Летне оздоровительный план учителя дефектолога доу. Общие сведения

План работы учителя-дефектолога

средней общеобразовательной школы №41

Г. А. Василькиной на 2017 -2018 учебный год

Цель: оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий.

Задачи:

·​ Проведение первичного дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;

·​ Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;

·​ Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;

·​ Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Основные направления работы:

1. Диагностическое:

Выявление своеобразия психического развития ребенка, его психолого- педагогических особенностей;

2. Коррекционное - осуществление индивидуально-ориентированных программ для детей;

3. Консультативно-просветительское:

Оказание помощи педагогам, воспитателям, родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;

4. Организационно-методическое: участие в подготовке и проведении ПМПК, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации учителя-дефектолога;

Обеспечение необходимой информацией учителей по темам, входящим в компетенцию учителя-дефектолога.

Работа с учащимися по направлениям:

Общие сведения о материально техническом оснащении организации

Назначение объекта: дошкольное образовательное учреждение, назначение: нежилое
Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ: ГБДОУ детский сад № 23 адаптирован к условиям беспрепятственного доступа в образовательную организацию для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Подробное описание с фотоотчетом содержится в разделе "Доступная среда"

Двухэтажное типовое здание первого корпуса и трёхэтажное здание второго корпуса детского сада находятся в центре жилого массива, имеют благоустроенную территорию, надежно защищенную металлическим забором. На территории установлена система видеонаблюдения с функцией записи изображения, вход в здание оснащён домофоном для взрослых и для людей с ограниченными возможностями. Установлена система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией, система охранной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией, система охранной сигнализации, кнопка тревожной сигнализации, система внутреннего противопожарного водоснабжения.

Прогулочные площадки каждой группы оснащены игровым и спортивным оборудованием. Силами педагогов и родителей на участках разбиты цветники и оформлены экологические уголки.

Пищеблок оснащен необходимым технологическим оборудованием. Питание детей организовано в соответствии с действующими «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". Дети получают 4-х разовое питание по десятидневному меню, разработанному Управлением социального питания Санкт-Петербурга. В зимнее время года проводится С-витаминизация. За качеством питания следит медицинский персонал.

Так же силами медицинского персонала проводится мониторинг физического состояния детей и сотрудников, проводится профилактическая работа по предупреждению заболеваний простудного и хронического характера, по графику выполняются прививки, готовятся медицинские карты для будущих первоклассников. В ГБДОУ оборудованы медицинский кабинет, процедурный кабинет.

В учреждении выстроена полифункциональная предметно – пространственная развивающая среда в помещении групп и в кабинетах специалистов. В ГБДОУ есть необходимые условия для всестороннего развития детей: групповые помещения, музыкальный зал, физкультурный зал, логопедические кабинеты, кабинет учителя - дефектолога. С целью оптимизации совместной образовательной деятельности, педагогами создаются и используются инновационные образовательные продукты, успешно применяемые в образовательном процессе. Педагоги детского сада активно применяют новые технологии, делятся своим творческим потенциалом с коллегами на открытых мероприятиях , районных и городских методических объединениях, семинарах, конференциях

М АДОУ «Детский сад № 3»

План летне-оздоровительной работы на июнь месяц

в средней группе компенсирующей

направленности для детей с ЗПР

учителя – дефектолога.

I . Организационная работа

1. составить перспективно – тематическое планирование на 2018 - 2019 учебный год.

2. подобрать консультативный материал для родителей и педагогов на 2018 - 2019 учебный год.

3. подобрать соответствующую литературу в соответствии ФГОС

4. подобрать дидактическое пособие по развитию познавательных способностей детей

5. систематизировать материал для оформления портфолио.

II. Работа с детьми.

Цель: развитие познавательных способностей детей в разнообразных видах детской деятельности: (познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, элементарный бытовой труд, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательная деятельность

п/п

Направление работы

Класс

Цель проведения мероприятия

Сроки проведения

Диагностическое направление

1.Изучение уровня умственного развития

Подбор диагностик для определения уровня интеллектуального развития детей с нарушением интеллекта.

Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета. Определение соответствия выбранной программы, а также приемов и методов работы, используемых в процессе обучения, реальным возможностям ребенка.

2.Определение особенностей познавательной и учебной деятельности

4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР

Определение причин трудностей в обучении; определение индивидуальных путей развития ребенка, коррекции и компенсации нарушений; планирование коррекционных мероприятий. Индивидуальные занятия с детьми.

3.Динамическое наблюдение за развитием учащихся

4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР

Отслеживание динамики развития учащихся, корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы специалиста.

