Сценарий театрализованного представления по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино» для детей с ОВЗ. Сценарий спектакля по сказке Дж

Класс: 5 класс
Тема урока: Джанни Родари «Сказки по телефону»
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством итальянского писателя
Д. Родари «Сказки по телефону»
Задачи урока:
образовательные:
- учить внимательному отношению к слову;
- учить правильно и полно отвечать на вопросы;
- учить выразительному чтению текста по ролям;
развивающие:
- развивать речь, логическое мышление, воображение, внимание;
- развивать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;
- чувство сострадания к героям произведения;
воспитательные:
- воспитывать любовь к литературе;
- воспитывать грамотного читателя;
- воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник Русская словесность. 5 класс. Т.Чаплышкина, А.Садвакасова, Л.Сафронова, Н.Ставицкая, С.Ходова. Атамұра, 2010.
Время реализации урока: 45 мин
Применяемые методики:
Технология РКМ;
ИКТ, программа Adobe Flash CS5;
технологии компетентностного подхода.
План проведения урока
Этапы урока Временная реализация
I Организационный момент 1 мин
II Мотивация учебной деятельности 5 мин
III 1. Презентация «Волшебник из страны детства» 10 мин
2. «Чтение с остановками» сказки «Вопросы наизнанку» 9 мин
3. Физминутка 1 мин
4. Чтение по ролям
Сказка «Про мышь, которая ела кошек» 8 мин
5. Викторина «Сказки» 4 мин
6. Проверь себя 4 мин
IV Рефлексия
Инструктаж домашнего задания. 3 мин
Ход урока:
I. Организационный момент: приветствие, установка на успешную работу

Ребята, сегодня мы познакомимся с очень интересными литературными сказками. А о том, кто является их автором, думаю, вы сразу догадаетесь, как только я вам прочту стихотворение-загадку.
Итак, слушайте:
Фруктово-огородная страна –
В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней – мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной! (Чиполлино)
Историю про удивительного лукового мальчишку - веселого, озорного и смелого, сочинил итальянский писатель Джанни Родари. Эту книгу читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, а она не стареет! А еще Джанни Родари написал много других сказок, прекрасных историй и замечательных стихов.
II. Введение в тему урока. Подготовка к формулированию задачи на урок. Формулировка задачи детьми.
III. Операционный этап
1. Презентация «Волшебник из страны детства»
1 кадр Биография
На севере Италии, у самого подножия Альп есть озеро д’Орта с такой синей и прозрачной водой, что кажется, будто кусочек неба, пролившись однажды дождём, так и остался навсегда в каменистых берегах. Около этого озера очень удобно расположился небольшой городок Оменья, узкие улочки и низкие дома которого утопают в зелени и цветах. Именно там 23 октября 1920 года и родился Джанни Родари.
Отец мальчика, Джузеппе Родари, был булочником - владельцем небольшой пекарни и магазинчика "Хлебобулочные изделия и продовольственные товары".
В детстве Джанни Родари много болел, был очень слабым ребенком. Несмотря на это учился играть на скрипке, сочинял стихи, с удовольствием рисовал и мечтал стать знаменитым художником. Когда мальчику исполнилось 9 лет, умер отец. В семье настали трудные дни. Чтобы прокормить семью (у Джанни было еще два брата - Чезаре и Марио), мать устроилась работать служанкой в богатый дом.
Учиться Джанни Родари пришлось в духовной семинарии - там не только учили детей бедняков, но еще и бесплатно кормили и одевали. Окончив семинарию в 1937 году, он был вынужден идти работать, чтобы помогать семье. Родари стал учителем в начальной школе и одновременно посещал лекции на филологическом факультете Миланского университета.
Джанни Родари нравилось работать с детьми, он придумывал для своих учеников забавные и поучительные истории. Его воспитанники строили домики из букв, вместе с учителем сочиняли сказки.
Может быть, он не был очень хорошим учителем: он был слишком молод. Специального образования у него не было, и, возможно, «учёным» учителем он не был, но был весёлым учителем. Он говорил: «Я рассказывал в классе - и потому, что любил детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться, - истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу, - истории, которые я придумывал...» И ребятам учиться было ужасно интересно, потому что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё - и это детям куда забавнее - через форточку». Многие его сказки рождались прямо на школьных уроках: «Путешествие Голубой стрелы», «Джип в телевизоре», «Джельсомино в стране лгунов», «Сказки по телефону».
А потом Родари решил записать эти истории и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, в газету. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами.
2 кадр Выставка
Очень интересны и содержательны сказки Родари. Самая известная из них - сказка- повесть "Приключения Чиполлино" (1951, русский перевод Маршака увидел свет в 1953 году) о мальчике-луковке и его друзьях. Герои этой сказки живут в фантастической стране, населенной человечками-овощами, человечками-фруктами. В сказке постоянно сочетаются реальность и вымысел. Автор взял за правило: развлекая, говорить и о серьезном. Бодрый, никогда не унывающий Чиполлино защищает бедных, борется за справедливость, выступает против жестокости и зла. Произведение получило особенно широкую популярность в СССР, где по нему были сняты мультфильм (1961), а затем и фильм сказка "Чиполлино" (1973), где Джанни Родари снялся в эпизодической роли.
Говорят, когда Джанни Родари приехал с дочкой Паолиной в Москву, девочка неожиданно увидела в витрине игрушечного магазина знакомых персонажей - Чипполино, Синьора Помидора, Принца Лимона. Писателю было очень приятно: сбылась его детская мечта - герои книги превратились в игрушки! И случилось это в стране, которую Родари очень любил. Разве это не сказка!
Некоторые произведения
Сборник «Книжка весёлых стихов» (1950)
«Наставление пионеру», (1951)
«Приключения Чиполлино», (1951)
Сборник стихов «Поезд стихов» (1952)
«Джельсомино в стране лжецов» (1959)
Сборник «Стихи в небе и на земле» (1960)
Сборник «Сказки по телефону» (1960)
«Джип в телевизоре» (1962)
«Планета новогодних ёлок» (1962)
«Путешествие Голубой Стрелы» (1964)
«Какие бывают ошибки» (1964)
Сборник «Торт в небе» (1966)
«Как путешествовал Джованнино по прозванию Бездельник» (1973)
«Грамматика фантазии» (1973)
«Жил-был дважды барон Ламберто» (1978)
«Бродяжки» (1981)
3 кадр Признание
В Италии Джанни Родари долгое время оставался неизвестен как писатель, да и сам себя он воспринимал только как журналиста. Его имя стало популярным прежде всего благодаря многочисленным переводам на русский язык. Лучшие переводы стихов Родари принадлежат Самуилу Маршаку. Только после того, как в 1953 году "Приключения Чиполлино" были переведены на русский язык, началось триумфальное шествие произведений Джанни Родари по всему миру. Со временем и на родине писателя - в Италии стихи и сказки Родари стали включать в школьные учебники.
За три десятилетия литературной работы Джанни Родари выпустил в свет более дюжины книжек для детей - в стихах и прозе.
Джанни Родари ненавидел ложь и лицемерие, тому же он учил и своих читателей: "Мне кажется, что самые опасные враги человечества - это лжецы. На свете есть сотни лжецов…Лжец - это тот, кто говорит мир, а на деле стоит за войну… Я очень верю в силу правды… Правда похожа на голос певца - тот голос, от которого дрожат оконные стекла." Именно таким голосом Родари наделил Джельсомино, и этот волшебный дар позволил мальчику противостоять королевству Лжецов. В борьбе за правду оружие писателя слово. И этим оружием Джанни Родари владел в совершенстве.
Книги Джанни Родари переведены на десятки языков и известны во всем мире.
В 1970 году писатель был удостоен самой почетной международной премии в области детской литературы - Медали Ханса Кристиана Андерсена. Получая награду, писатель сказал: "Думаю, что сказки - старые и современные - помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его…"
Давайте, хорошенько запомним этот мудрый урок веселого учителя - Джанни Родари.
4 кадр Текст
Работа со сборником «Сказки по телефону»
У сеньора Бьянки очень беспокойная работа. Он колесит по всей стране - продает людям лекарства. Но каждый вечер он звонит домой и рассказывает дочери сказку. По телефону. Вот они - перед вами!
- Как вы думаете, почему автор дал сборнику такое название? Что это, по - вашему, значит?
- Как автор объясняет появление «Сказок по телефону»?
- Почему эти сказки были очень короткими?
2. Прием «Чтение с остановками»
Сказка «Вопросы наизнанку»
- Как вы думаете, о чем могла бы быть эта сказка?
- Что значит – наизнанку? В перен. – в новом, переиначенном виде, но с сохранением прежних основ, черт (чаще ирон.)
1. Жил однажды мальчик, который очень любил задавать вопросы.
- Приходилось ли вам отвечать на вопросы маленьких «почемучек»?
2. Это, конечно, совсем неплохо, наоборот, даже очень хорошо, когда человек чем-то интересуется…
- Что вы теперь думаете о герое сказки?
- Почему никто не мог ответить на вопросы героя?
- Как, вы думаете, будут дальше развиваться события?
Посмотрим, как развернутся события дальше.
3. Так мальчик и рос - что ни день, то несколько десятков вопросов…
- Как объяснил автор сказки причину неудачных вопросов героя?
- Почему судьба «почемучки наизнанку» была горестной и лишённой смысла?
- По образцу вопроса "Почему у усов есть кошка?» попробуйте придумать несколько подобных вопросов.
3. Физминутка.
4. Чтение по ролям
Сказка «Про мышь, которая ела кошек»
Эвристическая беседа
5. Викторина «Сказки»
1. В какой стране живут самые воспитанные люди? («Страна без углов»). Объясните, почему они самые воспитанные? (Нет углов – нет столкновений, конфликтов).
2. Что терял главный герой сказки «Рассеянный мальчик»? (Части своего тела).
3. В какой сказке стол упал на голову мальчика, когда тот решил облизать его ножки? («Дом из мороженого»).
4. Из какой сказки диалог?
«- Сколько весит слезинка?
- Смотря чья. У капризули она легче самого легкого ветерка, а у голодного ребенка – тяжелее всей земли…» (Сказка «Давай придумывать числа»).
5. Каким был дождь в сказке «Небывалый дождь»? Из чего? (Дождь из леденцов).
6. Кем был отец Дж.Родари? (Пекарем, булочником)
7. Какой город обманщик продал парикмахеру? (Стокгольм)
8. Как назывался полицейский из страны без углов? (Блюститель порядка)
9. Кто переводил с итальянского на русский сказки Дж. Родари? (С.Я. Маршак)
10. Кто помог библиотечной старой мыши спрятаться от кота? (паучок)
11. Если в Модене считали: «разки, двазки, триски- четыре киски», то как считали в Риме? (ранцы, дванцы, дранцы – поринцы)
6. 5 кадр «Проверь себя»
Проверим себя
1. Почему от героя сказки «Сбежавший нос» убежал нос? (Причину в финале объясняет сам сбежавший орган: «Слушай, не ковыряй ты больше в носу. Или хотя бы отрезай ногти»).
2. Послушайте отрывок из сказки. «Когда она умерла, люди нашли ее записную книжку. Открыли…, а в ней видимо-невидимо крестиков. – …Это она, должно быть, свои добрые дела отмечала. Сколько же их у нее, батюшки!» Что на самом деле отмечала героиня и как называется сказка? Постарайтесь объяснить смысл названия. (Сказка «Пигалица». Героиня – маленькая женщина, которая отмечала чихи сограждан. Она маленькая не только по росту, но и в делах своих).
3. Что придумал рачишка в сказке «Про рака»? Прав ли он, на ваш взгляд? (Рачок решил ходить не пятясь задом, как его сородичи, а прямо. Отец, мать и окружающие убеждали его быть как все, но «и по сей день наш рачишка все еще мужественно идет вперед и так же верит в свою правоту, как верил в первый день. А нам остается только от всего сердца пожелать ему: – Доброго тебе пути!» Автор явно одобряет выбор рачком жизненной позиции).
4. Возможно ли, чтобы мышь кошек ела? (Возможно, если эта мышь библиотечная и ест картинки в книжках. Сказка «Про мышь, которая ела кошек»).
IV Рефлексия. Инструктаж домашнего задания.
Читая книгу Дж. Родари, мы поняли, что это писатель с очень богатой фантазией: что ни сказка, то новая идея. Предлагаю вам в качестве домашнего задания упражнения на развитие воображения. Прочтите названия нескольких сказок Дж.Родари и попробуйте сочинить свои сказки по таким названиям:
"Лифт к звездам", "Маленький космонавт", "Продавец комет", "Фиалка на полюсе».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

