Основные факторы формирующие многостороннюю экономическую коммерческую дипломатию. Особенности современной экономической дипломатии


Понятие “экономическая дипломатия дипломатической деятельности, связанная с использованием экономических проблем в качестве объекта и средства борьбы и сотрудничества в международных отношениях.
Другими словами она предполагает под собой дипломатические служебные действия, сконцентрированные на увеличении экспорта, привлечения иностранных инвестиций и участия в работе международных экономических организаций, т.е., действия, сосредоточенные на подтверждении экономических интересов страны на международном уровне.
Экономическая дипломатия, как и дипломатия вообще, является составной органической частью внешней политики, международной деятельности государства; именно внешняя политика определяет цели и задачи экономической дипломатии.
Цели ЭД:
1. реализации национальных экономических интересов на мировой арене
2. защита экономической безопасности дипломатическими методами
3. повышение международной конкурентоспособности страны
Задачи ЭД:
1. расширения взаимовыгодного экономического сотрудничества,
2. использования национальных ресурсов либо во внешнеполитических целях, либо для получения преимуществ за счет торговых партнеров.
3. укрепления международной конкурентоспособности страны
4. получения выгод и конкурентных преимуществ на мировом рынке.
5. обеспечение национальных интересов в быстро глобализирующемся мире.
6. обеспечение внешнеэкономической безопасности, т.е. предупреждение или предотвращение угроз для сбалансированного развития хозяйства вследствие нарушения внешнеэкономических связей
7. Обеспечение стране условий международного экономического сотрудничества, способствующих, в конечном счете, повышению уровня и качества жизни ее населения,
8. развития национальных внешнеэкономических отношений на перспективу. Речь идет о формулировании не только общих целей, но и конкретных задач применительно к экономическим отношениям с отдельными регионами и важными странами,
9. Повышение уровня экономического развития страны
10. решении общемировых задач.

  • Органы экономической дипломатии . экономическая дипломатия экономических интересов на ми. Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи .


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи .
    Органы экономической дипломатии . экономическая дипломатия - это деятельность по реализации национальных экономических интересов на мировой арене и защита экономической безопасности...


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи . Понятие экономическая дипломатия ”- специфическая область современной дипломатической


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи . Понятие экономическая дипломатия ”- специфическая область современной дипломатической деятельности, ... подробнее ».


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи . Понятие экономическая дипломатия ”- специфическая область современной дипломатической деятельности, ... подробнее ».


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи . Понятие экономическая дипломатия ”- специфическая область современной дипломатической деятельности, Правовая основа деятельности консульских учреждений.


  • Понятие дипломатии и ее связь с ВП г-ва. Дипломатия экономических
    внешних сношениях, по осуществлению мирными средствами целей и задач его внешней политики, по защите его прав и интересов за границей.


  • Консульская служба, ее цели и задачи . Консульская служба=неотъемлимая часть дип службы, призвана обеспечить в рамках своих задач и функций защиту прав и интересов г-ва, его юр и физ лиц.


  • Получает развитие и конкретизация правил поддержки своего бизнеса за рубежом. - Глобализация привносит новые темы и задачи для экономической дипломатии , в связи с чем она перестает быть чисто межгосударственной деятельностью.


  • Понятие дипломатии и ее связь с ВП г-ва. Дипломатия рассматривается в сочетании с МО и ВП. МО - это совокупность экономических , идеологически.

Найдено похожих страниц:10


Причины зарождения экономической дипломатии.

Экономическая дипломатия, или торговая дипломатия - это направление дипломатической работы, в основе которых лежат торгово-экономические отношения .

Словосочетание “экономическая дипломатия” предполагает под собой дипломатические служебные действия, сконцентрированные на увеличении экспорта, привлечения иностранных инвестиций и участия в работе международных экономических организаций, т.е., действия, сосредоточенные на подтверждении экономических интересов страны на международном уровне. Насколько осведомлены мы в истинной роли экономической дипломатии в международных взаимоотношениях, ее рабочих методах, способах, средствах и, в конечном итоге, в эффектах, достигаемых мобилизацией ее возможностей?

Ответ на этот вопрос зависит главным образом от восприятия современной дипломатии вообще, роли экономических связей бизнеса, торговли, финансов и информационных технологий, которую государство ставит в контексте глобализации (обмена, производства, рынков, финансовых потоков), в этом все более взаимосвязанном мире, и постановкой основных задач перед дипломатическими службами - быстро и адекватно реагировать на изменения в мировом сообществе. Осознание своей позиции в этом вопросе диктует соответствующее развитие экономической дипломатии и ее роль в структуре государственной администрации страны.

Краткий внешнеэкономический словарь дает такое определение экономической дипломатии: «специфическая область современной дипломатической деятельности, связанная с использованием экономических проблем в качестве объекта и средства сотрудничества в международных отношениях, являющаяся составной частью внешней политики и международной деятельности государства, где внешняя политика определяет цели и задачи экономической дипломатии, которая в свою очередь, использует свои средства и методы».

Так что же такое экономическая дипломатия в понимании исследователей этой области внешнеэкономических отношений государств. Сегодня существует множество мнений, которые объясняют само понятие и те направления, которыми она занимается: к ним относятся внешняя политика в области экономики и торговли в комплексе или иначе торгово-экономические двухсторонние отношения стран между собой. Более четкого определения этого понятия нет, почти все экономические и дипломатические словари используют термины, которые употребляются в экономической дипломатии и приводят примеры ее применения в отношениях между государствами.



Экономическая дипломатия - причина или следствие?

Коммерческая деятельность всегда была важной областью дипломатического обслуживания, в то время как ее средства, методы и цели определял фактический момент истории.

Несколько десятилетий тому назад, особенно после, Второй Мировой Войны, коммерческая деятельность расценивалась, как действия так называемой политической дипломатии. Профессиональные дипломаты, работающие в сфере строго политических межгосударственных взаимоотношений, имели более высокий статус и профессиональную репутацию по сравнению с коммерческими атташе. Но, если мы будем рассматривать происхождение дипломатии вообще, то обнаружим, что торговля была фундаментальным стимулом для кроссирования тогдашних национальных границ и развития взаимодействия между нациями. Исторические примеры подтверждают, что интенсивная торговля, регулируемая торговыми договорами, была присуща цивилизациям древнего Египта и Западной Азии. Торговля между Старым Светом и Новым Светом, процветала благодаря Европейской колонизации Азии и открытию богатых Южно-американских побережий.

