Лекции «бюджетная система рф. Проблемы и направления функционирования бюджетной системы российской федерации Основные принципы функционирования бюджетной системы

Бюджетная система Российской Федерации – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации и закрепленная законодательно.

В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней (рис. 6).

Рисунок 6 – Структура бюджетной системы Российской Федерации

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федера­ции, само­стоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Россий­ской Федерации не включаются в федеральный бюд­жет, а местные бюджеты не включаются бюджеты субъектов РФ.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ представляет собой консолидированный бюджет РФ .

Основные параметры бюджетной системы РФ рассмотрены в таблице 7.

Таблица 7 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации

млрд. рублей

Показатели
Доходы, всего 16 198,4 13 552,5 15 737,5 19 325,1 20 406,6 22 439,9 24 360,3
%% к ВВП 38,8 34,9 35,0 36,3 35,5 35,4 34,6
в том числе:
Федеральный бюджет 9 275,9 7 337,8 8 305,4 10 303,4 10 627,8 11 687,6 12 645,5
3 253,3 3 789,2 4 814,5 5 540,2 6 675,5 7 373,1 8 130,5
1 654,4 1 656,4 2 034,8 3 071,5 3 618,3 4 022,4 4 402,4
6 196,1 5 923,6 6 534,2 7 025,8 7 295,4 7 746,4 8 277,1
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 5 101,4 4 437,5 5 155,9 5 682,5 6 160,5 6 729,9 7 312,4
536,7 479,1 587,8 849,1 871,6 984,7 1 122,5
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 166,7 120,8 241,4 267,7 0,0 0,0 0,0
Расходы, всего 14 169,7 16 328,0 17 614,5 20 089,8 22 195,8 24 374,6 26 149,5
%% к ВВП 34,0 42,1 39,2 37,7 38,6 38,4 37,1
в том числе:
Федеральный бюджет 7 570,9 9 660,1 10 117,5 11 022,5 12 198,3 13 431,9 14 293,9
4 893,9 6 386,7 5 981,6 7 233,1 8 341,8 9 459,7 10 077,4
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 2 897,8 3 587,2 4 779,5 5 529,7 6 672,8 7 367,2 8 122,5
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 2 728,7 3 478,6 4 675,8 5 205,9 5 782,2 6 359,5 6 977,0
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 250,5 6 252,9 6 634,1 7 081,9 7 516,8 7 942,7 8 425,9
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 6 047,0 5 983,6 6 369,3 6 801,7 7 200,2 7 570,7 7 972,6
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 500,1 479,1 587,8 849,1 871,6 984,7 1 122,5
Дефицит (-), всего 2 028,7 -2 775,5 -1 877,0 -764,7 -1 789,2 -1 934,7 -1 789,2
%% к ВВП 4,8 -7,2 -4,2 -1,4 -3,1 -3,0 -2,5


Характеристика бюджетной системы предполагает определение не только состава бюджетов, входящих в нее, но и принципов ее построения, взаимосвязи бюджетов и их взаимодействие.

В ст. 28 Бюджетного кодекса РФ определены следующие принципы бюджетной системы РФ:

1) единство бюджет­ной системы;

2) разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы;

3) самостоятельность бюджетов разных уров­ней;

4) равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

5) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6) сбалансированность бюд­жета;

7) результативность и эффективность использования бюджетных средств;

8) общее покрытие расходов бюджетов;

9) прозрачность (открытость);

10) дос­товерность бюджета;

11) адресность и целевой характер использова­ния бюджетных средств;

12) подведомственность расходов бюджетов и единства кассы.

1. Единство бюджетной системы - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюд­жетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодатель­ства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов и определению источников финансирования бюджетов за органами власти Российской Федера­ции, органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации и органами местного самоуправления.

3. Самостоятельность, важнейший принцип всех бюджетов, оз­начающий:

Право законодательных (представительных) органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджет­ный процесс;

Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законо­дательством Российской Федерации;

Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходова­ния средств соответствующих бюджетов;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирова­ния дефицитов соответствующих бюджетов;

Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходами расходов бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муници­пальных образований означает:

Определение бюджетных полно­мочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,

Установление и исполнение расход­ных обязательств,

Формирование налоговых и неналоговых до­ходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов,

Определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных транс­фертов.

5. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюд­жетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муници­пальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумули­рованных в бюджетной системе Российской Федерации.

6. Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюд­жета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

7. Для достижения результативности и эффективности использования бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов орга­ны власти и получатели бюджетных средств должны исходить из не­обходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Общее покрытие расходов - все расходы бюджета должны по­крываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

9. Прозрачность (открытость) предполагает:

Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления ин­формации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

Обязательную открытость для общества и средств массовой ин­формации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государствен­ной власти, либо между законодательным (представительным) и ис­полнительным органами государственной власти.

10. Достоверность бюджета - это надежность показателей про­гноза социально-экономического развития соответствующей терри­тории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Адресность и целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Единство кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

Между органами власти различных уровней возникают отношения по по­воду формирования и использования бюджетных средств, такие отношения на­зываются межбюджетными отношениями . Иначе межбюджетные отношения – это объективно обусловленная сис­тема оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий.

Межбюджетные отношения включают в себя следующие ос­новные элементы:

Разграничение расходных обязательств между разными уровнями государственной власти;

Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы государства;

Межбюджетное перераспределение средств.

Межбюджетные отношения в РФ строятся на основе бюджетного федера­лизма.

Бюджетный федерализм отношения в государстве с федеративным уст­ройством между различными уровнями органов власти в части разграничения бюджетных прав и полномочий, налогов и других бюджетных доходов и расходов.

К основным принципам бюджетного федерализма относятся:

Сочетание интересов всех субъектов бюджетных правоотношений на всех уровнях бюджет­ной системы;

Равенство бюджетных прав субъектов федерации;

Четкое разграничение функций и полномочий между органами власти разных уровней;

Самостоятельность каждого бюджета, входящего в бюджетную систему;

Прозрачность межбюджетных отношений.

В Российской Федерации указанные принципы реализуются не в полной мере. Сохраняется высокая степень централизации бюджетных ресурсов на федеральном уровне, самостоятельность подавляющего большинства региональных и местных бюдже­тов носит формальный характер. В последние годы чрезвычайно быстрыми темпами растут расходы этих бюджетов за счет пере­дачи расходных полномочий на региональный и местный уров­ни без адекватной передачи доходных источников. Это ведет к несбалансированности большинства местных бюджетов, росту их дефицитов и росту муниципального долга.

Выделяют следующие модели бюджетного федерализма :

Централизованная модель бюджетного федерализма предполагает разграничение пол­номочий бюджетов по расходам, не сопровождающихся наличием у них собствен­ных источников доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета. Са­мостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму.

Децентрализованная модель бюджетного федерализма определяется при­знанием высокой степени самостоятельности региональных и местных бюдже­тов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. Полномочия в сфере расходов равны полномочиям в сфере доходов. Однако при этой модели проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства затруднено, так как федеральные органы власти испытывают трудно­сти при контроле макроэкономических государственных программ, и действия региональных и местных властей могут вступать в противоречия с федераль­ным центром.

Для комбинированных моделей бюджетного федерализма характерны следующие особенности:

1. Использование горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания (вертикальное выравнивание подразумевает соответствие между объемом доходов и расходов бюджетов и погашение дефицитов бюджетов за счет федерального бюджета; горизонтальное выравнивание предполагает про­порциональное распределение налогового бремени между субъектами федера­ции для снижения неравенства налоговых возможностей различных террито­рий).

2. Повышение ответственности федерального центра за создание усло­вий для социально- экономического развития регионов, что сокращает самостоятельность регионов и увеличивает необходимость контроля со стороны центра.

3. Значительная доля бюджетных трансфертов из вышестоящих бюд­жетов нижестоящим.

Существующий бюджетный федерализм в России тяготеет к централизо­ванному типу, где субъекты имеют различную степень бюджетной самостоя­тельности (т.е. высокие или низкие возможности формирования доходной части бюджета).

