Осязание. Виды осязания Осязательная информация

От греч. hapto - касаюсь) - один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но прежде всего тактильной. Осязание это один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Особого развития О. достигает у слепых, в значительной степени компенсируя утрату зрения.

Несмотря на более высокую чувствительность кончика языка, у человека особо важный орган О. рука. Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный (тактильный, температурный) и двигательный (кинестезический) анализаторы. В процессе О. ощупывающие движения рук воспроизводят, реконструируют форму (контур) предмета, как бы «снимая» его «слепок». О. играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук.

Различают пассивное и активное, мономануальное и бимануальное, непосредственное и инструментальное О. Активное осязание - процесс формирования осязательного образа предмета в ходе его ощупывания. Рука (руки) выступает как своеобразная координатная система, обеспечивающая восприятие пространственных взаимоотношений частей (элементов) ощупываемого предмета и его фактуры. Для активного О. характерно разделение функций рук и пальцев. Важнейшую роль при этом играет двигательный (кинестезический) анализатор.

При пассивном О. осязательный образ контура предмета формируется в условиях его последовательного перемещения относительно покоящейся руки (пальцев). В этих условиях образ формируется на основе только тактильных сигналов. (См. также добавление.) Мономануальное О. (от лат. mono - один + manus - рука) - пространственно-тактильное различение, осуществляемое одной рукой. восприятие достигается в ходе активного ощупывания, когда движения руки уподобляются форме предмета. Ощупывание представляет собой дискретный ряд движений и пауз. Выделяют 2 основные стадии обследования предмета. На 1-й, ориентировочной стадии с помощью мелких (амплитуда 2-3 мм) движений происходит выделение наиболее информативных частей контура фигуры, на 2-й - после размашистых, «обзорных» движений руки возникает тактильный образ предмета.

Бимануальное Осязание (от лат. bis - дважды + manus - рука) - осязание 2 руками. Обладает рядом преимуществ: больший объем осязательного поля, большая скорость ощупывания, большее разнообразие сопряженных ощупывающих движений, позволяющее оптимизировать стратегию восприятия, расширить возможности восприятия пространственных отношений между предметами. Для бимануального О. характерно разделение функций рук: одна выполняет функцию опоры или нач. отсчета, др. - собственно ощупывания; при этом циклически происходит смена рук, что обеспечивает взаимный контроль и коррекцию осязательных сигналов. Если разделение функций рук искусственно снимается (обе руки синхронно выполняют одну и ту же функцию - ощупывание), то целостный осязательный образ ощупываемого предмета не формируется. При восприятии предметов (или их элементов), расположенных симметрично относительно сагиттальной плоскости тела, ощупывающие движения обеих рук синхронны; при восприятии предметов (или их элементов), расположенных асимметрично, - асинхронны. Чередование синхронных и асинхронных сопряженных ощупывающих движений - необходимое условие различения и сравнения объектов восприятия (и их элементов). Бинуальное О. необходимо при формировании пространственных представлений, в особенности таких, как представление о симметрии. Инструментальное О. осуществляется с помощью к.-л. вспомогательного орудия и достигает большой точности, даже когда ощупываемый предмет скрыт от зрения. Получило исключительное развитие в трудовой деятельности человека. Тактильные сигналы, играющие значительную роль в О., возникают от соприкосновения руки с орудием, последовательно воспроизводя (сопровождая) проприоцептивные сигналы. См . также Гаптика , Иллюзия Аристотеля .

