Американская летчица амелия эрхарт. Тайна авиакатастрофы лётчицы Амелии Эрхарт

Историей и биографией американской летчицы Амелии Эрхарт я занимаюсь порядка 30 лет.
Так сложилось, что мне посчастливилось бывать на родине Эрхарт - в Атчисоне (Канзас), познакомиться и общаться с ныне живущими членами ее семьи, историками и биографами, и собрать довольно много редких и эксклюзивных материалов о ее жизни и летной биографии.
Разбирая недавно свои архивы, я наткнулся на ряд текстов которые писал в разное время для разных СМИ (часть была опубликована, часть из-за сокращения объемов при публикации и всевозможным прочим причинам не попала в печать), и решил "сшить" их и выложить здесь, естественно с фотоиллюстрациями. Может, кому-нибудь будет интересно... ибо это была действительно неординарная личность и необыкновенная жизнь.
Материала много, поэтому вследствии правила Сообщества "1человек - 1 день - 1 пост" публикация растянется на несколько дней. Итак, первая часть. Фото кликабельны.

...В 30е годы она была самой знаменитой женщиной-пилотом в мире; первой женщиной, преодолевшей Атлантику в одиночку, первым человеком, пересекшим океан по воздуху дважды, и обладательницей многих других авиационных рекордов. Солидные журналы, такие как “Тайм”, из года в год объявляли ее “самой фотографируемой женщиной мира”, далеко обошедшей по этому показателю голливудских кинозвезд.
Тем не менее сложилось так, что у нас о ней почти ничего не известно. Ни одной биографии ее в переводе не издавалось, а доступные художественные фильмы грешат такими неточностями и откровенными фантазиями сценаристов, что вряд ли могут с полным правом считаться "биографическими".
А между тем только в Интернете можно найти около 400 (!) наименований книг, посвященных Амелии Мэри Эрхарт - “первой леди Атлантики”, “королеве воздуха” и национальной героине и любимице миллионов американцев. Имя Эрхарт носят множество улиц, школ и других организаций в разных городах Америки и корабль ВМС США. Принадлежавший ей некогда шейный платок из музея взяла с собой на борт “Шаттла” одна из американских женщин-астронавтов - полковник Эйлин Коллинз (при этом старт корабля был приурочен к дню рождения Эрхарт), а памятники ей можно встретить в разных штатах Америки.
Чем же заслужила Амелия Эрхарт такое уважение и восхищение соотечественников? Впрочем, обо всем по порядку...


Девушка из Канзаса

… Амелия родилась 24 июля 1897 года в маленьком городке Атчисон, штат Канзас, в семье адвоката Эдвина Эрхарта. Супруга Эдвина, Эми, была дочерью местного судьи; в юности она стала первой женщиной, поднявшейся на гору Пайкс Пик в Скалистых Горах в Колорадо. Амелия была старшим ребенком в семье; вторая дочь, Мьюриэл, родилась через два с половиной года.

Родители Амелии и Мьюриэл - Сэмюэл "Эдвин" Стэнтон Эрхарт (1867-1930) и Амелия "Эми" Отис Эрхарт (1869–1962)
Дом в Атчисоне (Канзас), где родилась Амелия Эрхарт. Сейчас это ее Дом-Музей.

С самых ранних лет сестры Эрхарт пользовались необычайной для того времени свободой выбора интересов, друзей и развлечений. А потому, кроме традиционных девичьих игр и занятий, Амелия изводила кучу патронов, метко стреляя из подаренной отцом винтовки 22 калибра, была отличной наездницей, прекрасно плавала и играла в теннис.
Читать Амелия научилась в четыре года и с ранних лет поглощала огромное количество самой разнообразной литературы. Особенно притягивали ее книги, повествующие о великих открытиях и приключениях. Ее отметки в школе почти всегда были отличными - особенно по естественным наукам, истории и географии. Если же это оказывалось не так - причиной, как правило, была какая-нибудь затеянная Амелией авантюра, за которой следовало «дисциплинарное взыскание». Детство Амелии и атмосферу, которая ее окружала в тихом патриархальном Атчисоне, пожалуй, легче всего представить, перечитывая “Приключения Тома Сойера”. Соседи считали внучку судьи развитой не по годам и безусловно прекрасно воспитанной, но при этом выдумщицей и сорвиголовой, способной на самые невероятные затеи – вроде экспедиции в пещеры на берегах Миссури для поиска пиратских кладов, или самовольного строительства самодельных американских горок из досок, приготовленных для обшивки сарая…

Амелия и ее младшая сестр Мьюриэл, 1904 год
Амелия Эрхарт в 7 лет

Отец Амелии, процветающий и удачливый адвокат, успешно вел дела в интересах железнодорожной компании. Его услуги ценились настолько высоко, что фирма предоставила ему для деловых поездок собственный железнодорожный вагон. Из-за специфики его работы семье приходилось часто путешествовать. Со временем, однако, финансовое положение семьи ухудшилось: Эдвин Эрхарт начал сильно пить, и в конце концов потерял работу. Теперь переезжать приходилось уже в надежде ее найти, и на каждом следующем месте жилось тяжелее, чем на предыдущем. Менялись города, дома, школы... Скоро семье пришлось познать настоящую бедность, когда платья подрастающим дочерям шили из старых оконных занавесок. В итоге в 1914 году Эми, забрав дочерей, переехала к друзьям в Чикаго.
Здесь в школе Амелия также быстро «выдвинулась» в среде сверстников, - как и учителя, они обратили внимание на необычную эрудицию новенькой и ее активный интерес к самым разным проблемам - включая войну в Европе, социальную политику правительства и права женщин.
Окончив Чикагскую Hyde Park High School в 1916 году, благодаря некоторым средствам полученным семьей по завещанию Амелия смогла поступить в женский колледж Ogontz School в Райдале, Пенсильвания. Это учебное заведение представляло собой своего рода Институт Благородных Девиц, в котором помимо преподавания собственно наук большое внимание уделялось изучению светского этикета и выработке аристократических привычек и манер. Сохранились письма Амелии к матери, в которых она с юмором описывала многократные упражнения - как правильно, элегантно и грациозно истинная леди должна подходить к столу и усаживаться на стул, и прочие подобные светские премудрости. В то время она, конечно, не могла и предполагать как пригодятся ей эти науки в будущем, когда ей придется вращаться в среде президентов, королей и королев и прочих сильных мира сего...
Новый поворот в судьбе Амелии Эрхарт произошел на Рождество 1917 г. Приехав на каникулы в Торонто, чтобы навестить учившуюся там младшую сестру, она увидела на улице тяжело раненых солдат, прибывших с фронтов Мировой войны. Впечатление было столь сильным, что вместо возвращения в школу Амелия записалась на ускоренные медицинские курсы и пошла работать помощницей медсестры в военный госпиталь…

Амелия Эрхарт в 17 лет. Миннесота, 1914 г.
Амелия Эрхарт в колледже в 1917 году.
Амелия Эрхарт (на втором фото - с подругой) во время работы в Спадайна Милитари Хоспитал, Торонто, 1918 г.