ноябрь; февраль; май

4.Наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности

4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР

Определение характерных особенностей учебной деятельности и поведения учащихся

В течение года

5.Изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по основным предметам)

4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР

Итоговая диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

Составление индивидуальных карт динамического развития учащегося по результатам анализа полученных данных, планирование коррекционных мероприятий

4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР

Осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения

Ноябрь; май

Коррекционное направление

1.Сенсорное и сенсомоторное развитие

С учащимися, зачисленными на занятие

Построение коррекционных программ в соответствии со структурой нарушения в развитии учащихся.

Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

В течение года

2.Умственное развитие

В течение года

3.Нормализация деятельности школьника

В течение года

4.Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи

В течение года

5.Формирование приемов умственной деятельности и способов учебной работы

В течение года

Консультативно-просветительское направление

1.Индивидуальные консультации для педагогов

В течение года

2.Выступления на родительских собраниях

Пропагандировать знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о приемах и методах семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. Способствовать осознанию родителями особенностей ребенка и его проблем.

По планам работы классных руководителей

3. Индивидуальные консультации для родителей

Рассмотрение частных случаев семейного воспитания, определение адекватных особенностям конкретного ребенка условий воспитания и развития. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.

В течение года

Организационно-методическое направление

1.Участие в заседаниях школьного ПМПк

Анализ наблюдений и результатов диагностики, отслеживание динамики развития учащихся. Определение соответствия форм обучения уровню развития ребенка.

В течение года

2.Оформление документации

В преддверии лета хотелось бы дать родителям несколько рекомендаций о том, как можно проводить время с детьми с пользой для их развития. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание.

В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Главное помнить, что основная деятельность ребенка - игра, именно в ходе игры ребенок может узнавать что-то новое или закреплять уже полученные знания. Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Имена», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый), «Что вокруг нас похоже на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник?» Такие игры увлекают детей и несут много положительных эмоций, что крайне необходимо для успешного развития ребенка. Дети с удовольствием принимают участие в игре.

Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:

Какими словами, красками можно описать время года;

Назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;

Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;

Что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.

Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…

«Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)

Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить: «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

Развитие моторики

* Собирать, перебирать ягоды;

* Полоть грядки;

* Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп);

* Играть с глиной, мокрым песком;

* Искать «клад», зарытый в крупе;

* Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);

* Бросать и ловить летающие тарелочки;

* Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

* Перебирать крупы;

* Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);

* Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

* Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

* Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

* Плести из бисера;

* Лепить из пластилина, пластика, теста.

Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого и несет развивающий характер. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Попробуйте нарисовать, раскрасить, заштриховать героев сказки, рассказа.

Родители должны помнить:

1. Не принуждайте ребенка заниматься, заинтересуйте его. Интерес ребенка-залог успеха.

2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.

3. Не ругайте ребенка за ошибки. Критика способна разрушить интерес ребенка. Помогайте ребенку исправлять ошибки, делайте все весело, вместе, без принуждений и порицания.

4. Поощряйте речевую активность ребенка, стимулировать к речи.

5. Не показывайте, что ожидали от него большего, если он что-то не смог. Главное запастись терпением и не превращать веселые игры в скучные занятия с множеством требований. Если Ваш ребенок заинтересован и делает попытки, то Вы на правильном пути.

6. Помните, что у Вас замечательный ребенок и вместе Вы способны на многое!

Материал подготовила: Рыбакова А.В. – учитель-дефектолог

Скачать:
275 Kb

Тема

Задачи

1 неделя

По тропинкам в гости к лету

«Лето красное пришло!»

Обучающие задачи:

Расширить знания детей о времени года - лето

Уточнять характерные признаки лета.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Формировать умение выполнять задания сообща

2 неделя

С чего начинается Родина

«Мой дом – моя семья!»

Обучающие задачи:

Закреплять представление о том, что такое семья; о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра), и др.

Формировать умение знать и называть своих ближайших родственников, место работы родителей, и их профессии, любимые занятия родителей и других членов семьи.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать мыслительные операции: сравнения, анализа, синтеза, группировки

Развивать пространственные представления, ориентировку в пространстве,

Развивать межанализаторные связи,

Развивать зрительное, слуховое восприятие величины,

Развивать мелкую и крупную моторику.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение к родителям.

Формировать умение внимательно слушать педагога.

Формировать умение не перебивать других детей во время ответа.

3 неделя

Путешествие в страну экологии

«Как хорош - участок наш»

Обучающие задачи:

Формировать представления детей о том, что все, что нас окружает, требует бережного отношения и заботы со стороны людей.

