Курсовой проект костюм народа ханты, как художественный источник. Национальный костюм хантов и манси Национальный костюм хантов рисунки детей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры. Происхождение, образ жизни хантов, их основные занятия. Мансийская письменность и язык. Зимние и летние поселения юганских хантов. Вера обских угров, их антропологическая характеристика.

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Социально-экономическое развитие малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского округа. Образование этнических групп хантов. Традиционные занятия манси: охота, рыболовство, оленеводство. Архаичные черты хозяйства лесных ненцев.

    презентация , добавлен 24.04.2012

    История изучения обско-угорского фольклора. Мировоззренческий аспект культурно-хозяйственной жизни народов ханты и манси. Жизненный цикл человека в сказаниях хантов и манси. Функции устного народного творчества в духовной и материальной культуре народа.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2012

    Ханты-Мансийский автономный округ: поселок Самарово. Советский Север как база геологоразведчиков. Возрождение Ханты-Мансийка как центра автономного округа, главные проблемы и перспективы демографического развития. История возникновения города Пыть-Яха.

    реферат , добавлен 02.06.2012

    Этнические особенности коренных народов. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа, ханты и манси - два родственных народа. Пирода и традиции народов Западной Сибири. Самобытность традиционной культуры и традиционного воспитания.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Воля собрания как важная часть национальной самобытности хантов. Социальная структура хантов и манси, описанная в героических сказаниях. Патриархальный уклад семейной жизни хантов. Создание и роль ассоциаций "Спасение Югры" и "Ямал - потомкам".

    доклад , добавлен 27.01.2011

    Типы и составные элементы традиционной национальной даргинской одежды XIX-XX вв. Элементы самобытности костюма, обуви, головных уборов и украшений; пережитки домонотеистических представлений. Технология изготовления одежды, характеристика материалов.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2015

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ХАНТОВ И МАНСИ

Одежду ханты и манси шили из шкур, меха, рыбьей кожи, сукна, крапивного и льняного холста. При изготовлении детской одежды использовали и наиболее архаичный материал - птичьи шкурки.

Мужчины зимой надевали распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а летом короткий халат из грубого сукна; ворот, рукава и правую полу оторачивали мехом. Зимняя обувь была меховой, и носили её с меховыми чулками. Летнюю изготовляли из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), а подошву из лосиной кожи.

Мужские рубахи шили из крапивного холста, а штаны из ровдуги, рыбьей кожи, холста, хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи обязательно надевали тканый пояс, к которому подвешивали расшитые бисером мешочки (в них держали нож в деревянных ножнах и огниво).

Женшины зимой надевали шубу из шкуры оленя; подкладка тоже была меховой. Там, где было мало оленей, подкладку делали из заячьих и беличьих шкурок, а иногда из утиного или лебединого пуха. Летом носили суконный или хлопчатобумажный халат, украшенный нашивками из бисера, цветной материи и оловянных бляшек. Эти бляшки женшины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Пояса были уже мужских и более нарядные.

Женшины и зимой и летом покрывали голову платками с широкой каймой и бахромой. В присутствии мужчин, особенно старших родственников мужа, по традиции полагалось концом платка закрывать лицо. Бытовали у хантов и головные повязки, расшитые бисером.

Волосы прежде было не принято стричь. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, собирали их в два хвоста и завязывали цветным шнуром. Женшины заплетали две косы, украшали их цветным шнурком и медными подвесками. Внизу косы, чтобы не мешали при работе, соединяли толстой медной цепочкой. К цепочке подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женшины у хантов, по обычаю, носили много медных и серебряных колеи. Были также широко распространены украшения из бисера, который завозили русские купцы.

Манси – народ в Российской Федерации с древних времен населяющий бассейн реки Обь. Согласно данным Переписи населения 2002 года, на территории России проживает около двенадцати тысяч представителей данной народности. Большинство манси говорят на русском языке, но до сих пор остались целые селения, которые не забыли своего родного, мансийского языка.

