Комплекс упражнений для опорно двигательной системы. Основной комплекс упражнений для укрепления опорно-двигательной системы закаливание организма

Министерство РФ по связи и информатизации

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Кафедра физического воспитания

Реферат

На тему:«Составление комплексов упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата»

Выполнил: студент группы С-08 ХХХ

Проверил: Войтенко Л. Д.

Новосибирск 2003

Содержание:

    Введение.

В данном реферате я хочу рассказать о том, что такое опорно-двигательный аппарат, как сохранить его здоровье, и что является причиной его заболеваний. Будут приведены примеры выполнения упражнений на сохранение здоровья, крепости суставов, силы мышц.

    Что такое опорно-двигательный аппарат?

«Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строение костей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, растяжение, сгибание значительно превышают нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного аппарата. Например, большеберцовая кость человека при сжатии выдерживает нагрузку более тонны, а по прочности растяжение почти не уступает чугуну. Большим запасом прочности обладают также связки и хрящи суставов.

Скелетные мышцы осуществляют как статическую деятельность, фиксируя тело в определённом положении, так и динамическую, обеспечивая перемещение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга. Оба вида мышечной деятельности тесно взаимодействуют, дополняя друг друга: статическая деятельность обеспечивает естественный фон для динамической. Как правило, положение сустава изменяется с помощью нескольких мышц разнонаправленного, в том числе противоположного, действия. Сложные движения сустава выполняются согласованным, одновременным или последовательным сокращением мышц ненаправленного действия. Согласованность (координация) особенно необходима для выполнения двигательных актов, в которых участвуют многие суставы (например, бег на лыжах, плавание).

Скелетные мышцы представляют собой не только исполнительный двигательный аппарат, но и своеобразные орган чувств. В мышечном волокне и сухожилиях имеются специальные нервные окончания – рецепторы, которые посылают импульсы к клеткам различных уровней центральной нервной системы. В результате создаётся замкнутый цикл: импульсы от различных образований центральной нервной системы, идущие по двигательным нервам, вызывают сокращение мышц, а импульсы, посылаемые рецепторами мышц, информируют центральную нервную систему о каждом элементе системы. Циклическая система связей обеспечивает точность движениям и их координацию. Хотя управление движением скелетных мышц осуществляется различными разделами центральной нервной системы, ведущая роль в обеспечении взаимодействия и постановке цели двигательной реакции принадлежит коре больших полушарий головного мозга. В коре больший полушарий двигательная и чувствительная зоны представительств образуют единую систему, при этом каждой мышечной группе соответствует определённый участок этих зон. Подобная взаимосвязь позволяет выполнять движения, относя их действующим на организм факторами окружающей среды. Схематически управление произвольными движениями может быть представлено следующим образом. Задачи и цель двигательного действия формируются мышлением, что определяет направленность внимания и усилий человека. Мышление и эмоции аккумулируют и направляют эти усилия. Механизмы высшей нервной деятельности формируют взаимодействие психофизиологических механизмов управления движениями на различных уровнях. На основе взаимодействия опорно-двигательного аппарата обеспечиваются развёртывание и коррекция двигательной активности. Большую роль в осуществлении двигательной реакции осуществляют анализаторы. Двигательный анализатор обеспечивает динамику и взаимосвязь мышечных сокращений, участвует в пространственной и временной организации двигательного акта. Анализатор равновесия, или вестибулярный анализатор, взаимодействует с двигательным анализатором при изменении положения тела в пространстве. Зрение и слух, активно воспринимая информацию из окружающей среды, участвуют в пространственной ориентации и коррекции двигательных реакций.»

    В чём причины заболевания?

Основной из причин заболевания опорно-двигательного аппарата является недостаток двигательной активности – гиподинамия. Она возникает «в связи с активной заменой ручного труда механизированным, развитием бытовой техники, транспортных средств и т. д. Неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма, способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца.»

«У пожилых людей под влиянием естественных возрастных изменений нервных структур и опорно-двигательного аппарата уменьшаются объём и быстрота движений, нарушается координация сложных и тонких движений, ослабляется тонус мышц, возникает некоторая скованность. Всё это обычно проявляется раньше и в более выраженной форме у тех, кто ведёт сидячий образ жизни.»

«Отсутствие двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности, отсюда плохая осанка, узкие плечи, впалая грудь и другое, что вредно отражается на здоровье внутренних органов

«Отсутствие достаточной двигательной активности в режиме дня приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению поверхностей, сочленяющихся костей, к появлению болевых ощущений, создаются условия для образования в них воспалительных процессов.»

    Что делать?

«Занятие физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.

Главная функция суставов – осуществление движения. Вместе с этим они выполняют роль демпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку после быстрого движения. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость.»

«При работе мышцы развивают определённую силу, которую можно измерить. Сила зависит от количества мышечных волокон и их поперечного сечения, а также от эластичности и исходной длины отдельной мышцы. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц именно за счёт увеличения количества и утолщения мышечных волокон и за счёт увеличения их эластичности.

