Что должен знать каждый солдат в бою. Ход занятия


Методические указания по организации и проведению занятий по тактической подготовке

1. Общие требования

В тактической подготовке на этапе слаживания подразделений основной формой обучения являются тактико-строевые занятия.

Тактико-строевые занятия являются первой и необходимой ступенью боевого слаживания подразделений. Их сущность состоит в том, что с подразделениями отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий в различных видах боя сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом в пределах установленного нормативами времени. Недостаточно освоенные элементы приема и прием в целом должны повторяться до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно, согласованно и в установленное нормативом время.

Тактическая обстановка для проведения тактико-строевого занятия может создаваться для отработки каждого учебного вопроса (норматива) отдельно и не связываться единым замыслом. Она должна быть не сложной, но обеспечивать качественное обучение подчиненных.

В ходе этих занятий офицеры и сержанты совершенствуют свои навыки в управлении подчиненными подразделениями путем отдачи коротких распоряжений, команд и сигналов, а также определяют без дополнительных контрольных занятий уровень и качество подготовки подразделений.

Тактико-строевые занятия могут проводиться «пеший по-машинному» или на вооружении и технике. Недостатки, выявленные при подготовке отделений (экипажей), устраняются на начальном этапе подготовки взводов, а выявленные при подготовке взводов - на начальном этапе подготовки рот и батальонов соответственно.

Организуют и проводят тактико-строевые занятия с подразделениями непосредственные командиры.

Проводить тактико-строевые занятия можно на учебном тактическом поле или на необорудованной местности. Наиболее эффективны и поучительны те занятия, которые проводятся на учебном тактическом поле, где наряду с мишенями, инженерными сооружениями, заграждениями и участками разрушений могут применяться и звуковые эффекты боя. При проведении занятий на необорудованной местности для обозначения противника используются мишени из ротного тактического комплекта или группа военнослужащих (2-4 чел.) с мишенями и средствами имитации, которые после отработки каждого учебного вопроса или его элемента по распоряжению руководителя занятия перемещаются в новый район для создания тактической обстановки для следующего учебного вопроса. Кроме того, тактико-строевые занятия могут проводиться и с применением лазерных имитаторов стрельбы и поражения (ЛИСП).

Продолжительность тактико-строевых занятий устанавливается руководителем исходя из поставленных целей, и может составлять 2-4 часа. Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий на поле боя (входе отработки тактических нормативов). Могут применяться также объяснение и показ.

2. Подготовка к тактико-строевым занятиям

Подготовка занятий . Поучительность и эффективность занятий в значительной степени зависит от качества их подготовки. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых командиром подразделения накануне занятий и включает:

Личную подготовку руководителя к занятию;

Определение (уточнение) исходных данных;

Выбор района (участка местности) для проведения занятия;

Разработку плана проведения занятия;

Подготовку обучаемых, района проведения занятия и средств материально-технического обеспечения к занятию.

В каждом конкретном случае объем и содержание проводимых мероприятий будет определяться опытом руководителя и его методическим мастерством.

Подготовка руководителя к проведению занятий осуществляется на показных, инструкторско-методических занятиях, сборах и инструктажах. Основным методом подготовки является самостоятельная работа. Начинать самостоятельную работу необходимо с изучения руководящих документов. Ознакомление с этими документами поможет руководителю занятия определить главы и статьи боевого устава, наставлений и руководств, которые необходимо дополнительно изучить или повторить.

Готовясь к занятию, командир подразделения оценивает уровень подготовки личного состава и подразделения в целом и с учетом этого определяет учебные цели.

Исходными данными для тактико-строевого занятия являются:

Учебные цели;

Место проведения и состав обучаемых;

Время (днем, ночью) и продолжительность;

Количество вооружения, военной техники и имитационных средств.

Все эти данные руководитель занятия берет из Плана и Программы боевой подготовки, расписания занятий и указаний непосредственного командира. Кроме того, эти данные могут уточняться во время проведения показных, инструкторско-методических занятий, инструктажей и при подведении командиром подразделения итогов боевой подготовки за прошедшую неделю и постановке задач на следующую.

Работу над исходными данными целесообразно начать с уяснения темы занятия. Это связано с тем, что каждая тема тактической подготовки, как правило, включает несколько тактико-строевых занятий. Поэтому уяснение общей темы необходимо руководителю для того, чтобы понять, на фоне какой тактической обстановки будет проходить занятие.

В Программе боевой подготовки, а следовательно, и в расписании занятий раскрывается содержание каждого тактико-строевого занятия в виде учебных вопросов. Это облегчает работу руководителя занятия. В зависимости от уровня подготовки обучаемых и выделяемых средств материально-технического обеспечения он может уточнить продолжительность отработки учебных вопросов и на этой основе правильно определить, как и где начать занятие, где и чем его закончить, а также исходя из темы занятия правильно определить и учебные цели.

Уяснив тему и содержание занятия, руководитель определяет его цели. При этом необходимо тщательно проанализировать уровень подготовки личного состава и подразделения в целом. Это позволит командиру правильно определить учебные цели занятия, окажет непосредственное влияние на содержание плана и на распределение времени на тот или иной учебной вопрос. Кроме того, важное значение будет иметь и правильная формулировка учебных целей, которая должна отвечать на вопрос, для чего проводится данное занятие и каких результатов нужно достичь в ходе его проведения. Причем цели занятия должны быть конкретными и направленными на повышение качества подготовки подразделения по данной теме.

Достижению поставленных целей занятия способствует правильное определение его продолжительности и произведенный расчет времени на отработку учебных вопросов. Каждая минута учебного времени должна быть строго рассчитана и использована для обучения личного состава.

При решении этой задачи необходимо исходить из степени важности каждого учебного вопроса и уровня методического мастерства руководителя. Кроме того, надо учитывать то обстоятельство, что для отработки наиболее важных и сложных вопросов необходимо выделять большую часть учебного времени.

Общая продолжительность занятия должна обеспечивать не только отработку всех учебных вопросов, но и включать передвижение подразделения к месту занятия и возвращение в расположение.

При передвижении к месту занятий и обратно на фоне тактической обстановки могут отрабатываться отдельные вопросы по топографии (например, движение по азимуту), повторяться отработанные ранее тактические приемы, нормативы, проводиться попутные физические тренировки и т.д. При этом всегда нужно помнить, что отведенное на занятия время рассчитано главным образом для обучения выполнению новых приемов и способов действий.

Важное значение для поучительной отработки учебных вопросов имеет умелый выбор района проведения занятия , учет его размеров и характера местности. Он, как правило, выбирается на учебном тактическом поле или вблизи пункта постоянной дислокации, чтобы меньше тратить времени на движение в район занятий и обратно. Причем необходимо руководствоваться следующим положением: тактические занятия должны проводиться на тактическом учебном поле, а тактико-строевые – кроме того и на любом другом участке местности. Размеры и характер необорудованной местности должны обеспечивать качественную отработку намеченных учебных вопросов и наибольшую поучительность занятия. Так, например, для отработки вопросов наступательного боя район занятия должен обеспечивать возможность скрытного выдвижения подразделения на рубеж перехода в атаку, развертывание его в предбоевой и боевой порядок, стремительность атаки, овладение объектом атаки (выполнение боевой задачи), осуществление маневра в глубине обороны противника и т.д.

На стороне «противника» местность должна быть оборудована в инженерном отношении с учетом тактики его действий, иметь необходимое количество мишеней и макетов вооружения и военной техники.

При проведении занятий по оборонительной тематике местность должна способствовать правильному выбору позиций и опорных пунктов, скрытному расположению подразделений и проведению маскировочных мероприятий, защите от современных средств поражения, организации системы огня и хорошему наблюдению за действиями своих подразделений и противником.

Для отработки вопросов разведки, действий на марше и в походном охранении местность выбирается с таким расчетом, чтобы на маршруте движения и в стороне от него имелись местные предметы и различные препятствия, вызывающие необходимость их осмотра и преодоления (лес, открытые участки, овраги, высоты, рощи, населенные пункты, разрушенные и заболоченные участки дорог, водные преграды, мосты и т.д.).

В бою в зависимости от характера местности, условий обстановки и воздействия огня противника солдат при действиях в пешем порядке может передвигаться ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками и переползанием.

Способы передвижения солдата в бою

В бою в зависимости от характера местности, условий обстановки и воздействия огня противника солдат при действиях в пешем порядке может передвигаться ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками и переползанием.

Участки местности, скрытые от наблюдения и огня противника, преодолеваются ускоренным шагом или бегом. Темп ускоренной ходьбы в среднем-130-140 шагов в минуту, длина шага - 80-90 см.

Удлинение шага достигается за счет более быстрого и полного разгибания сзади стоящей ноги и большего выноса другой ноги бедром вперед. Длительное передвижение ускоренным шагом утомительно, поэтому при скоростном передвижении целесообразно применять чередование ходьбы и бега. Этим же способом солдат передвигается в ходе атаки. При этом оружие держится в положении для немедленного открытия огня.

Для скрытного передвижения по местности с невысокими укрытиями (низкий кустарник, высокая трава, канава и т. п.) применяется ходьба пригнувшись. При этом способе передвижения необходимо согнуть ноги в коленях, подать корпус вперед, смотреть перед собой и двигаться широким шагом. Все движения выполняются свободно, без напряжения.