Другими словами, торговля была поводом для установления первых межгосударственных взаимоотношений и соглашений. Поэтому, можно смело сказать: национальный флаг следовал за торговлей .

Наиболее ярким примером как экономическая дипломатия отдельной страны оказывает свое влияние на развитие глобальной мировой экономики и осуществления своих политических интересов можно проследить на примере США. Вашингтон определяет судьбы мира, внутреннюю и внешнюю политику многих десятков стран через посредство Международного валютного фонда, Всемирного банка и ряда других организаций, а также благодаря программам финансовой помощи. Экономическая дипломатия США оказала значительное влияние на создание американского трансатлантического сообщества и глобальной экономики. По оценкам «Вашингтон пост», ее реализацию поддерживают порядка 59% американцев, убежденных, что она приносит реальные дивиденды экономике США и им самим. Осуществлению экономической дипломатии США способствует финансово-экономическая мощь страны и созданная Вашингтоном глобальная экономическая система с особой ролью американской валюты.

Все основные достижения американской внешней политики опираются на прочный экономический фундамент. Если в Европе политические отношения шли впереди экономических связей, и создавали фундамент для продвижения экономических интересов, то для США, наоборот, была характерна опережающая экономическая экспансия, результаты которой позднее закреплялись в виде соответствующих политических и юридических отношений. Поэтому, для США именно экономическая дипломатия - использование экономических рычагов для достижения внешнеполитических целей - является приоритетной. Ее осуществление не связано со значительными издержками, вызванными открытым военным вмешательством, а влияние и эффективность оказывается более устойчивой и надежной, чем политическое и тем более военное вмешательство. Некоторые аналитики отмечают, что «внешняя экономическая помощь является удобным инструментом, с помощью которого государство-донор оказывает прямое влияние на страны, ее принимающие». Это универсальный механизм вовлечения стран, которым она предоставляется, в непосредственную зависимость от «донора». Так, по мнению известного ученого-международника С. Рогова, «экономическая помощь имеет и политические последствия». Это четко осознавалось американскими лидерами: еще 13 марта 1943 г. Гарриман отмечал, что «доллары являются одним из наиболее эффективных орудий в нашем распоряжении для воздействия на европейские политические события». Он также отмечал, что «политика оказания экономической помощи является одним из наиболее эффективных средств, которое позволит избежать расширения сферы влияния СССР в Восточной Европе и на Балканах». Стратегические цели экономической дипломатии США, начиная с плана Маршалла, неизменны, по сути, так как направлены главным образом на достижение и поддержание американского лидерства - главной задачи внешней политики Вашингтона. В этой связи экономическая дипломатия является одним из основных инструментов американской внешней политики по созданию ими новой системы международных отношений.

В последнее время, улучшение коммерческих и экономических взаимоотношений между государствами находится в самом центре дипломатических действий. Основные причины интереса дипломатии к ее историческим экономическим корням основана на следующим:

· В большинстве развитых стран, доля внешней торговли и инвестиций в ВАЛОВОМ ВНУТРЕННЕМ ПРОДУКТЕ, постоянно растет по сравнению с местным производством;

· Осуществление экономических реформ в процессах ориентации на рыночную экономику развитых стран, также как и стратегия развития, основанная на укреплении экспорта, содействует более быстрой интеграции государства в глобальную мировую экономику;

· Глобализация торговли и бизнеса - наращивание производства и расширение сферы оказания услуг, создают необходимость активизировать многосторонние регулярные связи между странами.

· Расширение региональных торговых соглашений с целью устранения барьеров для международной торговли и инвестиционных процессов - ЕС, CEFTA, Mercosur, NAFTA, FTAA и другие - определяют в значительной мэре их ведущую роль.

В наше время глобализации мира, характеризующееся экономической взаимозависимостью государств друг от друга, важным элементом в международных взаимоотношениях стала экономическая дипломатия. Это - «измерительный прибор», с помощью которого определяется уровень взаимоотношений между странами. Поэтому, экономика приобрела центральную роль в дипломатических отношениях, границы между традиционными политическими и экономическими дипломатическими действиями становятся более тонкими и «экономическая дипломатия» все больше внедряется в области применения классической дипломатии.

Сегодня, экономическая дипломатия становится дисциплиной, объединяющей понимание динамики международных взаимодействий в политических и экономических сферах, она определяет развитие их взаимоотношений и взаимозависимость друг от друга. Функциональные возможности объединенной дипломатии многоэквивалентны, потому что каждая специфическая дипломатическая деятельность на политическом или экономическом уровне связана друг с другом. Этот подход появляется в двусторонних и многосторонних взаимоотношениях государств. Яркий пример тому недавний «газовый кризис» между Россией и Украиной.

То что экономическая дипломатия становится наиболее важной сферой в системе современных международных экономических отношений не для кого не секрет и с каждым годом она будет занимать все более значимое место тоже не вызывает сомнений.

2. Основные инструменты старой экономической дипломатии.

3. Причины доминирования торговой дипломатии и ее проявления в XX столетии.

4. Роль международных институтов в формировании и развитии экономической дипломатии.

Политическое обеспечение национальных интересов разного типа позволяет определить перечень различных «видов дипломатии» : контакты и переговоры через обычные двусторонние дипломатические каналы; многосторонние конференции ad hoc; консультативная дипломатия; дипломатия новых инструментов и форм (через специализированные агентства и функциональные организации); парламентарная дипломатия (Лига Наций и ООН); дипломатия парламентариев (международные связи органов законодательной власти); культурная дипломатия и информационная деятельность; экономическая дипломатия (финансовая помощь, займы, инвестиции, торговля); дипломатия технической помощи; дипломатия в военной сфере; дипломатия разоружения и ограничения вооружений; разведывательная дипломатия; дипломатическая деятельность частных групп и отдельных людей.

Экономическая дипломатия, как и дипломатия в целом, осуществляется на определенных уровнях. В зависимости от количества участников, от характера их взаимодействия можно выделить следующие виды (уровни) экономической дипломатии.

  • 1. Экономическая дипломатия на многостороннем уровне является в настоящее время весьма распространенным способом реализации политики государства. Центральной многосторонней структурой в современном мире является Организация Объединенных Наций (ООН), которая определяет «правила игры» экономической дипломатии всех стран. Глава IX Устава ООН называется «Международное экономическое и социальное сотрудничество», где определено, что ООН содействует:
    • ? повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
    • ? разрешению международных проблем в области экономической, социальной деятельности и др.; международному сотрудничеству в области культуры и образования;
    • ? всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех членов мирового сообщества.

