Народы воронежского края. Локально-этнические группы в составе южнорусского нас


А.З. Винников, В.И. Дынин, С.П. Толкачева

ЛОКАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ В СОСТАВЕ ЮЖНОРУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ

Обширность этнической территории русских обусловила наличие множества этнографических и субэтнических групп в составе русского народа, каждая из которых имеет свои специфические особенности в языке (говоре) и традиционно-бытовой культуре. Население Воронежского края в прошлом разделялось на несколько локально-этнических (этнотерриториальных), этносословных, этноконфессиональных и иных субэтнических групп(однодворцы, цуканы, экономические/монастырские крестьяне, старообрядцы и другие).
Локально-этническими группами в составе южнорусского населения Воронежского края, в частности, являются:
Цуканы - этнотерриториальная группа в составе южнорусского населения, различавшаяся и по сословной категории: в XIX - начале ХХ века цуканы относились к разрядам помещичьих и монастырских крестьян. В пределах Воронежского края (по данным исследователей XIX - начала ХХ века Н. И. Второва, А. М. Путинцева, Д. К. Зеленина) цуканы проживали компактной массой в бассейне р. Хворостань: села Московское, Можайское, Коломенское, Каширское, Новоклинское, Верейское, Мосальское, Дорогобужское, Одоевское, Левая Россошь (в пределах Воронежского уезда); Копанище, Тресоруково, Марьино, Почепское, Рождествено, Олень-Колодезь, Дракино, Давыдовка, Солонцы, Борщево (в пределах Коротоякского уезда). Эти села возникли в 1760-1770-х гг., когда здесь были поселены бывшие монастырские крестьяне, переданные в ведение коллегии экономии и называвшиеся экономическими. К “цуканским” относились также отдельные селения в Нижнедевицком (Березово, Одинцовка, Змеевка), Землянском (Каверино/Таволжанец, Ивановка, Коровкины), Валуйском (Белый Колодезь), Новохоперском (Каменка/Садовка) уездах. В этих селах проживали помещичьи крестьяне.
Этнографические материалы, собранные в Центральном Черноземье в последние годы, свидетельствуют, что цуканами до сих пор именуют себя жители некоторых сел Семилукского района Воронежской области (Новосильское, Ивановка, Долгомоховка), а также деревень Набоково, Барышниково, Даниловка, сел Васильевка и Малые Борки Тербунского района Липецкой области. В с. Троицкое (Семилукского района) “цуканами”называли “приезжих из Липецкой области”, “не коренных жителей” . В с. Усманские Выселки (Панинский район Воронежской области) одну местную жительницу называли “цуканкою” - “по мужу”, который сам был родом “из Кондрашей” (из села Кондрашкино) .
Предполагается, что локальный этноним “цуканы” был первоначально присвоен как прозвище жителям перечисленных выше сел соседями-однодворцами и указывает на особенности их говора: так называемое “цуканье” (или “цоканье”) - неразличение аффрикат ц и ч. В “Толковом словаре” В. И. Даля читаем: “Цукан (тамбовское, воронежское) - цокальщик, кто говорит ц вместо ч” . Иного мнения придерживался в свое время воронежский краевед А. М. Путинцев, предполагавший, что этноним-прозвище “цукан” происходит либо от чукавый (“догадливый, сметливый”), либо от чукан - “щеголь” . Существует целый ряд и народных этимологий. Например, по сообщению информаторов из Тербунского района Липецкой области, в селе Казинка “живут цуканы, или суканы” - “в старину здешний барин Штахов якобы менял крепостных на сук, - вероятно, отсюда и название” .
Следует отметить, что в прошлом цоканье действительно являлось одной из характерных особенностей говора “цуканов”; однако большинство жителей “цуканских” селений утратило эту особенность говора в начале ХХ века. По сообщению из д. Барышниково, цуканы “разговаривают на ы - пычаму, мыкароны”, а в д. Даниловка -“на и” .
Однодворцы - сословная по происхождению этнокультурная группа южнорусского населения, потомки военно-служилых людей низшего разряда (стрельцов, пушкарей, казаков и др.), поселенных в XVI-XVII вв. на южной окраине Московского государства для защиты степных границ. В пределах Воронежского края однодворческие селения располагались преимущественно в северо-западной его части (например, в пределах Воронежского уезда это села Никольское, Приваловка, Верхняя Хава, Спасское, Чертовицкое, Усмань-Собакино, Курино, Рогачевка, Камышино, Ступино и другие). По данным этнографических исследований 1990-2000-х гг., “однодворцами” называли себя в прошлом (или называют до сих пор) жители целого ряда населенных пунктов Задонского района Липецкой области (села Ксизово, Мухино, Балахна и др.), Хлевенского района (с. Отскочное), Тербунского района (села Урицкое, Солдатское, Новосильское, Березовка, Малые Борки, 2-е Тербуны, Казинка, Дуброво), Семилукского района Воронежской области (села Троицкое, Голосновка) . Село Ксизово, например, по свидетельству информаторов, в прошлом делилось на две части - “однодворщину” и “барщину”; “парни однодворщины и барщины не ходили на половины села друг к другу”; различался и их говор .
В составе однодворческого населения Воронежского края выделяются (или выделялись в прошлом) более мелкие локально-этнические группы со своими этнонимами-прозвищами.
Талагаи (талагайщина) - локальная группа однодворцев, проживавшая в Нижнедевицком (села Новая Ольшанка, Верхнее и Нижнее Турово, Вязноватовка) и Коротоякском (Мастюгино, Оськино, Платава, Россошки, Краснолипье) уездах. Талагаями и талагушками до сих пор называют также жителей с. Коломенское (в Каширском районе) .
По поводу происхождения этнонима-прозвища “талагаи” высказывались различные точки зрения. По мнению Д. К. Зеленина, например, он происходит от талагаять или талалакать - “дурно, картаво говорить” . Другие исследователи сходятся во мнении, что прозвище однодворцев “талагаи” буквально означает “бездельники, невежи”. В.И. Даль указывает несколько различных значений слова “талагай”: лентяй, шатун, тунеяд; большой болван, неуч, невежа; (воронежское бранное) однодворец; вообще странный, чужой мужик, отличаемый по одежде; (симбирское) мордовская женская верхняя рубаха . А. М. Путинцев считал, что прозвище “талагаи” связано с особенностями одежды: однодворцы Нижнедевицкого уезда якобы носили длинную белую рубаху с “полеками”, как у женщин (т.н. талагай - верхняя мордовская женская рубаха с вышивками) .
Ягуны - однодворческая группа, проживавшая в западной части Нижнедевицкого уезда (села Першино, Ясенки, Березово, Старое и Новое Меловое, Кучугуры, Синие Липяги, Богородицкое, Роговое, Ключи, Горшечное, Солдатское). Прозвище “ягуны” происходит, по всей видимости, от особенностей их говора (произношение каго, яго) .
Ионки - однодворцы Нижнедевицкого уезда, группа более образованная, чем другие, утратившая к началу ХХ века архаизмы в говоре, носившая городской костюм . Прозвище “ионки” опять-таки связано с особенностями говора (по произношению ион/ён вместо он).
Щекуны - группа однодворцев “грубого нрава”, проживавшая в Нижнедевицком и Коротоякском уездах и иногда приравнивавшаяся к талагаям. По свидетельству Н. И. Лебедевой, щекуны (или щекольщики) - локальный этноним также жителей с. Роговатое (в Белгородской области). Жители с. Анновка Бобровского района носили прозвище щегунки, которое народная этимология производит от чугунки (в их говоре звук ч заменяется на щ: чугунки=щегунки). В “Толковом словаре” В. И. Даля щекун, щекуха (воронежское) - тот, кто говорит ще или що вместо что . Щеканье вообще является типичной чертой ряда южнорусских говоров (в том числе, и саянского говора в Курской области, для которого характерно отсутствие аффрикат и произношение в соответствии ч - мягкого ш, а в соответствии ц - с).
Москали (т.е. “подчиненные Москве”) - так называют себя жители с. Татарино (Каменский район Воронежской области). В языке, культуре и быту жителей этого села наблюдается довольно сильное украинское влияние, но в целом сохраняется традиционная русская культура.
Кацапы - самоназвание жителей ряда населенных пунктов в Тербунском районе Липецкой области (села Яковлево, Вислая Поляна, Озерки), Репьевского района Воронежской области (с. Истобное) .
Гамаи - локальный этноним-прозвище жителей с. Долгомоховка (Семилукский район), сел Яковлево и Вислая Поляна (Тербунский район Липецкой области). По сообщению информаторов из с. Долгомоховка, в прошлом гамаи были “незакрепленные за барином”; они отличались от цуканов говором (говорили, например, прийдешь), носили широкую юбку . Этимологически слово гамай, вероятно, связано с гамить или гаманить/гаманеть - “гомонить, говорить громко, шумно, кричать”. Возможна также этимологическая связь локального этнонима “гамаи” с бранным галманы - “мужик, олух, грубиян, невежа”; в ряде мест Воронежской губернии слово “галманы” являлось прозвищем однодворцев . Можно предполагать также связь слова “гамай” с диалектизмом баглай, встречающимся в ряде мест Воронежской и Курской областей и имеющим значение “лентяй, дармоед, увалень, лежебока”. В начале ХХ века бранное прозвище “баглаи” употреблялось также воронежскими мещанами по отношению к сельским жителям вообще.
Талдоны - прозвище жителей “села Красненьского” (с. Красное Каширского района?), которые говорили: Ванещка, приняси скалощку . Этимологически, возможно, связано с талдонить, талдыкать - “говорить бестолково” (ср. тамбовско-пензенский диалектизм далдонить/долдонить - “болтать, пустословить, много говорить”).