Добавление : Пассивное О. свойственно всей кожной поверхности организма. Однако неподвижная кожа воспринимает только отдельные свойства предметов. Для осязательного отражения предмета, а не его отдельных свойств, необходима развертка, т.е. необходимо, чтобы цепь признаков, воспринимаемых отдельными участками кожи, была последовательно развернута, а затем синтезирована. При этом для адекватного отражения предмета недостаточно пассивной развертки. Так, в опытах А. Л. Шифмана (1948), Л.М. Веккера (1959) и др. к коже испытуемого прикасались определенным предметом, а затем экспериментатор двигал предмет по коже испытуемого. Т. о., возможность развертки создавалась, но отсутствовали самостоятельные движения испытуемого. Оказалось, что при пассивной развертке элементы предмета отражались полнее, но адекватный образ не формировался. Для тактильного отражения целого образа требуются активные движения ощупывающего органа, необходим переход от О. к ощупыванию.

Ощупывающим органом является рука, в которой большой палец противостоит всем остальным, что позволяет захватывать предмет, ощупывать его, получать информацию об отдельных признаках и дальше уподоблять движение руки предмету так, чтобы сделать возможным синтез отдельных признаков. Процесс синтеза тактильного образа проходит ряд стадий. Сначала имеют место мелкие, дробные движения, выделяющие отдельные признаки предмета. Далее наблюдаются более обобщенные движения руки, выполняющие функцию уподобления, и движения, выполняющие синтезирующую функцию. Процесс ощупывания не остается неизменным. Вначале он имеет развернутый характер, а затем, в ходе упражнения, число ощупывающих движений все более сокращается, выделяются информативные признаки, на основе которых сокращенным путем м. б. восстановлен тактильный образ. (Т.П. Зинченко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Основы общей психологии Рубинштейн Сергей Леонидович

Осязание

Осязание

Ощущения прикосновения и давления в такой абстрактной изолированности, в какой они выступают при типичном для традиционной психофизиологии определении порогов кожной чувствительности, играют лишь подчиненную роль в познании объективной действительности. Практически, реально для познания действительности существенно не пассивное прикосновение чего-то к коже человека, а активное осязание , ощупывание человеком окружающих его предметов, связанное с воздействием на них. Мы поэтому выделяем осязание из кожных ощущений; это специфически человеческое чувство работающей и познающей руки; оно отличается особенно активным характером. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание - это и экстеро-, и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках (пачинниевы тельца, мышечные веретёна). При движении они раздражаются изменением напряжения. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.

У человека есть специфический орган осязания - рука и притом главным образом движущаяся рука . Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания объективной действительности. 70 Отличие руки от других участков тела заключается не только в том количественном факте, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. В силу этого она дает нам особенно ценное знание существеннейших свойств материального мира. Твердость, упругость, непроницаемость - основные свойства, которыми определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь в ощущениях, которые она нам доставляет. Различие твердого и мягкого распознается по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей.

В советской литературе роли руки как органа познания и проблеме осязания была посвящена специальная работа Л.А.Шифмана: К проблеме осязательного восприятия формы // Труды Гос. ин-та по изучению мозга им. В.М.Бехтерева. 1940. Т. XIII; его же . К вопросу о тактильном восприятии формы // Там же. Шифман экспериментально показывает, что рука как орган познания ближе к глазу, чем к коже, и вскрывает, как данные активного осязания опосредуются зрительными образами и включаются в построение образа вещи.

Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущения влажности. Сочетание влажности с известной податливостью, проницаемостью позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействии с термическим ощущением холода они порождают ощущение липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом опять-таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то: вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатости и т. д. Шероховатость и гладкость поверхности мы распознаем в результате вибраций, которые получаются при движении руки по поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.

В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Эти же моменты действенного ознакомления в процессе активного познания предмета имеют место и в экспериментальной ситуации.

Вопреки субъективно-идеалистическим тенденциям ряда психологов (Р.Гиппиус, И.Фолькельт и др.), которые, всячески подчеркивая в осязании момент субъективного эмоционального переживания, стремились свести на нет предметно-познавательное значение, исследования, выполненные на кафедре психологии Ленинградского педагогического института, показывают, что даже у младших школьников осязание является процессом действенного познания окружающей действительности. Многочисленные протоколы Ф.С.Розенфельд и С.Н.Шабалина 71 отчетливо выявляют познавательные установки ребенка в процессе осязания: он не отдается переживанию субъективного впечатления от того или иного осязаемого им качества, а стремится посредством качеств, которые выявляет процесс осязания, опознать предмет и его свойства.

Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные особенности, его сильные и слабые стороны.

Наиболее слабым пунктом в изолированно действующем осязании является познание соотношений пространственных величин, наиболее сильным - отражение динамики, движения, действенности. Оба положения очень ярко иллюстрируются скульптурами слепых. <…> Еще, быть может, поучительнее скульптуры слепоглухонемых детей из Ленинградского института слуха и речи, в частности исполненные динамизма скульптуры Ардальона К., юноши, пожалуй, не менее замечательного, чем Елена Келлер, жизнь и достижения которого заслуживают не менее тщательного описания. Глядя на скульптуры этих детей, лишенных не только зрения, но и слуха, нельзя не поражаться тому, сколь многого можно достичь в отображении окружающей действительности на основе осязания.

На осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере - слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладение одним из основных средств умственного и общего культурного развития совершается у них посредством пальпации - восприятия пальцами выпуклого шрифта (шрифта Брайля).

Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. "Слушание" речи слепоглухонемыми по способу "чтения с голоса" заключается в том, что слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.

Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т. д., в частности поразительная биография слепоглухонемой Елены Келлер и ряд других, служат достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы обучения.

Из книги Настольная книга развития сверхспособностей сознания автора Крескин Джордж Джозеф

Осязание У меня есть друг, который живет один на маленькой, удаленной ферме в глубинке, и после отставки, произошедшей несколько лет назад, он почти все время ходил полураздетым. Он говорит, что в результате может «слышать» и «видеть» больше, чем предполагал возможным. Я

Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн Курт

Осязание Подержите в руках различные материалы, например бумагу, шелк, шерсть, дерево, стекло, камень, или просто прикоснитесь к ним. При этом сосредоточьте внимание на руках, ладонях, кончиках пальцев. Пусть полученное ощущение проникнет в глубь вашего сознания.

Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Которое мы ощущаем при прикосновении той или иной части тела к поверхности. Благодаря этому чувству, мы можем с закрытыми глазами сказать, что мы держим в руках, бархат или хлопок, дерево или железо. Но не все знают, какие виды осязания существуют, когда и как нужно его развивать.

Что такое чувство

Для начала давайте разберемся в природе данного чувства. Итак, осязание - это не что иное, как ощущение, получаемое нами вследствие контакта с тем или иным предметом. Рецепторы, которые находятся на поверхности кожи, реагируют и передают информацию мозгу. Проанализировав все варианты, мозг выдает нам результат, и мы понимаем, что прикоснулось к нашей коже. Конечно, для того чтобы выдать результат, нам нужна предварительная информация о разного рода материалах и структурах. Так, никогда не пробовав на ощупь пластилин, вы никогда не поймете, что же вы взяли в руку. Но это все касается только чувства осязания, которое является не единственным у человека.

Виды чувств

У человека есть, помимо осязания, обоняние, слух, вкус и зрение. Все перечисленные чувства не просто служат человеку вспомогательными инструментами. Это основные способности организма передавать свои ощущения. Если человек лишен одного из данных ощущений, то другие обычно развиваются еще сильнее, чтобы восполнить недостаток. К примеру, если человек слеп, то его чувства обоняния и слуха развиты настолько сильно, что он может услышать и унюхать то, чего не может сделать зрячий человек. А способность читать книги с помощью касания уже говорит сама за себя. Говорят еще и о наличии шестого чувства, но здесь дискуссия специалистов продолжается, и никто не может с точностью сказать, какой же орган отвечает за это неведомое ощущение. Мы же поговорим с вами об известных всему человечеству пяти чувствах.