В зависимости от характера местности передвижение по ней имеет свои особенности. Движение вверх по склону производится укороченным шагом с наклоном корпуса вперед. При большой крутизне подъем следует совершать зигзагами, т, е. двигаться попеременно то правым, то левым боком к скату на слегка согнутых ногах, опираясь ребрами подошв и каблуков о выступы горы. На крутые подъемы можно также взбираться прямо, придерживаясь руками за ветки, кусты, пучки густой травы и т. п., ставя ноги на всю ступню «елочкой» (с разведенными в сторону носками).

Передвижение вниз по склоку производится свободным шагом с постановкой ноги на пятку, отклоняя корпус назад. Спуск по крутым склонам можно совершать боком, приставными шагами, по возможности придерживаясь рукой за неровности склона.

Передвижение по вязкому или скользкому грунту производится короткими шагами; ноги следует переставлять быстро, чтобы они не успели глубоко увязнуть в почве или соскользнуть с опоры. Ставить ногу надо на всю ступню и стараться для опоры выбирать более твердые участки (кочки, борозды, выступы, корни и т. п.).

Бег может применяться для преодоления отдельных участков местности (медленный, скоростной и в среднем темпе).

Медленный бег применяется на длинные дистанции. Корпус при беге наклоняется вперед несколько больше, чем при ходьбе. Темп бега-150-165 шагов в минуту при длине шага 70-90 см.

Бег в среднем темпе производится свободным маховым шагом. Корпус при этом держится с небольшим наклоном вперед. Быстрое продвижение вперед обеспечивается за счет энергичного заднего толчка, после которого нога, согнутая в колене, выносится бедром вперед- вверх и ставится на всю ступню. Голень не должна выноситься сильно вперед, а ступня - ставиться на землю далеко от проекции центра тяжести, так как при такой постановке ноги на землю возрастает тормозное воздействие переднего толчка, направленное в противоположную сторону. Темп бега - 165-180 шагов в минуту, длина шага - 85 - 90 см.

Скоростной бег применяется при перебежках, при выбегании из укрытий к боевым и транспортным машинам, при разбеге перед преодолением препятствий.

Корпус наклоняется вперед больше, чем при беге в среднем темпе, а отталкивание ногой и движение руками производятся энергичнее. Увеличение длины шага обеспечивается за счет заднего толчка ногой и быстрого выноса ее бедром вперед. Нога после отталкивания выносится вперед вверх согнутой в колене и мягко ставится на переднюю часть стопы с последующей опорой на всю ступню. Темп бега - 180-200 шагов в минуту, длина шага - 120-150 см.

Перебежки применяются для быстрого сближения с противником па открытой местности.

Для перебежки из положения лежа необходимо вначале поставить оружие на предохранитель, по предварительной команде наметить путь движения и укрытое место остановки, затем по исполнительной команде быстро вскочить, как при выполнении команды «Встать», и стремительно перебежать в намеченное место. На месте остановки с разбегу лечь на землю, отползти несколько в сторону, а достигнув указанного в команде места, кроме того, изготовиться для ведения огня.

Длина перебежки между остановками зависит от местности и огня противника и в среднем должна быть 20-40 шагов. Чем больше открыта местность и сильнее огонь, тем быстрее и короче должна быть перебежка.

Переползание применяется для незаметного приближения к противнику и скрытного преодоления участков местности, имеющих незначительные укрытия, неровности рельефа и находящихся под наблюдением или обстрелом противника.

В зависимости от обстановки, рельефа местности и огня переползание производится по-пластунски, на получетвереньках и на боку. Как и перед перебежкой необходимо сначала наметить путь передвижения и укрытие места для остановок.

При движении бегом, ускоренным шагом и при перебежках оружие удерживается одной или двумя руками, как удобнее.

Для переползания по-пластунски надо лечь плотно на землю, правой рукой взять оружие за ремень у верхней антабки и положить его на предплечье правой руки. Подтянуть правую (левую) ногу и одновременно вытянуть левую (правую) руку возможно дальше, отталкиваясь согнутой ногой, передвинуться вперед, подтянуть другую ногу, вытянуть другую руку и продолжать движение в том же порядке. При переползании голову высоко не поднимать.

Для переползания на получетвереньках встать на колени и опереться на предплечье или на кисти рук. Подтянуть согнутую правую (левую) ногу под грудь, одновременно левую (правую) руку вытянуть вперед. Передвинуть тело вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги, одновременно подтягивая под себя другую согнутую ногу, и, вытягивая другую руку, продолжать движение в том же порядке. Оружие держать: при опоре на предплечья - так же, как и при переползании по-пластунски; при опоре на кисти рук - в правой руке.

Для переползания на боку лечь на левый бок, подтянув вперед левую ногу, согнутую в колене, опереться на предплечье левой руки, правой ногой упереться каблуком в землю возможно ближе к себе; разгибая правую ногу, передвинуть тело вперед, не изменяя положения продолжать движение в том же порядке. Оружие держать правой рукой, положив его на бедро левой ноги.

Учебное пособие / Министерство Обороны СССР

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Опорный конспект

Тема

Действия солдата в бою

Вопросы:

    Общевойсковой бой, виды боя

    Общие обязанности военнослужащего в бою

    Нормы Международного гуманитарного права

Методические указания по организации и проведению занятий по тактической подготовке

1. Общие требования

В тактической подготовке на этапе слаживания подразделений основной формой обучения являются тактико-строевые занятия.

Тактико-строевые занятия являются первой и необходимой ступенью боевого слаживания подразделений. Их сущность состоит в том, что с подразделениями отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий в различных видах боя сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом в пределах установленного нормативами времени. Недостаточно освоенные элементы приема и прием в целом должны повторяться до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно, согласованно и в установленное нормативом время.

Тактическая обстановка для проведения тактико-строевого занятия может создаваться для отработки каждого учебного вопроса (норматива) отдельно и не связываться единым замыслом. Она должна быть не сложной, но обеспечивать качественное обучение подчиненных.

В ходе этих занятий офицеры и сержанты совершенствуют свои навыки в управлении подчиненными подразделениями путем отдачи коротких распоряжений, команд и сигналов, а также определяют без дополнительных контрольных занятий уровень и качество подготовки подразделений.

Тактико-строевые занятия могут проводиться «пеший по-машинному» или на вооружении и технике. Недостатки, выявленные при подготовке отделений (экипажей), устраняются на начальном этапе подготовки взводов, а выявленные при подготовке взводов - на начальном этапе подготовки рот и батальонов соответственно.

Организуют и проводят тактико-строевые занятия с подразделениями непосредственные командиры.

Проводить тактико-строевые занятия можно на учебном тактическом поле или на необорудованной местности. Наиболее эффективны и поучительны те занятия, которые проводятся на учебном тактическом поле, где наряду с мишенями, инженерными сооружениями, заграждениями и участками разрушений могут применяться и звуковые эффекты боя. При проведении занятий на необорудованной местности для обозначения противника используются мишени из ротного тактического комплекта или группа военнослужащих (2-4 чел.) с мишенями и средствами имитации, которые после отработки каждого учебного вопроса или его элемента по распоряжению руководителя занятия перемещаются в новый район для создания тактической обстановки для следующего учебного вопроса. Кроме того, тактико-строевые занятия могут проводиться и с применением лазерных имитаторов стрельбы и поражения (ЛИСП).

Продолжительность тактико-строевых занятий устанавливается руководителем исходя из поставленных целей, и может составлять 2-4 часа. Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий на поле боя (входе отработки тактических нормативов). Могут применяться также объяснение и показ.

2. Подготовка к тактико-строевым занятиям

Подготовка занятий . Поучительность и эффективность занятий в значительной степени зависит от качества их подготовки. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых командиром подразделения накануне занятий и включает:

    личную подготовку руководителя к занятию;

    определение (уточнение) исходных данных;

    выбор района (участка местности) для проведения занятия;

    разработку плана проведения занятия;

    подготовку обучаемых, района проведения занятия и средств материально-технического обеспечения к занятию.

В каждом конкретном случае объем и содержание проводимых мероприятий будет определяться опытом руководителя и его методическим мастерством.

Подготовка руководителя к проведению занятий осуществляется на показных, инструкторско-методических занятиях, сборах и инструктажах. Основным методом подготовки является самостоятельная работа. Начинать самостоятельную работу необходимо с изучения руководящих документов. Ознакомление с этими документами поможет руководителю занятия определить главы и статьи боевого устава, наставлений и руководств, которые необходимо дополнительно изучить или повторить.

Готовясь к занятию, командир подразделения оценивает уровень подготовки личного состава и подразделения в целом и с учетом этого определяет учебные цели.

Исходными данными для тактико-строевого занятия являются:

    учебные цели;

    место проведения и состав обучаемых;

    время (днем, ночью) и продолжительность;

    количество вооружения, военной техники и имитационных средств.

Все эти данные руководитель занятия берет из Плана и Программы боевой подготовки, расписания занятий и указаний непосредственного командира. Кроме того, эти данные могут уточняться во время проведения показных, инструкторско-методических занятий, инструктажей и при подведении командиром подразделения итогов боевой подготовки за прошедшую неделю и постановке задач на следующую.