Многосторонняя дипломатия в условиях глобализации характеризуется рядом определяющих тенденций.

Во-первых, ведущие многосторонние организации получили право расширить свои возможности (мандата) при обсуждении повестки дня на международных переговорах за рамки традиционно обсуждаемых вопросов. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в последние годы обсуждает такие нетрадиционные для нее аспекты, как экологическая и продовольственная безопасность, старение населения, борьба с коррупцией и др.

Во-вторых, многосторонняя экономическая дипломатия стала более представительной с точки зрения стран-участниц. Так, на момент создания Всемирной торговой организации ВТО в 1995 г. ее членами являлись 125 государств, к 2015 г. их число увеличилось до 161.

В-третьих, расширение мандата и увеличение числа участников привело к многочисленным попыткам реформирования институтов многосторонней экономической дипломатии. Так, у ВТО есть документ под названием «Будущее ВТО», где содержатся предложения по организационному реформированию.

В-четвертых, экономическая дипломатия в целом и многосторонняя в частности приобрела открытый всемирно-публичный характер. Так, многие развитые страны мира часто выступают с предложениями, обращенными ко всему мировому сообществу. Как правило, такие обращения затрагивают глобальные проблемы хозяйственного, социального, экологического развития.

В-пятых, увеличивается взаимодействие различных организаций и форумов. Так, ВТО взаимодействует с МВФ, Всемирным банком, ООН, ЮНТКАД и др.

В-шестых, увеличивается уровень публичности и прозрачности многосторонней дипломатии, что обеспечивается ее открытостью для СМИ и оперативным размещением информации на официальных сайтах международных организаций.

К новым явлениям многосторонней экономической дипломатии отнесены:

  • ? увеличение представительства стран в многосторонних институтах;
  • ? расширение мандата основных многосторонних организаций за рамки традиционно обсуждаемых вопросов;
  • ? возрастающая открытость и публичность деятельности организаций, усиление взаимодействия между организациями в целях повышения легитимности принимаемых решений, осуществления крупномасштабных совместных инициатив и координации практических мер;
  • ? меняющаяся пространственная конфигурация двусторонней экономической дипломатии.
  • 2. В условиях глобализации наряду с многосторонней экономической дипломатией все большее значение приобретает плюрилатеральная дипломатия. В центре ее внимания находятся специфические региональные проблемы; однако плюрилатеральная дипломатия отличается от региональной тем, что она может ставить вопросы межрегионального развития и осуществляется на уровне интеграционных объединений и объединений интеграционного типа.

В деятельности интеграционных объединений главную роль играет экономическая дипломатия, направленная на процесс поиска компромиссов, взаимных уступок при формировании общего рынка, экономического союза. Наиболее сложным и конфликтным становится переговорный процесс, когда речь заходит о передаче ряда полномочий наднациональным органам и утрате части национального суверенитета. Именно поэтому большинство интеграционных объединений не идут дальше создания зоны свободной торговли.

Самая успешная интеграционная группировка в американском регионе - Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). До ее недавнего времени успешным интеграционным объединением являлся Европейский союз, однако события последних лет свидетельствуют о серьезных противоречиях в его финансовой политике и в искусственном сдерживании потенциальных возможностей европейского бизнеса для сотрудничества с Россией, в то время как дипломатические ограничения, вызванные принятием экономических санкций в отношениях с Россией, приводят к нарушению единства среди членов объединения.

Объединения интеграционного типа не ставят своей целью собственно интеграцию, они взаимодействуют по какому-либо конкретному вопросу или сосредотачивают свои усилия на реализации какого- либо конкретного проекта.

Характерные примеры таких объединений: организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), БРИКС, Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Арктический совет (АС) и т.п.

Помимо блоковой экономической дипломатии, которая реализуется в рамках интеграционных объединений, существуют другие устойчивые форматы плюрилатеральной дипломатии:

  • ? «тройки», «четверки», объединяющие государства, которые имеют широкую зону совместных интересов, например: Западноевропейская «тройка» (Франция, Германия и Россия) и «четверка» (Франция, Германия, Испания, Россия), которые в свое время успешно сотрудничали над реализацией торгово- экономического сотрудничества России и ЕС, и возврат к этому взаимовыгодному процессу необходим;
  • ? различные неформальные саммиты и неправительственные институты плюрилатеральной дипломатии, которые содействуют официальной дипломатии, например: помощь общеазиатскому интеграционному процессу оказывает такая неправительственная организация как Тихоокеанский экономический совет;
  • ? торговое направление; примером может служить деятельность Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) по регулированию мирового нефтяного рынка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что плюрилатеральная экономическая дипломатия реализуется в самых различных формах.

3 .Двусторонняя дипломатия зачастую оказывается действеннее многосторонней и плюрилатеральной экономической дипломатии, так как она по своей сути гибче двух остальных видов экономической дипломатии, поскольку не требует многочисленных и трудоемких согласований различных сторон. С другой стороны, двусторонняя дипломатия дополняет многостороннюю и плюрилатеральную, поскольку, с одной стороны, служит основой для последующих договоренностей на многостороннем и плюрилатеральном уровнях, а с другой - переводит в практическую плоскость результаты многосторонней и плюрилатеральной дипломатии.

На современном этапе двусторонняя экономическая дипломатия обладает рядом специфических черт:

  • ? двусторонняя экономическая дипломатия занимается не только отдельными вопросами торгово-экономического сотрудничества; она направляет свои усилия на формирование эффективной среды для развития такого сотрудничества (заключаются соглашения о стратегическом сотрудничестве);
  • ? двусторонняя дипломатия все чаще используется как инструмент решения проблем, которые не были урегулированы на многостороннем и плюрилатеральном уровнях;
  • ? в повестке дня двусторонних переговоров растет число вопросов, которые выходят за рамки двустороннего сотрудничества; например, разрабатываются совместные проекты с третьими странами;
  • ? произошел пространственный сдвиг в двусторонней экономической дипломатии, т.е. теперь взаимодействуют не только государства одного региона, но и государства, географически отдаленные друг от друга;
  • ? само понятие «двусторонняя дипломатия» стало несколько условным, поскольку все чаще одной из сторон такой дипломатии выступает интеграционное объединение или же обе стороны являются объединениями государств.

Иные формы и направления двусторонней экономической дипломатии включают рамочные договоренности о торгово-экономическом сотрудничестве, соглашения о глобальном стратегическом партнерстве, более узкие отраслевые и функциональные соглашения.