Как обособленный народ манси сформировались еще в середине первого тысячелетия нашей эры. Народность сложилась из нескольких племен, поселившихся на территории бассейнов рек Камы, Урала, Оби и так далее. Некоторые из этих племен пришли из Северного и из западной Сибири. Примерно в первой половине второго тысячелетия у манси были частые конфликты с русскими племенами и народом коми.

В русских летописных источниках первые упоминания о манси датируются второй половиной одиннадцатого века. В этот время русские называли их «югры», реже «вогуличи» или «вогулы». Тесный контакт между манси и русскими начался после завоевания Сибири. В это период развитие манси было на весьма низком уровне. Они жили родо-племенным строем, основным занятием была охота на лесного зверя, ловля рыбы. Редкие племена разводили оленей и обрабатывали землю.

Вплоть до конца восемнадцатого века манси не знали транспорта, кроме оленьих или собачьих упряжек, лошадей и лыж. Только с приходом за Урал советской власти, началось активное развитие северных народностей. Многие манси занялись выращиванием скота (лошади, овцы, коровы), и оленеводством.

Традиционное жилище манси

Традиционным жилищем манси является деревянная изба, где семья проводила всю зиму. В летнее, осеннее и весеннее время манси уходили из своих постоянных домов в места промысла. Временные хижины собирались из жердей, накрытых берестой. Оленеводы в степи сооружали чумы из жердей и оленьих шкур. У манси, живущих на юге и западе Зауралья постоянные (зимние) избы весьма походили на русские срубы. В северных районах зимние избы часто имели земляную или берестяную крышу. Поселения манси состояли из близких и дальних родственников.

Как правило, постоянные избы отапливали с помощью некоего подобия камина, собранного из жердей и обмазанного глиной. Это очаг использовали так же для приготовления пищи. Хлеб манси пекли в особых печах, которые специально строили недалеко от дома. Излюбленной пищей манси было вяленое оленье мясо, рыба, запеченная на костре. Иногда рыбу и мясо жарили или сушили. Осенью употребляли в пищу лесные дары, за исключением грибов, которые считались непригодными в пищу.

Народный костюм манси

Мужчины манси одевались в рубашку, широкие и теплые штаны. Верхняя одежда шилась из сукна и обязательно имела капюшон и широкие рукава. Оленеводы носили «лузан» — накидка из оленьих шкур с отверстием для головы и рук и несшитыми боками.

Женщины одевались в платье или халат, богато украшенный вышивкой. Обязательным атрибутом являлся платок на голове. Женщины уделяли особое внимание украшениям: кольца из драгоценных металлов, бисерная вышивка на одежде, ожерелья, серьги и тому подобное.

В восемнадцатом веке русские обратили манси в православную веру. До этого момента северный народ имел развитую мифологию, верил в духов-предков и духов-покровителей. В каждом сселении был свой шаман. В настоящее время подавляющее большинство манси – православные христиане, но все же далекие отголоски прежней веры сохранились.
Манси верили, что весь окружающий мир делится на три царства: небо, землю и подземное царство, а каждым из них управляло отдельное божество. Например, небом управлял бог Торум (переводится как «небо», «погода» или «высшее существо»), который создал землю и управляет ею. Хуль-отыр – это бог подземного царства, который наносит вред людям, создает опасных существ и забирает людей к себе во владения. Ма-анква – богиня земли, спасающая человека от болезней, дающая потомство…

Помимо трех основных божеств, манси верили в существование подобных человеку божков, обитающих среди людей. Например, божества Менкевы – это божественные существа, созданные Торумом. Согласно легенде, небесный бог создал их из дерева, но Менкевы укрылись от создателя в лесу и живут там, охотясь на хищных зверей. Манси верили, что Менкевы приносят удачу на охоте. У лесных божеств есть семьи и дети.

Некоторые лесные обитатели так же наделялись божественными качествами. Например, и до наших дней сохранился культ медведя. Волка манси боялись и считали созданием подземного бога. Собаки, согласно верованиям, была неким посредником между живыми и мертвыми.

