Несостоятельность идеологической теории расизма. Мифология Третьего рейха: расовая теория Что такое расовая теория

Прошли десятки тысяч лет с тех пор, как «готовые люди» широко расселились по Земле. В течение всего этого столь длительного времени отдельные человеческие группы испытывали на себе влияние раз личных природных условий, существующих в разных зонах Земли: солнечного света, температуры, влажности воздуха, пищи и прочего. Это не могло не сказаться на людях, которые в разных географически: областях приобрели различный внешний телесный облик, превратились в особые породы, именуемые расами. Это всем известные негры (черные), монголы (желтые), европейцы (белые), которые, в свою очередь, могут быть разделены на еще более мелкие группы, или антропологические типы. Где-то здесь и начинается история расизма . Основные расовые типы человека (слева направо): монгол, европеец, негр. Господствующие классы использовали расовые различия для обоснования лженаучной теории естественной, биологической неравноценности людей. Сторонники этой теории уверяют, что существуют «высшие» и «низшие», благородные и неблагородные расы, что одни из них состоят из прирожденных господ, имеющих «естественное право» владычествовать, а другие являются рабами «по самой своей природе».

Истории расизма – влияние церкви

Немалый вклад в антинаучную эксплуататорскую теорию о неравенстве человеческих рас сделала церковь . В истории расизма она имеет немалое значение. Несколько веков назад, в начальную пору развития капитализма, европейские торговцы и любители легкой наживы стали проникать в чужие страны, грабить и эксплуатировать «цветные» народы этих стран. Деятельное участие в этом разбое приняли и христианские проповедники – миссионеры . Они и постарались использовать библию в качестве прикрытия и оправдания колониального разбоя. В библии рассказывается, как однажды бог Ягве, разгневавшись на людей, решил наслать на Землю потоп и погубить все живое на Земле. «От человека до скотов и гадов, и птиц небесных истреблю, потому что я раскаиваюсь, что создал их », заявил бог. Из всех людей Ягве решил оставить в живых Ноя, его трех сыновей – Сима, Хама и Яфета – и их жен. Они, таким образом, и являются, как уверяет библия, прародителями всех ныне живущих на Земле людей. И вот отцы церкви стали утверждать, что благочестивый и любимый богом Яфет дал начало белой расе, которая должна господствовать над всеми народами мира. Сим – прародитель желтой расы, а Хам является родоначальником всех темнокожих людей, которые за какие-то прегрешения своего предка должны находиться на положении рабов у белых. Между расистами всех стран, понятно, нет и не может быть полного согласия. Общим для них является только утверждение, что расы неравны между собой . Но когда дело доходит до оценки того или иного определенного народа, незаконно именуемого ими расой, лагерь расистов распадается на враждебные друг, другу направления.

Географические факты в истории расизма

Японские фашисты, например, еще не так давно кричали на весь мир, что именно японцы составляют наиболее благородную расу. Этим они обосновывали свое «право» грабить китайский народ и другие народы Азии и претендовать на господство во всей Азии, а в дальнейшем и во всем мире. Европейские расисты держались и держатся иного мнения, причем и среди них также нет единомыслия. В разное время они выдвигали в качестве претендентов на роль высшей расы то один, то другой народ. Французские расисты отстаивали превосходство своей расы у итальянских расистов, итальянские – у немецких. Последние же настаивали на том, что именно немцы – наивысшая раса и что поэтому они имеют право сидеть на спинах других народов. Даже расисты маленькой Финляндии из кожи лезут вон, чтобы заверить всех, что именно они – избранная раса, призванная распространить свое влияние и власть на весь север Советского Союза, вплоть до Урала. Свежо еще в памяти то время, когда гитлеровцы, договорившись с финскими фашистами, совместно с ними напали на Советский Союз в надежде ликвидировать ненавистный им социалистический строй. Но и после того как рухнули сумасбродные планы японских, итальянских, немецких, финляндских и прочих фашистов, после того как главные военные преступники были осуждены международным судом, расисты все же не угомонились. Теперь громче всех кричат о своем превосходстве английские и, в особенности, американские расисты. Вся американская реакционная буржуазия и ее лжеученые наймиты стремятся доказать, что только они должны установить свою власть над всеми народами и странами мира, потому, мол, что «американский человек – высший тип человека », потому что «американский образ жизни» – наилучший и все обязаны его копировать. Желая как-нибудь прикрыть человеконенавистническую, угнетательскую сущность расизма, его защитники пытаются опереться на данные науки, конечно заранее извращая их. Однако подлинная наука целиком и полностью опровергает расистские измышления о естественном! неравенстве людей, о «высших» и «низших» расах.

