Умк методика развития речи дошкольников. Конспект занятия по развитию речи с использованием умк по обучению детей татарскому языку в старшей группе

Цели : развивать умственные операции сравнения и обобщения; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Программные задачи:

Воспитательные:

Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Развивающие:

Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.

Развивать воображение и логическое мышление.

Развивать умение «входить» в образ животных.

Образовательные:

Продолжать учить детей узнавать и называть животных

Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях животных. Познакомить следами животных.

Систематизировать знания о животных.

Предварительная работа:

Продуктивная деятельность: «Следы животных»

Материалы и оборудование:

Интеграция в образовательные области:

социализация, коммуникация, безопасность, развитие речи, труд, физическая культура.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребятки! К нам пришла Машенька! Она хочет с вами познакомиться! Протяни мне свои ладошки, как тебя зовут?

Как красиво вас назвали мамочки и папочки, у вас у всех такие чудесные имена. А я вот шла к вам солнышко так на улице греет, птички поют, и капельки с крыши капают кап-кап! А почему так? Какое время года? (весна)

Воспитатель: Правильно весна! Я в гости собралась к моему самому, самому большому другу – медведю, весна же пришла, мищке просыпаться пора, пойдём те его разбудим! Пойдём те со мной!

Воспитатель: Пойдём те ребята со мной поскорей! За мной по быстрей! Со мной веселей! В лесу с вами много мы встретим зверей! Пушистых зверей! Хороших друзей

Воспитатель: О - о - о! Что-это? (следы). Посмотрите ребятки, кто это здесь пробежал? Чьи это ушки, ну иди, иди сюда трусишка не бойся!

Вопросы детям:

1. Кто это (зайчик -куян) .Погладьте его, чтобы заинька нас не боялся!

2. А какая шёрстка у зайки? (пушистая, мягкая, теплая, гладкая) .

3. Какого цвета шерстка? (белого) .

Воспитатель: Правильно белого, спрячется заинька под ёлочку, лисичка его и не увидит!

4. А посмотрите, какие у заиньки ушки длинные или короткие? (длинные) .

5. А зачем заиньке длинные ушки?

Воспитатель: Хорошо слышит заинька, каждый шорох в лесу. Почует опасность и спрячется под ёлочку.

6. Ребята, а что зайка любит кушать? (морковку-кишер, капусту-кәбестә).

Воспитатель: Правильно любит зайка кушать морковку и капусту(куян кишер, кәбестә ярата).

По тропинке мы шагаем, выше ноги поднимаем, раз-два, раз-два вот шагает детвора!

Воспитатель: Ребятки, а кто это за ёлочкой прячется (лиса-төлке) Ах, ты лисонька, лиса. Всего леса ты краса! Ходит лиса по лесу принюхивается!

Вопросы детям:

1. Какой у лисоньки нос (чуткий).

Идёт лиса по лесу лапки осторожно ставит, и хвостиком заметает, чтоб никто её не заметил!

2. А какого цвета хвост у лисички? (сам рыжий, а кончик белый). Маленькие лисята видят белый огонёк, никогда маму не потеряют.

Воспитатель: Ну беги к своим лисятам, а мы к мишке поспешим!

Воспитатель: К мишке в гости мы идём не за что не упадём.

Вопросы к детям:

1. Ребята к кому мы пришли? Чей это дом (здесь живёт медведь-аю яши)

2. А кто знает как называется домик медведя (берлога)

Воспитатель: Спит медвежонок в берлоге, а мы с вами его разбудим.

Художественное слово «Мишка, мишка, хватит спать».

Ласково будем будить мишку. «Просыпайся мишенька весна пришла! »

Воспитатель: Проснулся мишенька!

3. Какой медведь большой или маленький (большой-зур) .

4. Какие лапы у медведя. (большие и сильные, ходит медведь по лесу с лапы на лапу переваливается и называют его поэтому косолапым. Повторим-косолапым).

Воспитатель: А мы с вами с мишкой поиграем! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Коммуникативная игра «Мы – весёлые ребята. Наше имя медвежата».

