Эскимосы: интересные факты из жизни северного народа. Эскимосы - коренные народы дальнего востока Древние эскимосы


Эскимо́сы (группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Канады до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность – около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.Антропологи считают, что эскимосы – монголоиды арктического типа. Их основное самоназвание – «инуиты». Слово «эскимос» (эскиманциг - «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

История


Бытовая культура эскимосов необычайно приспособлена к Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, дом из шкур ярангу, особую глухую одежду из меха и шкур. Самобытна древняя культура эскимосов. В XVIII-XIX вв. характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, жизнь территориальными общинами.
В XIX веке эскимосы не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных эскимосов произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие эскимосы, особенно в Гренландии, стали наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Эскимосы Западной Гренландии сформировались в отдельный народ - гренландцев, не считающих себя эскимосами. Эскимосы восточной Гренландии - ангмассалик. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры эскимосов быстро исчезают.

Язык и культура


Язык – эскимосский, эско-алеутской семьи языков. Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы – юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском полуострове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.
Традиционно эскимосы - анимисты. Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. Многие верят в единого создателя Силъя, который управляет всем, что происходит в мире, всеми явлениями и законами. Богиня, одаривающая эскимосов богатствами морских недр, называется Седна. Существуют также представления о злых духах, представлявшихся эскимосам в виде невероятных и страшных существ. Шаман, живущий в каждой эскимосской деревне - посредник, налаживающий контакт мира духов с миром людей. Бубен для эскимосов - священный предмет. Традиционное приветствие, называемое «эскимосским поцелуем», стало всемирно известным жестом.

Эскимосы в России


В России эскимосы - малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. - 1356 человек, по данным переписи 2002 г. - 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населённых пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия - морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Эскимосы Чукотки называют себя «юк» («человек»), «юит», «югыт», «юпик» («настоящий человек»). Численность эскимосов в России:

Численность эскимосов в населённых пунктах в 2002 г.:

Чукотский АО:

село Новое Чаплино 279

село Сиреники 265

село Лаврентия 214

пгт Провидения 174

город Анадырь 153

село Уэлькаль 131


Этнические и этнографические группы


Азиатские эскимосы в XVIII веке делились на ряд племен - уэленцы, науканцы, чаплинцы, сиреникские эскимосы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Наряду с коряками и ительменами образуют так называемую «континентальную» группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

Письменность


В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.). Самый известный эскимосский поэт -Ю. М. Анко.

Современный эскимосский алфавит на основе кириллицы: А а, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Й й, К к, Л л, Лъ лъ, М м, Н н, Нъ нъ, О о, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ў ў, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Щ щ, ъ, Ы ы, ь, Э э, Ю ю, Я я.

Существует вариант эскимосского алфавита, созданный на основе канадского слогового письма для языков коренных народов Канады.


Эскимосы в Канаде


Эскимосский народ Канады, известный в этой стране под самоназванием «инуиты», добился своей автономии, с созданием 1 апреля 1999 г. территории Нунавут, выделенной из Северо-Западных территорий.

Эскимосы полуострова Лабрадор также имеют теперь свои автономии: в Квебекской части полуострова эскимосский округ Нунавик постепенно увеличивает свой уровень автономии, а в 2005 году и в части полуострова, входящей в провинцию Ньюфаундленд и Лабрадор, также был образован эскимосский автономный округ Нунатсиавут. Инуиты получают официальные выплаты от правительства за то что живут в тяжелых климатических условиях.

Эскимосы в Гренландии


Гренла́ндцы (эскимосы Гренландии) – эскимосский народ, коренное население Гренландии. В Гренландии себя считают «калааллит» от 44 до 50 тыс. чел., что составляет 80-88 % населения острова. Кроме того, в Дании проживает около 7,1 тыс. гренландцев (2006, оценка). Говорят на гренландском языке, широко распространён также датский язык. Верующие в основном лютеране.

Живут в основном по юго-западному побережью Гренландии. Выделяются три основных группы:

западные гренландцы (собственно калааллит) – юго-западное побережье;

восточные гренландцы (ангмассалик, тунумиит) – на восточном побережье, где наиболее мягкий климат; 3,8 тыс. чел.;

северные (полярные) гренландцы – 850 чел. на северо-западном побережье; самая северная в мире группа аборигенного населения.

Исторически, самоназвание «калааллит» относилось только к западным гренландцам. Восточные и северные гренландцы называли себя только своими самоназваниями, причём диалект северных гренландцев ближе к диалектам инуитов Канады, нежели к западно- и восточно-гренландскому диалектам.


Эскимосская кухня


Кухня эскимосов состоит из продуктов, полученных охотой и собирательством, основу рациона составляет мясо, морж, нерп, белуха, олени, белые медведи, овцебыки, птица, а также их яйца.

Так как в арктическом климате невозможно земледелие, эскимосы собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды и либо поедают их, либо заготавливают впрок. Эскимосы считают, что диета, состоящая, в основном, из мяса, полезна, делает организм здоровым и сильным и помогает сохранять тепло.

Эскимосы считают, что их кухня гораздо более полезна, чем кухня «белого человека».

Одним из примеров является употребление тюленьей крови. После употребления крови и мяса тюленей вены увеличиваются в размерах и темнеют. Эскимосы верят в то, что кровь тюленей усиливает кровь съевшего благодаря замещению истощённых питательных веществ и обновлению кровотока; кровь - обязательный элемент диеты эскимосов.