Подсчитано, что все мышцы человека содержат около 300 млн. мышечных волокон. Многие скелетные мышцы обладают силой, превышающей вес тела. Если деятельность волокон всех мышц направить в одну сторону, то при одновременном сокращении они могли бы развить силу в 25 000 кгм.»

Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она «применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика – основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костно-мышечной и дыхательной систем.

Первые в свою очередь подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу, - для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного – пассивные и активные. Пассивными называют упражнения для поражённой конечности, выполняемые больным с помощью здоровой конечности или при содействии инструктора ЛФК; активными – упражнения, выполняемые полностью самим больным.»

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что при заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.

Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:

    «исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.

    исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.

    исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.

    исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).

    исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.

    исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.

    исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.

    исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.

    исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.

    исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.»

«Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).

Упражнения для мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.

Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях. Выполняются они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.»

«Упражнения для воспитания осанки. Как правило, с возрастом в результате ослабления мышц ног и туловища, неправильно или вынужденного положения отдельных частей тела при работе или дома осанка ухудшается. Постоянное применение специально подобранных упражнений поможет сохранить правильную и красивую осанку на долгие годы.

    исходное положение – руки вниз в замок. 1 – 2. Руки вверх - назад, подняться на носки, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

    исходное положение – руки на пояс. 1 – 2. Полунаклон вперёд, подняться на носки, смотреть вперёд. 3 – 4. Исходное положение.

    исходное положение – палку на лопатки хватом за концы. Наклон влево. 3 – 4. Исходное положение. 5 – 8. Так же вправо.

    исходное положение – основная стойка. 1 – 2. Присесть на носках, руки назад за спину. 3 – 4. Исходное положение.

    исходное положение – упор сидя сзади. 1 – 2. Прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

    исходное положение – лёжа на полу на животе пред гимнастической стенкой. 1 – 2. Перебирая руками рейки снизу вверх, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.»

    Список литературы:

    «Домашняя медицинская энциклопедия», главный редактор Покровский В. И., Москва: «Медицина», 1993 год.

    «Физическое воспитание», учебник, редакторы Головин В. А., Маслякова В. А., Коробкова А. В. и др., Москва: «Высшая школа», 1983 год.

    «Группы здоровья», 2-ое издание, Рубцов А. Т., Москва: «Физкультура и спорт», 1984 год.

Упражнения для развития и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата на уроках физической культуры.

Статья учителя физической культуры 1-й категории

Пругло Анны Викторовны

МАОУ СОШ №27

Г. Таганрог

Ростовской области

Гимнастика в нашем современном обществе решает несколько задач связанных с развитием и сохранением психофизических способностей человека. Все виды развивающих и сохраняющих оздоровительных упражнений при методически правильном построении занятий оказываются связанными с решением тех же задач, которые решаются упражнениями гимнастики оздоровительной направленности.

Все виды гимнастических упражнений, вне зависимости от специфической направленности и решаемых главных и частных задач, находят отражение в той или иной организационной физкультурно-спортивной структуре: от групп здоровья до сборных команд. Это, в конечном счете, определяет социальный заказ подготовки специалистов, владеющих теорией и практикой оздоровительной гимнастики.

В своей практике на уроках гимнастики я часто использую корригирующие упражнения на базе йоги. Применение этих упражнений позволяет быстро и эффективно улучшить самочувствие учащегося, его работоспособность и повседневную активность, сопротивляемость заболеваниям. Эффект занятий физическими упражнениями значительно повышается, если они сочетаются с правильным питанием, режимом дня, приемами психорегуляции, использованием гигиенических оздоравливающих мероприятий - т. е. всем тем, что называют рациональным и здоровым образом жизни.

В чем суть оздоравливающего эффекта на уроках физкультуры с использованием корригирующих упражнений?

Наш организм - целостная система. Высокая работоспособность, хорошее самочувствие, отсутствие болезней - возможно только в том случае, если все системы и органы работают нормально. Многие болезни связаны с заболеваниями позвоночника. Они вызываются либо органическим поражением (травмой), либо гипертонусом мышц спины (более 80 % случаев), либо недостатком движений в этом отделе опорно-двигательного аппарата. Рационально построенные занятия физкультурой должны обеспечивать профилактику заболеваний позвоночника. При занятия физической культурой с использованием корригирующих упражнений должны быть, безусловно, травмобезопасными, стимулировать общий «анаболический фон», включать достаточно большое количество медленных движений с ограниченной амплитудой во всех отделах позвоночника для улучшения питания межпозвоночных дисков, задействовать связки, сокращать и растягивать глубокие мышцы позвоночного столба для ликвидации их «спазмов», укреплять все мышечные группы спины и брюшного пресса для создания мышечного корсета для позвоночника.

Многовековой опыт йоги и китайской оздоровительной гимнастики не оставляет сомнений в важности применения этих упражнений на уроках физической культуры в основной школе.

Предлагаю вам комплекс упражнений на укрепление и профилактику опорно-двигательного аппарата для учащихся основной школы.

Комплекс упражнений на укрепление мышц спины.

1. Упражнение на укрепление мышц спины

Выполнение: лечь на живот и вытянутся, руки положить вдоль туловища ладонями вниз. Сделать сколько получится подъемов грудной клетки от пола. Можно выполнить три серии по 5 подъемов.

