Эмбрион. Британские биологи создали первую искусственную плаценту Ситуационные задачи по эмбриологии

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЭМБРИОЛОГИИ

    На занятии студенты обсуждают вопрос о значении внезародышевых органов при эмбриональном развитии человека и, в частности, о желточном мешке. Известно, что в эволюции желточный мешок выполнял трофическую функцию. У человека он содержит очень небольшое количество желтка. почему? обсудите ситуацию в ходе ответов на следующие вопросы

    Какие внезародышевые органы образуются в эмбриогенезе у человека

    Функция желточного мешка у рыб, птиц

    Какими структурами (клетками) образован желточный мешок человека

    Почему желточный мешок у человека утрачивает трофическую функцию

    Какие функции выполняет желточный мешок у человека

    В ходе доклада на конференции на тему «Этапы эмбрионального развития человека» студенты обсуждают следующие вопросы. ответьте и вы на них

    Оплодотворение (3 фазы)

    Тип дробления и образование бластоцисты

    Типы гаструляции у человека и образование зародышевых листков и осевых органов

    Гистогенез и органогенез

    Системогенез

    В эксперименте на животном поврежден источник развития мозгового вещества надпочечников. При обсуждении возникли вопросы. ответьте и вы на них

    Какие зародышевые листки возникают в результате гаструляции

    Во время какого процесса возникает этот источник

    Какой зародышевый листок дает начало развитию этого источника

    Из какой части эктодермы развивается этот источник

    Как называется часть эктодермы, идущей на развитие источника

    Произошла преждевременная отслойка плаценты, в результате чего погиб плод. в чем причина? В ходе обсуждения ситуации ответьте на вопросы

    Какие внезародышевые органы развиваются у человека в эмбриогенезе

    За счет какого органа обеспечивается связь зародыша с организмом матери

    Какой тип плаценты у человека

    Какие две части хориона формируются у человека

    По какой причине произошла преждевременная отслойка плаценты

5. При обсуждении темы «Половые клетки» возникли вопросы о классификации яйцеклеток. ответьте и вы на них

    Как называется период, в котором происходит образование яйцеклеток

    Что является характерным для яйцеклеток

    Как классифицируются яйцеклетки по количеству желтка

    Как классифицируются яйцеклетки по расположению желтка

    От каких условий зависит количество желтка в цитоплазме яйцеклетки

6. При воспалительном процессе бластоциста на 7 день эмбриогенеза находилась в маточной трубе. обсудите исход беременности в ходе ответов на следующие вопросы

    Строение бластоцисты (5-6 сутки)

    Стадии имплантации

    Какие изменения происходят в бластоцисте на 7-е сутки

    Что может произойти с бластоцистой в маточной трубе после седьмых суток

    Каков исход беременности

7. Студенты обсуждают на занятии период эмбрионального развития, когда начинают обособляться и специализироваться клетки при активности определенных генов. Возникли следующие вопросы. ответьте и вы на них

    Как называется этот период

    Какие 4 этапа здесь имеются

    На каком этапе появляются неодинаковые бластомеры

    Когда возникают зародышевые листки

    На каком этапе появляются зачатки разных тканей

8. На какой стадии эмбриогенеза и как (способы) зародыш становится многослойным. обсудите это в ходе ответов на следующие вопросы

    Как называется эта стадия и что образуется в ее результате

    Какие способы существуют у ланцетника и амфибий

    С помощью каких способов идет гаструляция у человека

    Какие органы образуются у зародыша человека между двумя стадиями гаструляции

    Сроки формирования у зародыша человека всех 3-х зародышевых листков

9. При вскрытии женщины, погибшей во время автомобильной катастрофы в матке обнаружен, имеющий вид пузырька, эмбрион. какая стадия развития и каков срок беременности? обсудите ситуацию в ходе ответов на следующие вопросы

    Стадии эмбрионального развития и их суть

    Тип яйцеклетки человека

    Место полового пути оплодотворения

    Тип дробления у человека и локализация процесса

    Бластоциста человека (строение, место и время образования после оплодотворения)

10. Плод родился в «рубашке». Что это значит? чем образована эта «рубашка»? обсудите ситуацию в ходе ответов на вопросы

    Гаструляция у человека

    Внезародышевые органы человека. Образование между фазами гаструляции

    Провизорные органы, образовавшиеся после гаструляции у человека

    Структура амниона

    Значение амниона (действия акушера, если плод рождается в «рубашке»)

ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ ПО ЭМБРИОЛОГИИ

      У человека в эмриогенезе образуются внезародышевые органы: амнион, желточный мешок, хорион, аллантоис, плацента.

