РПЦ отнимает у людей жильё и развитие. Рпц захватывает музеи, дома и парки россии Рпц пытается забрать помещение музея космонавтики

В селе Смольково, что в Ульяновской области, как бы поддерживая друг друга, будто два дряхленьких и никому не нужных старичка доживают свои дни два уникальных храма. Увидев их один раз, забыть невозможно. Правда, в душу западает совсем не чувство восхищения, а лавиной обрушивающееся ощущение неизбежного забвения и смерти…

Две уникальных разрушающихся церкви в селе Смольково, Ульяновской области, фото: Дмитрий Илюшин

Село Смольково (Богородское) расположено по дороге в мою деревню. Не заметить два произведения русских зодчих невозможно. Они возвышаются над всем селом, их видно издалека. Видно обрушившиеся крыши и пробитые стены. Выбитые окна, уже давно потеряв все эмоции, взирают на этот мир.

Село Смольково, Барышский район, Ульяновская область

Храмы, расположенные в селе, признаны объектами культурного наследия , но жить им осталось совсем недолго. С каждым годом их состояние становится все плачевнее…

Каменная церковь в селе Смольково является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения - «Церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери (православный приходской трехпрестольный храм)», 1809 год.

Каменный храм без колокольни в виде ротонды построен в 1809 году на средства местного помещика Петра Дмитриевича Самарина. В храме было три престола: главный в честь Казанской иконы Божьей Матери и в пределах в одном во имя преподобных Антония и Феодосия, а в другом – во имя преподобного Феодосия Тотемского чудотворца.

Село Смольково, Церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери

Храм был закрыт в период богоборчества, вероятно, в 1930-е годы.

В советское время здание церкви использовалось под различные хозяйственные нужды местного колхоза. В 1990-е годы, несмотря на то, что клятые совки уже были забороты, церковь пустовала и разрушалась. С начала 2000-х годов верующими предпринимаются попытки восстановления и реставрации храма. Не очень успешные...

Уникальность объекта состоит в том, что это храм-ротонда, он круглый. Во всем мире христианские храмы такой формы встречаются очень редко. Интересно и то, что поддерживающая свод колоннада находится не снаружи, а внутри храма.

Внутренняя колоннада церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери, село Смольково

Круглый свод церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери, село Смольково, фото: Pashkin

Колонны, поддерживающие свод церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери, село Смольково

Один из входов в церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери, село Смольково

Неподалёку, восточнее Каменного храма, стоит деревянный храм Николая Чудотворца.

Деревянная церковь в селе Смольково является выявленным объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) – «Церковь во имя Николая Чудотворца (православный приходской однопрестольный храм)», 1896 год.

Впечатляет композиция фасадов с чётким совпадением осей окон и входов в разных уровнях. Окна второго света круглой формы с восьмиклинной ложной расстекловкой, основные окна прямоугольные с шестичастной расстекловкой.

Сейчас состояние церкви во имя Николая Чудотворца весьма печальнее, чем на фото. Село Смольково, фото: Герасим Свистоплясов

Двери прямоугольные филенчатые с ромбовидными накладками и круглыми розетками на них.

Церковь во имя Николая Чудотворца, село Смольково

Это интересный и своеобразный культовый архитектурный памятник эпохи классицизма. Внутри храм восьмистолпный. Сдвоенные каменные колонны коринфского ордера, расположенные по периметру храма, поддерживают свод. На многопрофильном карнизе под куполом сохранился поясок. На шельге купола сохранился крюк для паникадила. В простенках – фигурные филенки.

Деревянные элементы декора фасадов церкви во имя Николая Чудотворца, село Смольково

Деревянные элементы декора фасадов (наличники, карнизы, резной накладной декор карниза, дверей) частично утрачены, церковь во имя Николая Чудотворца изнутри, село Смольково

Сохранившаяся в Смольково деревянная церковь была построена в 1896 году на средства прихожан и освящена во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Закрыли и разграбили храм в 1930-е годы. Позже здание обезглавили – снесли верхние ярусы колокольни и завершение храма и приспособили под склад. Сейчас церковь заброшена, пустует и разрушается.

