Конспект логопедического занятия по теме профессии. Конспект логопедического занятия на тему: «Профессии

Марина Санникова
Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР

План - конспект занятия с использованием интерактивной доски.

Организационная информация

Тема урока «Профессии »

Предмет, занятие Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Контингент слушателей Старшая группа (5-6 лет)

Преподаватель (ФИО, должность) Санникова Марина Владимировна

Учитель-логопед

Образовательное учреждение МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539

Методическая информация

Тип урока (занятия )

Изучение нового, обобщение знаний. Фронтальное занятие .

Цели урока (занятия )

Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Профессии » .

Задачи урока (занятия )

Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепить навыки словообразования и словоизменения : согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным;

Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия .

Коррекционно-развивающие задачи :

Закреплять у детей умение употреблять имена существительные в творительном падеже;

Упражнять в образовании имён существительных множественного числа родительного падежа;

Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; умение слушать;

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать у детей уважение к труду и бережного отношения к инструментам;

Воспитывать у детей интерес к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

Оздоровительные задачи :

Развитие координации речи с движением, самомассаж.

Необходимое оборудование и материалы Смарт-доска, компьютер, проектор.

Картинки с изображением профессий людей и инструментов, предметные картинки : солнышко с разными эмоциями : грустное, веселое, удивлённое, сердитое; Незнайка, жетоны для оценивания ответов.

Использованные источники и литература (если имеются, в т. ч. ссылки на ресурсы Интернет Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm

Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации : достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. с. 47-55.

Актуальность.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Связная речь детей старшей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Детям с трудом дается пересказ рассказов, воспроизведение по образцу речи педагога, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании. Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с ОНР не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда , предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий и использование современных образовательных технологий.

Вся коррекционная работа построена по Программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель программы : «Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников».

Таким образом, цель коррекционной работы : организация эффективных условий, обеспечивающих формирование у воспитанников с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности. Исходя из этой цели, приоритетным направлением моей педагогической деятельности являлось разработать систему логопедических занятий , с использованием интерактивной доски, направленную на развитие лексики и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Достаточно высокие результаты итоговой диагностики по формированию связной речи и звукопроизношения, позволяют оценить значимость использования интерактивной доски при работе с детьми ТНР.

Коррекционное воздействие на речь проводится комплексно, т. е. включая в себя : мимическую и артикуляционную гимнастику; дыхательные и голосовые упражнения (для развития правильного речевого дыхания и выработки силы голоса) . Развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, слуха и восприятия) ; накопление словаря по лексическим темам; развитие грамматической стороны речи; развитие связной речи, поэтому работа по данным направлениям как этапы включается в каждое занятие . Материал подбирается в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей .

Конспект логопедического занятия .

Предварительная работа : экскурсии на завод, фирму и т. д., чтение стихов о профессиях людей , разучивание упражнения «Профессии » , «Плотник» .

I.Организационное начало.

О ком стихотворение?

Упражнение «Плотник» :

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает

Рамы и полы.

Топором, рубанком

Выстругивает планки

Сделал подоконники

Без сучка, задоринки.

О ком стихотворение? Что плотник делает? Из какого материала?

Какие предметы сделал каждый из вас?

Дети :

Дети парами «пилят» пилой.

Руками рисуют квадрат.

Изображают работу топором, а потом рубанком.

Стряхивают «опилки» с рук и одежды.

Дети по одному перечисляют предметы, которые можно выстругать из дерева.

1.2 Самомассаж

Упражнение «Грабли» :

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

1.3 Развитие мимических мышц

Ох, хо-хо. Ах - ха-ха. Так - так- так

(и другие слоговые цепочки )

(Произнести фразу с разным настроением, «солнышко» с разными эмоциями : грустно, весело, удивлённо, сердито и т. д.)

Дети :

Улыбнулись, обрадовались

Нахмурились, огорчились

Дети произносят фразу по одному

1.4 Развитие мелкой моторики

Упражнение «Профессии » :

Каменщик из кирпичей

Стену строит. Дом ничей.