Кроме того, эскимосы верят в то, что мясная диета утепляет, если постоянно питаться по-эскимосски. Один эскимос, Олеетоа, питавшийся смесью эскимосской и западной еды, говорил, что когда он сравнил свою силу, тепло и энергию с аналогичными показателями своего двоюродного брата, евшего только эскимосскую пищу, то оказалось, что брат сильнее и выносливее. Эскимосы в целом склонны обвинять в своих болезнях недостаток эскимосской еды.

Эскимосы выбирают продукты питания, анализируя три связи: между животными и людьми, между телом, душой и здоровьем, между кровью животных и людей; а также в согласии с выбранным режимом питания. Эскимосы очень суеверны в отношении пищи и её приготовления и поедания. Они считают, что здоровое человеческое тело получается при смешении человеческой крови с кровью добычи.

К примеру, эскимосы считают, что заключили с тюленями соглашение: охотник убивает тюленя только ради прокорма своей семьи, а тюлень жертвует собой ради того, чтобы стать частью тела охотника, а если люди перестанут следовать древним соглашениям и заветам предков, то животные будут оскорблены и прекратят размножаться.

Обычный способ сохранения мяса после охоты - заморозка. Охотники поедают часть добычи прямо на месте. Особая традиция связана с рыбой: рыбу нельзя готовить в пределах дня пути от места ловли.

Эскимосы известны тем, что каждый охотник делится всей добычей со всеми в поселении. Впервые эта практика была документирована в 1910.

Поеданию мяса, жира или других частей животного предшествует выкладывание больших кусков на кусок металла, пластика или картона на полу, откуда любой в семье может взять себе порцию. Так как эскимосы едят, только когда голодны, члены семьи не должны идти «к столу», хотя бывает, что поесть приглашают всех в поселении: женщина выходит на улицу и кричит: «Готовое мясо!».

Еда после охоты отличается от обычного приёма пищи: когда тюленя приносят в дом, охотники собираются вокруг него и первыми получают порции как самые голодные и остывшие после охоты. Тюленя разделывают особым образом, вспарывая живот, чтобы охотники могли отрезать кусочек от печени или налить в кружку крови. Кроме того, жир и мозг смешиваются и поедаются с мясом.

Дети и женщины едят после охотников. В первую очередь для поедания выбирают кишечник и остатки печени, а затем рёбра, позвоночник и остатки мяса распределяют по поселению.

Разделение еды было необходимо для выживания всего поселения, молодые пары отдают часть улова и добытого мяса пожилым, чаще всего своим родителям. Считается, что, поев вместе, люди становятся, связаны узами сотрудничества.


Традиционное жилище эскимосов


Иглу - это типичное для эскимосов место жительства. Данный тип строения представляет из себя постройку, которая имеет куполообразную форму. Диаметр жилища составляет 3-4 метра, а высота его - примерно 2 метра. Строятся иглу, как правило, из ледяных блоков или же уплотненных при помощи ветра блоков из снега. Также иглу вырезают из сугробов, которые подходят по плотности, а также по размеру.

Если снег достаточно глубокий, то вход прорывают в полу, а также роют коридор к входу. В случае, когда снег все же не глубокий, то входную дверь прорезают в стене, а к входной двери пристраивают отдельный коридор, сооруженный из снежных кирпичей. Очень важно, чтобы входная дверь в подобное жилище находился ниже уровня пола, так как за счет этого обеспечивается хорошее и правильное проветривание помещения, а также сохраняется тепло внутри иглу.

Освещение в жилище попадает благодаря снежным стенам, но иногда делаются также окна. Как правило, они сооружаются также изо льда или же кишок тюленей. В некоторых эскимосских племенах распространены целые поселки из иглу, которые между собой соединены переходами.

Изнутри иглу застилают шкурами, также иногда завешивают ими и стены в иглу. Для обеспечения еще большего освещения, а также большего тепла применяются специальные приспособления. За счет нагревания часть стен внутри иглу может оплавляться, но сами стены не плавятся, благодаря тому, что снег помогает вывести лишнее тепло наружу. Благодаря этому в жилище поддерживают комфортную для существования людей температуру. Что касается влаги, то её также впитывают стены, и из-за этого внутри иглу сухо.
Первым не-эскимосом, который построил иглу, был Вильямур Стефансон. Произошло это в 1914 году, и об этом событии он рассказывает во множестве статей и собственной книге. Уникальная прочность такого вида жилищ заключается в использовании плит уникальной формы. Они позволяют сложить хижину в виде своеобразной улитки, которая постепенно сужается кверху. Также очень важно учитывать и способ установки этих импровизированных кирпичей, который подразумевает опору следующей плиты на предыдущий кирпичик в трёх точках одновременно. Для того чтобы конструкция была более устойчива, готовую хижину поливают также водой снаружи.


Самый восточный народ России, который живет на Чукотском полуострове.

Самоназвание - юк - «человек», югыт или юпик - «настоящий человек». Использовались также местные самоназвания: унгазигмит или унгазикцы - чаплинцы (Унгазик - старое название с. Чаплино), сиренигмит, сиреникцы, навукагмит - науканцы. На Чукотском п-ове юпик делится на сиреникский, центральносибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря.

Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. Мясо, внутренности и жир морских животных ели, жиром обогревали и освещали жилище, из костей изготавливали орудия труда, оружие, утварь, остовы жилищ, шкурами покрывали жилище, обтягивали байдары, каяки, шили из них одежду и обувь. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками. Важнейшим объектом промысла был морж. Весной его добывали на плавучих льдах или с ледовой кромки длинным копьем или гарпуном, летом - на открытой воде с лодок или на лежбищах копьем. Нерпу, лахтака, ларгу отстреливали с каяков короткими металлическими дротиками и гарпунами, с берега - гарпунами, на льду - подползали к зверю или подстерегали его у отдушины, которое животное делает сквозь лед.

Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Каяк - мужская охотничья лодка для преследования морского зверя. Каркас ее делали из тонких деревянных или костяных планок и обтягивали моржовой кожей, сверху оставляли люк для охотника. По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером», а с середины XIX в. - цугом (упряжка восточносибирского типа).

Поселения располагали в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя. К таким местам относятся Аван, Кивак. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Остатки таких жилищ остались, например, в Наукане.


Кухлянка - традиционная
одежда коренных жителей

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Мужской костюм состоял из узких натазников из нерпичьей шкуры, коротких рубах-кухлянок из оленьего меха (аткук), меховых штанов до колен и торбасов. Летом для предохранения от сырости поверх нее надевали матерчатую камлею или плащ с капюшоном из моржовых кишок. Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Женщины носили более широкие, чем у мужчин, натазники, поверх них - меховой комбинезон (к’алъывагык) до колен, с широкими рукавами; зимой - двойной. Обувь была такая же, как у мужчин, но повыше, из-за более коротких штанов. Одежду декорировали вышивкой или мозаикой из меха.


праздничные
эскимосские торбаса

Основной едой считается мясо морских млекопитающих: морж, лахтак, акиба. Мясо на зиму квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценили оленину, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных. Летом и осенью в большом количестве употребляли морскую капусту и другие водоросли, ягоды, съедобные листья и корни.

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты, - «проводы кита», либо весной - «встреча кита». К примеру, в с. Новое Чаплино в августе проходит День кита. В этот день охотники выходят на промысел: добывают кита для всех жителей. В селе исполняют национальные танцы, проводят состязания по национальным видам спорта.

К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка. Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Особенностью является гортанное женское пение, подражание звукам природы: животным, птицам. Танцевальная музыка неразрывно связана с поэзией и танцем. Бубен (ярар) - личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами) - занимает центральное место в музыке. Одним из символов солнца, плодородия и магическим амулетом считается эскимосский мяч .

Далеко за пределами Чукотки известен ансамбль «Эргырон». В школах изучают национальный язык до 11 класса. Но одной из проблем является вымирание языка. Созданы учебник «Эскимосский язык» и эскимосско-русский и русско-эскимосский словари. Передачи на эскимосском языке готовит Гостелерадиокомпания «Чукотка».

Чукотская одежда была глухой, т. е. без продольного разреза спереди или сзади. Как приморские, так и оленные чукчи шили одежду из шкур молодых оленей и нерп. Мужчины на голое тело надевали двойную меховую рубаху (русские ее называли кухлянкой или кукашкой) длиной до колен или короче; нижняя рубаха надевалась мехом внутрь, верхняя--мехом наружу. Она шилась настолько широкой, что можно было свободно внутри нее вытащить руку из рукава. Подол, рукава, а часто и ворот рубахи, обшивались собачьим или росомашьим мехом. Штаны были такжедвойные (верхние из оленьего меха, камуса или из тюленьей шкуры; нижние, как правило, из оленьих шкур), узкие, длиной до щиколоток, плотно обтягивающие ноги. Обувь носили короткую с меховым чулком. Подошва обуви обычно делалась из кожи лахтака или из оленьих щеток (шкура с жесткой шерстью из-под копыт оленя). Кухлянка подпоясывалась ремнем, так что образовывался напуск. К ремню привешивался нож, кисет и другие предметы. Головные уборы чукчи носили редко, даже зимой они ходили с непокрытой головой, надевая шапку главным образом в дороге. Наиболее распространенной была шапка в виде капора; в дороге во время буранов и сильных морозов надевали шапку с накидкой, которая закрывала шею и грудь. Иногда на шею одевали боа из беличьих хвостов. Кроме того, бытовала еще маленькая шапочка с наушниками, закрывавшая лоб и затылок, но оставлявшая открытым темя. Во время снегопадов и пурги надевали матерчатый или ровдужный балахон до колен, с капюшоном. Летнюю одежду и обувь шили из ровдуги и нерпичьих шкур. В дождливую погоду приморские чукчи надевали одежду, сшитую из кишок моржа.

Женская одежда состояла из мехового комбинезона (керкер) длиной до колен, с широкими рукавами и воротом; зимой комбинезон был двойным, летом одинарным, мехом внутрь. Женская обувь делалась такого же покроя, как и мужская, но до колен.

Особых различий в покрое одежды между оленными и приморскими чукчами не наблюдалось.

Дети до 4--5 лет носили специальную одежду типа комбинезона. У грудных детей рукава и штанины зашивались наглухо для тепла. В штанах прорезалось отверстие, закрываемое специальным клапаном, на который клали в качестве подстилки сухой мох или оленью шерсть.

Чукчи в прошлом татуировались. Несмотря на тесное общение с эскимосами, у которых татуировка была сильно развита, у чукчей татуировка была крайне проста: она состояла обычно из небольших кружков по краям рта у мужчин, двух прямых линий на носу и лбу и нескольких линий на подбородке у женщин. Сложная татуировка встречалась только в виде исключения. Назначение татуировки было религиозно-магическое -- защита от злых духов. Бездетные женщины против бесплодия наносили на обеих щеках на равном расстоянии друг от друга три закругленные линии. Татуировка наносилась иглой с тонкой ниткой, натертой сажей или порохом, которую продергивали сквозь кожу. Украшениями у чукчей служили браслеты и ожерелья из бус. Браслеты делались из узкого кожаного ремешка с привязанной на конце бусиной. Мужские прически были весьма разнообразны. Обыкновенно чукчи брили верхнюю часть головы, оставляя волосы у лба и на затылке в виде кружка; иногда такой же кружок волос оставляли вокруг самой макушки. Обычная прическа женщин -- две туго заплетенные косы, концы которых связывались вместе ремешком; иногда в косы вплетали бусы или бисерные привески.