2. Вариации Шалабхасаны.

Сам Б.К.С. Айенгар в своем описании Шалабхасаны упоминает, что помог многим, кто страдал от болей в спине, именно используя для практики эту асану. Как вариант исполнения при болях в спине, он предлагает сгибать ноги в коленях (голени перпендикулярно бедрам) и сближать колени вместе.

Выполнение: Лечь на живот, как всегда перед упражнением вытянуть позвоночник из таза, перевести руки вперед и поднять и ноги, и руки над полом рисунок внизу.

Посчитайте, сколько дыханий вы сможете сделать, пока не почувствуете усталость в мышцах спины и не опуститесь на пол. Количество дыханий лучше записать. Так же можно воспользоваться часами и засечь время исполнения. Не стоит перенапрягаться, начинать нужно с малого, постепенно увеличивая время выдержки. После отдыха повторить вариации Шалабхасаны с различным положением рук, как показано на рисунках внизу.

После того, как мышцы окрепнут, можно выполнить все вариации не отдыхая между ними. Уверенно можно сказать, что тот, кто сможет свободно удерживать Шалабхасану в течение двух минут забудет о проблемах связанных с болью в спине!

Выполняются упражнения на две стороны.

3. Вирабхадрасана III и Маюрасана.

По мере успокоения болевых ощущений для укрепления мышц спины включается практика Вирабхадрасаны 3 и Маюрасаны (простой вариант с опорой на пальцы ног). Здесь нужно подходить аккуратно, чтобы не получилось обратного спазмирования мышц, и делать только по готовности спины. Можно воспользоваться упрошенным выполнением третьей Вирабхадрасаны. Для этого нужно просто опереть руки на спинку стула и вытянуть ногу. Не обязательно сразу поднимать ногу параллельно полу, можно приподнять ее на расстояние, которое будет оптимальным для практикующего, а затем, по мере тренировки, довести положение до соответствия основной форме асаны.

Упражнения на укрепление мышц живота

1. Наклоны из положения лежа.

Медленные наклоны вперед с согнутыми ногами и округленной спиной из положения лежа на спине. Тренируются мышцы живота, снимаются закрепощения сегментов позвоночника. Рисунок внизу.

Выполнение: лечь на спину и вытянуться, согнуть ноги в коленях и поставить их чуть шире таза. Медленно округляя спину и втягивая живот подняться и потянуться в наклоне (спина округлена, живот втянут и чуть напряжен). Поднимаясь, можно вначале давить руками в пол, помогая себе подняться. Затем, по той же траектории, медленно вернуться в исходное положение, рисунок внизу.

Выполнять без рывков, начать с трех подходов по пять раз (упражнение на продольные мышцы).

2. Упражнение на укрепление продольных мышц живота.

Выполнение: лечь на спину, согнуть ноги в коленях, руки завести за голову и положить ладонь на ладонь. С выдохом подняться к ногам, рисунок внизу.

Выполнить три серии по пять раз. Более продвинутый вариант этого упражнения – исходное положение, как на рисунке внизу.

Упражнение достаточно не экстремально для больной спины, выполняется, при прямых вытянутых ногах, строго с прижатой поясницей к полу. Если поясница приподнимается от пола, то не делайте это упражнение. Подходит для укрепления мышц ног, живота и подвздошно-поясничной мышцы на стадии, когда нет болезненных ощущений в спине.

на выдохе поднимаем согнутые ноги и голову, рисунок внизу,

со вдохом опускаем голову, а ноги выпрямляем, опускаем на пол и смотрим на носоки, рисунок внизу.

Повторяем сближение головы и коленей. Выполнить три серии по пять подходов. Для косых и поперечных мышц живота можно модифицировать упражнения, двигаясь по диагонали.

3. Упражнения для укрепления косых и поперечных мышц живота.

Выполнение: лечь на правый бок, как показано на рисунке внизу.

Выпрямить правую руку вперед и опереться на левую. Поднять по одной ноге, в конечном положении ноги вместе.

Удержать исходное положение в течение 30 секунд, затем расслабиться и выполнить на другом боку.

После ослабления болей в спине можно выполнять более сложные асаны, такие как Лоласана и вариации Навасаны.

Наклоны и прогибы

Упражнения для поясничного отдела позвоночника обязательно нужно делать и наклоны, и прогибы позвоночника.

На первых порах достаточно делать наклоны из упражнений на укрепления мышц живота с согнутыми ногами. Потом можно добавить наклоны с опорой на стул (ладони ложатся на спинку стула, затем на сиденье и т.д. – ориентир ощущения в спине).

Из прогибов при боли, можно посоветовать выполнить мягкое изгибание спины на подушках. Перекаты на баскетбольном или теннисном мячиках. Так же можно воспользоваться специальным валиком для спины или йога пробсом – горкой для прогибов. Далее выполняется Ардха Урдхва Дханурасана, рисунок внизу.

После можно начать выполнять мост Дханурасану.

Скручивания

Скручивания благотворно влияют на вытяжения многораздельной мышцы, межостистых и межпоперечных мышц.

