя бы незначительное улучшение качества слуха, то менять его не имплантат не рекомендуется - в любом случае эффект будет ниже.

Риски и недостатки имплантации

Некоторые эффекты имплантации являются необратимыми. В то время как устройство обещает обеспечить новой звуковой информацией, процесс имплантации неизбежно приводит к уничтожению некоторого количества волосковых клеток внутри улитки, что может привести к необратимой потере всех остаточных качеств природного слуха. Тем не менее, с применением гибких электродов и современных хирургических методов, преобладающее большинство волосковых клеток может быть сохранено. В то время, как последние улучшения в технологии и методах имплантации обещают свести к минимуму такой ущерб, риск и степень повреждения по-прежнему колеблются. Целью новых методов имплантации является снижение риска заражения, увеличения времени работы устройства и исключения осложнений на общем фоне повышения способности пациента слышать.

Основа улучшения методов имплантации включает расширение диапазона частотности звуковых волн, которые может воспринять и обработать компьютер, и методов защиты устройства.

Значительным недостатком кохлеарной имплантации можно считать невозможность точного определения причины глухоты до операции. Видимо, по этой причине, имплантация помогает не всем.

В редких случаях наблюдается некроз тканей кожных лоскутов, окружающих кохлеарные имплантаты. Применение гипербарического кислорода было показано с целью полезного дополнения к терапии в контроле некротических поражений.

В силу анатомической близости улитки к лицевому нерву, существует риск ятрогенного повреждения последнего, в том числе и в процессе эксплуатации.

Существуют строгие протоколы в выборе кандидатов, что помогает избежать рисков и недостатков процедуры. Проводится набор специальных тестов, которые помогают принять решение о необходимости операции. Например, некоторые пациенты страдают от глухоты, вызванной такими патологиями улитки, как повреждения вестибулярной шванномы. Имплантация в этом случае имеет низкую вероятность успеха - искусственный сигнал просто не будет иметь возможности благоприятно контактировать со слуховым нервом.

Исторически сложилось так, что пациенты с тяжелыми врожденными аномалиями улитки считались слабенькими кандидатами для кохлеарной имплантации. Многие исследования, регулярно проводимые с 1980 года, продемонстрировали успешные результаты имплантации с применением более совершенных средств обработки звуковых волн.

Методика установки имплантанта

Устройство имплантируется под общим наркозом или местной анестезией. Операция обычно занимает от 1,5 до 5 часов. Первый небольшой участок кожи головы непосредственно позади уха должен быть выбрит и асептически обработан. Затем проводится надрез и инсталляция внутреннего блока кохлеарного имплантата во вновь созданный карман. После чего проводится работа во внутреннем ухе, где множество электродов подсоединяют к улитке.

Пациент обычно уходит в тот же или на следующий день после операции, хотя некоторые случаи могут потребовать стационарного режима в течение 1-2 дней.

Как и любая медицинская процедура, операция включает в себя определенное количество рисков:

  • Возможная инфекция кожи.
  • Возникновение шума в ушах.
  • Повреждения вестибулярной системы и лицевого нерва, что может привести к мышечной слабости, нарушениям чувствительности в области лица.
  • В худшем случае, операция может завершится параличом лицевого нерва.
  • Существует также риск отказа устройства, что происходит в 2% случаев, при этом устройство должно быть удалено.

Существует также потенциальная возможность потерять остаточный слух вследствие повреждения волосковых клеток в улитке, однако стоит дополнительно подчеркнуть, что шансы на подобные осложнения уменьшаются с появлением все новых технических достижений.

Если ребенок носил слуховые аппараты, то после операции он продолжает носить аппарат на не имплантированном ухе. После включения процессора КИ ребенку следует продолжать носить слуховой аппарат вместе с КИ. Это обеспечивает бинауральный слух, что улучшает локализацию звука в пространстве, повышает помехоустойчивость восприятия речи в шуме. При этом необходима перенастройка слухового аппарата при включенном КИ по ощущениям ребенка (уменьшение уровня усиления, выключение высоких частот). Необходимо также соблюдать режим адаптации к использованию КИ и слухового аппарата. В течение месяца занятия должны проводиться только с КИ. При этом в остальное время ребенок часть времени должен носить только КИ (2/3), а часть времени КИ и слуховой аппарат. В отдельных случаях это соотношение может меняться. Позднее ребенок постоянно носит оба устройства, в том числе и на занятиях.

Однако, как показывает опыт, многие дети вскоре отказываются носить слуховой аппарат. Существует несколько факторов, определяющих это. Одним из основных является чувство дискомфорта от некачественно изготовленного или неподходящего по размеру вследствие роста ребенка вкладыша аппарата. Второй фактор - малые остатки слуха на не имплантированном ухе - при полном их отсутствии использование слухового аппарата нецелесообразно. Третий фактор - тип используемого ребенком слухового аппарата - звук от аналогового слухового аппарата, особенно некачественного, сильно отличается от сигнала, передаваемого КИ. Звук, передаваемый высококачественным цифровым аппаратом близок к сигналам, передаваемым КИ, и лучше интегрируется мозгом. Специалисты и родители должны приложить максимальные усилия для того, чтобы ребенок продолжал носить слуховой аппарат вместе с КИ.

Сейчас разработаны модели КИ, сочетающие использование КИ и слухового аппарата на одном ухе. Эти модели предназначены для людей с хорошими низкочастотными остатками слуха, обеспечивая им лучшее качество воспринимаемой речи.