Я - маляр, я стены крашу,

Потолок («красим потолок» )

И кухню вашу.

Я - электрик. Свет включу

Только лампочку вкручу.

Приходите в новый дом

И живете долго в нем!

Дети :

Кладем правую руку на левую, левую на правую.

Расслабленной кистью водим вверх-вниз.

Движения рукой влево-вправо

«Включаем свет, нажимая на включатель»

Вращательные движения кистью правой руки

Ладони «домиком»

Развести руки в стороны.

II.Основная часть

Какие профессии ты знаешь ?

Какие профессии будут перечислены в стихотворении?

Доктор лечит нас от боли,

Есть учительница в школе,

Повар варит нам компот,

Парикмахер всех стрижет,

Шьет портной для нас штаны,

И сказать мы вам должны :

Лишних нет у нас профессий ,

Все профессии важны !

Какие профессии мы не назвали ?

Работа с презентацией

Люди, каких профессий работают с человеком?

Люди, каких профессий передвигаются на спецтехнике?

4 слайд – 5 слайд

Незнайка не поймёт, что это и кому надо отдать. Поможем ему?

Кому нужны следующие вещи?

Динамическая пауза «Плотник»

Исправь ошибки Незнайки :

Водитель – водит хоровод.

Сварщик – варит суп.

Пожарный – жарит котлеты.

Секретарь – хранит секреты.

Солист – солит огурцы.

Портной – работает в порту.

Кладовщик – ищет клады.

Отгадайте загадки Незнайки :

Без чего человек этой профессии не может работать ? Что лишнее?

1. Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (врач)

2. Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (повар)

петь, писать и рисовать.

Он наук всех повелитель

Это школьный наш …

(учитель)

4. Кто построит цирк для нас?

Школу, храм и детский сад?

Возведёт он всё на раз,

Каждый будет дому рад!

(строитель)

5. Кто, скажите мне, такой

Охраняет наш покой,

За порядком он следит,

Хулиганить не велит? (милиционер)

6. Вмиг потушит он огонь

Он спасатель и герой!

(пожарный)

А когда их много?

Кто работает на машине, спецтехнике?

III .Составление связного рассказа.

Слайд № 14

Назови профессии своих родителей . Расскажи, чем они занимаются на работе.

Угадай, кого я загадал?

Это женская профессия , она работает на самолёте, она раздаёт пассажирам еду, заботится об их безопасности.

(стюардесса)

Тот, кто угадал, получает от Незнайки жетон и загадывает человека своей профессии .

Мнемотаблица для составления связного рассказа «Профессии »

См. Презентацию

Дети :

Составляют рассказы о профессиях своих родителей или выбранных ими по картинкам.

IV.Итог занятия

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Чем тебе нравится именно эта профессия ?

Что понравилось на занятии ?

Незнайка благодарит вас за помощь и говорит вам до свидания.

V.Оценка и самооценка

Оценка работы детей на занятии .

(в течение занятия выдаются разноцветные жетоны за правильные ответы, в конце занятия жетоны подсчитываются; дети сами оценивают свою работу и работу друг друга).

Цель:

Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду взрослых.

  • расширять и активизировать словарь по теме.
  • учить отвечать на вопросы полными ответами,
  • упражнять в употреблении союза «в, или» .
  • учить правильно строить предложения,
  • учить словообразованию,
  • учить образовывать существительные женского рода от существительных мужского рода.
  • учить составлять короткие рассказы по картинке.
  • развивать у детей мышление, память, внимание.

Поиск фактических ошибок «Путаница»

Оборудование: картинки с профессиями (Составление рассказа по сюжетной картинке)

Ход занятия:

Поиск соответствующего понятия “ Угадай профессию? ”.

Дети встают в круг и играют с мячом.

Учитель-логопед: задает вопросы, дети отвечают.