Церковь во имя Николая Чудотворца изнутри, село Смольково

Мне очень странно вот что. В Москве, например, существует программа строительства православных храмов, поддерживаемая Правительством Москвы. Заметила, что и в Ульяновске начали строить церквушки по городу. Кроме этого у всех на слуху регулярные скандалы , когда РПЦ пытается отнять недвижимость, которая до революции принадлежала ей, а сейчас, вот незадача, не принадлежит.

Борьба за передачу Русской православной церкви недвижимого имущества, принадлежавшего ей до революции, продолжается в городах страны. В Оренбурге РПЦ требует вернуть ей здание музея космонавтики, являющееся одним из отделов музея истории города.

Здание было возведено ещё до революции, тогда в нём располагалась духовная семинария. Среди экспонатов здесь хранятся тренировочный скафандр и лётное снаряжение Юрия Гагарина. Также в учреждении ведётся военно-патриотическая работа с подростками.

Как сообщили в музее корреспонденту , борьба за здание началась ещё при Ельцине. Представители церкви обращались с требованиями о передаче недвижимости в мэрию, но непосредственно с руководством культурного учреждения не контактируют.

В последнее время требования клириков о передаче недвижимости участились, недавно эта ситуация обсуждалась даже губернатором Юрием Бергом и патриархом Кириллом .

В беседе с журналист, автор программы "Агитация и пропаганда" Константин Семин с грустной иронией отметил:"Это естественный процесс, по которому Церковь должна будет потребовать возвращения себе Байконура и космодрома Плесецк для того, чтобы производить оттуда запуски ракет и спутников. Постепенно и само существование Роскосмоса должно быть поставлено под сомнение нашей верующей общественностью, не исключено, что Роскосмос, так же как и Академию наук, передадут под протекторат Церкви".

РПЦ забирает Россию: как церковь расширяет свои владения, отбирая парки, музеи и дома

2017 год без преувеличений можно назвать годом экспансии РПЦ: масштабы территорий, отошедших в собственность церкви, поражают воображение. Начало очередной волны расширения владений церкви было положено в январе 2017 года, когда власти Санкт-Петербурга согласились передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование РПЦ на 49 лет. За первую половину 2017 года в разных регионах России православная церковь заявила о своих претензиях не только на общественные территории, но и на частную собственность граждан.

Процесс, который мы наблюдаем сегодня, начался еще в 1990-е годы, когда государство стало возвращать РПЦ имущество, изъятое у церкви большевиками. Тогда речь шла именно о религиозных объектах - в собственность церкви передавали здания храмов и монастырей, иконы и святыни, хранившиеся в музеях.

В 2000-е Госдума приняла ряд законов, по которым церковь смогла претендовать вообще на всё имущество и территории, принадлежавшие ей до 1917 года. Последний из документов - ФЗ № 327 («О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»), принятый в 2010 году, дал возможность передавать в распоряжение РПЦ любую муниципальную и государственную собственность, разрешил самой церкви сдавать полученные площади в аренду и вести предпринимательскую деятельность там, где еще вчера располагались больницы, школы, дома культуры и музеи.

Дома культуры, музеи и исторические постройки: местные епархии бесплатно получают общественные здания

Пенза: «Как туда идти верующему человеку, если там будут играть джаз, топать ногами и веселиться?»

В начале августа стало известно о передаче РПЦ пензенского Дома культуры имени Дзержинского , находившегося до этого в собственности ОАО «РЖД». В здании занимается около 400 детей. Основанием для передачи здания церкви послужило то, что с 1884 по 1917 годы на месте ДК располагалась Богоявленская церковь. В 1923 году большевики отдали церковь в собственность железной дороги, руководство которой организовало там клуб для своих работников и их детей.

Пикет против присвоения церковью здания Дома культуры имени Дзержинского.

3 августа пензенцы вышли на пикет против присвоения церковью здания - жителей волновал вопрос, смогут ли их дети продолжить заниматься в кружках и секциях Дома культуры. «Как они станут заниматься, когда вокруг будут свечки и молитвы? И как туда идти верующему человеку, если там будут играть джаз, топать ногами и веселиться?», - возмущались жители. Губернатор Пензенской области ранее заверил жителей, что все кружки останутся на своих местах, однако спустя несколько дней сказал, что дети теперь будут заниматься в Доме офицеров, в котором специально для этого вскоре сделают реконструкцию. Пензенцы не хотят возить своих детей на рисование и танцы в отдаленный район города и считают, что в «центре достаточное количество храмов для того, чтобы совершать религиозные обряды». Пензенцы уже запланировали новую акцию протеста и собираются добиться от РЖД пересмотра решения.