      У рыб и птиц желточный мешок выполняет трофическую и кроветворную функции.

      У человека желточный мешок образован внезародышевой энтодермой и внезародышевой мезодермой (мезенхимой).

      Желточный мешок появляется на второй неделе развития, а с третьей недели начинается гемотрофное питание, поэтому желточный мешок утрачивает трофическую функцию.

      Желточный мешок – орган, в основном выполняющий кроветворную функцию и образование первичных половых клеток у человека.

      В оплодотворении различают три фазы.

    Дистантное взаимодействие. С помощью химических веществ предотвращается проникновение многих сперматозоидов в яйцеклетку.

    Контактное взаимодействие – происходит объединение цитоплазмы контактирующих гамет.

    Проникновение сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки, уплотнение периферической части цитоплазмы яйцеклетки и формирование оболочки оплодотворения.

      Дробление полное, неравномерное, асинхронное. Одни бластомеры крупные, темные, дробятся медленно. Это эмбриобласт. Из него образуется тело зародыша и внезародышевые органы, кроме трофобласта. Второй тип бластомеров – мелкие, светлые, быстро делящиеся – это трофобласт. Через 50-60 часов дробящийся зародыш приобретает вид плотного шара – морулы. На третьи сутки начинает формироваться бластоциста, которая представляет собой полый пузырек, образованный снаружи трофобластом, и заполненного жидкостью, с эмбриобластом в виде узелка клеток, который прикреплен изнутри к трофобласту на одном полюсе бластоцисты.

      У человека гаструляция проходит в две фазы. В результате деляминации образуются два листка: наружный – эпибласт (первичная эктодерма) и внутренний – гипобласт (первичная энтодерма). На второй стадии в результате образования первичной полоски и иммиграции клеточных масс образуются мезодерма и хорда. К 17 суткам у эмбриона человека сформированы 3 зародышевых листка. На 20 – 21 сутки окончательно формируется хорда, нервная трубка (из эктодермы), замыкающаяся к 25 суткам. Формируется кишечная трубка.

      Образование тканевых зачатков происходит за счет детерминации и коммитирования, дифференцировка, пролиферация и гибель клеток. Детерминация – генетически запрограммированный путь развития клеток и тканей. На стадии гаструляции клетки недостаточно детерминированы, поэтому они являются источником развития нескольких тканей. Коммитирование – это ограничение возможных путей развития клеток. Дифференцировка – это изменения в структуре клеток, которые связаны с их функциональной специализацией, обусловленные активностью определенных генов. В процессе дифференцировки происходит специализация тканевых зачатков и формирование различных видов тканей.

      Из тканей формируются зачатки органов и систем.

      У человека гаструляция проходит в две фазы. В результате деляминации образуются два литка: наружный – эпибласт (первичная эктодерма) и внутренний – гипобласт (первичная энтодерма). На второй стадии в результате образования первичной полоски и иммиграции клеточных масс образуются мезодерма и хорда.

      Источник возникает в процессе дифференцировки.

      Первичная эктодерма.

      Зародышевая эктодерма.

      Зачатки симпатических ганглиев.

4.1. У человека в эмбриогенезе образуются внезародышевые органы: амнион, желточный мешок, хорион, аллантоис, плацента.

4.2. Связь зародыша с организмом матери обеспечивается за счет плаценты.

4.3. Плацента человека гемохориальная дискоидальная ворсинчатая.

4.4. Различают ветвистый хорион, ворсинки которого сильно разрастаются и ветвятся. Гладкий хорион – ворсинки отсутствуют. Он находится в области пристеночной и сумочной частей отпадающей оболочки.

4.5. На границе гладкого и ветвистого хориона часть основной отпадающей оболочки по краю плацентарного диска плотно прирастает к хориону и не разрушатся, образуя замыкательную пластинку. При нарушении образования этой пластинки кровь из лакун с материнской кровью истекает и плацента отслаивается.

      Процесс развития и созревания яйцеклеток называется прогенез.

      Для яйцеклеток характерно наличие желтка, который представляет собой белково-липидный комплекс. Это включение находится в цитоплазме и используется для питания зародыша.

      По количеству желтка различают безжелтковые (алецитальные). Маложелтковые (олиголецитальные). Среди них различают первичные (у ланцетника) и вторичные (у плацентарных млекопитающих и человека). Полилецитальные (многожелтковые) (у птиц).