Теории происхождения рас человека

Имеется несколько расистских теорий о происхождении рас человека . Согласно одной теории, расы человека произошли от разных пород человекообразных обезьян. Из этого делается вывод, что между ныне существующими расами нет никакой связи, что они кровно неродственны. Далее, сторонники этой теории уверяют, что человеческие расы, происходя от разных животных предков, имеют враждебные друг другу инстинкты, различную одаренность и способности. А раз так, то, стало быть, одни из них осуждены «самой природой» оставаться на уровне дикарей, а другие являются носителями цивилизации и имеют право господствовать над «нецивилизованными» расами и народами. Антинаучность этой теории не нуждается в особом опровержении. Еще , что теория происхождения разных рас от разных предков противоречит эволюционному учению, с которым мы уже ознакомились. Сторонники другой теории заявляют, будто они согласны с учением Дарвина о происхождении всех рас от одного вида человекообразных обезьян. Но процесс эволюции, говорят они, происходил неравномерно в разных странах. В силу этого одни расы ушли дальше от обезьян, другие стоят к ним ближе. Из этого предположения делается такой же реакционный вывод, как и только что изложенный: существуют «высшие» расы, имеющие «естественное право» на господство, и «низшие» расы, которые должны находиться в подчинении у «высших». Имеется ли действительное основание считать, что одни человеческие расы стоят ближе к обезьянам, а другие дальше? Как известно, человекообразные обезьяны имеют относительно длинное туловище и короткие ноги. По этому признаку самой удаленной от обезьяны будет черная раса, так как принадлежащие к этой расе люди имеют наиболее длинные ноги. Для людей характерны развитые (отвернутые наружу) губы, покрытые красной слизистой оболочкой. Таких губ нет ни у одного вида животных, в том числе и у человекообразных обезьян. Наиболее развиты губы у представителей черной расы. Следовательно, и по этому признаку черная раса наиболее удалена от животных. Если же взять цвет кожи, то наиболее резко различаются по окраске люди белой расы и негры, имеющие темно-коричневую, почти черную кожу. Имеется очень много оснований считать, что обезьяньи предки человека имели светло-коричневый оттенок кожи. Следовательно, и черные и белые хотя по-разному, но в одинаковой мере удалены от обезьян. Наконец, если сравнивать степень выступания носа, то по этому признаку наиболее удаленными от обезьян оказываются европейцы и некоторые американские индейцы. Словом, по разным признакам мы имеем различные показатели, и решать на их основе, какая раса высшая, какая низшая, просто нелепо.

Схожесть рас человека

О биологическом единстве человеческих рас говорит тот факт, что между ними невозможно провести какие-либо резкие грани, что не всегда возможно определить, где кончается одна раса и начинается другая. Это относится даже к таким резко отличным на первый взгляд основным расам человечества, как европейцы, негры и монголы. Укажем, например, что по форме волос австралийцы родственны с европейцами, а по форме носа, губ и цвету кожи – с неграми. Европейцы и австралийцы обладают также и другим общим расовым признаком – обильным произрастанием волос на теле и лице (усы и борода). У монголов же и у негров волос на теле и лице почти нет. Американские индейцы по форме волос и цвету кожи похожи на монголов, а по форме носа и губ – на европейцев. Можно также указать на саамов (лопарей), составляющих как бы связующее звено между европейцами и монголами. Есть группы человечества, которые крайне трудно отнести к какой-либо определенной расе, и различные ученые держатся о них разного мнения. Короче говоря, человеческие расы переходят одна в другую, так как они находятся в близком родстве. К этому надо добавить, что современные расы живут не изолированно друг от друга, вследствие чего они кровно смешаны, иначе говоря – никаких «чистых» рас не существует. Не существует и неизменных расовых признаков. Как бы упорно расовые признаки ни передавались по наследству, они всё же, как и всё в природе, не являются неизменными. Но даже те признаки, какими одни человеческие расы отличаются от других, не имеют для людей жизненного значения. Можно ли всерьез говорить, что для умственной деятельности человека существенно, будут ли у него мягкие курчавые волосы или жесткие и прямые, какого он роста, как сильно у него выделяются скулы, какую форму имеет нос и т. п.! От этих признаков не зависят ни таланты людей, ни характер их деятельности. Гораздо важнее тот факт, что все без исключения человеческие расы обладают такими особенностями, которые возникли в процессе прямохождения и труда и которые резко отделяют людей от всех животных, в том числе и от человекообразных обезьян. Речь идет о руке, своеобразной стопе, высокоразвитом мозге и сознании, о членораздельной речи. Укажем наконец, что и в крови людей невозможно обнаружить какие-либо расовые различия, так как все известные группы крови одинаково встречаются у людей всех рас. Таким образом, все человеческие расы по всем основным телесным признакам сходны между собой .