Однако более 97% всего населения приходится на два народа: русских (94,1%) и украинцев (3,1%). Численность русских составляет около 2 200 000 человек. Второй по численности народ - украинцы (более 70 000 человек). На протяжении десятилетий третьим по численности народом были белорусы.

Последние годы внесли существенные коррективы в национальный состав населения. С 1989 года по 2009 год в Воронежской область прибыло свыше 5 500 азербайджанцев, 3 000 армян, 4 500 грузин, более 5 500 молдаван, 1 800 казахов, 1 500 киргизов, более 1 500 таджиков и узбеков. По не официальным данным эти цифры значительно выше. В Воронежской области проживает несколько десятков тысяч азербайджанцев и армян. Азербайджанцы стали третьим по численности этносом Воронежской области.

Современный этнический состав во многом связан с историей заселения и современными миграциями. В 1897 году Воронежская губерния имела 2 500 000 жителей, из которых 1 000 000 - украинцы. Причём в южных районах украинцы составляли подавляющее большинство: например, 89% - в Богучарском уезде, 96% - в Острогожском уезде.

Уже к началу XX века украинцы в значительной степени смешались с русскими. Этот смешанный тип получил бытовое название «хохлы», большая часть которых именует себя русскими, что подтверждает и современная статистика. Лишь 3% населения Воронежской области считают себя украинцами, а 15 лет назад таковы себя называли более 5%. Но украинский тип все еще четко прослеживается, особенно в сельской местности - в планировке поселений, обустройстве жилища, круглых «погребах», в особом говоре, кухне и микрокультуре.

Миграции конца 1980-1990-х годов также способствовали изменению национального состава Воронежской области. Несмотря на то, что русские составляют основную часть мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев, их доля более чем на 10% ниже, чем в национальном составе коренного населения. В последние годы доля русского населения несколько уменьшилась в целом ряде поселений и районов. Ряд сельских поселений области превратился в «национальные анклавы», например, село Колодежное (Подгоренский район) - компактное проживание турок-месхетинцев, село Верхняя Хава - чеченцев, Репьёвский район - армян.