Медвежий праздник – один из немногих сохранившихся в наши дни пережитков старой веры народа. Медведь у народа манси всегда был особо почитаемым божественным существом, но он так же был и основным объектом охоты, дающим одежду и пропитание.

Медвежий праздник или медвежьи игрища – это своеобразный ритуал, направленный на то, чтобы успокоить душу убитого животного и душу человека, убившего его. Манси устраивали медвежьи праздники один раз в семь лет, кроме того, каждый раз, как охотники возвращались домой с убитым животным, проводился ритуал.

Сам ритуал начинается еще в лесу, на месте смерти животного. Охотники должны были очистить шкуру медведя, обтирая ее водой, снегом, травой или просто землей. Затем тушу клали на особые носилки, так, чтобы голова лежала между передних лап. В таком виде добычу несли в поселение. Приближаясь к сородичам, охотники оповещали их криком. Если была убита самка медведя, то охотники кричали четыре раза, а если самец, то пять раз. Жители деревни выходили на встречу охотникам и окуривали их дымом, окропляли водой или снегом.

В зависимости от пола животного праздник длился пять дней (если убит самец) или четыре дня (если убита самка). Сначала голову медведя помещали в «святой угол» дома, а рядом выкладывали охотничье оружие. Затем у головы спрашивали разрешение, прежде чем начать праздник. После получения согласия манси выбирали животное, которое будет принесено в жертву медведю. Только охотник, убивший животное мог назначить день, когда начнется праздник. В доме устраивали пышное застолье, перед головой медведя ставили угощения.


Традиционная культура народов севера складывалась на протяжении веков и была максимально приспособлена к суровым природным условиям. Охота, рыбалка и оленеводство всегда были основой жизни северных народов ханты. Необходимо отметить, что олень для них – это смысл жизни. Чем больше у тебя оленей, тем лучше будет жить твоя семья. Ведь олень дает всё. Это и пища, и жилище, и одежда, и круглогодичное средство передвижения. Кстати, редчайшая особенность этого животного - у северного оленя даже нос покрыт мехом.

Женская зимняя одежда хантов - оленья двойная меховая шуба (сах). Она завязывается спереди, у нее подкладка всегда из меха, а верх из оленьей шкуры ворсом наружу, расшитый различными национальными узорами.

Женской летней одеждой является суконный и хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный бляшками, иногда колокольчиками, расшитый различными узорами. Дополняет наряд большой платок с кистями.

Традиционная мужская одежда - малица (мольщах)- шьется мехом внутрь. Она надежно защищает человека от мороза, снега и ветра. Капюшон и рукавицы пришивают к малице. Мех на капюшоне защищает лицо от холода.

Летняя мужская одежда по покрою не отличается от зимней. В качестве летней одежды служат старые малицы или суконные гуси.

Зимняя обувь хантов – кисы (вай), с меховым чулком из шкуры оленя. Шкуру для кисов берут с оленьих ног. Расшивают различными узорами.

Летняя обувь – (нюки вай)- шьется из кожи (замши из шкуры оленя).

Особое место в традиционной жизни народа ханты занимает детская одежда. Маленьких детей родители одевают особенно красочно. К изготовлению детских вещей относятся с большой любовью. Одежда уже с самого раннего возраста имеет определенный смысл – она призвана защищать ребенка не только от холода и непогоды, но и от злых духов.

Пошив одежды лежал целиком на женщине. Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. При изготовлении одежды мастерицы использовали белый, красный, зеленый, желтый, синий цвета. Каждый цвет имеет свое обозначение: белый - цвет снега, красный - цвет жизни, жёлтый - знак огня, зелёный - тайга, синий - цвет рек, воды, неба. По мнению ханты, мысли женщины, шьющей одежду, будут вшиты в швы и узоры,

поэтому женщина во время работы должна думать только о хорошем. Ханты считают, что одежда готова и ее можно надевать, когда она украшена орнаментом.