Оренбург: РПЦ выселяет скафандр Юрия Гагарина

Похожая история развивается с оренбургским музеем космонавтики с посещаемостью более чем 3 тысяч человек в год. Гордость этого музея - личные вещи и снаряжение советского космонавта Юрия Гагарина , который когда-то закончил местное летное училище. Но задолго до появления самого Юрия Гагарина и космонавтики здесь находилась православная семинария - именно это дает повод местным представителям РПЦ спустя сто с лишним лет претендовать на это помещение.

Здание, в котором находится музей космонавтики.

После распада СССР часть здания музея вернули местной епархии - теперь же она хочет забрать здание целиком. Сотрудники музея космонавтики убеждены, что музейную экспозицию невозможно будет перенести в другое здание и ее придется разрушать, потому что она «сделана была на века». Сейчас городские власти ищут для музея новое помещение - вопрос с передачей здания епархии, можно сказать, уже решен, но пока подходящее ля музея здание не будет найдено, иконы и свечи не окажутся на месте скафандра Юрия Гагарина.

Новочеркасск: казаки пишут письмо русскому патриарху

В городе Новочеркасске Ростовской области в борьбе за историческое здание столкнулись казаки и местная епархия. В доме 72 на улице Кирпичной сейчас располагается правление казачьей станицы «Средняя». РПЦ утверждает, что здание раньше принадлежало Михайловскому храму, хотя церковь владела им всего 5 лет , после чего там долгое время располагалась начальная школа. Сейчас в здании регулярно собираются атаманы казачьего войска. 17 июня они написали письмо Патриарху всея Руси и президенту России с просьбой умерить аппетиты местной епархии.

Казаки станицы «Средняя» в помещении здания правления станицы.

Уже несколько лет епархия планирует открыть в этом здании приходскую школу. Казаки признаются, что для занятий с детьми готовы предоставить помещение на 120 посадочных мест в здании правления станицы. Но представителей церкви такое предложение не устроило - они настаивают именно на смене владельца. По словам казаков, в этом году на помощь епархии пришла городская администрация , которая в одностороннем порядке расторгла договор аренды из-за передачи здания РПЦ.

Площади, дачи и набережные: городские администрации безвозмездно отдают РПЦ муниципальные земли

Калининград: «Найди денег и тогда всё получится»

В январе 2017 года власти Калининграда решили не отставать от столицы и предложили установить возле площади Победы 10-метровый памятник князю Владимиру. Для воплощения этой идеи власти решили передать участок рядом с площадью в безвозмездное пользование РПЦ. Как позже рассказали городские власти, стоимость этого участка - 5 015 358 рублей и 61 копейка. Предложение поддержали 20 депутатов городского совета, двое воздержались. Памятник предполагается поставить уже в этом году, однако скульптор Владимир Суровцев, к которому обратились власти, еще 19 января (до голосования о передаче земли РПЦ) рассказал Комсомольской правде, что городские власти предлагают ему самому найти деньги на памятник: «На сегодняшний день ко мне обращаются: «Владимир Александрович, найди денег и тогда все получится». Выходит, я как автор должен создать, пройти все согласования, еще и найти финансы. Честно, для меня это задача на сегодня непосильная. <...> Мы в контакте и с некоторыми представителями РПЦ, и они мне иногда звонят: «Не нашел ли денег?». По оценкам скульптора, для изготовления памятника понадобится от 16 до 20 миллионов рублей. В 2016 году администрация разрешила Калининградской епархии РПЦ построить на площади Победы четырехэтажный православный просветительский центр площадью 5,6 тысяч квадратных метров.

Эскиз памятника князю Владимиру в Калининграде.