К русским относят себя 94% населения области, являющегося, как правило, южной ветвью русского народа.

Воронежский край дал стране многих писателей и поэтов, значительное число учёных и других деятелей, что позволило Владимиру Павловичу Семёнову, известному русскому географу, назвать Воронежскую область не только «материальной», но и «духовной житницей России».

В связи с демократизацией общества растёт религиозность населения. Подавляющее большинство жителей - последователи Русской Православной церкви, которая имеет на территории области десятки храмов. Многие из них открылись заново за последние годы. Происходит возрождение монастырей, среди которых - известный Акатов женский монастырь в городе Воронеже, пещерные монастыри в селе Костомарово и селе Белогорье (Подгоренский район), музей-заповедник «Дивногорье» (Лискинский район) и ряд других.

Православную религию исповедуют русские, украинцы и белорусы. Группу исламских народов составляют турки-месхетинцы, татары, азербайджанцы, народы Северного Кавказа. Большинство армян - сторонники христианской армяно-григорианской апостольской церкви. Многие евреи, которые проживают в основном в городах, а также в селе Ильинка Таловского района, исповедуют иудаизм. Еврейской общине города Воронежа возвращено здание синагоги. В Воронежской области несколько сот последователей христианских протестантских течений и сект: Свидетели Иеговы, Евангелистские христиане-баптисты, «пятидесятники» и другие.

Воронежский край на протяжении столетий, будучи приграничной территорией Российского государства, формировался как многонациональный регион. Смешение различных языков, культур, религий - довольно значимая черта в истории края. Актуальность вопроса состоит в том, что состояние межнациональных отношений - важнейший фактор для любого многонационально государства и региона. Тем более это важно для Воронежской области, еще недавно сталкивавшейся с проявлением этнической нетерпимости. Несмотря на трудности взаимоотношений, необходимо помнить, что мы единая семья Воронежской области, России, Евразии и мира. Нам необходимо понимать друг друга для достижения поставленных целей в различных сферах жизни современного общества. Причем экономическая ситуация - это важный, но не главный показатель. Атмосфера взаимопонимания - залог успешного развития не только финансово-экономической и политической системы, но и культуры нашего региона. «Вся история человечества с тех пор, как мы знаем её, есть движение человечества всё к большему и большему единению. Единение это совершается самыми разнообразными средствами, и служит ему не только те, которые работают для него, но даже те, которые противятся ему». Л.Н.Толстой . Активные изменения состава края начались в годы I-й мировой войны, когда в губернию хлынул поток беженцев из западных губерний Российской империи. Сейчас в Воронеже и Воронежской области проживают представители 178 национальностей. Из них около 30 уже имеют или готовятся образовывать и официально зарегистрировать национальные общественные организации. По итогам Всероссийской переписи 2010 г., численность населения Воронежской области составила 2331147 чел.. Наш край является одним из густонаселенных регионов России и обладает достаточно однородным этническим составом. Вместе с тем исторически здесь проживает целый ряд этнических меньшинств, каждое из которых обладает собственной спецификой и историческими корнями. Новой тенденцией развития Воронежской области является увеличение численности неславянских народов. Это связано с усилением миграционных процессов после распада СССР. Среди причин, влияющих на приток мигрантов, выделяются экономические (поиск работы) и связанные с проблемой безопасности (военные конфликты в странах традиционного проживания). Основными регионами - источниками мигрантов становятся страны Центральной Азии, Азербайджан, Армения, Украина. Значительная их часть тяготеет к районам, в которых сосредоточены объекты промышленного производства, строительство, что дает возможность найти места приложения своего труда. Белорусы, молдаване размещены повсеместно, а украинцы расселены в южных районах (Кантемировский, Богучарский, Россошанский, Ольховатский, Острогожский, Калачеевский). Мусульманские этносы представлены во всех районах области, но особенно в центральных районах (Нововоронежский, Панинский, Верхнехавский). Русские являются самым крупным по численности народом, проживающим в Воронежской области. По данным переписи населения 2010г., численность русских составляет 2124587 чел.. Они - абсолютное большинство населения почти во всех районах области, за исключением юго-западных. Основным традиционным занятием народа является земледелие, животноводство, птицеводство. Русские - христианский православный народ. В настоящие время идет активный процесс возрождения традиционной культуры русского народа. Воронежская земля - родина известных во всем мире народных хоровых коллективов. Сейчас в области существуют десятки творческих групп, возрождающих старинную русскую песню, танец, фольклор(например, «Воронежские девчата», «Паветье», «Чернозёмочка»). Украинцы являются 2-м крупным по численности народом в Воронежской области (43054 чел.). Массовое переселение связано с образованием Острогожского казачьего полка. Из-за этого возникло много украинских поселений в Острогожске, Россоши, Богучаре, Калаче, Ольховатке. Затем часть мигрировала в другие районы области. Основой экономической жизни украинских переселенцев было земледелие, животноводство, рыболовство. Местная автономия украинцев активно участвует в общественной жизни области. Она ежегодно организует ряд благотворительных и культурных мероприятий (например, акция «Расскажите о войне», акция «Чужих детей не бывает», проект «Благотворительный Пасхальный марафон»). Армяне. Официальная численность армянской общины составляет около 10400 чел. (по данным самой общины, около 30 тыс. армян). Традиционные занятия: земледельческо-скотоводческое хозяйство. Среди ремесел. Развиты вышивка, плетение кружев, ювелирное искусство. Большинство верующих армян - христиане. Одним из главных направлений деятельности воронежской армянской общины является образование местных отделений в районах проживания армян. В Воронеже и в области существует Армянская воскресная школа, в которой проводится обучение армянскому языку и истории. При ней работают вокальные и танцевальные группы. Община выпускает русско-армянскую газету. Цыгане. В воронежском крае традиционно проживают в основном цыгане-сэрвы. Официальная численность цыганской диаспоры в Воронежской области, по данным переписи 2010 г., составляет более 5100 чел. По данной самой общины в нашем регионе проживают 20 тыс. цыган разных «народностей» и вероисповеданий. Структура занятий является незыблемой основой цыганской жизни. На протяжении всей истории этот народ занимался практически одним и тем же. В зависимости от внешних условий, какие-то профессии могли временно исчезать. Основные занятия: ремесла, торговля, пение и танцы, выступления с животными. Особенно они специализируются в таком ремесле, как кузнечное и ювелирное дело, резьба по дереву. Сейчас популярностью пользуется цыганское пение. Например, на детском конкурсе песни «Евровидение» 2008 г. выступал цыган из Воронежской области. Азербайджанцы. Официальная численность азербайджанской диаспоры в Воронежской области, по данным переписи населения 2010г., составляет более 5000 чел. (по данным самой общины около 14 тыс. чел.). Регионов компактного проживания их в области не выявлено (однако можно выделить достаточно сплоченные национальные общины в городах Россошь, Бобров и Лиски). Они заняты в основном в розничной торговле, прежде всего продуктами питания. Традиционные занятия сельского населения - земледелие, садоводство, овцеводство. При активном участии представителей общины регулярно проводятся культурно - массовые мероприятия, спортивные соревнования, образовательные проекты (изучение азербайджанского языка, истории Азербайджана в школе №37 г.о. Воронежа). Я считаю, что мы живем в многонациональном регионе и нам необходимо установить прочные дружественные взаимоотношения. Для этого нужно решить следующие задачи: нужна постоянная работа по адаптации мигрантов; активное взаимодействие с формирующимися в регионе организациями, выражающими интересы различных диаспор; участие в предупреждении конфликтов в сфере межнациональных отношений; укрепление понимания и дружбы между народами. Но уже есть успехи в данной сфере: представители объединений и общин участвуют в организации благотворительных акций, тематических конференций, тем самым обогащая культурную жизнь региона. Усилиями общин проводятся выставки, посвященные вопросам истории и культурного наследия Воронежской области. Естественно, это должно положительно отразиться на имидже региона, его привлекательности и социально- экономическом благополучии.