У народа ханты были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т. п. Основные цвета бисера были: белый, синий, красный, голубой, зеленый, желтый и подбирают по принципу контрастности .

Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов.





женская одежда: ягушка (сах), кисы (вай), бурки.





Женщины заплетали волосы в две косы, вместе с ложными косами обвивали их цветным шнурком в виде жгутов и украшали медными подвесками, пуговицами.

Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения.

Женщины ханты

носили большое

количество медных и серебряных колец.



Много раз, когда я вижу какую-то статью о хантов или ненцев, вижу приставленную фотографию, где изобрежен(-ы) человек(-и), которые явно хантами или мансами не являются.

Ладно, если там поставлено фото с человеком(-ами) ненецкой или селькупской национальности, это еще понятно, потому что ненцев не всегда удается отличить от обских угров с первого взгляда тем людям, которые не близко знакоми с их культурами. У ненцев и селькупов культура во многом очень похожа на обско-угорскую, и это еще в каком-то смысле простительно, если они путаются между собой. Соседи все же.

Например, в этой фотографии по-моему есть скорее ненцы, а не ханты, судя по одежде:

Эта фотография была помещена в статье, которая кратко описывает хантыйский народ:

Но бывают случаи хуже, когда обские угры путаются с народами из Южной или Восточной Сибири, культуры которых явно отличаются от культур Западной Сибири.

Например, в этой фотографии отображена девочка из Восточной и/или Южной Сибири. Халат по дальневосточной моде, растительный орнамент итд., очень не характерен для Северо-запада Сибири.

Эта фотография помещена к статье, которая посвящана новостьям по обско-угорским народам:

Очевидно, что есть люди, которые думают, что все народы из Сибири "одинаковые", или они "мало" отличаются между собой. Кладут всех в один мешок. Я с таким мнением не раз сталкивалась в англо-язычных сайтах. Но меня огорчает, что русско-язычные сайты этим грешат тоже. Вроде бы в России должно быть доступно больше информации об народовой, культурной, языковой итд. разнообразии в Сибири?

Дальше здесь я буду писать об культурных отличий у хантов и ненцев. Они два народа, которые долгое время жили в соседстве, многое переняли друг от друга, во многом их культуры похожи. Но! Есть не малые различия между этими народами тоже. Вы увидите, что отличить ненцев от хантов не всегда трудная задача. Я научу пару отличий в их одежде.

Если уже ненцы отличаются во многом уже в одежде от хантов и манси, то что уж говорить об других народов из Сибири, проживающих еще дальше?

Ненцы и ханты - отличия в одежде.

Обские угры, в отличии от ненцев, намного больше традиционно используют легкую текстилию для своих одежд.

Вот так выглядет хантыйская летняя одежда:


А ненецская летняя одежда выглядет так (кстати, в качестве летней одежды часто носится старая, поношенная зимняя одежда):

Вы видете разницу, при этом довольно большую? Ханты летнюю одежду основывают на более легкие материалы, как хлопчатнобумажные текстилии итд., когда ненцы используют более тяжелые материалы, такие как сукна, шкуры итд. Ханты одевают туникообразные рубахи-платья, а ненцы скорее всего нет.

Правду говоря, у одной ненецкой группы, лесных ненцев, есть платья по хантыйской выкройке и стиле, но они настолько похожи на платья восточных хантов, что лесные ненцы скорее всего заимствовали от них. И лесных ненцев численно мало, в отличии от тундровых ненцев. Поэтому найти фотографий лесных ненцев в их национальной одежде в интернете задача не самая легкая.