Санкт-Петербург: 47 соток в Комарово и часовня на парковке

В конце июля Комитет имущественных отношений администрации Санкт-Петербурга отдал в безвозмездное пользование РПЦ 4,7 тысячи квадратных метров земли в поселке Комарово. Стоимость этого участка оценивается в 30 миллионов рублей . Согласно Земельному кодексу, РПЦ имеет право получить в собственность территорию, на которой находятся принадлежащая ей недвижимость. «Церковная» недвижимость в Комарово действительно есть - здесь располагается дача митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. По данным на 2005 год, на дачном участке стоит дом площадью 212 квадратных метров и дом для прислуги площадью 144 квадратных метра.

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (справа налево).

На днях стало известно о планах РПЦ получить еще и территорию парковки в Комарово - сейчас там завершается строительство часовни, хотя разрешительной документации для этого сооружения нет. Как пишет «Новая газета» в Санкт-Петербурге, представители церкви рассчитывают легализовать строительство задним числом и уверены, что губернатор «примет политическое решение».

Красноярск: «референдум о соборе - экстремизм»

В мае 2017 года в Красноярске прошел митинг против строительства храма в историческом центре города - районе «Стрелка». Много лет местная епархия и городские власти ищут место для строительства Богородице-Рождественского кафедрального собора - в XIX веке это был самый большой храм в Сибири до тех пор, пока в 1936 году он не был взорван большевиками. Сейчас на месте уничтоженного собора располагается здание правительства Красноярского края. «Красноярск скоро будет одним из последних городов, где нет кафедрального собора», - сетовали представители местной епархии. В 2012 году в Красноярск приехал патриарх Кирилл и лично выбрал площадку для нового храма - перст патриарха указал на набережную на «Стрелке».

Так выглядел Богородице-Рождественский кафедральный собор до взрыва в 1936 году.

По закону, РПЦ может претендовать на эту землю, поскольку до революции здесь стоял другой собор, поэтому власти города быстро приняли положительное решение. Не помешало этому и то, что официально земля уже была отдана под строительство бизнес-центра московской компании «Ритейл Парк Групп». Местные жители были возмущены тем, что городские власти не провели ни торгов, ни общественных слушаний. Возникшее по аналогии с Исаакием требование жителей провести референдум по передаче земли на «Стрелке» в собственность РПЦ митрополит Пантелеймон назвал экстремизмом и напомнил: «Все, кто ломал кресты и храмы, страшной смертью кончили». «Миссия церкви - не удивлять роскошью соборов и не собирать под себя муниципальные земли, а нести освобождение от мук обездоленным», - говорили протестующие на митинге.

Стоимость строительства храма оценивают в 1,3 миллиарда рублей , а возвести собор планируют к Универсиаде 2019 году. В июле на месте будущего храма установили брезентовую палатку для молитв - вход в «собор» украшает надпись с хештегом «город за Собор».

Дома и квартиры: РПЦ в суде требует отмены результатов приватизации

Выша: «В туалет ходите в лес - он рядом»

В поселке Выша Рязанской области Свято-Успенский монастырь покушается не на общественные здания или муниципальные земли, а на частную собственность местных жителей. В 1917 году этот монастырь был закрыт, и все его имущество, включая здания и земли, было отдано государству. В 1930-е годы здесь разместили психиатрическую лечебницу, а в 1970-е работникам медучреждения выдали квартиры в домах, стоящих на территории больницы. В 90-е годы жители этих домов приватизировали свои квартиры, а потом больница переехала . Государство тогда решило передать РПЦ несколько зданий, ранее принадлежавших монастырю. В 2011 году в результате тайного межевания границ все приватизированные постройки оказались на территории федеральной собственности - людей признали «захватчиками» монастырских земель , а их огороды и сараи - незаконными. У одной семьи, живущей на якобы монастырской земле, снесли единственный уличный туалет - суд посоветовал жителям «ходить в лес, он рядом». Жители и готовы были бы съехать с монастырских земель - но другого жилья им не предлагают , а возможные денежные компенсации настолько малы, что на них нельзя приобрести новое жилье. От притеснений монастыря уже пострадали 23 семьи, среди них - бывшая узница концлагеря.

Одна из жительниц села Выша, чей дом переходит в собственность РПЦ.