К концу войны накопленный опыт вроде бы склонял ее к мысли посвятить свою жизнь медицине. Однако недалеко от госпиталя находился военный аэродром, и посетив несколько аэрошоу, Амелия усомнилась в своем врачебном призвании: здесь она впервые почувствовала притяжение неба.
Во время посещения одного из аэрошоу Амелия с подругой, стоя пореди поля, с интересом наблюдали за каскадом фигур высшего пилотажа, которые выписывал в небе на малой высоте небольшой красный самолет-биплан. Пилот тоже заметил девушек, и решил их попугать - начав пологое пикирование прямо на них. Не выдержав "психической атаки", подруга бросилась бежать. Амелия осталась на месте, и самолет с ревом пронесся прямо у нее над головой - так низко, что она ощутила воздушную волну и завихрение воздуха позади него. Она была совершенно очарована. "Я думаю, этот маленький красный самолет, пролетая, сказал что-то мне!" - шутила она впоследствии...

Война закончилась. Амелия, переболев тяжелой пневмонией (подхваченной в госпитале), вернулась домой в Штаты. Некоторое время она изучала в Колумбийском университете биологию, физику, химию и медицину, а также - "просто для удовольствия" (ее любимое выражение) – французскую классическую литературу (к тому времени Амелия знала четыре иностранных языка). В Коламбии тоже не обходилось без приключений: "просто из любопытства" она нелегально обследовала сложную систему подземных коммуникаций и тоннелей, проложенных под университетским комплексом, а в другой раз "при полном параде" - в длинном платье, туфлях на пуговицах и соломенной шляпе - залезла на купол доминировавшего над пейзажем здания университетской библиотеки.

В 1920г. воссоединившаяся семья переехала в Лос-Анджелес, и в январе 1921 года Амелия, по-прежнему очарованная авиацией, начала брать уроки летного мастерства.

Ее первым инструктором была Анита (Нета) Снук – одна из считанных в те годы женщин-летчиц, которая купила подержанный учебный самолет “Кертис-Канюк” и зарабатывала с его помощью на жизнь, обучая всех желающих азам летного дела. Нета сразу отметила естественность новой ученицы, спокойно и уверенно чувствовавшей себя в кабине. Впрочем отметила она и некоторую ее склонность к авантюризму: несколько раз ей приходилось вмешиваться в управление, препятствуя попыткам Амелии пролететь под проводами линии электропередач вблизи аэродрома при заходе на посадку.

Уроки стоили недешево, и чтобы оплатить обучение, Амелия стремилась устроиться хоть на какую-то работу: нелегкая задача для девушки в кризисное послевоенное время, когда из армии демобилизовались сотни тысяч молодых мужчин, и естественно при получении работы они имели преимущество. Она играла на банджо и пианино в мюзик-холле, работала фотографом, кинооператором, учительницей, секретаршей, телефонисткой, автомехаником и даже водителем грузовика - и в то же время старалась изучать все, что могла, об авиации - от теории полета до устройства авиамотора.

Женщины были тогда редкостной диковинкой в авиационной среде, и естественно у Амелии и Неты не было недостатка в поклонниках – молодых пилотах и механиках, наперебой приглашавших их в рестораны, на танцы, в театры и кино. Нета с удовольствием принимала эти знаки внимания, но Амелия, к ее огорчению, нечасто составляла ей компанию. С удовольствием общаясь днем с пестрой аэродромной братией, она была не против иногда выбраться на природу за город, на пикник в компании друзей. Но вечера она обычно предпочитала проводить в городской библиотеке, изучая испанский и историю Калифорнии. Нуждаясь в компании, Нета пыталась «перевоспитать» слишком серьезную ученицу, но услышала в ответ: «Знаешь, Снуки – мне кажется, нельзя позволять мужчине тратить на тебя его время и деньги, если ты сама не испытываешь к нему серьезных чувств. По-моему, это просто некая разновидность воровства.» Нета только махнула рукой; тем дело и кончилось.


Амелия Эрхарт: пикник на природе, 1920 г.

А.Э возле самолета, 1922 г.

Примерно в это время Амелия была помолвлена с Сэмом Чэпменом - молодым инженером-химиком из Массачусеттса. Сэм хотел развивать отношения чтобы в итоге увидеть Амелию своей женой, но тут "нашла коса на камень". Отрицательный опыт неудачного брака родителей отпугивал ее, к тому же их взгляды на семейную жизнь оказались прямо противоположны: ей прежде всего хотелось "жить своей жизнью" и сделать карьеру деловой женщины в какой-нибудь технической профессии, Сэм же был сторонником традиционного брака, в котором жена сидит дома и ведет хозяйство. Эти разногласия оказались непреодолимы, и в 1928 году по обоюдному согласию помолвка была расторгнута. Тем не менее они остались друзьями, и до смерти Амелии периодически обменивались письмами и книгами.

Летом 1921 г. Амелия стала гордой владелицей небольшого ярко-желтого биплана “Киннер Эйрстер” - ее первого собственного самолета, купленного с финансовой помощью родителей. Нета Снук не одобрила приобретения. “Эйрстер” был опытным самолетом, существовавшим в единственном экземпляре, и оснащенным 3-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения – одним из первых подобной конструкции в США. Один из цилиндров этого двигателя имел склонность к заклиниванию в самый непредсказуемый момент; в целом же, многие считали что это опасный самолет, слишком строгий и не прощающий ошибок в пилотировании.
Тем не менее Амелия уже приняла решение, и теперь все свободное время она проводила в воздухе, осваивая искусство воздушной акробатики – под руководством одного из опытных отставных армейских пилотов.

Результаты последовали быстро. В 1922 Амелия Эрхарт установила свой первый мировой рекорд, поднявшись на высоту 14000 футов – выше, чем это удавалось до сих пор любой женщине-пилоту.
Вскоре последовали новые достижения. Интерес публики к авиации в те годы был огромен, и на аэродромах Калифорнии часто проводились авиашоу с имитацией воздушных боев, разнообразными рискованными трюками и состязаниями в искусстве высшего пилотажа. Уже к концу года Амелия стала признанной звездой подобных воздушных родео, ее имя стало все чаще появляться в авиационной прессе. А вскоре, 16 мая 1923 года, она получила лицензию Национальной Ассоциации Аэронавтики США.

Амелия Эрхарт: фото из летной лицензии

Тем не менее крах бизнеса, в который семья вложила свои деньги, и окончательный развод родителей в 1924 г. вынудил Амелию продать самолет, чтобы купить автомобиль для поездки с матерью через всю страну в Бостон. На некоторое время Амелия вернулась в Нью-Йорк - в Колумбийский университет, затем планировала перейти в Массачусеттский Технологический Институт, но увы - средств на это не хватило. В итоге она получила работу преподавателя английского языка для детей иммигрантов в детском доме Деннисон Хауз в Бостоне. Все свободное время и деньги она использовала для летной практики.


Амелия Эрхарт с воспитанниками детского дома Деннисон Хауз

Очень быстро она приобрела известность и неподдельное уважение в местных авиационных кругах - поскольку не только хорошо летала, но и не брезговала измазать руки маслом, с удовольствием часами копаясь в моторах и помогая механикам обслуживать самолеты на аэродроме.