Кто носит багаж? – носильщик.
Кто вставляет стекло? - стекольщик.
Кто укладывает кирпичи? – каменщик.
Кто чинит часы? – часовщик.
Кто красит стены? – маляр.
Кто сочиняет музыку? – композитор.
Кто сваривает трубы? сварщик.
Кто работает на кране? –крановщик.
Кто точит ножи? – точильщик.
Кто работает на экскаваторе? – экскаваторщик.
Кто играет на рояле? – пианист.
Кто учит? – учитель
Кто строит? – строитель
Кто водит? – водитель
Кто готовит? – Повар,
Кто лечит? – врач.

Загадки: Развитие логического мышления.

Кто у постели больного сидит,
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен, он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Это врач)

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные.
Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (Это повар)

Встаём мы очень рано - ведь наша забота,
Всех отвозить по утрам на работу. (Это шофёр)

Кто приносит на газеты
И от бабушки приветы? (почтальон)

У метро стеклянный дом.
Покупаем в доме том:
Помидоры и капусту,
Лук и перец очень вкусный. (овощной магазин)

Я рубашку сшила мишке
Я сошью ему штанишки.
Назови скорей, кто я?
Ну конечно же … (швея)

Какие ещё профессии вы знаете? (Портной, строитель, пожарный, продавец, художник, парикмахер, маляр, фотограф) .

Игра «Кто что делает?»

Цели: подбор к существительным глаголы.

Что делает Учитель? (Учитель учит детей)
Что делает продавец? (Продавец продаёт товар)
Что делает врач? (Врач лечит людей)
Что делает строитель? (Строитель строит здания)
Что делает художник? (Художник рисует картины)
Что делает повар? (Повар готовит еду)
Что делает портной? (Портной шьёт одежду)
Что делает строитель? (строит и ремонтирует дома)
Что делает маляр – штукатур? (красит, белит, штукатурит)

Игра «Кому что нужно для работы?»

Цели: пополнение лексического словаря.

Что нужно для работы учителю?

Учителю для работы нужна доска, мел, учебники, тетради, указка и т.д.

Что нужно для работы повару?

Повару для работы нужна плита, посуда, продукты и т.д.

Что нужно для работы продавцу?

Продавцу для работы нужен товар, касса, деньги и т.д.

Что нужно для работы врачу?

Врачу для работы нужны лекарства, градусник и т.д.

Что нужно для работы строителю?

Строителю для работы нужны кирпичи, краска, цемент, машины и т.д.

Игра “ Ответь на вопрос ” (употребление предлога -в-) .

Учитель-логопед предлагает детям ответить на вопросы.

Куда ты пойдешь, чтобы научиться плавать? – Я пойду в бассейн.

Куда ты пойдешь, чтобы посмотреть кино? – Я пойду смотреть в кинотеатр.

Куда ты пойдешь взять книгу, чтобы много узнать? – Я возьму в библиотеке.

Куда пойдет мама, если нужен врач? – Мама пойдет в больницу.

Куда пойдет сестра, если нужно сшить платье? – Сестра пойдет в ателье.

Составление рассказа по сюжетной картинке «Учитель» .

Это учитель. Он работает в школе. Учитель учит детей писать, читать, считать. Для работы учителю нужна доска, указка, мел, тетради, книги.

Аналогично дети рассказывают о враче, строителе, продавце, художнике.

Физминутка «Профессии»

Мы в профессии играли (ходьба на месте)

В миг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)

В самолёте полетали – (покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)

Руль теперь в руках у нас (руки перед собой) ,

Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулем)

А теперь на стройке (мы ходьба на месте)

Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях)

Раз- кирпич и два, и три – (поднимаем руки вверх)

Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)

Вот закончена игра,

Нам на стульчики пора.

Игра «Один – много»

Цели: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Учитель - учителя- учителей, врач - врачи –врачей, продавец- продавцы- продавцов, почтальон _почтальоны_ почтальонов, парикмахер-парикмахеры парикмахеров, повар –повара – поваров и т.д.

Игра «Назови по образцу» .

Цели: образование существительных женского рода.

Мужчина - повар, а женщина - повариха.

Мужчина - художник, а женщина - художница

Мужчина - артист, а женщина - артистка

Мужчина - певец, а женщина - певица.