Ставрополь: «У меня там будут документы храниться, а бабушку монахини примут в обитель»

В Ставрополе местная епархия добивается выселения семьи 90-летнего ветерана Великой Отечественной войны Раисы Фоменко. Дом барачного типа, где сейчас проживает Раиса со своей семьей, по мнению местной церкви - церковный памятник: до революции этот дом якобы был игуменским корпусом Иоанно-Мариинского женского монастыря. Сейчас церковь требует отмены приватизации - по их мнению, муниципалитет незаконно позволил жителям приватизировать дом, который должен был стать собственностью местной епархии. Жители дома готовы переехать в новое жилье, но ни городская администрация, ни епархия не готовы ни предоставить новое жилье, ни предложить компенсацию. Единственное прозвучавшее от епархии предложение - переселить 90-летнего ветерана Раису Фоменко в монастырскую келью , чтобы в освободившемся для церкви здании игуменья монастыря могла хранить документы .

Тамара и Раиса Ивановна в коридоре барака.

Парки и заповедники: епархии хотят присвоить рекреационные зоны и объекты ЮНЕСКО

Брянск: вырубка каштанов в честь семьи Романовых

В июле в Брянске прошли протесты в защиту территории Пролетарского парка от притязаний РПЦ - брянская епархия намерена установить там очередной храм. По словам брянских активистов, новое церковное сооружение будет занимать до 3,5 тысяч квадратных метров городского парка, а строительство потребует вырубки 80 каштановых деревьев.

Восемь деревьев уже были спилены только для того, чтобы провести геологические изыскания - после исследования станет ясно, можно ли строить здесь храм. Брянская епархия, которой безвозмездно был передан участок в парке, уже подготовила проект храма «в честь Святых Царственных Страстотерпцев» (в честь расстрелянной императорской семьи Романовых).

Местная власть утверждает, что занимает в конфликте нейтральную сторону, хотя жители возмущены тем, что на общественные слушания о судьбе парке не были приглашены сами горожане. В итоге архитектурный совет Брянска признал парк удачным местом для храма, несмотря на вырубку деревьев.

Крым: гостиница для епархии на месте древнегреческого города

В январе 2017 года стало известно, что Симферопольская и Крымская епархия собирается получить во владение объекты государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» . Епархия в своей заявке попросила отдать ей 24 объекта музея - якобы раньше эти здания находились в пользовании монастыря Святого Владимира.

Национальный заповедник «Херсонес Таврический».

По мнению благочинного Севастопольского округа Сергея Халюты, ранее возглавлявшего музей, только передача заповедника церкви поможет «начать процесс подлинного развития национального заповедника». Руководство музея, напротив, считает, что, если решение о передаче этой территории РПЦ будет принято региональными властями, то работа музея-заповедника фактически остановится.

Музей-заповедник «Херсонес Таврический» является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО , там регулярно проводятся археологические раскопки. В планах епархии построить на территории заповедника музейный комплекс, центральная часть которого будет представлять собой башню высотой в 28 метров и площадью более 4 тысяч квадратных метров, а также построить там храмы и комплекс «Некрополь святых» с гостевыми домами.

Коррупция в церкви: батюшка-взяточник на исповеди

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Подпишитесь на нас

Напомним, что речь идет о старинном здании на улице Челюскинцев. До революции в нем размещалась духовная семинария, а в советские годы - один из корпусов высшего военного авиационного Краснознаменного училища имени Полбина. В числе выпускников оренбургской "лётки" был и первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Правда, учился он в другом корпусе - на улице Советской, 1. В 1993 году училище было расформировано, а созданный на его базе музей космонавтики жив и по сей день.

Наш музей "вырос" из комнаты боевой славы училища, - рассказал "РГ" директор Валерий Лежнин - летчик I класса, подполковник в отставке. - В современном виде он существует с 1991 года. Мы, ветераны, сохранили все экспонаты, в числе которых - тренировочный скафандр Гагарина и его летное снаряжение, переданное им "лётке". Кстати, позднее отряд космонавтов пополнили еще трое воспитанников училища: Валентин Лебедев, Александр Викторенко и Юрий Лончаков.

Приезжала к нам как-то делегация из США, так они сказали, что в Америке вуз, где учился первый космонавт Земли, никогда бы не закрыли.

В числе выпускников нашей "лётки" - 341 Герой Советского Союза...