Однако судьбоносный шаг к мировой славе был сделан ей только 17 июня 1928. В этот день Амелия Эрхарт стала первой женщиной, пересекшей Атлантику на борту самолета Фоккер F-7 “Friendship” - "Дружба" – в компании пилота Уилмера Стульца и бортмеханика Лу Гордона.

Перелет был организован известным нью-йоркским издателем Джорджем Палмером Путнамом.
Амелию как кандидатку ему порекомендовал адмирал Р.Белкнап. Один из ранних провидцев будущего значения авиации и военно-воздушной мощи, он активно интересовался авиационной жизнью в Бостоне и окрестностях и успел заметить и выделить худощавую блондинку, летавшую лучше многих парней и уже успевшую создать себе этим соответствующую репутацию.
Как позднее вспоминал Путнам, едва увидев Амелию, он немедленно “почувствовал” в ней будущую мировую знаменитость. Предчувствие не обмануло опытного издателя и пресс-агента, а впоследствии их судьбы оказались связаны гораздо прочнее чем они могли предположить при первой, почти случайной встрече по сугубо деловому поводу.
А пока в глубоком секрете, дабы не привлекать внимания конкурентов, трехмоторный Фоккер был переоборудован в мастерских на окраине Бостона, оборудован всем необходимым для трансокеанского перелета и – на всякий случай – переоснащен с колес на поплавки.

Вылетев с Ньюфаундленда, самолет пересек океан за 20 часов 40 минут и приводнился у побережья Англии. Из-за сочетания редкостно плохой погоды и отсутствия опыта управления тяжелыми многомоторными самолетами, Амелия, к своему глубокому сожалению, проделала этот путь фактически в качестве пассажира. После посадки она с досадой сказала репортерам: “Меня просто везли, как мешок с картошкой.” Она постоянно стремилась переключить навязчивое внимание прессы на истинных пилотов “Фоккера”, однако публику интересовала только “первая женщина в трансатлантическом перелете”. Тем не менее, это оказалось реальным началом блестящей карьеры Эрхарт в авиации.

Вскоре она научилась пользоваться преимуществами, которые дает известность. Она использовала ее как плацдарм для активной пропаганды своих взглядов и идей, в частности, борьбы за равноправие женщин и их активное привлечение в «традиционно мужские» профессии, в особенности в авиацию. За короткое время Амелия опубликовала в прессе множество статей о развитии авиации, на эту же тему она читала публичные лекции во многих городах страны.
Некоторое время Амелия была очень популярна как «авиационный обозреватель» журнала «Космополитэн». Она сама создала оригинальную коллекцию платьев и костюмов, специально ориентированных на деловых женщин; ее модели пользовались большим успехом и продавались в специальном отделе крупнейшего универмага «Мэйси» в Нью-Йорке.


Амелия Эрхарт рекламирует собственную линию модной одежды

Организатор ее перелета Джордж Путнам предложил Амелии написать книгу о перелете, которую она так и назвала - «20 часов, 40 минут» - в соответствии с временем, проведенным в полете.
Вскоре однако Путнам обнаружил, что его интерес к Амелии вышел за рамки делового сотрудничества. Это ускорило распад его первого брака, уже и без того давно трещавшего по швам. Вскоре Джордж Путнам развелся с женой и приступил к правильной осаде, настойчиво атакуя Амелию предложениями выйти за него замуж.

Потомственный газетчик Джордж Путнам был достаточно яркой и неординарной личностью. Родившись в богатой семье, он получил прекрасное образование и воспитание в традициях аристократических салонов восточного побережья, но в молодости попал в качестве репортера на Дальний Запад, где усвоил манеры, живо описанные Марком Твеном в знаменитом рассказе «Журналистика в Теннесси».
Путнам мог быть очень разным: аристократически рафинированный учтивый интеллектуал с друзьями и теми, кто был ему по душе, он с легкостью переходил на ковбойский лексикон, если что-то вызывало его раздражение. При этом он имел безошибочное репортерское чутье на будущую сенсацию (которое его конкуренты называли «инстинктом убийцы»), а также широкий кругозор и энциклопедические познания в самых разных областях.

Амелии нравился Путнам, но она по-прежнему отвергала саму мысль о том, чтобы превратиться в традиционную домохозяйку, и потому упорно сопротивлялась его предложениям. Амелия считала, что традиционный патриархальный брак - это «могила где умирают мечты» и не желала жертвовать собственными мечтами и устремлениями во имя того чтобы, как большинство женщин того времени, просто вести хозяйство и стать, как она говорила, “домашним роботом”. Но доказать готовность Путнама к браку в стиле равноправного партнерства могло только время. Однако Джордж Путнам был готов ждать и не терял надежды.

Эрхарт была абсолютно убеждена в большом будущем коммерческих авиаперевозок – она стояла у истоков организации нескольких крупнейших регулярных авиалиний США. Она любила заканчивать свои публичные выступления фразой, обращенной к слушателям: “До скорой встречи на трансатлантической авиалинии!”

В 1929 г. Эрхарт помогла сформировать международную организацию пилотов-женщин, названную “Девяносто девять” - по числу первых ее членов, и в 1930 г. она была избрана первым президентом новой ассоциации (сегодня ее членами являются тысячи женщин-пилотов из многих стран мира). Однако вся эта бурная общественная деятельность отнюдь не отвлекла Амелию Эрхарт от того, что она считала для себя самым важным – полетов.

Продолжение следует [

Винтовка вместо куклы

Она родилась в Канзасе. Отец - адвокат, дед по материнской линии - судья и один из богатейших людей штата, все просто помешаны на приличиях. Словом, девочке, казалось бы, светила очень респектабельная, обеспеченная и скучная жизнь. Правда, Амелия быстро начала показывать черты, совсем не свойственные юной леди. Она отлично ездила верхом, запоем читала приключенческие романы, а куклам предпочитала винтовку, подаренную отцом.

В университете Амелия некоторое время занималась естественными науками, но в 1920 году произошло событие, перевернувшее её жизнь: она попала на выставку аэропланов в Калифорнии. Самолёты привели её в восторг, энтузиазма не убавил даже смех лётчиков над ней, девушкой, решившей от избытка сумасбродства посвятить себя авиации.

Продала аэроплан

А между тем лётные школы для женщин в США уже существовали и Эрхарт быстро нашла себя в одной из них. Инструктор позднее говорила и о её энтузиазме, и о талантах к пилотажу, и о лихачестве: в одном из первых тренировочных полётов Амелия чуть не попала точно в провода линии электропередачи, под которыми решила пролететь.

Перелёт между Ньюфаундлендом и Уэльсом продлился почти 21 час. Эрхарт летела не одна, в экипаже были двое мужчин, она была раздосадована, что сделала сама далеко не всю работу. Но именно за ней закрепилась слава первой женщины, перелетевшей через океан.

После этого перелёта юная энтузиастка стала настоящей иконой. Но теперь от неё ожидали только новых рекордов.

В другой раз она врезалась в эвкалипт, а едва выбравшись из-под обломков, стала готовиться к интервью: на аварию самолёта сбежались журналисты. Впрочем, энтузиазм и мастерство искупали всё: Эрхарт не упускала ни минуты для тренировок. Когда она получила наследство, то смогла не только оплатить лётную школу, но даже приобрести собственный маленький аэроплан.