Закрепить знания детей о растениях, которые растут на нашем участке.

Закрепить знания детей о том, что участок – это не только место для игр, но и дом для насекомых.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать мыслительные операции: сравнения, анализа, синтеза, группировки

Развивать пространственные представления, ориентировку в пространстве,

Развивать межанализаторные связи,

Развивать зрительное, слуховое восприятие величины,

Развивать мелкую и крупную моторику.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Формировать умение заботиться о цветах на участке.

Формировать умение дослушивать педагога и других детей до конца.

Формировать умение оказывать помощь другим детям

Оздоровительный план на летний период

учителя -дефектолога

на 2015 – 2016 учебный год

(старшая группа)

I . Организационная работа

1. составить годовой и перспективный план работы на 2016 - 2017 учебный год.

2. подобрать консультативный материал для родителей и педагогов на 2016 - 2017 учебный год.

3. подобрать соответствующую литературу в соответствии ФГОС

4. продумать индивидуальный образовательный маршрут по работе с детьми - инвалидами на 2016 - 2017 учебный год

5. подобрать дидактическое пособие по развитию познавательных способностей детей

6. систематизировать материал для оформления портфолио.

II . Работа с детьми.

Цели:

- развитие познавательных способностей детей через игровую и оздоровительную деятельность;

- обогащение словаря детей;

- развитие мелкой и общей моторики

    Познавательное развитие

Месяц

Мероприятие

Примечания

Июль

Развивающие игры по ФЭМП:

«Подбери фигуру», «Назови и сосчитай», «Расскажи про свой узор», «Вчера, сегодня, завтра»

Игры по сенсорному развитию:

«Найди заплатку», «Сравни и узнай», «Найди пару»,

«Волшебный мешочек»

«Наряды матушки – земли», «Жизнь в семенах»,

«Отгадай по описанию», «Четвертый лишний»

«Тонет – не тонет», «Подводная лодка из яйца»,

« Как из солёной воды добыть питьевую воду »
«Подводная лодка из винограда»

Август

Развивающие игры по ФЭМП:

«Хватит ли?», «Части суток», «Встань на место», «Где фигура?»

Игры по сенсорному развитию:

«Назови цвет», «Сравни предметы», «Теплый – холодный», «Твердый – мягкий»

Игры по ознакомлению с миром природы:

«Речные рыбы», «Кто у кого?», «Назови одним словом», «Летает – не летает»

Познавательно – исследовательская деятельность

«Бывает ли воздуху холодно» , «Свойства насеянного песка» , «Сколько весит воздух» , «Можно ли склеить бумагу водой»

    Речевое развитие

Месяц

Мероприятие

Примечания

Июль

Игры на развитие речи:

«Подбери признак», «Назови ласково», «Узнай по описанию», «Чей? Чья? Чье?»

«Солнечные зайчики», «Солнце», «Солнце землю согревает», «Солнце спит и небо спит».

Пальчиковые игры:

« Твои пальчики», «Вот как пальчики шагают», «Ежик колкий», «Лягушки»

Заучите:

«С добрым утром» С. Есенин,

«Одуванчик» Е. Серова,

«Солнце» К. Кубилинскас

Прочитайте:

«Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Лиса и кувшин», «Косточка» Л. Толстой.

Август

Игры на развитие речи:

«Какой? Какая? Какое?», «Где начало рассказа?», «Закончи предложение», «близкие слова».

Координация речи с движением:

«Спал цветок и вдруг проснулся», «Стали дети ровно в круг», «Стая птиц», «Стоп, машина»

Пальчиковые игры:

«Дождик», «Апельсин», «Замок», «Прижми палец»

Приобщение к художественной литературе

Заучите:

«Лето» А. Екимов, «Радуга» П. Образцов, «Ромашка» Е. Серова, «Осинка» И. Токмакова.

Прочитайте:

«Заяц хвастун», «Огурцы» Н. Носов, «Лев и собачка» Л. Толстой, «Сивка – Бурка».

III . Работа с педагогами

Цели:

Взаимодействие с педагогами ДОУ по познавательному развитию детей

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Июль

Консультация

«Развитие творческого мышления дошкольников»

Учитель - дефектолог

Август

Консультация

«Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Учитель - дефектолог

IV . Работа с родителями

Цели:

Вовлечь родителей в коррекционный процесс по развитию детей

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Июль

Учитель - дефектолог

Консультация

«Развивающие игры и правила их проведения»

Август

Консультация

«Как воспитать у ребенка внимание, сосредоточенность, преодолеть рассеянность»

Учитель - дефектолог