Мужчина - учитель, а женщина - учительница.

Мужчина - лётчик, а женщина - лётчица

Мужчина – портной, а женщина - портниха.

Мужчина - тракторист, а женщина - трактористка.

Мужчина - таксист, а женщина - таксистка.

Мужчина - циркач, а женщина - циркачка.

Мужчина - писатель, а женщина - писательница.

Мужчина – проводник, а женщина –проводница.

Игра “ Разгадай слово ”.

Учитель-логопед предлагает детям картинки, на которых нарисованы: рыболов, пчеловод, лесоруб, трубочист. И просит объяснить, почему они так названы.

Рыболов – ловит рыбу.

Пчеловод - разводит пчел.

Лесоруб – рубит лес.

Садовод – разводит сад.

Трубочист – чистит трубы.

После игры дети делают вывод, что в одном большом слове живут два маленьких слова.

Игра “ Подбери слово ”.

Учитель-логопед предлагает детям взять со стола картинки, назвать человек какой профессии на них изображен, и подобрать к нему слова определения.

Летчик какой? – храбрый, смелый.

Учитель какой? – умный, добрый.

Водитель какой? – внимательный, осторожный,...

Врач какой? – добрый, заботливый.

Игра “ Кем хочешь быть? ” предложения с союзом –или-.

Дети рассказывают, кем они хотят быть, составляют простые предложения с союзом –или-.

Я хочу быть учителем или врачом.

Я хочу быть продавцом или поваром.

Поиск фактических ошибок «Путаница»

Маляр шьет одежду? Водитель управляет самолетом? Парикмахер шьет одежду? Библиотекарь разносит почту? Фотограф сочиняет музыку? Тракторист готовит еду?

Данное занятие для детей с ОНР в подготовительной к школе группе расширяет представления о профессиях людей, уточняет и обогащает словарный запас по данной теме. Совершенствует навыки построения сложных предложений. Закрепляет навыки звуко-слогового анализа и синтеза. Воспитывает самоконтроль за речью.Формирует познавательный интерес, желание учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

В подготовительной группе

« Все профессии важны, все профессии нужны».

Составитель учитель-логопед Рудник Анна Иосифовна

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 126»

Г. Краснодар

Цели:

Образовательные: расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

Коррекционные: Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание. Развивать фонематический слух, дифференциацию звуков Ш – Ж. Закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль за речью. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Формировать познавательный интерес, желание учиться. Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

Предметные картинки (артист, врач, строитель, спасатель, пожарник, учитель, парикмахер, портной). Предметы (молоток, шприц, мастерок, кисть). Игра «Умный шнурочек». Мяч. Самолеты красный и синий. Предметные картинки со звуками Ш – Ж (кувшин, мешок, матрешка, мишка, картошка, карандаши, жираф, флажок, пружина, мороженое, одежда).

Карандаши, изображение повара для штриховки. Мольберт.

Ход занятия.

1. Организационный момент

/Установление эмоционального контакта/

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама.

Про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые. Золотые руки – это руки, какие? /трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые/

Золотые руки – руки не из золота.

Золотые руки не боятся холода.

Руки эти – самые нужные руки на свете.

Самые простые. У кого какие.

Упражнение на координацию речи и движения: «Умелые руки».

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много!

Самомассаж пальцев рук: «Такие разные дела».

2. Основная часть

Сегодня на занятии мы с вами отравимся в путешествие по городу «Профессий», для того чтобы еще больше узнать о профессиях.

А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Железные избушки прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубой, ведет всех за собой. /поезд/.

Правильно! Мы поедем на поезде.

Кто управляет поездом? /машинист/

Кто еще работает на поезде? /проводник/

Какой первый звук в слове машинист, какой последний? Сколько гласных в слове?

Молодцы! Занимаем свои места и отправляемся в путь!

Развитие дыхания.

Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда. /произнесение слога на одном выдохе ТУ-ТУ-ТУ/

Развитие мимической мускулатуры.

А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки. Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашем им рукой.

Артикуляционная гимнастика «Голубой вагон».