3.3. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух после овладения речью Восстановление слухоречевого восприятия

Поскольку у постлингвальных или позднооглохших детей языковая система и собственная речь уже сформированы, то послеоперационная реабилитация, кроме настройки процессора КИ, у них, в основном включает восстановление слухового восприятия окружающих звуков и речи с КИ.

Речевые сигналы, передаваемые КИ, значительно искажены и отличаются от тех, которые хранятся в памяти позднооглохшего ребенка. Это определяет основные задачи программы слухоречевого тренинга:

Научить ребенка находить соответствие между звуковыми образами звуков речи и слов, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти;

Научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустические корреляты дифференциальных признаков фонем - «звонкость-глухость», место и способ артикуляции и др.

Накопить в памяти ребенка новые звуковые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды,

Занятия по развитию слухоречевого восприятия начинаются сразу после первой настройки КИ. В первый день проводятся 2 занятия продолжительностью по 30 мин. с перерывом 2-4 часа для адаптации и коррекции настройки речевого процессора. Как показала наша практика, оптимальная длительность курса слухо-речевой реабилитации для ПЛП составляет 3-4 недели, В первые две недели желательно проводить 2 занятия (по 45-60 мин. в день с разными педагогами, далее - 1-2 занятия в день. За этот период удается в достаточной степени восстановить слуховое восприятие и достичь стабильных значений параметров настройки процессора КИ, необходимых для хорошей разборчивости воспринимаемой речи и ее восприятия в различных коммуникативных ситуациях, провести коррекцию имеющихся нарушений речи. Исключением являются дети, потерявшие слух после менингита, и дети с ушным шумом, у которых способность воспринимать речь восстанавливается медленнее.

Тренинг развития слухоречевого восприятия с КИ у ПЛП включает:

1. Тренинг обнаружения, различения и узнавания неречевых (бытовых) звуков окружающей среды (задания 1-6 проводятся с 1-го занятия).

2. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой (одно-, двух-, трехсложные слова, цифры) в закрытом (ограниченном) выборе.

3. Тренинг различения разных признаков неречевых и речевых звуков (количество звуков, длинный-короткий, громкий-тихий).

4. Тренинг различения и узнавания звуков музыкальных инструментов, звучащих игрушек.

5. Тренинг различения и узнавания изолированных низко- и высокочастотных звуков речи (изолированные фонемы [а], [и], [у], [с], [ш] и др.).

6. Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух- или односложных) и с разным/одинаковым положением ударного слога (многосложные слова) в закрытом выборе.

7. Тренинг восприятия надсегментных характеристик речевых сигналов (число слогов, положение ударного слога, положение выделенного слова во фразе, интонация предложения) (задания 7-10 проводятся со 2-го занятия).

8. Тренинг различения и узнавания изолированных гласных, а также гласных в составе слогов типа СГ в контексте различных согласных.

9. Тренинг узнавания слов в слитной речи при закрытом выборе.

10.Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух- или односложных), отличающихся гласными/согласными при закрытом выборе (с 3-го занятия).

11 .Тренинг различения и узнавания изолированных согласных, а также согласных в составе слогов типа согласный-гласный, гласный-согласный-гласный (с 3-го занятия).

12. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой при открытом выборе (задания 13-18 проводятся с 4-го занятия).

13. Тренинг узнавания односложных слов при открытом выборе.

14. Тренинг различения фонетических характеристик (гласный-согласный, звонкость-глухость, место образования, сонорность, мягкость-твердость) в слогах и словах.

15. Тренинг различения слов в предложениях с хорошо предсказуемым последним словом в открытом выборе.

16. Тренинг восприятия просодической информации в речи (вопросительная/повествовательная/восклицательная интонация, положение смыслового ударения, эмоциональное состояние говорящего, определение мужских и женских голосов)

17. Тренинг понимания знакомых вопросов.

18. Тренинг различения слов в предложениях с плохо предсказуемым последним словом в открытом выборе (с 7-го занятия).

19. Тренинг восприятия слитной речи в ситуации открытого выбора (с 8-го занятия).

20. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой (одно-, двух-, трехсложные) в закрытом выборе в условиях внешнего шума (20-25 задания с 10-го 40 занятия).

21. Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трехсложные, двухсложные, односложные) в закрытом выборе в шумах.

22. Тренинг узнавания слов в слитной речи (предложения) в закрытом выборе в шумах.

23. Тренинг понимания знакомых вопросов в шумах.

24. Тренинг восприятия речи по телефону.

25. Тренинг локализации источника звука в пространстве.

Восстановление слухового восприятия с помощью КИ начинают с простых заданий, переходя последовательно к более сложным.

Самое простое задание - это обнаружить есть звук или нет. В этом задании ребенку предъявляют разные неречевые и речевые звуки, разной громкости, частоты и с разного расстояния. Ребенок должен сказать, слышит он этот звук или нет. Узнать этот звук от него не требуется.

Второе задание по сложности - это умение различать два звука. Для этого ребенку предъявляются два слова (или два неречевых звука, или две фонемы). Ребенок должен сказать, какое слово он услышал. Это задание ребенок может выполнять, даже если он узнает только одно слово. Например, при предъявлении слов «дом» и «машина» ребенок хорошо узнает слово «машина». Когда же ему предъявляют слово «дом», то он не слышит его четко, но он точно слышит, что это не «машина» и отвечает правильно.