УРОКИ ФАНТАЗИИ С ДЖАННИ РОДАРИ

Литературный утренник

Подготовила

учитель начальных классов

Иванова И. Н.

г. Шумерля. 2010 г.

Ведущий: Джанни (Джованни) Рода­ри родился 23 октября 1920 года в небольшом городе Оменья на севере Италии. Го­родок этот расположен в го­рах, возле озера д"Орта, в центре которого на ост­ровке высится старинный замок. Узкие улицы, невысокие дома, утопающие в зелени и цветах.

Отца Джанни звали Джузеппе, он был булоч­ником - держал небольшую пекарню и магазин при ней. В небогатой семье царила счастливая се­мейная атмосфера, пронизанная любовью и забо­той. Когда мальчику исполнилось девять лет, умер отец.

Чтобы прокормить семью, мать устроилась ра­ботать служанкой в богатый дом. Джанни Рода­ри и два его брата Чезаре и Марио росли в род­ной деревне их матери Варесотто. Учился Джанни в духовной семинарии - там не толь­ко учили детей бедняков, но еще и бесплатно кормили и одевали. После трехлетнего обучения Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах сельской школы. Джанни Родари любил работать с детьми, ему нравилось придумывать для них веселые и поучительные истории: «...Смею ут­верждать, скучным учителем не был. Я рас­сказывал в классе - и потому что любил детей, и потому что сам был не прочь позабавиться - истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу, - истории, которые я придумывал».

Примером такой смешной истории является стихотворение «История одной запятой»:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЗАПЯТОЙ

На свете, заботы не зная,

Спокойно жила Запятая.

Но школьник беспечный

Без тени сомненья

Её водрузил на конце предложенья.

Бедняжке пришлось в одиночку

Удерживать целую строчку.

Она, покраснев,

Выбивалась из сил,

Стонала, пыхтела с натуги.

На помощь к ней Знак Восклицанья спешил

И все Запятые-подруги.

Но поздно! Не выдержав муки

(О, жалость!),

Бедняжка в мученьях скончалась.

Учитель, орудуя карандашом,

Её схоронил под огромным крестом.

А рядышком,

Строгий и красный, как мак,

Возник монумент -

Восклицательный Знак!