Осязание

Первое, что мы обсудим, осязания у человека. Как и чем он воспринимает нужную информацию? Конечно, первое, что приходит на ум, это руки. Естественно для каждого пытаться коснуться руками того или иного предмета, чтобы понять из чего он сделан или каким свойством обладает. Раздражая кожу, предмет передает не только информацию о материале, из которого он сделан, но и такие свойства, как температура, плотность, гибкость и т. д. Считается, что именно данное ощущения появилось ранее всех, когда человек изучал мир методом прикосновения.

Развитие осязания

Следует отметить, что для каждого человека полезно развивать чувство осязания. Лучше делать это еще в раннем возрасте, когда восприимчивость находится в своей начальной стадии. Для этой цели нужно уделять ребенку хотя бы час в день для развития данного ощущения. Как это лучше сделать? Используйте разные материалы и поверхности, чтобы малыш мог на своем опыте понять, каково отличие одной структуры от другой. Например, мягкая игрушка имеет одну поверхность, а деревянный меч - другую. Трогая постоянно разные вещи, ребенок учится на ощупь узнавать тот или иной материал. Чем раньше человек познакомится с разными поверхностями, тем быстрей и лучше он научится пользоваться своим чувством осязания. Для чего нам нужно данное чувство? Прежде всего, чтобы правильно реагировать на то или иное свойство. Например, почувствовав большую температуру, мозг выдает сигнал опасности, и мы понимаем, что нельзя трогать данный предмет. Или же просто потрогав шерсть или хлопок, мы выбираем то, что нам необходимо.

Виды осязания

  • «Активный». Это процесс, когда мы, как уже говорилось, действуем с помощью рук, ощупывая предмет и пытаясь понять все его свойства. Конечно, не только руки могут быть помощниками в данном способе. Мы можем трогать что-то ногой или головой. В любом случае этот способ считается активным.
  • «Пассивный». Вы уже, наверное, поняли, что если в первом случае мы сами что-то трогали, то теперь это что-то трогает нас. То есть наше тело в данном варианте находится без движения, в то время как предмет касается того или иного органа, а мы получаем всю нужную нам информацию и делаем вывод.
  • «Инструментальный». Этот способ назван так, потому что мы используем разные предметы, для того чтобы потрогать нужный нам объект. Это может быть палка, вилка, труба и т. д. Слепые люди часто используют данный способ на прогулке, когда тросточкой выбирают себе безопасный путь.

Как видите, не все так просто с чувством осязания, и вы многого еще не знаете. Кстати, активный способ включает в себя два вида прикосновений: мономануальный и бимануальный. Те, кто знает хоть немного латинский язык, сразу поймут, чем они отличаются. Ведь "моно" переводится, как «один», а "би" (бис) - «два». Более того, «мануальный» - это всегда означает «совершаемый с помощью рук». Нетрудно догадаться, что первое слово означает процесс, когда мы ощупываем что-либо одной рукой, а второе - соответственно, двумя руками. В любом случае мы понимаем, что осязание - это чувство, связанное с восприятием нашего кожного покрова непосредственно или через вспомогательные инструменты.

Обоняние

Человек способен получать информацию не только с помощью кожного покрова, но и при помощи других органов, например носа. Чувство обоняния помогает нам отличать запах того или иного предмета или человека. Ученые говорят, что мы способны воспринимать около триллиона различных запахов. В носу находятся необходимые для этого рецепторы. В самом верху полости носа у нас расположена обонятельная щель со множеством нервных окончаний. Именно так мы и получаем нужную нам информацию. Запах, попадая в нос, воспринимается рецепторами, обрабатывается на основании ранее полученного опыта и выдает результат. Конечно, если запах нам не знаком, значит, мы никогда раньше с ним не сталкивались и нам не из чего взять данные. Поэтому чем старше человек, тем точнее он получает результат. Хотя это касается только людей, не достигших порога старости. Ученые утверждают, что пожилые люди теряют способность правильно анализировать запахи, и только 15 процентов не теряют способности правильно узнавать аромат.