Комплекс скруток «Крокодил» оказывает мощный оздоровительный эффект на больную спину. Все скрутки выполняются на задержке дыхания после вдоха с подтянутым животом. Дополнительное давление в животе помогает дискам раздвигать съехавшиеся позвонки.

Выполнение: лечь на спину, вытянуть позвоночник. Положить левую ступню на правую и после вдоха задержать дыхание. Выполнить несколько движений, поворачивая голову и пальцы ног в противоположные стороны, как показано на рисунке внизу.

Затем поменять ступни и проделать то же самое.

Выполнить аналогично первому варианту скрутки, поставив пятку на пальцы, как на рисунке внизу.

и в завершение колени по сторонам, как показано на рисунке внизу.

Упражнения выполняются в динамике в обе стороны.

Очень важно! Все упражнения выполняются без присутствия болевых ощущений. Дыхание ровное и спокойное. На базе этих йога упражнений можно строить свои индивидуальные комплексы занятий, в зависимости от своего состояния. Нужно учесть, что на уроке должны присутствовать фронтальные вытяжения, мягкие скручивания по сторонам и асаны на укрепление, как глубоких мышц спины, так и мышц живота.

Для более полного осмысления упражнений нужно получить консультацию у понимающего в йога терапии позвоночника инструктора йоги.

Еще следует добавить, что неплохо время от времени использовать полное дыхание с движением диафрагмы с максимальной амплитудой.

В заключении хочу еще раз сказать, что при организации занятий, имеющую цель - оздоровление, необходимо стремиться научить наших детей заниматься своим здоровьем и понимать, для чего необходимы эти навыки в будущей жизни.

Оглавление

I. Введение…………………………………………………………..1

II. Основная часть:


  1. Опорно-двигательный аппарат………………………..2

  2. Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения ……………………………4

  3. Основной комплекс упражнений для укрепления опорно-двигательной системы…………………………7

  4. Закаливание организма………………………………....9
III. Заключение……………………………………………………...10

IV. Литература………………………………………………………11

Введение

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье.

Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и умной

истине стоит помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме

начинаются сбои, и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас

невозможного.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от

всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы

грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего

возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься

физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом,

добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Главное – здоровый образ жизни – комплекс оздоровительных мероприятий,

обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение

работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная трудовая

деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное

питание, закаливание, отказ от вредных привычек.

Опорно-двигательный аппарат

«Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строение костей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, растяжение, сгибание значительно превышают нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного аппарата. Например, большеберцовая кость человека при сжатии выдерживает нагрузку более тонны, а по прочности растяжение почти не уступает чугуну. Большим запасом прочности обладают также связки и хрящи суставов.

Скелетные мышцы осуществляют как статическую деятельность, фиксируя тело в определённом положении, так и динамическую, обеспечивая перемещение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга. Оба вида мышечной деятельности тесно взаимодействуют, дополняя друг друга: статическая деятельность обеспечивает естественный фон для динамической. Как правило, положение сустава изменяется с помощью нескольких мышц разнонаправленного, в том числе противоположного, действия. Сложные движения сустава выполняются согласованным, одновременным или последовательным сокращением мышц ненаправленного действия. Согласованность (координация) особенно необходима для выполнения двигательных актов, в которых участвуют многие суставы (например, бег на лыжах, плавание).

Скелетные мышцы представляют собой не только исполнительный двигательный аппарат, но и своеобразные орган чувств. В мышечном волокне и сухожилиях имеются специальные нервные окончания – рецепторы, которые посылают импульсы к клеткам различных уровней центральной нервной системы. В результате создаётся замкнутый цикл: импульсы от различных образований центральной нервной системы, идущие по двигательным нервам, вызывают сокращение мышц, а импульсы, посылаемые рецепторами мышц, информируют центральную нервную систему о каждом элементе системы. Циклическая система связей обеспечивает точность движениям и их координацию. Хотя управление движением скелетных мышц осуществляется различными разделами центральной нервной системы, ведущая роль в обеспечении взаимодействия и постановке цели двигательной реакции принадлежит коре больших полушарий головного мозга. В коре больший полушарий двигательная и чувствительная зоны представительств образуют единую систему, при этом каждой мышечной группе соответствует определённый участок этих зон. Подобная взаимосвязь позволяет выполнять движения, относя их действующим на организм факторами окружающей среды. Схематически управление произвольными движениями может быть представлено следующим образом. Задачи и цель двигательного действия формируются мышлением, что определяет направленность внимания и усилий человека. Мышление и эмоции аккумулируют и направляют эти усилия. Механизмы высшей нервной деятельности формируют взаимодействие психофизиологических механизмов управления движениями на различных уровнях. На основе взаимодействия опорно-двигательного аппарата обеспечиваются развёртывание и коррекция двигательной активности. Большую роль в осуществлении двигательной реакции осуществляют анализаторы. Двигательный анализатор обеспечивает динамику и взаимосвязь мышечных сокращений, участвует в пространственной и временной организации двигательного акта. Анализатор равновесия, или вестибулярный анализатор, взаимодействует с двигательным анализатором при изменении положения тела в пространстве. Зрение и слух, активно воспринимая информацию из окружающей среды, участвуют в пространственной ориентации и коррекции двигательных реакций.