Воронежская область находится в самом центре Черноземья: на западе граничит с Белгородской и Курской областями, на севере – с Липецкой и Тамбовской, на востоке - с Саратовской и Волгоградской, а на юге – с Ростовской областью и Украиной.

Воронежская область расположена в богатейшем по природным ресурсам крае. Здесь самый лучший чернозем планеты, который в качестве образца представлен в Париже. Воронежская земля таит в себе несметные богатства полезных ископаемых. А в прошлом эта земля была жемчужиной планеты, так как она миллионы лет назад представляла собой дно мирового океана, что предопределило уникальность недр земли, высокое плодородие почв, разнообразие ландшафта, богатство флоры и фауны..

Историки отмечают, что, начиная с 1-го тысячелетия до н. э., один народ за другим сменяли эту территорию: скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары, печенеги, половцы. Многие из них сосуществовали на одной территории со славянами.

Самые ранние немногочисленные памятники славянского населения в Подонье относятся ко 2-ой половине III-IV вв. н.э. [Медведев]

В IХ-ХШ вв. славянские поселения тянулись почти непрерывной цепью от с. Чертовицкого до с. Шилова по реке Воронежу, а по Дону – от г. Семилук до хутора Титчихи Лискинского района.

Монголо-татарское иго опустошило бассейны рек Дона и Воронежа. После его свержения и в связи с усилением Московского государства стал вопрос об укреплении южных границ его.

С созданием сторожевой линии на юге Московского государства связано вторичное заселение края: в XVI в. появились города-крепости Костенск, Ольшанск, Коротояк, Урыв и др.

Воронежские станицы составлялись выходцами из Рязанского края, старые уезды Воронежский, Землянский, Коротоякский заселялись крестьянами из Ряжска, Шацка, Ельца, Епифани и др. Были переселенцы также из Тульской и Орловской областей.

В XVII в. появились г. Острогожск, села Девица, Солдатское, Яблочное, Сторожевое, Борщево, Старая Хворостань, Селявное, Аношкино, Мастюгино, Оськино, где было представлено в основном однодворческое население.

В ХVIII в. юг Воронежской области заселялся также однодворцами: Верхний Мамон, Осетровка, Козловка, Пузево, Гороховка, Ольховатка, Дерезовка, Русская Буйловка, Лозовое (Гнилуша), Нижний Мамон, Гвазда, Клёповка. Эти села занимают достаточно компактную территорию.

Особую роль в заселении Воронежского края сыграл Петр I. В живописнейших местах между Икорцем, Битюгом и Осередью он решил основать Дворцовую волость. Для этого он дважды переселял сюда дворцовых крестьян по 5000 чел. - в 1701 и в 1704 г. Но неприспособленные к пограничным условиям жизни люди не выдерживали: одни убегали, другие умирали от болезней. Оставшиеся подверглись различной степени ассимиляции с местным населением. Так возникли сёла с нетипичной для южнорусского населения речью: Бобров, Мечетка, Коршево, Чигла, Тойда, Анна, Н. Курлак, Бродовое, Хлебородное, Садовое, Борщево, Щучье, Шестаково, Тишанка, Нижний, Верхний и Средний Икорец и др.

В ХVIII-ХIХ вв. сюда устремили взоры многие русские аристократы: Бутурлины, Воронцовы, Орловы, Давыдовы, Кантемиры, которые переводили сюда крестьян из разных губерний. Все это и предопределило большое разнообразие воронежских русских диалектов. В ХIХ в. переселение крестьян было незначительным. В основном это были помещичьи крестьяне.