Слух

Есть еще одно очень важное чувство, кроме обоняния и осязания. Это чувство - слух. Процесс восприятия звука с помощью органов слуха помогает нам ориентироваться в пространстве, анализируя ту или иную ситуацию. Сам процесс проходит довольно сложно. Звуковая волна, достигнув барабанной перепонки, оказывает давление на нее. Это создает своеобразную вибрацию, которая перемещается в среднее ухо. Уже там информация воспринимается, передается в мозговой аппарат, и на основании всех данных делается соответствующий вывод. Мы понимаем, что издает звук, какой силы он, на каком расстоянии он производится и т. д.

Зрение

Как мы уже говорили, чувство, отсутствие которого помогает сильно развить осязание, это зрение. Данный процесс является одним из самых сложных в организме. Здесь задействовано множество органов и факторов, но основную роль играют глаза. Свет, отражаясь от предмета, передает информацию глазу. Роговица, изгибая его, передает данные дальше зрачку. Далее с помощью линзы, сетчатки и множества нервных клеточек информация попадает в виде импульса в мозговой аппарат. После этого вы понимаете, что вы увидели. Это очень упрощенное описание всего сложного процесса восприятия объекта органами зрения. Процесс занимает очень мало времени, и, конечно, зависит от того, насколько хорошее у человека зрение. Чем старше человек, тем хуже работает у него данное чувство. Хотя часто бывают случаи, что уже в раннем возрасте возникают проблемы со зрением.

Вкус

Мы уже поговорили о таких чувствах, как обоняние, осязание, зрение и слух, но осталось еще одно. ощущения. Главными помощниками здесь являются вкусовые рецепторы, которые находятся у нас во рту. Данное чувство помогает нам понять, какой вкус имеет тот или иной продукт. Рецепторы расположены на языке и на всем протяжении пищевого тракта. Но, уже ощущая пищу во рту, мы может сделать первые выводы: сладкий или соленый, кислый или горький этот продукт. Количество рецепторов разное у каждого человека. У одного может быть две тысячи, а у другого - четыре. Доказано, что по бокам язык более чувствителен к вкусу, чем посередине.

Итак, мы осветили основную информацию, касающуюся органов восприятия. Каждое из описанных чувств помогает воспринимать окружающую его ситуацию и реагировать на нее так или иначе. Нужно развивать эти чувства с самого рождения. Чем больше информации будет у человека для обработки, тем полезнее и правильнее будет сделанный вывод.

Что такое осязание знает практически каждый еще со школьной скамьи – это один из видов органов чувств, которое имеет человек и необходимо оно ему для того, чтобы познавать весь окружающий мир. Такое чувство основывается на нормальной работе рецепторов, которые расположены по всей поверхности человеческого тела. Именно благодаря тому, что нервные окончания раздражаются, люди и способны отличать ветер от обыкновенного легкого прикосновения.

Стоит отметить, что рецепторы осязания располагаются на теле человека неравномерно и наибольшее их количество сконцентрировано на том месте, где происходит частое соприкосновение с внешней средой. Наиболее чувствительными местами считаются кончики пальцев и область рта. Пальцы необходимы для того, чтобы определять холод, влажность, шершавость и тепло, а благодаря рту определяется вкус употребляемой еды.

Чувство осязания играет очень важную роль в жизни человека. За каждый тип осязания отвечают определенные рецепторы, например, температуры или боли. Дабы человеческий мозг смог точно определить, что испытывает тело при прикосновении к тому или иному предмету, все типы рецепторов должны нормально работать. Если хотя бы один из них по какой-либо причине перестанет нормально функционировать, то и восприятие нарушится.

Вместе с такими органами чувств, как обоняние, зрение, слух и вкус для изучения окружающего мира человек использует осязание. Именно осязание помогает человеку узнавать больше информации о различных предметах и предупредить о возможной опасности.