Ну вот мы и приехали в город «Профессий».

Отгадывание загадок с опорой на картинки.

/Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи/.

Мы попали на улицу Загадок. Надо отгадать загадки о профессиях.

Посмотрите, а в этом конверте лежит карандаши.

Самомассаж с карандашом «Сапожник».

О какой профессии эта загадка? (сапожник)

Игра «Кто лишний?».

Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

- Определите, кто лишний из названных мною людей, объясните, почему он лишний?

Воспитатель, логопед, летчик, повар.

Продавец, кассир, врач , грузчик.

Шофер, капитан, швея, летчик.

Портной, закройщик, медсестра, швея.

Образец: Лишний врач, потому, что он работает в поликлинике, а продавец, кассир и грузчик в магазине.

Игра «Закончи предложение».

Как вы думаете, для чего люди работают?

Люди работают для того, чтобы делать жизнь прекраснее.

Люди работают для того, чтобы… приносит пользу окружающим.

Люди работают для того, чтобы …. зарабатывать деньги.

Люди работают для того, чтобы … потом хорошо отдыхать. И т.д .

Как одним словом назвать: пила, иголка, кист, молоток? (Инструменты).

Правильно. Мы подходим к улице Инструментов.

Для того, чтобы человек любой профессии работать хорошо, люди придумали и изготовили различные предметы и инструменты.

Игра «Кому что нужно?»

На столе лежат инструменты. Дети определяют кому для работы какой инструмент необходим и для чего.

Логопед раздает каждому карточку «Умный шнурочек» (профессия + инструмент)

Выполнить задание и составить предложения.

С заданием справились. Молодцы. Человеку, какой профессии нужен самолет?

3. Физкультминутка «Летчик».

Игра «Поймай самолет».

Дифференциация произношения звуков Ш – Ж.

А теперь вы станете летчиками. Я буду произносить слог и бросать самолет одному из вас. Вы будете заменять в этом слоге звук Ш на звук Ж, и возвращать самолетик мне.

ша – жа шар – жар

шо – жо шаль – жаль

шу – жу шить – жить

ши – ши шитьё – житьё

ше- же уши – ужи

Шарить – жарить

Луша – лужа

Тушить – тужить

Нашивка – наживка

Великолепно!

Игра «Самолеты».

Логопед предлагает детям сесть на ковер.

Самолеты собираются в дальнюю дорогу. Поможем погрузить в самолеты груз. В синий самолет погрузим предметы в названии которых есть звук Ш, а в красный - предметы со звуком Ж.

(картошка, карандаши, медвежонок, флажок, пружина и т.д.)

Молодцы!

Игра «Повар».

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (повар)

Что делает повар? А где работает повар?

Логопед раздает листы, ставит на стол контейнер с карандашами.

Выполните штриховку изображения повара так, как показано стрелками.

Дети выполняют задание, логопед оценивает работу.

4. Итог.

Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Мы узнали много нового о профессиях.

Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная. (Логопед подводит к тому, что все профессии хороши и все важны).

Игра «Что было бы, если бы..»

Что было бы, если бы не было врачей?

Что было бы, если не было учителей?

Что было бы, если бы не было строителей, пожарных, художников, артистов….

Игра «Кем ты будешь?»

А кем хотите стать вы когда вырастите и почему?

Я буду строителем и буду строит дома.

Я буду поваром и буду готовить вкусные блюда.

Я буду воспитателем и буду воспитывать детей….

Твоё признание.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заведем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь.

Хлеб испечет в пекарне пекарь.

Учитель выучит всему.


Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР

Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательная:

Учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия.

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;
  • упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;
  • развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей интерес к людям раз личных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

Оборудование: предметные или сюжетные картинки с изображением людей различных профессий и инструментов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Установление эмоционального контакта)

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

Доброе утро, ребята! 1,2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть. Проходите на разноцветные кружки. У меня в руках мяч. Он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать руками мяч и, обращаясь, друг к другу по имени, пожелаем друг другу доброго утра.

2. Объявление темы.