Воронежскую область населяют не только русские, но и украинцы. Украинцы пришли сюда во время вторичного заселения края. С середины XVI в. на западной границе России образовалось сильное польско-литовское государство Речь Посполитая, куда вошли Белоруссия и бóльшая часть Украины. Начались гонения и притеснения православных, в результате которых в великорусском Воронежском крае появились люди в непривычно ярких одеждах и с красивыми мелодичными песнями.

На территорию России бежали люди из Чернигова, Нежина, Бахмача, Конотопа и др. Украинцы вместе с русскими строили город-крепость Острогожск и защищали его от продолжавшихся набегов крымских татар.

Вторая волна переселения украинцев, менее интенсивная, проходила в начале ХХ в. и была вызвана Столыпинской реформой. Украинцы в большом количестве стали переселяться на земли Воронежской губернии, в основном на юге и востоке ее.

Третья волна расширения украинского населения в Воронежской области произошла в середине ХХ в., когда после “дарения” Украине Крыма граница между Украиной и Россией была перенесена вглубь Украины. Поэтому часть украинских сел автоматически вошла в состав Воронежской области. Именно это украинское население поначалу имело украинские школы, и до последнего времени в паспортах в графе “национальность” стояло “украинец”.

Такое смежное соположение на одной территории двух этносов создало предпосылки для межъязыкового контактирования, причем русский язык, занимающий в таких условиях главенствующее положение, воздействует на украинский в большей степени, чем наоборот.

Записки путешественников: дьякона Игнатия и митрополита Пимена (1389 г.), венецианского посла Контарини и московского Марко Руфа (1476 г.), турецкого посла Феодорита Комала и русского дворянина Алексеева (1514 г.) - свидетельствуют о том, что в XIII-XV веках территория, где расположен Верхнемамонский район, не имела ещё постоянных селений.

После распада Золотой Орды татары по-прежнему опустошали Подонье - с запада Крымская орда, с востока - Ногайская. В результате страшного нашествия Дивлет-Гирея на Москву в 1571 году русская земля потеряла огромную часть своего народонаселения, а москвичи помнили его посещение даже в XVII веке.

Царь Иван Грозный принял ряд мер безопасности. В погожие дни октября-ноября 1571 года, когда ветер был в сторону степи, из города Данкова выезжали 3 станицы (по 6 человек в каждой) жечь степь. Из Мещеры по обе стороны реки Суволы и Телеорману - «густой непроходимый лес» Теллермановский. Из Данкова вниз по Дону до усть Тихое Сосны, от верховьев е` до реки Дона. В качестве более радикальной меры царь организовал в южных пределах государства сторожевую и станичную службу из детей боярских, казаков, стрельцов, частью из охотников (добровольцев) во главе со «стоялыми головами» из крайних русских городов.

По приказу Ивана IV 1 января 1671 года князя Воротынского назначили начальником русской сторожевой станичной службы. По росписи 1571 года насчитывалось 73 сторожи, делившиеся на 12 групп, или разрядов, в том числе Донецкая, Путивльская и Рыльская, Рязанская. Для контроля их было предусмотрено 5 стоялых голов. Каждый караул состоял из б человек. Они разъезжали по 2 человека вправо и влево. Сторожи существовали в XVII веке.

С 1 сентября 1575 по 31 августа 1576 годов по распоряжению государя Ивана Васильевича были посланы люди «в первом месте - на Донце на Северском усть уд… на Осколе усть Убли… на Дону усть Богатово Затону (теперь г. Лиски)… меж Дону и Волги под Теллермановским лесом» (у впадения р. Вороны в Хопёр).

От сторожи к стороже ездили вооруженные отряды. На господствующих высотах и на специально устроенных вышках в случае опасности зажигали сигнальные огни, быстро оповещая об опасности на сотни верст вперед. Опытные разведчики выходили на дорогу, проторенную войском противника, и по её состоянию определяли количество воинов. Затем на сменных лошадях обгоняли нападающих и приносили стоялым головам сведения о противнике.

Жители прятались по лесам, оврагам, в заболоченных поймах рек. Не успевших спрятаться татары уводили в рабство. Ценных пленников поспешно увозили на лошадях основную массу взрослых связывали ремнями и гнали пешком, а детей увозили в специальных корзинах. Пленников потом продавали на невольничьих рынках в разные страны Красивых девушек и женщин отправляли в ханские гаремы. Ценное имущество, хлеб, скот забирали, селения сжигали.

Тогда появились города Венев, Епифань, Чернь, Данков, Ряжск, Волхов, Орёл. Сначала они были небольшие, с деревянными стенами, башнями, окружённые рвами. Затем разрастались за счёт смелых и отважных людей, не обязанных нести тягловые повинности. То были сыновья и племянники служилых, посадских, крестьян.

Уместно сказать здесь о появлении казачества, корни которого теряются в истории. Возникло оно на юге при столкновении с татарами.

Казак, казаки - слова татарские. Казак - бездомный бродяга. Впоследствии казаки - род воинов из таких бродяг. Ранее русских существовали казаки татарские в том же значении вольных бродячих удальцов. В 1586 году на юге возобновлены Курск и Воронеж, устраиваются и другие крепости.

Заселение нашего края начиналось с Слобожанщицы - обширной территории на юге Русского государства, куда входили земли теперешних Харьковской, части Сумской, Донецкой, Луганской областей Украины, часть Воронежской, Белгородской и Курской областей России. Эта территория, или «поле», называлась «польская украйна» - Слободская Украина. На ней размещались слободские полки: Сумской, Ахтырский, Острогожский (Рыбинский) и Харьковский, из которого выделился Изюмский.

Острогожский слободской полк - полурегулярное воинское соединение, существовавшее в пределах Воронежского края в XVII-XVIII веках. Он был сформирован в 1652 году из украинских переселенцев (черкас) и нёс сторожевую службу в пределах Острогожского уезда.