      В маложелтковых яйцеклетках желточные гранулы распределены равномерно – называются изолецитальными. У полилецитальных яйцеклеток желток часто расположен у одного полюса. Такие яйцеклетки называются телолецитальными. Среди них различают умеренно телолецитальные (мезолецитальные у амфибий) и резко телолецитальные (у птиц). Если желток находится в центре клетки, то клетки называются центролецитальными.

      Количество желтка в яйцеклетке зависит от условий развития (во внешней или внутренней среде) и продолжительности развития. У человека малое количество желтка объясняется тем, что развитие зародыша происходит в организме матери и питание осуществляется за счет матери через плаценту.

      На пятые сутки бластоциста поступает в матку и свободно в ней располагается. Сначала бластоциста имеет вид полого пузырька, который снаружи образован трофобластом и эмбриобластом в виде узелка прикрепленного изнутри к трофобласту. Пузырек заполнен жидкостью. С пятых суток в трофобласте увеличивается количество лизосом, появляются выросты трофобласта. Зародышевый узелок превращается в зародышевый щиток. Идет подготовка к первой фазе гаструляции.

      В имплантации различают две стадии: адгезия (прилипание) и инвазия (проникновение). На образующихся ворсинках трофобласта формируются два слоя: внутренний цитотрофобласт и наружный – симпластотрофобласт, который продуцирует протеолитические ферменты, которые подплавляют слизистую оболочку матки. В ней появляются имплантационная ямка, куда проникает бластоциста.

      На 7 сутки из зародышевого щитка выселяются отростчатые клетки – внезародышевая мезодерма. Она участвует в образовании амниона (вместе с внезародышевой эктодермой), желточного мешка (вместе с внезародышевой энтодермой) и хориона (вместе с трофобластом).

      Готовая к имплантации бластоциста может погрузиться в слизистую оболочку маточной трубы.

      Разрыв трубы с внутрибрюшным кровотечением; оперативное вмешательство (тубэктомия)

      Стадия называется дифференцировка зародышевых листков.

      Различают 4 этапа дифференцировки:

    Оотипическая дифференцировка – на стадии зиготы представлена предположительными зачатками – участками оплодотворенной яйцеклетки.

    Бластомерная дифференцировка на стадии бластулы.

    Зачатковая дифференцировка на стадии ранней гаструлы.

    Гистогенетическая дифференцировка на стадии поздней гаструлы.

      На стадии бластомерной дифференцировки появляются неодинаковые бластомеры (бластомеры крыши, дна…).

      Зародышевые листки возникают на стадии ранней гаструляции.

      Зачатки разных тканей появляются на стадии гистогенетической дифференцировки. Из тканей начинают формироваться зачатки органов и систем.

8.1. Зародыш становится многослойным на стадии гаструляции.

8.2. У ланцетника гаструляция идет способом инвагинации (впячивание), а у амфибий в основном эпиболией (обрастание) плюс частичная инвагинация.

8.3. У человека гаструляция идет двумя способами: деляминацией (расщепление – образуются два листка: наружный листок – эпибласт (первичная эктодерма) и внутренний гипобласт (первичная энтодерма)). Второй способ – иммиграция (выселение, перемещение клеточного материала).

8.4. Между двумя стадиями гаструляции образуются внезародышевые органы: амниотический и желточный пузырьки, хорион – органы, обеспечивающие условия для развития зародыша.

8.5.К 17 суткам у эмбриона сформированы все 3 зародышевых листка – эктодерма, энтодерма и мезодерма.

      Оплодотворение – образование одноклеточного организма – зиготы. В результате дробления зародыш становится многоклеточным. Гаструляция – образование многослойного зародыша. Гистогенез, органогенез и системогенез - у зародыша появляются ткани, из комбинации которого формируются органы и системы. Образуется организм человека.

      Вторичноизолецитальная яйцеклетка

      В маточных трубах

      Полное, неравномерное, асннхронное. Начинается в маточной трубе и заканчивается в матке.

      Бластоциста – зародышевый пузырек. На стадии ранней бластоцисты (3 – 4 сутки), образовавшейся в маточной трубе, зародыш поступает в полость матки. Там, за стадией свободной бластоцисты (5 – 6 сутки) следует имплантация (6 – 7 сутки), продолжающаяся 40 часов. В бластоцисте – снаружи трофобласт (наружная клеточная масса), внутри – полость с жидкостью. На одном полюсе пузырька – эмбриобласт (внутренняя клеточная масса), прикрепленная к трофобласту. Срок беременности – конец первой недели от оплодотворения (около 6 суток).