Третье задание по сложности - это умение узнавать звуки (неречевые и речевые) в ситуации закрытого (ограниченного) выбора. В этой ситуации ребенок знает, какие именно сигналы (слова, слоги, предложения, фонемы, неречевые звуки) ему будут предъявляться . При этом список этих сигналов (или набор картинок) лежит на столе перед ребенком. Отвечая, ребенок показывает услышанное слово (звук, предложение и т.д.) в списке, лежащем перед ним или повторяет его. В таких заданиях ребенок может узнать слово, даже если слышит его не четко, исключая те, на которые то, что он слышит непохоже. При этом он должен постараться угадать, на какое слово, из лежащих перед ним в списке, похоже услышанное слово. Минимальное число сигналов, которое может предъявляться в этом задании - 3. Увеличение числа сигналов усложняет задание.

В качестве сигналов в этом задании можно предъявлять предложения. По сравнению с изолированными словами это более сложное задание, т.к. на начальном этапе пациенты с КИ очень медленно анализируют речь и не успевают узнавать слова в слитной речи.

Все эти задания начинаются с предъявления сигналов слухо-зрительно - ребенок видит лицо педагога, который указывает, какое слово из списка он произносит или видит предметы, которые издают звуки. После этого сигналы (звуки, слова, предложения) предъявляются только на слух.

В отличие от этого в заданиях с открытым выбором ребенок не знает, какие именно сигналы ему будут предъявляться и не может их предугадать. Поэтому он может полагаться только на свое умение слышать. Эти задания проводятся, когда ребенок достаточно хорошо будет выполнять задания по узнаванию речи в закрытом выборе из 10-12 слов.

Первое занятие начинается с восстановления способности обнаруживать различные неречевые и речевые звуки, выявлять разницу в их звучании и опознавать их. Для этой цели ребенку предлагают прослушивать разные бытовые звуки, в том числе, неречевые звуки, издаваемые человеком (шаги, скрип двери, бренчание ложки в стакане, звонок телефона, шуршание бумаги, свист, стук барабана, звук струи воды, кашель, сморкание и пр.), звуки музыкальных инструментов (барабан, дудка, свисток, трещотка, ксилофон и др.). При этом используют реальные ситуации и предметы с предварительным привлечением внимания ребенка к источнику звука.

На этом же занятии неречевые звуки, а также звуки речи, используют для восстановления способности различать определенные характеристики звуковых сигналов: "громкий-тихий", "один-много", "длинный-короткий", "высокий-низкий".

Тренинг восприятия речи начинается с различения и узнавания изолированных слов и звуков речи в ситуации закрытого выбора. Сначала предъявляют 3 слова. Предварительно ребенку предъявляют эти сигналы слухо-зрительно - ребенок видит лицо педагога, который указывает, какое слово из списка он произносит. Если ребенок не может узнать слово, надо попросить его постараться угадать, на какое слово из лежащих перед ним слов похоже услышанное слово. Некоторые дети отвечают, только когда они уверены в ответе. А для развития восприятия важно, чтобы они учились принимать решение о сигнале (например, слове) даже при наличии частичной информации. Это один из основных принципов обработки информации мозгом. Если ребенок узнает все 3 слова, число слов увеличивают до 6, 9,12. В число первых слов также должны входить имя ребенка, слова «мама», «папа», «бабушка», имена членов семьи. Дети, как правило, уже способны справиться с этим заданием, а осознание ими того, что они уже понимают слова, очень вдохновляет их и родителей.

Первые 1-2 дня дети могут сообщать, что они слышат речь с некоторой задержкой. При этом у них возникает впечатление, что звук голоса отстает от артикуляции. В течение 2-3 дней ребенок перестает замечать это несоответствие.

На первом занятии предлагается также различать (при парном сравнении) и узнавать (при выборе из 3-х и более) акустически сильно отличающиеся длительные звуки речи, например, [а], [у], [ш], [с]). Начинают с 2-х сигналов, по мере выполнения задания для разных пар звуков, число сигналов постепенно увеличивают.

В заданиях с закрытым выбором на первых занятиях речевой материал сначала предъявляется несколько раз со зрительным подкреплением. Затем то же задание выполняется без зрительного подкрепления только на слух. Если ребенок делает ошибки, то необходимо вернуться к аудио-визуальному способу подачи материала, а затем продолжить без зрительного подкрепления. По мере восстановления слухоречевого восприятия с КИ речевой материал можно предъявлять сразу только на слух. Сначала педагог произносит речевой материал в более медленном темпе и с четкой артикуляцией. При достижении устойчивого правильного узнавания материала, произносимого в медленном темпе, материал предъявляется с быстрым темпом произнесения.

Каждое занятие должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет. Это поддерживает у него положительный настрой. Такой алгоритм используется при работе с разным речевым материалом. Педагог должен предварительно подобрать речевой материал и иметь напечатанные списки с разным числом сигналов разного типа (изолированные фонемы; группы фонем с общими фонеморазличительными признаками; слоги; слова с разной и одинаковой слоговой структурой; пары слов, различающиеся одной фонемой; односложные слова; предложения с хорошо предсказуемым и плохо предсказуемым составом слов; вопросы; тексты - Приложение 1).

При работе с подростками и детьми очень важно подобрать речевой материал, соответствующий возрасту ребенка и его интересам. Этот материал должен быть также разнообразным по темам, лингвистическому составу и пр.