Воспитатель: Угостим мишку, вкусными яблочками.

Как вежливо угостим мишку? Аю, мә алма аша!

– Обратите внимание на наличие следов на снегу. Подумайте, кому они могут принадлежать и куда ведут. Вспомните, сколько ног у животных, какие они по размеру, какие следы должны быть животных Пофантазируйте, куда направлялись они

Животным тяжело пережить холодное время, и по возможности их надо подкармливать, но при этом соблюдать правила поведения с незнакомыми животными.

Загадки.

На картинке узнаю

Это ведь медведь - …

Жить не хочет в конуре

Лесной житель волк - …

В нашей речке караси

Ходит туда кот - …

Промелькнула вдалеке

Рыжая лиса - …

А он вовсе не буян

Он трусишка, он - …

В мышеловку-капкан

Попала мышка …

Это что за силуэт

Там стоит собака - …

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру "Командир"

Аю сикер! Куян йөгер! Төлке аша! Песи йокла! Эт эч!

Приметы весны: Увидел скворца - знай: весна у порога.

Когда перелётные птицы летят большими стаями – то это к дружной весне.

Коли прилетели дрозды, значит морозов уже не будет.

Зяблик летит к холодам, а жаворонок к теплу.

У человеческого жилья много синиц, значит весна будет холодной.

Если в марте видно дятла, то весна поздней будет.

Поют синицы, жди тепла.

Журавль прилетел - скоро лёд сойдёт.

Трудовая деятельность

Воспитатель: -Давайте, заглянем в кормушки. Кормушки пустые - значит птицы часто бывают здесь. Давайте наполним кормушки, семечками и кусочками хлеба. А дома у вас есть кормушки? Чем вы кормите птиц? Что больше всего любят кушать птицы?

Воспитатель: А теперь, давайте поиграем.

Татарская подвиңная игра "Лисички и курочки" (Төлке һәм тавыклар)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном - стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила игры . Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Пойдём те ребята в сад поскорей, идём по быстрей, идём веселей. В лесу с вами встретили много зверей! Пушистых зверей! Хороших друзей!

Воспитатель: Понравилось вам в лесу! Вспомним, что мы сделали в лесу?

Каких животных мы видели в лесу (аю, төлке, куян, бүре,песи, эт). Дома расскажите своим родителям о нашем путешествии.

Нам пора в группу возвращаться! До свиданья!

Концепция УМК

Развитие речи детей дошкольного возраста

Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.

В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место.

Цель обучения родному языку - развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Концепция развития речи дошкольников - положение о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В общем виде взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно передать в следующих положениях:

Речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

Язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития - развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;

Ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;

Ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. (Заметим, что

Индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть исключительно велики.)

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Развитие речи проходит три этапа.

1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная.


МОУ СОШ № 11

« С углубленным изучением отдельных предметов».

Доклад на тему:

Развитие речи по УМК

«Перспективная начальная

школа»

Учитель Матусова А.В.

2013 г.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно – в процессе своей речевой практики.
Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

У школьников с раннего детства формируются способы работы с текстом, которые они используют при чтении текстов на любых уроках. Тем самым закладывается одно из важных в начальной школе умений-умение учиться.

Основной базой для формирования способов работы с текстом являются уроки русского языка и литературного чтения. Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся. Работа по развитию речи в УМК, ПНШ ведется с 1-го класса.

Образное представление о тексте как доме, в котором живут и дружат предложения, умение выделять из короткого текста отдельные предложения, не нарушая последовательности, и соотносить их с моделью текста, а затем и моделировать текст, формируется уже в период обучения грамоте.

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Конспект занятия по развитию речи с использованием УМК по обучению детей

татарскому языку в старшей группе

Тема: «Моя семья»

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной

активности.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье,

взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.

Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений

детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:

Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца,

бабушки, дедушки, сестры, брата;

закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;

развитие мелкой моторики; пополнение и активизация словаря на основе

углубления знаний детей о ближайшем окружении; введение в словарь детей

существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих

трудовые действия; развитие диалогической речи: умения участвовать в

беседе; развитие детского творчества.