Пер. Ю. Ильина

Конкурсы по книге «Приключения Чиполлино»

1. «Назови профессию героя»

    Виноградинка - ... (Сапожник.)

    Зелёный горошек - ... (Адвокат.)

    Груша - ... (Профессор, учитель музыки.)

    Лук-Порей - ... (Огородник.)

    Мастино - ... (Сторожевой пёс.)

    Фасоль - ... (Тряпичник.)

    Земляничка - ... (Служанка.)

    Петрушка - ... (Учитель.)

    Марксу - ... (Сыщик.)

    Каштан - ... (Доктор.)

    Мухомор, Черёмуха, Артишок, Салато-
    Шпинато - ... (Доктора.)

2. «Какое имя здесь лишнее?»

(Нужно назвать имя персонажа, кото­рый не принадлежит этой сказке.)

    Помидор, Цветик, Лимон, Черника. (Лишнее - Цветик.)

    Виноградинка, Тыква, Арбузик, Зем­ляничка. (Лишнее - Арбузик.)

    Вишенка, Чиполлино, Груша, Медуни­ца. (Лишнее - Медуница.)

Мастино, Торопыжка, Лук Порей, Мар-коу. (Лишнее - Торопыжка.)

Из какой сказки попали сюда лишние имена? (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».)

3. «Все - по домам!»

Рассели правильно персонажей сказки:

    кто живёт во дворце?

    кто - в деревне?

    кто - обитатель леса и луга?

Обитатели дворцов

Обитатели деревни

Обитатели леса и луга

Принц Лимон Графини Вишни Барон Апельсин Герцог Мандарин Синьор Помидор Вишенка Синьор Петрушка

Чиполлино Кум Тыква Лук Порей Виноградинка Фасоль Редиска Груша и др.

Кум Черника Доктор Каштан Медведь Волки Крот

4.Викторина по сказке Джанни Ро дари «Приключения Чиполлино»

    Как звали братьев Чиполлино? (Чиполетто, Чиполучча, Чиполотто и Чиполочча.)

    Какому ремеслу учился Чиполлино? (Ре­меслу сапожника у кума Виноградинки.)

    Сколько кирпичей удалось собрать куму Тыкве для постройки домика? (118 кир­пичей.)

    На сколько ног прихрамывал папа-Тыся­ченожка? (Тоже на 118.)

    Для чего использовала усы Лука Порея его жена? (Она использовала их как ве­рёвки для просушки белья.)

    Кто сторожил домик кума Тыквы в лесу? (Черничка.)

    Кого пригласил принц Лимон для розыс­ков домика кума Тыквы? (Сыщика мис­тера Марксу и собачку Держи-Хватайку.)

    Почему синьор Помидор всегда ложился спать в чулках? (Он прятал ключ от подземелья в особом кармашке, подши­том к изнанке чулка.)

    Кто гостил в замке у графинь Вишен? (Барон Апельсин и герцог Мандарин.)

    Что любил барон Апельсин, а что - герцог Мандарин? (Барон Апельсин любил по­есть, а герцог Мандарин любил подарки.)

    Что было написано на воротах парка гра­финь вишен? (На одной стороне было на­
    писано «Вход воспрещён», а на другой -«Выход воспрещён»,)

    Кому были адресованы такие объявле­ния: «Запрещается разговаривать с ры­бами!», «Запрещается трогать цветы! Нарушитель будет оставлен без сладко­
    го»? (Племяннику графинь Вишен - Вишенке.)

    Назовите имена друзей Чиполлино. (Редис­ка, Фасолинка, Земляничка, Вишенка.)

    Кто пел эту песенку: «Как у Тыквы-ста­рика / В кухне правая рука. / В спальне
    левая рука. / Если ноги на пороге, / Нос - в окошке чердака!» (Мальчишка.)

О ком доктор Каштан сказал стихами: «Ничего не болит у больного: / Пульс в порядке, и сердце здорово, / Не больна у него селезёнка... / Одиночество губит ре­бёнка!» (О Вишенке.)

5. Конкурсы - домашние задания

    «Портретная галерея» - конкурс ри­сунков или конкурс костюмов по сказке «Приключения Чиполлино».

    «Огородники» - прорастить луковицу: у кого луко­вые былинки будут самые большие - тот победитель (можно сделать из такой лу­ковицы головку Чиполлино, использо­вав цветную бумагу, клей или пласти­лин);

    выставка «Наши достижения» - выставка лучших образцов чудо-овощей и чудо-фруктов со своего огорода, из сво­его сада (по возможности).

«Песенки» - конкурс исполнителей песенок из радиопостановки про Чиполли­но на стихи С. Маршака.

Ведущий : Сказки Джанни Родари путешествуют по всему миру уже очень давно, «Приключения Чиполлино» появи­лись в 1951 году, а в следующем 1952 году появилась сказочная повесть «Путешествие Голубой Стрелы». В Италии, как и в Рос­сии, все дети любят получать подарки. Под Рождество они тоже пишут письма, только не Деду Морозу, а фее Бефане:

Правда ли, феи порою ночной

Сыплют гостинцы в чулок шерстяной?

Правда ли, феи на праздник игрушки

Детям хорошим кладут под подушки?

Я не шалил, хорошо себя вел,

Но ничего я в чулке не нашел.

Милая фея, в канун новогодний

Должен твой поезд промчаться сегодня.

Только боюсь я, что в поезде скором

Ты пронесешься по нашим просторам

Мимо убогих домишек и хат,

Мимо хороших, но бедных ребят.

Фея, мы будем тебе благодарны,

Если ты выберешь поезд товарный.

Пусть он стоит у любого двора,

Где ожидает тебя детвора!

Дж. Родари. Письмо фее (пер. С. Маршака)

Действие сказки «Путешествие Голу­ бой Стрелы» начинается в магазине игру­шек. Его хозяйка – Фея, под Рождество она разносит детям подарки, летая на метле. Вот только не все родители могут заказать Фее подарок, ведь за него нужно заплатить настоящие, не сказочные день­ги, и нередко дети бедняков подарков не получают. Один из таких детей - маль­чик Франческо. Франческо было 10 лет, он учился в 4 классе, а после уроков рабо­тал: продавал газеты, продавал конфеты зрителям в кинотеатре. Мальчик мечтает об игрушечном поезде «Голубая Стрела», но у его матери нет денег на такой дорогой подарок. И вот игрушки, пожалев маль­чика, убегают из магазина и отправляют­ся в путешествие, чтобы порадовать Франческо и других детей бедняков. Тот из вас, кто читал эту сказку, помнит, как рождественской ночью сквозь мглу и вью­гу мчался поезд «Голубая Стрела», чтобы все дети получили подарки на Рождество. Давайте вспомним, какие же это были иг­рушки.

6. Кроссворд по сказке «Путешествие Голубой Стрелы»

По вертикали - дополни слово:

    Пёс... (Кнопка.)

    Сидящий... (Пилот.)

    Капитан (Полубородый.)

    Перо (Серебряное.)

    Жёлтая... (Канарейка.)

    Синьора... (Фея.)

    Три... (Марионетки.)

    Монти... (Франческа.)

    Жёлтый... (Медвежонок.)

10.Оловянные... (Солдатики.)

11.Кукла... (Роза.)

т


7. Подведение итогов.