Для домашних занятий можно рекомендовать также прослушивание песен, которые ребенок знал до потери слуха. Хотя КИ в определенной степени искажает мелодию песен, их ритмический рисунок передается точно, и многие дети любят слушать любимые песни, узнавая их текст.

В заданиях с открытым выбором на первых занятиях также сначала используют аудио-визуальный способ предъявления материала. Затем предъявляют сигналы только на слух. Если ребенок не понял сказанное слово (или фразу), его повторяют. Если он не понял и в этом случае, то следует объяснить ребенку, что было сказано, написав это слово или показав соответствующую картинку. После этого необходимо снова повторить это слово несколько раз, так чтобы ребенок воспринял его только на слух. Если ребенок назвал какое-то другое слово вместо предъявленного, то надо по очереди произнести эти два слова, давая ребенку возможность сравнить звучания этих двух слов, почувствовать разницу в их звучании.

При тренировке понимания слитной речи используется чтение коротких занимательных текстов (100-200 слов), при этом обучающийся должен повторять предложения, читаемые педагогом. Если обучающийся не понял какое-либо слово, то педагог повторяет предложение или его часть, приводит слова - синонимы и т.д., добиваясь узнавания этого слова ребенком. При затруднении узнавания слова его можно написать и показать ребенку. При этом можно использовать также другой подход: ребенок сначала самостоятельно читает текст, а затем педагог предъявляет предложения только на слух.

Важнейшую роль в восстановлении восприятия речи с помощью КИ играют занятия по развитию способности узнавать отдельные звуки речи, т.к. это определяет разборчивость речи. Вследствие особенностей кодирования акустической информации КИ отдельные звуки речи претерпевают существенные изменения. Для того чтобы ребенок научился хорошо узнавать отдельные фонемы, используются несколько типов упражнений:

Различение фонем при парном сравнении (при изолированном предъявлении, в составе слогов в окружении разных звуков речи, слов). Начинают с гласных звуков. (Приложение 1);

Узнавание фонем при выборе из 3, 4, 5 и более (при изолированном предъявлении, в составе слогов в окружении разных звуков речи);

Различение и выделение дифференциальных признаков (звонкость-глухость, мягкость-твердость, место образования, гласный-согласный, назальный-неназальный и др.); Это упражнение особенно эффективно, т.к. способствует быстрому развитию умения различать отдельные фонемы. Наибольшую трудность представляет различение взрывных согласных, отличающихся местом образования /б-д-г/, /п-т-к/.

Умение обнаруживать наличие-отсутствие звука в слове и определять его позицию в слове;

Определения корректного и некорректного произношения фонемы в слове и др. В результате у большинства детей, использующих КИ с быстрой стратегией кодирования, удается достичь 90-95% фонемной разборчивости в слогах.

Кохлеарная имплантация обычно проводится на одно ухо. При таком монауральном восприятии локализация звука в пространстве является непростой задачей для ПЛП. Для развития этой способности необходимы специальные занятия по локализации источников неречевых сигналов и речи, что улучшает ориентацию ребенка в пространстве и адаптацию в меняющейся акустической среде. Однако следует иметь в виду, что даже после тренировки, способность ребенка определять положение звука в пространстве с одним КИ ограничена, особенно в направлении «спереди-сзади» и в шумной обстановке (на улице, в шумном помещении). Как правило, ребенок сначала обнаруживает звук, начинает искать его источник, поворачивая голову в разные стороны, параллельно опознает звуковой образ (например, речь или гудок машины) и, прежде всего, по ситуации определяет, откуда идет звуковой сигнал.

Поскольку речевые сигналы, передаваемые КИ, искажены, то для их обработки детям требуется больше времени. Поэтому дети с КИ, особенно в первый год использования КИ, значительно медленнее понимают сказанное, им требуется несколько раз повторить, прежде чем они поймут услышанную речь. В связи с этим в процессе слухоречевой работы с ребенком необходимо предъявлять для опознавания речевой материал (слова, фразы), произнося его с разной скоростью - сначала чуть медленнее, с четкой артикуляцией, а затем, после того как ребенок точно повторил услышанное - в более быстром темпе.

Необходимо также проводить упражнения по развитию способности различать голоса людей. Сначала голоса разных людей звучат для ребенка одинаково, но постепенно этот навык развивается, хотя он будет делать это хуже, чем нормально слышащий ребенок. Начинать лучше с того, что, предъявляя ребенку речевой материал, нужно иногда произносить слова более высоким или более низким голосом. Ребенок должен при этом отметить изменение высоты голоса. Можно также привлечь родителей к этому упражнению. Они вместе с педагогом произносят по очереди в случайном порядке слова или предложения (уже проработанные), а ребенок должен узнать, кто это сказал. Используются также аудиозаписи с мужскими, женскими, детскими голосами. Родители проводят такие упражнения и дома. В процессе этих занятий у ребенка восстанавливается способность различать мужские-женские-детские голоса, способность различать знакомые голоса. Это способность важна и для восприятия речи одного диктора на фоне нескольких говорящих человек.