Работу над исходными данными целесообразно начать с уяснения темы занятия. Это связано с тем, что каждая тема тактической подготовки, как правило, включает несколько тактико-строевых занятий. Поэтому уяснение общей темы необходимо руководителю для того, чтобы понять, на фоне какой тактической обстановки будет проходить занятие.

В Программе боевой подготовки, а следовательно, и в расписании занятий раскрывается содержание каждого тактико-строевого занятия в виде учебных вопросов. Это облегчает работу руководителя занятия. В зависимости от уровня подготовки обучаемых и выделяемых средств материально-технического обеспечения он может уточнить продолжительность отработки учебных вопросов и на этой основе правильно определить, как и где начать занятие, где и чем его закончить, а также исходя из темы занятия правильно определить и учебные цели.

Уяснив тему и содержание занятия, руководитель определяет его цели. При этом необходимо тщательно проанализировать уровень подготовки личного состава и подразделения в целом. Это позволит командиру правильно определить учебные цели занятия, окажет непосредственное влияние на содержание плана и на распределение времени на тот или иной учебной вопрос. Кроме того, важное значение будет иметь и правильная формулировка учебных целей, которая должна отвечать на вопрос, для чего проводится данное занятие и каких результатов нужно достичь в ходе его проведения. Причем цели занятия должны быть конкретными и направленными на повышение качества подготовки подразделения по данной теме.

Достижению поставленных целей занятия способствует правильное определение его продолжительности и произведенный расчет времени на отработку учебных вопросов. Каждая минута учебного времени должна быть строго рассчитана и использована для обучения личного состава.

При решении этой задачи необходимо исходить из степени важности каждого учебного вопроса и уровня методического мастерства руководителя. Кроме того, надо учитывать то обстоятельство, что для отработки наиболее важных и сложных вопросов необходимо выделять большую часть учебного времени.

Общая продолжительность занятия должна обеспечивать не только отработку всех учебных вопросов, но и включать передвижение подразделения к месту занятия и возвращение в расположение.

При передвижении к месту занятий и обратно на фоне тактической обстановки могут отрабатываться отдельные вопросы по топографии (например, движение по азимуту), повторяться отработанные ранее тактические приемы, нормативы, проводиться попутные физические тренировки и т.д. При этом всегда нужно помнить, что отведенное на занятия время рассчитано главным образом для обучения выполнению новых приемов и способов действий.

Важное значение для поучительной отработки учебных вопросов имеет умелый выбор района проведения занятия , учет его размеров и характера местности. Он, как правило, выбирается на учебном тактическом поле или вблизи пункта постоянной дислокации, чтобы меньше тратить времени на движение в район занятий и обратно. Причем необходимо руководствоваться следующим положением: тактические занятия должны проводиться на тактическом учебном поле, а тактико-строевые – кроме того и на любом другом участке местности. Размеры и характер необорудованной местности должны обеспечивать качественную отработку намеченных учебных вопросов и наибольшую поучительность занятия. Так, например, для отработки вопросов наступательного боя район занятия должен обеспечивать возможность скрытного выдвижения подразделения на рубеж перехода в атаку, развертывание его в предбоевой и боевой порядок, стремительность атаки, овладение объектом атаки (выполнение боевой задачи), осуществление маневра в глубине обороны противника и т.д.

На стороне «противника» местность должна быть оборудована в инженерном отношении с учетом тактики его действий, иметь необходимое количество мишеней и макетов вооружения и военной техники.

При проведении занятий по оборонительной тематике местность должна способствовать правильному выбору позиций и опорных пунктов, скрытному расположению подразделений и проведению маскировочных мероприятий, защите от современных средств поражения, организации системы огня и хорошему наблюдению за действиями своих подразделений и противником.

Для отработки вопросов разведки, действий на марше и в походном охранении местность выбирается с таким расчетом, чтобы на маршруте движения и в стороне от него имелись местные предметы и различные препятствия, вызывающие необходимость их осмотра и преодоления (лес, открытые участки, овраги, высоты, рощи, населенные пункты, разрушенные и заболоченные участки дорог, водные преграды, мосты и т.д.).

Район занятия должен включать: место, откуда предполагается начать занятие, полосу местности, на которой будет проходить действия сторон при отработке вопросов темы, место (район) окончания занятия.

Рекогносцировка района занятия независимо от того, где оно проводится (на учебном тактическом поле или на незнакомом участке местности), должна проводиться в обязательном порядке. Не следует ею пренебрегать, полагаясь на знание местности, даже если занятие будет проходить на учебном тактическом поле (некоторые его объекты могут оказаться в неисправном состоянии).Одна и та же местность по разному может быть оценена при отработке на ней вопросов марша и встречного боя, обороны, разведки и наступления.

Проводя рекогносцировку района занятия, руководитель должен уточнить:

    место, откуда необходимо начать занятие;

    какую тактическую обстановку создать и какие вопросы отработать при выдвижении в район занятия, на каком участке, какой вопрос целесообразно отработать и какую тактическую обстановку создать;

    порядок использования оборудования учебного тактического поля, какие работы нужно провести по подготовке местности (учебного тактического поля) и что для этого потребуется;

    порядок обозначения действий противника;

    требования безопасности при проведении занятия.

На основе уяснения (уточнения) исходных данных и проведенной рекогносцировки руководитель приступает к разработке плана проведения тактико-строевого занятия .

План является рабочим документом и может быть составлен в рабочей тетради или на отдельных листах. В плане должны найти отражение следующие вопросы:

    учебные цели;

  • место проведения занятия;

    материальное обеспечение;

    руководства и пособия;

    ход занятия.

План состоит из текстуальной и графической частей. В текстуальной части тактико-строевого занятия излагаются учебные вопросы и время на их отработку, действия руководителя, действий обучаемых.

Учебные вопросы излагаются в порядке их отработки с указанием времени, отводимого на их изучение. В графе «Действия руководителя» излагается:

    порядок работы руководителя при отработке учебных вопросов;

    по каким элементам и какие приемы или действия будут отрабатываться раздельно, а затем слитно, с указанием времени на отработку того или другого элемента, в том числе и нормативов;

    разбор занятия.

Необходимо помнить, что место окончания отработки одного элемента (учебного вопроса) является исходным пунктом для отработки следующего.

В графической части тактико-строевого занятия цветными карандашами для каждого вопроса отображаются исходная тактическая обстановка и возможный (наиболее приемлемый) характер действий обучаемых при его отработке, а также положение обучаемого подразделения и противника к началу его отработки и т.д.

Кроме того, в плане намечаются вопросы, которые будут отрабатываться при следовании подразделения в исходное положение для занятия и при возвращении в пункт дислокации или при перемещении к новому месту занятия.

План проведения тактико-строевого занятия утверждают:

    командир батальона - за три-четыре дня;

    командир роты (взвода) - за два-три дня.

При этом утверждение плана должно стать дополнительной формой подготовки руководителя занятия, так как старший командир, изучая представленный план и беседуя с руководителем, определяет степень его подготовленности и, если необходимо, дает ему методические советы и рекомендации по проведению и материально-техническому обеспечению занятия.

После утверждения плана руководитель занятия дает подчиненным командирам указания о подготовке вооружения и военной техники, материально-технического обеспечения, средств связи и т.д., организует подготовку личного состава к предстоящему занятию.

Подготовка личного состава подразделения к тактико-строевому занятию осуществляется под руководством командиров отделений (танков) и взводов в часы самостоятельной подготовки, которые планируются в расписании занятий роты.

Эта подготовка обычно включает:

    изучение или повторение отдельных статей Боевого Устава, наставлений, сигналов управления, обязанностей должностных лиц в различных видах боя, условий и временных показателей нормативов по тактической подготовке и другим предметам обучения, подлежащих отработке и тренировке в их выполнении;

    подготовку вооружения, военной техники и средств защиты.

3. Проведение тактико-строевых занятий

Перед выходом на занятие командир подразделения строит его, проверяет наличие и экипировку личного состава, вооружение, средства материально-технического обеспечения, а также знание обучаемыми требований безопасности. Кроме того, он обязан установить необходимые требования безопасности при проведении занятия.

Тактико-строевое занятие может начинаться непосредственно в расположении части или в исходном районе. В первом случае выдвижение в исходный район и возвращение в расположение части осуществляется на фоне тактической обстановки и используется для закрепления ранее изученных или для отработки отдельных тактических приемов и способов действий по теме данного занятия.

По прибытии в район занятия руководитель строит подразделение в две шеренги, объявляет тему, учебные цели занятия, порядок его проведения и первый учебный вопрос. Не исключена проверка знания личным составом теоретических положений по теме занятия.

Затем руководитель напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, вводит обучаемых в тактическую обстановку, указывает подчиненным командирам места, для занятий, приказывает вывести подразделения на указанные места. С занятием учебных мест подразделения по команде руководителя приступают к отработке первого учебного вопроса и его первого элемента.