Далеко не каждый знает, что основная роль в осязании принадлежит коже человека, которая представляет собой своеобразный экран. Далеко не вся поверхность кожных покровов может испытывать одинаковое воздействие тепла и холода, а лишь отдельные точки. Рассмотрим более подробно 4 вида чувствительности кожи:

  • Тактильная чувствительность. Определенно точно можно сказать, что у человека имеется около полумиллиона тактильных точек, которые неравномерно распределены по всей поверхности тела. Наибольшая концентрация таких точек выявлена на ладонях, кончиках пальцев, кончике языка. Естественно, что все указанные места обладают большей остротой тактильной чувствительности, нежели остальные;
  • Точки тепла, холода. Согласно научным данным на теле человека имеется около двухсот пятидесяти тысяч точек холода и всего тридцать тысяч точек тепла. Как и все остальные точки, они имеют неоднородную структуру распределения по телу, что объясняет различное восприятие холода и тепла. Кроме того, ощущения тепла и холода, которые испытывает человек, играют очень важную роль в процессе терморегуляции. Именно они подают сигнал в центральную нервную систему о каких-либо изменениях температуры.Важно отметить, что кожные покровы людей особенно чувствительны к болевым ощущениям, которые являются опасными для жизни организма. Так, например, на одном квадратном сантиметре кожи имеется около ста нервных окончаний, которые воспринимают боль, в общей сложности таких точек у человека больше миллиона.

Чувствительность к болевым ощущениям возникла у человека еще в период эволюционного развития и представляла собой форму защитной реакции к факторам окружающей среды. Такая реакция, как правило, направлена на устранение подобных раздражителей или же удаление от них. В итоге получается, что болевые ощущения, которые может испытывать человек, предупреждает его об опасности.

Несмотря на то, что рецепторы восприятия запаха развиваются только после рождения, чувства обоняния и осязания играют очень важную роль в нормальной жизнедеятельности человека.

Большинство ученых склонны к мнению, что такая функция не является важной, однако, ощущение запаха может помочь определить опасность еще задолго до ее появления и сохранить тем самым жизнь.

Виды осязания

Чувство осязания является важным в психической регуляции, контроле и коррекции движения рук. Существует несколько видов осязания, которые стоит рассмотреть более детально:

  • Активное осязание, когда происходит процесс формирования образа какого-либо предмета во время его ощупывания;
  • Пассивное осязание формируется во время последовательного перемещения того или иного предмета относительно руки или пальцев в спокойном состоянии;
  • Мономануальное осязание осуществляется только одной рукой. Восприятие предметов при помощи прощупывания, как правило, происходит в два этапа;
  • Бимануальное осязание характеризуется прощупыванием обеими руками. Такой вид имеет несколько преимуществ по сравнению с остальными, так как наблюдается большая скорость прощупывания предметов, а также появляется разнообразие ощупывающих движений;
  • Инструментальное осязание происходит при помощи какого-либо вспомогательного орудия, благодаря чему достигается наибольшая точность, даже если прощупываемый предмет скрыт от зрения.


При нарушении чувствительности наблюдается неправильное восприятие как внешних раздражителей, так собственных тканей и органов. Нарушение правильного восприятия может возникать при повреждении центральной и периферической нервной системы. Основная причина, по которой происходит такое отклонение, являются опухоли, травмы и недостаточное кровоснабжение.

При обнаружении проблем, связанных с потерей восприятия внешних и внутренних раздражителей важно своевременно записаться на прием к квалифицированному неврологу для дальнейшей диагностики и эффективного лечения.

С возрастом такие чувства, как обоняние, осязание, слух, вкус и зрение подвергаются естественным изменениям от которых никуда не деться. Все известные чувства становятся менее острыми, в результате чего могут возникать различные виды проблем.