Для тренировки восприятия речи на фоне помех можно использовать аудиозаписи с зашумленным речевым материалом, восприятие речи на фоне музыки или включенного радио, а также разговор по телефону. При этом начинать также следует с восприятия в ситуации закрытого (ограниченного) списка, т.е. когда ребенок знает, какие именно сигналы ему будут предъявляться (при беседе по телефону нужно заранее написать текст диалога). Тренировка восприятия речи в шумах является важным этапом работы, поскольку ПЛП испытывают трудности восприятия в шумных условиях даже после длительного ношения КИ. Это обусловлено меньшей информационной избыточностью и, соответственно, помехоустойчивостью речевых сигналов, передаваемых КИ, а также нарушением центральных слуховых процессов у части ПЛП. В процессе таких занятий с ребенком и родителями обсуждаются проблемы восприятия речи в шумных условиях, приемы успешной реализации коммуникации с помощью альтернативных стратегий, способствующие психологической стабилизации ребенка в трудных ситуациях.

Следует помнить, что процесс слушания и восприятия речи с КИ требует от ребенка большого напряжения и энергии. Кроме того, у многих детей, потерявших слух после нейроинфекций, имеются различные неврологические нарушения (астения нервной системы), центральные расстройства слуха (нарушения слуховой памяти, внимания). Поэтому в первое время дети на занятиях быстро устают. В связи с этим в процессе занятия важно слухоречевую работу перемежать с другими видами коррекционной работы, опирающимися в большей степени на другие анализаторы.

Как правило, после 3-4 недель интенсивных занятий по развитию восприятия речи с КИ центре кохлеарной имплантации, позднооглохшие дети понимают речь в большинстве коммуникативных ситуаций. Однако, скорость обработки речи с КИ у них еще недостаточная, и ребенок нуждается в продолжении занятий с сурдопедагогом по месту жительства 1-2 раза в неделю в течение нескольких месяцев. Ребенок также нуждается в дополнительных занятиях по русскому языку. При этом на протяжении всего процесса слухо-речевой реабилитации родители ребенка активно участвуют в процессе слухо-речевой реабилитации - они ежедневно занимаются с ребенком по заданиям сурдопедагога.

Снижение слуха либо его полная потеря приводит к многочисленным трудностям в повседневной жизни. Для того чтобы решить проблемы слабослышащих людей, были изобретены слуховые аппараты. Кохлеарный является наиболее эффективным вариантом.

Кохлеарный имплант: что это такое и как работает?

Людям, потерявшим слух, или страдающим врожденной тугоухостью, рекомендуется использовать кохлеарные импланты. Эти высокотехнологичные электронные приспособления обеспечивают расширенное восприятие звуков и распознавание человеческой речи.

Кохлеарный имплант, в отличие от обычных слуховых аппаратов, непросто усиливает звук, а применяется в качестве полной замены пораженного участка слухового органа.

Применяемая методика электрических импульсов позволяет напрямую доставлять звуки к слуховым нервам.

Система включает в себя несколько компонентов:

  • имплантат ― протез, который вводится пациенту подкожным методом;
  • электродный массив ― цепочка электродов, которая внедряется внутрь ушной улитки путем хирургической операции;
  • речевой процессор, состоящий из микрофона, микропроцессора и передатчика;
  • отсеки для аккумуляторов или батареек.

Некоторые модели оснащаются пультами дистанционного управления и другими дополнительными аксессуарами.

  1. чтобы проникнуть в ушную улитку, доктор проделывает за ухом небольшой разрез, а затем отверстие в кости. Через это отверстие подводится электрод, задача которого заключается в передаче звуков к слуховому нерву. На кость над ухом устанавливается приемник, к которому подключается электрод. После этого аккуратными стежками закрывают разрез;
  2. на протяжении 7-10 дней делаются перевязки, после чего снимаются швы;
  3. когда прооперированная область полностью заживет (приблизительно через 4-6 недель), врач выполняет подключение речевого процессора и передатчика.

Реабилитационный процесс после операции

Необходимым этапом является реабилитация после хирургического вмешательства. Во время этого длительного и ответственного процесса, с пациентом активно работает целая команда профессионалов ― отохирургов, психологов, аудиологов и сурдопедагогов.

В целях повышения эффективности кохлеарного импланта пациенту необходимо пройти специальное обучение. В результате этого он сможет с максимальной точностью определять звуки, расширять речевые навыки и читать по губам.

Наличие протеза не влияет на повседневную активность человека, за исключение того, что ему противопоказано заниматься травматичными видами спорта, где вероятны удары по голове.

Правила эксплуатации и ремонта устройств

Гарантия на внутреннюю часть кохлеарного импланта составляет 10 лет, хотя теоретически устройство может функционировать пожизненно.

  1. не желательно работать поблизости приборов и установок, для которых характерно сильное излучение. Они могут вывести из строя программное обеспечение процессора;
  2. категорически запрещено проходить процедуры МРТ, МЯРТ, ЯТР без предварительной консультации с доктором;
  3. нельзя вскрывать корпус процессора (это может привести к повреждениям и потере гарантии);
  4. перед включением речевого процессора необходимо убедиться в отсутствии повреждений механического характера;
  5. все компоненты нужно оберегать от ударов и падений;
  6. температурный режим речевого процессора ― от -10 до +45 градусов.

Каждому носителю кохлеарного импланта рекомендуется проходить замену речевого процессора один раз в пять лет. Эта процедура призвана поддерживать высокое качество звука. Для этого следует обратиться в медицинский центр, где осуществлялась первичная установка и настройка кохлеарного импланта.

После подключения нового процессора и переноса настроек с прежнего экземпляра, пациента госпитализируют на 2-3 дня, чтобы удостовериться, что замена прошла удачно и он нормально слышит, не испытывая дискомфорта.