По этому признаку все субъекты РФ можно разделить на доноров и реципи­ентов. Регионы-доноры имеют высокую степень бюджетной самостоятельно­сти и, не смотря на то, что примерно 50% налогов отчисляют в федеральный бюджет, свои потребности финансируют только за счет собственных доходов (не финансовой помощи). Регионы-реципиенты имеют низкую степень бюд­жетной самостоятельности, и в их доходах обязательно присутствует финансо­вая помощь (до 80%), свои потребности финансируют, в основном, за счет по­ступлений из федерального бюджета.

Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить сле­дующие основные проблемы во взаимоотношениях между уровнями власти.

1. Проблема, связанная с определением доходов каждого из уровней бюджета. Сегодня в России налоговые доходы все больше концен­трируются в федеральном бюджете, что формирует «налоговые ножницы», характеризующие процесс «перекачки» налогового по­тенциала в федеральный бюджет.

2. Проблема, связанная с определением расходных полномочий. При одновременной концентрации доходов в центре основная масса социально значимых задач «сбрасывается» на уровень субъектов Фе­дерации и местные органы власти, в результате все бюджеты ниж­них уровней власти имеют дефицит. В результате в субфедеральных бюджетах возникает временной разрыв между движением денежных средств из регионального бюджета в федеральный и из федерального в субфедеральный. Поэтому субъекты вынуждены для погашения разрыва использовать кредиты и займы.

В России проблемы бюджетного федерализма настолько обострились, что при пассивной роли государства среди ряда регионов создались многократные увеличения разрывов по уровню доходов их населения и экономическому развитию.

Главной финансовой базой деятельности всех органов государственной власти и органов местного самоуправления в России, непосредственно в сфере социального и экономического развития соответствующих территорий, является бюджетная система страны. Процесс формирования бюджетной системы в России начинался с одновременным становлением демократии в государстве и стал одним из главных факторов политического и экономического развития страны.

За последнее время организация бюджетных отношений в России подверглась существенным изменениям: выделение трех уровней бюджетной системы; замена старых принципов ее построения новыми; проведение первой системной реформы в плане отношений между бюджетами; продолжение процесса по разграничению полномочий бюджетов между органами власти разных уровней. Все вышеперечисленные изменения позволяют заключить, что уровень взаимоотношений между звеньями бюджетной системы Российской Федерации уже переведен в другой качественный режим - более рациональный режим функционирования.

Однако, до окончательного завершения становления современной бюджетной системы России еще далеко. До сегодняшнего времени почти все элементы бюджетной системы подвергаются вполне обоснованной критике: принципы построения, способы бюджетного выравнивания, нормативно-правовая база, существующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, структура и состав доходов территориальных бюджетов, и т.п.

Данная тема актуальна тем, что изучение и понимание механизмов и принципов работы бюджетной системы, начал бюджетного устройства, норм бюджетного права, а также изучение вопросов бюджетного контроля, бюджетных полномочий, ответственности за нарушение бюджетного законодательства, все это стало резко необходимым для современных финансистов, экономистов, юристов, представителей органов государственной власти всех уровней, а также граждан и предпринимателей, в целях необходимости разработки направлений и предложений по совершенствованию бюджетной системы в нашей стране.

В современное время сложились определенные проблемы, связанные с функционированием бюджетной системы, которые можно разделить на две обширные группы. К первой группе можно отнести проблемы, определяющиеся федеративным устройством страны: вопросы, связанные совершенствованием межбюджетных отношений и системы бюджетного федерализма. Если обратить внимание на эти недостатки, то можно постепенно стабилизировать российскую экономику, укрепить ее, увеличить управляемость действующей рыночной системы и, впоследствии, произвести оптимизацию структуры доходов и расходов всех бюджетов.

Ко второй группе проблем, которые вытекают из первой, можно отнести все финансовые. Такие финансовые аспекты бюджетного устройства как сбалансированность бюджета, оптимизация расходов бюджета, повышение уровня доходов бюджета, управление государственным долгом - прямо влияют на качество жизни граждан, социально-экономический уровень страны. При формировании федерального бюджета учитываются прогнозные темпы инфляции, тем самым их нельзя превышать. Темпы роста экономики должны быть выше темпов роста непроцентных расходов. Таким образом, возникает необходимость в комплексном учете бюджетных последствий, осуществляемых структурных преобразований в социальной сфере и экономике. Иначе бюджет будет являться фактором макроэкономической нестабильности. Все вышеперечисленные показатели определяют эффективность экономической политики, которая проводится государством.

