Анализ стихотворения Некрасова “Внимая ужасам войны. Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны» (с планом) Анализ внимая ужасам войны

«Внимая ужасам войны…» Николай Некрасов

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны…»

Исторически так сложилось, что Россия на протяжении всей своей истории постоянно принимала участие в различных военных компаниях. Однако честь отечества защищали не столько именитые полководцы, сколько обычные крестьяне. Даже после отмены крепостного права срок солдатской службы составлял 25 лет. Это означало, что молодой парень, призванный в солдаты, возвращался домой уже стариком. Если, конечно, ему удавалось выжить в смертельной схватке с очередным внешним врагом русской державы.

Николай Некрасов родился уже после того, как Россия одержала победу над французами в 1812 году. Однако даже из его родового имения постоянно забирали крестьян на военную службу. Многие из них так и не вернулись домой, оставшись лежать в кавказских степях. С самого детства поэт видел, сколько горя семьям приносили известия о том, что на очередной войне погиб отец, сын или же брат. Однако будущий поэт понимал, что время лечит, и с такой потерей вскоре смиряются практически все, кроме матерей, для которых гибель собственного ребенка является одним из самых страшных и горьких испытаний.

В 1855 году под впечатлением от очередной поездки в родное имение Николая Некрасов написал стихотворение «Внимая ужасам войны…», в котором попытался морально поддержать всех матерей, которые по воле рока лишились своих сыновей. Рассуждая на тему жизни и смерти, поэт пишет о том, что «при каждой новой жертве боя мне жаль не друга, не жены, мне жаль не самого героя».

Автор подчеркивает, что какой бы глубокой ни была душевная рана, рано или поздно она все равно затянется. Вдова найдет утешение в повседневных хлопотах, дети вырастут с мыслью о том, что их отец не зря отдал свою жизнь за родину. Однако матери погибших солдат никогда не смогут справиться со своим всепоглощающим горем и смириться с такой утратой. «Она до гроба не забудет!», — отмечает поэт, подчеркивая, что слезы матери, потерявшей на войне сына, являются «святыми» и «искренними». Таким женщинам никогда не оправиться от удара, который они получили от судьбы, «как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

Несмотря на то, что это стихотворение было написано полтора века назад, оно не утратило актуальность и в наши дни. Вряд ли Некрасов мог предположить, что даже в 21 веке Россия по-прежнему будет воевать. Однако он знал наверняка, что единственными людьми, которые будут всегда помнить погибших воинов, являются их старенькие матери, для которых их сыновья всегда останутся самыми лучшими.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Курасовская средняя общеобразовательная школа»

Учитель русского языка и литературы

Медведева В.А.


Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны…»

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где – то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы –

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

1856


Примерный план анализа стихотворения

1. Время создания стихотворения.

2. Тема и основные мотивы.

3. Система образов: образ – персонаж (лирический персонаж); образы природы. Их взаимосвязь.

4. Образно – выразительные средства стихотворения (тропы и синтаксические фигуры).

5. Своеобразие лексики.

6. Ритм и рифма.

7. Стихотворный размер.

8. Жанр, к которому относится данное лирическое стихотворение.

9. Художественная идея стихотворения (если возможно, следует указать, в каких строках она наиболее точно выражена).

10. Вывод (ваша оценка характеризуемого текста).

Словарная работа

Тема – предмет повествования, изображения, исследования

Идея – основная, главная мысль чего - либо

Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении (эпитет, сравнение, ирония, гипербола, литота, олицетворение, метафора)

Рифма - аабб - парная; абаб - перекрестная; абба – кольцевая

Стихотворный размер - _ _" / _ _" / _ _" /_ _" - ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге); "_ _ / "_ _ / "_ _ хорей 3-стопный (ударение на каждом первом слоге); "_ _ _ дактиль; _ _" _ амфибрахий; _ _ _" анапест

Жанр - эпиграмма (сатирический портрет), элегия (стихотворение, проникнутое грустью, размышлениями о жизни и смерти, природе и человеке; преобладают мотивы личных переживаний), ода (торжественное произведение, «хвалебная песнь») , послание ()произведение, написанное в форме письма или обращения к конкретному адресату) , баллада (жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом) , поэма (лирическое произведение с развернутым сюжетом), песня (небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения).

Анафора - единоначалие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

Пиррихий – сочетание двух безударных слогов среди стоп ямба и хорея


Время создания стихотворения

Стихотворение написано в 1856 году, в этом же году опубликовано в журнале «Современник».