Цели:
продолжить знакомство учащихся с творчеством Джанни Родари;
совершенствовать умение определять главную идею произведения, развивать умение читать текст выразительно;
формировать коммуникативную компетентность учащихся;
развивать мышление, память, внимание, речь, воображение и творческие способности учащихся;
воспитывать интерес к чтению и предмету, развивать умение адекватно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
воспитывать уважение к труду, чувство взаимопомощи;

Предварительная подготовка:
За 10 дней до праздника ученик в костюме Чиполлино во всех 3-х классах раздает задания
Джанни Родари рассказывал ребятам разные смешные истории - истории без всякого смысла, и чем абсурднее они были, тем больше дети смеялись.
Джанни Родари хотел бы, чтобы его книги помогали родителям сблизиться со своими детьми, чтобы с ними можно было бы вместе посмеяться, поспорить. Он всегда был доволен, когда какой-нибудь мальчик охотно слушал его истории. Еще больше он радовался, когда эти истории вызывали у детей желание говорить, высказывать свое мнение, задавать взрослым вопросы, требовать, чтобы они отвечали. Эти истории собраны в сборнике под названием «Сказки по телефону»
«Как это здорово знать, что книга, какая бы она ни была - толстая или тонкая, - печатается не для того, чтобы лежать где-то в пыли на витрине или в шкафу, а для того, чтобы ее с отличным аппетитом проглотили, съели, переварили сотни тысяч ребят»- говорил Джанни Родари.
Надеемся, что книга придется вам по вкусу и поэтому предлагаем вам домашние задания для подготовки к литературному празднику-конкурсу по творчеству итальянского писателя Джанни Родари:
1) инсценировать одну из «Сказок по телефону» замечательного писателя Джанни Родари;
2) обязательно прочитать самую известную сказочную повесть Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

План мероприятия.
Праздник проводится на нескольких площадках – станциях:
1. « Авторская»
2. «Театральная»
3. «Пословицы и поговорки»
4. «Поэтическая»
5. «В гостях у Чиполлино»
На каждой из станций детей встречает ведущий, дает необходимый материал и предлагает выполнить задания.
1. Проводится линейка, на которой детям разъясняются правила конкурса и вручаются обходные листы.
2. Дети двигаются по заданному маршруту.
3. Подведение итогов.
Ход мероприятия.
Открытие праздника (линейка)
- Дорогие ребята! Сегодня мы проводим литературный праздник-конкурс, посвященный 90-летию со дня рождения Джанни Родари. В нашей стране Джанни Родари любят все - и ребята, и взрослые. Любят за жизнерадостность и неистощимую фантазию, за тёплый юмор. Не скрывая, что в мире много ещё несправедливостей, писатель верил в победу добра и света и этой верой увлекает читателей.
- У С.Я.Маршака есть замечательное стихотворение «Дом, который построил Джек». По итогам нашей работы мы тоже построим дом, на котором будут представлены результаты вашей деятельности на станциях (показать макет). Вы спросите: «При чем здесь Маршак? Ведь праздник посвящен творчеству Родари.» Наберитесь терпения, и вы узнаете, что связывает этих двух замечательных писателей.
- Для «строительства дома» на станциях ведущие выдадут вам карточки с заданиями, которые вы должны будете выполнить. Затем карточки мы поместим на этот дом, что и будет отчётом о проделанной работе.
- А теперь прошу командиров классов получить путевые листы и вместе со своими одноклассниками отправиться в путешествие по станциям.

Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья, на севере Италии.
Отец мальчика Джузеппе Родари был булочником - владельцем крохотной пекарни и магазинчика. Своё детство Джанни провёл возле жаркой печи, среди мешков с мукой и углём. Отец каждый день специально для своих сыновей выпекал дюжину поджаристых булочек, зная, что они их очень любят.
Мать его сначала работала на бумажной фабрике, а потом долгие годы служила прислугой в богатом доме… Может, поэтому Джанни Родари в своих произведениях с такой любовью описывает людей труда: булочников, столяров, маляров, стекольщиков и др.
Отец Джанни умер от воспаления легких, простудившись под дождём, когда спасал котёнка, жалобно мяукавшего среди луж. Джанни тогда едва исполнилось девять лет. Туго приходилось семье, рано оставшейся без кормильца!..
Джанни Родари стал детским поэтом и писателем почти случайно. Он мечтал в детстве о разных профессиях. Ему хотелось быть скрипачом, и он несколько лет учился играть на скрипке. Ещё ему хотелось быть художником. Правда, в школе у него были плохие отметки по рисованию, и все же водить карандашом и писать маслом он очень любил. Словом, как все ребята, он мечтал об очень многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чем меньше всего думал.
В 17 лет юноша приходит работать в школу. Ему нравится быть с детьми. Он становится учителем младших классов. Может быть, он не был очень хорошим учителем: он был слишком молод. Специального образования у него не было, и, возможно, «учёным» учителем он не был, но был весёлым учителем. Он говорил: «Я рассказывал в классе - и потому, что любил детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться, - истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу, - истории, которые я придумывал...» И ребятам учиться было ужасно интересно, потому что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё - и это детям куда забавнее - через форточку». Многие его сказки рождались прямо на школьных уроках:
«Путешествие Голубой стрелы»;
«Джип в телевизоре»;
«Джельсомино в стране лгунов»»
«Сказки по телефону».
А потом Родари решил записать эти истории и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, в газету. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами.
(Показать книги Джанни Родари)
Ему очень повезло с переводчиками. Книги Дж. Родари переведены на 20 языков мира, в том числе и на русский язык. Первым и главным переводчиком их в нашей стране стал Самуил Яковлевич Маршак.
В 1967 году он был признан лучшим писателем Италии. А в 1970 году за совокупность всех своих произведений Джанни Родари был удостоен международной премии Андерсена.
14 апреля 1980 года Джанни Родари не стало. Но он продолжает жить в своих книгах, в которых каждый читатель может найти много нового и интересного.
- Надеюсь, что вы были внимательными слушателями и легко сможете выполнить задание на карточке. Правильно восстановив текст, вы получите 5 баллов.

Задание. Вставьте в текст пропущенные слова. (5 баллов)
Джанни Родари родился ____ октября ______ года в маленьком городке ___________, на севере ___________, который расположен в горах, возле небольшого озера.
Отец мальчика Джузеппе Родари был ________________ - владельцем крохотной пекарни и магазинчика.
Мать его сначала работала на бумажной фабрике, а потом долгие годы служила _______________________________…

Джанни Родари стал детским поэтом и писателем почти случайно. Он мечтал в детстве о разных профессиях. Ему хотелось быть ______________, и он несколько лет учился играть _______________. Еще ему хотелось быть ___________________. Словом, как все ребята, он мечтал об очень многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чем меньше всего думал.

В ______ лет юноша приходит работать в школу. Ему нравится быть с детьми. Он становится учителем ____________________. Специального образования у него не было, и, возможно, «учёным» учителем он не был, но был _______________ учителем. И ребятам учиться было ужасно интересно, потому что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё - и это детям куда забавнее - через______________________».

А потом Родари решил записать истории, придуманные на уроках и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, _______________. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами.
Ему очень повезло с переводчиками. Книги Дж. Родари переведены на ____ языков мира, в том числе и на русский язык. Первым и главным переводчиком их в нашей стране стал ____________________________.

В ________ году Родари был признан лучшим писателем Италии. А в 1970 году за совокупность всех своих произведений Джанни Родари был удостоен ___________________________________.
14 апреля 1980 года Джанни Родари не стало. Но он продолжает жить в __________________________, в которых каждый читатель может найти много _________________________________.

станция «Пословицы и поговорки»
В книгах Джанни Родари часто встречаются крылатые выражения и пословицы. Давайте вспомним их, выполнив 2 задания.