В совокупности двусторонняя, региональная и многосторонняя экономическая дипломатия образуют эффективный механизм, позволяющий влиять на глобальные процессы в интересах отдельных стран, групп государств и мирового сообщества в целом, сдерживать эскалацию торгово-экономических конфликтов и перерастание их в острые межгосударственные кризисы. Вместе с тем экономическая дипломатия в случае непродуманного и импульсивного ее применения может стать деструктивным фактором для мирового хозяйства, нарушающим его целостность. Поэтому важнейшей задачей является встраивание национальных интересов в общий контекст обеспечения устойчивого развития региональной и глобальной экономики.

В настоящее время получают развитие гибкие «сетевые» формы участия в международных экономических отношениях и, как следствие, появление категории «сетевая дипломатия», концепция которой еще недостаточно полно разработана политической наукой. Перед сетевой дипломатией стоит задача постоянно находить наиболее оптимальную форму участия в различного рода союзах, обеспечивать необходимую на данном этапе скорость интеграционных процессов в целях обеспечения государству достойного места в мировом сообществе. В условиях роста информационного фактора в международных отношениях практическую значимость имеет и опыт Германии по развитию такой формы экономической дипломатии, как имиджевая экономическая дипломатия, которая включает в себя комплекс мероприятий по созданию и поддержанию положительного имиджа страны за рубежом и инвестиционного климата внутри страны.

Экономическая дипломатия, ее содержание, цели, средства и механизмы зачастую понимаются в разных странах по-разному. Различные политические партии и общественные силы трактуют вопрос об обеспечении интересов национального бизнеса, исходя из своих конкретных интересов. Но есть и общие важные черты, которые характеризуют национальный интерес и национальную безопасность, что не абстракция, но вполне реальная область, в которой даже противостоящие друг другу внутри страны политические организации объединяются на общей национальной платформе.

Следовательно, современная экономическая дипломатия - это, прежде всего, высокоорганизованная и эффективная система продвижения национальных экономических интересов на международной арене. В этой связи важно понимание, что в настоящее время в международной дипломатической практике существуют разнонаправленные подходы к реализации национальных интересов той или иной страны.

Один из них - это национальные интересы мировой державы, выступающей за многостороннее управление международными процессами. Альтернативный подход - национальные интересы мировой державы, выступающей за доминирование и единоличное лидерство в мировом сообществе. Оба эти подхода разъяснены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Экономические цели трактуются в каждом из этих подходов по-разному, тем более что выразительница первого из них (Россия) находится на стадии преодоления серьезных экономических трудностей и кризисных явлений. Различный характер носят и экономические цели, которые ставятся перед дипломатической службой. Важен комплексный вариант, в котором происходит «сплав» различных представительных интересов двух держав.

Выступая за развитие экономического сотрудничества, Россия всегда исходила из того, что ее внешняя политика не может приобрести рыночный характер, и это принципиальное различие не меняет того факта, что взаимодействие экономики и политики на мировой арене - важное условие для обеспечения на ней положения, подобающего государству мирового значения. В задачи дипломатии входит: обеспечение наилучших, наиболее выгодных условий для участия национальной экономики в мировом хозяйстве; повышение удельного веса своей страны в мировой экономике; усиление возможностей для оказания эффективного влияния своего государства на международные отношения; политическое содействие отечественному бизнесу в его деятельности за рубежом, в обеспечении его доступа к находящимся за рубежом потенциальным ресурсам и рынкам; создание наилучших условий для развития человеческого потенциала своей страны; соблюдение национальных интересов и обеспечение национальной безопасности. В этой области экономика и политика действуют в одном русле, т.е. по дипломатическим каналам.

Как свидетельствует зарубежный опыт, в основе успешной экономической дипломатии лежат три главных компонента: наличие государственной внешнеэкономической стратегии, адекватных для ее реализации институтов и механизмов, необходимых финансовых ресурсов.

Институциональное обеспечение экономической дипломатии представлено в большинстве стран системой тесно взаимодействующих государственных, полугосударственных и негосударственных учреждений во главе с министерствами иностранных дел и министерствами, отвечающими за осуществление внешнеэкономической политики. Важная роль в реализации целей и задач экономической дипломатии принадлежит комплексу специализированных организаций и структур, отвечающих за осуществление торговой политики страны и ведение торговых переговоров; призванных содействовать устойчивому развитию в глобальном масштабе, а на деле способствующих продвижению национальных экономических интересов развитых стран на рынках развивающихся государств, поддерживающих внешнеэкономическую деятельность.

Инфраструктура экономической дипломатии характеризуется двумя основными компонентами:

  • а) организационная «инфраструктура», включающая международные организации и другие постоянно действующие политические и экономические институты, оказывающие прямое и косвенное воздействие на динамику торгово-экономических отношений;
  • б) программная инфраструктура, обеспечивающая процесс оформления договорно-правовых документов и стандартов таких отношений.

Особо следует выделить материальную базу инфраструктуры экономической дипломатии, определяющую возможности стран и в международных организациях, и в степени эффективности использования других международных каналов сотрудничества.

Как правило, это:

  • ? реальные экономические позиции данной страны, определяющие ее место и роль в мировом хозяйстве (объемы ввезенных и вывезенных инвестиций; размеры экспорта и импорта; масштабы валютных резервов и операций и др.);
  • ? современные виды вовлеченности национальных факторов производства в мировые торгово-экономические связи через посредство ТНК (распределение фирм согласно «индексу транснационализации» их активов, продаж, занятых).

Обеспечение экономических целей дипломатии характеризуется расширением ее функций в международной экономической области, отражая закономерный результат развития и модернизации структуры мировой экономики на всех уровнях: национальном, региональном, глобальном. Применительно к проблемным вопросам реализация функций, решаемых экономической дипломатией, сводится к следующему:

  • ? переход на уровень управления рынком, когда дипломатия из области чисто внешних, международных отношений шагнула вглубь каждой соответствующей страны;
  • ? обеспечение экономического управления национальными интересами за рубежом на всех стадиях: от соблюдения правил конкуренции до обеспечения конкретных интересов отдельных производителей на внутреннем и внешнем рынках;
  • ? создание условий для обеспечения национальной экономической безопасности государства во всех ее направлениях и проявлениях;
  • ? реализация возможностей экономической дипломатии как в обеспечении преимуществ равноправного сотрудничества, так и в направлении передела рынка, сфер собственности и влияния;
  • ? выработка и согласование «правил игры» на мировом рынке на основе разработки общих стандартов политико-правового режима, единого правового пространства;
  • ? обеспечение выхода на уровень развития человеческого потенциала, формируя черты социально ориентированной международной деятельности;
  • ? повышение роли координационной работы в процессе согласования экономических вопросов министерств иностранных дел и дипломатических представительств различных стран.