Поводом к написанию стихотворения послужило знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Севастополь в августе 1855 года», который глубоко взволновал Н.А.Некрасова. Поэт преклонялся перед подвигом русского солдата, в прошлом – обыкновенного крестьянина, оторванного от земли и дома.

В стихах и публицистической прозе он постоянно обращался к теме Крымской войны. В журнале «Современник» Н.А.Некрасов напечатал множество материалов, рисующих ход военных действий, подробности отдельных операций, иллюстрирующих патриотический дух солдат и матросов.

События Крымской войны отразились в нескольких стихотворениях Некрасова: «14 июня 1854 года», «Тишина», «Коробейники». «Пир – на весь мир». Поэт горячо переживал военные события и стремился попасть на боевые позиции. «Хочется ехать в Севастополь. Ты над этим не смейся. Это желание во мне сильно и серьезно…» , - писал он Тургеневу 30 июня 1855 года.



Тема и основные мотивы

«…Бедные, бедные старушки, затерянные

в неведомых уголках обширной Руси,

несчастные матери героев, погибших

в славной обороне! Вот как пали ваши

милые дети…», - так писал Некрасов

о гибели защитника Севастополя.

-О чем говорит поэт? Какова тема стихотворения?

(горе матери, на долю которой выпала

потеря сына)

- Какой настрой стихотворению дают

первые две строки?

(Некрасов, задавая тон всему стихотворению,

использует устаревшую форму глагола «внимать», что значит воспринимать слухом и зрением; а сочетание слов «ужас войны» очень точно выражает сущность войны: она несет гибель солдатам и горе их близким. Что может быть ужаснее?)

Система образов стихотворения

- Кто, по вашему мнению, является главным героем стихотворения? (лирический герой, который размышляет о происходящем);

- Кому несет горе гибель солдата? (Жене, другу, матери)

- Одинаково ли отношение лирического героя к этим образам?

- Что говорит о друге и жене лирический герой?

(переживания жены и друга недолговечны, лирическому герою жаль, но не друга и не жены (автор использует анафору); в словах звучит ирония: «Увы! Утешится жена, И друга лучший друг забудет…»)

- Как лирический герой относится к чувствам матери?

(переживания друга и жены противопоставлены горю матери, которая «до гроба» будет оплакивать свое дитя. Поэт пишет: «Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы – То слезы наших матерей!». По сравнению с ее горем все кажется пошлым и лицемерным. Гибель сына – настоящая трагедия, поэтому слезы матери – «святые»)

  • С каким образом автор сопоставляет образ матери? (образ матери сопоставлен с образом плакучей ивы, которая в устном народном творчестве является символом вечной печали:

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…)


Образно – выразительные средства стихотворения

Для чего?

«лицемерных дел»,

«святые, искренние слезы», «поникнувших ветвей»

Метафоры

показать пошлость жизни

показать невыразимую печаль матери

«на кровавой ниве»,

«плакучая ива»

Олицетворе-

показать зловещий смысл – поле, усеянное трупами

показать вечную печаль матери

«душа одна помнить будет »

«иве не поднять ветвей»

Мать до конца дней своих будет оплакивать своего сына и не сможет его вернуть


Пунктуация

Восклицательный знак

Для чего?

«Она до гроба помнить будет!»

«То слезы бедных матерей!»

Многоточие

Для более сильного выражения чувств и эмоций

«Мне жаль не самого героя…»

Конец стихотворения

Герой многое ещё мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе

Но где – то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Святые, искренние слезы –

То слезы наших матерей!

Лирический герой, размышляя, делает паузу, будто снова задумывается о происходящем


Ритм, рифма, стихотворный размер, жанр

- Какие особенности построения можно отметить? (17 строк, не делятся на строфы);

- Назовите особенности рифмы (если условно разделить стихотворение на строфы, то первые три строфы – рифма перекрестная, в последней строфе - парная);

- Определите размер стихотворения (четырех и пятистопный ямб с пиррихиями, что сближает стихотворение с разговорной речью);

- К какому жанру относится стихотворение? (элегия, так как оно проникнуто горестными раздумьями лирического героя)


Художественная идея стихотворения

Идея стихотворения – осуждение

войны и искреннее сочувствие

Матерям, потерявшим своих детей

на войне.

Это делает его созвучным

любому времени…


Оценка характеризуемого текста

Много десятилетий прошло со времени написания стихотворения «Внимая ужасам войны…», но и до сегодняшнего дня остается важной тема войны, горя и страдания матерей, чьи дети не вернулись с поля боя. Совсем юные солдаты погибали в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чечне…

А матери плачут, страдают и до последнего вздоха ждут своих дорогих и любимых детей, напрасно надеясь на их возвращение.

Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны...”, поражаешься его универсальности. Произведение напоминает живущим о великой ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. И проливают «Святые, искренние слезы…», подобно плакучей иве, склонившей в печали свои ветви низко к земле.


Николай Алексеевич Некрасов - поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвященное Крымской войне 1853-1856 годов, звучит поразительно современно. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века.

С первой же строки слышится бескомпромиссное отношение художника к войне - бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя...

Отлично разумея и понимая причину этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют “святые, искренние слезы” совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память. Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны...”, поражаешься его универсальности. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве...

Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела - “лицемерные”, раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы “искренние”, и искренни они “одни”, все остальное - ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена - их он также причисляет к “лицемерному” миру.

Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно - обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:

Не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Внимая ужасы войны"
Тема сострадания народу проходит через все творчество Некрасова. Особенно тяжела доля русской женщины. В поэзии Некрасова женщина обречена на несправедливость, на несчастную судьбу. Помимо прочих несчастий на ее долю выпадает горе от потери детей. В стихотворении "Внимая ужасы войны", написанном ямбом, Некрасов больше всего жалеет матерей, потерявших своих сыновей: "Один я в мире подсмотрел святые, искренние слезы - то слезы бедных матерейЕ". Главным достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью: "Им не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвейЕ". В стихотворении для большей изобразительности и усиления восприятия Некрасов прибегает к эпитетам "плакучей иве" и поникнувших ветвей". Мать, как плакучая ива, оплакивает сына, поникнув головой, как поникнувшие ветви. Некрасов так образно написал это стихотворение, что читая его, всей душой проникаешься жалостью к матерям, потерявших детей.

Задачи и тесты по теме "Анализ стихотворения Н.А.Некрасова Внимая ужасы войны"

  • Основа слова. Разбор слова по составу. Анализ модели состава слова и подбор слов по этим моделям - Состав слова 3 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Основные принципы русской пунктуации

    Уроков: 2 Заданий: 5 Тестов: 1

  • Словосочетание - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 11 класс

«Внимая ужасам войны» Некрасов

« Внимая ужасам войны » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Внимая ужасам войны » было написано в 1855 г. и опубликовано в журнале «Современник» № 2 за 1856 г. Мысли, нашедшие выражение в стихотворении, были навеяны автору Крымской войной 1853-1856 гг. На Некрасова повлияли «Севастопольские рассказы» Л.Толстого, изданные в 1855 г. Отдельные главы рассказов «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в мае» Толстой читал Некрасову до появления в печати. Стихотворение полемизирует с мыслями Толстого о том, что родные быстро забывают об умерших.

Стихотворение ходило в списках, переписывалось в альбомы. Многие композиторы 19 и 20 века положили его на музыку.

Литературное направление, жанр

Стихотворение поэта реалистического направления Некрасова «Внимая ужасам войны» относится к жанру элегии. Это философские раздумья о судьбе женщины-матери, потерявшей дитя на войне, о ненужности и ужасе войны как общественного явления, о свойстве людей забывать своих родных и близких.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа - это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души - загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.

Тема стихотворения - горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она - порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Тропы и образы

Эпитеты в стихотворении имеют чёткую положительную или отрицательную окраску: лицемерные дела - святые, искренние слёзы, бедные матери.

Метафоры кровавая нива (поле боя), до гроба (до смерти) не забудет близки к фольклорным.

Некрасов сравнивает мать, которая не способна забыть своего ребёнка, с плакучей ивой, которой не суждено поднять ветви. Это фольклорное сравнение, близкое к художественному параллелизму, позволяет достичь высокой степени обобщения, делая проблему материнского горя общечеловеческой. Философская мысль движется от судьбы матери к судьбе родины, от смерти человека к историческим закономерностям бытия.

Война уничтожает естественный порядок вещей, заставляя матерей переживать смерть своих детей. Таким образом, война превращает всех людей, независимо от пола и возраста, в жертв всемирного вечного боя, несёт смерть.

Такой философский подтекст делает стихотворение актуальным во все времена.

Большое значение для понимания сути стихотворения имеет в стихотворении число: герой, жена, друг - но матери . Индивидуальности противопоставлена общность.

Для Некрасова в поэзии важно каждое слово. Он тщательно выстраивает ряды синонимов, противопоставляя их: забудет, утешится (о жене и друге) и - будет помнить до гроба, не забыть (о матерях).

В начале стихотворения своеобразный ритм создают повторы мне жаль, которые в сочетании с отрицанием требуют вывода - второй части стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей - перекрёстная. Рифмовка последней строфы - ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.