Род имен существительных конспект урока. План открытого урока "род имен существительных"

Система Л.В.Занкова

Учебник русского языка Поляковой

Цели урока: Сформировать представление о роде имён существительных.

Познакомить с алгоритмом определения рода, учить определять род имён существительных по алгоритму.

Формировать умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я, друзья от Вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

II. Повторение изученного материала.

1.Словарный диктант.

(ученик у доски, остальные записывают слова в тетрадь)

Берёза, ветер, лопата, неделя, орех, ошибка, праздник, секунда.

а) Самопроверка (ученики сверяют написанные слова со словами в словаре, который дан в конце учебника).

б) ученик у доски оценивает свой ответ (я все слова написал правильно, не допустил ни одной ошибки, написание словарных слов я знаю очень хорошо).

2. Работа с правилом. Беседа.

Учитель:

К какой части речи относятся эти слова?

Ученик:

Эти слова являются именам существительными.

Учитель:

Что такое имя существительное?

Ученик:

Имя существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто или что и обозначающая предмет.

Учитель:

Как изменяется имена существительные?

Ученик:

Имена существительные изменяются по числам.

Учитель:

- Приведите примеры имён существительных в единственном и во множественном числе.

Ученики:

Стол -столы

Дерево - деревья

Доска - доски

Учитель:

А что ещё вы знаете об именах существительных?

Ученик:

Имена существительные могу быть собственными и нарицательными.

Учитель:

Есть ли среди слов написанных нами имена собственные?

Ученик:

Среди этих слов имён существительных собственных нет.

Учитель:

Приведите примеры имён собственных.

Ученики:

- Новокузнецк, Роман, Томь…

Учитель:

А что ещё вы знаете про имя существительное?

Ученик:

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

Учитель:

Приведите примеры?

Ученики:

Одушевленные: собака, попугай, девочка…

Неодушевлённые: река, книга, ручка…

Учитель:

Из словаря выберите и запишите слово подходящее к вашей схеме (Схемы на доске).

1 ряд - сущ., неодуш., собств., ед.ч.

2 ряд - сущ., одуш., нариц., ед. ч.

3 ряд - сущ., неодуш, нариц., ед. ч.

(После выполнения задания производиться фронтальная проверка)

3. Дидактическая игра «Найди слово».

Цель игры: проверить умения определять имена существительные.

Провести психологическую разгрузку.

Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши, если слово относится к имени существительному.

Слон, пел, день, нота, прекрасный, солнечный, книги, ослик, школьный, Новокузнецк, ушёл, цветы.

Учитель:

Вы справились с заданием. Хорошо знаете правило и умеете различать имена существительные.

II. Сообщение темы урока.

Учитель:

Вы много знаете о грамматических признаках имён существительных, умеете их различать (показ «портрета» имени существительного, который был составлен в ходе изучения грамматических признаков имени существительного самими учениками).

Но это ещё не все. Сегодня вы узнаете ещё об одном грамматическом признаке - это род имени существительного (на портрете появляется запись: род имени существительного).

III. Изучение новый материал.

1. Наблюдение за изменением имён существительных по родам.

(Работа в парах. На каждом столе конверт с карточками- словами. На данном этапе идет развитие умений работать совместно с соседом, слушать друг друга, умения доказать свою точку зрения)

Дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.

Учитель:

Разделите слова, которые находятся на карточках в конвертах, на три группы.

(Ученики выполняют задание за своими столами. Первая пара, которая правильно выполнит задание, выставляет слова на доске в три столбика. На доске появляется запись).

дом земля озеро

стол книга море

хлеб школа гнездо

Учитель:

Почему вы слова дом, стол, хлеб отнесли к первой группе?

Ученик:

Подставляли слова он, мой. У этих слов нет окончаний.

Учитель:

Что можете сказать про слова второй и третьей группы?

Ученик:

К словам второй группы можно подставить слова «она моя».

К словам третьей группы можно поставить слова «оно моё».

Учитель:

Если к именам существительным можно поставить слова «он мой», такие имена существительные относятся к именам существительным мужского рода, «она моя»- женского рода, «оно моё» - среднего рода.

Учитель:

Может ли имя существительное изменяться по родам?

(Ученики пробуют изменять любое существительное по родам)

Ученик:

Имя существительное не может изменяться по рода.

Учитель:

Имя существительное не изменяется по родам, оно имеет род.