Командир отделения (танка), прибыв с личным составом на указанное командиром взвода место, объявляет обучаемым порядок отработки вопроса по элементам, показывает лично (или привлекая наиболее подготовленных солдат) выполнение элемента с краткими пояснениями и приступает к его отработке. Место командира должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы обеспечивалось наблюдение за действиями обучаемых во время отработки каждого приема.

Отработка каждого элемента начинается в замедленном темпе, при этом основное внимание обращается на правильность его выполнения. В последующем темп постепенно увеличивается до времени, установленного соответствующим нормативом. Ошибки, допущенные обучаемыми, должны исправляться своевременно и умело.

Обнаружив общие ошибки в действиях личного состава, командир отделения (танка) останавливает действие обучаемых, вызывает их к себе, указывает на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, как выполнить те или иные действия, и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.

Если же ошибки допускают отдельные обучаемые, то останавливать всех не следует. В этом случае на выявленные недостатки нужно обратить внимание только тех обучаемых, которые допустили ошибки, и добиться их устранения в процессе отработки последующих действий.

Тренировку можно проводить, применяя различные методические приемы:

    учить каждого солдата;

  • учить одного, а тренировать всех.

Закончив обучение солдат по одному элементу, командир отделения (танка) в такой же последовательности отрабатывает последующие элементы.

После отработки учебного вопроса по элементам командир отделения приступает к тренировке обучаемых действиям по всему учебному вопросу в целом. Для этого он изменяет направление действий обучаемых, добиваясь от солдат правильного и четкого выполнения приемов в установленное нормативом время.

После отработки учебного вопроса командир строит подчиненных, проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и порядок его отработки по элементам, доводит тактическую обстановку и приступает к отработке первого элемента в той же последовательности, что и при отработке предыдущего учебного вопроса.

Закончив, таким образом, отработку всех учебных вопросов, командир отделения (танка) проводит разбор. Проведение разбора аналогично проведению разбора командира взвода (см. ниже).

В установленное время или по команде командира взвода отделение (экипаж) прибывает в указанное место. Командир отделения (танка) докладывает командиру взвода об окончании занятия, о степени усвоения каждым солдатом учебных вопросов, об имевших место недостатках, изъятии неизрасходованных имитационных средств и в дальнейшем действует по указанию командира взвода.

Командир взвода в ходе тактико-строевого занятия, проводимого командирами отделений (танков), поочередно лично обучает наиболее сложным учебным вопросам каждое отделение (экипаж) и одновременно контролирует проведение занятия командирами других отделений (танков). При необходимости он оказывает им помощь в устранении допущенных ошибок при отработке того или иного элемента, а также управляет мишенной обстановкой.

Если же командир взвода проводит тактико-строевое занятие лично в составе взвода, то он находится в таком месте, откуда бы обеспечивалось наблюдение за действиями всех отделений во время отработки каждого приема, элемента и учебного вопроса в комплексном (слитном) выполнении.

Обнаружив ошибки в действиях отделений (экипажей), командир взвода установленным сигналом останавливает взвод, вызывает к себе всех обучаемых или только командиров отделений (танков), указывает им на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, привлекая для этого одно из отделений, как надо правильно действовать и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены, а прием выполнен четко и слажено.

Если ошибки допускают отдельные солдаты, останавливать весь взвод не следует. В этом случае лучше на выявленный недостаток обратить внимание командира отделения и потребовать устранить его в процессе отработке последующих действий путем подачи дополнительных команд (сигналов), не останавливая занятия.

Закончив отработку всех учебных вопросов, командир взвода строит взвод, проверяет наличие личного состава, вооружения и военной техники, изымает неизрасходованные холостые боеприпасы и средства имитации и проводит разбор, который является заключительной частью тактико-строевого занятия.

При разборе командир напоминает тему, цели занятия и как они достигнуты, анализирует действия личного состава при отработке каждого учебного вопроса, подкрепляя свои выводы требованиями уставов, наставлений и приказов старших командиров, отмечает наиболее поучительные действия солдат, отделений и взвода в целом, а также недостатки в действиях обучаемых.

В заключение разбора командир взвода подводит итоги выполнения поставленных задач и определяет результаты действий обучаемых, дает указания по устранению выявленных недостатков. Разбор должен быть объективным, принципиальным и поучительным.

УТВЕРЖДАЮ

Командир

(воинское звание)

(фамилия)

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНО-ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

Учебные цели:

1. Изучить что такое общевойсковой бой и основные виды боя.

2. Выучить близко к тексту обязанности солдата в бою.

3. Ознакомить обучаемых с основными требованиями Международного гуманитарного права при ведении боевых действий.

4. Выучит близко к тексту Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий.

I . ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Определение готовности подразделения к занятию:

    принимаю доклад от дежурного по подразделению (командира) о готовности к занятию;

    проверяю готовность и состояние учебно-материальной базы класса и оформление классной доски;

    проверяю по журналу учета боевой подготовки наличие личного состава, осматриваю внешний вид обучаемых, указываю на недостатки;

    даю команду на раздачу учебной литературы и тетрадей.

Напоминание материала предыдущего занятия:

    напоминаю тему предыдущего занятия по тактической подготовке;

    довожу, какие знания и навыки, полученные ранее и не только по этому предмету, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия.

Опрос обучаемых:

звание, фамилия

звание, фамилия

звание, фамилия

звание, фамилия

Основные вопросы контроля:

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Доведение требований безопасности:

    довожу порядок безопасного обращения с учебно-материальной базой класса;

    устанавливаю порядок безопасного выполнения элементов занятия.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Учебные вопросы,
задачи, нормативы

Действия руководителя
и его помощника

Действия
обучаемых

Довожу тему, учебные цели занятия и порядок его проведения.

Общевойсковой бой, виды боя.

Слушают, запоминают, делают записи в тетради, отвечают на вопросы.

Общие обязанности военнослужащего в бою.

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Материал по данному вопросу довожу методом рассказа с подробным разъяснением основных его положений.

Довожу под запись общие обязанности военнослужащего в бою. Даю время на самостоятельное заучивание этих обязанностей близко к тексту.

Задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильности понимания обучаемыми изложенного материала и их готовности действовать согласно изученному вопросу.

Слушают, запоминают, делают записи в тетради, самостоятельно заучивают обязанности близко к тексту, отвечают на вопросы.

Нормы Международного гуманитарного права.

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Материал по данному вопросу довожу методом рассказа с подробным разъяснением основных его положений.

Довожу под запись Кодекс поведения военнослужащего ВС РФ - участника боевых действий. Даю время на самостоятельное заучивание Кодекса близко к тексту.

Проверяю качество заучивания у 2-3 обучаемых.

Задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильности понимания обучаемыми изложенного материала и их готовности действовать согласно изученному вопросу.

Слушают, запоминают, делают записи в тетради, самостоятельно заучивают Кодекс близко к тексту, отвечают на вопросы.

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Опрос по изложенному материалу:

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Задание на самостоятельную подготовку:

    выучить близко к тексту обязанности военнослужащего. БУ, ч.3, ст. 22;

    (при необходимости выдать персональное задание на изучение обязанностей для других должностных лиц отделения) БУ, ч.3, ст. 23, 29-37;

    выучить близко к тексту нормы Международного гуманитарного права. БУ, ч.3, ст. 24: СОЛДАТА -МОТОСТРЕЛКА В БОЮ бой , способы...) КОНСПЕКТ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Тема : ДЕЙСТВИЯ СОЛДАТА -МОТОСТРЕЛКА В БОЮ учебные Вопросы: Общевойсковой бой , способы...

  • Конспект тема: Строи отделения, взвода и роты в пешем порядке

    Конспект

    Строевая подготовка Опорный конспект ТЕМА : Строи отделения, взвода и роты в... от одной пары к другой, контролирует действия солдат , исправляет допускаемые ими ошибки. Командир... начинает бить «Походный марш», бой барабана прекращается на время остановки...

  • Конспект Состав и организационная структура мотострелкового отделения

    Конспект

    Конспект Состав и... построение, готовиться к тем или иным действиям в определенное время, ... обеспечивать: успешное ведение боя ; полное использование в бою всех огневых средств... усилия противника. Каждого солдата необходимо научить самостоятельно выбирать...

  • Конспект проведения "Урока мужества"

    Урок

    План-конспект проведения... мая. Сценарий праздника в 4-5 классе Действующие лица: Учитель 1-й ученик 2-й ученик... войне). Поклонимся великим тем годам Тем самым командирам и бойцам... мечте, О друзьях – товарищах солдатах , И о с боем взятой высоте. Вед.3. В...

  • Тема Культурно-исторческие основы развития психологического знания в труде Тема Труд как социально-психологическая реальность

    Документ

    Притчу о солдате наполеоновской армии, потерявшем в бою ногу и ставшем... ли студент в свои конспекты тем более в книги) ... действия и познания. ...Действие есть актуализированное знание и знание есть конденсированное потенциальное действие . Действием ...

ТЕМА 4. ДЕЙСТВИЯ СОЛДАТА В ОБЩЕВОЙСКОВОМ БОЮ. Учебные вопросы: 1. Обязанности и действия солдата в бою. 2. Действия солдата в обороне и в наступлении.

Актуальность…Проблема Успешность решения боевых задач зависит от морально- психологических качеств воинов…. . . Необходимо сформировать морально – психологические качества, воспитать их. … Морально боевые качества, определяющие личность воина, его поведение в мирное время и в боевой обстановке, можно разделить на четыре основные группы: Ø Ø моральные; психологические; профессионально боевые; физические качества.

МОРАЛЬНЫЕ: üМировоззрение Идеалы üЧувство долга Патриотизм üУбежденность Энтузиазм ПРОФЕССИОНАЛЬНО БОЕВЫЕ: ü знание ВВТ ü умения ü навыки ü автоматизмы ü боевая активность КАЧЕСТВ А ВОИНА (ПЗК) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ: ü Свойства Акцентуация ü Состояние Мотивы ü Характер Установки ФИЗИЧЕСКИЕ: Øпсихомоторика Ø сила Ø ловкость Ø выносливость Ø точность реакции Ø острота зрения

Факторы определяющие боевую эффективность Психологическая модель боевых действия позволяет выделить две группы факторов, влияющих на боевую деятельность войск: внешние и внутренние. Внешние факторы можно разделить на социальные, боевые и эколого -эргономические. К внутренним факторам относятся психофизиологические и психологические.

Каждый военнослужащий должен: Ø В совершенстве знать и содержать в постоянной боевой готовности свое оружие и боевую технику. Ø Мастерски владеть ими и умело применять. Ø Быть в готовности заменить выбывшего из строя товарища.

Каждый военнослужащий обязан: Ø Знать способы и приемы действий в бою, иметь отработанные до автоматизма навыки действий с оружием (при вооружении боевой машины) на поле боя в различных условиях обстановки.

Ø Уметь вести разведку противника и местности, при выполнении боевой задачи постоянно вести наблюдение, эффективно применять оружие (вооружение боевой машины), своевременно обнаруживать и поражать противника.

Ø Уметь правильно выбирать и оборудовать огневую позицию (место для стрельбы), использовать защитные и маскирующие свойства местности и боевых машин для противодействия огню противника.

Ø Знать размеры, объем, последовательность и сроки оборудования фортификационных сооружений; уметь быстро оборудовать окопы и укрытия, в том числе с применением взрывчатых веществ, осуществлять маскировку.

Ø Стойко и упорно действовать в обороне, смело и решительно - в наступлении; проявлять храбрость, инициативу и находчивость в бою; оказывать помощь товарищу.

Ø Уметь вести огонь по низколетящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям противника из стрелкового оружия.

Ø Знать способы защиты от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника; умело использовать местность, средства индивидуальной защиты и защитные свойства боевых машин; преодолевать заграждения, препятствия и зоны заражения.

Ø Не оставлять без разрешения командира своего места в бою; при ранении или поражении радиоактивными, отравляющими веществами, биологическими средствами, а также зажигательным оружием принимать необходимые меры само и взаимопомощи и продолжать выполнение полученной задачи.

Ø Уметь готовить вооружение и боеприпасы к боевому применению, быстро снаряжать патронами обоймы, магазины, ленты.

Ø Следить за расходом боеприпасов и заправкой боевой машины горючим, своевременно докладывать своему командиру об израсходовании 0, 5 и 0, 75 запаса ракет (боеприпасов) и заправки горючего; при повреждении боевой машины принимать меры по ее восстановлению.

Ø Каждый сержант и солдат обязаны защищать командира в бою, в случае его ранения или гибели смело брать командование подразделением на себя.

Выбор способа передвижения Приемы и способы передвижения на поле боя Солдат на поле боя может передвигаться перебежками ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись) переползанием

Участки местности, скрытые от наблюдения противника и не простреливаемые его огнем, преодолеваются ускоренным шагом или бегом. При движении ускоренным шагом скорость достигает 130– 150 шагов в минуту, при движении бегом она может составлять 165– 180 шагов в минуту.

Открытые участки местности, обстреливаемые противником, преодолеваются перебежками. Ø Перебежки делаются быстро, от укрытия к укрытию, продолжительностью не более 5– 7 с. , с тем чтобы противник не успел открыть прицельный огонь. Ø Длина каждой перебежки может колебаться в пределах 20– 40 шагов и определяться интенсивностью огня противника и характером местности. Ø Прежде чем делать перебежку, нужно наметить путь движения и место остановки в каком либо укрытии (в воронке, яме, канаве, за кочкой, бугром).

Чтобы противник не успел взять на прицел место остановки и не смог поразить солдата Ø приземляться надо в 2– 3 м от намеченного укрытия, Ø затем скрытно отползти в это укрытие. Выждав 5– 10 с, необходимо в таком же порядке перебежать к следующему месту остановки и т. д. до тех пор, пока не будет достигнут указанный командиром рубеж.

Небольшие участки местности, простреливаемые противником, могут преодолеваться переползанием. В зависимости от обстановки, высоты растительного покрова и наличия незначительных укрытий переползание может совершаться: на получетвереньках, на боку, по пластунски.

По-пластунски Применяется на местности Ø простреливаемой огнем стрелкового оружия противника Ø и не имеющей достаточных укрытий. Для переползания по-пластунски нужно Ø лечь плотно на землю Ø правой рукой взять оружие за ремень у верхней антабки Ø и положить его на предплечье правой руки. Ø при переползании голову высоко не поднимать. Ø движение вперед производится в такой же последовательности Ø как и при передвижении на получетвереньках.

Изготовка к стрельбе и ведение огня из различных положений Огонь является основным средством уничтожения противника в бою.

Для того чтобы умело его вести и поражать цели с первого выстрела (очереди), необходимо: Ø В совершенстве знать свое оружие, беречь его, тщательно готовить для стрельбы.

Ø Правильно определять дальность до целей, прицел и точку прицеливания, а также вносить поправки на боковой ветер и на движение цели.

Ø Умело выбирать место для стрельбы, правильно изготавливаться к стрельбе из различных положений, в ограниченное время, днем и ночью.

Для ведения огня автоматчики занимают место, указанное командиром отделения, а при самостоятельных действиях выбирают его сами, учитывая обстановку, характер местности и поставленную задачу. Место для стрельбы должно быть удобным, обеспечивать широкий обзор и обстрел и укрывать стрелка от наблюдения противника.

Огневые позиции для БМП (БТР) пулемета и гранатомета выбираются и указываются, как правило, командиром отделения.

Расположение огневой позиции должно Ø отвечать требованиям наилучшего выполнения поставленных огневых задач, Ø допускать возможность маневра огнем и иметь хороший обстрел, Ø естественную маскировку, удобные подступы и скрытые пути перехода на новые или запасные огневые позиции.

Для стрельбы из РПГ обеспечивать, кроме того, безопасность выстрела, т. е. не иметь сзади (ближе 2 м) препятствий для свободного истечения газа также не располагать людей, боеприпасы в пределах глубины опасной зоны (до 30 м)

Выбирая огневую позицию (место для стрельбы), необходимо располагаться так, чтобы возможно лучше видеть все, что делает противник, а самому оставаться невидимым. Нельзя выбирать и занимать огневую позицию (место для стрельбы) на гребнях пригорков и высот. При использовании местного предмета следует ложиться справа или с теневой его стороны.

Выбирая место для стрельбы и наблюдения в кустах, следует располагаться несколько сзади опушки. Если куст не способствует маскировке, необходимо перед собой дополнительно поставить несколько веток, но так, чтобы это не вызвало подозрения у противника изготовка к стрельбе с упора должна обеспечивать хорошую устойчивость оружия при производстве стрельбы. В качестве упора для стрельбы используются имеющиеся поблизости предметы и местные материалам.

Ø Стрельба по самолетам (вертолетам) ведется, как правило, а составе отделения или взвода на дальности до 500 м с установкой прицела 4 или «П» , бронебойно зажигательными и трассирующими пулями. Ø Низко летящие самолеты (вертолеты) находятся, как правило, в зоне действительного огня очень короткое время. для поражения таких целей надо знать упреждение. Ø Выгоднее открывать огонь по подходящей к стреляющим цели.

По самолету, летящему в стороне или над стреляющим, огонь ведется заградительным или сопроводительным способом. Огонь заградительным способом ведется по низко летящим самолетам, когда высота полета не превышает 500 м, а скорость - более 150 м/с.

Самоокапывание и маскировка В ходе наступления солдат при вынужденной остановке должен выбирать место для стрельбы такое, чтобы с него можно было Ø хорошо видеть противника Ø быстро открывать по нему прицельный огонь, оставаясь в то же время укрытым от наблюдения и огня противника.

Под воздействием огня противника солдаты в первую очередь используют имеющиеся укрытия и отрывают окопы для стрельбы лежа, действуя скрытно, не поднимаясь и ведя непосредственное наблюдение за противником в готовности к немедленному открытию огня.