Полк являлся военно-административным округом с делением на сотни, представлявшие нечто вроде волостей. В 1734 году в Острогожском полку числилось 18 сотен. Сотенными местечками были Калитва, Новая Калитва, Талы, Боючар (Богучар), Бычок, Меловая, Ширяево, Калач, Тростянка, Ольшанск, Толучеевка и другие. Полковым городом был Острогожск.

Теперешний Верхнемамонский район граничит с землями бывшего Острогожского слободского полка на западе, юге и юго-востоке, частично занимая его территорию в Ольховатском, Гороховском, Дерезовском и Осетровском сельсоветах.

На путях набегов крымских и ногайских татар в 1638 году началось строительство Белгородской черты - укрепленной линии по рекам Дон, Тихая Сосна, Воронеж, Усмань. К 1652 году было построено 6 новых городов: Костёнск (1642 г.), Ольшанск (1644 г.), Орлов (1646 г.), Коротояк (1647 г.), Урыв (1648 г.), Острогожск (1652 г.). Городом на Белгородской черте в середине XVII века стал и Воронеж. Одновременно с завершением строительства Белгородской черты в 1658 году было сформировано крупное воинское соединение - Белгородский полк и создана военно-административная единица - Белгородский разряд. Управление Белгородской чертой находилось в Белгороде.

Укрепленная линия защитила от татарских вторжений обширную территорию России, способствовала освоению обширных земель, знаменовала решающий поворот в отношениях между Россией и Крымским ханством. Значительно выросла численность жителей в Воронежском крае, выросли новые города-крепости, укомплектованные гарнизонами из мелких служилых людей: стрельцов, казаков, пушкарей, поселенных драгун. Изменился социальный состав населения.

Московское правительство на Белгородскую черту посылало служилых людей нести крепостную и полевую службу, стеречь города, делать разъезды, держать в опасных местах караулы. В некоторых местах (Коротояк, Острогожск, Старая Калитва, Лосево) «из Литовской стороны на вечное житье с жёнами и детьми» были поселены черкасы (украинцы). Как и другим служилым людям, им было «велено давать государево жалованье, по семьям смотря, с порукою, что им государеву службу служить и с государевыми изменниками: с крымскими, ногайскими, литовскими и немецкими людьми биться, и государю не изменять, и в Крым, и в Литву, иные государства, никуда не отъехать, и дворами на вечное житье строиться, и указанные свои пашни пахать, и хлеб сеять, и никаким воровством не воровать, корчмы… не держать, и табаку им не пить, и никого не грабить, и не побивать, и не красть, и силою ни у кого ничего не отнимать». Скоро стали приходить новые поселенцы: выходцы из московских, тульских, рязанских городов и с Украины. Среди них были дворяне, боярские дети, стрельцы, казаки, солдаты, драгуны, рейтары, пушкари, засечные сторожа, кузнецы, плотники, ямщики. Дворяне и боярские дети получали за службу поместья, другие - первоначально жалованье и продовольствие, а потом правительство и остальных служилых людей стало наделять землёй, давать в пользование рыбные и звериные ловли.

Воронежский край, начиная с 1640-х годов, заселяли разные народы; русские, черкасы, литовцы из белорусов, переселенцы и пленники «польской и свейской породы», обрусевшие немцы, крещёные и некрещеные калмыки, киргизы (казахи), татары, мордва. Здесь собирались беглые крестьяне, холопы, раскольники, бродяги. Правительство ссылало сюда разных преступников. Население первоначально тяготело к укрепленным городам, а потом с юга и севера растекалось по всему краю. Переселенцы оседали среди старожилов или основывали новые селения. Из разросшихся селений отдельные хлебопашцы выходили на хутора, создавая новые выселки. В это время пришедшие сюда помещики выводили с собою крепостных из разных мест России и создавали новые селения, например, село Мамоновку. Другие помещики приглашали к себе вольных людей, прельщая временными льготами, а потом закрепощали их. Павловский и Богучарский уезды, активно заселялись в начале XVIII века, когда с юга стали подходить донские казаки, занимая земли по Дону, Хопру, Айдару.

Интересны документы, относящиеся к истории откупных участков (ухожеев, или уходов). На карте, помещенной в книге В. П. Загоровского «Белгородская черта», видно, что Белозатонский юрт (территория, на которой находится Верхнемамонский район) постоянных селений не имел. Отдельные участки «Дикого поля» сдавались в аренду монастырям и частным лицам - даже крепостным, для охоты, рыбной ловли и бортничества. Эти участки назывались ухожьями или уходами (по-татарски юрт), где люди жили по сезонам артелями человек в сорок. В «Дозорной книге» - описании Воронежского уезда, составленном писцом Г. Киреевским в 1615 году, указано; «Вотчина Белозатонский ухожей - за стрельцом за Феткою за Федотовым сыном Сазоновым, а откупу от тое вотчины двенадцать рублёв с полтиною». Этот ухожей воронежский воевода стал сдавать «на откуп» с 1 сентября 1614 года. Это первое документальное упоминание наших мест. В «Книге Большому Чертежу» за 1627 год упоминаются реки Бетюк, Мамонец, Боучар. В дневнике «певчих дьяков», ехавших с главнокомандующим Шеиным в Азовский поход 1696 года, записано: «…Майя в 5 день во вторник поутру проплыли реку Боучар, течёт с нагорной с правой стороны. Тут рыбные ловли Дивногорского монастыря, а отдают в оброк города Рыбного (Острогожска) мужикам». Бесспорно, наши реки имели свои названия задолго до первых русских поселенцев. Например, реку Танаис сарматы и аланы стали именовать Дон, что означало «вода», «река» . Имя реке Мамон дали греки, позаимствовав его из древнееврейского: мамо-нас - имущество, состояние. В русский язык это слово пришло как «мамона» со значением «богатство, земные сокровища». «Речка Мамон получила свое имя за плодородные земли и обилие дичи»20. Речки Гнилуша, Ольховка, Суходол, яры Журавлиный, Осетров, Мамонский, Вязоват-ский, урочища Круглое, Белое, Бобров, озера Подгорное, Сазан, Мамонское и другие были названы русскими. Озеро у белых гор, соединенное с Доном протокою, назвали Белым Затоном. По нему впоследствии получил имя Белозатонский ухожей (юрт).