1-е задание. Разминка. На доске вы видите рассыпанные пословицы и поговорки. Подберите к началу пословицы подходящее окончание. (5 баллов)

1. Где лук - там и слезы.
2. Мир тесен - еще встретимся.
3. На сердце кошки скребут.
4. Язык без костей.
5. Остался в дураках.
6. Словно о стенку горох.
7. Здесь и у стен есть уши.
8. Поживем - увидим.
9. Час от часу не легче.
10. Спать - только время терять.

2-е задание. Одну из пословиц вы должны собрать, приклеить на карточку и объяснить её смысл. (по 1 пословице для каждого класса)- 5 баллов
В своём доме и стены помогают.
Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
Век живи - век учись!
Кто волен, тот и доволен.
У страха глаза велики.
станция «Театральная»

На этой станции ученики демонстрируют инсценировку одной из сказок Джанни Родари из сборника «Сказки по телефону».
- При подготовке к празднику вы выполняли домашнее задание – инсценировку сказки Дж. Родари. Итак, покажите свои таланты. (5 баллов)

СТРАНА, ГДЕ ВСЕ СЛОВА НАЧИНАЮТСЯ С "НЕ"
Да, Джованнино-Бездельник был заядлым путешественником. Путешествовал он, путешествовал и оказался еще в одной удивительной стране. Здесь все слова начинались с частицы "НЕ".
- Что же это за страна такая? - спросил он у одного горожанина, что отдыхал в тени под деревом.
Горожанин вместо ответа достал из кармана перочинный нож и протянул его на ладони Джованнино.
- Видишь?
- Вижу. Ножик.
- Ничего подобного! Это неножик, то есть ножик, у которого впереди "не". Он служит для того, чтобы огрызки карандашей превращать в новые карандаши. Очень полезная вещь для школьников.
- Великолепно! - удивился Джованнино. - А еще что?
- А еще у нас есть невешалка.
- То есть вы хотите сказать - вешалка?
- Нет, именно то, что я и сказал, - невешалка. От вешалки мало проку, если на нее нечего вешать. А вот с нашей невешалкой совсем другое дело. На нее ничего вешать не надо, на нее уже все повешено. Нужно тебе пальто, иди и сними его! А если кому-нибудь нужен пиджак, то незачем ходить в магазин и покупать его. Надо только подойти к невешалке и снять его. У нас есть невешалки летние и невешалки зимние, невешалки для мужчин и отдельно – для женщин. Это сберегает нам деньги.
- Прекрасно! А еще что?
- Еще у нас есть нефотоаппарат, который, вместо того чтобы делать обычные снимки, делает карикатуры, и людям становится весело. Еще у нас есть непушка.
- Уфф! Как страшно!
- Ничуть! Непушка - это совсем не то, что пушка. Она служит для того, чтобы прекращать войну.
- А как же она действует?
- Очень просто! Даже ребенок может управлять ею. Если вдруг начинается война, мы сразу же трубим в нетрубу, стреляем из непушки, и война тотчас же прекращается.
Какая прелесть эта страна, где все слова начинаются с "НЕ"!

СТРАНА, ГДЕ ВСЕ ЛЮДИ СДЕЛАНЫ ИЗ МАСЛА
Однажды Джованнино-Бездельник, великий путешественник и землепроходец, оказался в стране, где все люди сделаны из масла. На солнце они таяли, и поэтому им приходилось все время укрываться в тени и прятаться в прохладе. И жили они в городе, где вместо домов повсюду стояли огромные холодильники. Джованнино ходил по улицам этого странного города и видел, как жители сидят у окон своих домов-холодильников, положив на голову пузырь со льдом. На двери каждого холодильника висел телефон, чтобы можно было разговаривать с его обитателями.
- Алло! - сказал Джованнино, сняв трубку у одного из холодильников.
- Алло! - ответили ему.
- Кто говорит? - спросил Джованнино.
- Король страны, где все люди сделаны из масла. А я сбит из сливок высшего сорта, снятых с молока лучших швейцарских коров. Вы обратили внимание на мой холодильник?
- Нет, а что? Ах вот в чем дело! Он же из чистого золота!.. А вы что,
так никогда и не выходите из него?
- Отчего же, иногда выхожу. Зимой. В сильный мороз. И катаюсь в ледяном автомобиле.
- А если, пока ваше величество гуляет, выглянет солнце?.. Что тогда?
- Не может оно выглянуть! Это запрещено! Я бы тотчас же приказал моим солдатам посадить его в тюрьму!
- Как бы не так! - рассердился Джованнино, бросил трубку и отправился путешествовать в другую страну.

КАК ПРИДУМЫВАЮТ ЧИСЛА
- Давайте придумывать числа?!
- Давайте! Чур, я первый! Почти-один, почти-два, почти-три,
почти-четыре, почти-пять, почти-шесть...
- Это слишком маленькие числа. Послушай мои. Один сверхмиллион биллионов! Одна восьмища миллионищ! Один удиви-удивятище и один изумилище!
- Подумаешь! А я могу целую таблицу умножения придумать! Вот смотри!
Трижды один - Паолина и Мартин!
Трижды два - вкусная халва!
Трижды три - нос скорей утри!
Трижды четыре - шоколад, вкуснейший в мире!
Трижды пять - ошибся опять!
Трижды шесть - я хочу есть!
Трижды семь - никогда суп не ем!
Трижды восемь - милости просим!
Трижды девять - мир слезам не верит!
Трижды десять - ничего не весят!
- Скажи-ка быстро, сколько стоит эта коврижка?
- Дважды "надеру-уши"!
- А сколько отсюда до Милана?
- Тысяча километров новых, один километр совсем уже старый и семь шоколадок!
- Сколько весит слеза?
- А это по-разному. Слеза капризного мальчика весит меньше ветра. Слеза голодного мальчика - тяжелее всей Земли!
- Очень длинная получилась сказка?
- Слишком!
- Давай напоследок придумаем еще несколько чисел. Знаешь, как считают в Модене? Раз-и-раз, двас-и-двас, трижды-трижки, четыре коврижки и пяток кочерыжек.
- А я посчитаю, как в Риме. Разик, двазик, третий тазик, а дальше считай как знаешь...

ДОЛОЙ ДЕВЯТКУ!
Как-то раз один школьник решал примеры.
- Тринадцать разделить на три, - считал он, - будет четыре и один в
остатке. Значит, четыре. Проверим. Трижды четыре - двенадцать. Плюс один - тринадцать. Теперь долой девятку...
- Вот еще! - вдруг рассердилась девятка.
- Что? - удивился ученик.
- Почему это "Долой девятку!"? Что ты ко мне пристал? Что я тебе сделала? Или, может, я преступница какая?
- Но я...
- Да, да! Я знаю, ты сейчас начнешь придумывать всякие объяснения. Только меня они не устраивают. Кричи, если хочется: "Долой бульон из мясных кубиков!", "Долой полицию!" - и даже можешь сколько тебе угодно кричать: "Долой жареный воздух!" Но почему тебе взбрело в голову кричать "Долой девятку!"?
- Простите, но я только хотел...
- Не перебивай! Это неприлично. Я простая, скромная цифра. Однозначная, правда. И любая двузначная может, конечно, меня поучать. Но и у меня есть своя гордость, и я требую, чтоб меня уважали. И прежде всего дети, которым еще нужно нос вытирать. Одним словом, долой твой нос, долой что угодно, но меня, будь добр, оставь в покое!
Школьник так растерялся и испугался, что побоялся вычесть девятку из тринадцати. Пример остался нерешенным, и мальчик получил двойку.
Да, видимо, иногда бывают в жизни случаи, когда надо быть смелее и решительнее.

ПЕРЕКОРМИТНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ
Когда девочка заболевает, ее куклы тоже должны болеть - за компанию, чтобы ей не было скучно. К девочке приходит врач, а к куклам - дедушка. Он осматривает их, выписывает лекарства и каждой делает очень много уколов своей шариковой ручкой.
- Знаете, доктор, этот ребенок заболел, - говорит девочка.
- Ну что ж, посмотрим, что с ним. Дышите глубже, так, так... О! Так я и думал. По-моему, у нее неплохой капризит.
- А это опасно, доктор?
- Чрезвычайно! Дайте ей микстуру из синего чернильного карандаша и растирайте перед сном фантиком от анисовой карамельки.
- А эта девочка, вам не кажется, тоже немного нездорова?
- О, да она просто совсем больна! Это видно и без бинокля!
- Ой, а что с ней?
- Гм, сейчас посмотрим... Так... Немножко простудинки, немножко грустинки и острый приступ клубничного перекормита.
- Ой, мама, как страшно! Неужели она умрет?
- Нет, это не так опасно. Но лекарство не помешает. Ей нужно дать две таблетки глупидина. Только растворите их сначала в стакане грязной воды. И смотрите, чтобы стакан был зеленый. От красного стакана у нее могут разболеться зубы.
И вот в одно прекрасное утро девочка просыпается совсем здоровая.
Доктор разрешает ей встать с постели. Но дедушка хочет осмотреть ее сам, пока мама собирает ей одежду.
- Ну что ж, посмотрим, - говорит он. - Скажи-ка; тридцать три. Так. Скажи: перепеле. А теперь попробуй что-нибудь спеть. Ну что ж, все в порядке! У тебя были типичное перекормитное воспаление.

станция «В гостях у Чиполлино»
(Предлагает задания ученик в костюме Чиполлино)

Здравствуйте! Я рад новой встрече с вами и сегодня предлагаю вам выполнить мои задания.
- Сначала вспомним героев сказочной повести «Приключения Чиполлино», разгадав кроссворд.
Кроссворд на слайде (максимально 5 баллов)

1. Этот герой и стал виновником появления на свет этой замечатель¬ной книги. Он был главой большой и дружной семьи, у него было восемь сыновей! (Чиполлоне)
2. Этот герой был кавалером, жестоким и бессердечным управителем и экономом богатых поме¬щиц. (Помидор)
3. Этого героя узнает каждый, кто внимательно читал книгу. Он был нанят в качестве домашнего учителя в дом богатых помещиц. (Петрушка)
4. Этот герой, когда задумывался, любил чесать ши¬лом затылок. (Виноградинка)
5. Это очаровательное создание имело доброе сердце, она сочувствовала Вишенке и помогала Чиполлино. (Земляничка)
6. Так переводится с итальянского имя Чиполлино. (Луковка)
7. Этот герой - главный правитель страны, где происходили события. Его стража, армия очень похожи на своего правителя. (Лимон)
8. Этот герой – племянник графинь Вишен. (Вишенка)
9. Здоровенный сторожевой пёс. (Мастино)

А теперь ответьте на вопросы викторины, ответы записывайте на карточке.
Викторина (5 баллов)
1. Бедную окраину собрался посетить принц Лимон. Народ решил, что пришел бродячий оркестр. Почему? /На шапочках принца и придворных были колокольчики./
2. За что арестовали несчастного Чиполлоне? /Он нечаянно наступил на ногу принцу Лимону./
3.Как называлась маленькая деревушка, где жил кум Тыква? /Никто не потрудился написать её название на столбе или на первом доме./
4. Как Чиполлино показал синьору Помидору Мошенника? /С помощью зеркальца./
5.«Многие заходили в мастерскую, чтобы посмотреть на смелого мальчишку». Что такое совершил Чиполлино? /Заставил плакать самого кавалера Помидора./
6. Отчего вокруг профессора Груши летало облако мух? /Потому что скрипка его была сделана из половинки ароматной сочной груши, а мухи большие охотницы до всего сладкого./
7. Для чего жена Лука Порея использует его усы? /Чтобы сушить бельё./
8. «У него был необыкновенно толстый живот. Впрочем, ничего удивительного в этом не было, потому что он только и делал, что ел…» Кто это? /Барон Апельсин/
9. «Мистер Моркоу начал с того, что вытащил из какого-то мешочка кубик с номером 28. Это означало… Что именно?» /Что ему нужно отойти в сторону на 28 шагов и там искать беглецов/
10. «Чиполлино налил в бутылку воды, подсыпал туда сонного порошка и сделал вид, что пьёт». Кто на самом деле выпил сонную воду? /Пес Мастино/
Оценка работы класса (самая высокая – 10 баллов)
станция «Поэтическая»

Джанни Родари был не только замечательным сказочником, он написал множество прекрасных стихов. Послушайте одно из них – стихотворение «Чем пахнут ремёсла»
Прослушивание стихотворения (рассказывает подготовленный ученик)
- А теперь задание: назовите все профессии, отмеченные автором в стихотворении - за каждый правильный ответ 1 балл.
булочник
столяр
маляр
стекольщик
шофёр
рабочий
кондитер
доктор
крестьянин
рыбак

Определите главную мысль стихотворения (2 балла)
Оценка работы класса (самая высокая – 12 баллов)

Подведение итогов

Посмотрите, какой замечательный дом мы построили.
- Надеюсь, что все вы прекрасно провели время. Я желаю вас всем исполнения всех желаний, ведь у каждого человека есть мечта, и если в неё по-настоящему верить, то она обязательно осуществится. Как говорил Джанни Родари: «Стоит тебе вступить в этот мир – и он уже твой. Да, да, весь, целиком! И твой, и его, и его, и всех ребят, что живут на земле. И тебе не нужно платить за него ни единого сольдо. Засучи только рукава, чтоб сподручнее было работать, протяни руку и бери его, бери себе на здоровье!»
Вручение грамот.
Полный текст материала Сценарий литературного праздника-конкурса, посвященного творчеству Джанни Родари для учащихся 3 классов смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

II. Вступительное слово ведущего.

Ведущий . «Жил-был в Италии ученый. Однажды изобрел он атомную бомбу. По случаю изобретения устроили торжество, на котором было много генералов, а на столах разных сладостей. И надо же было такому случиться, что один из генералов уронил внутрь бомбы пирожное с кремом... Произошла реакция, и бомба превратилась в... гигантский торт, который поднялся в воздух, тихонько полетел к Риму и тихонько опустился на холме возле столицы. Торт вызвал настоящий переполох среди взрослого населения. Военные и полицейские даже вообразили, что прилетел космический корабль марсиан, и стали в спешном порядке готовиться к войне.

Первыми догадались, что это не марсиане, а вкусное изделие, дети. Дети открыли глаза взрослым, и все с аппетитом стали поедать торт...»

Вы, конечно, догадались, что это сказка?.. Удивительно вкусная сказка. Называется она «Торт в небе», и написал ее Джанни Родари. Его творчество станет темой нашего разговора.

III. Рассказ о жизни Джанни Родари.

Родился он в Италии, в стране очень древней; в стране, с трех сторон окруженной морем; в стране, почти всю территорию которой занимают горы с вершинами, покрытыми вечными снегами. Горы защищают Италию от северного ветра, поэтому в стране даже зимой не бывает холодов, а летом - изнурительной жары, но зато здесь много солнца и чистого морского воздуха. Живут в этой стране жизнерадостные и веселые люди.