Ход НОД:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Исэнмесез балалар!

Дети : Исэнмесез!

Воспитатель : Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о

семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом

Как в зеркале мы отражаемся в нем

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете,

что такое семья?

Андрей : Семья – это мама, папа, брат и я.

Воспитатель: Скажи на татарском

Андрей : Гаилэ -эни, эти, эби, абый эм мин.

Настя : Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой

В оспитатель : Скажи на татарском

Настя : бу эни, эти, мин, эби һэм бабай.

Воспитатель : Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка,

бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг

друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших

родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

Андрей : Мою маму зовут Вера. Она работает в аэропорту. Папу зовут Сергей. Он работает сборщиком мебели.

Настя : Мою маму зовут Тамара. Она работает медсестрой в больнице. Папу зовут Иван он водитель.

Воспитатель : У кого есть братья и сестры?

Аня : У меня есть братик. Его зовут Андрей.

Катя : А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.

Эмиль : У меня есть старшая сестра - Диана.

Воспитатель : Дружно ли вы живете?

Аня : Мы всегда дружим.

Воспитатель : Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?

Катя : Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин

Воспитатель : А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

Бабушка родная,
Милая моя,
Больше всех на свете
Я люблю тебя.
По твоим морщинкам
Проведу рукой…
В целом свете нету
Бабушки такой.
Никогда не буду
Огорчать тебя.
Только будь здоровой,
Бабушка моя.

О ком эти строки?

Дети : Про бабушку. А бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап

А ваши мама и папа – это ваши родители.

Воспитатель : У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?

Воспитатель : Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас.

Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?

Арсений : Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе

гуляем и ходим в цирк.

Алина : Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.

Миша : А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее

выздоровел.

Диана : А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой

не замерзла и не заболела.

Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает.

Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и

дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их

любите и помните.

Шамиль : Надо позвонить!

Катя : Надо приехать к ним в гости!

Воспитатель : Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев,

бабушку и дедушку одним словом?

Дети говорят: Семья!

Воспитатель: Скажите на татарском

Дети : Гаилэ

Пальчиковая игра Гаилэ

Бу бармак- әти,

Бу бармак- әни,

Бу бармак- бабай,

Бу бармак- әби,

Бу бармак- малай,

Яшәве бергә шулай- Бик күңелле, бик кызык,

Кабатлыйк кызып-кызып:

Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных.

Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».

Игра «Нарисуем «семью»

Нужно в правую руку взять карандаш, а левую руку положить на середину листа, и обвести свою руку, каждый пальчик в отдельности. Затем выбрать из этих пальчиков себя, и других членов семьи. Нарисовать глазки, нос, рот и раскрасить цветными карандашами остальное. (Дети рисуют под музыку – «Улыбка»).

– Молодцы, ребята! Хорошо нарисовали у кого-то семья большая, у кого-то поменьше. У вас у всех получился семейный портрет.

Игра «Какая у вас семья? »

Дети поднимают руку и отвечают:

Дети: Большая (зур, дружная (куенлле, маленькая (кечкенэ, заботливая,

хорошая (эйбэт, крепкая, счастливая).

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было

радостное настроение?

Миша : Не обижать младших братьев и сестер.

Диана : Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.

Алина : Дарить подарки, любить друг друга.

Луиза : Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.

Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей

семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой.


(Слайд 1)

Пишут ли в жизни сочинения? Пишут записки, письма, научные статьи, инструкции, объявления, ведут личные дневники, записи в деловых журналах, сочиняют загадки, сказки, пишут рассказы, стихи, но…сочинения? Едва ли. Тогда зачем же писать их в школе? Имеет ли смысл учить тому, что в реальной речевой практике никогда не встречается? Не правильнее ли сразу пытаться выражать свои мысли, впечатления в тех формах, которые существуют в речевом общении? Зачем оттачивать умение пользоваться словом, точно формулировать мысли в работе над абстрактными “сочинениями”, когда можно учиться писать реальные письма, воспоминания, сочинять загадки и сказки, писать с натуры словесные этюды, составлять для сверстников сборники кулинарных рецептов, полезных советов и т.п.?