Так, например, обоняние снижается у человека после семидесяти лет, чаще всего такая потеря связана с уменьшением нервных окончаний, которые находятся в носу. А у людей старше пятидесяти лет значительно снижается чувствительность к болевым ощущениям. Для пожилых людей особенно важно соблюдать несколько простых правил, которые помогут повысить уровень их безопасности.

Во-первых, важно ограничить максимальный уровень температуры воды в доме для того, чтобы исключить риск возникновения ожогов. Во-вторых, обязательно использовать термометр, дабы правильно выбирать что лучше одеть. В-третьих, как можно чаще осматривать кожу на наличие травм, а при обнаружении таковой немедленно ее лечить. Ошибочно полагать, что если травма не доставляет боли, то ее не нужно лечить.

Все пять чувств, которые имеются у человека, играют очень важную роль в его жизни, одни помогают определить и распознать уровень опасности, другие позволяют воспринимать все прелести окружающего мира. При потере одного чувства обостряется другое, именно поэтому у слепых людей очень сильно развито чувство осязания.

Осязание I Осяза́ние (tactus)

процесс комплексного восприятия организмом воздействия механических, температурных и других внешних факторов, осуществляемый с помощью рецепторов, расположенных в коже, мышцах, сухожилиях, суставах, а также слизистых оболочках языка, губ и др. Выделяют четыре вида основных осязательных ощущений: тактильные, тепловые, холодовые и болевые. кожи обладают свойством реагировать на прикосновение, давление, растяжение и вибрацию, - на изменение температуры окружающей среды, поверхностные болевые - на болевые раздражители (см. Боль).

Осязание играет важную роль в процессе ориентации человека в пространстве, а также обеспечивает его информацией, необходимой для избегания вредных воздействий, способных вызывать покровов, болевые ощущения и т.п. В формировании О., связанного с движением частей тела или конечностей, принимают участие также рецепторы опорно-двигательного аппарата - проприорецепторы.

Наиболее распространенным видом осязательных рецепторов являются свободные нервные окончания, обильно ветвящиеся в поверхностных слоях кожи. Свободные окончания выполняют функцию терморецепторов, болевых рецепторов, а также механорецепторов. В то же время в коже имеются сложные , различающиеся функционально по скорости адаптации к действующему фактору. Так, быстроадаптирующиеся пластинчатые тельца (тельца Фатера - Пачини), рецепторы волосяных фолликулов и осязательные тельца (тельца Мейсснера) воспринимают механическое давление, длящееся не более 500 мс . Медленно адаптирующиеся осязательные тельца (диски Меркеля) реагируют на постоянное давление в течение длительного времени.

Физиологической основой возникновения осязательных ощущений является рецепторов О., последующее возбуждение афферентных нервных волокон, иннервирующих рецепторы, и поступление информации о возбуждении рецепторов в ц.н.с. Центростремительными каналами для осязательной информации служат , ствол мозга, далее возбуждение поступает в интегрирующие структуры таламуса (по лемнисковому и экстралемнисковому путям), а затем в сенсомоторную область коры больших полушарий мозга. Всю совокупность рецепторов кожи и слизистых оболочек, проводящих нервов и нейронов мозга, участвующих в восприятии О., называют кожным анализатором. механических воздействий на поверхность тела обеспечивается тактильными анализаторами. Установлено, что уровень чувствительности тактильных рецепторов к внешнему воздействию изменяется под влиянием растяжения кожи, действия биологически активных веществ, поступающих к коже с кровью и тканевой жидкостью, а также под влиянием симпатической нервной системы (см. Вегетативная нервная система, Чувствительность).

Особенно большое значение О. имеет для больных слепоглухонемотой (Слепоглухонемота), лишенных возможности контактировать с внешним миром с помощью зрения, слуха и речи. О. у таких больных хорошо развито и обеспечивает ориентацию в пространстве, компенсируя недостаток информации, получаемой здоровыми людьми с помощью других анализаторных систем.