Эскимосы носили одежду и обувь из шкур морского зверя и оленьего меха. Только некоторые, наиболее богатые эскимосы пользовались бельем и имели верхнюю хлопчатобумажную или шерстяную одежду городского типа.

Мужскую одежду составляли узкие натазники из нерпичьей шкуры, рубаха из оленьего меха (аткук), подобная чукотской, меховые штаны и торбаза. Летняя рубаха шилась одинарная, мехом внутрь. зимняя - двойная, мехом внутрь и наружу. На уровне бедер рубаху перетягивали поясом (тафси) из нерпичьей кожи, расшитым белым оленьим волосом.

На ногах, поверх меховых чулок, носили нерпичьи торбаза (камгык) различной высоты (обычно до середины голени).

Зимой в дальнюю поездку поверх одинарной рубахи надевали широкую из оленьих шкур кухлянку (парку) длиной до колен, с капюшоном.

Женщины носили на голом теле кожаные натазники типа трусов, поверх них надевали меховой комбинезон, такой же, как у чукчей. Женская обувь по покрою не отличалась от мужской, только была более высокая (достигала колен). Зимние торбаза часто делались из камуса, получаемого от чукчей-оленеводов.

Еще в конце XIX в., а в единичных случаях и позднее, эскимосы носили длинные кухлянки из птичьих шкурок, которые с развитием обмена с чукчами-оленеводами были вытеснены одеждой из оленьего меха. Из птичьих шкур в старину делался также спальный полог и постели.

Меховую шапку и рукавицы мужчины и женщины носили только и дороге. В остальное время, даже на сильном морозе и ветру, они ходили с непокрытой головой.

Прическа у всех женщин была одинаковая - две косы с пробором посередине. У мужчин она была разнообразнее. Обычно волосы стригли, оставляя длинные пряди па макушке или, наоборот, гладко выстригали макушку, оставляя «бахрому» вокруг головы.

Еще о начале XX в. эскимосы применяли татуировку. У мужчин она ограничивалась нанесением кружков около углов рта (диаметром 1.5- 2 см), что было, несомненно, пережитком существовавшего ранее обычая носить губную втулку. Татуировка на лице женщины состояла из прямых или немного вогнутых параллельных лилий, покрывающих часть лба, нос и подбородок. На щеках наносился более сложный геометрический орнамент. Особенно сложным и разнообразным рисунком отличалась татуировка рук: кисти и предплечья.

«Народы Сибири». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва — Ленинград, 1956

К концу XIX. Эскимосы — мертвая одежда — парк из птичьих шкур с перьями внутри. Он состоит из широких меховых штанов, тугих ботинок и креплений, поэтому не пропускайте воду, меховую куртку без двери, но с капюшоном и шляпкой.

У женщин брюки и обувь иногда образуют одно целое; на спине — сумка для детей.

Одежда, особенно для женщин, украшена цветными кожаными галстуками, шейкой матки, листьями и белками,

Чайник, Верблюд и еще 5 традиционных видов одежды народов в длинном севере

и т.д. Материал одежды в основном олень, затем тюлени, собаки, полярные лисицы и птицы.

Характеризуется верхней водонепроницаемой одеждой из млекопитающих и пузырьков, выполненной с отличным вкусом и изяществом, как одежда из шкурок птиц.

С развитием обмена с кукинским оленем пастухи стали носить одежду из мехового оленя. Летние одежды, как мужчины, так и женщины, были слепыми камелиями, визитом от запечатывания, а позже — купленными тканями.

Традиционная обувь — меховые сапоги (камгык) с кроеной и часто слякот, мужчины — до середины меча, мужчины — до колен; Кожаные штаны с носком, разрез значительно поднял ноги как «пузырь».

Женские вязаные волосы в двух косиках, бритье мужчин, оставляют круг или некоторые струны в верхней части головы.

Татуировка у мужчин — круги вокруг углов рта (реликвия обычая, чтобы носить губный рукав), женщины имеют сложные геометрические узоры на лице и руках. Это было красочно. Характерными являются назальные орнаменты из колец, пера, гранул, фрагментов люпина; аналогичные объекты также вставляются в срезы под нижней губой, иногда в целый ряд, заполненные пуговицами из оболочки и аналогичные другим типам зубов.

Основная еда — матрос, тюлень и китовое мясо — мороженое, кислая капуста, сливочное, вареное.

Популярные продукты — мясо оленя, кровь, содержимое желудка, головная рыба и т. Д. Трава служила растительной пищей, морской капустой, моллюсками.

Я был бы признателен, если вы разделите статью о социальных сетях:

Одежда, эскимосская еда Википедия
Поиск на этом сайте:

Как правило, одежда эскимосов на протяжении веков развивалась в прохладной атмосфере. Теплый мех, из которого он комбинируется, и глухой разрез прекрасно защищают тело от мороза, ветра и влаги.

Мужская одежда, состоящая из коротких кухлянков, вышитых из оленьих или тюленей, мех, который торчит с телом, в случае холодного среза, позволяет, держа руки за рукава, чтобы согреть их до ее обнаженного тела. У Кухлянков есть шляпы. Более чем короткие (15 см) кожаные мужские носки надевают брюки из кожи желе, тюленя или белого медведя. Брюки достигают своих коленей. На ногах носки надеты на мех, мех, с которым сталкиваются ноги, SH меховые сапоги наружу, шовные оленины (кожа оленя с ногами) или кожные уплотнения.

Женская одежда изготовлена ​​из того же материала, что и мужчины; в виде взглядов, очень похожих на мужчин.