Жизнь подсказывает важный вывод: пора в общении с детьми перестать говорить о сочинениях – нужно перейти на язык конкретных жанров.

Конечно, понятие “сочинение” должно остаться в методике обучения русскому языку, оно необходимо как общее обозначение особого вида речевого упражнения. Как определяет М.Р.Львов, “сочинение школьное – учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира” (Словарь-справочник по методике русского языка. – М., Просвещение, 1988.).

В реальном общении создание “речевого продукта” предполагает его восприятие адресатом, выражение к нему определенного отношения, ответную реакцию. Так пусть и детские работы находят своего адресата – читателя или слушателя. Пусть мама получит записку, поздравление, бабушка – письмо, в подарок сочиненную сказку, пусть дети обменяются сборниками полезных советов, кулинарных рецептов, дневниковыми записями.

Слайд 3. Из всего сказанного очевидно, что жанр и стиль речи – это те понятия, которые нужно иметь в виду, обдумывая работу по развитию речи. Третье понятие, важное для успешной работы – типы речи .

Самыми актуальными для младших школьников, для их письменной речи, можно считать повествование и описание предмета . Каждый из этих типов может быть как делового, так и художественного стиля.

Все выше сказанное нашло отражение в УМК “ГАРМОНИЯ”, в учебниках русского языка “К тайнам нашего языка” под редакцией М. С. Соловейчик. В целом одной из главных особенностей программы и учебника “К тайнам нашего языка” можно определить так:

  1. Коммуникативная направленность, т.е. нацеленность на обучение школьников устному и письменному общению средствами русского языка.
  2. Широкое использование детского языкового опыта и природной языковой интуиции, их обогащение и развитие на основе деятельностного подхода к изучению языка и практическому овладению им.

Так, важным компонентом работы в 1 классе является накопление некоторых знаний о речи и совершенствование речевой деятельности школьников. В содержании и организации работы есть существенные основные отличия от традиционного решения вопросов.

  1. Еще в период обучения грамоте внимание первоклассников привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные в тот момент два главных требования к речи: быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – составляют стержень работы над культурой речи и речевого поведения в течение всего учебного года.
  2. Первоклассники практически наблюдают над стилевым расслоением речи, они учатся разграничивать “сухую” научно-деловую и эмоциональную, образную, художественную речь. Первая для детей названа деловой, а вторая картинной, изобразительной , так как в ней словами рисуются картины, которые слушающий или читающий представляет себе.
  3. Обучаясь созданию речевых произведений, первоклассники осваивают конкретные жанры: устное воспоминание, записку, телеграмму, поздравление; знакомятся со структурой письма и пишут свое первое письмо – учительнице. Слайд 4.

Ориентация на обмен записками детей и родителей требует, конечно, специального разговора с родителями, объяснения им своего замысла, причем касающегося не только обучения, но и воспитания школьников. Записка в общении близких – это проявление внимания людей, заботы друг о друге. Хорошо, если этот способ общения принят в семьях. Мы придумываем речевые ситуации, позволяющие органично использовать записку как способ общения ребенка с кем-то из взрослых, сверстников.

Дети знакомятся со структурой записки: обращение, текст записки и обязательно подпись. В учебнике приводятся примеры записок школьников, причем, авторы сделали замечание о том, что “ребята разрешили прочитать их записки”. Необходимо поинтересоваться, понимают ли учащиеся, почему авторы сделали это замечание. Существующую элементарную норму, закон для воспитанного человека: нельзя брать чужие личные вещи, нельзя без разрешения читать письма, записки, которые не тебе адресованы, мы обязательно объясняем.

(Примеры детских записок. Слайд 5.)