Логопед: У каждого взрослого человека есть профессия. А какие они, эти профессии? Чем они полезны для других людей?

Для того чтобы еще больше узнать о профессиях, сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие.

А на чем мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он по рельсам быстро мчал -

Шпалы все пересчитал.

(Поезд) на слайде появляется картинка

Правильно! Мы поедем на поезде.

Кто управляет поездом? (машинист) на слайде появляется картинка

Кто еще работает на поезде? (проводник) на слайде появляется картинка

Развитие дыхания.

Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда.

Сделали вдох носиком, на одном выдохе произносим слог ТУ-ТУ-ТУ

Развитие мимической мускулатуры.

А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки. Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашем им рукой.

3. Вводная беседа.

Что же такое профессия? Профессия - это значит умение. Если человек приобрел профессию, значит, он владеет специальными знаниями. Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека.

Люди имеют самые разные профессии и выполняют различную работу. Они зарабатывают деньги, чтобы купить жилье, пищу и одежду. Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.

4.Развитие лексико-грамматических категорий. Отгадывание загадок с опорой на картинки. (Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи)

Мы попали на станцию Загадок. Надо отгадать загадки о профессиях.

Он в дни болезней всех полезней.

И излечит, исцелит,

И ангину, и бронхит. (врач)

Целый день я шью, да шью.

Я одел всю семью.

Погоди и ты немножко

Будет и тебе одежка. (портной).

С огнем бороться мы должны – Мы смелые работники,

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны

Так кто же мы? (пожарники)

Средь облаков на высоте

Мы дружно строим дом,

Чтоб в тепле и красоте

Счастливо жили в нем. (строители)

Мастер сделает прическу

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьет.

Челку щеткою взобьет,

Все в его руках горит –

Он изменит внешний вид ! (парикмахер)

Ребята, какие вы молодцы вы справились с заданием.

Стучат, стучат колеса,

Наш поезд мчится вдаль,

Наш состав отправляется к следующей станции. А на следующей станции наш ждет письмо, наш друг Незнайка его нам оставил. Сейчас мы узнаем что- же он нам пишет, ребята, но он все перепутал, давайте ему поможем, и исправим ошибки.

Повар лечит, а врач готовит;

Космонавт едет, а шофер летает;

Доктор учит, а учитель лечит;

Милиционер охраняет, а учитель учит;

Продавец строит, а строитель продает;

Портной готовит, а повар кроет;

Врач лечит, а космонавт летает;

Маляр рисует, а художник красит;

Парикмахер спасает, а пожарный делает модные прически.

Пальчиковая гимнастика Самомассаж с шариком Су-джок «Сапожник».

Посмотрите, на краю стола у вас лежит шарик Су-джок.

Мастер, мастер, помоги,

Прохудились сапоги! (катаем шарики в ладонях)

Забивай, покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости. Сжимаем шарик в ладошке.

О какой профессии эта загадка? (сапожник)

Игра с мячом «Назови действие»

Предлагаю вам игру с мячом, а для этого нужно занять места на разноцветных кружках. 1,2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть.

Я буду называть инструменты, а вы должны дать ответ, что с этим инструментом делают, какие действия совершают.

Ножом – . Метлой - . Пилой - . Из лейки - . Топором - .Лопатой - . Иглой - . Ножницами - . Расческой - . На весах - . В кастрюле - . В сковороде - . Градусником - . Кистью - .

Физкультминутка «профессии». Выполнение движений по тексту стихотворения

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь у нас в руках -

Быстро едим по горам!

А теперь на стройке мы,

Кладём ровно кирпичи.

Раз - кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Снова сесть нам всем пора.

Игра «Положи слово на ладошку» «Кому что нужно?» Пополнение словаря по теме «Профессии».

Ребята, мы поиграем в игру, которая называется «Положи слово на ладошку». Я буду подходить, протягивая ладонь и называя профессию, а вы дотрагиваясь до моей ладони, даете ответ, Кому, что нужно?