Замену батареек владелец кохлеарного импланта может выполнять самостоятельно. Для этого необходимо:

  1. аккуратно сдвинуть крышку батарейного отсека звукового процессора вниз и после характерного щелчка снять;
  2. приподнять ногтем внутреннюю створку, чтобы открылся доступ к батарее;
  3. извлечь батарею и утилизировать;
  4. со стороны положительного контакта новой батареи аккуратно снять наклейку и вставить, направляя к значку «+» на отсеке;
  5. закрыть внутреннюю створку, а затем установить крышку батарейного отсека на место.

Известные фирмы, производящие приспособления нового поколения для детей и взрослых

Чтобы сделать правильный выбор кохлеарного импланта, следует познакомиться с самыми известными и престижными компаниями, занимающимися производством этих устройств.

Кохлер (Cochlear)

Компания Кохлер (Cochlear) является лидером по производству высококачественных кохлеарных имплантов нового поколения . Она была основана в 80-х годах 20-го века в Австралии. Отличительными свойствами устройств этой фирмы являются безопасность, надежность и комфорт.

Имплант Кохлер, работающий в связке с телефоном

В ассортименте компании ― кохлеарные импланты Nucleus®, акустические Cochlear™, беспроводные устройства True Wireless™, импланты костного воспроизведения звука Baha® и костные протезы Vistafix®.

В России приобрести эти кохлеарные импланты можно в компании «Евромакс», которая является официальным дилером Cochlear.

Нейролек (МХМ Neurelec)

Французская компания Нейролек (МХМ Neurelec) занимается производством кохлеарных протезов с 1977 года.

Главными преимуществами импланта Digisonic SP являются:

  • выпуклая форма керамического корпуса с силиконовым для обеспечения высокой прочности;
  • облегченный процесс введения протеза в улитку благодаря специализированным электродам;
  • минимизация риска осложнений благодаря фиксации приемника импланта с помощью двух винтов.

Имплант Digisonic SP

Медель (Med’El)

Фирма Медель (Med’El) производит высококачественные слуховые аппараты более тридцати лет. Все ее устройства характеризуются высокой производительностью, надежностью и простотой использования. В ассортименте этой компании такие высокотехнологичные системы как MAESTRO, EAS, VIBRANT SOUNDBRIDGE, BONEBRIDGE и ADHEAR.

Байоникс (Advanced Bionics)

Компания Advanced Bionics занимает высокие позиции в сфере производства кохлеарных имплантов для взрослых и детей. Уникальная технология Harmony HiResolution Bionic Ear System обеспечивает максимальный эффект звуковосприятия и позволяет правильно ориентироваться в сложной звуковой среде.

Имплант Байоникс

Энджой (iEnjoy Sound)

Южно-корейская компания Энджой (iEnjoy Sound) является перспективным производителем кохлеарных имплантов, сочетающих в себе надежность, удобство и приемлемую стоимость.

Нуротон (Nurotron)

Nurotron ― компания из Китая, которая с 2006 года занимается производством эффективной и надежной кохлеарной системы Nurotron®Venus. Преимуществами этого электронного устройства являются тонкий и эргономичный корпус, мягкий дизайн платиновых электродов, направленная стимуляция клеток спирального ганглия.

Система Nurotron Venus

Цены на кохлеарные импланты и аксессуары к ним

Стоимость кохлеарной имплантации включает в себя предоперационную диагностику, саму операцию и послеоперационную коррекцию. В среднем, она составляет 1 200 000 – 1 300 000 рублей.

Цены аккумуляторов варьирует от 13 000 до 17 000 рублей, катушек ― от 12 000 до 20 000 р., контроллеров для речевых процессоров ― от 50 000 до 69 000 р., держателей для батареек ― 4000-6000 рублей.

Кохлеарная имплантация — процедура, с которой сталкиваются люди, утратившие по тем или иным причинам слух. Учитывая, что, согласно статистике, в России около 12 млн жителей имеют проблемы подобного рода, эта манипуляция достаточно распространена.

Обычно большинству пациентов в случае необходимости устанавливают слуховые аппараты. Но если эти приспособления не дают ожидаемого результата, то для улучшения слуха специалисты предлагают установку кохлеарного имплантата. Кому и в каких ситуациях может помочь эта процедура и каковы риски при установке?

Показания к установке

Современная медицина не стоит на месте, и для людей с пониженным или отсутствующим слухом были изобретены кохлеарные импланты.

Они показаны в следующих случаях:

  • если у пациента глубокая сенсоневральная (нейросенсорная) глухота;
  • если после бинаурального протезирования пациент имеет низкий порог восприятия звуков;
  • при полном отсутствии речевого восприятия в условиях оптимально подобранного слухового аппарата (если ситуация длится около 3 месяцев);
  • при диагностировании у больного глубокой двусторонней тугоухости сенсоневральной формы.

Установка кохлеарных имплантов возможна, если:

  • у пациента отсутствуют проблемы когнитивного характера (нарушения умственной деятельности) различной этиологии;
  • человек не страдает психическими заболеваниями;
  • диагностирование не выявило соматических недугов.