2. Составление алгоритма определение рода имени существительного.

Учитель:

Разделитесь на 4 группы. (Возможно разделение по интересам, по рядам…)

Каждая группа должна создать таблицу - алгоритм определения рода имени существительного (работа выполняется на альбомных листах за определённоё время)

Ученики каждой группы выполняют работу, полученные таблицы - алгоритмы вывешиваются на доску.

Имя существительное

М.р. Ж.р Ср. р.

3. Работа с правилом.

Учитель:

Откройте учебник русского языка на странице 109.

Прочитайте правило.

Ученик читает правило:

Имена существительные бывают или мужского, или женского, или среднего рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова этот, мой, он,- мужского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова эта, моя, она, - женского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова это, моё, оно - среднего рода.

Учитель:

Какая из полученных таблиц более точно отражает правило.

Ученики соотносят полученные алгоритмы с правилом, выбирают более точный алгоритм и доказывают соответствие с правилом.

Учитель:

Кто с помощью алгоритма сможет рассказать, как определить род имени существительного?

Ученик:

Если к существительному можно поставить слова «он, мой», то существительное мужского рода, «она, моя» -женского рода, «оно, моё» - среднего рода.

(На данном этапе урока учитель работает над формированием общеучебных умений, навыков и способов действий, направленных на развитие организации деятельности. Ученики распределились на группы, выбирая ту группу, где они чувствовали себя комфортно, выбрали ученика, который оформлял запись на листе. Учащиеся самостоятельно устанавливали последовательность действий, учились договариваться, распределять работу. Затем им необходимо было оценить общий результат деятельности. Учитель осуществлял индивидуальный контроль групп, помогая при возникших трудностях).

IV. Физминутка.

1. Коллективное разучивание стихотворения о родах имён существительных.

Женский род - запомню я.

И скажу: она,моя.

И запомню род мужской-

И опять скажу - он, мой.

Средний род - оно, моё.

Это правило твоё.

2. Упражнение, направленное на развитие внимания.

По классу развешены карточки со словами:

Дождь, трава, небо, ком, девочка, солнце, яблоко, урожай, огурец.

Учитель:

Назовите существительные женского рода, мужского, среднего рода.

Ученики:

Женского рода: трава, девочка.

Мужского рода: дождь, ком, урожай.

Среднего рода: небо, солнце, яблоко.

VI. Первичное закрепление.

Ученики выполняют упражнение № 240 на С. 109

Выпиши сначала существительные женского рода, потом мужского рода.

Орёл, сова, гнездо, конь, облако, доктор, колесо, болото, осина, солома, мышь, окно.

(Упражнение выполняется с комментированием у доски)

Учитель:

Какие слова мы не включили не в одну из групп? Почему?

Ученик:

Облако, колесо, болото, окно. Это существительные среднего рода. К ним можно поставить слова оно, моё.

V. Самостоятельная работа.

На доске записан дифференцированный текст.

Гнал, на, север, большое, ветер, облако.

Учитель:

Составьте из данных слов предложение, запишите его. У существительных определите род.

Учитель:

Прочитайте предложение, которое вы составили.

Ученик:

- Ветер гнал на север большое облако.

Учитель:

- Назовите существительное женского рода.

Ученик:

- Его здесь нет.

Учитель:

Назовите существительные и определите род.

Ученик:

Ветер - он, мой, мужского рода.

Север - он, мой, мужского рода.

Облако - оно, моё, среднего рода.

VI. Итог урока.

О каком грамматическом признаке имени существительного вы сегодня узнали?

Как определить род имени существительного?

VII. Домашнее задание.

С. 109, упр. 241, правило.

Дополнительный материал.

Запишите название предметов или явлений, которое по времени предшествовало данному, определите род.

Вечер - день

Корова - телёнок

Кефир - молоко

Осень - лето

Утро - ночь

Чтобы скачать материал или !

Конспект урока

по русского языка для 2 класса

на тему:

«Род имён существительных.

Определение рода имён существительных»

Планируемые результаты урока: учащиеся научатся приводить примеры существительных женского, среднего и мужского рода, определять род существительных с использованием личных местоимений.

Метапредметные УУД:

познавательные

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

регулятивные

Ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов – целеполагание;

Уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям, вносить необходимые коррективы, уточнения;

коммуникативные

Работать с учителем;

Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

Работать в группе.