Значение физических упражнений для формирования системы опоры и

движения

Движения, потребность в которых обусловлена закономерностями роста

организма,- непременное условие нормального развития, укрепления здоровья,

формирования правильной осанки и овладения основными двигательными

навыками. Для того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и

работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом,

физкультурой и спортом. Способность мышцы выполнять физическую работу

зависит от ее предшествующей тренировки. В первую очередь тренировка

повышает мышечную силу. Под ее воздействием утолщаются мышечные волокна и вся мышца в целом. Тренировки способствуют улучшению координации и

автоматизации мышечных движений, повышению работоспособности. Тренированный человек, утомленный проделанной работой, способен быстро восстанавливать свои силы.

Тренировка благотворно действует и на состояние скелета. Особенно

сильно развиваются те участки костей, куда прикрепляются крупные, хорошо

развитые мышцы. Тренировка благотворно сказывается на развитии всего

организма. Усиленная мышечная работа значительно увеличивает потребность в

кислороде, т. е. способствует тренировке дыхательной и сердечно –

сосудистой системы, развитию сердечной мышцы и мышц грудной клетки.

Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение

бодрости и в конечном итоге приводит к повышению жизнедеятельности всего

организма. Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических

качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас

множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки.

Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У

людей развивается слабость скелетных мышц, затем возникают слабость

сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.

Одновременно происходит перестройка костей накопление в организме жира,

развитие атеросклероза (хронического заболевания, проявляющегося в

повреждении внутренней стенки артерий и нарушении кровообращения), падение

работоспособности, снижается устойчивость к инфекциям, ускоряется процесс

старения организма.

Эпоха научно-технической революции привела к уменьшению доли ручного

труда за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. Развитие

городского транспорта и таких средств передвижения, как лифты, эскалаторы,

движущиеся тротуары, развитие телефонизации и других средств связи привели

к широкому распространению малоподвижного образа жизни, к гиподинамии –

понижению двигательной активности.

Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все

виды физической тренировки, физкультура, спорт, туризм, физический труд.

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка,

физкультминутки, прогулки, туризм призваны компенсировать двигательное

голодание. Бытовые, трудовые или случайные физические нагрузки не решают

дела, поскольку они, как правило, развиваются непропорционально. Специально

же продуманные занятия физическими упражнениями позволяют выровнять

физическую подготовленность, развиваться пропорционально и разносторонне.

Физические упражнения надо выполнять ежедневно, желательно несколько

раз в день. Можно, занимаясь несколько раз в день, тратить на это ежедневно

не более 30-40 минут. Хотя, конечно, неплохо уделить своему физическому

самоусовершенствованию, укреплению здоровья и повышению работоспособности час – полтора в день. Такой резерв времени имеется практически у всех.

Нужно помнить, что регулярные физические занятия продлевают молодость. Тем

более что через 3-4 недели занятий они станут потребностью, начнут

доставлять удовольствие.

Физические упражнения очень разнообразны. Летом хорошо много плавать,

бегать, играть на открытом воздухе в волейбол, баскетбол, бадминтон,

настольный теннис. Плавание, длительный бег, спортивные игры дают хорошую

нагрузку на все системы организма, способствуют развитию выносливости,

улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Однако не следует

переутомляться. Утомление должно быть таким, чтобы, во-первых, оно не было

неприятным (не до изнеможения), во-вторых, на следующий день оно ощущаться

не должно. Если эти условия не соблюдаются, - значит, допущено чрезмерное

утомление, к которому организм не подготовлен. В связи с этим нагрузку

следует наращивать постепенно, лишь по мере приспособления организма.

Плавание (и вообще купание) полезно еще и тем, что прохладная вода

благотворно действует на нервную и сосудистую системы, способствует

закаливанию человека. Но и тут надо знать возможности своего организма и не

терять чувства меры: переохлаждение может не только привести к простудному

заболеванию, оно вредно для нервной и сосудистой систем, нарушает работу

некоторых других органов, способствует обострению воспалительных

заболеваний. Так что не увлекайтесь длительным пребыванием в воде. Из воды

нужно выходить не тогда, когда уже чувствуется озноб, а несколько раньше.

Безвредное пребывание в воде значительно продляется, если энергично

двигаться: плавать, играть.

Зимой полезно ходить на лыжах, кататься на коньках. Эти виды упражнений

также способствуют закаливанию, но и здесь следует остерегаться

переохлаждения и переутомления.

Гимнастические упражнения имеют свои особенности. При выполнении их

легко дозировать нагрузку, причем не только общую, но и на отдельные

мышечные группы. Легко направленно развивать физические качества, влиять на

телосложение. Гимнастику можно выполнять в домашних условиях, уделяя ей

несколько минут или несколько десятков минут – по мере надобности.

Гимнастические упражнения составляют основное содержание утренней зарядки,

которую нужно выполнять ежедневно, начиная с нее день. Зачем она нужна?