В 90-х часть здания на улице Челюскинцев вернули епархии. С тех пор музей соседствует с духовной семинарией и кадетским училищем им. Неплюева. Три музейных зала размещаются на площади в 160 квадратных метров, со временем экспонатам здесь стало тесно. Власти региона заговорили о том, что более подходящим местом для размещения музея был бы , где установлена мемориальная доска, напоминающая о том, что в этих стенах учился Юрий Гагарин. Однако здание, которому был присвоен статус памятника истории и культуры, долгие годы находилось в долевой федеральной, муниципальной и частной собственности и со временем пришло в аварийное состояние. Как уже писала "РГ", недавно вопрос о судьбе легендарного дома наконец решился: . А значит, планы по переезду музея могут стать явью. Устроит ли самих музейщиков такой вариант?

Так мы за это и бьемся! Разговоры идут уже 17 лет, - пояснил Валерий Лежнин. - Перед Днем космонавтики мы обратились к коллегам с просьбой передать нам экспонаты, связанные с покорением космоса, а площадей для их хранения у нас нет. А в новом здании мы могли бы значительно расширить экспозицию.

Правда, уповать на скорое новоселье не приходится - дом на Советской нуждается в ремонте. Тем временем духовной семинарии в здании на Челюскинцев тоже не хватает места, и епархия периодически напоминает властям о своих правах. Однако ни о каком "выселении" музея речи не идет.

В муниципалитете заверили, что нас трогать не будут: "Если потеряем музей космонавтики, народ нам этого не простит", - говорит Валерий Лежнин.

Интерьер можно сделать из любого материала. Как вам, к примеру, интерьер, выполненный из человеческих костей? И не где-нибудь в пещере людоеда, а в христианском храме.

Оссуа́рий (лат. ossuarium , от лат. os (родительный падеж ossis ) - «кость») - ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения скелетированных останков. В русском языке существует синоним этого слова - ко́стница.

Выкапывание костей из земли и дальнейшая демонстрация их в специальных помещениях (костницах, или кимитириях) – не глумление и не поругание предков. Это нормальный христианский аскетизм греческой (восточной) традиции.

На Афоне спустя некоторое время после погребения умершего его эксгумировали и перезахоранивали останки так, чтобы иметь к ним прямой доступ. Кстати, на черепах зачастую писали имя владельца. Интересно, что у греков нетленное тело считалось признаком неправедной жизни или недостойного поведения после смерти.

Кроме Афона костницы есть в Киевских пещерах на Украине, в Муромском Спасо-Преображенском монастыре в России, в Болгарской Каварне (1981 года!). Там части скелетов не элемент дизайна, а, если можно так выразиться, интерьерная особенность. Самый большой оссуарий в мире находится в катакомбах Парижа, в которых складированы останки более 6 миллионов человек.

Самые яркие примеры именно дизайнерского употребления этого специфического материала – знаменитая костница, расположенная в трех километрах от центра чешского городка Кутна Гора в Седлице, основанная в начале XVI века и принявшая современную форму в 1870 году, и часовня в португальском городе Эвора, датированная XVII веком.

Capela dos Ossos (букв. «Часовня костей») - один из самых известных памятников в Эворе, Португалия. Это небольшая часовня, расположенная рядом с входом в церковь Святого Франциска. Часовня получила свое название потому, что её внутренние стены покрыты и украшены человеческими черепами и костями.

Capela dos Ossos была построена в XVI веке францисканским монахом, который в духе Контрреформации, свойственном той эпохе, хотел подтолкнуть своих братьев к созерцанию и донести до них мысль о том, что земная жизнь - лишь временное явление. Это наглядно показано в знаменитой надписи при входе в часовню: «Nós ossos que aqui estamos pelos vossos esperamos» («Мы, кости, которые находятся здесь, ждём вас.»).

Мрачная часовня состоит из трёх пролетов 18,7 метров длиной и 11 метров шириной. Свет проникает через три небольших отверстия слева. Её стены и восемь столбов оформлены тщательно упорядоченными «узорами» костей и черепов, скреплённых цементом. Потолок сделан из белого кирпича и расписан фресками на тему смерти. Количество скелетов монахов приблизительно равно 5000 - исходя из кладбищ, которые были расположены в нескольких десятках церквей рядом. Некоторые из этих черепов сегодня исписаны граффити. Два высушенных трупа, один из которых труп ребёнка, свисают с цепей. На крыше часовни написана фраза «Melior est die mortis die nativitatis» («Лучше день смерти, чем день рождения»).