Личностные УУД:

Осваивать новую социальную роль «Я - ученик»;

Предоставить учащимся самостоятельность в решении учебных задач;

Создавать ситуацию формирования опыта сотрудничества со взрослым.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с именами существительными, модель человека, клей-карандаш, цветные кружочки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы

Самоопределение к деятельности.

С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
А работать и читать!

Начинаем наш урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Каждый выполняет пожелания учителя.

Работа в парах.

Презентация.

Актуализация знаний

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Итак, откройте свои тетради и аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво запишите:

Двадцать шестое января

Классная работа.

На доске запись:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Ребята, как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны?

Сегодняшний урок предлагаю провести под девизом: интересно всё то, что неизвестно. Русский язык богат тайнами. Сегодня на уроке каждый из вас должен провести своё исследование и сделать своё открытие.

Словарная работа

Я предлагаю вам очень интересное задание: я буду загадывать загадки, а отгадки вы будете записывать в свою тетрадь в строчку через запятую.

Вспомним: первое слово пишется с заглавной буквы.

Маленькие домики

По улицам бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (а втобус)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда (тролл ейбус)

В жёлтом море корабль плывёт.

Он идёт, волну сечёт,

Из трубы зерно течёт. (ко мбайн)

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Семь плугов тащит. (тра ктор)

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесётся до звёзд. (ра кета)

Ребята, что объединяет эти слова?

(они отвечают на вопрос что?)

Что они обозначают?

(обозначают предметы, неодушевлённые, нарицательные, стоят в ед.ч.)

Какой частью речи они являются?

Что такое имя существительное?

Ребята, запомните правописание данных слов, это словарные слова. Давайте выделим орфограммы в словах.

Актуализация знаний.

У нас на уроке сегодня присутствует кот Леопольд, который будет путешествовать с нами весь урок и помогать вам узнавать новое.

Он предлагает интересное задание: у вас на столах лежат карточки с заданиями, необходимо записать эти слова, исключив лишнее слово.

1 группа - мама, девочка, погода, кофта, летит.

2 группа – папа, красивый, мальчик, дядя, свитер.

3 группа – крыло, яркое, солнце, веселье, колесо.

Ребята, а какие же слова можно употреблять в речи вместо существительных? Эти слова указывают на них, но не называют (МЕСТОИМЕНИЯ – они наши помощники сегодня на уроке – ОН, МОЙ, ОНА, МОЯ, ОНО, МОЁ.)

Ребята, дайте продолжим работу с этими же словами. Я предлагаю придумать предложение с одним из данных слов, записать его в тетрадь и подчеркнуть грамматическую основу. Что является грамматической основой?

Например:

Мама пошла лес.

2 группа-

Папа строил дом.

3 группа-

Солнце светит ярко.

А теперь попробуем заменить подлежащее, выраженное существительным местоимением.

Например:

Она пошла лес.

2 группа-

Он строил дом.

3 группа-

Оно светит ярко

Как же определить женский род, мужской или средний? (Заменить местоимением)

Ребята, какие местоимения помогут нам в этом? (он, она, оно)

Дети разбиты на 3 группы.

Осуществляют анализ материала.

Групповая работа, презентация,

Элементы игра «Найди лишнее».

Постановка учебной задачи.

Есть ли отличие у существительных первой группы, второй и третьей?

Какое? (у них разные рода)

О чём же будем говорить сегодня на уроке?

Правильно, мы узнаем новый грамматический признак имени существительного – род.

Сформулируйте тему нашего урока:

«Род имен существительных»

Итак, ребята, какую задачу мы должны поставить перед собой?

(задачи урока – понять, что такое род существительных, научиться определять род имён существительных, выявить признаки каждого рода).

Итак, мы научимся распознавать род имени существительного .

Но чтобы вы лучше разобрались с темой нашего урока, я хочу вас познакомить с одной очень интересной сказкой.

В одном королевстве жили имена существительные. Сначала имена сущ. были очень и очень похожи, что сама королева их путала. И вот королева издаёт указ: «Кто придумает для моих слуг-существительных знаки различия, тот будет награжден.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали они указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но сначала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они слова, делили. Да так и не разделили их до конца.
Пришла королева и сказала:
- Пусть те слова, которые забрал себе муж, будут мужского рода (туда попали слова: муж, брат, дядя, стол и др.)
Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, дочь, мама, весна и др.) А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (туда попали слова: окно, солнце, небо и др.)»
С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия имен существительных.