Несмотря на стремительные глобализационные процессы, в современном мире происходят также и процессы обособления государств и наций. Поэтому не удивительно, что все больше поднимает голову расовая теория, которая была

популярна в мире в первой половине ХХ ст. Корни ее можно найти во времена античности. В мировой истории расовая теория меняла содержание, но цели и средства оставались все те же. В статье рассмотрим более подробно и наглядно, в чем ее смысл.

Итак, если описывать в двух словах, расовая теория - это теория, согласно которой одна раса превосходит другую. Неверно считать, что именно германский национал-социализм был родоначальником расовой теории, а уж тем более не был он родоначальником расизма. Подобные идеи впервые появились в обществе еще задолго до того, как были введены понятия "нацизм", "фашизм" и т.д. Еще в 19 в. данная теория начала привлекать к себе все большее внимание. Говоря научным языком, согласно расовой тории именно расовое различие играет решающую роль в культурном, историческом и нравственном развитии народа, оказывает влияние даже на К слову, расовая теория не сводится только к биологическим показателям.

Изучая это направление, легко прийти к выводу о том, что не все расы равны, что есть так называемые "высшие" и "низшие" расы. Удел высших - строить государства, управлять миром и повелевать. Соответственно, удел низших рас - подчиняться высшим. Поэтому можно с уверенностью сказать, что корни любого расизма лежат именно в расовой тории. Грань между этими понятиями настолько тонкая, что их часто отождествляют друг с другом.

Сторонниками этих идей были Ницше и де Гобино. Последнему принадлежит расовая Согласно этой теории, люди разделены на низшие (славяне, евреи, цыгане) расы и высшие (нордическая, арийская). Первые должны слепо подчиняться вторым, а государство нужно только лишь затем, чтобы высшие расы могли повелевать низшими. Именно эту теорию использовали нацисты во время Великой Отечественной войны. Однако, по результатам исследований, между расовой принадлежностью и умственными способностями нет никакой связи. Это же подтвердили и

Расовая теория Гитлера, которую правильнее называть нацистской расовой теорией, основывалась на идее превосходства над остальными народами.

Сначала эти идеи оправдывали дискриминацию, а затем и уничтожение не только "низших" рас, но и душевнобольных, детей-калек, тяжелобольных, гомосексуалистов, инвалидов ради "чистоты арийской расы", расы, которая пришла из Индии и, согласно пропаганде Третьего рейха, была единственной

"высшей" расой. Теория легла в основу разработанной в "расовой гигиены". Признаком "чистой расы" были светлые волосы, специфические и, в особенности, светлый цвет глаз. Угрозой чистоте арийской расы были, наряду с евреями, цыгане. Это составляло определенные сложности для идеологов нацизма, так как цыгане генетически и этнически похожи на индийцев и говорят на языке индоевропейской группы. Выход был найден. Цыгане были объявлены результатом смешения чистой арийской крови и низших рас, а значит, подлежали уничтожению наряду со славянами и евреями.

Школьное учебное пособие изданное в Швеции издательством Gleerups universitetsbokhandel в 1930-х годах.