Она начала с выступлений перед публикой на авиашоу. В те времена это было исключительно рискованное занятие. "Этажерки" постоянно бились даже при безошибочных действиях пилота. В этом Амелии быстро предстояло убедиться. Из-за неурядиц в семье и нехватки денег ей пришлось продать свой аэроплан. Лётчик, которому она его уступила, на глазах у неё взлетел… и камнем рухнул с тридцатиметровой высоты. Да и её собственные полёты становились всё более рискованными. Она выжимала из "этажерок" всё возможное и один за другим ставила рекорды скорости и высоты. Вскоре на неё обратили внимание. Немолодая лётчица Эми Гест собиралась организовать первый перелёт женщины через Атлантический океан. Эрхарт была отличной лётчицей, а кроме того - молодой и обаятельной, так что дело быстро сладилось.

Вышла замуж

В 1931 году Амелия Эрхарт всё-таки изменила своей юношеской клятве не выходить замуж и пошла под венец с издателем Джорджем Путнэмом. Его покорила непостоянная и энергичная лётчица, но та поставила ему сразу множество условий, в частности, ни в коем случае не пытаться препятствовать её полётам. Эрхарт даже заставила супруга поставить соответствующую подпись в контракте! И буквально из-под венца она бросилась покорять Атлантику уже соло.

Перелёт века она собиралась совершить на лёгком Lockheed Vega. Эта машина имела много достоинств и один огромный недостаток: очень высокие требования к пилоту - а ведь Эрхарт предстояло провести многие часы в воздухе без возможности хоть на секунду утратить контроль над машиной. Она взяла много дополнительного топлива, а вот радио на самолёте не было - в случае чего спасения было ждать неоткуда.

Рекорд

20 мая 1932 года самолёт стартовал с Харбор-Грейс, что на Ньюфаундленде. Амелия вела себя так, будто отправляется на пикник: шуточки и никакого волнения.

Шасси оторвались от земли, и Амелия Эрхарт на своей "веге" осталась один на один со стихией. Та сразу же показала характер. Вскоре самолётик влетел в грозу. "Вегу" кидало из стороны в сторону, ветер рвал обшивку, ещё немного - и у самолёта начали бы ломаться крылья. Высотомер сломался. Затем треснули топливопроводы. Шторм миновал, но самолёт сорвался в штопор. Эрхарт стабилизировала свою "этажерку" почти у самой воды и смогла найти оптимальную высоту - просто по наитию, приборы не работали. Но теперь возникла новая беда: из топливопровода медленно утекало горючее. Наступал рассвет, лётчица была до предела измотана.

Первоначально Эрхарт собиралась лететь во Францию, но теперь это было исключено и она решила садиться на любую сушу, какая найдётся в океане. Самолёт шёл между двумя слоями облаков. Когда они слегка разошлись, внизу неожиданно показалась полоска земли. Обнаружив вожделенную сушу, Эрхарт тут же направилась к ней. Куда точно она прилетела, Амелия не представляла. В любом случае это была земля и появилась она очень вовремя: у "веги" уже прогорал выхлопной коллектор, продолжение полёта могло привести к катастрофе в любой момент.

К остановившемуся самолёту подошёл какой-то мужчина, и Эрхарт смогла хотя бы выяснить, где находится. Ей чрезвычайно повезло: землёй, несколько минут назад выступившей из тумана на горизонте, оказалась Северная Ирландия. То, что "вега" дотянула, было феноменальным сочетанием мастерства и удачи: на борту сложно было найти функционирующий прибор, крылья и двигатель были готовы рассыпаться в любой момент.

Зато теперь Амелия Эрхарт была первой женщиной, преодолевшей океан по воздуху, и единственным человеком в мире, кто сумел совершить такой подвиг дважды. Так что в ближайшие месяцы Амелия просто наслаждалась славой. В Лондоне её принял принц Уэльский, в Париже - Сенат в полном составе, в Брюсселе - королевская семья Бельгии… На родине восторг публики тоже превосходил все ожидания. Триумф Амелии делал её образцом и примером для подражания. По улицам ходили восхищённые толпы. Все скептики были разом посрамлены, а лётчица ездила и летала по городам, выступая перед фанатами с неизменным успехом. Но теперь Эрхарт оказалась и заложницей собственной славы.

От Амелии ждали, что она непрерывно станет обновлять рекорды. Да она и сама стремилась к новым достижениям. В ближайшие годы Эрхарт не пропускала ни одной новой модели самолёта, испытывала парашюты и даже водолазные костюмы. Однако это всё было не совсем то, что нужно. Превзойти саму себя Эрхарт могла только одним способом - совершить кругосветный полёт.

20 мая 1937 года Амелия Эрхарт вместе со штурманом Фредом Нунаном вылетела с аэродрома во Флориде. Путнэм, предчувствуя недоброе, пытался отговорить жену перед вылетом, но ту уже поздно было останавливать.

Без посадок осилить кругосветное путешествие было нереально, но даже отдельные перелёты стали тяжелейшим испытанием. Эрхарт и Нунан шли на восток. Большую часть маршрута они преодолели к июлю. За спиной остались Атлантика и Евразия. Впереди лежал самый сложный этап - Тихий океан.

Пропала

Амелия стоит рядом с Lockheed Electra 10E перед её последним рейсом в 1937 году.

2 июля на Новой Гвинее Эрхарт и Нунан получили прогноз погоды: шторм. Ветер усиливался, и разумным было бы приостановить вылет, но лётчики решили не ждать. Почему - спросить уже не у кого. Однако все отмечали, что в последние дни Эрхарт и Нунан выглядели измождёнными. В последнем письме домой Амелия утверждала, что больше рекордов ставить не собирается.

Утром 2 июля "Электра" стартовала с аэродрома Лаэ. На всякий случай впереди её ждал катер с радиостанцией. Но радио долго молчало, и почти через сутки после старта на рассвете просигналило на катер: "Мы где-то рядом, но не видим вас". А затем - "Нас сносит!" Больше Эрхарт никогда не выходила на связь.



2 июля 1937 года моноплан «Локхид Электра», пилотируемый Амелией Эрхарт, таинственно исчез над Тихим океаном. Легендарной летчице было всего тридцать девать лет. Президент США Франклин Рузвельт приказал провести крупнейшую в истории США исследовательскую спасательную операцию, но обломки самолета так и не были найдены. Однако спустя восемьдесят лет стали известны новые подробности о последнем полете Амелии Эрхарт. Что же произошло на самом деле?

Детство и юность

Амелия Мэри Эрхарт родилась в 1897 году в Атчисоне, штат Канзас. В возрасте10 лет девочка впервые увидела самолет, но он не особо ее вдохновил. «Это была странная деревянная конструкция, и она выглядела совсем не интересно», - вспоминала в будущем Амелия. Лишь спустя десять лет после этого случая Эрхарт серьезно увлеклась авиацией.



Амелия окончила среднюю школу Гайд-парка в Чикаго в 1915 году, где усиленно занималась изучением естественных наук. Позже девушка училась в колледже в Огонце, недалеко от Филадельфии, где играла в хоккей, изучала французский и немецкий языки. В 1918 году на втором курсе Амелия бросила колледж и отправилась служить медсестрой Красного Креста в военном госпитале в Торонто, Канада, где жила ее сестра Мюриэль. Амелия и Мюриэль с удовольствием наблюдали за пилотами на местном аэродроме. Именно тогда девушка окончательно влюбилась в самолеты. В 1919 году Эрхарт возвратилась в США.