      Гаструляция у человека идет в две фазы: 1 фаза – деляминация на 7 сутки с образованием эпи- и гипобласта; 2 фаза на 14 сутки (иммиграция). У зародыша образуются три зародышевых листка и закладываются основные органы (осевые).

      Амнион, желточный мешок, хорион возникают между двух фаз гаструляции

      После второй стадии образуется аллантоис и начинает формироваться плацента

      Состав амниона: внезародышевые эктодерма и мезодерма (мезенхима)

      Амнион – водная оболочка – полый орган, заполненный выработанным его эпителием жидкостью. В нем развивается плод, совершает движения. Амнион предохраняет от высыхания плод и оказывает воздействия, необходимые для формирования органов пищеварения и дыхания. Плод заглатывает амниотическую жидкость и выделяет в него мочу. Акушер вскрывает амнион для нормального ведения родов (если он сам не вскрылся).

Внутриутробное развитие после образования детского места . После образования новой формы связи двух организмов - связи через плаценту, условия жизни зародыша (дыхание, питание, выделение продуктов обмена) улучшаются и развитие его ускоряется. Начинается интенсивное формирование органов.

Зачатки головного мозга образуются уже возрасте З,5 недель. В ближайшие дни после этого появляются зачатки ушей и глаз. В конце 4-й недели размер зародыша равен 5 мм (от темени до крестца) и можно уже различить грудной и брюшной отделы туловища. На 5-й неделе начинают образовываться конечности. Размер 5-недельного зародыша - 8 мм, а 6-недельного - 10-12 мм.

Зародыш, начиная с возраста 8 недель и до конца внутриутробной жизни, принято называть плодом. В возрасте 5-6 месяцев плод представляет собой уже сформировавшийся организм, но еще не подготовленный к самостоятельной жизни.

Расположение плода в матке в эти сроки беременности показано на рис. 5 и 6.

Рис. 5. Расположение пятимесячного плода в матке (схема).


Рис. 6. Расположение шестимесячного плода в матке (фотография с музейного препарата). Плод окружен околоплодными водами и тонкой оболочкой. Часть более плотных оболочек и передней стенки матки удалены.

В середине беременности мать начинает ощущать шевеления плода, но его слабые движения, не ощутимые матерью, начинаются раньше.

По мере развития мышечной системы плода его движения становятся более интенсивными. Периодически возникают шевеления, в которых участвуют мышцы всего тела. Шевеления способствуют кровообращению плода. Плод периодически совершает и дыхательные движения, но так как они не сопровождаются поступлением воздуха в легкие, их значение состоит в подготовке дыхательной системы к деятельности, начинающейся сразу же после рождения, и в улучшении кровообращения плода.

Во вторую половину беременности врач легко может выслушать сердцебиение плода и зарегистрировать его так же, как и шевеление плода, при помощи специальных приборов. В крупных родовспомогательных учреждениях такие приборы используются для более полной характеристики жизнедеятельности плода и для диагностики ее отклонений от нормы.

Во время беременности, особенно во вторую ее половину, у женщин значительно усиливается обмен веществ, количество крови в организме увеличивается примерно на 1 л, работа сердца (количество выбрасываемой им в минуту крови) возрастает почти в полтора раза, дыхание углубляется и учащается.

Для плода очень важно, насколько хорошо организм матери справится с необходимой перестройкой жизнедеятельности, что зависит от общего состояния беременной женщины и от состояния ее регулирующих систем: нервной и эндокринной. Отклонения от нормы в ходе этой перестройки выражаются нередко в нарушении обменных процессов и деятельности сердечно-сосудистой системы. Иногда возникают состояния, получившие название «токсикозов беременных». Повышение кровяного давления и нарушение обмена веществ, характерные для токсикозов второй половины беременности, могут оказать неблагоприятное влияние на плод. При тяжелых формах заболевания это влияние состоит в основном в том, что плод развивается недостаточно быстро и может родиться ослабленным. К тому же токсикозы иногда вызывают преждевременные роды.

Токсикозы беременных успешно поддаются лечению, особенно если женщина обратилась к врачу при появлении первых признаков болезни. При своевременном лечении токсикоза, а также других заболеваний беременной женщины, состояние плода может не измениться или нарушиться кратковременно.


Рис. 7. Сопоставление размеров матки девушки (Д) и матки женщины в конце беременности.