По мнению зарубежных экономистов, наиболее насущными проблемами, с которыми сталкивается бюджетная система нашего государства, являются следующие. Во-первых, продолжает сохраняться существенный нефтегазовый дефицит. В большой зависимости от ситуации на мировых рынках сырья находится наша бюджетная система. В итоге, возможности для бюджетного маневра, который осуществляется для увеличения расходов по направлениям, обуславливающим развитие экономики страны, существенно ограничены.

Во-вторых, для стимулирования развития экономики структура расходов бюджета не оптимальна. Очевидно, что средств, направляемых из бюджета на реализацию инфраструктурных проектов, которые отвечают потребностям экономического развития, проектов в сфере науки и образования, то есть в сферы, которые определяют облик экономики России, недостаточно.

В-третьих, финансово-экономическое обоснование решений, которые приводят к новым расходным обязательствам, осуществляется на довольно слабом уровне. Оценка долгосрочных последствий после принятия новых обязательств для социально-экономического развития страны, как они будут взаимосвязаны с иными направлениями политики государства и как повлияет на объем действующих обязательств, недостаточно качественна.

В-четвертых, в большинстве случаев осуществляемые бюджетные расходы отличаются своей низкой эффективностью, социально-экономический эффект и результат, который получается в итоге является несоразмерным объему средств, которые были израсходованы на те или иные цели.

В-пятых, межбюджетные отношения недостаточно ориентированы на обеспечение стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для инвестиционной и предпринимательской деятельности, которые, вполне объективно, являются неотъемлемой частью увеличения местных доходов и доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

В-шестых, непонятной для населения остается бюджетная политика: суть конкретных решений и действий государственных органов власти в данной сфера, их необходимость не раскрываются должным образом.

В-седьмых, постоянные фрагментарные изменения в налоговом законодательстве. Даже постоянные улучшения условий налогообложения для осуществления предпринимательской деятельности подразумевает постоянное отслеживание изменений и частых корректировок планов финансово-хозяйственной деятельности, отчего возникают дополнительные затраты. Такие постоянные изменения и их ожидание создают препятствие для реализации инвестиционных проектов в долгосрочной перспективе, из-за низкой возможности предсказать налоговые издержки при составлении бизнес-планов.

Острота насущных проблем, масштабность и сложность задач политики в социально-экономической сфере говорят о необходимости существенного повышения уровня долгосрочного управления финансами общества и экономикой, а также разработкой основных предложений по совершенствованию бюджетной системы России. При реализации бюджетной политики на 2014 год и среднесрочную перспективу, а также для выполнения поставленных задач, необходимо основываться на следующих основных направлениях и предложениях по усовершенствованию бюджетной системы страны.

В качестве наиболее эффективного инструмента реализации социально-экономической политики государства должна выступать бюджетная политика. Механизмы социально-экономической политики должны иметь точно просчитанное, надежное бюджетное обеспечение. Совершенно недопустимо, когда отдельно подводятся итоги реализации мер государственной социально-экономической политики и отдельно - итоги исполнения бюджета.

Формирование и исполнение бюджета должно проходить на основе государственных программ, что поспособствует достижению целей социально-экономической политики и обеспечению контроля общества над этим процессом. Переход к так называемому «программному бюджету» в полном объеме должно осуществить, начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Помимо этого, данный переход должен сопровождаться внедрением современной государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», которая позволит перейти на качественно новый уровень управления государственными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения результативности и эффективности расходов бюджета. Важно обратить должное внимание на обоснованность и продуманность способов ресурсного обеспечения и реализации государственных программ, их взаимосвязи со стратегическими целями государственной социально-экономической политики.