Анализируют, опираясь на собственный опыт, знания.

Беседа с подводящая к теме.

«Открытие нового знания».

(8 минут)

Стихотворение:

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило твоё.

Русский язык-это целая наука. И практические знания должны опираться на науку. Поэтому давайте прочитаем правило на стр. 25

Самостоятельная работа, анализ и синтез, развитие речи.

Работа с учебником.

Групповая работа, диалог, подводящий к открытию знания.

Первичное закрепление

Стр. 25 упр.39.(определение рода сущ.)

1 ученик записывает слова жен. рода (волна, тетя, земля, девочка, метель)

2 ученик записывает слова муж. рода (дядя, стол, дедушка, мальчик, диван)

3 ученик записывает слова ср. рода (гнездо, море, пальто, солнце, платье)

Итак, в какие три группы мы распределили слова? А как мы определили, к какой именно группе относятся слова? Какой вопрос мы задаем, что бы определить род?

Стр. 26 упр.40 (выделение окончаний сущ.)

Вывод: чтение материала об окончаниях на стр. 26.

Дети выходят к доске, определяют род существительных.

Работа у доски, комментированное письмо.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На слайде записаны существительные. Распределите их по родам в три столбика.

Сверяем свои ответы с ответами Леопольда.

Поднимите руки:

Кто выполнил правильно все задания?

Кто допустил 1-2 ошибки?

Самостоятельно выполняют задание, находят ошибки.

презентация, самооценка.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Ребята, вот еще одно задание.

Прочитайте народные мудрости, объясните их смысл. Напишите предложения. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

Мир освещается со…нцем .

Дружба – великая сила.

Делать д…бро спеши.

Подчеркнем имена сущ., попробуем определить род.

Мир - муж. р.

Солнце – ср. р.

Дружба - жен. р.

Сила – жен. р.

Добро - ср. р.

Какого рода бывают имена существительные?

Как определить род имен существительных?

Давайте вспомним секрет запоминания родов:

Женский род - запомню я

И скажу: “она моя”.

И запомню род мужской,

И опять скажу: “он мой”.

Средний род: “оно моё”

Это правило моё!

Выполнение упр. 41 (устно определение рода сущ.) Письменно на доске морфемный разбор слов

Оленька, полюшко.

Дети коллективно объясняют смысл пословиц, находят существительные, определяют род и думают к какому шифру относится предложение. Записывают в тетрадь, помогая друг другу в написании букв.

Проверяем написание, проговаривая орфограммы.

Морфемный разбор слов у доски

Фронтальная работа, комментированное письмо, анализ материала

Рефлексия деятельности.

Вернёмся к началу урока:

Какую тему урока мы сформировали в начале?

Каковы были задачи нашего урока?

А выполнили ли мы с вами эти задачи?

Что нового узнали на уроке?

А какое задание вам понравилось больше всего?

У каждого из вас есть смайлик, я попрошу вас дорисовать его, изобразив ваше настроение на данный момент (улыбка, равнодушие или грусть).

Ответы детей.

Задание на дом.

Стр.26 №42, правила на стр. 25-26

Озвучиваю оценки за урок.

Мне было приятно с вами работать. Вы большие молодцы. Активные и умные ребята! Желаю вам успехов!

Записываем задание в дневник.

Физкультминутка для глаз (с котом Леопольдом).

Открытый урок в3 классе по теме:

«Род имён существительных»

Открытие новых знаний.

Цели и задачи урока:

· познакомить с понятием рода имён существительных; научить его определять путём подстановки личного и притяжательного местоимения;

· развивать умение группировать слова по определённым признакам;

· развивать и обогащать речь учащихся;

· развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки;

· воспитывать любовь к родному языку.

1. Оргмомент и запись числа.

2. Чистописание.

Отгадайте букву, которая «заблудилась»

Дрова пололи на дворе.

Остались щепки на траве.

(дети: буква к )

О каких особенностях начертания буквы нужно помнить?

(дети: высота буквы, наклон, правильное закругление элементов)

Запишите пары букв, самую красивую и правильную подчеркните.

Прочитайте запись на доске. Купить ката вмежке

Что заметили? Исправим ошибки.

Сколько букв «к» встретилось здесь?

(дети: 3)

Купитькота в мешке.

Что это?