Однако зародыш и плод, несколько пострадавшие при заболеваниях матери и осложнениях беременности, обладают способностью восстанавливать нормальное состояние в процессе развития. Во вторую половину внутриутробного периода у плода, кроме того, достаточно развиты приспособительные реакции. Если плоду не хватает кислорода и питательных веществ, то движения его усиливаются, сердцебиение учащается, возрастает скорость кровотока по плацентарным сосудам. Это способствует тому, что из крови матери извлекается большее количество нужных плоду веществ.

К концу внутриутробной жизни сокращения сердца плода становятся сильнее, артериальное давление возрастает, обменные процессы усиливаются и количество потребляемых им питательных веществ и кислорода также быстро возрастает. Матка значительно увеличивается в размере (рис. 7). Вес матки с плодом, оболочками и околоплодной жидкостью достигает примерно 5 кг. Матери становится труднее вынашивать плод, легче возникает утомление. В связи с этим беременным женщинам в Советском Союзе за 56 дней до родов предоставляют оплачиваемый отпуск, что имеет значение для здоровья и женщины, и ребенка.

Каждая женщина, мечтающая о пополнении в семействе, увидев на тесте долгожданные две полоски, приходит в неописуемый восторг. Буквально с первых дней беременности она начинает проявлять заботу о будущем малыше: отказывается от вредных привычек, соблюдает диету, снижает физические нагрузки. Однако далеко не все дамы вникают в тонкости развития крохотного организма, ограничиваясь лишь изучением снимков с ультразвукового исследования. Между тем, находясь в утробе матери, зародыш проходит огромный путь, прежде чем превратиться в полноценного маленького человечка. В данной статье мы рассмотрим, чем отличается плод от эмбриона.

Определения

Плод

Плод – развивающийся в материнской утробе человеческий организм после закладки основных систем и органов. Данный термин используется исключительно по отношению к еще не появившемуся на свет ребенку. Рассматриваемый период развития организма именуется фетальным и начинается по достижении им 8-9-недельного возраста. Подобный этап характеризуется интенсивным ростом, дифференцировкой тканей, развитием органов и систем, окончанием формирования плодных оболочек и плаценты. 38-недельный карапуз считается полностью доношенным. К этому моменту плод приобретает признаки зрелости: длину от 47 см, вес от 2500 г, выпуклую грудь, бледно-розовую кожу без морщин и т. д. Малыши, рожденные в период от 28 до 37 недель, считаются недоношенными, но при этом вполне жизнеспособными. Они требуют очень тщательного ухода и порой на протяжении длительного времени находятся под присмотром врачей. Самым эффективным методом диагностики плода признано ультразвуковое исследование.


Эмбрион

Эмбрион – зародыш человека на начальной стадии своего развития до момента выхода из плодных оболочек. В ходе этого этапа из яйцеклетки формируется тело, обладающее определенными морфологическими признаками. Данный период длится 8 недель, после чего эмбрион принято именовать уже плодом. Зародыш возникает в результате слияния ядер яйцеклетки со сперматозоидом. В конце третьей недели развития у эмбриона появляются голова и примитивное сердце, а спустя еще несколько дней оно начинает качать кровь по телу и плаценте. В процессе формирования зародыша у него образуются конечности и глаза, уши и зачатки зубов, постепенно уменьшается, а затем вовсе исчезает хвост. К концу восьмой недели практически заканчивается процесс закладки основных жизненно важных органов.

Сравнение

Оба эти термина обозначают растущий организм на разных стадиях развития. Эмбрионом именуется зародыш с момента зачатия и вплоть до 8-й недели беременности. Микроскопическое тельце появляется в плодном яйце, представляющем собой овальное или круглое образование размером в несколько миллиметров. Находящийся внутри него желточный мешок обеспечивает питание эмбриона. Плодное яйцо увеличивается в размерах вместе с зародышем. На начальном этапе формирования эмбрион мало похож на человека. Он внешне напоминает крошечного скрюченного «червячка» с хвостиком и без явно выраженной головы. Ближе к 8-9 неделе у зародыша обозначаются конечности, глаза, начинает биться сердце и образуются прочие жизненно важные органы. Голова становится различимой, но непропорционально большой по отношению к телу. Максимальный размер зародыша достигает всего 3-4 см, а вес – около 5 г.

Основное отличие плода от эмбриона состоит во внутриутробном возрасте развития. Как уже говорилось выше, зародышем называется формирующийся на протяжении первых восьми недель организм. По достижении этого возраста эмбрион начинает именоваться плодом. Отныне его питание обеспечивается не желточным мешком, а плацентой – находящимся внутри матки органом, осуществляющим связь между матерью и будущим малышом. По мере своего развития он становится все больше похожим на человека. Тело удлиняется и приобретает нормальные пропорции, конечности увеличиваются в размерах, уши занимают свое место по бокам головы и т. д. Плод активно растет и прибавляет в весе. Вес доношенного карапуза составляет как минимум 2,5 кг, а рост – 47 см.