Также является необходимым повышение качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых населению. В первую очередь, нужно обратить внимание на особо важные сферы для общества - это здравоохранение, образование, культура. Условия жизни населения, прежде всего, зависят от успешных действий в данных сферах. Эффективность осуществления бюджетных расходов в вышеупомянутых сферах справедливо принимается в расчет и при оценке качества инвестиционного климата, так как эти расходы приравниваются к инвестициям в человеческий капитал.

Требуется уделить особое внимание обеспечению бюджетной устойчивости и макроэкономической стабильности. Такие факторы нестабильности, как бюджетный дефицит и высокая инфляция, должны быть целью инструментов бюджетной политики, направленных на противодействие им. Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата без этого будет невозможно.

Довольно важным является необходимость в определении параметров по дальнейшему развитию пенсионной системы, обеспечивающих ее долгосрочную сбалансированность и надежность, учитывая демографические изменения в структуре населения. Налоговая система страны должна быть ориентирована на повышение качества инвестиционного климата, совершенствование структуры экономики и рост ее конкурентоспособности, особенно на рынках высокотехнологичной, наукоемкой продукции, а также подъем предпринимательской активности.

Следует реализовать новый этап развития межбюджетных отношений. Основная задача - расширить самостоятельность и ответственность регионов, в том числе закрепить права субъектов Российской Федерации по определению категорий граждан, нуждающихся в поддержке, в федеральном законодательстве. Также важным моментом является необходимость в обеспечении открытости и прозрачности бюджетного процесса и самого бюджета в целом для общества.

Таким образом, приняв к сведению и осуществив все эти предложения, можно перейти на новый высокоразвитый и отвечающий современным требованиям уровень развития и устройства бюджетной системы в нашей стране. При этом, данный переход совершенно не будет уступать системам других развитых стран, обеспечивая одновременно эффективную экономическую политику и достойное положение в социальной сфере.

Бюджетная система любой страны строится в соответствии с определенными принципами, а их состав обусловлен, прежде всего, уровнем развития демократических начал в управлении страной.

Согласно БК РФ бюджетная система РФ основана на 11 принципах:

1. Единства бюджетной системы РФ;

2. Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3. Самостоятельности бюджетов;

4. Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

5. Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6. Сбалансированности бюджета;

7. Эффективности и экономности использования бюджетных средств;

8. Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9. Гласности;

10. Достоверности бюджета;

11. Адресности и целевого характера бюджетных средств.

Следует отметить, что первые четыре принципа относятся к построению бюджетной системы РФ; принципы «эффективности и экономности использования бюджетных средств» и «адресности и целевого характера бюджетных средств» - к организации системы бюджетного финансирования, а остальные принципы - к организации бюджетного процесса. Таким образом, в статье 28 БК РФ говорится о разнородных принципах, одни из которых определяют построение бюджетной системы, другие - характер ее функционирования.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает:

· единство бюджетного законодательства РФ;

· единство принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;

· единство форм бюджетной документации и отчетности;

· единство бюджетной классификации бюджетной системы РФ;

· единство санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;

· единый порядок установления и исполнения расходных обязательств;

· единый порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ;

· ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.

Содержание принципа единства современной бюджетной системы РФ радикально отличается от принципа единства бюджетной системы в условиях административно-командной системы управления экономикой, который означал консолидацию всех бюджетов в едином бюджете и утверждение его в форме закона. В отличие от такой модели современная бюджетная система РФ может быть представлена в виде «разобранной матрешки», все составные части которой находятся в распоряжении разных органов государственной власти и органов местного самоуправления и утверждаются отдельными законами (решениями) о соответствующем бюджете. Поэтому принцип единства означает лишь создание единых правовых и организационных основ функционирования бюджетной системы и предполагает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, а также ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

Однако многие ученые-экономисты отмечают, что правомерность сохранения этого принципа построения бюджетной системы вызывает сомнение. Во-первых, это принцип представляется нелогичным, так как любая система - едина. Во-вторых, в условиях советской централизованной системы управления этот принцип был наполнен реальным содержанием, поскольку каждый бюджет любого органа власти не был самостоятельным, а являлся составной частью единого Государственного бюджета СССР. В современных условиях этот принцип не только не может работать, но и является антиподом принципа самостоятельности бюджетов. Поэтому можно говорить, что в статье 29 БК РФ раскрывается не сам принцип единства, а условия, которые создают единое правовое пространство для функционирования бюджетной системы РФ.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