Первый полет

Событие, навсегда изменившее жизнь Амелии произошло, когда военный летчик Фрэнк Хокс покатал девушку на самолете над Лос-Анджелесом. «К тому времени, когда я поднялась на высоту двести или триста метров над землей, я уже знала, что хочу стать пилотом», - сказала Амелия позже. Это было 28 декабря 1920 года.



Спустя неделю Эрхарт записалась на курсы в летную школу. Ее первым инструктором стала известная в то время летчица по прозвищу «Кудряшка» Снук. Амелия работала в фотостудии и регистратором в телефонной компании Лос-Анджелеса, чтобы оплачивать уроки полетов. За полгода ей удалось накопить денег на свой первый самолет. Им стал подержанный двухместный биплан Kinner Airster.

Авиационные рекорды

Из-за ярко-желтого окраса Эрхарт назвала свой самолет «Canary». 15 декабря 1921 года девушка успешно сдала выпускные экзамены и получила летную лицензию. Уже два дня спустя она посетила первую летную выставку. 22 октября 1922 года Амелия Эрхарт установила свой первый авиационный рекорд. Она стала первой женщиной-пилотом, поднявшаяся на высоту 4200 метров. Позже летчица установила очередной рекорд, пролетев 2600 миль за 19 часов без промежуточной посадки.



В 1923 году Амелия вышла замуж и продала «Canary» - свой первый и самый любимый самолет. В 1924 году она купила свой второй самолет, который назвала «Kinner». Коллеги летчики описывали Амелию как настойчивую и храбрую девушку с большой силой воли. «Женщины должны стараться делать то же, что и мужчины. Когда они терпят неудачу, их неудача должна быть всего лишь вызовом для других», - отмечала Амелия.
В 1932 году Эрхарт стала первой летчицей, совершившей одиночный беспосадочный перелет через Атлантический океан. Летчица взлетела в Ньюфаундленде, Канада, пересекла Северную Атлантику и приземлилась в Северной Ирландии, преодолев 2000 миль всего за 15 часов.



В 1937 году девушка объявила о своем самом амбициозном проекте - совершить кругосветное путешествие. Она практически осуществила свою мечту, прежде чем радиосвязь с ее самолетом была навсегда потеряна. На протяжении 80 лет оставалось загадкой, что же на самом деле произошло с Амелией Эрхарт.

Последний полет

Путешествие началось 20 мая 1937 года. К началу июля Эрхарт в сопровождении штурмана Фреда Нунана пролетела уже больше 22 тысяч миль (около 80% от всего маршрута). По информации сайт, 2 июля самолет Амелии взлетел из небольшого городка Лаэ, Западная Гвинея в надежде достичь Хоуленда - крошечного острова в Тихом океане. Через двадцать часов полета радиосвязь с самолетом была потеряна.



По донесению катера береговой охраны связь долгое время была нестабильной. Последними словами Амелии были то, что у них осталось мало топлива и острова нигде не видно. После того, как Эрхарт и второй пилот были признаны пропавшими без вести, началась масштабная поисково-спасательная операция. В течение двух недель корабли ВМС США обследовали площадь в 220 тысяч квадратных миль, но самолет так и не был обнаружен.

Всего существует две версии гибели Амелии Эрхарт.

Согласно первой, на необитаемом острове Никумароро в 1940 году был найден скелет. Долгое время считали, что это скелет мужчины, однако, новая экспертиза, проведенная в 2016 году доказала, что останки на самом деле женские. Более того, рост скелета и примерный возраст соответствуют дате возможной катастрофы. Также на острове была найдена летная куртка и крем от веснушек.


В 2017 году вышел американский документальный фильм об Амелии Эрхарт, в котором помимо прочего упоминалось о фотографии, обнаруженной в музее Конгресса США. На ней предположительно запечатлены Амелия и Нунан с группой японцев на острове Джаулит, Маршалловы Острова. Это дает повод полагать, что Эрхарт была взята в плен японскими солдатами.

Человеческий ум всегда будоражили повествования с загадочным концом, оставляя место воображению дорисовывать возможный финал. Не является исключением история об отважной летчице - Амелии Эрхарт, которая поставила цель - быть первой женщиной-пилотом, совершившей кругосветный перелет.

Детство Амелии

Амелия родилась 24 июля 1897 г. в небогатой семье юриста, работавшего в железнодорожной компании. В те времена заработки юриста сильно отличались от нынешних. Видя, что отец не может обеспечить семью достойным существованием, дед семейства забрал девочку к себе, где она прожила первые 11 лет своей жизни.

Лишь в 1908 году Амелия стала жить в доме своих родителей.

Отец часто брал ее на воскресную ярмарку, где одним из развлекательных шоу были показательные полеты первых самолетов. Однако на 11-летнего ребенка они не производили никакого впечатления.

Юную Амелию Эрхарт больше заботили взаимоотношения ее родителей, которые с годами становились более прохладными. Отец, на фоне экономического кризиса, стал все больше прикладываться к бутылке. Мать, не выдержав жизни с алкоголиком, забрала детей и переехала в Чикаго.

Знакомство с небом

После окончания школы девушка поступила в медицинский университет. Родители, несмотря на разлад, снова начали жить вместе, и в 1920 году Амелия вернулась в родной Канзас. Отец стал много времени проводить с дочерью и, как и раньше, водить ее на авиашоу.

Однажды во время поездки в Калифорнию Амелия Эрхарт совершила свой первый полет на открытом самолете, которые в те времена называли “этажерками”. Конечно, она была всего лишь пассажиркой, но впечатления настолько врезались в ее сознание, что навсегда изменили ее будущее.

Собрав свои сбережения, девушка купила небольшой биплан, назвав его Canary.

Ее инструктором была одна из первых женщин-летчиц - Анита Снук. Она отмечала отважность и хладнокровие Амелии, но вместе с тем бесшабашность, которая привела ее к нескольким авариям. Она вспоминала, как ее ученица, не сумев рассчитать длину взлетной полосы, слишком низко задрала нос самолета во время его отрыва от земли и врезалась в деревья, растущие по периметру взлетки.

Но талант все же раскрылся, и в 1922 году летчица Амелия Эрхарт поставила свой первый рекорд, поднявшись в небо на 4,267 км.

По стопам мужчин

До определенной поры полеты для Амелии были лишь увлечением, которым она занималась в свободное от учебы в университете время. Уже тогда она способствовала распространению популярности авиации среди женщин. В связи с этим имя Эрхарт часто появлялось на страницах газет. Именно это сыграло ключевую роль в том, что она стала первой женщиной-пилотом, пересекшей Атлантику.

Среди мужчин этот рекорд был поставлен еще в 1919 году летчиками Джоном Алкоком и Артуром Уиттеном Брауном, однако среди женщин шла борьба за первенство.