Подведем итог, в чем разница между плодом и эмбрионом.

Между 18-м и 25-м днем со дня зачатия (3-4 недели беременности) у ребенка начинает биться сердце. К 20-му дню формируются основы нервной системы. После пяти с половиной недель ребенок двигает головкой, а в шесть недель - и всем телом, подобно уже рожденному ребенку. Но женщина почувствует эти движения гораздо позже, на 16- 20-й неделе. В 43 дня уже можно снять энцефалограмму мозга. В 9-10 недель беременности малыш уже двигает глазными яблоками, глотает, шевелит язычком, икает, бодрствует и спит. На 11-й неделе - сосет большой палец, реагирует на звуки, внешний шум может его разбудить. К 11-12 неделям появляются ногти, к 16 неделям - ресницы. С 10-11-й недели беременности у ребенка функционируют все системы организма.
---------

В конце 40-х гг. XX века, еще не существовало научного знания об эмбрионе. В то время думали, что нерожденный ребенок, плод - это нечто находящееся в матке. И считать или не считать его человеческим существом, единственной в своем роде личностью было вопросом веры. Отношение к нерожденному ребенку изменилось в 70-е гг., когда изучением плода занялась наука и результаты этого изучения сделались достоянием медицины. Открытия в данной области стали возможными благодаря внедрению новейших технологий, таких, как УЗИ, электронный контроль за сердцем эмбриона, радиационная иммунохимия и другие. Ультразвуковая интроскопия в реальном времени, т.е. получение изображения ребенка в движении, существует как метод клинического исследования с 1976 г. Ультразвуковой прибор работает настолько точно, что позволяет различить даже крошечные, открывающиеся и закрывающиеся во время сердечных сокращений сердечные клапаны. Эта совершенная аппаратура дает возможность родителям увидеть своего ребенка еще до рождения. Благодаря технологиям, приборам и оборудованию, применяемым современной медициной, мы убедились в том, что нерожденный ребенок - человеческое существо , еще один член человеческого сообщества, не отличающийся от других людей.

Высказывается мнение, что эмбрион является частью тела матери. Это не так по многим причинам. Во-первых, генетически он отличен от матери. Во-вторых, плацента не врастает в стенку матки - существует плацентарный барьер, который не дает большинству заболеваний матери проникать через него, заражение ребенка, как правило, может произойти только с момента родов. Кровь матери не может проникнуть внутрь эмбриона, по ее составу и группе, по генетике каждой клетки своего тела эмбрион отличен от матери. Мать греет его, защищает, выводит углекислый газ и дает кислород и составные кирпичики, из которых будут складываться его белки. А вот складывать их в каждой своей клетке он будет по собственной неповторимой генетической программе.

Профессор Kафедры эмбриологии Биологического факультета МГУ,
доктор биологических наук Д.В. Попов

Во Франции жизнь ребенка начинает защищаться государственными законами через 10 недель после зачатия, в Дании - после 12 недель, в Швеции - после 20, во многих странах жизнь юридически защищена только после рождения. Лауреат Нобелевской премии Ждеймс Уотсон предложил охранять жизнь ребенка через три дня после рождения... Когда же в действительности начинается человеческая жизнь? Кому верить? Или, может быть, французские дети начинают быть людьми через 10 недель после зачатия, маленькие датчане - через 12 недель, шведы - через 20 недель, а дитя Джеймса Уотсона сделается человеком только через три дня после рождения?..

Сегодня это уже бесспорно установленный научный факт: человеческая жизнь начинается в тот самый момент, когда встречаются и соединяются две половые клетки: мужская и женская, и в результате этого соединения образуется одна клетка. И вот, в этой одной микроскопически маленькой клеточке заложено уже все будущее человека: его пол, группа крови, даже цвет глаз и волос - все это в данной клеточке есть и в дальнейшем будет только развиваться и выявляться. Все, что необходимо для образования из этой маленькой клеточки взрослого человека - это пища, кислород и время. Это - все. Каждая такая клеточка - зародыш есть уже уникальный и неповторимый человек. Другого такого еще никогда не было в мировой истории; и сколько бы веков или тысячелетий эта история еще ни продолжалась - другого такого уже никогда не будет.