Противопоказания

Кохлеарная имплантация решает проблему людей, страдающих проблемами слуха, однако существуют ситуации, когда операция может навредить. Установка имплантатов не поможет достигнуть необходимого результата в следующих ситуациях:

  1. Если утрата слуха произошла из-за неврита (воспаления) слухового нерва, кровоизлияния головного мозга (височных, стволовых долей).
  2. При кальцификации (отложениях соли кальция) ушной улитки.
  3. При оссификации, то есть процессе прорастания костной ткани улитки.
  4. Если пациенты долгое время находились в абсолютной тишине, то происходит необратимая атрофия веточки слухового нерва, и операцию кохлеарной имплантации делать бесполезно.

К противопоказаниям относятся следующие состояния:

  • воспаление среднего уха;
  • перфорация (разрыв пленки) барабанной перепонки;
  • волосковые клетки сохранены и находятся в рабочем состоянии (исследуется по методике отоакустической эмиссии).

Кохлеарная имплантация у детей не проводится, если ребенок старше 6 лет и у него диагностируется прелингвальная глухота.

Кроме того, данный вид операции не делают в случае постлингвальной глухоты, которая длится дольше, чем период нормальных слуховых функций.

Возможные послеоперационные осложнения

Кохлеарная имплантация является хирургическим вмешательством, к тому же затрагивает область, близкую к головному мозгу, поэтому риски осложнений, хоть и редкие, все же есть. К ним относятся такие состояния:

  • повреждение лицевого нерва (парез) или его паралич на той стороне лица, которая подверглась операции;
  • нарушение функций вкусовых рецепторов;
  • сбои в деятельности вестибулярного аппарата (у пациента может периодически кружиться голова, утрачиваться устойчивость при ходьбе, проявляться тошнота со рвотными позывами);
  • после операции возможны головные боли, тиннитус (звон и шум в ушах);
  • процессы оссификации или кальцификации ушной улитки с имплантатом.

Составляющие кохлеарного имплантата и его функции

Слуховой имплантат данного типа включает в себя 2 части, не имеющие между собой никаких физических связей.

Одна из частей прикрепляется за ухом снаружи. Ее составляющие: микрофон, процессор (более новые модели имплантатов выпускаются с объединенными данными компонентами), а также передатчик, крепление которого к коже напоминает магнит.

Существует и внутренняя часть, которая является приемником. В процессе операции ее фиксируют в височную кость, это и есть ответ на вопрос, что такое кохлеарная имплантация.

Работает конструкция следующим образом:

  1. Микрофон, прикрепленный к наружному уху, ловит звуки и отправляет их в речевой процессор.
  2. Процессор, в свою очередь, занимается кодировкой звуков и преобразованием их в электрические импульсы.
  3. Используя передатчик, находящийся на коже, импульсы оказываются в приемнике, который находится в височной кости.
  4. Отсюда они по электроду попадают в ушную улитку и оказывают воздействие на определенные участки слухового нерва.

Весь данный цикл, который осуществляет кохлеарный имплантат, позволяет пациенту воспринимать звуки.

Предоперационное обследование

Данный процесс во многом зависит от того, как себя чувствует пациент и каков анамнез его заболеваний. Например, если у человека диагностировался менингит, то в качестве дополнительных мер ему назначают МРТ (магнитно-резонансная томография), определяющую состояние костей височной части черепа. Остальным же больным необходимости в данной процедуре нет.

Нередко, но не в обязательном порядке пациенту рекомендуется перед тем, как будет назначена операция, получить консультацию генетика, невропатолога.

В разряд же обязательных мероприятий входят следующие:

  1. Осмотры и консультации у специалистов: отоларинголога, отоневролога, сурдопедагога.
  2. Осуществление некоторых измерений и выяснение состояния уха: аудиометрия (измерение остроты слуха); импедансометрия (диагностика состояния среднего уха); промонториальное тестирование (проверка состояния слухового нерва); отоакустическая эмиссия (методика тестирования слуха у пациента).
  3. Вызванные акустические слуховые потенциалы (диагностирование, позволяющее оценить уровень и качество звуков, получаемых подкоркой головного мозга).
  4. Компьютерная томография кости височной доли.

Чтобы поставить кохлеарный имплантат, придется сдать и необходимые для любого оперативного вмешательства анализы — общий анализ мочи, биохимию и общий анализ крови, исследование крови на уровень глюкозы.

Восстановление после операции

Оперативное вмешательство длится около 90 минут, за это время имплантат крепится в височную кость в заушной области, а электроды помещаются в улитку.

Иногда операция включает в себя установку независимых друг от друга конструкций устройств на оба уха, и делается это одновременно. Затем дается 1-1,5 недели на восстановление, в течение которых пациент посещает перевязочный кабинет, и по завершении швы снимаются.

Систему можно включать только через 3-4 недели, иногда позже. Этот момент требует повышенной аккуратности, чтобы пациент был готов к возвращению в мир звучания и не получил стресса.

После того как был установлен кохлеарный имплантат, пациент нуждается в реабилитации. Человек должен научиться пользоваться речевым процессором, который, в свою очередь, нуждается в квалифицированной настройке.

Этот этап длительный, трудоемкий, и для его преодоления пациенту помогают специалисты из различных областей медицины — отохирурги, аудиологи, педагоги сурдоперевода. Нередко люди нуждаются и в помощи психолога.

Реабилитация проводится по специально разработанным методикам и постоянно сопровождается консультациями врачей. Люди, которым было установлено устройство, пожизненно наблюдаются в медицинских центрах и регулярно проходят плановую диагностику.

Кроме того, пациенты должны быть предупреждены, что кохлеарный имплантат нуждается в регулярном перепрограммировании.