(дети: фразеологизм)

Отыщите значение фразеологизма в словаре. (Пара детей работает со словарём.) Кто быстрее найдёт.

Кто может объяснить смысл фразеологизма?

(дети:)

(слайд 1 иллюстрация к фразеологизму)

Проверим наши предположения, послушав статью во фразеологическом словаре.

(Дети зачитывают объяснение.)

Приведите примеры ситуаций, когда в речи можно употребить это выражение

(дети:)

Запишите и запомните этот фразеологизм.

Назовите существительные в этой фразе.

(дети: кот, мешок)

Что такое имя существительное?

Что ещё можно сообщить об этих словах?

(дети: слово кот - одушевлённое, мешок - неодушевлённое, оба слова - нарицательные, стоят в единственном числе)

3. Работа по теме урока.

В русском языке много разных тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача - раскрыть сегодня ещё одну тайну этой части речи.

(слайд 2 анимация имя существительное?)

Определите, куда мы сейчас отправимся?

а) Словарная работа. Гимнастика для глаз.

Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам и прочитайте слово.

(слайд 31234567)

игмназа

(слайд 4 магазин)

Что такое магазин?

Какие бывают магазины?

(дети: продуктовый, хозяйственный, книжный, промтоварный)

Какой частью речи является слово? Докажите.

Что запоминаем в слове?

Запишите слово в тетрадях и запомните его.

б) Подводящий диалог к формулированию новой темы.

Первым на пути зоомагазин. Прочитайте, что здесь продаётся.

(слайд 5 ошейник, собака, хомяк, зерно, змея, колесо)

Что это за слова?

На какие 2 группы их можно разделить?

(слайд 6 одушевлённые -неодушевлённые)

собакаошейник

хомякзерно

змеяколесо

(слайд 7 по количеству слогов2 слога3 слога)

зерноколесо

хомяксобака

змеяошейник

(слайд 8 постановка ударения середина словаконец слова)

ошейникколесо

собаказерно

хомяк

змея

в) Открытие нового знания.

Эти слова я разделила на 3 группы. Прочитайте.

(слайд 9 собакахомякколесо)

змеяошейникзерно

Предположите, по какому признаку я разделила слова?

Мы испытываем затруднение. В чём оно?

(слайд 10 собакахомякколесо)

змеяошейникзерно

оноонаон

А эти слова не помогут определить нам признак деления? Как? Попробуем выйти из затруднения.

(слайд 11 собакахомякколесо)

змеяошейникзерно

онаононо

Может кто-то знает или догадывается, как называется такое деление слов? (Если скажут: по местоимениям, кто прячется за этими местоимениями? О ком так говорят: он, она? Оно? (Если скажут: по родам, то см. дальше)

Какой вывод можно сделать? (местоимения помогают нам разделить слова на 3 группы.)

Давайте сходим в книжный магазин и проверим нашу версию. Совпадут ли ваши выводы с выводами авторов учебника?

Обратимся к учебнику. Страница25.

(Дети читают правило вслух. 4 человека.)

Какие цели поставим перед собой?

(Слайд 12Научиться определять …(род существительных.)

Воспитывать …(уважение к чужому мнению, аккуратность, трудолюбие)

Развивать …(грамотность речи, внимание)

Как поймём, что достигли целей?(Сможем сами определять род.)

Сформулируйте тему урока.

(Слайд13 Тема урока: род имён существительных.)

Как понимаете слово род? С каким словом созвучно? (семья, родня)

Физминутка.

Сейчас идём в магазин спорттоваров. Посмотрим, что там продаётся и отдохнём.

(слайд 14 штанга)

(слайд 15 скакалка)

(слайд 16 бревно)

(слайд 17 мяч)

Определите род слов, который обозначают эти предметы.

По какому алгоритму будем действовать?

(После ответа детей слайд 181.Произнесу слово.

2.Подставлю к нему слова-помощники.

Если подходит он мой- это слово М.р.

Если подходит она моя- это слово Ж.р.

Если подходит оно моё- это слово С.р.)

Для убедительности можно говорить он мой, она моя, оно моё. Купил стул- он мой стал.

(слайд 19 спортинвентарь)

Вернёмся к словарному слову - магазин. Определите, какого оно рода.

г) Закрепление.

Вот мы и узнали с вами, как определить род. Теперь попробуем полученные знания применить на практике. Отправляемся в продуктовый магазин. Не купите кота в мешке!