Во время сна резко замедляется движение тканевой (межклеточной)

жидкости или лимфы. Дело в том, что лимфа перемещается главным образом за

счет работы (сокращения и расслабления) мышц и движений звеньев тела. Но

когда человек спит, скелетная мускулатура почти не работает. Поэтому и

лимфа почти не перемещается, застаивается в тканях и, засоряется продуктами

жизнедеятельности клеток, представляет собой плохую для них среду.

Для того чтобы снять застойные явления, следует энергично подвигаться,

вовлекая в движения все части тела. Именно для этого и служит зарядка.

Другая ее задача – помочь нервной системе поскорее «проснуться», это

позволяет быстрее втянуться в нормальный ритм жизни. Можно ставить перед

утренней гимнастикой и еще одну задачу – физическое совершенствование. Для

этого в нее включаются упражнения, направленные на развитие силы, гибкости,

прыгучести, на совершенствование фигуры, на формирование тех или иных

двигательных навыков.

Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и

мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе

роста и развития организма. Хорошая осанка, т.е. правильное положение тела

при ходьбе, стоянии, сидении, выполнении различных видов работы, не только

имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием для

нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов.

Правильная осанка не возникает сама по себе, ее необходимо формировать

с раннего детства. Дефекты осанки легче всего возникают в тот период, когда

в позвонках и других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани. После

замещения хрящей костью дефекты осанки с большим трудом поддаются

исправлению. Если ребенок, сидя за партой, постоянно сутулиться и

горбиться, принимает неправильную позу, держит одно плечо выше другого,

постоянно носит в одной руке тяжести, например портфель, у него неизбежно

возникает искривление позвоночника. Это не только приводит к внешним

нарушениям, которые потом очень трудно исправить, но и вызывает

расстройство внутренних органов, и, прежде всего сердца и легких.

Чтобы не возникла опасность искривления позвоночника, школьнику, сидя

за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонять

вперед. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3-

4 см, предплечья должны свободно лежать на столе, ноги необходимо согнуть

в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны

опираться на пол или подножку парты. Школьникам младших классов лучше всего пользоваться ранцем.

Постоянно занимаясь физкультурой, участвуя в турпоходах и спортивных

играх, надо помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны для

организма только в том случае, если физическая нагрузка соответствует

физическому развитию. Длительные, чрезмерные физические нагрузки могут

принести неокрепшему организму не меньший вред, чем малоподвижный образ

жизни. Поэтому участию в спортивных состязаниях, забегах на длинные

дистанции, в футбольных, хоккейных, баскетбольных матчах обязательно должны

предшествовать соответствующая физическая подготовка и совет специалиста.

Комплекс упражнений для укрепления опорно-двигательной системы

Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:


  • «исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.

  • исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.

  • исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.

  • исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).

  • исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.

  • исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.

  • исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.

  • исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.

  • исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.

  • исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.»
«Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).

Упражнения для мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.

Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях. Выполняются они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.»

«Упражнения для воспитания осанки. Как правило, с возрастом в результате ослабления мышц ног и туловища, неправильно или вынужденного положения отдельных частей тела при работе или дома осанка ухудшается. Постоянное применение специально подобранных упражнений поможет сохранить правильную и красивую осанку на долгие годы.


  • исходное положение – руки вниз в замок. 1 – 2. Руки вверх - назад, подняться на носки, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

  • исходное положение – руки на пояс. 1 – 2. Полунаклон вперёд, подняться на носки, смотреть вперёд. 3 – 4. Исходное положение.

  • исходное положение – палку на лопатки хватом за концы. Наклон влево. 3 – 4. Исходное положение. 5 – 8. Так же вправо.

  • исходное положение – основная стойка. 1 – 2. Присесть на носках, руки назад за спину. 3 – 4. Исходное положение.

  • исходное положение – упор сидя сзади. 1 – 2. Прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.
исходное положение – лёжа на полу на животе пред гимнастической стенкой. 1 – 2. Перебирая руками рейки снизу вверх, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

Закаливание организма

Современные жилища, одежда, транспорт и т. п. уменьшают воздействие на

организм человека атмосферных влияний, таких, как температура, влажность,

солнечные лучи. Уменьшение таких влияний на наш организм снижает его

устойчивость к факторам окружающей среды. Легче переносит мороз и жару тот

человек, который с малых лет закаливал свой организм, приучал его к

колебаниям температуры. Следовательно, закаливание это комплекс приемов,

которые систематически используют для тренировки устойчивости организма к

температурным колебаниям окружающей среды. Закаливание - мощное

оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней и на

велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза

снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают

вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие

на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает

кровообращение, нормализует обмен веществ.

Основными условиями, которые нужно выполнять при закаливании организма

являются систематическое использование закаливающих процедур и постепенное

наращивание силы воздействия. Надо помнить, что через 2-3 месяца после

прекращения закаливания достигнутый ранее уровень устойчивости организма

начинает снижаться.

Наиболее распространенной формой закаливания является использование

свежего прохладного воздуха. Для этого в теплое время года хороши

длительные прогулки, туристические походы, сон в помещении с открытым

окном. Дома полезно ходить по полу босиком, причем в первый раз в течение!