Косарю - коса. Художнику - кисточки. Портному - игла. Парикмахеру - ножницы, фен. Повару - нож, поварешка. Программисту - компьютер Врачу - фонендоскоп, градусник. Учителю - книги, указка, доска. Дворнику - метла, лопата. Мотоциклисту - мотоцикл. И т.д.

С заданием справились. Молодцы.

Игра Четвёртый лишний».

Прочитайте слова, выделите лишнее, объясните почему оно лишнее

Шофёр, пожарный, машина, милиционер. (Лишнее слово «машина», потому что машина - это транспорт, а остальные профессии.)

Подметает, расчищает, убирает, варит. (Лишнее слово варит, потому что это действие повара, а остальные действия дворника.

Ножницы, расчёска, шампунь, бинт. (Лишнее слово бинт, потому что бинт- это предмет врача, а остальные предметы парикмахера.

Градусник, шприц, врач, вата. (Лишнее слово врач, потому что это профессия, а остальные предметы врача.

Игра «Один - много». Образование формы множественного числа существительных.
Одна коса, а много кос.

Один нож, а много ножей. Одна кисточка, а много кисточек. Один компьютер, а много компьютеров. И т.д.

5. Итог занятия.

- Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Мы узнали много нового о профессиях.

Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная. (Логопед подводит к тому, что все профессии хороши и все важны).

Твоё признание.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживём.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь.

Хлеб испечет в пекарне пекарь.

Учитель выучит всему.

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь

И дело по душе найдешь.


Шеянова Ольга Викторовна

Учитель-логопед МОУ «Детский дом-школа №95»,

город Новокузнецк

Цель : формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательная задача : совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в дательном падеже, согласование их с глаголом), активизировать и расширить словарь по теме «Профессии», стимулировать речевую активность детей.

Коррекционно-развивающая задача : развивать зрительно-пространственные представления, мелкую моторику, память.

Коррекционно-воспитательная задача : воспитывать уважение к людям труда.

Оборудование: предметные картинки по теме «профессии», игрушки-животные, аудиозаписи «Голоса животных», загадок, песни «Кем я стану?», игрушка «доктор Айболит», фотография «В лечебнице», два плоскостных изображения Буратино-грустного и весёлого, настольная игра «Я буду доктором», презентация слайд-шоу работников детского дома (учителя, швеи, доктора).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Утро доброе, ребята! В гости к нам пришла весна!

И луга, и лес, и поле пусть пробудит ото сна.

Вот и солнышко проснулось, стало лучше пригревать.

Ласково нам улыбнулось, зовёт занятие начинать.

II. Повторение.

  • Прослушивание песенки «Кем я стану?» (муз. Ваняна, сл. Викторова).

Логопед. Прослушайте песенку.

Исполнение песни двумя мальчиками

Логопед . Кем хочет стать Серёжа?

Ребёнок . Шофёром.

Логопед . Кем хочет стать Алёша?

Ребёнок . Монтёром.

Логопед. О какой профессии сейчас идёт речь?

Чтение стихотворения об актрисе, стихотворение читает ребёнок.

Снова занавес открыт,

И на сцене свет горит,

Кто в костюме театральном

К вам приходит шагом бальным,

Кто под маской прячет глазки,

Веер тоже вместо маски?

Дети . Загадка об актрисе.

Логопед. О каких профессиях мы говорили на прошлом занятии?

Дети . Мы говорили о капитане, о машинисте, о художнике.

  • Игра «Где чьё?» (по типу игры «Лото»)

Логопед. Посмотрите внимательно на картинки, найдите свою пару. Назовите правильно профессию.

Дети. Это продавец; это строитель и т.д.

  • Работа с картинками.

На доске предметные картинки: библиотекарь, швея, доктор, шахтёр, лётчик, милиционер.

Логопед . Люди каких профессий работают в нашем детском доме? Выберите нужные картинки.

Дети выбирают картинки.

Логопед . Проверьте правильность своего ответа.

Показ слайдов, на которых изображены учитель, швея и доктор – работники нашего детского дома.

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательны, мне понравились ваши правильные ответы.

3. Сообщение темы.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о профессиях.