Расовая теория или расология - эти термины, которые используются в России. Термин расология, введён публицистом В. Б. Авдеевым. (По его мнению расология тождественна нордицизму.)
Scientific racism - „научный расизм“ используется в английской литературе, а вот расовая биология (rasbiologi) — это термин принятый в Швеции.

Это не только разные названия одной дисциплины, но разнятся сами теории и концепции, на которых она основывается. Единственно, что их объединяет, это убеждения в объективном существовании человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на важнейшие стороны жизни человека.
Расология своими корнями уходит во времена древнего Рима и древней Греции.
В V веке до н. э. у Гиппократа в трактате «О воздухах, водах и местностях» содержались мысли, что чёрные люди трусы, а белые люди мужественные борцы.
Древнеримский писатель Витрувий (70-25 гг. до н.э.) уже писал прямым текстом: «...расы, ближайшие к южной половине оси, менее рослые, со смуглыми лицами, вьющимися волосами, чёрными глазами, и немногокровные из-за солнца. Скудность крови делает их робкими для сопротивлению мечу... С другой стороны мужчины родившиеся в странах с холодным климатом действительно готовы встретить разящее оружие с большой отвагой и без какой-либо боязливости.»
Первым учёным, кто стал исследовать расы был английский ученый Robert Boyle/Роберт Бойль (1627-1691).
Известный французский философ-просветитель XVIII века Voltaire/Вольтер (1694-1778), высказывался следующим образом: «Как хороши берега Южного моря, и как мерзостны его обитатели! Это просто звери. Чем больше природа делает для нас, тем меньше мы делаем для нее. Здешние племена ничего не умеют. Когда глядишь на них, так и напрашивается вопрос - кто от кого произошел: они от обезьяны или обезьяны от них? Наши мудрецы учат, что человек - подобие божие! Хорошенькое, однако, подобие Предвечного: нос приплюснут, ума вовсе или почти никакого! Конечно, наступит пора, когда эти животные научатся возделывать землю, украсят ее зданиями и садами, постигнут движения светил, но на это нужно время.»
Первопроходцем в исследовании биологических признаков, определяющих расу человека, стал шведский ученый Carl von Linné/Карл фон Линней (1707- 1778).
Физиономические характеристики рас по Карлу Линнею:
1. Americanus: красный, холерик, справедливый; чёрные, прямые, густые волосы; упрямый, ревностный, свободный; рисующий себя красными линиями, и живущий согласно обычаям.
2. Europeanus: белый, сангвиник, необузданный; с пышными длинными волосами; голубые глаза; обходительный, проницательный, изобретательный; одет в плотную одежду; живёт согласно обрядам.
3. Asiaticus: жёлтый, меланхолик, жёсткий; чёрные волосы, тёмные глаза; суровый, надменный, жадный; одет в свободную одежду; живёт согласно убеждениям.

4. Afer, или Africanus: чёрный, флегматик, небрежный; чёрные, вьющиеся волосы; шелковистая кожа, приплюснутый нос, пухлые губы; женщины без стыда; молочные железы дают молоко в изобилии; ловкий, коварный, беспечный; намазывающий себя жиром; живёт согласно воле.

5. Monstrosus — мифические люди. В подвиды были включены: а) «четвероногий, бессловесный, волосатый» - дикий человек“ (лат. Homo feralis); б) звероподобный „гессенский одичавший мальчик“ (лат. Juvenis lupinus hessensis); в) „ганноверский мальчик“ (лат. Juvenis hannoveranus); г) „одичавшая девочка из Шампани“ (лат. Puella campanica); д) подвижный, но слабонервный „чудовищный человек“ (лат. Homo monstrosus): патагонские гиганты, альпийские гномы и монорхические готтентоты.
Карл фон Линней считал, что его собственная культура самая лучшая, но не смотря на это, его классификация человеческих разновидностей не была расистской. Вообще то, он никогда не выступал как расист и не использовал слово „раса“ (оно было введено в обиход позднее одним из его оппонентов).
"Ras" — арабское слово, которое означает «голова» или «наконечник».
Немецкий философ Immanuel Kant /Иммануил Кант (1724-1804) написал труд «О различных человеческих расах», в нем он выделил четыре основные расы: белые, чёрные, калмыки и индостанцы и дал им характеристику: «Жёлтые индейцы обладают скудным талантом. Негры значительно ниже них, а самом низу находятся некоторые части америкианских народов».
Во второй половины XIX века расовые теории глубоко проникли в общество, популяризаторами её стали немецкий композитор Richard Wagner/Рихард Вагнер и немецкий мыслитель и философ Friedrich Nietzsche/Фридрих Ницше.
В 1909 году, в Швеции было создано Сообщество Расовой гигиены, но об этом в другой раз.