Попытки совершались неоднократно. Впервые достичь берегов Нового Света попыталась Анна Сейвл, прославившаяся одиночными перелетами через Средиземное море. Попытка не увенчалась успехом. Ее самолет так и не добрался до материка.

Затем Френсис Грейсон на своем голубом гидроплане решает совершить перелет, но также терпит неудачу.

Потом было еще несколько попыток, однако женщинам не везло.

Возможно, дело было в том, что они выбирали неподходящее время года, когда господствующие ветры дули в направлении, противоположном курсу самолета, а сильные туманы не давали возможность определить верный путь.

Как был побит рекорд

Случилось это в 1928 году. Все произошло благодаря эксцентричным желаниям жены представителя британской палаты лордов мистера Гетса. Она сообщила супругу, что собирается пересечь Атлантический океан воздушным путем, и по этому случаю приобрела 3-моторный Fokker A VII-3m.

Муж воспротивился, однако леди Гетс настаивала на своем. Видя, что конфликт неизбежен, он согласился с условием, что пилотом будет молодая американская летчица Амелия Эрхарт.

Созвонившись, они объяснили суть своего предложения, которое молодая амбициозная женщина приняла без раздумий. Это событие стало ключевым в биографии Амелии Эрхарт.

Посредником между ними выступил известный на тот момент издатель Джордж Путман, который и составил контракт.

Он имел свои интересы в отношениях с Амелией. Дело в том, что Джордж давно наблюдал за ее летной карьерой и справедливо полагал, что статьи о ее перелете через Атлантику подстегнут интерес к его газете. Кроме того, он планировал выпустить от имени Амелии Эрхарт книгу, описывающую это событие.

Обрадованная возможностью Амелия, но все же не искушенная в ведении бизнеса, с радостью подписала контракт.

Обман организаторов полета

Только во время перелета Амелия поняла, что была лишь вывеской, при помощи которой хитрый издатель привлек внимание к этому событию.

Несмотря на то что по договору была командиром экипажа, она была отстранена от управления самолетом. Путман оказался перестраховщиком и в качестве действующего пилота пригласил мистера Шульца.

Самолет вылетел 18 июня из Ньюфаундленда и, пролетев через Атлантику, приземлился в Уэльсе. Пышная встреча ожидала американский экипаж. Несмотря на жалобы летчицы, что она не принимала участия в управлении самолетом, Амелия Эрхарт признана первой женщиной-пилотом, пересекшей Атлантику.

Фальшивое замужество Амелии

Вскоре после возвращения в Америку в жизни Амелии произошли перемены. Она постоянно получала приглашения выступать с лекциями. В ее честь организовывались вечеринки, на которых мистер Путман с успехом рекламировал ее книгу с названием “20 часов 40 минут”. Более того, издатель поселил ее в своем доме.

Внимание к молодой известной женщине не смогло не сказаться на отношениях между Путманом и его женой, и вскоре они развелись.

Жизнь после перелета стала разочаровывать Амелию. Она видела, что слава, которой она пользуется, заслужена другими людьми. Ее всюду приглашали и поздравляли. Фото Амелии Эрхарт не сходило со страниц газет. Она даже получила поздравительную открытку от президента Соединенных Штатов. Однако это ее больше удручало, чем радовало.

После развода Джордж Путман предложил Амелии стать его женой. Она чувствовала, что определенная корысть в этом предложении имелась с его стороны, но, окруженная роскошью и заботой, приняла его.

В конце концов в подобных союзах любовь не главное. Они оба преследовали свои цели, и каждый мог их реализовать за счет другого.

“Это не то, что я хотела”

Прошло три года светской жизни. Постоянные рекламные турне, съемки в журналах были не по вкусу Амелии Эрхарт. Все же она считала себя больше пилотом, чем светской львицей, и в 1932 году настояла на том, что снова пересечет Атлантику. На этот раз в одиночку.

Перелет состоялся. Она вылетела с острова Ньюфаундленд и, проведя в воздухе 37 часов, приземлилась в Ирландии. И снова начались банкеты и презентации.

В том году Национальное географическое общество признало ее заслуги, вручив ей золотую медаль.

Все больше и больше Амелия скучала по полетам, но рекламные акции ее супруга не оставляли для них места. Наконец она сумела переломить ситуацию и начала больше летать, устанавливая новые рекорды. С этой поры ее полетам муж перестал препятствовать, видя, что для его бизнеса они приносят большую пользу. Более того, он стал всячески ее поощрять.

Шоу начинается

Видя, как супруга прекрасно справляется с ролью пилота, Путман задумал грандиозное шоу, которое, по его мнению, могло сильно продвинуть его издательский бизнес, — кругосветный перелет.

Рассказав о своих планах жене, он неожиданно наткнулся на ее отказ. В душе летчицы было множество сомнений в благополучном исходе подобного предприятия. Зная, какие физические и психические нагрузки испытывает летчик даже во время коротких перелетов, она сомневалась, что выдержит. Кроме того, навигационные приборы того времени не давали информации о точном положении самолета. Поэтому пилот должен был заниматься расчетом курса, кроме управления летательным аппаратом. Еще одной причиной были недостаточные сведения о метеорологических условиях предполагаемого маршрута.

Джордж, почуявший сверхприбыли, уже не хотел упускать добычу. Он начал с уговоров жены, приводил доводы, что техника 30-х годов гораздо более надежная, чем та, на которой она училась летать, что на гонорары можно купить новый самолет для этого предприятия.

Амелия, чувствовавшая фатальный исход, была непреклонна.

Тактика уговоров поменялась

На какое-то время Путман оставил в покое свою жену. Она даже расслабилась и начала жить прежней жизнью. Но это было лишь затишье перед решающим боем. Понимая, что легкие деньги, связанные с известностью Амелии, скоро закончатся, Джордж сменил тактику уговоров на завуалированный шантаж.

Однажды он предложил ей как опытному летчику составить маршрут кругосветного перелета, на что та ответила, что нечего составлять, так как никуда лететь не собирается. Однако Путман ей сообщил, что полетит не она, а другая более молодая и выносливая летчица, с которой он недавно познакомился. От Амелии же требуется только составить маршрут.

Это была тонкая манипуляция, правдивость которой Эрхарт не удосужилась проверить.

“Лечу, но на своих условиях”

Спустя какое-то время Джордж стал замечать, что супруга подолгу рассматривает атлас. Как опытный стратег он понимал, что рыбка заглотила наживку. Однако подсекать было рано. Поэтому он продолжал говорить, что никуда жену не отпустит, да и молодая летчица желает лететь одна. Подобные разговоры разожгли амбиции в пилоте Амелии Эрхарт, и она уже полностью была на крючке.

Сказав мужу, что вопрос с перелетом вокруг света решен, она стала составлять подробный маршрут. Для женщины такая авантюра была неосуществима. Поэтому она хотела, чтобы у нее был второй пилот - мужчина.

Разработка маршрута

Перед тем как объявить газетам о беспрецедентном событии, нужно было детально проработать маршрут. В целом он не представлял каких-то трудностей. Планировалось вылететь в восточном направлении, затем пересечь Африку с Азией. После этого предстоял самый сложный этап. Дело в том, что Тихий океан никто не пересекал без дозаправки, и сделать это можно было лишь в одном месте - на острове Хауленд. Имея небольшие географические размеры, он представлял сложность в навигационном отношении. Достаточно ошибиться в половину градуса, и отклонение составит несколько сотен километров. Без горючего невозможно будет не только продолжать полет, но и вернуться обратно на материк.