В практической медицине широко известны патологические нарушения О., имеющие различное происхождение. У больных с односторонним поражением спинного мозга наблюдают избирательные нарушения осязательной чувствительности на обеих половинах тела ниже места повреждения: на стороне, соответствующей поражению, наряду с параличом произвольных движений отмечают повреждение тактильной чувствительности, а на противоположной стороне - нарушение болевой и температурной чувствительности (см. Броун-Секара синдром). Патологические процессы, обусловленные медленно развивающимся заболеванием спинного мозга - сирингомиелией (Сирингомиелия), приводят к последовательному нарушению у больных болевой, тепловой и холодовой чувствительности. лепрой (Лепра), при которой поражаются нервные волокнакожи, вызывает болевых ощущений при сохранности тактильного восприятия.

Для объективной оценки функционального состояния кожного анализатора у человека применяют ряд экспериментальных методов. Для измерения абсолютного порога тактильной чувствительности или наименьшей силы точечного давления, при которой возникает прикосновения, используют волосков Фрея. При легком надавливании на кожу заранее откалиброванным на изгиб волоском или щетинкой определяют тактильного ощущения в данной точке кожи. Используя циркуль с закругленными концами (циркуль Вебера) и Зивекинга, можно определить наименьшее расстояние между двумя точками на коже, при одновременном механическом раздражении которых возникает ощущение действия двух стимулов. Существуют также различные виды эстезиометров, позволяющих оценивать температурную кожи: Рота, термоэстезиометр Эйленбурга и др. Наиболее точные измерения осязательных ощущений можно получить, используя электроизмерительные устройства с применением тензометрических и пьезометрических датчиков.

Библиогр.: физиология сенсорных систем, под ред. В.Н. Черниговского, ч. 3, Л., 1975; человека, под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, . с англ., т. 2, с. 54, М., 1985.

II Осяза́ние (tactus)

восприятие факторов окружающей среды контактными рецепторами кожи и слизистых оболочек, а также рецепторами мышц и суставов.

Осяза́ние проте́зное - О. за счет восприятия перемещений протеза проприоцепторами и тактильными рецепторами культи.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Синонимы :

Смотреть что такое "Осязание" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    Восприятие животными и человеком прикосновения, давления, растяжения. В основе осязания лежит раздражение различных рецепторов кожи, некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.) и преобразование клетками коры головного мозга полученной… … Большой Энциклопедический словарь

    ОСЯЗАНИЕ, осязания, мн. нет, ср. Ощущение, получаемое при прикосновении кожи к чему нибудь. Осязание одно из пяти основных чувств. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - – один из осн. видов восприятия; чувство давления, испытываемое чувствительными нервными окончаниями, находящимися в коже и мышцах. Это чувство тесно связано с чувством предметного (см. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ). Философский энциклопедический словарь.… … Философская энциклопедия

    ОСЯЗАНИЕ - ОСЯЗАНИЕ, одна из функций нервной системы, заключающаяся в восприятии сознанием ощущений, получаемых при прикосновении к коже и слизистым оболочкам различных твердых или жидких тел. Осязание дает человеку ряд ощущений, как то: чувство давления,… … Большая медицинская энциклопедия

    ОСЯЗАНИЕ - (син. гаптическое восприятие, от греч. hapto касаюсь) один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но прежде всего тактильной. О. один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах… … Большая психологическая энциклопедия

    Осязание - ОСЯЗАНИЕ, восприятие животными и человеком прикосновения, давления, растяжения. В основе осязания лежит раздражение рецепторов кожи, мышц, суставов, некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.), сигналы от которых в коре головного мозга… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ОСЯЗАНИЕ, одно из пяти ЧУВСТВ, функционирующее благодаря особым нервным рецепторам в КОЖЕ … Научно-технический энциклопедический словарь

    ОСЯЗАНИЕ, я, ср. Одно из внешних чувств человека и животного способность воспринимать прикосновения, давления, растяжения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова