Анализ поэмы анна снегина есенина сочинение. Образ Анны Снегиной в поэме Есенина «Анна Снегина Анна снегина основные темы

Кратко:

В 1925 году была написана поэма «Анна Снегина». В ней отразились впечатления от поездок в родное село Константиново в 1917 - 1918 годах.

В «Анне Снегиной» соединились в единое целое элементы эпические, лирические и драматические. Эпическая тема дается в поэме в реалистических традициях. Действие поэмы происходит на широком общественно-историческом фоне: революция, гражданская война, расслоение деревни, раскулачивание, самосуды, гибель дворянских гнезд, эмиграция русской интеллигенции за границу. В поле зрения автора оказываются народные бедствия - дореволюционные и послереволюционные («мужицкие войны», классовая ненависть, набеги деникинцев, непомерные налоги), народные судьбы (радовцев, которым «счастье дано», и криушан, у которых одна соха и «пара заезженных кляч»), народные характеры (Прон Оглоблин, Оглоблин Лабутя, мельник, мельничиха и другие).

Лирическое начало - несостоявшаяся любовь героев - определяется этими эпическими событиями. Анна Снегина - дворянка, аристократка. Сергей - крестьянский сын. Оба по-разному, но одинаково хорошо знают жизнь России и самозабвенно любят ее. Они и классовые враги, и люди, связанные душевным родством, они оба - русские. Их роман протекает на фоне революционных катаклизмов и социальных потрясений, что в конечном счете и определяет расставание героев. Анна уезжает в Лондон, пережив все удары судьбы (разорение усадьбы, мужицкое возмездие, гибель мужа, разрыв с Сергеем), но сохраняет на чужбине нежность к герою и любовь к России. Сергей, закружившись в революционном водовороте, живет проблемами сегодняшнего дня, и «девушка в белой накидке» становится для него просто дорогим воспоминанием.

Однако драматизм ситуации не исчерпывается тем, что революция разрушила личное счастье героев, она коренным образом подорвала веками складывающийся традиционный уклад всей русской жизни. Нравственно искалеченная, гибнет деревня, воюют между собой крепкие хозяйственные радовцы и нищие криушане, долгожданная свобода оборачивается вседозволенностью: убийства, самосуды, засилие «злодеев... лихих». На селе появляется новый тип вожака:

Булдыжник, драчун, грубиян.

Он вечно на всех озлоблен,

С утра по неделям пьян.

Прозорливый Есенин с горечью констатировал в «Анне Снегиной», во что превратилась его голубая мечта об иной земле и иной стране в государстве большевиков.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Проблематика поэмы «Анна Снегина» неразрывно связана со смысловым объемом, который несет в себе лирика Есенина. Один из центральных аспектов проблематики его поэзии в целом определяется решением вопроса о соотношении частного времени личности и исторического времени национальной жизни. Обладает ли человек определенным суверенитетом в отношении к истории, может ли противопоставить разрушительному и тлетворному влиянию исторического процесса (если он именно так его воспринимает) свое право остаться частным человеком, отвергнув посягательства исторического времени на его личную жизнь и судьбу?

Такая проблематика предопределена двумя предметами изображения, каждому из которых соответствуют две сюжетные линии, развивающиеся в поэме параллельно. С одной стороны, это частный сюжет, повествующий об истории отношений лирического героя с Анной Снегиной, рассказывающий о несостоявшейся любви. С другой стороны, он тесно переплетен с сюжетом конкретно-историческим, обращенным к событиям революции и гражданской войны, которые захватывают и жизнь крестьян, жителей деревни и хутора, на котором укрывается герой Есенина от вихрей исторического времени, и его самого. Исторический разлад захватывает жизнь всякого человека без изъятия и разрушает наметившиеся было отношения любви в частном сюжете.

Экспозицией национально-исторического сюжета становится открывающий поэму рассказ возницы о внезапно возникшей вражде между двумя деревнями: Радово и Криуши. В страшной драке за лес между мужиками двух деревень видится пролог гражданской войны, когда зерна гнева вырастают среди людей, принадлежащих одной культуре, одной нации, говорящих на одном языке: «Они в топоры, мы тож. / От звона и скрежета стали / По телу катилась дрожь». Почему после этой драки жизнь в некогда богатой деревне Радово без всяких видимых причин приходит в упадок? Как объясняет возница такую ситуацию: «С тех пор и у нас неуряды. / Скатилась со счастья вожжа. / Почти что три года кряду / У нас то падеж, то пожар»?

Рассказ возницы, служащий прологом к национально-историческому сюжету поэмы, сменяется экспозицией частного сюжета, связанного с судьбой лирического героя, с тем выбором, который он делает, дезертируя с фронта империалистической войны. Чем обусловлен такой поступок? Мотивируется ли он трусостью лирического героя, желанием спасти свою жизнь, или же он обнаруживает твердую жизненную позицию, нежелание участвовать в безумных и разрушительных исторических обстоятельствах империалистической войны, цели которой неизвестны и чужды лирическому герою?

Дезертирство — осознанный выбор героя, не желающего быть участником бессмысленной и чуждой интересам народов бойни: «Война мне всю душу изъела. /За чей-то чужой интерес /Стрелял я в мне близкое тело /И грудью на брата лез». Февральская революция 1917 года, когда «над страной калифствовал /Керенский на белом коне», не изменила ни саму историческую ситуацию, ни отношение лирического героя к войне и к своему участию в ней:

Но все же не взял я шпагу...

Под грохот и рев мортир

Другую явил я отвагу —

Был первый в стране дезертир.

Покажите, что такой выбор дается лирическому герою нелегко, что он все время возвращается к своему поступку, находит все новые и новые эмоциональные оправдания: «Нет, нет! / Не пойду навеки. / За то, что какая-то мразь / Бросает солдату-калеке / Пятак или гривенник в грязь». Найдите другие примеры подобного самооправдания.

Таким образом, двум сюжетным линиям анализируемой поэмы «Анна Снегина» Есенина соответствуют и две экспозиции, соотнесенность которых формирует проблематику поэмы: можно ли в условиях исторической действительности XX столетия спрятаться от свирепых и разрушительных ураганов войн и революций, национального раздора, пролог которого звучит в рассказе возницы, в своем частном мире, в укрытии, на хуторе у мельника, куда и направляется лирический герой? Может ли статься так, что исторический ветер пройдет мимо и не затронет? Собственно, попытка обрести такое укрытие и оказывается завязкой поэмы.

Однако такие попытки обнаруживают свою полную иллюзорность. Внутренний разлад крестьянского мира с самим собой, образ которого дан во вражде деревень Радово и Криуши, становится все более и более очевиден, вовлекает все больше и больше людей. Обратитесь к разговору героя со старухой, женой мельника. Покажите, как она воспринимает современное состояние крестьянского мира, какие новые грани к истории вражды радовцев и криушан прибавляет ее рассказ. Где она видит причину разлада людей между собой?

Старуха ставит историю вражды двух деревень («То радовцев бьют криушане, / То радовцы бьют криушан») в более широкий национально-исторический контекст.

Первая встреча с Анной Снегиной заставляет автора обратиться к традиционному для любовной лирики сюжету встречи через много лет двух некогда любивших друг друга людей, разведенных потом судьбой и временем. Вспомните, какие стихотворения Пушкина, Тютчева, Фета, Блока обращены к подобному сюжету. Эта встреча дает возможность Анне Снегиной и лирическому герою вновь вернуться к прежнему эмоциональному состоянию, преодолеть время разлуки и повороты судьбы, разведшие их: «И в сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет».

Частный сюжет отношений Анны Снегиной и лирического героя развивается параллельно с другой сюжетной линией, основу которой составляет история дружбы лирического героя с Проном Оглоблиным. Именно эти отношения проявляют характер исторического процесса, проходящего в русской деревне, развивающегося на глазах поэта и требующего его непосредственного участия. Прон Оглоблин — как раз тот герой, который заставляет выйти из укрытия на мельнице, не дает отсидеться на сеновале у мельника, всячески показывает лирическому герою его необходимость крестьянскому миру.

Кульминацией поэмы, соединяющей две сюжетные линии, становится момент появления лирического героя вместе с Проном в поместье Снегиных, когда Оглоблин, выразитель интересов крестьянства, требует у помещицы земельные угодья: «Даешь, мол, твои угодья /Без всякого выкупа с нас». Лирический герой оказывается вместе с крестьянским вожаком. Когда возникает прямой классовый конфликт, он, не в силах больше игнорировать вызов истории, делает выбор и выступает на стороне крестьянства. Развитие сюжета обнаруживает невозможность спрятаться от исторического времени, от классовых противоречий в деревне, оказавшись на стороне, отсидевшись на хуторе у мельника. Если он смог дезертировать с фронта германской войны, выбрав жизнь частного человека, то уйти от крестьянской среды, с которой он связан генетически, герой не может: остаться в стороне означало бы предательство деревни. Так совершен выбор: встав рядом с Проном, лирический герой теряет обретенную было любовь к Анне Снегиной.

Развитие любовного конфликта завершается еще и потому, что Снегина, потрясенная гибелью мужа-офицера на фронте, бросает в лицо поэта страшное обвинение: «Убили... Убили Борю... /Оставьте! /Уйдите прочь! /Вы — жалкий и низкий трусишка. /Он умер... /А вы вот здесь...»

Сюжет, герои, проблематика поэмы С. Есенина «Анна Снегина»

Есенин Сергей Александрович - великий русский поэт. Он утверждал, что чувство родины - основное в его творчестве. Это чувство Есенин пронес через всю свою короткую, но удивительно яркую и насыщенную жизнь. Чувством родины проникнуты практически все стихотворения, а также поэмы Есенина.

Поэма «Анна Снегина» в известной мере подыто­жила творческий путь поэта. Есенин считал, что она лучшее из всего, что он написал.

Поэму отличает поразительное слияние эпическо­го и лирического начал. Ее лирический герой дан в развитии.. Ему свойственна задумчивость, отзывчи­вость.

Исторические события, изображаемые в поэме, со­циально насыщенны и значительны. Автор передает свой взгляд на них.

Герой поэмы едет навестить радовские предместья, а возница рассказывает ему по пути о жизни в селе.

В первой строфе нарисована картина благополуч­ного, крепкого села Радова, в котором «дворов, почи­тай, два ста». Радовские места « богаты лесом и во­дью, есть пастбища, есть поля». Крестьянские дворы там крыты железом. Хорошо живется в Радове.

Контрастно на фоне Радова выглядит соседняя де­ревня Криуши. Там житье плохое, одна соха на всех да пара «заезженных кляч». Нищета и обездолен­ность заставляют криушан воровать из соседского леса дрова. Драматические события разворачивают­ся, когда радовцы застают их на месте преступления. Братоубийственная схватка заканчивается смертью старшины, а десять мужиков отправляются на катор­гу в Сибирь. Суровым возмездием оборачивается радовцам эта драка:

С тех пор и у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар.

Полно душевной усталости повествование героя о годах войны. Она ему «всю душу изъела». Смысл вой­ны герою не понятен, он не видит своего интереса в ней. Насилие над «братом» вызывает у него отвращение. Герой решает свернуть с этого пути и посвятить себя поэзии.

В поэме возникает образ Керенского, под чьим на­чалом также не желает воевать герой. Таких, как Ке­ренский, он считает прохвостами и дармоедами и предпочитает не служить им, а «быть первым в стране дезертиром».

В образе возницы, доставившего героя в Радово, поэт рисует характер яркий, самобытный. Он хитер, ухватист, своего не упустит.

Теплые чувства вызывает в герое встреча с родны­ми местами, где он не был уже почти четыре года и куда явился на год. Дурманящий запах сеновала, пре­лесть разросшегося сада, аромат сирени.... Все это на­вевает в герое воспоминания юности:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Образ возлюбленной не угас в сердце героя. Но не только воспоминания о первой любви вспыхивают в сердце героя. Прелесть родных мест возбуждает в нем философские размышления о войне и мире, о челове­ке и истории, о месте личности в круговерти масштаб­ных событий:

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

И сколько с войной несчастных

Уродов теперь и калек!

И сколько зарыто в ямах!

И сколько зароют еще!

В воображении героя возникает образ солдата-ка­леки, никому не нужного и отдавшего свою молодость и здоровье за чужой интерес. Новая действительность сельской жизни неутешительна: «сплошные мужиц­кие войны», безвластье, разбойники на дорогах.

Особое место в поэме занимает образ Прона Оглоблина. Мельничиха представляет его как «булдыжника, драчуна, грубияна», вечно на всех озлобленного и по неделям пьяного, скорого на расправу. «Таких те­перь тысячи стало»,- говорит она. Безрадостно встречают и другие рад овцы новую жизнь:

Пропала Расея, пропала-Погибла кормилица Русь... Герой вступает в разговор с мужиками, которые хо­тят услышать его мнение о происходящем в стране. Приехавшему известному поэту они доверяют:

Ты - свойский, мужицкий, наш,

Бахвалишься славой не очень

И сердце свое не продашь.

Особым лиризмом наполнены сцены, описываю­щие отношения героя с Анной Снегиной. Радостное волнение вызывает весть о приезде Сергея у Анны: «Ах, мамочка, это он!».

Герой был некогда влюблен в Снегину. Ее удивляет его настоящее:

Писатель...

Известная шишка...

Анна приезжает навестить заболевшего героя. Многое изменилось с момента их расставания.

Я важная дама стала,

А вы - знаменитый поэт.

Тихая печаль от того, что не вернуть былого звучит в речи Снегиной, которую заставил забыть о Сергее молодой офицер. С новой силой разгораются угасшие чувства в душе героев.

Не знаю, зачем я трогал

Перчатки ее и шаль.

Луна хохотала, как клоун.

И в сердце хоть прежнего нет,

По-странному был я полон Наплывом шестнадцати лет. Расстались мы с ней на рассвете Не миновали авторского повествования сцены рас­кулачивания помещиков.

Эй, вы!

Тараканье отродье!

Всек Снегиной!..

Р-раз и квас!

Даешь, мол, твои угодья

Без всякого выкупа с нас! -

призывает криушан Прон Оглоблин.

Двойной тра­гедией оборачивается для Снегиной этот день. Она по­лучает весть о гибели мужа, и в горестном отчаянии бросает суровые упреки в лицо герою:

Вы - жалкий и низкий трусишка.

Он умер... А вы вот здесь...

Радостно приветствуют революцию криушане:

С великим счастьем!

Настал ожидаемый час!

Счастливое волнение охватывает и самого героя Интересен образ брата Прона, Лабути. Он «хваль-бишка и дьявольский трус», неисправимый болтун пьяница. Лабутя умеет приспособиться к любой вла­сти. Повоевав за царя, он первым едет описывать снегинский дом.

Поэт не обходит вниманием и суровые двадцатые годы. Идет беспощадная гражданская война. Криуши навещает сам Деникин со своим отрядом. Расстрели­вают Оглоблина Прона. Верен себе его брат Лабутя Он в опасный момент в солому залез, а потом с бах­вальством говорил по деревне:

Мне нужно бы красный орден

За храбрость мою носить...

Рисуя судьбу Анны, поэт говорит об эмиграции - на письме Снегиной лондонская печать. Ее письмо полно тоски по родине, от которой ей остались лишь воспоминания.

Поэма «Анна Онегина» проникнута глубокими раз­мышлениями поэта о судьбе Родины. Она стала одним из первых крупнейших произведений о крестьянстве и интеллигенции в советской литературе и вызвала многочисленные споры.

Крупная поэма Сергея Есенина, последнее из больших его произведений. В ней отразились и воспоминания поэта о его любви, и критическое осмысление революционных событий. Написана поэма в 1925 году, незадолго до смерти Есенина.

Сюжет . Молодой поэт по имени Сергуша (в котором нетрудно узнать образ самого Есенина) возвращается в родное село из Петербурга, устав от бурных событий революции. Село заметно изменилось после упразднения царского режима. Герой встречается с местными жителями, а также с крестьянами из соседней деревни Криуши. Среди них и Прон Оглоблин - революционер, народный агитатор и пропагандист; прообразом его послужил Пётр Мочалин - уроженец того же села, что и Есенин, крестьянин, работавший на коломенском заводе.

Крестьяне расспрашивают героя о последних событиях в стране и столице, а также о том, кто такой Ленин. Приезжает и Анна Снегина - молодая помещица, в которую герой был влюблён в юности. Они общаются, вспоминают прошлое. Через некоторое время Сергуша приезжает в Криушу и становится участником бунта: местные крестьяне заставляют Анну Снегину отдать им землю. Кроме того, приходит информация о том, что на войне убили мужа Снегиной. Девушка обижается на поэта, но ничего не может поделать. Землю забирают крестьяне, а Анна навсегда уезжает из деревни, при этом попросив у поэта прощения. Сергуша возвращается в Петербург и впоследствии узнаёт, что Оглоблина расстреляли белые. Приходит также письмо от Анны Снегиной из Лондона.

История создания . Поэму писал на Кавказе, куда он отправился «в поисках творческого вдохновения». Вдохновение, надо сказать, пришло, у поэта появились идеи и силы работать; до этого он в течение двух лет почти ничего не писал, хотя объездил Европу и Америку. В последние годы жизни Есенин испытывал некий творческий порыв. Ряд произведений, написанных в это время, касается «восточных» мотивов, а также революции и новой советской действительности. Одним из таких произведений и стала поэма «Анна Снегина», в которой, однако, оценка революции и её последствий не столь однозначная.

Прообразом Анны Снегиной стала Лидия Кашина (Кулакова) - подруга и одна из первых слушательниц Есенина. Она являлась дочерью богатого купца, который купил имение в есенинском селе Константиново; имение по наследству перешло ей. После революции усадьба перешла государству, а Кашина устроилась на работу сначала письмоводителем в Красную Армию, а потом в газету «Труд»; поэт продолжал с ней общаться.

Герои . Рассказчик, Анна Снегина, Прон Оглоблин, Лабутя, мать Снегиной, мельник.

Тема. В произведении затронута тема Родины, любви, войны (революция, войны).

Проблематика . В своей поэме Есенин показал, как революционные события отразились на судьбах отдельных людей и как повлияли новые порядки на такие реалии, как любовь, дружба между мужчиной и женщиной, на все «высокие» человеческие установки. Революция разделила Сергушу, стоящего на стороне народа, и Снегину - его подругу и возлюбленную, но принадлежащую к высшему сословию. Анна была в гневе и в обиде на поэта; затем они помирились, однако девушка всё равно не могла остаться с ним в России.

Советские критики благосклонно отзывались о поэме, не заметив в ней тонкой критики революции и нового режима. «Советский народ» показан в ней грубым, тёмным и жестоким сборищем, в то время как дворянка Снегина - персонаж, как кажется, весьма положительный. Главное же в том, что взбунтовавшиеся крестьяне - и революция в целом - разрушили любовь, а вместе с ней мечты и все светлые устремления людей. Сергуша (а вместе с ним и сам Есенин) не понимает и не принимает войны.

Революция, начинавшаяся как борьба за более светлый и справедливый мир, обернулась непонятной и кровопролитной гражданской войной, в которой все были против всех. Поэт не принимает насилия и жестокости, даже если они осуществляются «во имя справедливости». Поэтому и криушские крестьяне изображены отнюдь не в позитивных тонах. Сам Прон Оглоблин - грубиян, драчун и пьяница, вечно злой на всех; его брат - последний трус и приспособленец: сначала был верен царскому режиму, а потом записался в революционеры, но когда деревню захватывают белые, он прячется, не желая отстаивать свою родину.