Отец Джанни Родари был булочником, поэтому Родари вырос среди мешков с мукой и углем. Мать его сначала работала на бумажной фабрике, а потом долгие годы служила прислугой в богатом доме...

Может, потому Джанни Родари в своих стихах с такой любовью описывает людей труда: булочников и столяров, маляров и стекольщиков, шоферов и заводских рабочих, кондитеров и земледельцев, рыбаков и лудильщиков.

(Звучит стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?».)

Вы знаете, кто такой лудильщик? Чем он занимается? Лудильщик - это мастер, который ремонтирует медную и железную посуду, запаивая ее тонким слоем олова.

(Звучит стихотворение «Лудилыцик».)

Джанни Родари стал детским поэтом и писателем почти случайно. Он мечтал в детстве о разных профессиях. Ему хотелось быть скрипачом, и он несколько лет учился играть на скрипке. Еще ему хотелось быть художником. Правда, в школе у него были плохие отметки по рисованию, и все же водить карандашом и писать маслом он очень любил. Словом, как все ребята, он мечтал об очень многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чем меньше всего думал.

Он стал школьным учителем младших классов. Может быть, он не был очень хорошим учителем: он был слишком молод. Но он был веселым учителем. Он придумывал и рассказывал ребятам разные смешные истории, чтобы дети смеялись. Чем невероятнее были эти истории, тем дети больше смеялись. А чем больше смеялись дети, тем больше радовался их учитель, который считал: веселые дети растут быстрее и учатся легче. А потом Родари решил записать эти истории и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, в газету. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами.

(Показать книги Дж. Родари.)

Книги Джанни Родари были переведены на 20 языков мира, в том числе и на русский язык. Первым переводчиком и пересказчиком их в нашей стране стал С. Я. Маршак.

Работая в газете, Дж. Родари любил встречаться с детьми и рассказывать им свои новые сказки, чтобы посмотреть, как они слушают их. Если ребята слушали, затаив дыхание, переживали за судьбу героев, смеялись и грустили или гневно сжимали кулаки, когда совершалась несправедливость, значит, все было в порядке - история понравилась. Если же они отвлекались, скучали, значит, надо было поработать еще, прежде чем отдавать сказку в печать.

Работая в газете, Джанни Родари очень любил отвечать со страниц газеты на многочисленные вопросы детей. Ответы он давал шутливые. Вот как ответил Джанни Родари на вопрос «Для чего к письмам приклеивают марки?»:

«Письма и почтовые открытки - это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или летят на самолете. И, как всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему билет - почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии сто пятнадцать лет тому назад. Одно вот только плохо: лизать обратную сторону марки не доставляет никакого удовольствия. Ну неужели нельзя придумать для марок клей повкуснее!»

Марки почтовые,

Самые разные,

Со стороны обратной

Безвкусным и пресным

Клеем намазаны,

Лизать их

Не слишком приятно...

Марки вдвойне

Полюбили б ребята,

Если б их клеили

Медом и мятой!

Скорее придумайте

Марку отличную,

Которую клеит

Варенье клубничное!

Ура троекратное

Маркам почтовым,

Намазанным

Сладким сиропом фруктовым!

(Перевод Ю. Ильина.)

IV. Парад произведений Джанни Родари.

СКАЗКА «ДЖЕЛЬСОМИНО В СТРАНЕ ЛЖЕЦОВ»

Ведущий. «Почему нельзя лгать?» - спрашивали дети. И Родари ответил им сказкой «Джельсомино в Стране лжецов».

Герой сказки Джельсомино (что значит «маленький жасмин») попадает в страну, где все обязаны лгать, а правда преследуется как самое тяжкое преступление. В этой стране все наоборот: в магазине с вывеской «Канцелярские товары» продают хлебы и торты, в магазине с вывеской «Продукты» продают чернила. Кошкам здесь приказано лаять, а собакам - мяукать. Вместо утреннего приветствия королю: «Вы сегодня прекрасно выглядите, ваше величество» - следует с поклоном говорить: «Морда вашего величества кирпича просит...»

В сказке живут удивительные персонажи. Главный герой Джельсомино обладает необыкновенным голосом: если Джельсомино говорит негромко, то разбиваются стекла, если он повышает голос или начинает петь - то рушатся здания. Другой герой, Бенвенуто-не-присядь-ни-на-минуту, растет очень быстро. Стоит ему присесть, как он становится старше на несколько лет. Поэтому он ест, спит, работает стоя. Но ему постоянно приходится садиться, чтобы помочь людям. В результате, прожив на земле десять лет, он уже глубокий старик. Но Бенвенуто не жалеет о потерянных годах - ведь он сделал столько добра людям!

В этой книге вы встретите лошадь с тринадцатью ногами; верблюда, у которого не два горба, а значительно больше; кошку с тремя лапами... Только у отрицательных героев нет никаких удивительных способностей.

СКАЗКА «ПУТЕШЕСТВИЕ ГОЛУБОЙ СТРЕЛЫ»

В другой сказке, «Путешествие Голубой Стрелы», оживают игрушки. Целый поезд с игрушками, который их хозяйка Фея прозвала Голубой Стрелой, убегает с витрины игрушечного магазина к мальчику по имени Франческо, который уже не первый год безуспешно мечтает получить новогодний подарок.

А по дороге то одна, то другая игрушка остается у какого- нибудь бедного ребенка, чтобы доставить радость и ему.

СКАЗКИ ПО ТЕЛЕФОНУ

То, о чем мечтают дети, сбывается и в сказках Джанни Подари, которые называются «Сказки по телефону». Откуда такое название - «Сказки по телефону»?

Каждый вечер Джанни Родари рассказывал своей маленькой дочке Паолетте сказки: без них она не могла заснуть. Flo отец работал в газете и был вынужден часто путешествовать. Как быть? Как рассказать дочке очередную сказку? И тогда Джанни Родари придумал следующее. Он заказывал из города, в котором оказывался по своим журналистским делам, международный телефон, по которому нельзя долго говорить - слишком дорого! - и рассказывал дочери коротенькую сказочку. Так повторялось каждый раз, когда Родари был далеко от дома. От того, что сказочки были коротенькими, они не становились хуже. Ими заслушивались даже телефонистки, соединяющие отца с дочкой.

Представляется несколько сказок из сборника «Сказки по телефону».

Вы никогда не попадали под конфетный дождь? А вот в Пьомбино прошел однажды конфетный дождь. Шел он недолго, но конфет выпало многое множество. К сожалению, приятная туча появилась над городом только раз. До сих пор дети безуспешно ждут повторения конфетного дождя. («Небывалый дождь».)

Однажды на главной площади в Болонье появился пломбирно-цукатный дворец. Крыша дворца была из взбитых сливок, трубы - из цукатов, все остальное - из мороженого. Дворцом лакомились дети, даже взрослые. По приказу докторов после этого пиршества ни у кого не болели животы и горло. («Дом из мороженого».)

Вы не слышали о рассеянном мальчике по имени Джованни, который теряет не только книжки и тетрадки, но и пальцы, уши, а добрые соседи все подбирают и приносят маме? («Рассеянный мальчик».)

Вы слышали о синьоре, от которого сбежал нос? А хотите знать почему? Когда нос, наконец, вернулся к своему законному хозяину, то попросил хозяина: «Слушай, не ковыряй ты больше в носу». («Сбежавший нос».)