Ставки были велики. На кону стояла жизнь. Возможно, если бы газеты того времени не высказывали сомнения, говоря, что полет Амелии Эрхарт невозможен, исход был бы другим.

Начало полета

Несколько раз начало полета откладывалось. В основном по техническим причинам. В качестве второго пилота был выбран молодой летчик Фред Нунэн.

Полет проходил гладко. Совершая многочисленные посадки в Пуэрто-Рико, Калькутте, Бангкоке, самолет Амелии Эрхарт постепенно продвигался по намеченному маршруту.

Полет длился целый месяц с короткими остановками на дозаправку и отдых. Амелия была вымотана до предела, и часто замечала, что ее сосредоточенность на навигационных приборах ослабевает.

Когда они приземлялись, то единственное, что она просила - отвести ее в гостиницу, после чего сразу засыпала. И вот 27 июня они достигли конечной точки, которая как-то связана с материком. Это была Новая Гвинея.

Последнее письмо, в котором проскальзывали нотки неизбежности и безысходности, было отправлено отсюда. Она писала: “Весь мир остался позади, кроме этого последнего рубежа...”.

Последний рубеж

Согласно замыслу, окончание перелета должно было состояться на День Независимости США - 4 июля. Поэтому взять курс на Хауленд, расстояние до которого было 4730 км, нужно было за 2 дня до праздника.

Размеры острова составляют 800 метров в ширину и 2,5 км в длину. Даже в условиях идеальной погоды попасть на него очень сложно.

Через 4 часа 45 минут с самолета Амелии была передана радиограмма о том, что происходит ухудшение погодных условий. Начался шквальный ветер. Проблема заключалась в том, что в такую погоду нос самолета постоянно отклонялся от заданного курса. Даже небольшое смещение в сторону грозило тем, что самолет пройдет в стороне от крошечного острова. Видимо, так и произошло. Еще через час в радиоэфире были замечены отрывочные позывные: “Вызываю “Итаску”. Мы вас не видим, горючее на нуле, нас сносит в сторону, не можем определить координаты”.

Это было последнее сообщение, полученное с борта самолета.

Спасательная операция

Катер, принимавший радиограммы, немедленно отправился к месту предполагаемого крушения. Капитан надеялся, что положительная плавучесть самолета позволит ему продержаться несколько часов. С берега был отправлен поисковой гидроплан. Однако спасательная операция успехом не увенчалась.

Несмотря на это, президент Америки Теодор Рузвельт направил еще несколько судов и самолетов. Две недели продолжались поиски пропавших. На них было затрачено 4 млн долларов. Лишь 18 июля поступил приказ остановить спасательную операцию.

Трагедия, потрясшая западный мир

Исчезновение Амелии Эрхарт рассматривалось как национальная трагедия. Летчица была слишком популярна и любима народом за свой отважный характер. Множество журналов и газет того времени следили за ходом перелета. И вот, когда оставалось 2 дня до завершения кругосветки, герои пропали без вести.

В этой истории так и не была поставлена точка. Спустя годы о ней снова вспомнили. В прессе различными людьми стали выдвигаться всевозможные версии исчезновения Амелии Эрхарт.

Например, согласно одному предположению, летчики выполняли военное задание правительства США и, потерпев крушение, попали в руки японцев. В пользу этой версии приводились свидетельства очевидцев, которые находили трупы в летных комбинезонах во время эксгумации могил военнопленных.

Сторонники других теорий говорили, что Амелия с Фредом спаслись и живут сейчас под вымышленными именами. А спасательная операция была задумана, чтобы ВМС США могли провести разведку вражеских территориальных вод.

Как бы там ни было, загадки всегда будут привлекать людей. Одно можно сказать с полной уверенностью: Амелия Мэри Эрхарт навсегда вошла в историю воздухоплавания как первая женщина-пилот, перелетевшая через Атлантику.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Амелия Эрхарт: селебрити при жизни и легенда после исчезновения

Исчезновение Амелии Эрхарт и всяческие теории вокруг этого будоражат умы уже не первое десятилетие.

В 1937 году эта прославленная американская летчица бесследно исчезла во время попытки облететь земной шар.

Сейчас организуется очередная экспедиция на необитаемый атолл в Тихом океане Никумароро, где, возможно, будут обнаружены ее останки и обломки самолета.

Возглавляет эту экспедицию еще одна легенда: человек, который нашел обломки "Титаника", - Роберт Баллард.

Сможет ли он преуспеть там, где многие потерпели неудачу? И хотя Баллард преисполнен оптимизма, многие историки сомневаются, что ему удастся раскрыть тайну гибели Эрхарт.

Тайна, покрытая океаническими глубинами

Амелия Эрхарт была не просто звездой авиации, она была селебрити. В 1932 году она стала первой женщиной, в одиночку совершившей беспосадочный полет через Атлантику. Спустя пять лет после этого она отправилась в путешествие, которое должно было стать ее самым крупным достижением - облет земного шара.

Ее полет стал сенсацией. За ним следила пресса в каждой стране, которую она пролетала.

"В 1930-е годы Эрхарт была самой популярной женщиной в мире", - говорит Дороти Кокрейн, куратор отдела аэронавтики Смитсоновского Национального музея авиации и космонавтики в США.

"Она была пилотом-рекордсменкой, женщиной, которая проложила свой собственный путь в авиации - в мире, где главенствовали исключительно мужчины", - поясняет Кокрейн.

Во время своего кругосветного перелета Эрхарт, вылетев с Западного побережья США, махнула через Бразилию, пересекла Атлантику, пролетела над Африкой, Ближним Востоком, Индией, Индонезией, Австралией и, наконец, Папуа-Новой Гвинеей. Отсюда ей оставалось только пересечь Тихий океан.

Еще одна дозаправка - и вот она уже на Гавайях, а оттуда недалеко и собственно до Соединенных Штатов. Однако, вылетев из города Лаэ в Папуа-Новой Гвинее, она так и не приземлилась в месте своей следующей остановки - на крохотном острове Хауленд в центральной части Тихого океана.

Что с ней случилось, за все эти годы так и не было установлено.

"Ее бесследное исчезновение - одна из самых больших загадок современности", - полагает куратор Смитсоновского музея.

Человек, нашедший "Титаник"

Что касается океанологии, то тут у 77-летнего Роберта Балларда мало равных, и обнаружение обломков "Титаника" не единственное его достижение. Именно он в свое время разыскал в глубинах Атлантического океана легендарный нацистский линкор "Бисмарк", как и много других глубоководных обломков в разных частях света.

"Меня всегда интересовала история Амелии Эрхарт, потому что она поразила весь мир, сделав то, что многие считали невозможным, практически как я пытаюсь сделать, только в качестве исследователя океанических глубин", - заявляет Баллард на вебсайте, посвященном его экспедиционному кораблю "Наутилусу".

Cтартовавшая 7 августа экспедиция спонсируется телеканалом National Geographic, снимающим об этом документальный фильм с надеждой, что долгожданная находка все-таки будет сделана.