Что интересно, больше чем 100 лет назад у южных хантов существовала вышитая нитками летняя одежда, во многом очень схожая на одежду многих европейских финно-угров. Эта одежда была в основном изготовлена из крапивы, или импортного конопли или лена. В многих советских источниках я часто читаю мнение, что эта одежда у хантов появилась из-за русской или татарской влиянии. Вы этому верите? Цитата:

"...Ханты и манси переняли от татар и русских технику прядения и ткачества. Их домотканые холсты, сделанные из волокна крапивы, очень близки по своим качествам к обычным крестьянским холстам яз конопли. Из крапивных холстов женщины шили различные одежды: рубахи, шаровары, навершницы. Одновременно с крапивной пряжей, изготовлялась и пряжа из шерсти овец, издавна разводившихся в Березовском и Шурышкарском районах. Шерстяную пряжу окрашивали местными красителями в алый, синий, черный, светло-коричневый. Окрашенными шерстяными нитками мастерицы расшивали по крапивному холсту чудесные узоры, основой которых были фигуры "птичьего "рыла", "змеи", "тетери" и др. Черно-красные с коричневым вышивки большими плоскостями имели распространение среди манси, хантов и коми-зырян..."

Я не совсем верю, что обские угры переняли одежду такого типа только от русских и татар...

Вот старинная одежда южных хантов:


Скорее правда есть где-то в этой фразе:

"В среде сибирских народов вышивка обских угров по своей технологии не имеет аналогов. Поиск способов вышивки, сходных с обскоугорскими, уводит в Поволжье и Приуралье. Здесь фиксируются наиболее близкие приемы вышивки по технике и способу расположения ее на одежде. Этот ареал позволяет говорить о единых источниках вышивки обских угров и народов Поволжья и Приуралья. Кроме того, выявляются параллели более широкого плана, включающие вышивку карел, русских, украинцев и болгар. "

Я хочу затронуть тему халат, или распашной одежды. Я затрагивала фотографией тему халат из сукна немного:

Похожие суконные халаты встречаются и у обских угров, но больше в качестве весенной-осенной одежды, они обычно орнаментированны по-другому чем у ненцев (орнаменты часто более мелкие, они вышиты бисером, пуговицами итд.):


Есть у хантов (и манси) халаты также из более тонких текстилий (хлопчатобумажная ткань итд.), они летние халаты. Их одевают поверх рубах. Таких халатов у ненцев нет:


В старине у хантов халаты выглядели еще так:

Вы уже заметили еще одну разницу, бросающейся в глаза между ненцами и хантами? Стиль орнаментов. У ненцев они проще, аскетичнее. А у хантов мельче, сложнее, более пышные. У ненцев орнамент на одежду обычно нанесывается тканной аппликацией, а у хантов - вышивается бисером. Правда, ханты также используют тканную аппликацию, но она часто идет вместе с бисерной вышивкой. У ненцев тоже иногда встречается вышивка бисером, но это скорее исключение из правила, при этом это заимствованно от хантов. У хантов еще часто есть вышивка пуговицами. Еще различия видны в цветовой гамме. Она у ненцев обычно очень яркая, контрастная, а у хантов контраст между цветами меньше выражен, и ханты не стесняются использовать "ненатуральные" цвета как фиолетовый, розовый итд.

Зимних шуб из оленей шкуры сложнее всего отличать между ненцами и хантами, и поэтому многие их, неудивительно, путают между собой, но иногда отличия видны довольно легко.

Например, если видите шубы с очень роскошной вышивкой из бисера, то не сомневайтесь - это ханты:

Но есть случаи, когда можно запутатся. Особенно это касается лесных ненцев, потому что они ходят в очень хантыйско-подобной одежде.

Например, в этой фотографии, наверное, лесные ненцы. Я в начале даже почти отказывалась верить, что они - ненцы. Есть там шубы очень хантыйского стиля (вышивка пуговицами итд.), но в источнике есть комментарий, который говорит, что эти люди - лесные ненцы. Но возможно, там ханты есть в перемешку в ненцами? Шубы с тканной поверхностью и вышивками из пуговиц выглядят как хантыйские, а шуба на крайне правом стороне выглядит как ненецская. Еще два шубы выглядят подозревательно хантыйские. Я, к сожалению, в этом уже не разбираюсь.