Женщины носят кожаную рубашку с задним выдвижением на спине. Короткая коллянка без разреза обычно украшена вышивкой, передней и задней стенками мусов.

В отличие от мужчин, кожаная сумка для женщин — сумка для сумки, в которой надевается ребенок. Одежда сшита и прикреплена так, что они нигде не смягчаются.

Местные версии одежды эскимосов различаются по длине кухни, деталям резки и обрезки. Самыми отличными от общих эскимосских типов парков одежды являются тихоокеанские эскимосы и алеуты. Они сшиты из кожи морских птиц без крышки. Кроме того, эти эскимосские группы не носят натуропаты.

Для каякинга водонепроницаемая одежда производится в кишках моря.

питание

Раньше эскимосы ели то, что могли получить, охота или рыбалка. Теперь они покупают некоторые продукты. Почти их единственная пища была, и отчасти, мясом морских животных, а также оленей.

Национальная традиционная одежда чукчей

Его едят в вареном, сухом и сыром виде.

Клубника и съедобные корни занимают небольшое место в рационе. Мясо морских животных богато витаминами и хорошей защитой от цинги. Мясная диета освобождает эскисов от необходимости экстракции соли, поскольку мясо находится в достаточном количестве.

Эта диета соответствовала климатическим условиям. Переход эскимосов под влиянием Европы от мяса к овсянке, чай с сахаром и консервами негативно повлиял на их здоровье. Характерной особенностью диеты эскимосов является высокое потребление воды.

До прибытия европейцев не было алкогольных напитков от эскимосов.

Социальный порядок

Конец XIX — начала XX века. Иезуиты жили в примитивной общей системе. В это время он не был кланом эскимосов. * Основной социальной единицей было жилье. Почти все его жители были связаны с близостью или богатством. На западе Аляски, чей-то лагерь родился у человека из «моего» лагеря, которого рассматривали как родственника.

У центральных и гренландских эскимосов было меньше союзных связей, чем на Аляске, а соседние связи между жителями лагеря были более выраженными.

В общем, лагерь эскимов был общиной, в которой находились останки важных предков, более сильные на западе и несколько ослабленные к востоку. Общие отношения были полностью сохранены в производственных и потребительских отношениях. Все охотники поселения участвовали в охоте и рыболовстве. Например, весь лагерь охотился на карибу или ловушку во время весеннего нерестового сезона.

Получение от одной охоты также приводило к общему распределению в соответствии с определенными нормами. Эти нормы не были одинаковыми для разных эскимосских групп, но б В этой связи можно проследить некоторую законность.

Итак, охотник, добывший печать, он получил, как правило, очень мало, большинство трупов были разделены между другими охотниками на охотничьей стороне. Кроме того, члены получили свою часть лагеря, не участвовали в охоте за неотложной работой или болезнью, а также пожилые люди, вдовы и сироты. К концу XIX. Century. этот порядок распределения продукции в значительной степени вырожден. Однако мера взаимной помощи все еще сохраняется, особенно в периоды голода, когда имеются продовольственные запасы, они настолько малы, что их можно распределить среди всех членов лагеря.

Примитивные общинные нормы в конце XIX — начале XX в. Century.

продолжают настаивать на распределении мяса китов: каждый может взять его в любой сумме.

В эскимосе в течение описанного периода личная собственность рассматривается как оружие, байдарки, санки, охотничьи ловушки, одежда, предметы домашнего обихода, игрушки,

Личными страницами были ледяные платформы с герметичными дышащими отверстиями. В Гренландии охотник, который обнаружил, что продукт поставил рядом ярлык, что указывает на его владельца. В Эскимосском Беринговом проливе каждая семья имела все свои вещи с знаком таманга. Присутствие признаков собственности было подтверждено распадом примитивной общей системы.

Собственность всей семьи была продовольствием.

Владение всем лагерем в целом считается: каменные изгороди, которые были построены всеми членами группы и охотились на оленей; рыболовные плотины; дом для отдыха и т. д.

Очевидно, была племенная собственность на охотничьи угодья и рыболовные зоны морского зверя.

Настройки личной собственности могут быть предоставлены.

Утрата или разбивка заимствованного предмета не могут быть возмещены или возвращены пострадавшей стране, и владелец не имеет права требовать возмещения ущерба за причиненный ущерб.

Кроме того, владелец на Аляске обычно думал, что было неприятно требовать обратно возвращенные товары, потому что, по словам эскимоса, лицо, которое может работать в своей собственности, имеет больше, чем ему нужно. И владелец ловушки, если он не использовал ее, должен был отдать ее тому, кто в ней нуждается.

Когда женатый человек умер, часть его покойного имущества была помещена вместе с ним в могилу.

Он унаследовал остальную часть имущества со своими родственниками, особенно детьми, сыновьями, унаследовавшими охотничьи ружья, дочери — предметы домашнего обихода. Вдова ничего не наследовала, но она вернулась на скамью подсудимых. В Гренландии человек, у которого есть палатка, не может наследовать другого, так же как и во владении одной впадиной, я не получил другого, и так далее. N. на Аляске, которая больше не придерживается такого ограничения наследования, и увольнения шли между эскимосом Аляски и эскимотом другого региона.

Доля наследования, полученная детьми старшего и младшего возраста в разных местах, различна. Таким образом, в Гренландии старший сын получил большую часть имущества своего отца.

Не было разницы между «медь» эскимосами в порядке преемственности самых старых и младших сыновей. На Аляске младшие дети получили старшего сына. Все ценные вещи достались младшим сыновьям. Жена покойного распределяла наследие аляскинских энскочей.

Во второй половине XIX века.