Знакомство с особенностями письма, с его структурой происходит на фоне более широкого разговора об общении людей:

Во 2-м классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Важное понятие, которое вводится во 2-м классе, – текст. Одновременно с ним второклассники узнают и два других: тема и основная мысль . С этого момента начинается целенаправленное формирование основных текстовых умений: осознавать тему и основную мысль текста, отбирать в соответствии с ними необходимые сведения, последовательно располагать и излагать их. Дети учатся тщательно обдумывать, а потом, после записи, улучшать свои тексты. В этом им помогают вводимые во 2 классе памятки “Текст” и “Редактор”. (слайд 8)

Второклассники продолжают учиться создавать высказывания уже знакомых жанров (записки, письма, воспоминания, поздравления), а также осваивают новые, овладевая при этом как разговорно-художественной (“картинной”) речью, так и деловой: они сочиняют загадки и пишут мини-инструкции в виде кулинарных рецептов. По-прежнему большое значение придается становлению устной деловой речи – способности излагать изучаемый материал, вести рассуждения и объяснять принятые решения.

Остановимся подробнее на работе над этими жанрами. При анализе известной загадки: На зеленой тонкой ножке

Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал,
И растаял этот шар.

Уточняем, как она устроена. На доске появляется перечень основных признаков:

1. Предмет не назван.
2. Назван другой, похожий на него.
3. Показаны важные признаки.
4. Рифма.

На доске появляется рисунок бочки .

– Можно использовать слово бочка? (Нет.)

– На что, на кого похожа бочка? (На дом, на самовар, на женщину в широком платье.)

Из нескольких сравнений выбираем: похожа на толстую женщину в широком платье.

– Какое слово подойдет, чтобы заменить предмет?

(Выбор делается из слов на доске: бочка, кадка, малышка, толстуха, толстушка.)

Останавливаемся на слове толстушка.

Записывается первая строчка: Стоит толстушка.

– Из чего сделана бочка? (Из дерева.)

– Какой же живот у этой толстушки? (Деревянный живот. ) (2-я строчка).

– Для чего нужна бочка? (Воду хранит.)

– Обсуждаем, все ли удачно. (Нет рифмы.)

В результате подбора рифмы получилось:

Стоит толстушка,
Деревянный живот,
Воду бережет. (слайд 9, 10)

Дети записывают загадку в тетрадь, чтобы не забыть и загадать друзьям, домашним. Проведенная работа подтолкнула детей к самостоятельному творчеству. Они стали пытаться сами сочинять загадки.

Не солнце, не луна.
Не греет, не дымит,
А светит и горит. (Лампа. )

Не человек, а говорит.
Сказки сказывает.
Утро и вечер вещает,
Новости освещает. (Телевизор. )

Но речевая работа не должна ограничиваться лишь развитием художественного стиля речи детей. В практике общения им нужна и деловая речь, в частности, конструктивная. Как что-то сделать – вот тот тип высказывания, которым, как мне кажется, должны постепенно овладеть младшие школьники. Для начала обучения подходит жанр кулинарного рецепта. Всю поэтапную работу нам подсказывают страницы нашего учебника. Научившись составлять рецепты, мы устраиваем конкурс на лучший кулинарный рецепт, причем, каждый должен попытаться сам создать свой рецепт.

В 3-м классе продолжается работа над созданием текстов. Проводится обучение рассказам о словах, построение повествования и описания предмета; у школьников формируется умение строить предложения со значением оценки , выражая в них главную мысль текста или его части. Ребята знакомятся с жанром этюдов . Названные понятия вводятся в четвертой четверти, но речевая подготовка ведется на протяжении всего учебного года.

Речевые уроки 3-го класса носят названия:

  • “Учимся рассказывать о словах”,
  • “Учимся рассказывать о действиях”,
  • “Рисуем словесные картины и учим друг друга”,
  • “Продолжаем учиться хорошей речи”,
  • “Еще немного из истории слов”,
  • “Оцениваем, описываем, повествуем”,
  • “Рисуем словесные этюды”. (слайд 11)

Причем, уроки развития речи запланированы в конце изучения большой темы, чаще всего, в конце четверти, 4–5 уроков подряд. Такая работа способствует более полному целенаправленному речевому развитию.