Инструменты и методы современной экономической дипломатии весьма разнообразны - от традиционных деловых переговоров до прямого лоббирования национальных интересов на глобальном рынке и проведения соответствующей, продвигающей нужное решение в практику и формирующей общественное мнение информационной политики. Инструменты, применяемые в экономической дипломатии, делятся на негативные (санкции) и позитивные (стимулы) и могут принимать множество форм. Наиболее известные экономические инструменты внешней политики - односторонние экономические санкции и разного рода «плата за лояльность» в виде экономической и военной помощи, предоставления доступа к рынкам и прЛ

Экономические инструменты внешней политики заняли видное место во внешнеполитическом арсенале экономически развитых государств после Второй мировой войны. В мире практически сформировался механизм экономической дипломатии, состоящий из всех известных приемов и методов, который используется для достижения договоренностей с другими странами о взаимных уступках на двусторонней и многосторонней основе.

Одним из специфических аспектов экономической дипломатии является мастерство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов в экономических отношениях, поиска компромиссов и взаимоприемлемых договоренностей, заключения соглашений в той или иной форме, предусматривающих расширение внешнеэкономического сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, насколько это возможно в условиях глобальной конкуренции.

Место экономической дипломатии во внешнеполитическом арсенале определяется тем, что государства осуществляют внешнюю политику и защищают свои национальные интересы с помощью разнообразных инструментов, которые можно разделить на несколько групп:

  • ? информационные (пропаганда, своевременная и правильно поданная информация);
  • ? «мягкая сила» (привлекательность собственной социально-экономической модели, национальная культура);
  • ? дипломатические (переговоры, соглашения и союзы);
  • ? силовые (угроза насилия, насилие);
  • ? экономические (товары, услуги и инвестиции);
  • ? монетарные (манипулирование доступом к рынкам).

Коренное различие между экономическими инструментами внешней политики и внешнеэкономической политикой государства состоит в том, что во внешней политике используются экономические методы для достижения неэкономических целей, а внешнеэкономическая политика, напротив, использует экономические и неэкономические инструменты для достижения экономических целей государства.

Современный экономический инструментарий внешней политики государств включает международную торговлю и экономические санк-

ции, создание региональных торгово-экономических блоков и режимов, управление международными финансовыми потоками, использование внешнего долга, прямых зарубежных инвестиций, оказание экономической и гуманитарной помощи, манипулирование деятельностью международных финансовых организаций. Финансовые инструменты внешней политики сегодня приобретают все большее значение по сравнению с торговыми.

Во многом эффективность экономической дипломатии зависит от достигнутого страной уровня экономического развития, от степени индустриализации ее экономики и развития научно-производственной базы, от наличия необходимых финансовых, человеческих, информационных и других ресурсов. Собственно, эти факторы и определяют весомость выдвигаемых страной требований.

В условиях усложнения международных экономических связей, обусловленных непредсказуемостью принимаемых решений на глобальном уровне ведущих государств мира, повышается роль институтов и механизмов государственной поддержки внешнеэкономической деятельности, которая реализуется посредством:

  • ? стимулирования экспорта и содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в национальную экономику;
  • ? содействия и оказания поддержки акторам экономической деятельности в интересах повышения эффективности их деятельности на мировых рынках;
  • ? расширения ассортимента услуг, оказываемых отечественным предпринимателям - участникам внешнеэкономической деятельности;
  • ? создания специализированных интернет-порталов, содержащих доступную в режиме онлайн информацию для предпринимательского сектора;
  • ? укрепления региональной и зарубежной сети представительств;
  • ? использования инструментов экономической дипломатии для продвижения национальных интересов (включая лоббирование и сопровождение участия отечественных компаний в зарубежных тендерах, проектах, контрактах);
  • ? оказания помощи в преодолении различного рода барьеров на внешних рынках;
  • ? содействия формированию позитивного имиджа и улучшению инвестиционной репутации страны за границей;
  • ? увеличения финансирования мероприятий по развитию внешнеэкономической деятельности, в том числе реализуемых посредством экономической дипломатии.

Вместе с тем наряду с использованием наиболее перспективных приемов и методов экономической дипломатией проявилась тенденция к обострению противоречий в международной деятельности, характеризуемая особой позицией ряда стран и стремлением к групповой (блоковой) дипломатии, особенно со стороны развивающихся стран (что наглядно показал Доха-раунд ВТО). Наиболее предметно это выражено:

  • ? в имеющихся расхождениях в оценке приоритетности проблем и в подходах к их решению;
  • ? в возникновении специфических проблем - административно-технических (недостаточное участие представителей многих стран и деятельность рабочих групп в подготовке решений) и имплементационных (непринятие в национальном законодательстве согласованных на многостороннем уровне мер).

В настоящее время институты многосторонней дипломатии все чаще используются развитыми странами, прежде всего США, для публичного анонсирования крупномасштабных инициатив, формально имеющих прогрессивную направленность, но в первую очередь служащих обеспечению экономических интересов наиболее конкурентоспособных мировых держав.

Имеющиеся противоречия в международной экономической деятельности требуют новых, взвешенных подходов со стороны экономической дипломатии, направленных на разрешение имеющихся конфликтов с целью ограничения, с одной стороны, возможностей ТНК, использующих развивающиеся страны для получения сверхмонопольной прибыли, а с другой, недопущения реализации торгово-политических мероприятий правительствами зарубежных стран по чрезмерной либерализации или же неоправданной защите отдельных внутренних рынков в интересах недостаточно конкурентоспособных предпринимателей.

Становление экономической дипломатии в советское время задерживалось ввиду автаркического характера развития страны и преобладания в ней упрощенных форм торговой политики, базировавшихся на государственной монополии внешнеэкономической деятельности. Однако с переходом к рынку Россия уже мало чем отличается по задачам своей внешнеэкономической политики от остальных держав мира. Сформировавшись первоначально на базе двусторонних отношений государств, современная экономическая дипломатия переросла ныне в преимущественно многостороннюю. Это обуславливается как глобализацией рынков, так созданием и участием России в тех или иных интеграционных союзах и международных организациях.