минуты, затем каждую неделю увеличивать продолжительность на 1 минуту. В

холодное время года прогулки пешком хорошо дополнять ходьбой на лыжах,

бегом на коньках, медленным закаливающим бегом в облегченной одежде.

Повышению устойчивости к низким температурам способствует также занятие

утренней гимнастикой на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом

помещении.

Более сильный закаливающий фактор - вода. Кроме температурного, вода

оказывает механическое воздействие на кожу, что является своеобразным

массажем, улучшающем кровоснабжение. Закаливание можно проводить в виде

обтирания или обливания водой. Начинают закаливание водой при температуре

один градус. Если со стороны организма не возникает никаких изменений,

температуру воды можно довести до температуры водопроводной

(10-12 градусов).

Большим закаливающим действием обладают купания в открытых водоемах.

При этом раздражение водой сочетается с воздействием воздуха. При купании

согреванию тела способствует усиленная работа мышц во время плавания.

Вначале продолжительность купания оставляет 4-5 минут, постепенно ее

увеличивают до 15-20 минут. Во время слишком долгого купания или купания в

очень холодной воде усиленный обмен веществ не может восполнить потерю

тепла и организм переохлаждается. В результате вместо закаливания человек

наносит вред своему здоровью.

Одним из закаливающих факторов является солнечное облучение. Оно

вызывает расширение сосудов, усиливает деятельность кроветворных органов,

способствует образованию в организме витамина D.

Продолжительность пребывания на солнце вначале не должна превышать 5

минут. Постепенно ее увеличивают до 40-50 минут, но не более. При этом надо

помнить, что неумеренное пребывание на солнце может привести к перегреванию

организма, солнечному удару, ожогам.

Заключение

Таковы основные слагаемые здоровья. Помните: здоровый образ жизни

позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые

столь необходимы в условиях современного динамического развития. Это прежде

всего высокая умственная и физическая работоспособность, социальная

активность, творческое долголетие. Сознательное и ответственное отношение к

здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и

поведения всех людей. Повсеместное утверждение здорового образа жизни –

дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно

касается каждого из нас.

Использованная литература

Собрание рефератов «5балловRU»

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

1001 вопрос и ответ. Большая книга знаний «Мир книги» Москва 2004

Большая Российская энциклопедия. ОНИКС 21век. 2003

Физиология человека Е.Б. Бабский, Г.И. Косицкий, А.Б. Коган и др.

Биология. Человек. А.С. Батуева 2001

Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.

Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей. Теория и практика физической культуры. - 1993.- №5-6. - С.41.

В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

"Рыбки и акулы"

Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

  1. разбегаться можно только после команды "Лови!";
  2. если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его;
  3. пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

"Морская фигура"

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

  1. принятую после слова "замри!" позу нельзя менять;
  2. при повторении игры необходимо найти новую позу;
  3. ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.

"Футбол"

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

"Кораблики"

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета "Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета "Построим лесенку"

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.


Игра-имитация "Перейди вброд"

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

"Нарисуй картину"

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

"Сложи узор"

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

"Рисуем кистью"

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).

"Найди клад"

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

"Стирка"

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

В результате проведения ортопедических игр и коррекционной работы с детьми, на основании диагностических карт ЛФК и осмотра врача-ортопеда, выявлена положительная динамика в укреплении мышечного корсета и формировании правильной осанки. Но мы убеждены, что проблема оздоровления детей — не кампания, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей на длительный период. Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье.

Мы рады, что по результатам обследования Городской медико-педагогической комиссией отмечено, что наши дети не имеют ухудшений в состоянии здоровья, а наоборот, налицо улучшение и стабилизация.

07.12.2009 13:13:44, ..Лукьяна

Странная статья.
На фоне дефицита дет садов, и безобразного и непрофессионального отношения к детям в оставшихся... Говорить о профилактики опорн-двиг аппарата в садах, по меньшей мере странно, если не сказать смешно.
Построим Потемкинский дет сад?

P.S. Недавно один папа забрал своего сына из сада. Приходит, у ребенка обувь на разных ногах. Говорит воспитателю: "Вы же видите, скажите ребенку, чтобы переобулся. Сын сам может переобуться." На следующий день та же картина... Скалиоз, говорите надо лечить... А что с ногами тогда будем делать? Воспитателям нет дела до детей. В основном там работают мамы детей, которые ходят в тот же дет сад.


Нормализовать ее, а также повысить гибкость и улучшить осанку поможет специальная суставная гимнастика.

Наш эксперт - мастер спорта по плаванию, тренер по суставной гимнастике Александра Романенкова.

Сборная «солянка»

Суставная гимнастика вобрала в себя упражнения из самых разных спортивных направлений и методик.

Тренировка в идеале должна длиться 50 минут, но, если поначалу это тяжело, можно ограничиться получасом. Во время занятия прорабатываются все мышцы и суставы - от шейных позвонков до стоп.

Все упражнения проходят в медленном темпе: плавные вращения, сгибания-разгибания с повторами. Если суставы совершенно утратили подвижность, они массируются руками.