"Я охотник - а вы должны превратиться в добычу, за которой вы охотитесь. Я посадил себя в кабину летчицы и я стал превращаться в Амелию", - так описал Баллард свой подход в интервью телеканалу.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Роберт Баллард говорит, что всегда был заингригован историей Амелии Эрхарт

Тихие острова

Так где же искать Эрхарт и ее самолет? Экспедиция движется в сторону маленького атолла Никумароро, расположенного в самом центре Тихого океана.

Когда Эрхарт должна была приземлиться на острове Хауленд для дозаправки 2 июля 1937 года, то американский пограничный патрульный корабль уже ожидал появления на горизонте ее самолета Lockheed Electra.

Эрхарт сопровождал опытный штурман Фред Нунан, и они послали сообщение, что уже близки к острову, но у них кончается горючее. Их последнее радиосообщение гласило, что они летят по навигационным координатам острова Хауленд. За этим последовала тишина.

Однако на этой же самой навигационной линии, немного юго-западнее, лежит остров Никумароро, находящийся в 648 км от Хауленда. И именно этот факт дал основание предположить, что летчики могли пропустить Хауленд и приземлиться во время отлива на атолл Никумароро.

Если именно это и произошло, то это всего лишь продлило им жизнь на несколько дней, поскольку на атолле нет запасов пресной воды.

Правообладатель иллюстрации TIGHAR Image caption Никумароро - это необитаемый аттол, однако следы человеческого пребывания на нем были найдены

Теории и домыслы

Исчезновение Эрхарт тут же повлекло за собой поисковую операцию с участием американских ВМС и береговой охраны. Никаких следов обнаружено не было и по официальной версии, - которой придерживались большинство экспертов, - самолет Эрхарт рухнул в океан где-то неподалеку от острова Хауленд.

А что если нет?

Других теорий по поводу Эрхарт масса, причем некоторые из них просто абсурдны, и все они неизменно отвергаются знатоками дела Эрхарт.

Одна из этих теорий, к примеру, гласит, что Эрхарт развернула самолет на север, в сторону Маршалловых островов, где ее схватили японцы и заставили работать на благо антиамериканской пропаганды в годы Второй мировой войны.

В подкрепление этой теории в 2017 году в новости попала фотография, якобы запечатлевшая Эрхарт и Нунана на пирсе на Маршалловых островах, однако само фото настолько нечеткое, что не может служить каким бы то ни было доказательством. К тому же в Японии нет никаких исторических записей, которые бы могли подтвердить эту версию.

Правообладатель иллюстрации Courtesy of Les Kinney/US National Archives Image caption Фото из Национального архива США, якобы запечатлевшее Нунана (слева), Эрхарт (спиной) и их самолет (справа) на Маршалловых островах

По другой версии, Эрхарт вернулась в США, возможно, после заключения в Японии, и стала жить тихой жизнью под чужим именем где-то в Нью-Джерси. Опять же, никаких четких свидетельств тому нет.

В то же время у версии с посадкой на Никумароро есть серьезные сторонники.

Еще в 1940 году британская экспедиция еловеческие кости, женский ботинок и инструмент, которым пользовался навигатор Фред Нунан, а также бутылку травяного ликера Бенедиктин - его Эрхарт часто брала с собой в полет. Там также были найдены следы костра.

Как поначалу определили ученые, найденные кости принадлежали мужчине. Затем останки были утеряны, и позднее судмедэксперты, базируясь только на оставшихся фото, сочли, что они могли принадлежать высокой женщине европейского происхождения. Под это описание как раз подпадала Амелия Эрхарт.

Правообладатель иллюстрации Laurie Rubin Image caption Рик Гиллеспи уверен, что самолет Амелии Эрхарт приземлился на атолле Никумароро, который он посетил несколько раз

Теорию с посадкой на Никумароро поддерживает и Рик Гиллеспи, глава Международной группы по поиску пропавших самолетов (TIGHAR).

Он сам не однажды бывал на этом атолле и в интервью Би-би-си рассказал, что его экспедиция нашла артефакты, которые свидетельствуют о присутствии американки эпохи 1930-х гг.

Он также указывает на тот факт, что несколько сигналов бедствия было получено как раз из этого места уже после исчезновения летчицы, причем посылались они шесть вечеров подряд, что дает основания предположить, что самолет сел на сухой участок суши, а не на воду. В противном случае радио, погруженное в воду, не смогло бы работать.

"После шести вечеров радиосигналы прекратились, - рассказал Гиллеспи в одном из своих прежних интервью Би-би-си. - Как мы теперь думаем, из-за того, что самолет сел на коралловый риф, окружающий остров; он плоский, гладкий и оголяется во время отлива… Однако прилив приходит и уходит и… к вечеру шестого дня самолет был смыт в океан. Поэтому когда неделю спустя над атоллом пролетели [поисковые] самолеты с линкора, никакого аэроплана они не увидели".

Гиллеспи также полагает, что каждая новая попытка разгадать исчезновение Амелии Эрхарт привлекает внимание СМИ, и каждый раз, когда она заканчивается ничем, это лишь подстегивает новый интерес к этому делу.

"Это интересный самовозобновляющийся феномен", - считает Гиллеспи.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Нунан и Эрхарт осматривают свой самолет Lockheed

С большим размахом, но малыми шансами?

Нынешняя экспедиция Роберта Балларда - это предприятие широкомасштабное.

Одна группа будет прочесывать остров в поисках любых следов, вроде места ночлега, костей или других предметов.

Другая группа, возглавляемая самим знаменитым ученым-океанографом, будет искать в воде обломки самолета Эрхарт при помощи новейшей аппаратуры, способной создать карту океанического дна, и беспилотной глубоководной станции, которая может опускаться на глубину в 3 962 м.

Однако многие известные исследователи судьбы американской летчицы полагают, что миссия Балларда обречена.

"Я не думаю, что ее самолет находится где-то возле Никумароро, - говорит Сюзан Батлер, автор биографии Амелии Эрхарт. - Над этим атоллом пролетал самолет, поднявшийся с борта американского линкора "Колорадо" спустя несколько дней после ее пропажи. И тогда пилот не увидел там никакой жизнедеятельности".

Она также полностью отвергает теорию Гиллеспи: "Он эксперт в том, что касается шумихи, и National Geographiс каждый раз на это клюет. Как и газеты".

Другие эксперты также выражают сильные сомнения в том, что Эрхарт могла приземлиться на этот крохотный атолл.

"По мере приближения Эрхарт к острову Хауленд, ее радиосигнал стал сильнее. Она, вероятнее всего, была в 50 милях. Они с Нунаном думали, что почти достигли корабля американской береговой охраны. У них просто закончилось топливо вблизи от острова Хауленд,"- считает куратор Смитсоновского Национального музея авиации и космонавтики Дороти Кокрейн.

Она объясняет находки, сделанные ранее Гиллеспи, тем фактом, что на Никумароро в разное время люди все же оказывались, поскольку корабли не раз терпели крушение поблизости.

"Они не нашли никаких четких свидетельств того, что там были именно Эрхарт, Нунан или их самолет. Я не вижу причин, почему их "находки" или фотографии должны нивелировать официальную версию", - говорит куратор.