между различными территориальными группами эскимосов существовали сильные торговые связи, которые проводились по тем же маршрутам из года в год. Ярмарки, особенно на Аляске, проходили в форме праздничных торжеств и различных ритуальных ритуалов. Такие ярмарки обычно проводились в тех же городах, на границе между различными группами. Торговля производилась путем обмена одного продукта на другой. Единственная цена была сделана кожей взрослых выдр, а затем и барабанной кожей.

По словам американского ученого Э.

В. Нельсон, Аляска, в 1990-х годах, XIX. в каждой деревне вы найдете богатого человека, собравшегося с большим магазином с инуитовской концепцией собственности (стоимость нескольких сотен долларов). Эти богатые люди время от времени организовывают праздник для своих односельчан и дают им еду и подарки. Если богатый эскимос избегал организовывать фестиваль, жители деревни убивали его и забирали все, что у него было, или силу, которая организовала фестиваль, и отдала ей все свое имущество.

В последнем случае, под болью смерти, он должен был оставить каждую мысль, чтобы стать богатым. Это говорит о том, что они были для эскиманов во второй половине XIX века. Ваше собственное неравенство было новым и необычным явлением. Но даже в этот период решающий голос в деревне обычно принадлежал самому богатому жителю, поскольку от него все зависит.

На острове Нунавик несколько десятилетий назад собственность находилась в каждой связанной группе публичного характера.

Все объекты были помечены символами, которые выглядели как прямые или прерывистые, но количество символов было очень ограниченным. Все люди, которые имели общего мужского предка, отмечают свое имущество одним персонажем. Для разделения отдельных ветвей дерева генеалогии или отдельных семейств в связанной группе было передано более одного персонажа объектам (но не более пяти).

На Аляске, между эскимосами, которые жили среди реки.

Кускоквим и залив Коцебу, в конце XIX века. разделение на тотемические группы оставалось. Наиболее распространенными были тотемы Фолка, Сокола и Кроу. Все члены группы тотемов считались родственниками. К сожалению, неизвестно, была ли такая группа экзогенной или нет, то есть она является родом или только его оставшейся частью.

Аским Аляски и Гудзонова залива до середины XIX века. Century.

Были широко распространены мужские дома (казими), существование которых обычно связано с семьей матери. В каждом эскимском лагере было специальное здание, где люди проводили время без охоты. Они работали, ели и сожгли там. Там были организованы все встречи и праздники.

Женат пара эскимосов.

На побережье Тихого океана в конце 18-го века — начале 19-го века. Century. были брачные свадьбы, то есть свадьбы между детьми брата и сестры. Эта форма брака связана с клановой системой или с материнским кланом и двойными экзогами.

Выравнивание после брака может быть матричным и патрилокальным, но на Аляске и на островах Нунивак, Каджак и Алеутский jb XIX века. сначала преобладали. Разделение проводилось гладко по просьбе мужа и жены. Дети остались с матерью, и их отец потерял все свои права. Женщина в семье была почти одинаковой с мужчиной.

В терминологии сродства отличаются отцовские и материнские линии, что можно объяснить только удовлетворительно тем, что эта терминология была создана как отражение родовой системы, существовавшей в прошлом.

Есть много других свидетельств существования эскимосов в прошлом, и это мать. По-видимому, племенная организация исчезла в связи с развитием, огромные необитаемые арктические пространства, поскольку независимые племена далеки друг от друга, часто гниют и переплетаются во время движения.

В более позднем снятии с эксплуатации экзогамии важную роль сыграл кочевой образ жизни центрального и восточного эскимосов, что затрудняло сохранение межпоколенческих связей.

В этой связи интересно, что на западном побережье Соединенных Штатов Эскимосская система спасения племен сохранилась в гораздо большей степени, чем в остальных эскимосах. Это связано с тем, что им не придется разрабатывать такие большие пространства, как центральные, так и гренландские эскимосы, а также тот факт, что их жизнь более оседлая из-за природы возможности, море охоты происходит не только зимой, но и в летние месяцы.

Процесс снятия с эксплуатации клановых отношений между эскимосами, конечно, тесно связан с ходом колонизации Арктики американцами и влиянием капиталистических отношений.

Вполне вероятно, что процесс снятия с эксплуатации клановой системы был недавно завершен, особенно на Аляске и на соседних островах, где род, вероятно, существовал в 18 веке.

или даже позже. Семья матери была компенсирована, по-видимому, непосредственно сообществом соседства, а не отцовскими кланами. В любом случае это может быть четко определено для Аляски Эскими.

Большинство эскимосов в середине XIX. Century. но позже не было лидеров, но он всегда был одним из старших опытных охотников в лагере, особенно если он был шаманом, он пользовался большим авторитетом, чем другие старые люди; его называли «хорошим», «я думаю», «советником»: это может быть признак того, что лучше передвигаться по лагерю, который отправил охотничьих тюленей, которые олени; но его совет не последовал, и у него не было силы заставить себя выполнить свои приказы.

Общественное мнение сыграло важную роль в жизни эскимосов.

Каждый мог действовать так, как вам нравится, пока он не нарушил общее благополучие. Если человек нарушил нормальные нормы, его поощряла одна из старых или старых женщин. В значительной степени такие стимулы работали хорошо, потому что они считались очень оскорбительными.

Если он по-прежнему нарушает правила охоты, раздражает соседей и вводит их в заблуждение, то он разоблачает бойкот: ему не разрешалось участвовать в общественных делах, не разрешалось в его коттеджах, никто не хотел с ним разговаривать или иметь деловую сделку; если его ненавидели его соседи из-за преступлений, которые он совершил, он мог убить его, когда сообщество сочтет это необходимым.