Хочется обратить внимание на первую тему. Тексты о словах неоднократно предлагаются для изложения. Так, дети узнают истории происхождения слов подушка, красная строка, столица, каникулы и др.

В теме “Оцениваем, описываем, повествуем” расширяются знания и оттачиваются речевые умения. Если в течение года при изучении частей речи учащиеся практически осваивали особенности построения текстов разных типовых значений, то здесь вводятся понятия: повествование, описание предмета, оценка действительности. Кроме того, небольшие словесные зарисовки выделяются в особый жанр: этюд. Авторами учебника введен прием, который помогает ученикам лучше понять особенности типов речи и научиться практически их разграничивать. Это прием кино- или фотосъемки: если то, о чем говорится, можно передать в одном кадре – перед нами описание; если нужно несколько кадров – повествование; нельзя передать в кадре – это оценка действительности или рассуждение. Повторение всех ранее освоенных жанров в конце 3 класса предлагается в виде кроссворда. (слайд 12)

Ответы в кроссворде: телеграмма, записка, загадка, поздравление, письмо, инструкция, рецепт, воспоминание, этюд, викторина.

В соответствии с ним мы предлагаем ребятам сочинять загадки, составлять телеграммы, инструкции, писать воспоминания об интересных событиях учебного года, поздравления с его окончанием, рисовать (по воображению) летние этюды и т.п. В результате появились такие работы.

(слайд 13 – Что я узнала на экскурсии в музее)

Представления учеников о видах текстов и их строении в 4 классе пополняются благодаря знакомству с рассуждением и новыми жанрами (дневниковая запись, объявление, объяснительная записка, рассказ и др.)

Один из первых речевых уроков в 4 классе называется “Делаем дневниковые записи”. Здесь ученики знакомятся с назначением личного дневника и особенностями оформления в нем записей. Авторы так объясняют введение в учебник этого жанра.

По заключению психологов, личный дневник может стать одним из способов психологической разгрузки школьника, снятия стресса. Так пусть ребята узнают о возможности выплеснуть свои мысли и чувства на бумагу. Конечно, запись в “личный дневник”, которая делается на уроке, – это не ведение такого дневника, а только обучение ему. И все же в отдельных случаях мы не обязываем сдавать эти записи на проверку, а лишь предлагаем сделать это, тем самым создавая условия для добровольного решения вопроса ребенком.

(слайд 14 – Экстремальная поездка)

Четвероклассники осваивают понятие “Пересказ от 3 лица”, начинают учиться самостоятельно работать над изложением. В связи с этим вводится памятка “Как писать изложение”. (слайд 15)

Познакомившись с понятием выборочное изложение , четвероклассники начинают учиться осуществлять такой пересказ.

На последних уроках первой четверти происходит знакомство с особенностями объявления как речевого жанра. Редактирование чужих объявлений помогает ребятам лучше понять специфику жанра, чтобы потом потренироваться в создании собственных.

“Размышляем, фантазируем, рисуем…” В этой теме можно ограничиться пересказом сказки, а можно сочинить свои. Так появилась сказка “Волшебный клен”, которую сочиняла Иванова К. (с помощью мамы), затем она была напечатана в Амурской областной газете для детей “Классная газета”. (слайд 16)

В одном из выпусков этой газеты было также напечатано летнее воспоминание Курмачевой Алены “С днем рождения, Артем!” о том, как она побывала на дне рождения шахтерского города Артема. (слайд 17)

В школьной газете “Школьная правда” в рубрике “Проба пера” печатались стихи Лемзяковой Ангелины, Кожиной Натальи, Савинковой Екатерины. (слайд 18, 19)

Так, ведя детей от жанра к жанру, обучая созданию как художественных, так и деловых текстов, мы помогаем младшим школьникам накапливать реальный речевой опыт, учим их речевому общению, побуждаем к творчеству. Ученица 4 класса Кожина Наталья создала книжку-малышку, которая была опубликована в журнале для детей Амурской области “Наш весёлый городок”. Это работа была отмечена дипломом и подарком. (слайд 20)

Собрание сочинений к концу 4 класса выглядит так: (слайд 21)