Отрывка одиночного окопа для стрельбы лежа под огнем противника выполняется следующим образом: Ø лежа на выбранном месте, солдат кладет автомат справа от себя на расстоянии вытянутой руки стволом к противнику Ø отрывается выемка длиной 170 см, шириной 60 см, глубиной 30 см Ø голову необходимо держать ближе к землё, не прекращая наблюдения за противником Ø когда в передней части выемки окопа будет достигнута глубина 30 см, солдат, отодвинувшись назад, продолжает отрывку выемки до требуемой длины, чтобы укрыть туловище и ноги Ø по окончании отрывки бруствер разравнивается лопатой и маскируется

Одиночный окоп для стрельбы лежа. Размеры окопадля стрельбы лежа: Ø длина 170 см; Ø ширина 60 см; Ø глубина 30 см; Ø бруствер высотой до 30 см; Ø в секторе обстрела высота бруствера 10 см; Ø ширина бермы 20 40 см; Ø объем вынутого грунта 0, 3 м Ø на устройство требуется - 0, 5 чел/часа.

Одиночный окоп для стрельбы с колена. Окоп для стрельбы с колена имеет следующие размеры: Ø длина 170 см. Ø глубина 50 см. Ø бруствер высотой 40 50 см. Ø бруствер в секторе стрельбы 30 см. Ø ширина 60 см. Ø объем вынутого грунта 0, 8 м. Ø на устройство требуется 1, 2 чел/часа.

Одиночный окоп для стрельбы стоя. Окоп для стрельбы стоя имеет следующие размеры: Ø длина 150 см (по дну). Ø ширина 50 см. Ø глубина 110 см. Ø бруствер высотой 50 60 см. Ø бруствер в секторе обстрела 30 см. Ø объем вынутого грунта 1, 4 м. Ø на устройство требуется 1, 5 чел/часа.

Шанцевый инструмент Лом обыкновенный Пила поперечная двухручная Пехотная лопата Шнур трассировочный Топор плотницкий Кирко-мотыга Саперная лопата

Требования, которым должно удовлетворять место для окопа: Ø хороший обзор и обстрел впередилежащей местности; Ø возможность выполнения общей задачи подразделения, огне вой и частной задачи для данного отделения; Ø обеспечение поддержки огнем соседних окопов; Ø легкость сообщения с тылом; Ø возможность маскировки.

Действия наблюдателя в бою Выбор и оборудование места для наблюдения Солдат, назначенный для наблюдения, может действовать в составе наблюдательного поста или самостоятельно. При самостоятельных действиях наблюдатель, получив задачу, уясняет: Ø ориентиры Ø условные наименования местных предметов Ø где находится и что делает противник или откуда ожидается его появление Ø где располагаются свои подразделения и соседи Ø место для наблюдения и как его оборудовать Ø полосу наблюдения; Ø о чем, как и когда докладывать командиру

Главное требование к месту для наблюдения: оно должно быть выбрано так, чтобы наблюдатель все видел и слышал, а сам оставался незамеченным. Не рекомендуется, например, располагаться вблизи хорошо заметных местных предметов (отдельное дерево, памятник, заводская труба, вышка, перекресток дорог, мост и т. д.), а также на вершинах высот, курганов.

Ø Однако иногда может оказаться, что отдельный местный предмет очень удобен для наблюдения. В этом случае надо расположиться на его теневой стороне, не допуская, чтобы фигура наблюдателя проектировалась на фоне неба, если смотреть со стороны противника. Ø В населенном пункте хорошо занять позицию в развалинах каменного здания. Ø С чердака или из за забора наблюдают через щели и отверстия, оставаясь в тени. Ø В яме, воронке или канаве надо располагаться так, чтобы сзади был бугор (кочка, куст), на фоне которого голова наблюдателя была бы незаметна. Свое место наблюдатель оборудует для удобства действий и тщательно маскирует, применяясь к окружающей местности.

Изучение местности и определение расстояний Ø Наблюдение начинается с подробного изучения местности в указанной наблюдателю полосе. Ø Вначале он определяет и запоминает расстояния до указанных ему ориентиров, а также до других характерных местных предметов. Ø В некоторых случаях наблюдатель составляет схему местности.

Расстояния можно определять различными способами Глазомер - самый простой и быстрый. Обученный и натренированный воин легко может мысленно представить себе и уверенно различить на любой местности отрезки, равные 50, 100, 200, 400, 800 и 1000 м. При этом надо учитывать некоторые обстоятельства, влияющие на точность глазомерного измерения: Ø Более крупные предметы или видимые резче и отчетливее (белого, желтого и красного цвета, а также ярко освещенные) кажутся ближе мелких и темных (черного, коричневого и синего цвета, а также слабо освещенных) предметов, находящихся на том же расстоянии. Ø В условиях плохой видимости (туман, дождь, сумерки, пасмурный день, большая запыленность воздуха) наблюдаемые предметы кажутся дальше, чем в ясные, солнечные дни.

Следует запомнить, что слышимость усиливается и, следовательно, источники звука как бы приближаются Ø если ветер дует со стороны этих источников Ø в ранние утренние часы Ø в пасмурную погоду, особенно после дождя Ø вблизи водной поверхности Ø в горах и зимой (когда нет снегопада)

И, наоборот, звук поглощается, расстояния до источников звука кажутся увеличенными Ø в жаркую солнечную погоду Ø во время снегопада, дождя Ø в лесу, в кустарнике Ø на местности с песчаным грунтом

Порядок наблюдения, обнаружение противника и доклад наблюдателя Для удобства наблюдения и последовательного осмотра местности назначенная полоса наблюдения разбивается по глубине обычно на три зоны: Ø ближнюю Ø среднюю Ø дальнюю

Ø В ближней зоне наблюдение ведется невооруженным глазом, поскольку глубина ее не превышает 400 м (это соответствует дальности действительного огня из автомата). Ø Средняя зона простирается от 400 до 800 м. Ø Дальняя - от 800 м до пределов видимости. Границы зон намечают на местности по местным предметам. Наблюдение надо вести, как правило, начиная с ближней (более опасной) зоны. Чтобы вовремя обнаружить появление противника или заметить изменения в его расположении и действиях, наблюдатель в самом начале Ø тщательно изучает местность в полосе наблюдения Ø запоминает количество, взаимное расположение, форму и размеры всех местных предметов.

Ø Наблюдатель осматривает местность и местные предметы, перенося взгляд справа налево. Ø Осмотрев таким образом ближнюю зону, наблюдатель взглядом возвращается по ней обратно, как бы проверяя себя еще раз, затем в таком же порядке осматривает среднюю и потом дальнюю зоны. Ø После этого он осматривает всю полосу в обратном порядке - до себя и т. д. Ø Открытые участки местности наблюдатель осматривает быстрее, закрытые - более тщательно.

Ø Если наблюдатель обнаружит какие либо признаки появления противника, он изучает этот участок особенно внимательно с помощью бинокля. Наблюдатель должен обладать большой выносливостью и терпением. Ему придется иногда часами осматривать одну и ту же местность, изучать одни и те же кусты, развалины, пня, кочки и другие местные предметы. Здесь важно не снизить внимания, не притупить бдительности.

Надо помнить что современное поле боя может показаться совершенно пустынным, так как противник не будет открыто появляться и передвигаться. Его живая сила и огневые средства будут укрыты, тщательно замаскированы под окружающую местность. Только опытный разведчик способен разгадать хитрость противника, раскрыть его.

Действия солдата в обороне Ø Солдат в обороне действует в составе своего отделения. Ø Позиции отделений во взводе объединяются во взводный опорный пункт, который по фронту занимает до 400 м и в глубину до 300 м. Ø Между позициями отделений могут быть промежутки до 50 м, прикрываемые фланговым, перекрестным огнем смежных отделений и огнем из глубины опорного пункта.

Основная задача солдата в обороне заключается в том, чтобы, умело, используя свое оружие, местность и ее инженерное оборудование, а также заграждения, нанести наступающему противнику возможно большие потери, отразить его атаку и удержать занимаемую отделением позицию. Солдат не имеет права оставить свое место в обороне без приказа командира.

Танки и другие бронеобъекты противника - это самые важные и наиболее опасные для солдата цели на поле боя. По таким целям как современный танк с целью его надежного поражения следует вести огонь из нескольких противотанковых средств. Следует учитывать то, что попасть в танк мало, надо его вывести из строя, ведя огонь в наиболее уязвимые места.

Если приближающийся к окопу танк не удалось уничтожить в лобовую часть и борта, его следует подпустить на 15– 20 метров и поразить ручной кумулятивной гранатой РКГ 3 в верхнюю часть корпуса или башни. Наиболее эффективно метание РКГ 3 в заднюю часть корпуса после преодоления танком передней траншеи или окопа. После взрыва гранаты следует изготовиться для поражения экипажа, покидающего пораженный танк.

Если у автоматчика (пулеметчика, снайпера) противотанковые средства израсходованы или отсутствуют, следует вести огонь из стрелкового оружия по смотровым приборам и прицелам, что делает невозможным управление машиной и прицельную стрельбу.

Эффективны для борьбы с бронеобъектами противотанковые мины, установленные передним краем обороняющихся, но следует помнить, что противогусеничные мины оставляют невредимым экипаж который в состоянии вести прицельный огонь из вооружения бронемашины.

Огонь гранатометчика и наводчика ПТУР должен надежно прикрываться огнем из стрелкового оружия их помощников и других солдат отделения. Помня о том, что огневая позиция гранатомета и установки ПТРК демаскируется характерной вспышкой пламени, дымом и пылью - эти огневые средства должны иметь несколько огневых позиций (место стрельбы) и меняться после каждого выстрела или пуска.