Kostnice v Sedlci

Костехранилище в Седлеце (чеш. Kostnice v Sedlci, Кладбищенский костёл Всех Святых с костехранилищем) - готическая часовня в Седлеце, предместье чешского города Кутна-Гора, отделанная человеческими черепами и костями. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов.

В 1278 году Генрих, аббат цистерцианского монастыря в Седлеце, пригороде Кутна-Горы, был послан чешским королём Отакаром II в Святую землю. Обратно он привёз немного земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу аббатства. Весть об этом распространилась, и кладбище стало популярным местом захоронения среди жителей Центральной Европы. Многие тысячи людей желали быть похороненными на этом кладбище. Средневековые войны и эпидемии, в частности эпидемия Чёрной смерти в середине XIV века и гуситские войны в начале XV века, пополняли кладбище, которое в результате сильно разрослось.

Около 1400 года в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей. Усыпальница должна была служить складом костей, извлечённых из могил, поскольку места на кладбище не хватало. Освободившееся место могло быть использовано для новых погребений или для строительства. Согласно легенде, после 1511 года работу по извлечению скелетов из могил и складированию их в усыпальнице выполнял полуслепой монах цистерцианского ордена.

В 1703-1710 гг. собор был перестроен: добавлен новый вход, чтобы поддерживать наклонившуюся наружу стену, и верхний ярус перестроен в стиле барокко.

В 1784 году император распорядился закрыть монастырь. Часовню и монастырские земли купила семья Шварценбергов.

В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта (František Rint) для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Результаты его труда говорят сами за себя. По четырём углам собора расположены огромные колоколообразные груды костей. С середины нефа свисает огромный костяной канделябр, содержащий по меньшей мере один экземпляр каждой из человеческих костей, и украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря, а также большой фамильный герб Шварценбергов и подпись мастера Ринта, также из костей.

Небольшая церковь капуцинов Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini) расположена на виа Венето в Риме, неподалеку от палаццо Барберини и фонтана Тритона. Построена по проекту Антонио Казони в 1626-31 гг. Украшена полотнами кисти Гвидо Рени (Михаил Архангел), Караваджо (святой Франсиск), Пьетро да Кортоны и Доменикино. Церковь имеет несколько приделов с мощами католических святых.

Послепостройки церкви со старого кладбища ордена капуцинов, раполагавшегося в районе фонтана Треви были перенесены кости, захороненных там монахов и помещены в крипту церкви. Постепенно из них былы выполнены декоративные украшения всех шести помещений крипты. В общей сложности в крипте собраны кости четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 гг. В пятом зале крипты размещён скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте. Оформление крипты в духе барокко послужило прообразом костехранилища в Седлеце.

Этот собор находится в Италии, в городе Отранто. В нем хранятся черепа 800 католических мучеников, которые отказались принять ислам после захвата города турками в 1480 году и были обезглавлены на холме Минервы.

Катакомбы Парижа - сеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем. Общая протяжённость по разным данным - от 187 до 300 километров. С конца XVIII века катакомбы служат местом покоя останкам почти шести миллионов человек.

Большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег, недалеко от старого города периода Меровингов. Поначалу добычу камня вели открытым способом, но к концу X века его запасов стало не хватать.

Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для вырубки известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города - это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.

Расширение жилой части Парижа в эпоху Ренессанса и позже - при Людовике XIV - привело к тому, что к XV веку земли над каменоломнями оказались уже в черте города, а значительная часть жилых районов фактически «повисла» над пропастью.

В апреле 1777 года король Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен, которая существует и поныне. За более чем 200-летний период работниками этой инспекции проведена колоссальная работа по созданию укрепительных конструкций, способных задержать или даже полностью предотвратить постепенное разрушение подземелья. Проблема укрепления вызывающих опасение участков подземной сети решается одним, не требующим значительных финансирований способом - всё подземное пространство заполняется бетоном. В результате бетонирования исчезли такие памятники истории как гипсовые каменоломни на севере Парижа. И все же бетонирование является временной мерой, потому что подземные воды Сены рано или поздно найдут выход в других местах.