Расизм как общественное понятие представляет собой объединение нескольких концепций, носящих антинаучный характер. Основой расизма является следующее суждение: человеческие расы не одинаковы между собой, если сравнивать их в физическом и психологическом развитии, а, значит, такие различия неизбежно влияют на историю и культуру мировой цивилизации. Проще говоря, люди делятся на лучшие и худшие расы - высшие и низшие. Те, кто составляет численность высшей расы, наделены наилучшими признаками и призваны господствовать над расами, стоящими в иерархии ниже и не обладающими способностью сделать ничего в плане общественной культуры. Низшие расы годятся лишь для эксплуатации в целях «высших» людей. Лучшая раса состоит из создателей цивилизации, основоположников общества и культурных ценностей, а низшая раса – из рабов. Подобные ложные идеи, несущие в себе все признаки человеконенавистничества, характеры для любой разновидности расизма.

Явление расизма возникло достаточно давно, о природном неравенстве заговорили еще во времена рабовладельческого строя. Подобные суждения использовались как обоснование различий на социальном уровне – так оправдывались отношения рабов и их хозяев. В средние века расизм претерпел некоторые изменения: теперь теорию о природном неравенстве людей использовали для прикрытия причин сословного неравенства. В те времена утверждалось, что высшее и низшее сословия – знать и чернь – имеют кровные различия. Затем пришли времена колонизации, и теория расизма получила новый виток развития. Европейцам нужно было оправдывать эксплуатацию, а иногда и массовые убийства целых народов: эта участь постигла африканцев, американских индейцев и другие народы, являющиеся коренным населением колонизированных земель.

Первые труды, где рассматривались теории расизма, вышли в свет в 19 веке. Внимание социологов того времени привлекали два направления: социальный дарвинизм и расовые теории. Объединяет их одна общая мысль о том, что общество ничем не отличается от природы. Получается, что человек – это всего лишь частный случай биологии. В человеческом обществе, также как и в животном мире, существуют свои классы – группы людей, каждая из которых приобрела свои особенности в процессе борьбы за выживание. Кто-то в этой борьбе победил и стал основой высшей расы, а те, кто остался в аутсайдерах естественного отбора теперь принадлежат к низшим расам.

Подобные рассуждения несколько позже стали основой фашистской диктатуры и сыграли в истории Германии особую роль. Следует обратить внимание и на тот факт, что обостряли расовую вражду именно высшие классы господ.

Теории о неравнозначности классов людей существовали во все времена истории человечества. Их отличительная особенность – взгляд на суть человека исключительно с точки зрения биологии. Социал-дарвинисты придерживались теории о том, что в ходе естественного отбора только сильнейшие могут выжить и выйти победителями, а все слабые и не сумевшие приспособиться должны погибнуть. Теории расизма, в свою очередь, рассматривают сущность человека еще уже – только с точки зрения расовых признаков. А затем, исходя из различий человеческих рас, разделяют их на господ и рабов.

Расы - это исторически сложившиеся территориальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах.

Происхождение термина «раса» точно не установлено. Возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «рас» (голова, начало, корень). Есть также версия, что термин этот связан с итальянским rassa, что значит «племя». Слово «раса» примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.

Первые в своей основе расовые концепции появляются в конце XVIII в. Они были вызваны к жизни колониальной политикой, сформировались в значительной мере как идеологическое обоснование захвата чужих территорий, подчинения, эксплуатации и ограбления миллионов людей в Африке, Азии, Америке, Австралии и Океании со стороны нескольких европейских держав. Эти концепции представляли собой попытки обосновать различия в расовом и культурном облике народов.

Расисты утверждают, что различные расы и их представители неравноценны по своей одаренности, что существуют «полноценные» и «неполноценные» расы и нации . Этим расисты пытались оправдать проводимую ими расовую и национальную дискриминацию внутри своей страны и агрессивную захватническую грабительскую колониальную политику в отношении других стран.