Разделим страничку тетради на 3 колонки. Подпишем: ж.р.м.р.с.р. 3 человека работают у доски.

Картинный диктант.

(слайд 20 продукты: мясо, молоко, сыр, хлеб, масло, соль, торт, рыба, капуста)

Назовите продукты. Распределите по родам названия этих продуктов.

(слайд21)Проверка по эталону. -У кого так же? Есть ли ошибки? В чём? Давайте исправим.

Припишите ещё по одному названию в каждую колонку.

Проверка: назовите слова женского рода, мужского рода, среднего рода.

д) Самостоятельная работа в группах.

А теперь отправляемся в магазин самообслуживания. Что это значит? (там, где покупатели сами отбирают себе покупки.).

(Слайд22Слова,записанные вразброс.

В..классе………

Итог. Рефлексия.

Мы совершили поход по магазинам.

Как его назвать современнымсловом? (шопинг)

Мы видели много предметов, которые в русском языке называются…

(дети.Существительные)

Подведём итог урока.

(слайд 23 . Я узнал…(что существительные имеют род.)

Я запомнил…(как определить род существительного)

Я смог…(определить род существительного))

Для чего мы изучали род? Где нам пригодится это знание?(чтобы грамотно говорить)

Мы достигли целей урока?

Перед вами 3 картинки.

Если вы хорошо поняли, как распознавать род, поднимите картинку с большим количеством покупок, если не всё было понятно, то поднимите сумку с покупками, а если ничего не поняли, поднимите пустую сумку - значит придётся идти по магазинам ещё раз.

(слайд24)

Д.З.

На выбор:

1.Стр. 25 упр. 39.

2.Выписать из словаря 10 существительных и распределить ихпо родам.

3. Придумать 10 существительных и распределить их по родам.

Спасибо за урок.

г Фролово

2012-2013 учебный год

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема: Род имён существительных. Существительные общего рода.

Цель урока

    Познакомить учащихся с существительными общего рода, их особенностями. Сформировать умение находить существительные общего рода в тексте, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать. Обогащать и развивать речь учащихся. Воспитывать доброжелательность, интерес к русскому языку.

Оборудование: . Мультимедийный проектор, ноутбук, экран,орфографические словари, цветные карточки для осуществления обратной связи,памятка-алгоритм

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1)Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

У : - Готовы ль вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книги, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

У : Начинаем урок русского языка

Цель : создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

2)Актуализация знаний

1) Ввод в тему.

О какой части речи будем говорить на уроке? Угадайте!

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

2) Тест

(приложение 1)

Мы продолжаем изучение имени существительного, и вы уже достаточно много знаете об этой части речи.

Мне приходилось слышать такой ответ: «Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам». Верно?

Действительно, в русском языке, в отличие от английского, финского, турецкого, армянского, узбекского, где нет деления по родам, существительные относятся к одному из трех родов.

Как же можно определить род существительных в предложении?

Определите, какого рода эти существительные, допишите окончания. (Слайд №2)

Легк.. тюль

Больш…. кенгуру

Больн…мозоль

Детск….. шампунь

Свеж…. кольраби

Горяч…кофе

(Проверка выполнения задания) (Слайд №3)

Об имени существительном

Нет. Имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему.

Род существительного в словосочетании и предложении можно определить по именам прилагательным и местоимениям , которые с ним согласуются.

В тетрадях записывают словосочетания и вставляют окончания

Цель: организовать актуализацию изученного материала, достаточного для изучения нового материала

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

3.Проблемное объяснение нового материала

4.Построение проекта выхода из затруднения

Посмотрите на словосочетания (слайд № 4)

Допишите окончания

Ужасн…плакса

больш.. задира

страшн.. соня

сильн.. забияка

. (2 ученика работают на обороте доски, затем объявляют результаты классу)

Проверим, какие вы вставили окончания. Почему окончания разные?

Что надо сделать, чтобы было понятно, какое писать окончание? (Указать на пол)

Так мы можем назвать и мальчика, и девочку,

Лицо и мужского, и женского пола. Поэтому и прилагательные стоят то в мужском, то в женском роде)

Цель :

1) зафиксировать причину затруднения

2) организовать диалог по проблемному материалу

3)организовать уточнение и согласование темы урока

4)соотнесение нового знания с правилом в учебнике

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

5.Этап изучения новых знаний

Работа с учебником

Давайте поработаем с учебником. Найдите упр.99.Нас просят разобраться в любопытной особенности существительных.