По мере укрепления и интернационализации операций отечественного частного бизнеса за рубежом официальной «государственной» дипломатии начинает противостоять «корпоративная» дипломатия при взаимном ослаблении ими потенциалов друг друга. Для преодоления сложившегося противостояния необходимо использовать альтернативные варианты взаимодействия дипломатического корпуса и представителей бизнеса - от разного рода консультативных советов до навыков политического лоббирования крупнейших проектов и сделок, а то и своеобразных форм «унии» работников этих сфер. Равным образом современная экономическая дипломатия становится еще и коллективной, так как открытая рыночная экономика втягивает в орбиту международных решений кроме внешнеполитических еще и широкий круг общехозяйственных или специализированных ведомств. Естественно, что в этих условиях экономическая дипломатия может быть как раздробленной и многоведомственной (по принципу «мы сами»), так и скоординированной, межведомственной.

Для современной России правомерна трехуровневая модель экономической дипломатии на постсоветском пространстве, предполагающая формирование интеграционного ядра, солидаризующейся и постепенно подтягивающейся к нему интеграционной периферии, а также выстраивание сугубо прагматичных, базирующихся исключительно на рыночных принципах отношений со странами, дистанцирующимися от России и реализующими альтернативные интеграционные проекты.

Объективно международно-правовая и экономическая реальности требуют значительной интенсификации экономической дипломатии России для повышения ее вклада в укрепление международной конкурентоспособности нашей страны. Россия же до последнего времени выступала как ограниченный в некоторой степени участник процессов глобализации, стремящийся вписаться в существующие правила игры и реагирующий на инициативы других стран, и только в последнее время пытающийся предлагать собственные решения и лоббировать их реализацию.

В настоящее время Россия располагает всем необходимым и достаточным для повышения эффективности экономической дипломатии на ключевых направлениях внешнеэкономических отношений нашей страны. Достоверная оценка имеющихся у России резервов и возможностей в этой области предполагает решение четырех основных групп проблем.

Первая группа проблем определяется противоречивым влиянием процессов глобализации на международные экономические отношения, что во многих случаях затрудняет достижение баланса интересов в мирохозяйственных связях и требует концептуального осмысления.

Вторая группа проблем связана с необходимостью адаптации экономической дипломатии к условиям глобализации, в том числе на многостороннем, плюрилатеральном и двустороннем уровнях, а также в плане повышения эффективности национальных институтов и механизмов экономической дипломатии.

Третья группа проблем связана с восприятием основополагающих принципов, институциональной среды и внешнего контекста реализации экономической дипломатии России, а также возможностей и путей ее активизации для повышения международной конкурентоспособности страны.

Четвертая группа проблем обусловлена поиском резервов и обоснованием конкретных действий в рамках основных функциональных направлений российской экономической дипломатии - общеэкономического (продвижение национальных интересов с использованием механизмов многосторонней, плюрилатеральной и двусторонней дипломатии, в первую очередь на высшем уровне), торгово-политического и интеграционного, инвестиционно-финансового, ресурсного (энергетического).

Таким образом, экономическая дипломатия в системе международных экономических отношений реально обеспечивает национальные интересы России в мировой экономике XXI в. с учетом ее исторического статуса мировой державы в современном мире.

  • Introduction in diplomace: the liberal arts approach / Ed. By Smith Simpson. Philadelphia, 1972. P. 29-31.
  • Бретерский М. Невоенные рычаги внешней политики России. Региональныеи глобальные механизмы. М., 2012. С. 78.
  • Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России в условиях глобализации: ав-тореф. дис.... д-ра экон. наук. М., 2006. С. 10.

Стремительно набирает силу процесс глобализации хозяйственной жизни. Количественно это находит выражение в опережающих динамику производства темпах роста международного обмена товарами, услугами и капиталом. Качественная сторона нарастающей интернационализации - усиление взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными хозяйствами.

Стремительный рост объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающийся усилением экономической взаимозависимости стран мира - суть процесса, который принято именовать глобализацией мировой экономики. В результате формируется относительно целостная экономическая система, которая практически охватывает территорию всей планеты и диктует собственные правила игры национальным хозяйствам.

Повышение роли экономической дипломатии объясняется в первую очередь многократным ростом значения внешних факторов для развития хозяйства России в период реформ. Страна буквально в одночасье, по историческим меркам, оказалась вовлеченной в водоворот экономической глобализации. При этом российская экономика была вынуждена всего за несколько лет пройти такой этап в эволюции внешнеэкономических связей, который у развитых государств занял десятилетия. С 1991 по 1994 год доля экспорта в ВВП России увеличилась с 5 процентов до 20,5 процента. Заметно возросла роль иностранных инвестиций в экономическом развитии страны. Все это говорит о том, что внешнеэкономические факторы имеют сегодня более важное значение для экономики России, чем когда-либо в прошлом. В полной мере это относится и к условиям ее участия в мировой экономической системе.

Новым фактором, требующим от нашей экономической дипломатии серьезного осмысления и решительных действий, стало глубокое изменение самой сути понятия экономической безопасности России в условиях глобализации. События августа 1998 года показали: от стабильности мировой финансово-экономической системы все больше зависит и экономическое благополучие России. Соответственно, важной задачей российской дипломатии становится постепенное подключение к процессам разработки новой международной торговой системы и финансовой архитектуры, реформирования ключевых многосторонних институтов, действующих в этой сфере.

Наиболее убедительными аргументами российской дипломатии в диалоге с зарубежными партнерами по всем экономическим вопросам -- от перестройки международной торговой системы до привлечения инвестиций в страну -- являются хозяйственный подъем России, укрепление валютно-финансового положения государства, реальные шаги по совершенствованию правовой базы рыночной экономики.

Основной задачей экономической дипломатии в настоящее время является обеспечение интеграции России в мировую торговую и финансовую систему на равноправных условиях, устранение дискриминационных ограничений против российского бизнеса на мировых рынках. На повестке дня -- вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это в очередной раз подчеркнул Президент Российской Федерации В. Путин в своем обращении к экономической элите Германии, на прошедшей в начале апреля 2005 года в Ганновере встрече с германским канцлером Г. Шредером. Здесь необходимо выдержать оптимальный баланс между необходимостью защиты внутреннего рынка товаров и услуг и продвижением интересов наших экспортеров на рынке международном. Поэтому в вопросе о членстве в ВТО главное -- не сроки вступления, а приемлемость для нашей экономики условий участия России в мировой торговой системе.

Российская Федерация уже осуществила ряд важных шагов по пути присоединения к ВТО. В Государственную думу внесен пакет законопроектов, призванных привести российское законодательство в соответствие с нормами и принципами международной торговой практики. Среди них проект нового Таможенного кодекса, нормативные акты, регулирующие основы лицензирования экспортных и импортных операций, применение антидемпинговых и компенсационных мер, сертификации и стандартизации, охраны прав интеллектуальной собственности.