· право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

· право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев введения временной финансовой администрации (в отношении субъектов РФ применяется с 01.01.2007 г., а для муниципальных образований - с 01.01.2008 г.);

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

· недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

· недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;

· недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и / или законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и / или снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов или компенсацию снижения доходов;

· недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов и экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Реализация принципа самостоятельности тесно связана с применением принципа разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

Он означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Закрепление полномочий по осуществлению расходов производится на основе Конституции РФ, БК РФ и других законодательных актов. Разграничение доходов между бюджетами основывается на делении налогов по уровням управления, квотировании налоговых ставок и объемов налоговых поступлений. Вместе с тем, самостоятельность бюджетов в РФ может быть достигнута только при сочетании методов разграничения доходов с методами распределения доходов и перераспределения бюджетных средств.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований введен в состав принципов бюджетной системы РФ Федеральным законом от 20.08.2004 г. №120-ФЗ «О внесении изменений в БК РФ в части регулирования межбюджетных отношений».

Он может быть отнесен к принципам построения бюджетной системы РФ, так как:

· выражает одну из сторон бюджетного федерализма в условиях асимметричной федерации;

· принцип логически вытекает из зафиксированного в Конституции РФ положения о равенстве прав всех субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.

При этом договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, федеральными и субфедеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает:

· обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

· обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Совокупность всех видов бюджетов РФ образует консолидированный бюджет (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов, без учета межбюджетных трансфертов).

Термин «консолидированный бюджет» используется для обозначения свода бюджетов соответствующей территории (России в целом; субъекта РФ; муниципального образования, имеющего административно-территориальное деление). Консолидированный бюджет составляется для целей прогноза, анализа складывающихся пропорций в бюджетной сфере. В обязательном порядке он представляется в органы законодательной (представительной) власти в пакете документов, сопровождающих законопроект о бюджете, но, в отличие от бюджета, законодательно не утверждается.

Таким образом, функционирование бюджетной системы РФ строится на 11 принципах, которые нашли свое отражение в БК РФ. На современном этапе данные принципы реализуются в основном за счет организации и функционирования казначейской системы исполнения бюджета.

В условиях поэтапного расширения самостоятельности и ответственности органов власти в бюджетном процессе возрастает значение единых для бюджетной системы РФ принципов, которые становятся нормами прямого действия. Проектом Федерального закона «О внесении изменений в БК РФ в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ» предлагается ряд поправок в главу 5 Бюджетного кодекса. Законопроектом предлагается ввести новые принципы «единства кассы» и «подведомственности расходов».

Принцип «единства кассы» обеспечивает полную прозрачность при формировании и использовании бюджетных средств, существенно повышает управляемость государственными (муниципальными) финансами. Этот принцип законодательно подтверждает необходимость осуществления всех бюджетных операций в рамках единого счета соответствующего бюджета.

Введение «принципа подведомственности» обусловлено необходимостью усиления ответственности за исполнение бюджетных обязательств, устранения дублирования отдельных полномочий, установления прозрачной и четкой подведомственной сети главного распорядителя бюджетных средств.

Установлены правовые основания, в соответствии с которыми определяется подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Исключается возможность реализации функций распорядителя бюджетных средств организациями, подведомственными органам исполнительной власти других уровней, а функции по распоряжению бюджетными средствами такими организациями должны быть переданы соответствующим главным распорядителям средств бюджета.

Кроме того, предлагается уточнить формулировки принципа «полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов» и принципа «общего (совокупного) покрытия расходов», что позволит обеспечить их соблюдение и, следовательно, повысить прозрачность бюджетов бюджетной системы РФ, консолидировать бюджетные средства с целью их результативного и эффективного использования.

Уточняется определение принципа «эффективности и экономности использования бюджетных средств» с целью большей его ориентации на внедрение (с учетом сложившейся терминологии) концепции повышения результативности бюджетных расходов, а также принципа «гласности», «прозрачности (открытости)».

Государственный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Через государственный бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов.