1 склонения?

Вы готовы это сделать?

Какого же рода слово неряха?

Поработайте с предложениями..

Опять эта неряха измазала тетрадь

Опять этот неряха измазал тетрадь.

Какой вывод сделали?

Что на это указывает?

Как Вы это поняли?

Так какого же рода существительное неряха?

Давайте придумаем как их можно назвать - Ваши предложения. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока?

Назовите тему нашего урока…(Слайд 5)

Чтение правила стр.150.

В первом предложении идет речь о неряхе-девочке

Во 2 предложении неряха - мальчике

Ответы детей

Предложения детей

Цель

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

6 Физминутка

7.Первичное закрепление нового материала

Работа со словами.

(слайд № 6)

Нет ли существительных, которые относятся то к мужскому, то к женскому роду, среди слов драчун, забияка трус, трусиха трусишка?

Какого склонения эти слова? Докажите.

Ответы детей

Цель : организовать усвоение детьми нового материала

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

8 Работа с орфографическим словарем.

Как род данных существительных указывается в орфографическом словаре?

У вас на столах лежат орфографические словари. Откройте с.174 и найдите существительные общего рода.

Прочитайте их. Все ли слова вам понятны?

Чтение и объяснение слов

9.Работа с лексическим значением найденных слов

Составить с 2-3 существительными предложения (устно).

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

10.Закрепление изученного материала

1)Упражнение «Угадай слово»:

Продолжаем знакомство с существительными общего рода

- по толкованию лексического значения угадать существительные общего рода, записать в тетрадь в столбик в соответствии с номерами предложений. Подсказка на доске (слова написаны в столбик).

1)Очень трудолюбивый, старательный человек.(трудяга, работяга

2) Умный человек. (умница)

3) Тот, кто много и часто плачет. (Плакса)

Будем учиться правильно употреблять существительные общего рода в своей речи? Давайте разработаем алгоритм правильного употребления существительных общего рода в речи (запись на доске).

Цель : организовать выполнение учащимися типовых заданий по новому материалу

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Цель: расширить представление учащихся о существительных общего рода и формировать умение классифицировать слова по типовым значениям.

11 Групповая работа

На столах у вас лежат памятки, вы можете воспользоваться и ими при выполнении следующего задания.

Задание: спишите, дописав окончания прилагательных. Обозначьте род существительных общего рода.

1. Серёжа - кругл... сирота.

Катя - кругл... сирота.

2. Ваня - больш... забияка. Марина - удивительн.. забия-

3. Витя - больш... умница. Моя сестра Света - больш... умница.

Цель : организовать выявление типов заданий, где возможно использовать новые знания

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

12.Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке об имени существитель-

ном? А что значит - правильно употреблять в речи существительные общего рода? Сколько же родов в русском языке? Ответ дайте в виде схемы (на листочках). Объявление оценок за урок.

- Поднимите карточки, кому понравилась своя работа на уроке.

Работают на листочках

Поднимают цветные карточки

Цель : организовать фиксацию нового материала,изученного на уроке

Личностные УУД

13.Домашнее задание

Упр.101.по заданию учебника, составьте свои 2 предложения со словами общего рода, правило стр.150

Цель : закрепление нового материала

Список использованной литературы

1., Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса. Пособие для учителя начальных классов (Система –) М.: Вита – Пресс, 2011.

2., Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы (Система –): В 2 –х кн. Кн.1. – 7 – е изд. - М.: Вита – Пресс, 2008.

Приложение 1

.Имя существительное – это...

4.Найди ошибку.

а) м. р. – скрипач, аккордеон , кофе; б) ж..р. – земляника, зеркало, жизнь;

в) ср. р. – яблоко, желание, подземелье.

5.На конце имен существительных какого рода после шипящих пишется Ь знак?

а) Мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода.

6.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: осмотрели город, библиотеку, крепость; поеду в Калугу, в Казань, в Оренбург?

а) в именительном; б) в винительном; в) в родительном.

Приложение 2. Словарик имен существительных общего рода.