Иногда кого-то призывали к исполнению; Он вызвался поговорить обо всех своих соседей и убил своего преступного преступника с его согласия. Иногда соседи организовывали собрание и отбирали исполнителя от своего решения от сообщества и не имели права отказать, даже если осужденный был его братом.

Исполнитель или один из членов общины взял семью казненных.

В отличие от этого убийства, которое было надето, поскольку оно было бы законным, каждое другое убийство должно быть отбито ближайшими родственниками умершего, а обычай кровопролития был одним из самых необходимых в обычном законе эскимосов.

Традиционно эскимосы (инуиты) питаются в основном рыбой, морскими млекопитающими и наземными животными. Корни, травы и клубника представляют собой небольшую часть диеты инуитов. Современные посвященные приняли западные диетические привычки.

Несколько племен — инуиты, также называемые эскимосами.

Традиционная одежда гренландских эскимосов

Люди инуитов живут в таких районах, как Аляска и Северная Канада, где в последние годы температура очень низкая. Они профессионалы в области охоты и рыбалки, живут за счет того, что доступно в непосредственной близости.

Популярные продукты инуитов включают белуху, печать, рыбу, краб, море, карибу, вошь, утку, перепелку и гусей.

Летом корни и клубника входят в пищу. Из-за сурового арктического климата инуиты в основном содержатся на мясе и рыбе. Растения отсутствуют в их рационе, потому что они не растут в такой плохой среде.

Многие люди задаются вопросом, как инуиты могут выжить, не питаясь сбалансированной диетой, которая распространена в других культурах. Исследователи обнаружили, что животные и рыба, содержащие инуиты, содержат различные питательные вещества, которые организм должен выжить.

Инуиты пользуются свежим мясом.

Современные инуйтеры едят смесь традиционных продуктов и прозападных продуктов.

Обувь и одежда береговых и тундровых чукчей не имели сильных различий и были практически идентичны эскимосским.В основном это была глухая одежда из шкур нерп и оленей. У мужчин была двойная рубаха-кухлянка до колен.

Они подпоясывали ее ремнем, а к нему подвешивали кисет, нож и другие принадлежности. Также были узкие двойные штаны и короткая обувь с чулками из меха. У приморских чукчей имела распространение одежда, сшитая из кишок моржа. Что касается головных уборов, их носили крайне редко, если только в дороге.
Зимняя одежда шилась из двух оленьих шкур мехом наружу и внутрь.

Береговые чукчи к тому же использовали эластичную, прочную и почти непромокаемую кожу тюленей, из которой делали штаны и весенне-летнюю обувь; из кишок моржа шили также камлейки, дождевики и различные плащи.

Одежда, пища эскимосов

Оленные чукчи для штанов и обуви использовали старые продымленные покрытия яранги, которое не деформируется под воздействием влаги.
Регулярный взаимный обмен различными продуктами хозяйства помогал тундровым чукчам получать обувь, одежду, кожаные подошвы, арканы, ремни, изготовленные из шкур морских млекопитающих. Береговые для зимней одежды применяли оленьи шкуры.

А летом носили уже изношенную зимнюю одежду.
Вся глухая одежда чукчей подразделяется на празднично-обрядовую и повседневно бытовую: женскую, мужскую, детскую, стариковскую, молодежную и даже ритуально-похоронную.
У женщин был популярен меховой комбинезон (так называемый керкер) с широкими рукавами, летом - одинарный, а зимой - двойной, и короткие штаны.

Обувь шилась из меха, преимущественно до колен. Женщины любили носить различного рода ожерелья и браслеты.
Интересный факт: чукчи делали себе татуировки на лице, мужчины - кружочки у рта, а женщины - две полоски по лбу и носу.

Волосы мужчины стригли своеобразным кругом, выбривая темя, а женщины, как правило, заплетали две косы.

Примеры употребления слова пимы в литературе.

Всю первую неделю, от Верхнеудинска до Кяхты, она ехала в нанятой для нее кибитке, как случайная попутчица экспедиции, в огромной шубе сверх полушубка и в сибирских пимах .

Сверхтеплую одежду — малицу, паницу, совик, надежную и в морозы и в оттепели обувь — тобоки, пимы , липты, крепчайшие нитки-сухожилия дарит северянину добрый и верный друг-олень И мясо, отличное, нежное, вкусное, сытное мясо оленя — отварное, поджаренное на сковороде или на пруте, сырое, горячее с кровью прямо с убоя или мороженая строганина.

Охотники были тепло обуты, но мороз проникал сквозь меховые чулки — липты — и пимы .

Я спрашиваю вас, не были ли вы, находясь в Коннектикуте, знакомы лично с семейством Пимов , обитавшим на острове Нантакет и состоявшим в родстве с одним из видных юристов штата.

Выходит, мистер Джорлинг, — заговорил капитан более резким голосом, дрожание которого выдавало раздражение, — вы не знали семью Пимов и не встречались с ее членами ни в Хартфорде, ни на Нантакете.

Эскимосы. Существует много названий для этого смелого народа Севера, проживающего в самых суровых условиях, известных человеку. Что мы в действительности знаем о них? Кроме того, что они с гарпунами охотятся на тюленей и моржей, ходят в шубах с капюшонами, большинство людей очень мало знает что-то об этих охотниках-собирателях и оленеводах.

10. Одежда и броня

Инуиты люди, в силу необходимости, достаточно квалифицированные в изготовлении теплой, прочной одежды. По теплосохранности одеждам эскимосам нет равных, ведь в традиционной эскимосской одежде спокойно можно находиться на морозе в -50 градусов много часов.