Ещё интересный документ. В 1631 году игумен Успенского монастыря Феодосий Протопопов просил на оброк Белозатонский юрт «на строенье, на свечи и на ладан». В грамоте от 2 августа 1631 года царь Михаил Фёдорович предписывал князю Василию Романовичу Пронскому и Артемию Васильевичу Лодыгину отдать Белозатонский юрт монастырю 1 сентября 1631 года для монастырского строения без перекупки. Известны также документы за 1651, 1652, 1678 и другие годы, упоминающие этот юрт.

К началу XVIII века, особенно после победы Петра I над турками, в наши земли устремилось население ряда уездов России и Малороссии. 19 июня 1702 года в монастырский приказ явился певчий архиерейского дома Еремей Попов с просьбой отдать ему на оброк Белый Затон за 23 рубля (монастырь платил 13 рублей). По тем временам это были большие деньги. Стоимость лошади во второй половине XVIII века составляла 1 рубль 38 копеек, за 12 часов труда платили 1 копейку. Просьба Попова была удовлетворена, однако вскоре по ходатайству акатовского архимандрита Никанора Белый Затон был возвращен монастырю. Очевидно, Еремей Попов был одним из первых жителей Мамона, что подтверждают однодворцы деревни Осетров яр. Но об этом будет сказано ниже.

Как отмечалось выше, заселение южных уездов Воронежской области в современных границах началось с юго-запада, на что были важные исторические причины.

С усилением феодального и национального гнета на Украине с середины XVII века ежегодно, вплоть до XVIII века происходило переселение украинцев (черкас). Особенно широкий размах оно приняло в 50-70-е годы. Последняя волна массового переселения с Правобережной Украины была в 1711-1715 годы. Массовое переселение украинского народа в Россию определилось внутренним и внешним положением Украины, находившейся до 1648 года во власти польских феодалов. В 1848-1867 годы шла с переменным успехом освободительная война украинского народа и война России с Польшей. Украина в это время то была свободной, то подвергалась жестоким нападениям польских феодалов и татарских орд. По Андрусовскому перемирию Левобережная часть Украины отошла к России. Правобережная еще 100 лет с лишним была под властью Речи Посполитой. В 70-е годы XVII века Правобережная Украина дважды испытывала разрушительное нашествие турок на Подолию и Киевщину, вновь усилившее переселение украинцев в Россию.

«Главной и решающей силой этой войны, - говорится в «Тезисах о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654-1954 гг.)», - было крестьянство, боровшееся против социального гнёта польских и украинских феодалов-крепостников и иноземных поработителей. Вместе с крестьянством в освободительной войне выступали широкие массы казачества и городского населения, а также казацкая старшина». Руководил этой борьбой Богдан Хмельницкий.

Первых переселенцев русское правительство устраивало подальше от границ с Украиной: в Коротояке, Воронеже, Козлове, в Симбирской губернии и других городах, «а в ближних городах жить им для ссоры нельзя».

Именно в первой половине 50-х годов XVII века возникло много городов и слобод в крае. И от этих слобод, основанных украинцами и названных Самозванцем «слободскими местами», край получил название «Слободская Украина». В них крестьяне были «слободны», имели ряд льгот.

В марте 1652 года в Путивль пришли около 2 тысяч человек с семьями. Во главе их стоял черниговский полковник Иван Дзика, или, как он себя записал, Дзиковский.

В отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева правительству говорилось: «А с полковником и с ними, с сотники, пришли к Путивлю из Чернигова, из Батурина, из Борзны, и с Нежина, из Сосницы, из Нового Песочина, с Конотопу, з Бахмача, из Ивангородища и тех городов и з деревень… и з детьми, и со всеми своими животы». Правительство поселило их у слияния Острогожки и Тихой Сосны.

По прибытии в Острогожск переселенцы заняли готовые дома со всеми постройками и запасом продовольствия (зерна). При Иване Николаевиче Дзиковском, кроме членов семьи и прислуги, писарь Матвей Михайлов, обозный Федор Щеболта с семьей и челядниками, полковой судья Андрей Степанов Величко с семейством, эсаулы Василий Денисов с семейством, Гришка Федоров с семейством, Ивашка Иванов, Степан Сидоров с семьей, Васька Волошин с женою, сотник Иван Астафьев Красовский с женою, Александр Григорьев с женою, Герасим Иванович Карабут с женою, Захар Иванов с семьёю, Федор Акулов Дубовиков с семьёй, Иван Нестеров с семьёй, Федор Васильев с семьёй и 5 знаменщиков с семьями. Затем 828 семей казацких, 19 пахотных крестьян, 3 семьи мещан. За ними двигался обоз на волах и лошадях, табун из 1789 лошадей, череда из 982 коров с телятами, стадо овец из 1503 голов, череда из 750 свиней, 736 волов. Только 52 семьи не имели скота, в том числе полковой писарь и судья. Переселенцы сразу стали земледельцами и воинами.

В полку было 9 сотен с разным количеством людей. Сотню возглавлял сотник. В полковничьей сотне сотников не было. Это был отряд хорунжевых казаков - гвардия полковника. Сотни назывались по месту выходцев: 1 Борзенская, 2 Батуринская, 3 Карабутская, 4 Черниговская, 5 Батуринская, 7 Конотопская, 8 Лучниковская (отсюда Лушниковка - часть города Острогожска). В 1676 году в Острогожском полку было 10 сотен. Последняя называлась Новою. Отсюда слобода Новая Сотня.

Полковник имел гетманскую власть: занимался устройством, благочинием полка, утверждал приговоры суда, раздавал подчиненным земли и угодья и сам занимал. Все распоряжения утверждал универсалами за своим подписом и гербовой печатью. К подписи, как гетман Малороссии, прибавлял «рукою властною». На учениях и радах на майдане имел в руках пернач (булаву) - знак власти.