(Если позволит время, можно поиграть в сказку «Дедушка- путаник».)

Игра «Дедушка-путаник».

Я расскажу вам сказку, как только вы услышите ошибку, хлопайте в ладоши.

«- Жила-была одна девочка, и звали ее Желтая Шапочка.

Нет, Красная!

Ах, да, Красная Шапочка. Однажды мама позвала ее и говорит: «Зеленая Шапочка...»

Да нет же! Красная!

Ах, да, Красная. «Сходи, пожалуйста, к тете и отнеси ей эту картофельную шелуху...»

Нет! «Пойди к бабушке и отнеси ей пирожок».

Ну ладно. Вошла девочка в лес, а навстречу ей жирафа.

Ой, ты все перепутал! А навстречу ей волк, а никакая не жирафа.

Да. Так вот, волк и говорит: «Сколько будет шестью восемь?»

Нет, нет! Он спросил у Красной Шапочки: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?»

Твоя правда. А Черная Шапочка отвечает...

Она Красная Шапочка. Красная, Красная!

Да. А она отвечает: «Я иду на рынок за томатным соусом».

Нет, совсем не так! «Я иду навестить больную бабушку, только вот заблудилась и не найду дороги».

Правильно. А лошадь и говорит...

Какая лошадь? Там ведь был волк!

Конечно, волк. Так вот, волк и говорит: «Сядь на 75-й трамвай и поезжай до площади Дуомо. Когда выйдешь на площади, поверни направо и попадешь прямехонько к лестнице в три ступеньки. Возле лестницы на земле лежит сольдо. Лестницу ты не трогай, а сольдо подними и купи жевательную резинку».

Дедушка, ты совсем не умеешь рассказывать сказки, все перепутал. Ты настоящий путаник. А жевательную резинку ты мне все-таки купи.

Согласен. Вот тебе сольдо.

Мальчик убежал, а дедушка снова взялся за газету».

СКАЗКА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИПОЛЛИНО»

Ведущий. Отгадайте загадку:

Сидит дед, в шубу одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук.)

Лук как лук, ничего особенного. А теперь другая загадка:

Многим долго не известный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется... (Чиполлино.)

Чиполлино тоже пришел к нам из сказки Джанни Родари под названием «Приключения Чиполлино».

(Звучит песенка Чиполлино из мультфильма, дети рассматривают бумажную куклу Чиполлино.)

Вот как была написана эта сказка. Джанни Родари с детства любил книгу итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» (желательно показать книгу) о приключениях деревянного мальчика, которую помнил почти наизусть. Когда Родари учительствовал и когда его шумные, непоседливые ученики особенно уставали, Родари прерывал урок и начинал пересказывать ребятам целые главы из этой книги. Класс мгновенно затихал и сидел не шелохнувшись. Эта сказка натолкнула Родари на мысль написать свою собственную сказочную повесть о... приключениях овощей и фруктов. Сказка появилась в 1950 году. Кто из вас подсчитает, сколько лет живет на свете Чиполлино?

Чиполлино странствует по родной стране, Лимонному королевству, заступается за друзей-бедняков, борется со злобным кавалером Помидором и жестоким принцем Лимоном, дурачит иностранного сыщика Моркоу.

Эта сказка длинная, может быть, не все из вас успели ее прочитать. Поэтому вы, наверное, с удовольствием посмотрите сейчас мультфильм «Приключения Чиполлино».

Показ мультфильма «Приключения Чиполлино».

V. Подведение итогов. Заключительное слово ведущего.

Литература

1. Бегак, Б. А. Игра и жизнь [Текст] / Б. А. Бегак // За горами, за морями. - М. : Детская литература, 1982. - С. 53-72.

2. Брандис, Е. П. Стихи и сказки Д. Родари [Текст] / Е- П. Брандис // От Эзопа до Джанни Родари. - М. : Детская литература, 1980. - С. 248-252.

3. Галанов, Б. Е. Жил-был мальчик Луковка [Текст] / Б. Е. Галанов // Книжка про книжки, которые вы непременно прочитаете, если еще не читали. - М. : Детская литература, 1985. - С.153-160.

4. Кроссворд по сказке Дж. Родари «Джельсомино в Стране лжецов» [Текст] // Мурзилка. - 1999. - № 2. - С, 19.

5. Кроссворд по сказке Дж. Родари «Приключения Чиполли- но» [Текст] // Мурзилка. - 2006. - № 9. - С. 32.

6. Минералова, И. Г. Родари, Джанни (1920-1980) [Текст] / И. Г. Минералова // Зарубежные детские писатели в России: биобиблиографический словарь / под общ. ред. И. Г. Минерало- вой. - М., 2005. - С. 244-247.


Архангельская городская выставка-ярмарка «Программы. Технологии. Методики»

Направление деятельности –

организационно-массовая работа.

Сценарий

литературно-музыкальной композиции

по произведению Джанни Родари

«Сказки по телефону»

превратился в огромную пустыню.

Но Клавдио не испугался и стал всматриваться в безлюдную даль

КЛАВДИО изображает то, что говорят, под музыку. Затем слезает с палки, смотрит на нее, почесывая затылок.

Это, конечно, волшебная палка! А что, если оседлать ее еще раз?

Он снова садится верхом на палку.

Щелчок. Раздается звук гоночного автомобиля. КЛАВДИО «едет» по сцене.

Теперь он мчался в красном спортивном автомобиле по гоночному

И Клавдио первым пришел к финишу!

БОЛЕЛЬЩИКИ ликуют, а КЛАВДИО снова садится верхом на палку. Щелчок. Раздается звук моторной лодки.

Затем палка стала моторным катером, а двор – спокойным зеленым

КЛАВДИО едет на лодке. Дети изображают волны.

Щелчок. Раздаются звуки космоса. КЛАВДИО летит на космическом корабле, дети изображают невесомость.

Потом Клавдио оказался на космическом корабле, оставлявшем за

собой звездный шлейф.

КЛАВДИО слез с палки и с удивлением смотрит на нее.

В играх быстро пролетел весь день.

А вечером Клавдио снова увидел старика в золотых очках.

СТАРИК, не хромая, выходит на сцену. КЛАВДИО подает ему палку.

Оставь ее себе, на что мне теперь эта палка! Ты с ее помощью можешь

даже летать, а я ведь только опираюсь на нее. Я могу прислониться и к стене – все равно. (Уходит.)

По щелчку открывается новый кадр. Звучит мелодия. ПАПА подходит к КЛАВДИО, кладет ему руку на плечо

И старик ушел, улыбаясь, потому что нет на свете человека, счастливее

того, кто может подарить что-нибудь детям.

Сцена седьмая. Завершающая.

Щелчок. Звучит музыка. Все участники берут в руки игрушки и выходят на край сцены, слушают слова ДЖАННИ РОДАРИ.

ДЖАННИ РОДАРИ:

Я хотел бы, чтобы игрушки служили и взрослым, и детям, чтобы в них

можно было играть всей семьей, всем классом, вместе с учителем. Я хотел бы, чтобы и мои книги были такими же. И эта – тоже. Она должна помочь родителям сблизиться со своими детьми, чтобы с нею вместе можно было бы посмеяться, поспорить.

ДЕВОЧКА (выходит немного вперед):

И тогда появляются сказки.

Просто так,

Без особой подсказки.

Щелчок. Звучит музыка финала. ЧТЕЦЫ кланяются и уходят.