Как смотрит на этот вопрос Православная церковь? Церковные законы (каноны) всегда защищали человеческое существо уже в материнском лоне: "Умышленно погубившая зачатый, во утробе плод подлежит осуждению, как за убийство", - пишет святитель Василий Великий (канон 2-й). О возрасте плода, как видим, нет ни слова: безразлично когда зачатый - хоть 10 недель назад, хоть вчера, хоть час назад, хоть минуту. В этом единомысленны все святые отцы, высказывавшие свои мнения по этому предмету. Назовем среди них, кроме святителя Василия Великого, еще таких столпов Православия, как святитель Григорий Богослов,святитель Иоанн Златоуст, святой Ефрем Сирин, преподобный Максим Исповедник.

С церковной точки зрения, человеческая жизнь начинается не рождением и кончается не смертью. Этими двумя вехами ограничивается лишь один из этапов человеческой жизни. Этому этапу предшествует внутриутробная жизнь, за этим этапом следует загробная жизнь.

Самое быстрое развитие и бурный рост ребенка совершается сразу после имплантации (внедрения) зародыша в стенку матки.

Ученые подсчитали, что если бы рост и развитие ребенка во все время беременности протекали так интенсивно, как в первые 7 недель - к моменту рождения вес новорожденного составлял бы 14 тонн - это вес двух слонов...

В 10-11 недель (к середине третьего месяца беременности) все системы органов человеческого организма полностью сформированы. С этого времени во Франции жизнь ребенка начинает охраняться законом. Законы других стран разрешают убивать этого уже сформировавшегося человечка. Почему? На том основании, что он, хоть и сформировался, но не успел еще окончательно развиться?.. Но развиваться он будет и после появления на свет еще ни много, ни мало 12-14 лет. Если можно убивать по этой причине: недостаточной развитости - тогда вместе с внутриутробными младенцами давайте разрешим убивать и всех детей до окончания подросткового возраста. Или введем градацию и в Уголовный Кодекс: за убийство трехлетнего ребенка давать меньший срок, чем за убийство десятилетнего - ибо тот менее развит... Дикость? А это не дикость: за убийство новорожденного младенца - в тюрьму, а за убийство внутриутробного младенца - оплачиваемый больничный, хотя и зародыш, и младенец являются людьми только потенциально. Мы чувствуем омерзение к той матери, которая после рождения своего ребенка тайком выбрасывает его в мусорный ящик, и несем цветы другой, которая выбрасывает свое дитя в мусорный ящик прилюдно, в медицинской палате, с помощью врачей.

В одном американском журнале рассказывалось о женщине, родившей 5-месячного ребенка и умолявшей врачей спасти ему жизнь. Вся больница была поставлена на ноги, чтобы ребенок выжил. Для спасения работали самые опытные врачи, были выделены большие денежные средства... И в этой же больнице, в тот же день и час - только в другой комнате - другая женщина абортирует своего 5-месячного ребенка. В одной комнате 5-месячный ребенок воспринимается как человек, а в соседней комнате такой же 5-месячный ребенок расценивается как кусок мяса.

На одной феминистской демонстрации за легализацию абортов женщины скандировали: "Все законы прочь от нашего тела!" Эти женщины очевидно считают, что аборт является их сугубо личным делом, а в такие дела никто не вправе вмешиваться. Таким женщинам нужно сказать: - Нет, аборт не является вашим личным делом. Это дело было бы Вашим личным, если бы касалось только Вашей личности. Но оно касается еще и другой личности - личности Вашего ребенка... Представьте себе, что на Вас напал бандит и хочет убить. Подбегает милиционер, пытается защитить Вас, а бандит ему говорит: "А ну, отлезь! Убивать ее или не убивать- это мое личное дело. Ты не вправе вмешиваться в мои личные дела." Станете ли вы вслед за бандитом уговаривать милиционера отойти и не вмешиваться?.. Почему же, когда убивают Вас - Вы взываете о помощи и признаете необходимость государственных законов, защищающих Вашу жизнь, а когда убиваете Вы - "все законы прочь" и "никто не вправе вмешиваться"?.. Вашу жизнь защищать надо - а жизнь беззащитного младенчика защищать не надо? Надо защищать и его жизнь!

Есть люди, считающие, что аборт все же нельзя приравнивать к обычному убийству - ибо внутриутробный младенчик никакая еще не "личность", а даже и нежизнеспособен.