Полковая старшина: полковник, обозный, судья, есаул, хорунжий, писарь. Все они избирались полковою радою и утверждались полковою старшиною на всю жизнь. Право избирать полковника свободными голосами Острогожский полк сохранил ненадолго.

Сотенная старшина: сотник, атаман, эсаул, хорунжий, писарь. Сотника избирала полковая старшина. Полковой обозный заведовал полковой артиллерией и замещал полковника в его отсутствие со званием наказного полковника. Полковой судья ведал гражданскими делами и присутствовал на полковой ратуше. Полковой эсаул исполнял приказы полковника по воинской части. Полковой хорунжий начальствовал над хорунжевыми казаками и полковой музыкой. В походах хранил знамя полка. Писарь исполнял должность секретаря.

Есаул и хорунжий - помощники сотника по военной части. Последний в военное время заведовал сотенным значком. Во время походов сотни и в отсутствие сотника всеми делами ведал атаман, который в поход не ходил.

Казаки выбирались из селян и несли службу. Они делились на реестровых, пушкарей и хорунжевых. Первые составляли полк, вторые обслуживали пушки, третьи находились при штабе полка и подчинялись полковнику.

Рядом с полковыми чинами находились в городе и чиновники правительственные, административные, судебные и фискальные. Они ограничивали полковое самоуправление и руководили русскими переселенцами. Мещанское население имело своего войта. Вольных переселенцев помещики прельщали льготами (на 7 лет). Агитировали за помещика осадчие, которые занимали лучшие участки для поселения.

Помещики от переселенцев получали добровольную дань от рала-ральца (в день Рождества Христова). В зависимости от расположения к помещику ральца увеличивались или уменьшались.

Переселенцы двигались не только с Украины. Прибывали великороссияне и раскольники. Последние селились по Дону, Медведице, Хопру. Были беглые из слободских полков, но их ловили и возвращали на прежнее место.

В 1702 году по распоряжению правительства малороссияне из городов Землянска, Талецка и села Ендовищи переведены в Калитву. В Белогорье ранее 1696 года поселились русские и жили там лет 20. В 1711 году русское население перевели в Коротояк и село Татарино Бирюченского уезда. Вместо русских поселили украинцев из Землянского уезда.

В 1765 году к ним присоединили бывших казаков Харьковского, Изюмского, Сумского, Ахтырского полков и слободы Орлик Курской губернии. В то же время идет заселение по притокам Дона - Икорцу, Битюгу и Осереду. Здесь были оброчные уходы (ухожьи). На Битюге, например, бобровые гоны, рыбные ловли и другие промыслы долгое время находились на откупе у Козловского Троицкого монастыря.

В 1697 году их взял на откуп за 202 рубля в год острогожский полковник П. Буларт. Заселение этой местности было санкционировано Петром I в 1697 году. В этом году поселенцы - осадчий И. Серков, украинцы Ф. Голубов, И. Колонтаевский, М. Островерхов, П. Голубок, В. Сторожев, А. Григорьев - пришли из разных мест Украины к устью Битюга. А. Бутов от имени 800 человек просил царя прислать служилых людей для охраны от нападений татар и калмыков до постройки острога, а также выдать им оружие. В с. Красный Остров пришли Е. Чаленко и с ним 50 человек из Полтавского полка, М. Островерхое и с ним 50 человек из Харьковского полка. Вслед за ними пришли в 1698 году из разных городов Левобережной Украины и Слобожанщины группы по 30-50 человек.

В 1702 году группа украинцев во главе с С. Поповым пришла в с. Лосево. В то же время у Красного Острова поселилось около 200 семей украинцев Красного Кута, Бурлука, Будищ Полтавского полка. Темпы заселения этой местности не удовлетворяли правительство. По указу Петра I от 17 ноября 1698 года предлагалось битюгскому приказному человеку П. Лосеву описать все земли по Икорцу и Битюгу и свободные из них заселить дворцовыми крестьянами. Согласно этому указу в 1701 году вывезено на Битюг дворцовых крестьян из Великосельской волости Ростовского уезда 226 дворов, из Юхоцкой волости Ярославского уезда - 225, из сёл Пошехонского уезда 334 двора. Всего из 4-х уездов 1021 двор, в которых мужчин 4919.

Местные условия для переселенцев оказались очень суровыми. Большинство украинцев, приехавших сюда добровольно, побыв короткое время, уходили в другие места, не могли свыкнуться с этой местностью многие русские люди. Из 4919 человек (1021 двор) в 1701 - 1703 годах сбежало 1141 человек, умерло 3409. Осталось жить на Битюге 369 человек. В 1703 году на Икорце и Битюге русских и черкас проживало 601 двор.

В 1704 году правительство вновь переселило сюда из сёл Балахонского, Костромского, Суздальского, Владимирского, Переяслав-Залесского уездов крестьян 999 дворов или более 4500 человек. Из них, по отписке приказного человека Е. Данилова от 3 ноября 1705 года, бежало 410 человек, умерло 1062 человека. Кроме названных, в 1687-1725 годах возникли украинские поселения на территории Острогожского полка: Сагуны, Колодежное, Костомарове, Берёзово, Марковка и другие. Появились и русские селения: Ельчанское, Веретье, Шубино. Земли южных районов Острогожского полка заселялись в XVIII веке преимущественно малороссиянами. Селились представители и других народов: волохи во главе с Кантемиром, пять семей латышей в селе Крутец, в 1766 году группа немцев в Рыбенсдорфе.

Украинские переселенцы принесли традиции казацкого самоуправления. Русское правительство нашло удобной эту систему военно-административного устройства в борьбе против татарских набегов.

См.: Сыроватский Н.И. Отчий край. – Воронеж, 1996. – 628 с.