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии.

Бюджетная система Российской Федерации (рис. 6.1) состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Государственный внебюджетный Фонд - централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляютконсолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляютконсолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляютконсолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды.

Рис.6.1. Схема бюджетной системы РФ

Целевой бюджетный фонд - централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете.

Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Принципы функционирования бюджетной системы:

· единство бюджетной системы;

· разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

· самостоятельность бюджетов;

· полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов;

· сбалансированность бюджетов;

· эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;

· гласность;

· достоверность бюджета;

· адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Рассмотрим содержание основных принципов бюджетной системы.

1. Единство бюджетной системы: единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюжетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы: закрепление соответствующих видов доходов полностью или частично и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

3. Самостоятельность бюджетов предполагает: 1) право законодательных и представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; 2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы; 3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; 4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств, источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; 5) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; 6) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, кроме случаев, связанных с изменением законодательства.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов: все доходы и расходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов и другие обязательные поступления отражаются в бюджетах и государственных внебюджетных фондах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

5. Сбалансированность бюджета: объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При этом может иметь место дефицит доходов и расходов, а также первичный профицит бюджета.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств: при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее или совокупное покрытие расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета только при финансировании целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.

8. Гласность означает: 1) опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; 2) открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного или представительного органа государственной власти, либо между законодательным или представительным и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств: бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны и её государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа. Конституция Российской Федерации. 1993 г. ст. 71 и ст. 132

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом бюджетная система РФ состоит из трёх уровней:

Федерального бюджета бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

Местных бюджетов.

Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт - Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

Схему консолидированного бюджета РФ иллюстрирует рис.1.

Рис. 1. Схема консолидированного бюджета РФ

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Консолидированный бюджет Российской Федерации -- это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает феде-ральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Россий-ской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъек-та Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюд-жет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно-стей, для финансового обеспечения общегосударственных меро-приятий формируется централизованный финансовый фонд -- федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды ре-гионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного на-ционального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюд-жет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспо-собности государства, развитием науки, подготовки высококвалифи-цированных специалистов.

Региональные бюджеты -- центральное звено территориальных бюд-жетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, воз-ложенных на государственные органы управления субъекта Россий-ской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональ-ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и не-производственной сфер на подведомственных территориях. Зна-чительно возрастает их координационная функция в экономиче-ском и социальном развитии территорий.

С помощью региональных бюджетов государство осуществ-ляет выравнивание уровней экономического и социального раз-вития территорий, которые в результате исторических, геогра-фических, военных и других условий отстали в своем экономи-ческом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Местные бюджеты -- один из главных каналов доведения до населе-ния конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами на-селения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и разви-тие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продук-ции и услуги которых также являются важным компонентом обеспе-чения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансо-вым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между от-раслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомст-венных этим органам власти.

Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие:

· единство бюджетной системы;

· разграничение доходов и расходов между уровнями бюд-жетной системы;

· самостоятельность бюджетов разных уровней;

· полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже-тов государственных внебюджетных фондов;

· сбалансированность бюджета;

· эффективность и экономность использования бюджетных средств;

· общее покрытие расходов бюджета;

· гласность;

· достоверность бюджета;

· адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюд-жетного законодательства, а также единый порядок финансиро-вания расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ве-дения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, ре-гиональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации -- это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Феде-рации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов.

1) право законодательных (представительных) органов госу-дарственной власти и органов местного самоуправления на каж-дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных источников доходов бюджетов каж-дого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже-тов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расхо-дования средств соответствующих бюджетов;

5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финан-сирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен-ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже-тов государственных внебюджетных фондов означает, что все до-ходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюд-жетных фондов и иные обязательные поступления подлежат от-ражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государ-ственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюд-жетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Рос-сийской Федерации.

5. Сбалансированность бюджета -- каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом рас-ходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюдже-та и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исхо-дить из необходимости достижения заданных результатов с ис-пользованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюд-жета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность -- это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюдже-тов, а также доступность иных сведений по решению законода-тельных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотре-ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодатель-ного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств -- бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.