В качестве присоединяющейся страны Россия сможет принять участие в выработке правил мировой торговли в ходе идущего сейчас «раунда развития» ВТО. Таким образом. Российская Федерация на деле втягивается в многостороннюю систему регулирования мировых экономических отношений.

Все более значимым направлением экономической дипломатии России становится обеспечение участия страны в процессах региональной интеграции. В перспективе региональная интеграция может стать одним из наиболее действенных средств придания ходу глобализации управляемого характера.

Разумеется, фундаментальное значение для России имеют интеграционные процессы в рамках СНГ. По мере подъема экономики нашей страны и ее партнеров по Содружеству это региональное объединение может в перспективе сыграть роль одного из стабилизирующих факторов в глобальной экономике.

Крупным шагом в продвижении интеграционных процессов на пространстве СНГ -- и одновременно вкладом в создание региональных механизмов регулирования процессов глобализации -- стало образование Евразийского экономического сообщества, в состав которого вошли Россия, Белоруссия. Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Разработанный при самом активном участии России Договор об образовании ЕврАзЭС является основой для перевода сотрудничества между партнерами на качественно новый уровень. Он не только призван повысить эффективность взаимодействия государств-участников, но и создать необходимые предпосылки для постепенной передачи органам Сообщества определенных наднациональных полномочий.

Особо следует отметить то, что в основу ЕврАзЭС положены демократические принципы построения нового миропорядка в условиях глобализации. Система принятия решений выстроена таким образом, что исключает доминирование какого-либо одного государства, нацеливает партнеров на поиск взаимоприемлемых компромиссов. ЕврАзЭС открыто для всех государств, которые примут на себя обязательства по Договору и другим действующим в рамках Сообщества соглашениям.

Есть веские основания полагать, что при заинтересованном подходе со стороны всех участников ЕврАзЭС станет крупным полюсом сотрудничества в рамках СНГ.

Важный вклад в придание более стабильного, управляемого характера процессам глобализации может внести долгосрочное экономическое сотрудничество России и Евросоюза.

Это в первую очередь относится к такой жизненно важной сфере экономики, как энергетика. Здесь особенно ясно виден взаимодополняющий характер интересов России - одного из ведущих мировых экспортеров энергоносителей, и стран Европейского союза -- крупнейшего в мире рынка энергии.

Важное значение имеет объединение усилий России и стран ЕС в проведении научных исследований и разработок. В условиях глобализации именно наукоемкость производственной сферы становится одним из главных факторов, определяющих положение государств в мировой экономике, их привлекательность как партнеров по торговле и инвестиционному сотрудничеству.

Подъем российской экономики в сочетании с динамичным развитием отношений с ведущими странами Азии, прежде всего с Китаем, Индией, членами АСЕАН, Ираном и Японией, создает серьезные предпосылки и для качественного наращивания участия России в интеграционных процессах на этом континенте. Россия своей практической линией в политической и экономической сфере способствует укреплению существующих в АТР интеграционных механизмов, прежде всего форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и Регионального форума АСЕАН. Предлагаемые ею масштабные двух- и многосторонние экономические проекты могут серьезно укрепить устойчивость и динамику развития Азиатского региона именно с учетом новых, дестабилизирующих вызовов и рисков глобализации, которые с особой силой проявились здесь в период финансово-экономического кризиса 1997--1998 годов. В свою очередь, дальнейшая интеграция России в систему регионального сотрудничества станет фактором ускорения развития страны, в том числе Сибири и Дальнего Востока.

Речь идет, в частности, об особом месте нашей страны в формировании новой энергетической инфраструктуры АТР.

По прогнозам, доля Азиатско-тихоокеанского региона в мировом энергопотреблении будет в обозримой перспективе неуклонно расти. Это приведет к увеличению разрыва между собственными запасами энергоресурсов и потребностями экономик этой обширной зоны. Россия готова в долгосрочном плане содействовать стабильности рынка энергоресурсов АТР с помощью строительства крупных нефте- и газопроводов из Сибири в Китай и Корею, масштабных поставок нефти и сжиженного газа с месторождений Сахалина в страны Восточной Азии, АСЕАН и в США.

Другой областью деятельности, в которой Россия как евроазиатская держава могла бы играть особую роль в Азии, является создание единой транспортной инфраструктуры, в том числе за счет объединения Транссибирской и Транскорейской железных дорог, формирования транспортных коридоров, соединяющих Европу с Южной Азией через Каспий, Западное побережье США с северо-восточными провинциями Китая через российские порты Дальнего Востока.

Для того чтобы плюсы, которые несет с собой глобализация для нашей страны, перевесили возникающие в связи с ее развитием риски, нужно, говоря словами Президента Российской Федерации В. В. Путина, «работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова». Экономическая дипломатия государства -- важное слагаемое такой работы.

Экономическая дипломатия представляет собой деятельность государственных институтов с привлечением общественных и предпринимательских структур, применением знаний современных экономических, политических, правовых наук и инструментов, методов и форм современной дипломатии, использованием двусторонних и многосторонних институтов в целях реализации национальных экономических интересов на мировой арене, направленной на устойчивое и стабильное развитие социально ориентированной рыночной экономики страны. В более краткой форме это можно выразить так: Экономическая дипломатия - это деятельность по реализации национальных экономических интересов на мировой арене и защита экономической безопасности дипломатическими методами.

Согласно более комплексному определению, под экономической дипломатией понимают совместную деятельность ее акторов - государства, общественных и деловых кругов - по защите национальных экономических интересов на международной арене, использующая инструментарий традиционной и современной дипломатии, комплекс внешнеэкономических институтов, региональных и многосторонних структур. Конечная цель экономической дипломатии - повышение международной конкурентоспособности страны .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Лекция Посла Франции в России г-на Жана Де Глиниасти.

    Татьяна Монтян Новое интервью

Субтитры

История

Современная система экономической дипломатии начала формироваться в эпоху Возрождения , совпавшей с частичной глобализацией европейского рынка за счет расширения торговых связей между странами. В связи с этим забота о продвижении собственных товаров и, как следствие, экономических интересов государства, стала входить в обязанности внешнеполитических ведомств. В эту эпоху эффективность коммерческой дипломатии на практике доказал контролер финансов и советник французского короля Людовика XIV Жан-Батист Кольбер , который благодаря умению договариваться с кредиторами и грамотному внешнеэкономическому курсу сумел преодолеть последствия затратной милитаристской политики короля .