бедняга калека неумеха ревушка

бедняжка каналья неумейка ровня

белоручка коротышка обжора самоучка

бродяга кривляка одиночка сирота

брюзга кровопийца писака сладкоежка

всезнайка кроха пискля сластена

выскочка лакомка плакса соня

горемыка левша подлиза сутяга

грязнуля лежебока подпевала тараторка

душенька молодец полусирота тезка

егоза молодчина попрошайка тихоня

ехида мямля почемучка трещотка

ехидна невежа привереда трудяга

жадина невежда придира тупица

жадюга невеличка пройдоха умница

забияка невидимка проныра ханжа

задира недотепа простофиля хапуга

зазнайка недотрога пустомеля хвастунишка

заика недоучка пьяница хитрюга

замарашка неженка работяга худышка

зевака незнайка разиня цареубийца

злюка непоседа растеряха чистюля

злючка неровня растяпа шельма

зубрилка неряха рева юла ябеда

Род имён существительных.

Имена существительные общего рода

Цель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повторить правила написания тире в простом предложении; развивать навыки согласования членов предложения, мотивацию к познавательной деятельности; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: раздаточный материал.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент. Приветствие.

ІІ. Актуализация опорних знаний.

1. Проверка домашнего задания: упр. 479 (записать ИС на доске, распределяя их по родам – 2 человека; на доске – фонетический разбор слов резьба, косьба).

Назвать ИС 2 склонения, 3 склонения.

Что общего между ИС? (обозначают предмет, неодушевленные, нарицательные).

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Как вы определили род ИС?

Прочитайте строки А.С.Пушкина и определите род слова «лебедь».

Лебедь белая плывёт.

Во времена А.Пушкина (1-я половина 19 века) это слово не имело устойчивого рода. В современном языке победила форма мужского рода, которая преобладала уже в 19 веке. Это говорит о том, что язык – явление развивающееся, и с течением времени в нём происходят значительные изменения.

Сформулируйте тему урока. Определите цели.

І V . Работа над темой.

1. – Как вы понимаете слово «род»? (семья, родня)

Все имена существительные по категории рода делятся на 3 группы – мужской, средний и женский род. В современном русском языке род относится к самостоятельным морфологическим признакам, т.е. эта категория устойчивая, неизменяемая.

Какие окончания у ИС мужского, женского, среднего рода?

Составление опорной таблицы.

- Для чего нужно знать род ИС? (чтобы согласовывать с прилагательными и глаголами прошедшего времени)

2. упр. 502 – записать словосочетания, обозначить главное слово, указать род существительных

3. упр. 503 – у доски.

Не всегда просто определить род ИС. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом заключается богатство языка.

Физкультминутка

4. Согласуйте прилагательные с существительными, определить род ИС.

Запишите ИС в таблицу и запомните.

кофе

тюль

шампунь

мозоль

фамилия

туфля

вуаль

какао

повидло

5. Проблемная ситуация.

Определите род данных существительных. Он или она? Мой или моя?

Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте: Какой ты, Миша, непоседа!

Какая ты, Лиза, непоседа!

Составьте несколько словосочетаний или предложений, чтобы можно было определить род этих слов.

6. Допишите пропущенные окончания, вставьте недостающие знаки препинания.

V . Подведение итогов.

Как определить род существительных?

Что такое ИС общего рода?

С какими частями речи согласуются ИС в роде?

- Образуйте, где возможно, парные по роду пары. (устно)

Слон – слониха, заяц - …, волк - …, лис - …, кроль - …, бык - …, курица - …,

утка - …, орёл - …, акула - …, баран - …, стул - … .

V І . Рефлексия.

V І I . Домашнее задание.

§ 92, упражнения 504 и 506(на выбор)

Приложение 1

1) И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывёт в сребристых облаках.

2) Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.

    Согласуйте прилагательные с существительными.

(Черный) кофе, (застарелый) мозоль, (известный) фамилия, (вкусный) повидло, (новый) туфля, (розовый) тюль, (прозрачный) вуаль, (сладкий) какао, (детский) шампунь.

    Определите род данных имен существительных.

Забияка, рёва, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа, задира.

    Допишите пропущенные окончания, вставьте недостающие знаки препинания.

Ваня больш.. умница. Моя подруга Катя всем известн.. тихоня. Мой брат Виктор настоящ.. забияка. Эт.. маленьк.. непоседа не мог усидеть спокойно ни минуты.

    Образуйте, где возможно, парные по роду пары.

Слон – слониха, заяц - …, волк - …, лис - …, кроль - …, бык - …, курица - …, утка - …, орёл - …, акула - …, баран - …, стул - … .