Позиция гранатомета РПГ 7 (СПГ 9) и ПТРК должна заранее подготавливаться путем увлажнения грунта водой впереди и сзади указанных огневых средств с целью уменьшения пылеобразования при стрельбе.

Действия солдата в наступлении Наступление на обороняющегося противника начинается с прорыва его обороны и может проводиться с выдвижением из глубины или из положения непосредственного соприкосновения с противником.

При наступлении из положения непосредственного соприкосновения с противником отделение перед атакой в указанное время, соблюдая меры маскировки, занимает исходное положение. Личный состав при этом располагается обычно в траншее, а БТР (БМП) - за обратным скатом высоты или в окопе в готовности поддержать действия отделения.

Ø По сигналу командира взвода командир отделения подает команду «Приготовиться к атаке» . Ø Личный состав дозаряжает оружие, подготавливает к действию гранаты и присоединяет к автоматам штыки ножи. Ø Затем, после прохода танков через занятую отделением траншею, подается команда «Отделение, в атаку - вперед!» . Ø По этой команде солдаты быстро и одновременно выскакивают из траншеи (окопа) и стремительно атакуют противника.

Ø Уцелевшего в траншее (окопах) противника отделение уничтожает огнем в упор и, не задерживаясь, продвигается вперед. Ø В глубине обороны, когда сопротивление противника сломлено, отделение может продолжать наступление на бронетранспортере. Ø Не отклоняясь от направления наступления, оно, используя складки местности, быстро выходит во фланг или в тыл сопротивляющимся группам противника, огнем и решительной атакой уничтожает их.

Если солдат вынужден вести бой в траншее или ходе сообщения, то он продвигается как можно быстрее. Перед тем как войти в излом траншеи или хода сообщения, солдат бросает гранату и производит 1– 2 очереди из личного оружия («прочесывание огнем»).

Осмотр траншеи целесообразно вести вдвоем Ø причем один из солдат продвигается по траншее, Ø второй пригнувшись сверху чуть позади, предупреждая солдат в траншее об изгибах и других опасных местах (блиндажах, перекрытых щелях, стрелковых ячейках).

Действия солдата в траншее Проволочные заграждения в виде «ежей» , «рогаток» и т. п. , поставленные противником в траншее, выбрасываются наверх примкнутым к автомату штык ножом, а в случае их минирования обходятся поверх траншеи. Обнаруженные минно взрывные заграждения обозначаются ярко видимыми знаками (обрывки материи красного или белого цвета) или уничтожаются путем подрывания. Продвигаясь по траншее следует производить как можно меньше шума, применяя для уничтожения противника уколы штык ножа, удары прикладом, магазином или пехотной лопаткой.

Ø БМП (БТР) при спешивании личного состава движутся скачками, позади наступающих солдат, от укрытия к укрытию, на расстоянии до 200 м обеспечивающему надежное огневое прикрытие, а в случае слабой противотанковой обороны противника и в боевых порядках спешенных подразделений. Ø Огонь ведется поверх цепи отделения и в промежутки между отделениями. Ø В отдельных случаях бронетанковая техника сводится в бронегруппы, а также применяется для огневой поддержки атакующих, ведя огонь с постоянных или временных огневых позиций.

Наступление в глубину, как правило, ведется десантом на бронетехнике, заграждения и препятствия при этом, как правило, обходятся, противник в обнаруженных опорных пунктах и очагах сопротивления уничтожается стремительной атакой во фланг и тыл. Иногда солдаты в ходе наступления при выдвижении на рубеж атаки могут двигаться за БМП (БТР) под прикрытием брони.

Наступление в особых условиях Ø Бой в городе требует от солдата умения перехитрить противника, решительности и железной выдержки. Ø Обороняющийся противник особенно коварен, его контратак и огня следует ожидать отовсюду. Ø Перед атакой следует надежно подавить противника, а в ходе атаки вести упредительный огонь короткими очередями по окнам, дверям и амбразурам (проломам в стенах, заборах) атакуемого и соседних зданий.

При выдвижении к объекту использовать подземные коммуникации, проломы в стенах, лесопарковые насаждения, запыленность местности и дымы.

Ø При ведении боя в городе следует формировать в отделениях (взводах) боевые пары или тройки (боевые расчеты), учитывая при этом индивидуальный боевой опыт солдат и их личную привязанность. Ø В ходе боя маневр и действия одного солдата должны поддерживаться огнем товарищей по расчету, а действия расчета огнем других расчетов и бронемашин.

Ø При ведении наступления в городе солдаты передвигаются на поле боя, как правило, короткими перебежками от укрытия к укрытию при надежной огневой поддержке товарищей и боевых машин. Ø Под огнем противника длина перебежки не должна превышать 8– 10 метров (10– 12 шагов), при этом следует избегать прямолинейного движения, двигаясь зигзагом.

Ø Целеуказание боевым машинам производится трассирующими пулями для чего каждый автоматчик должен иметь по одному магазину снаряженному патронами с трассирующими пулями. Ø Приблизившись к зданию солдат бросает в окна (двери, проломы) ручную гранату и ведя огонь с автомата проникает внутрь. Ø Ведя бой внутри здания, солдат действует быстро и решительно, прежде чем ворваться в комнату, она «прочесывается» огнем или забрасывается гранатами. Ø Следует опасаться закрытых дверей т. к. они могут быть заминированы. Внутри помещений очень часто противник прячется за дверью или предметами мебели (диваны, кресла, шкафы и т. п.).

Действия расчета в составе тройки при бое в помещениях (- разведчик; - старший расчета.) Ø Закрытые на замок двери разрушаются гранатой или очередью из автомата по замку. Ø Захватив здание и очистив его от противника, следует быстрее передвигаться к следующему, не давая противнику возможности закрепиться в нем.

Правильно Неправильно Продвигаясь по этажам необходимо Ø простреливать огнем межлестничные площадки Ø движение с площадки осуществлять броском Ø передвижение сверху вниз осуществлять пригнувшись таким образом, чтобы заметить противника раньше чем он заметит вас (ваши ноги).

Каждый солдат обязан: знать боевую задачу взвода, своего отделения и свою задачу; знать боевые возможности танков, других бронированных машин и противотанковых средств противника, их сильные и слабые стороны, особенно наиболее уязвимые места; знать объем и последовательность оборудования фортификационных сооружений; постоянно вести наблюдение, своевременно обнаруживать противника и немедленно докладывать о нем командиру; смело и решительно действовать в наступлении, стойко и упорно в обороне, уничтожать противника всеми способами и средствами, проявлять храбрость, инициативу и находчивость в бою, оказывать помощь товарищу; умело использовать местность, средства индивидуальной защиты и защитные свойства машин, уметь быстро оборудовать окопы и укрытия осуществлять маскировку, преодолевать заграждения, препятствия и зоны заражения, устанавливать и обезвреживать противотанковые и противопехотные мины; проводить специальную обработку; уметь опознавать воздушного противника и вести огонь по его самолетам, вертолетам и другим воздушным целям из стрелкового оружия, знать их наиболее уязвимые места; защищать командира в бою, случае его ранения или гибели смело брать на себя командование подразделением; без разрешения командира не оставлять своего места в боя, при ранении или поражении радиоактивными, отравляющими веществами, бактериальными средствами, а также зажигательным оружием принять необходимые меры само- и взаимопомощи и продолжать выполнение задачи; если будет приказано отправиться на медицинский пункт, взять с собой личное оружие; при невозможности следовать на медицинский пункт отползти с оружием в укрытие и ждать санитаров; следить за расходом боеприпасов и заправкой боевой машины пехоты (БТР) горючим, своевременно докладывать своему командиру об израсходывании 0, 5 и 0, 7 носимого (возимого) запаса боеприпасов и заправки горючего; при повреждении боевой машины пехоты (БТР) быстро принимать меры по их восстановлению.

Общевойсковой бой, виды боя

1.1. Общевойсковой бой

Бой - основная форма тактических действий, представляет собой организованные и согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр соединений, частей и подразделений в целях уничтожения (разгрома) противника, отражения его ударов и выполнения других тактических задач в ограниченном районе в течение короткого времени.

Бой может быть общевойсковым, противовоздушным, воздушным и морским.

Общевойсковой бой ведется объединенными усилиями соединений, частей и подразделений Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Воздушно-десантных войск, а на приморском направлении и силами Военно-Морского Флота. В ходе общевойскового боя соединения (части, подразделения) могут решать боевые задачи совместно с войсками, воинскими формированиями и органами других войск Российской Федерации (Далее, если не оговорено особо, - другие войска).

Характерными чертами современного общевойскового боя являются: высокая напряженность, скоротечность и динамичность боевых действий, их наземно-воздушный характер, одновременное мощное огневое и радиоэлектронное воздействие на всю глубину построения сторон, применение разнообразных способов выполнения боевых задач, сложная тактическая обстановка.

Общевойсковой бой требует от участвующих в нем подразделений непрерывного ведения разведки, умелого применения вооружения и военной техники, средств защиты и маскировки, высокой подвижности и организованности, полного напряжения всех моральных и физических сил, непреклонной воли к победе, железной дисциплины и сплоченности.