Также в программу входят упражнения на создание напряжения в той или иной части тела при помощи собственного мышечного усилия. Можно просто сгибать руку, а можно напрячь мышцы и сгибать, преодолевая сопротивление. За счет этого тренируются связки, плечевой и локтевой суставы.

Польза для всего организма

Гимнастика не только развивает подвижность суставов, но и увеличивает циркуляцию крови, заставляет обменные процессы идти быстрее, что положительным образом сказывается на состоянии всего организма.

Положительно действуют занятия и на нервную систему. В гимнастику включены упражнения, направленные на вытяжение срединного нерва, проходящего от области шеи до ладоней. Мышцы шеи считаются стрессовыми, и, когда человек постоянно находится в подавленном или раздраженном состоянии, они зажаты.

Стоит только расправить эти мышцы - как сам человек расслабляется, успокаивается.

Заниматься могут все

Перетренироваться суставной гимнастикой нельзя, поскольку это очень мягкая система. Но легкая усталость после первых тренировок будет ощущаться, ведь задействуются суставы, которые в обычной жизни не используются.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата многие виды активности недоступны, поэтому суставная гимнастика может сыграть существенную роль. Здоровым людям необходимы регулярные занятия спортом - и суставная гимнастика в данном случае выступает как дополнение к основным тренировкам: аэробике, шейпингу, пилатесу. Фитнес помогает укрепить основные мышцы, а суставная гимнастика - мелкие и малоподвижные.

Двух-трех занятий в неделю вполне достаточно, чтобы поддерживать организм в тонусе. Если же вас что-то беспокоит, например характерный щелчок при сгибании-разгибании ног или рук, стоит заниматься чаще - 5-6 раз. Предварительно, разумеется, следует проконсультироваться с врачом и понять причину недомоганий.

Противопоказания для занятий суставной гимнастикой минимальны: острая боль или беременность. Но сразу же после родов, как только женщина будет морально готова к физическим нагрузкам, можно начинать занятия.

Приступаем к упражнениям!

Плечевые суставы

1. Прямую руку, свободно опущенную вдоль туловища, вращаем во фронтальной плоскости перед собой.

В кисти появится ощущение тяжести и набухания, от приливающей крови она станет красной. Скорость вращения постепенно увеличиваем.

Плечевые суставы тренируем поочередно. Каждую руку вращаем сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.

2. Спина прямая. Плечи тянем вперед навстречу друг другу, напрягаем, затем слегка расслабляем и опять с новым усилием даем дополнительное напряжение.

Повторяем 8-10 раз.

3. Плечи тянем вверх, отпускаем напряжение и снова тянемся. Чередуем увеличивающееся с каждым разом напряжение с расслаблением, опуская плечи как можно ниже. Напряжение усиливаем на выдохе, а расслабление - на вдохе.

Колени

1. Ноги чуть шире плеч, стопы параллельно друг другу (носки слегка повернуты внутрь), ладони на коленных чашечках. Спина ровная, смотрим вперед, голову не опускаем.

Совершаем круговые движения коленями: сначала 8-10 раз внутрь, затем - наружу (руки помогают вращению). В конце каждого движения колени разгибаются полностью.

2. Стопы вместе, ладони на коленях. Спина ровная, смотрим вперед, голову не опускаем. Описываем коленями круги в одну сторону, разгибая их в конце каждого движения. Выполняем упражнение в противоположную сторону аналогично.

3. Стопы вместе, ноги прямые, спина ровная. Пружинис-тыми движениями рук надавливаем на коленные чашечки, стараясь еще лучше их распрямить.

Выполняем 8-10 таких движений. Смотрим вперед.

Шейный отдел позвоночника

1. Корпус прямой, подбородок опущен на грудь. Подбородком скользим вниз по груди. Чередуем напряжение и легкое расслабление.

С каждым новым напряжением стараемся продолжить движение, немного добавляя усилий.

Выполняем 8-10 таких движений.

2. Корпус прямой, голову слегка отклоняем назад (но не запрокидываем). Тянемся подбородком вверх.

Затем движение на секунду останавливаем, немного отпускаем напряжение и снова тянемся подбородком ввысь.

Делаем 8-10 таких движений.

3. Спина прямая, плечи во время выполнения упражнения абсолютно неподвижны.

Голову наклоняем вправо (без поворота) и пытаемся коснуться ухом плеча. Затем наклоняем голову к левому плечу.

4. Круговые движения головой. Голова перекатывается медленно и свободно, не нужно перенапрягать мышцы шеи.

8-10 раз - в одну сторону, а потом в другую.

Локтевые суставы

Встаньте прямо, плечи параллельны полу, руки согнуты в локтях, предплечья свободно висят, кисти рук в мягком кулачке.

Совершаем вращательные движения предплечьями вокруг локтевых суставов сначала 8-10 раз в одну, потом в другую сторону.

Следите за тем, чтобы плечи не двигались.

Теперь выполните 8-10 круговых движений, вращая синхронно предплечьями к себе, а затем - от себя.

Стопы

Встаньте прямо, согните ногу в колене, бедро параллельно полу, рука фиксирует бедро, голень расслаблена.

Совершаем вращательные движения голенью по и против часовой стрелки по 8-10 раз по-очередно.

Будьте здоровы!