Процедура вживления ушных имплантатов — методика сравнительно новая и уже успела себя зарекомендовать как неплохой способ возвращения людям слуха. Подходит ли кохлеарная имплантация при той или иной патологии, решать может лишь врач после тщательных диагностических мероприятий.

Чем отличаются кохлеарный имплант и слуховой аппарат?

Дети с нарушениями слуха плохо воспринимают речь и другие звуки. Они слышат их как тихие, неразборчивые. В большинстве случаев им помогает слуховой аппарат, ко­торый усиливает звуки (рис. 1). Однако если у ребенка очень сильно повреждены или утрачены волосковые клетки, слухо­вой аппарат не помогает. В таких случаях волосковые клетки не могут преобразовать даже усиленные звуки в электриче­ские сигналы, что необходимо для восприятия звуков моз­гом. Но это может сделать кохлеарный имплант.

КИ по существу является разновидностью слухово­го аппарата. Его отличие в том, что он не усиливает звук, а заменяет волосковые клетки внутреннего уха и переда­ет звуки и речь с помощью слабых электрических разря­дов непосредственно слуховому нерву (рис. 1). Исполь­зование КИ основано на том, что при сенсоневральной тугоухости обычно поражены рецепторы улитки, а волок­на слухового нерва долгое время остаются невредимыми. КИ дает возможность хорошо воспринимать высокие зву­ки, которые дети с большой потерей слуха не слышат или плохо слышат даже в мощных слуховых аппаратах.


КИ состоит из 2-х частей - имплантируемой и наруж­ной (рис. 2). Имплантируемая часть содержит приемник и це­почку активных электродов. Она не имеет внешних выводов, элементов питания и других деталей, требующих замены .


Наружная часть КИ включает микрофон и речевой процессор, размещаемые в корпусе, напоминающем за­ушный слуховой аппарат, а также передатчик с антенной. Передатчик носится за ухом под волосами. Он притяги­вается к имплантированной части через кожу с помощью магнита. Речевой процессор - это главная и самая слож­ная часть КИ. Он представляет собой маленький мощный компьютер. На наружной части КИ есть регуляторы, ко­торые позволяют настраивать громкость звуков, выбрать программу их обработки и др. Там также есть индикаторы, контролирующие его работу, в том числе индикатор раз­рядки батарей (обычно световой и звуковой). Кроме того, к нему можно подключить разные внешние устройства - телевизор, телефон и др. В кохлеарном импланте OPUS 2 регуляторы располагаются в выносном пульте, как у теле­визора.


КИ питается от аккумуляторов или одноразовых бата­рей. Питания одноразовых батарей обычно хватает на не­сколько дней работы КИ.

Внутренняя часть КИ предназначена для пожизнен­ного использования. КИ разработаны таким образом, что при создании новых, более совершенных моделей мож­но заменить внешнюю часть КИ на новую без повторной операции. У многих пациентов, имплантированных ранее, карманный процессор КИ заменен на модель-заушину. Разрабатываются и новые модели внутренней имплан­тируемой части. Они устанавливаются недавно обратив­шимся за помощью пациентам.

Модели КИ разных фирм-производителей отличают­ся числом электродов, стратегиями обработки речевых сигналов и рядом других технических данных. Стратегии обработки речевых сигналов являются основными характеристиками КИ, которые определяют разборчивость воспринимаемой речи. Количество электродов в разных моделях КИ составляет от 8 до 24. Каждый электрод пере­дает информацию об определенном диапазоне звуковых частот. Как показали исследования, для передачи речи достаточно 8 каналов.

Фирмы-производители КИ постоянно их совершенст­вуют, улучшая различные параметры: качество восприя­тия речи в тишине и шуме, размеры и др. Созданы разные модификации электродов (укороченный, расщепленный). Они предназначены для детей с частичным окостенением (после менингита) или аномалией улитки, которым невоз­можно ввести электрод стандартной длины. Укороченный электрод используется также для имплантации людям с хорошими остатками слуха в низкочастотном диапазо­не. При этом КИ передает информацию о высоких часто­тах речи, а низкие частоты человек воспринимает с по­мощью слухового аппарата на этом же ухе. Как показали исследования, речь при этом звучит более естественно и разборчиво.

Разрабатывается полностью имплантированная мо­дель КИ. В настоящее время основная проблема созда­ния такого КИ связана с отсутствием элементов питания, которые смогут обеспечивать его работу.

Для восстановления слуха у людей с поврежденны­ми слуховыми нервами, которым не поможет кохлеарный имплант, создан стволомозговой имплант. Он импланти­руется в кохлеарные ядра ствола мозга во время нейрохи­рургической операции. Такой имплант в мире используют несколько сотен человек.

Как работает кохлеарный имплант?

· Сначала звуки воспринимаются микрофоном.

· Затем сигнал от микрофона поступает к речевому процессору.

· Речевой процессор преобразует звуки в закодиро­ванный сигнал, который состоит из последователь­ных электрических импульсов.

· Закодированный сигнал передается по кабелю в передатчик.

· Передатчик посылает закодированный сигнал в виде радиосигналов через кожу головы к приемни­ку под кожей.

· Имплантированный приемник декодирует сигнал и посылает его в виде электрических сигналов на электроды в улитке.

· Слабые электрические сигналы, передаваемые электродами, стимулируют слуховой нерв. В ответ слуховой нерв передает нервные импульсы мозгу, который воспринимает их как звуки и речь.

«Кохлеарная имплантация и дети»