Экономическая дипломатия претерпела существенные изменения после экономического кризиса 1929 года и Второй мировой войны . Многие из особенностей, возникших в послевоенную эпоху, характерны и для сегодняшней экономической дипломатии. Так, в послевоенный период появляются новые акторы международных экономических отношений, прежде всего - международные организации (Международный валютный фонд , Международный банк реконструкции и развития). Кроме того, обилие торговых соглашений и участие государств сразу в нескольких международных экономических организациях уменьшают как вероятность сепаратных, односторонних шагов отдельных государств, так и роль государства в международных экономических отношениях в целом, давая простор для действий других акторов.

Современная экономическая дипломатия отличается дина­мизмом, наступательным характером, значительной открыто­стью, расширением и усложнением используемого инструмен­тария. Различные уровни экономической дипломатии - дву­сторонний, многосторонний, региональный и межрегиональный - все более тесно взаимодействуют и дополняют друг друга, создавая благоприятные возможности для эффек­тивного обеспечения национальных интересов в условиях гло­бализации. Экономическая дипломатия сегодня - это важнейший ры­чаг укрепления международной конкурентоспособности стра­ны, получения выгод и конкурентных преимуществ на мировом рынке.

Еще одной особенностью современной экономической дипломатии является то, что важные решения, влияющие на мировую экономику, зачастую принимаются в результате договоренности неформальных объединений ведущих экономик мира (группы , G7 (G8) , G10 , WP3) .

Концепция экономической дипломатии Республики Узбекистан (проект основных положений) разработана в 2013 году в рамках реализации совместного проекта МИД Узбекистана и Программы развития ООН в Узбекистане «Развитие национального потенциала для продвижения и эффективного использования экономической дипломатии». Автор проекта Концепции: Мавланов И.Р., заведующий кафедрой Практическая Дипломатия Университета мировой экономики и дипломатии Республики Узбекистан, доктор экономических наук.

Структура экономической дипломатии

Выделяются три основных составляющих современной экономической дипломатии:

Акторы экономическом дипломатии

Акторами экономической дипломатии называют её действующие субъекты.

Для современной экономической дипломатии характерны традиционные акторы, которые действуют в классической дипломатии, а также традиционные субъекты экономических отношений. Среди них - профессиональные дипломаты , внешнеполитические ведомства , представительства государств в других странах (посольства , консульства), а также министерства экономики и финансов, сельского хозяйства и другие.

Акторами, чья деятельность характерна исключительно для экономической дипломатии, являются, например, торговые представительства , в чьи задачи входит представление внешнеэкономических интересов государства за рубежом .

Кроме этого, для современной экономической дипломатии характерны и новые типы акторов: неправительственные организации, местные власти, промышленные и торговые объединения, а также отдельные фирмы и предприниматели .

Средства и методы экономической дипломатии

Основные методы экономической дипломатии вытекают из ее основных задач по укреплению позиции государства в мировой экономике. В статье Павола Бараная, руководителя торговой и экономической секции посольства Словакии в Латвии, они приведены следующим образом:

  • Аналитический метод заключается в сборе соответствующим ведомством информации об экономической ситуации в целевой стране, о структуре и степени открытости её рынка, инвестиционном климате, структуре импорта и экспорта и т. д. Анализ этой позволяет выстроить стратегию взаимодействия с данным государством.
  • Создание директив для присутствия на рынке . Использование этого метода делает возможным создание благоприятных условий для деятельности экономических акторов в целевой стране. В рамках этого метода могут использоваться такие традиционные методы дипломатии, как проведение выставок, круглых столов, переговоров и др. Помимо этого, метод требует привлечения экспертов, поскольку обычный дипломат может не обладать соответствующей квалификацией для грамотного проведения указанных мероприятий.
  • Метод «сыгранности» предполагает слаженную работу дипломатических и экономических ведомств, экспертов и других заинтересованных сторон с целью добиться баланса между экономической и политической составляющей экономической дипломатии и максимально поспособствовать развитию торгово-экономических отношений между двумя странами.

Экономическая и торговая дипломатия

Исторически первой формой внешних экономических контактов была торговля. Необходимость регулирования торговли между государственными образованиями привела к появлению торговой дипломатии . Тем не менее, в связи с развитием международных экономических отношений и появлением новых институтов торговая дипломатия перестала быть тождественной экономической . Так, торговая дипломатия государства решает вопросы, связанные с торговой политикой государств, и включает в себя обсуждение возможности и условий доступа товаров и услуг на внутренние рынки государств, с которыми ведутся переговоры, а также обеспечивает доступ товаров и услуг этого государства на свой внутренний рынок . Таким образом, понятие экономической дипломатии шире с точки зрения ее целей, круга решаемых вопросов и, как следствие, средств и методов.

Точки зрения на экономическую дипломатию

Многие исследователи экономической дипломатии убеждены, что экономика является одной из главных форм межгосударственного взаимодействия и имеет больший потенциал влияния, чем военная сила. По мнению Л. М. Батурина из Южно-Уральского государственного университета , фактор силы в отношениях между государствами в последнее время уступает экономическим факторам, в связи с чем роль экономической дипломатии в наши дни выше, чем когда-либо . При этом он отмечает, что классическая двухсторонняя экономическая дипломатия значительно эффективнее многосторонней, так как избавлена от процедурных вопросов и позволяет решать вопросы напрямую.

Французский экономист и дипломат Ги Каррон де ла Каррьер считает, что экономическая дипломатия является единственным эффективным методом влияния на экономические отношения между государствами, в то время как политические рычаги влияния на экономику показывают себя как ненадежные . При этом он не отрицает эффективность влияния экономики и экономической дипломатии на политику и отношения между государствами.

Доктор экономических наук Университета мировой экономики и дипломатии И.Р.Мавланов предлагает свою методологию исследования современной экономической дипломатии, которая должна включать:

Ссылки и примечания

  1. Баранай, Павол. Современная экономическая дипломатия. - 23.03.09. Актуальные проблемы экономики.
  2. Мавланов И.Р. Экономическая дипломатия. - Университет мировой экономики и дипломатии. - Ташкент: Университет мировой экономики и дипломатии, 2007. - С. 54. - ISBN 978-9943-340-06-0 .
  3. Мавланов И.Р. Экономическая дипломатия Индии в условиях трансформации мирового порядка. - Университет мировой экономики и дипломатии. - Ташкент: Университет мировой экономики и дипломатии, 2010. - С. 115-116. -