Однако, когда они выходили на охоту, чтобы выжить, они также умели изготавливать очень прочную броню для одежды. В конце концов, они выходили на охоту на массивных зверей и нуждались тоже в защите. Броня инуитов имела пластинчатую структуру, состояла из костных пластин (часто из моржовых зубов, известных как моржовый клык). Ремнями из сырой кожи пластины соединялись воедино. Любопытно, что дизайн такой брони напоминает древние доспехи японских воинов. Тот факт, что инуиты смогли придумать такие чрезвычайно функциональные доспехи, говорит об их таланте и смекалке.

Часто используемый в нейтральном контексте, термин “эскимо”, как правило, считается немного расистским, так же, как термин “индеец” — оскорбительным для коренных американцев. Однако, это технически считается приемлемым, а научный термин обычно имеет достаточно солидную этимологию. Хотя слово “эскимо” считается датским и французским (от слова “eskimeaux”), название, вероятно, основывается на старом термине “askimo.” Исследователи, похоже, не могут договориться о том, означает ли это “мясоеды” или “сыроеды”.

Тем не менее, многие эскимосы считают такой термин для себя оскорбительным, поэтому из уважения к этому гордому народу, мы будем избегать употребления этого термина. Общепринятым, политкорректным названием (многие из них также используют для себя этот термин) будет слово – Инуиты.

8 .Эскимосский поцелуй

Эскимосский поцелуй, как знак любви — это когда два человека трутся носами. Инуиты выработали такой жест на протяжении тысячелетий, потому, что при обычном поцелуе на морозе, из-за слюней, можно примерзнуть друг к другу в неловкой позе.

Эскимосский поцелуй называется “куник”. Это тип интимного приветствия, часто практикуется между супругами или детьми и их родителями. Встречающиеся могут выглядеть так, как будто они трутся носами, но на самом деле они нюхают друг другу волосы и щеки. Таким образом, два человека, которые не видели друг друга, могут быстро напомнить о себе другому человеку своим индивидуальным запахом.

Хотя куник не очень вписывается в понятие поцелуя, он считается интимным жестом.

Вегетарианство не очень распространено в традиционных инуитских племенах. Потому что они живут в бесплодной, холодной окружающей среде, их диета в основном опирается на различные виды мяса и лишь изредка, на некоторые виды ягод и водоросли. Даже в нынешние времена, фрукты и овощи являются дефицитными и дорогими для импорта в холодные северные районы, поэтому они по-прежнему полагаются на свой традиционный рацион.

Инуиты всегда были отменными охотниками. Они потребляют нарвалов, моржей, тюленей и разных птиц и рыб. Даже белые медведи иногда появляются в их меню. Есть много традиционных способов приготовления пищи: сушка, варка или заморозка. Некоторые продукты не готовятся вообще. Некоторые считают, что замороженное мясо – это настоящий деликатес, как мороженое.

Хотя можно подумать, что диета, которая в большой степени опирается на мясо приводит к серьезным проблемам со здоровьем, инуиты, которые следуют этой диете, на самом деле одни из самых здоровых людей в мире. Этот “ Парадокс инуитов” уже давно является предметом серьезного научного интереса.

Иглу является квинтэссенцией жилища инуитов: гениальное куполообразное сооружение, построенное из блоков льда и снега.

Хотя большинство людей видели фотографии иглу, как небольших снежных куполов, они существуют различных форм и размеров, а также материалов. Для инуитов, “иглу” — это просто слово, обозначающее здание, в котором живут люди.

5. Каллупиллук

В каждой культуре есть свои мифические чудовища. Инуиты проводили свои дни, обходя опасные ледовые поля, охотясь на огромных и сильных моржей и агрессивных медведей. Казалось бы, откуда можно придумать фантастическое чудовище. Однако и у инуитов было одно существо, которым пугали непослушных детей. Это Каллупиллук, буквально означающее “Монстр”. Согласно легенде, он обитал подо льдом и поджидал людей, провалившихся в воду. Тогда монстр набрасывался на них и утаскивал неосторожных людей в ледяную морскую пучину. Это был естественный и здоровый страх в Арктике, где упасть в воду часто означало — смерть.

4. Блондины эскимосы

В 1912 году исследователь по фамилии Стефанссон нашел странное племя инуитов, которое полностью состояло из блондинов, высоких, похожих на скандинавов. Это вызвало бурную дискуссию о природе этого племени. Большинство людей в конце концов согласились с тем, что эти белокурые инуиты в Канадской Арктике были потомками викингов, которые приплыли сюда на заре веков. Однако исследования ДНК в 2003 году развенчали эту гипотезу. Дело в том, что при брачных связях и близкородственном кровосмешении часто рождаются блондины.

3. Слова для описания снега.

В большинстве языков мира для снега существует одно или несколько слов. Однако в языке Инуитов существует огромное количество слов для описания снега. Инуиты могут описать снег 50-400 разными словами, красноречиво созданными для описания весьма специфического вида этого замороженного осадка.

Например слово Акуилокок означает: “тихо падает снег”, а пиегнарток, это “Снежная погода, хорошая для поездки на охоту”, и так далее.

2. Оружие.

Хотя контакт с европейской культурой дал им доступ к огнестрельному оружию и другим современным видам оружия, традиционное оружие инуитов изготавливалось из камня или костей убитых животных. Они не имели возможности ковать металл, так что кость была одной из главных особенностей их оружия. Луки были сделаны из кожи, костей и сухожилий.

Поскольку большинство оружия инуитов использовалось для охоты и разделки туш, оно было специально сделано для нанесения максимального ущерба. Кромки были острые и часто зазубренными, предназначенными для разрывания и терзания, а не аккуратного отрезания и прокалывания.