По сложившейся христианской традиции усопших старались хоронить на прилегающей к церкви земле. В начале периода Средневековья католическая церковь всячески поощряла захоронения возле церквей, получая немалые прибыли за отпевание умерших и за места на кладбище. Поэтому христианские кладбища располагались в центре населённых пунктов не только в Париже, но и по всей Европе.

Например, на 7 000 квадратных метрах кладбища Невинных, функционировавшего с XI века, хоронили прихожан из 19 церквей, а также неопознанные трупы. В 1418 году Чёрная смерть или эпидемия бубонной чумы добавила ещё около 50 000 трупов. В 1572 году кладбище вместило тысячи жертв Варфоломеевской ночи. Поскольку к середине XVIII века кладбище стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, оно испускало зловоние, из-за которого, как говорили, скисало молоко и вино. Однако священники выступали против закрытия городских кладбищ. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.

В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот. Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.

Хранение костей в специальных помещениях - давняя традиция погребения на горе Афон. Вот как описывает посещение подобного места русский писатель Борис Зайцев, побывавший на Афоне в 20-е годы XX века:

Гробница Андреевского скита - довольно большая комната нижнего этажа, светлая и пустынная. Шкаф, в нём пять человеческих черепов. На каждом указано имя, число, год. Это игумены. Затем, на полках другие черепа (около семисот) рядовых монахов, тоже с пометами. И, наконец, самое, показалось мне, грозное: правильными штабелями, как погонные сажени валежника, сложены у стены, чуть не до потолка, мелкие кости (рук и ног). Сделано все это тщательно, с той глубокой серьёзностью, какая присуща культу смерти. Вот, представилось, только особого старичка «смертиотекаря» не достает здесь, чтобы составлять каталоги, биографии, выдавать справки. А литература присутствует. На стене висит соответственное произведение: «Помни всякий брат, Что мы были, как вы, И вы будете, как мы».

Борис Зайцев в своей книге отмечает, что в афонской похоронной традиции, помимо экономии места, в хранение скелетированных останков вкладывается сакральный смысл - если усопший был монах праведной жизни, то за три года его тело должно разложиться. Если нет - то братия снова закапывает останки и усиленно молится за покойного.

Ки́ево-Пече́рская Ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська Ла́вра) - один из первых по времени основания монастырей в Киевской Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония - Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.

C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.

В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).

В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра - в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Мироточивые главы - древняя и чтимая святыня лаврских пещер, о которой повествует Печерский Патерик: «Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром… Эти главы, вопреки естества источающие не простое миро, но исцеляющее, показывают святость и благодать, действующую в угодниках Божиих…».

В советское время, когда монастырь был закрыт, святые главы прекратили мироточить. Сотрудники атеистического музея обвинили «служителей культа» в фальсификации этого чуда. В 1988 году, когда монастырь был открыт, мироточение возобновилось.

Архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан, бывший в то время наместником Лавры, так рассказывает об этом чуде: «Прибегает ко мне послушник из пещер. Плачет: «Отец Наместник, виноват, не досмотрел!» - «Что такое?» - «Да, вот, - объясняет, - убирал в пещерке с главами и не доглядел, как в один из сосудов попала вода!» Я сразу каким-то чутьем догадался, что дело тут не в воде. «Пошли», - говорю. Захожу в пещерку, открываю стеклянный сосуд. А из него в лицо - невыразимый букет благоухания. Смотрю, а глава, уже не белая, а темно-коричневого колера, как бы плавает в кристально прозрачном масле. Миро! Открываю еще два сосуда, уже металлических, а там благоухающей жидкости с ладонь в каждой. Я узнал миро, хотя не видел ни разу. Сердце забилось. Господи! Ты явил нам знак Своей небесной милости! Мощи ожили! Проснулись! Матерь Божия! Ты - наша Игумения. Это Ты являешь Свой покров Твоей обители! Велел позвать старого монаха, жившего в Лавре до закрытия, ныне уже покойного архимандрита Игоря (Воронкова). Тот понюхал. Посмотрел на меня. На глазах слезы. Это, говорит, миро!»