Так или иначе, с установлением новой действительности меняются все. Даже Анна Снегина. Когда она узнаёт о гибели на войне Бори, её мужа, она начинает упрекать Сергушу, с которым перед этим мирно и задушевно общалась; теперь он для неё «жалкий и низкий трусишка», потому что он тихо-мирно живёт, в то время как Борис «героически» умер на войне. Выясняется, что ей дорого милое дворянское благополучие и счастье в семейном гнёздышке, но при этом она не замечает творящейся вокруг, в том числе её руками, несправедливости: бедные крестьяне вынуждены обрабатывать её угодья. От того и печален Сергуша, и в печальных тонах выдержана вся поэма. Герой как бы стоит на перепутье. Он категорически не признаёт разделения людей на «господ» и «рабов», но и совсем не в восторге от поведения восставшего народа.

Композиция . В поэме пять глав. В первой части рассказывается о событиях Первой Мировой войне. Во второй части комментарии к происходящим событиям. В третьей главе происходят события во время революции (отношения главных героев). В четвертой кульминация событий. В пятой - конец Гражданской войны и итог всего случившегося.

Жанр произведения . Сам Есенин называл «Анну Снегину» лиро-эпической поэмой. Однако исследователи дают другие определения; правильнее всего, по-видимому, назвать её повестью в стихах. Неоднократно отмечалось сходство поэмы с «Евгением Онегиным», выраженное даже в зарифмованности её названия с заглавием пушкинского романа в стихах.

Поэма "Анна Снегина" справедливо полагает одним из наиболее больших по значению и масштабом созданий Есенина, произведением итоговым, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой


Поэма писалась в Батуми осенью и зимой 1924-1925 г. г., и Есенин в письмах к Г. Бениславской и П. Чагину отзывался о ней как о наилучшей из всего, что он написал, и жанр ее определял как лисичанскую. Но вопрос жанра поэмы в советском литературоведении стал дискуссионным. В. и.Хазан в книге " Проблемы поэтики С. А.Есенина" (Москва - Грозный, 1988) представляет ряд исследователей, который соблюдается мысли, которые в поэме превалирует эпическое содержание (А. З.Жаворонков, А. Т.Васильковский - точка зрения последнего со временем эволюционировала в сторону отнесение поэмы к лирико-повествовательному жанру), и их оппонентов, которые признают доминирующей в поэме лирическое начало (э. Б.Мекш, Е. Наумов). Ученые В. и.Хазаном противопоставляются и по другому признаку: на те, кто считает, что эпическая и лирическая темы в поэме развиваются рядом, сталкиваясь лишь временами (Е. Наумов, Ф. Н.Пицкель), и тех, кто усматривает "органичность и сращение" обеих линий поэмы (П. Ф.Юшин, А. Волков). Сам же автор солидаризируется с А. Т.Васильковским, что на примере конкретного анализа текста показывает, как "взаимозавязиваясь и взаимодействуя, органически чередуются в ней лирический и эпический образа художественного отображения жизни. В эпических фрагментах зарождаются лирические "мотивы" и "образи", которые, в свою очередь, внутренне подготавливаются эмоционально-лирическим состоянием автора-героя, и этот глубоко мотивированный общим поэтическим содержанием поэмы взаимопереход эпического в лирическое и наоборот представляет йй основной идейно-композиционный принцип" (35; 162).


В основу поэмы легли события перед - и послереволюционной России, которое добавило произведения эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с "девушкой в белой набавке" предоставляет поэме проникновенный лиризм. Эти два взаимопроникающих начала становятся определяющими в сюжете поэмы, согласно сказываясь в стиле и интонации произведения:


"Передавши чувство нежности, что автор подвергал испытанию к никогда любимому человеку, рассказав о всем, что пережил "под наплывом шестнадцати лет", он дал объективное и закономерное разрешение лирической теме. "Анна Снегина" - это одновременно и "объяснение с женщиной" и "объяснение с эпохой", причем первое явным образом подчинено второму, потому что в основе поэмы, наперекор ее локальному, именному названию, лежит рассказ о революционной ломке в селе. При неослабевающем звучании лирической темы здесь достигнут широкий масштаб изображения народной борьбы и глубокое проникновение в человеческие характеры" (41; 93).



Но в сегодняшней полимике об "Анне Снегиной" на первый план выступают не теоретические проблемы, а вопрос современной интерпретации героев. И здесь маятник оценок качнулся в другую крайность: из сельского активиста Прон превращается у преступника и убийцу:


"... Прон - преступник и убийца в глазах не только мельничихи, а и, как мне кажется, любого морально здорового человека. Он лишенное сожаления к старому Снегиной, что потеряла на войне зятя, непочтительно относится к односельчанам, считая "тараканьим отродьем". Но к своему незначительному, что утратили элементарная гордость братнины удивительно доброжелательный, допускает его в Раду. Это или принципиальность "предводителя масс", тем более в селе, где каждый шаг на глазах?" (18; 32)



Отправной точкой для подобных трактований образа Прона Оглоблина есть беспристрастный отклик о нем мельничихи как о булдижнике, драчуну, грубияне, а потом субъективная мысль старой женщины сводится в ранг объективной истины. Мельничиху нередко считают "воплощением крестьянского здорового толка, с которым невозможно спорить" (16; 8, 138). Однако, это не совсем так. Ведь, если верить ее словам, то все криушане без исключения - "воровские души" и "их нужно бы в тюрьму за тюрьмой". В ее оценках ощущается явное преувеличение, тем более, что чаще всего она судит не спустя, что видела собственными глазами, а по словам "прихожан".


Что же касается убийства Проном старшини, видимо, здесь были свои веские основания. Автор не разворачивает эпизод в подробную сцену и не объясняет мотивов учинку Прона, но свидетель что состоялся - извозчик - отмечает: " В скандале убийством пахнет И в нашу, и в их вину". И, говоря о Проне как о вбивцю, наверное, нельзя забывать и о том, что его самого " в двадцатом годе" расстреляли деникинцы, который предоставляет его образу драматический оттенок. И утверждение об "странной доброжелательности" к брату Лабуте необходимо признать полным недоразумением, потому что Прон подвергал испытанию относительно него совсем другие чувства, и об этому недвусмысленно сказано в поэме: "Он Прону извлекал нервы, И Прон материл не судом". А о какому-нибудь "допущенные" Лабути в Раду в поэме вообще не упоминается


Нужно сказать, что новая интерпретация образа Прона независимая от стереотипов, в ней присутствующие бесспорные и неопровержимые наблюдения, но лишняя полемическая резкость мешает судить о персонаже трезво и спокойно, как он этого заслуживает. Особенно это проявляется в обобщениях, которые тоже едва ли можно признать оправданными: "... Победа революции привлекает Прона перспективой новых расправ, но уже не над одним старшиной, а над "всеми" (18; 32).


Больше взвешенная и не входит в противоречие с текстом оценка А. Карпова: вид Прона в поэме "не то, чтобы снижено, но, так сказать, немного обитовлен. Баба-мельничиха говорит о бедняцкого предводителя: "Булдижник, драчун, грубиян. Он вечно на все озлоблен, Из утра по неделям пьяный". Но и поэт отдает предпочтение иконописям ничем не украшенную правду: Прон "спьяну в печени и в душе костит обнищавший народ", говорит, не скрывая "сварливой ловкости", в него речи встречаются слова и выражение, которые способны покоробить слух, - он мастер "материть не судом..." (14; 79).


Дискуссионными стали и ленинские строки поэмы. Из присущий им безапелляционностью отцы и сын Куняеви обвиняют литературную науку в непроникновенности по поводу розшифровки содержания вопроса крестьян " кто такое Ленин?" и ответа лирического героев "Он - вы". Авторы жизнеописания С. Есенина перекладывают вопрос в другую плоскость: "Поэт признает, что Ленин - предводитель народных масс, плоть от плоти их. Но какие они, эти массы в поэме - это никому не приходило в голову: голытьба, пьяницы, люмпены, участники коллективного убийства старшины, "лихие лиходеи", "воровские души". "Их нужно бы в тюрьму за тюрьмой". Дальше повторяется резко негативная характеристика Прона и Лабути и делается вывод: "Вот такая картина обрисовывается нам при внимательном чтении, и если вспомнить тихую фразу героя поэмы о Ленине: "Он - вы!", то становится ясно, что мы, как говорится, просто в упор не видели всей глубины и всего драматизма, заложенного в ней" (16; 8, 137).


Нельзя сказать, чтобы подобное решение проблемы (буквальное прочтение метафоры) отличалось глубокомыслием, наоборот, она слишком плоское и примитивно, чтобы походить на правду. Куняеви умышленно или неосознанно в ответе героя знак "-" заменяют на знак "=", и все выходит очень просто: раз между Лениным и крестьянами стоит знак равенства, значит, все негативные эпитеты, адресованные крестьянам, механически переносятся на образ вождя. Но эта "простота", что "хуже воровства". Напоминаем, что поэма писалась из ноября 1924 г. по январь 1925 г. Есенин, как известно, в "государственных" поэтах не значился и, естественно, никто не мог заставить его, специально отлучившись из больницы, провести несколько часов в гробы Ленина, а потом в незаконченной поэме " Гуляй-Поль" написать искренние строки:


И вот он умер...



С меднолающих громадин


Салют последний даден, даден.


Того, кто спас нас, больше нет.


В том же отрывке с поэмы " Гуляй-Поль" Есенин характеризует Ленина "суровым гением", что опять-таки не вписывается в предлагаемую Куняевими трактование образа вождя. Более того, 17 января 1925 г., то есть в момент завершения "Анны Снегиной", Есенин создает "Капитана земли", в котором описывает, " Как скромный мальчик Из Симбирска Стал рулевым Своей страны". Поэт со всей искренностью, которая не вызывает сомнения, сознается, что счастливо тем, что "одними чувствами" он с ним "дышал и жил".


И теперь, если допустить, что Куняеви право в интерпретации образа Ленина в "Анне Снегиной", значит, что в " Гуляй-Поль" Есенин чистосердечно врал читателю, в "Анне Снегиной" сказал закамуфлированную правду (попросту говоря, показал шиш в кармане), а в "Капитане земли" снова печатно обманул. Кому же верить: Есенину или Куняевим? Сознаемся, Есенин вызывает куда больше доверия и, кажется, ни в одном из трех произведений о Ленине он не лукавил. И ответ героя крестьянам "Он - вы!" означает не что другое, как Ленин - олицетворение ваших надежд и ожиданий. Самое такое прочтение диктует, на наш взгляд, и поетика: подробное изложение обстоятельств беседы ("отягощенный думой", "под звон главы", "тихо ответил") указывают на искренний и доброжелательный ответ. И вообще, невозможно представить, чтобы герой поэмы мог бы смотрит ему в лицо крестьянам ("И каждый с улыбкой пасмурной Смотрел мне в лицо и в глаза") сказать, что Ленин такой же негодяй, как они самые, как это выходит в Куняевих. Десятилетие через, можно приходить к выводу, который на есенинском Ленине лежит печать той эпохи, но нельзя на угождение политической злободневности искажать вид автора и его лирического героя


Никакой критики не выдерживает и некоторые современные трактования образа Анны Снегиной: "Девушка в белой набавке" (...) меняется в худшую сторону, выразительно кокетничает с ним"; "Женщина, не принимая его чувств, как бы оправдывается, что не зашла так далеко, как хотелось бы..."; " Как бы окончательно понявши, что они разговаривают на разных языках, живут в разных временах и разных чувствах, героиня поступает так, как положено разочарованной в своих ожиданиях женщине..." (16; 8, 139).


Мы присоединяемся к позиции тех, кто считает, что образ Анны выписан Есениным в лучших традициях российской классики; он глубокий, лишенный схематизму и однозначности. "Героиня появляется перед нами земной женщиной, прекрасной, по-своему противоречивой, беззлобной даже в момент потери своих земель (...)


Овдовевшего, лишенного залога, вынужден покинуть родину, Анна не подвергает испытанию к крестьянам, которые разорили ее, ни злости, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: она способная радоваться успехам своей далекой родины и с чувством светлой грусти упоминать поэта, все невозвратимое прошлое. "Беспричинное" письмо Анны полно тоски одинокого человека по утраченной родине. Оно "надкласово", и за взволнованными словами грешно стараться рассмотреть всего лишь "дочь помещицы" (18; 33).


Нельзя не согласиться и с теми литературоведами, которые считают "Анну Снегину" одним из задушевнейших созданий Есенина. Оно отмечено монументальностью, эпической величавостью и лирической проникновенностью. Лейтмотивом через всю поэму проходят лирические строки о юности, весеннем рассвете, который навсегда остается в памяти человека; роман с Анной написан по-есенински тонко и нежно, а рассказы льется с той волей, которые присущий епике, что воссоздает ничем течение, которое сжимается не, жизнь (14; 76-90).

«Анна Снегина» - автобиографическая поэма Сергея Есенина, законченная им уже перед смертью - к концу января 1925 года. Она не только является плодом авторских переосмыслений Октябрьской революции и её последствий для народа, но и демонстрацией отношения поэта к революционным событиям. Он не только оценивает, но и переживает их с позиции художника и маленького человека, оказавшегося заложником обстоятельств.

Россия в первой половине двадцатого века оставалась страной с низким уровнем грамотности, что вскоре подверглось существенным изменениям. В результате ряда революционных восстаний возникли первые политические партии, таким образом, народ стал полноправным участником общественной жизни. Кроме того, на развитие отечества оказали влияние глобальные потрясения: в 1914-1918 гг. Российская Империя была вовлечена в Первую Мировую войну, а 1918-1921 гг., ее раздирала гражданская война. Поэтому эпоха, в период которой была написана поэма, называется уже эпохой «Советской республики». Есенин показал этот переломный момент истории на примере судьбы маленького человека – самого себя в лирическом образе. Драматизм эпохи находит свое отражение даже в размере стиха: трехстопный амфибрахий, который так любил Некрасов и использовал, как универсальную форму для своей обличительной гражданской лирики. Этот размер более соответствует эпосу, чем легким стихотворениям Сергея Александровича.

Действие происходит на рязанской земле в период весны с 1917 по 1923 г. Автор показывает реальное пространство, описывает реальную русскую местность: «Село, значит, наше Радово…». Использование топонимов в книге не случайно. Они важны для создания метафорического пространства. Радово - это литературный прообраз Константиново, места, где родился и вырос Сергей Александрович. Конкретное художественное пространство не просто «привязывает» изображаемый мир к тем или иным топографическим реалиям, но и активно влияет на суть изображаемого. И село Криуша тоже (Есенин в поэме называет Криуши) действительно существует в Клепиковском районе Рязанской области, который находится в соседстве с Рыбновским районом, где расположено село Константиново.

«Анна Снегина» была написана С. Есениным во время его 2-й поездки на Кавказ в 1924-1925 гг. Это был самый насыщенный творческий период поэта, когда ему писалось легко, как никогда прежде. И это объемное произведение он писал залпом, работа приносила ему неподдельную радость. В итоге, получилась автобиографическая лироэпическая поэма. В ней заложено своеобразие книги, так как она вместила в себя сразу два рода литературы: эпос и лирика. Исторические события - это эпическое начало; любовь героя - лирическое.

О чем поэма?

Произведение Есенина состоит из 5 глав, каждая из которых раскрывает определенный этап в жизни страны. Композиция в поэме «Анна Снегина» — цикличная: начинается и заканчивается она приездом Сергея в родное село.

Есенин, прежде всего, расставил для себя приоритеты: с чем ему по пути? Анализируя обстановку, сложившуюся под влиянием социальных катаклизмов, он выбирает для себя старое доброе прошлое, где не было такой оголтелой вражды между родными и близкими людьми. Таким образом, основная мысль произведения «Анна Снегина» заключается в том, что поэт не находит в новой агрессивной и жестокой реальности места человеку. Борьба отравила умы и души, брат идет на брата, а жизнь измеряется силе нажима или удара. Какие бы идеалы за этим превращением не стояли, они того не стоят – вот приговор автора послереволюционной России. В поэме явно обозначился разлад официальной партийной идеологии и философии творца, и этого несовпадения Сергею Александровичу так и не простили.

Однако и в эмигрантской доле автор не нашел себя. Показывая пренебрежение к письму Анны, он обозначает пропасть между ними, ведь ее нравственного выбора он никак не может принять. Есенин любит родину и не может оставить ее, тем более в таком состоянии. Снегина уехала безвозвратно, как уходит прошлое, и для России исчезновение дворянства – исторический факт. Пускай и поэт новым людям кажется пережитком прошлого со своим сопливым гуманизмом, но он останется в родном краю наедине со своей ностальгией по вчерашнему дню, которому он так предан. В этом самопожертвовании выражается идея поэмы «Анна Снегина», а в образе девушки в белой накидке перед мысленным взором рассказчика появляется мирная патриархальная Россия, в которую он до сих пор влюблен.

Критика

Впервые фрагменты из произведения «Анна Снегина» были изданы в 1925 году в журнале «Город и деревня», но полномасштабная публикация была лишь в конце весны этого года в газете «Бакинский рабочий». Сам Есенин ставил книгу очень высоко и говорил о ней так: «По-моему, это лучше всего, что я написал». Это в своих воспоминаниях подтверждает и поэт В. Ф. Наседкин: «Своим литературным друзьям он охотнее всего читал тогда эту поэму. Было видно, что она нравилась ему больше, чем другие стихи».

Критики боялись освещать столь красноречивый укор новой власти. Многие избегали высказываться в печати о новой книге или отозвались равнодушно. Зато у рядового читателя, судя по тиражу газеты, поэма вызвала неподдельный интерес.

По данным газеты «Известия» от 14 марта 1925 за номером 60, мы можем установить, что в Доме Герцена на встрече группы литераторов под названием «Перевал» прошло первое публичное чтение поэмы «Анна Снегина». Реакция слушателей была отрицательной или равнодушной, во время эмоционального декларирования поэта они молчали и никак не проявляли заинтересованности. Кое-кто даже попытался вызвать автора на обсуждение произведения, но он резко отклонил подобные просьбы и покинул зал в расстроенных чувствах. Мнение о работе он спросил лишь у Александра Константиновича Воронского (литературного критика, редактора журнала «Красная новь»). «Да, она мне нравится», - отозвался он, может, поэтому ему посвящена книга. Воронский был видным членом партии, но боролся за свободу искусства от государственной идеологии. За это его расстреляли при Сталине.

Конечно, некрасовская прямолинейность, простота слога и витиеватость содержания, столь не свойственные Есенину, вызвали у советских критиков предположение, что поэт «исписался». Они предпочитали оценивать лишь форму и стиль скандального произведения «Анна Снегина», не вдаваясь в подробности в виде деталей и образов. Современный публицист, Александр Тененбаум, иронично замечает, что «осудили Сергея критики, имена которых сегодня уже затёрлись донельзя».

Есть некая теория, что чикисты поняли антиправительственный подтекст поэмы и расправились с Есениным, инсценируя самоубийство доведенного до отчаяния творческого человека. Фраза, которая трактуется некоторыми людьми, как похвала Ленину: «Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он - вы», — на самом деле означает, что вождь народов – предводитель бандитов и пьяниц, как Прон Оглоблин, и трус-перебежчик, как его брат. Ведь революционеров поэт отнюдь не хвалит, а выставляет в карикатурном виде.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!