Личность или не личность - это, конечно, вопрос веры, решаемый в зависимости от общефилософских и религиозных убеждений человека. Для атеиста и материалиста - впрямь не личность. Но при материалистическом расплывчатом понимании личности вообще трудно выяснить, когда человек ею становится - иной становится в 5 лет, иной в 25, а иной и всю жизнь проживет, да так и не станет... Христианская вера отвечает на данный вопрос однозначно: безспорно, личность! Как же не личность, когда у этого внутриутробного младенчика уже есть своя индивидуальная и безсмертная душа?! Да, мамочка- бессмертная душа! Которую, в отличие от тельца, ты ни расчленить, ни убить не властна. И которая будет предстоять на Страшном Суде перед Всевышним рядом с твоей, тоже безсмертной душой. "Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того (Судия) сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам (во всеобщем Воскресении)... Не видавшие здесь друг друга увидятся там, и матерь узнает, что это - ея сын, и сын узнает, что это - его матерь..." (св. Ефрем Сирин. Изд. 1900г., ч.4.стр.105, "О страхе Божием и о последнем суде"). Может быть, только тогда эта горе-мама вполне поймет весь ужас ею содеянного. "Любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтоб не видел он здешнего мира, не даст Он (Судия) увидеть новый век, - пишет далее св.Ефрем Сирин. - Как она не дозволила ему (своему ребенку) насладиться жизнию и светом в этом веке, так и Он (Бог) лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы сокрыть его во мраке земли; то и она, как мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешнюю. Таково воздаяние любодеям и любодейкам, которые посягают на жизнь детей своих."

Что же касается "жизнеспособности", то следует уточнить: что понимать под термином "жизнеспособность". Если понимать способность к самостоятельному и ни от кого не зависимому существованию, так к такому существованию ребенок и после рождения явно не способен. И долго еще небудет способен. Попробуйте двухлетнего или даже пятилетнего малыша предоставить самому себе - проживет ли он самостоятельно, без посторонней помощи хоть неделю?..

священник Александр Захаров
из книги "

МОСКВА, 29 ноя - РИА Новости . Молекулярные биологи из Британии впервые смогли превратить стволовые клетки в миниатюрный аналог плацентарной ткани, изучение которой поможет уменьшить число выкидышей и улучшить здоровье ребенка. Результаты первых опытов с ней были представлены в журнале Nature .

За последние два десятилетия биологи научились превращать стволовые клетки в ткани костей, мускулов, кожи и нервной системы. Такие ткани могут стать "запчастями" на случай повреждения тела или лекарством для ряда дегенеративных заболеваний. К примеру, культуры "стволовых" нейронов могут стать панацеей для лечения болезней Альцгеймера и Паркинсона, а другие их версии помогут вернуть утерянные конечности или органы.

В частности, в апреле 2012 года ученые смогли превратить стволовые клетки в волосяные луковицы и успешно пересадили их на затылок "лысых" мышей. Три года назад японские ученые собрали полноценные копии различных органов, таких как почки или печень, из стволовых клеток, а также вырастили ногу крысы и "подключили" ее к телу грызуна.

Как объясняют биологи, плацента состоит из двух типов клеток, синцитиотрофобластов и цитотрофобластов. Первые отвечают за формирование особого барьера, отделяющего кровеносную систему зародыша от организма матери, а вторые - за организацию обмена веществ между ними.

Ученых давно интересует то, как возникают обе группы плацентарных клеток и как нарушения в их работе могут быть связаны с выкидышами, различными осложнениями и гибелью зародыша еще до его прикрепления к стенке матки.

Британские исследователи сделали первый шаг к получению этих ответов. Они подобрали особый "коктейль" из различных гормонов и сигнальных молекул, заставляющий стволовые клетки, содержащиеся внутри особых "ворсинок" в плаценте, превращаться в полноценные миниатюрные копии этого органа.

Для этого ученые проанализировали то, какие гены были наиболее активны внутри плаценты на 6-9 неделе беременности, и выделили вещества, связанные с "взрослением" стволовых клеток. Объединив их со смесью молекул из уже сформировавшейся плаценты, Турко и ее коллеги получили препарат, заставляющий эти "заготовки" превращаться в полноценные аналоги плаценты, сохраняющие стабильность почти неограниченно долго.

Эти миниатюрные органы, по словам ученых, обладают всеми важными чертами плаценты. В них присутствуют оба типа клеток, внутри них есть "ворсинки", участвующие в обмене газами и питательными веществами, и они вырабатывают все критически важные гормоны и сигнальные молекулы.

Как надеются биологи, эксперименты с этими мини-органами помогут не только раскрыть секреты бесплодия и причины развития выкидышей, но и понять, почему некоторые редкие патогены, к примеру, вирус Зика, могут проникать через нее.