Общевойсковой бой может вестись с применением только обычного оружия или с применением ядерного оружия, других средств массового поражения, а также оружия, основанного на использовании новых физических принципов.

Обычное оружие составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы, ракеты в обычном снаряжении, боеприпасы объемного взрыва (термобарические), зажигательные боеприпасы и смеси. Наиболее высокой эффективностью обладают высокоточные системы обычного оружия.

Основой ведения боя с применением только обычного оружия является последовательный разгром подразделений противника. При этом важное значение будут иметь их надежное огневое и радиоэлектронное поражение с одновременным воздействием на его резервы и важные объекты в глубине, своевременное сосредоточение сил и средств для выполнения поставленных задач.

Ядерное оружие является наиболее мощным средством поражения противника. Оно включает все виды (типы) ядерных боеприпасов со средствами их доставки (носителями ядерных боеприпасов).

К оружию, основанному на использовании новых физических принципов, относится лазерное, ускорительное, сверхвысокочастотное, радиоволновое и другое.

1.2. Виды боя

Основными видами общевойскового боя являются наступление и оборона.

Оборона имеет целью отразить наступление (атаку) превосходящих сил противника, нанести ему максимальные потери, удержать опорный пункт (позицию, объект) и тем самым создать выгодные условия для последующих действий.

Оборона должна быть устойчивой и активной, способной противостоять ударам противника с применением всех видов оружия, отразить наступление его превосходящих сил, их атаку с фронта и флангов. Она должна быть подготовлена к длительному ведению боя в условиях применения противником высокоточного оружия, средств массового поражения и радиоэлектронной борьбы.

Устойчивость и активность обороны достигаются: выдержкой, стойкостью и упорством обороняющихся подразделений, их высоким моральным духом; искусно организованной обороной и системой огня; непрерывной разведкой противника; тщательной маскировкой занимаемых позиций и рубежей; умелым использованием выгодных условий местности, ее инженерного оборудования и применением неожиданных для противника способов ведения боевых действий; своевременным маневром подразделениями (огневыми средствами) и огнем; незамедлительным уничтожением противника, вклинившегося в оборону; постоянным выполнением мероприятий по радиационной, химической и биологической защите, защите от высокоточного оружия и информационно-психологического воздействия противника; упорным и длительным удержанием опорных пунктов (позиций, рубежей); всесторонним обеспечением и подготовкой личного состава к длительному ведению боевых действий, в том числе и в условиях полного окружения.

Взвод (отделение, танк) должен упорно оборонять занимаемый опорный пункт (позицию, рубеж) и не оставлять его без приказа старшего начальника.

Оборона может готовиться вне соприкосновения с противником или в условиях непосредственного соприкосновения с ним, продолжительное время или в короткие сроки.

Оборона взвода (отделения, танка) включает последовательное выполнение ряда тактических задач, основными из которых являются: занятие и построение обороны; уничтожение подразделений противника при их развертывании и переходе в атаку; отражение атаки его подразделений и удержание занимаемых опорных пунктов (позиций); уничтожение (разгром) подразделений противника, ворвавшихся на передний край и вклинившихся в оборону.

Наступление.

Наступление проводится в целях разгрома противостоящего противника, овладения назначенным объектом и создания условий для ведения последующих действий. Оно заключается в поражении противника всеми имеющимися средствами, решительной атаке, стремительном продвижении войск в глубину его боевого порядка, уничтожении и пленении живой силы, захвате вооружения, техники и различных объектов. Под разгромом понимается нанесение противнику такого ущерба, при котором он теряет способность к сопротивлению.

Личный состав взвода (отделения, танка), используя результаты огневого поражения противника, должен вести наступление с полным напряжением сил, непрерывно днем и ночью, в любую погоду и в тесном взаимодействии с другими подразделениями разгромить противостоящего противника.

В зависимости от обстановки и поставленных задач наступление может вестись на обороняющегося, наступающего или отходящего противника.

В зависимости от готовности обороны противника и степени его огневого поражения наступление взвода (отделения, танка) на обороняющегося противника осуществляется с выдвижением из глубины или из положения непосредственного соприкосновения с ним.

Наступление взвода (отделения, танка) включает последовательное выполнение ряда тактических задач, основными из которых являются: занятие исходного положения для наступления; выдвижение к рубежу перехода в атаку, развертывание элементов боевого порядка и сближение с противником; преодоление инженерных заграждений и естественных препятствий; атака и овладение указанным объектом; развитие наступления в глубине обороны и преследование противника.

Наступление с выдвижением из глубины обычно начинается из исходного района последовательным развертыванием подразделений для атаки с ходу.

Для обеспечения организованного выдвижения подразделений и одновременной атаки противника назначаются: маршрут выдвижения, исходный пункт, рубежи развертывания, рубеж перехода в атаку, а при атаке в пешем порядке для мотострелковых подразделений - рубеж спешивания.

Для согласования действий мотострелковых, танковых, гранатометных подразделений, а также артиллерийских подразделений, ведущих огонь с закрытых огневых позиций, назначается рубеж безопасного удаления от разрывов своих снарядов и мин (гранат). Безопасное удаление для мотострелковых подразделений, атакующих в пешем порядке, - 400 м, атакующих на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах), - 300 м; для танковых подразделений - 200 м.

В случае применения ядерного оружия указывается рубеж безопасного удаления, при подходе к которому войска принимают необходимые меры защиты.

Для мотострелковых подразделений на автомобилях могут назначаться места посадки десантом на танки. При этом для автомобилей назначаются места сбора. Вызов их к своим подразделениям осуществляется по команде командира роты.

Наступление на обороняющегося противника из положения непосредственного соприкосновения с ним начинается в заранее созданном боевом порядке с исходных позиций рот, которые занимаются после необходимой перегруппировки или со сменой обороняющихся подразделений. Рубеж перехода в атаку, как правило, назначается по первой траншее.

На исходной позиции роты мотострелковые взводы (отделения) со средствами усиления располагаются в траншеях и прилегающих ходах сообщения, а боевые машины пехоты (бронетранспортеры) занимают огневые позиции рядом со своими отделениями или позади них. При невозможности скрытного занятия боевыми машинами пехоты (бронетранспортерами) огневых позиций со своим взводом они могут располагаться на исходной позиции приданного (взаимодействующего) танкового подразделения или оставаться на огневых позициях занимаемых до перегруппировки (смены). Управление ими осуществляет заместитель командира взвода.

Танковый взвод может располагаться в составе подразделения первого эшелона на огневых позициях, на исходной позиции роты на удалении 2-4 км или на выжидательной позиции батальона на удалении 5-7 км от переднего края обороны противника.

Гранатометный взвод занимает позицию за ротами первого эшелона на удалении от них до 300 м, а противотанковый взвод - до 100 м. Противотанковое отделение роты позицию занимает обычно в траншее на направлении сосредоточения основных усилий роты.

Огневые средства, выделенные для ведения огня прямой наводкой, располагаются на огневых позициях на удалении, обеспечивающем эффективное выполнение огневых задач.

При наступлении из положения непосредственного соприкосновения с противником со сменой обороняющихся войск мотострелковый взвод в составе роты выдвигается в район встречи с проводниками и, спешившись, по скрытым путям, а в последующем по ходам сообщения и траншеям выходит на свою исходную позицию и занимает ее, принимая от сдающего подразделения опорный пункт (позицию), схему опорного пункта (карточку огня), формуляр минного поля и все имеющиеся данные о противнике. Боевые машины пехоты (бронетранспортеры) располагаются в укрытиях на направлении действий своих подразделений и выдвигаются к ним, как правило, во время огневой подготовки. Автомобили остаются в назначенном месте сбора в готовности к перемещению.

Перегруппировка может осуществляться по фронту или с отводом подразделений в глубину.

При перегруппировке по фронту личный состав мотострелкового взвода по траншеям и ходам сообщения скрытно выдвигается на исходную позицию роты и занимает исходное положение для наступления, при необходимости дооборудует занимаемый участок траншеи дополнительными ячейками; подготавливает приспособления для выскакивания из траншей, доснаряжает магазины (ленты), подготавливает к действию ручные гранаты.

Боевые машины пехоты (бронетранспортеры) взвода остаются на своих огневых позициях и выдвигаются ко взводу во время огневой подготовки наступления. Боевые машины пехоты в период огневой подготовки наступления могут привлекаться для ведения огня прямой наводкой с занимаемых позиций либо с началом огневой подготовки выдвигаться на новые для уничтожения назначенных целей.

Гранатометный (противотанковый) взвод, как правило, занимает позиции, на которых отрывает и оборудует окопы.

Если осуществляется смена роты вновь прибывающим подразделением, то мотострелковый взвод в составе роты скрытно, используя траншеи и ходы сообщения, выходит в район сбора, а затем перемещается на исходную позицию роты во второй или третьей траншее.

Танковый взвод остается обычно в своем опорном пункте и используется для ведения огня прямой наводкой. Выдвижение на рубеж перехода в атаку он осуществляет во время огневой подготовки наступления из занимаемого опорного пункта.

При переходе противника в наступление смена (перегруппировка) прекращается и все подразделения отражают его атаку. Управляет боем командир сменяемого подразделения. Ему подчиняются и прибывшие для смены подразделения.