III. Изучение нового материала .

  • Работа с «зашумлёнными» картинками.

У каждого ребёнка картинка с двумя изображениями: кастрюля, чайник; расчёска, ножницы; кисть, краски; катушка ниток, иголка; глобус, указка; молоток, клещи.

Логопед. На картинках изображены предметы, узнайте их.

Заслушиваются ответы детей.

Логопед. Кому нужны эти предметы?

Заслушиваются ответы детей.

  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Игра проводится с медицинскими принадлежностями из набора «Я буду доктором» – пипеткой, градусником и т.д.

Логопед. Кому нужны для работы эти предметы?

Дети . Эти предметы нужны докторам.

  • Беседа по фотографии «В лечебнице».

Логопед. Недавно мы были на экскурсии в лечебнице. Кому оказывали помощь в лечебнице?

1-й ребёнок. В лечебнице оказывали помощь кошке.

2-й ребёнок. Доктор лечила собаку.

Логопед . Для чего приводят в лечебницу животных?

1-й ребёнок. Животным ставят прививки.

2-й ребёнок . Животным выписывают витамины.

Логопед. Как их лечат?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед . Кому благодарны хозяин и животное?

Дети. Доктору.

Логопед. Вспомните, как называется доктор, который лечит животных?

Дети . Ветеринар.

Предлагается хоровое и индивидуальное произнесение.

Логопед . Герой какого произведения был ветеринаром?

Дети . Это произведение «Доктор Айболит» К.И. Чуковского.

Логопед . Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор Айболит.

Внесение игрушки – доктора Айболита.

  • Дидактическая игра «Узнай по голосу».

Логопед . К доктору Айболиту на приём пришли больные. Их много, узнайте их по голосам. Как только узнаете животного, поставьте на изображение фишку.

Логопед . Кому поможет доктор Айболит?

Дети . Доктор Айболит поможет лошади, корове и т.д.

Логопед . Доктор назначил им лекарства. Кому нужны капли для ушей?

Дети. Свинье нужны капли, у неё болит ухо.

Логопед . Кому нужен бинт, чтобы перевязать лапу?

Дети. Бинтик нужен собаке, потому что у неё рана на лапке.

Логопед . Кому нужна мазь для копыт?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед . Кому нужны капли для глаз?

Дети . Капли нужны корове.

При правильном ответе «лекарство» отдаётся животному.

Логопед . Доктору Айболиту понравились ваши грамотные ответы и ваши заботливое отношение к больным животным. Ребята, вы поняли, как сложна, важна и необходима профессия ветеринара. Доктор Айболит пришёл к нам не один, с ним Буратино.

IV. Физминутка «Буратино».

V. Закрепление.

Логопед . Почему Буратино такой грустный?

Звучит тихая печальная музыка.

Логопед. Что же случилось? Оказывается, Буратино нужно выполнить несколько заданий. Давайте ему поможем!

  • Работа с загадками

Загадки звучат на магнитофоне.

Это что за богатырь, Летит птица-небылица,

Он велик и ввысь, и вширь, А внутри народ сидит

Он гудит, он поёт, Меж собою говорит.

Пианино нам везёт. (Самолёт)

(Грузовик)

Ходит город-великан на работу в океан.

(Корабль)

Что за чудо синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

(Автобус)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Троллейбус)

При отгадывании загадки даётся медалька, на которой изображено отгаданное транспортное средство.

Медалька изготавливается из пластмассовой крышки, крепится на ленточке. На крышку наклеивается изображение (волк, белка).

Логопед . Кому для работы нужен самолёт? Грузовик? А корабль? Троллейбус?

Заслушиваются ответы детей.

  • Работа с индивидуальным наглядным материалом.

1. Задание с пунктирными изображениями.

Логопед. Представьте, что вы – капитаны, лётчики, водители троллейбусов, шофёры. Нарисуйте своё транспортное средство по коротким линеечкам.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы очень аккуратно соединили линеечки, у вас получились красивые транспортные средства.

2. Задание «Каждой картинке своё место».