Как откровенно реакционная идеология расизм выступает особенно отчетливо в XIX в. Эта идеология использовалась, в частности, для оправдания рабства в США. Некоторые американские антропологи (Мортон, Петт, Глиддон) пытались «научно» подкрепить позиции рабовладельцев, доказывали необходимость и справедливость сохранения рабства, ссылаясь на то, что негры - низшая раса, якобы неспособная жить без посторонней опеки.

В Европе также появлялись расистские теории. Особая роль в этом отношении принадлежит изданной в 1853 г. французом графом Ж.А. Гобино печально знаменитой книги «Опыт о неравенстве человеческих рас». В этой книге автор утверждал, что человеческие расы различаются между собой не только по «красоте» и разным физическим признакам, но и по психическим качествам культуры. Низшей расой Гобино считал черную, несколько более развитой - желтую. Высшей и единственной способной к прогрессу Гобино считал белую расу, особо выделяя ее элиту - «арийскую расу». Желтая, или монголоидная, раса, по его мнению, существенно уступала белой, а черная раса считалась неспособной к усвоению цивилизации и потому обреченной на вечное отставание в своем развитии.

Такая теория, косвенно поддержанная некоторыми крупными биологами того времени (Э. Геккель, Ф. Гальтон и др.), оказалась очень удобной для оправдания деятельности европейских колонизаторов в странах Африки и Азии, прежде всего, для оправдания расового и этнического угнетения, и уже потому получила широкое распространение в Британии и других метрополиях.

На основе идей биологического неравенства людей написана книга французского социолога Г. Лебона «Психология народов и масс» . Не только люди, но и целые расы и народы, не вправе рассчитывать на равенство, ибо оно противоречит человеческой природе, его естеству. Неравенство людей, народов и рас является объективным способом их существования, считает Лебон. В «расовых теориях» принято, что белая раса генетически и социологически превосходит другие расы по «умственным способностям», «самостоятельности», «интеллекту», тонкости теоретико-познавательного и оценочного отношения к миру, умению «логически мыслить». Желтая раса уступает белой расе на один порядок, коричневая - на два, а черная - на три порядка.

В XX в. идеология расизма получила дальнейшее развитие и практическое осуществление . В гитлеровской Германии расизм был официальной идеологией фашизма, его политической практикой. Взяв на вооружение «теорию высшей германской расы» и пытаясь установить мировое господство в ходе развязанной им второй мировой войны, фашизм широко прибегал к ликвидации «неполноценных народов». Гитлеровские расисты преступно уничтожали миллионы русских, украинцев, белорусов, поляков, сербов, чехов, евреев, цыган и людей других национальностей.

Следует отметить, что указанные расистские «теории» вызвали ответную реакцию и обратное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов. В противовес белому расизму их идеологи создали собственные теории о своей расовой исключительности - появились идеи превосходства индейской, африканской, китайской культур и народов над нынешними европейцами . Так, еще в середине XIX в. в Латинской Америке возникло новое общественное течение «индеанизм» , ставившее своей целью улучшение положения индейцев. Однако от тезиса «индейцы тоже люди» они постепенно пришли к утверждению о том, что индейская раса - самая лучшая и высшая, т. е. оказались на позиции «индейского расизма». В XX в. сторонники индеанизма уже считали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле.

В Африке в 60-х годах XX в. после освобождения африканских стран от колониальной зависимости бывшим президентом Сенегала Л. Сенгором была создана концепция негритюда, основанная на «черном расизме» . Первоначально (в 20 - 30-е гг. XX в.) в основе концепции негритюда, направленной против французской колониальной доктрины ассимиляции, лежали идеи эмансипации черной расы и реабилитации самобытной африканской культуры, протест против колониального рабства и духовной «диктатуры» европейской культуры. Начиная с 60-х годов в обстановке обострения борьбы колониальных и зависимых стран за свое национальное и социальное освобождение негритюд приобретает характерные черты идеологии и практики «черного расизма». Основанная на анологии этнической и культурно-исторической общности негроидных народов, концепция негритюда проповедует идеи об «историческом противоборстве и фатальной несовместимости черного и белого мира».