Новый марк 4. Блог дмитрия евтифеева

Canon EOS 5D Mark III – это без преувеличения живая легенда. Этот фотоаппарат для своего времени был хорош всем. Но время не стоит на месте, да и конкуренты подтягиваются, поэтому третьей «морковке» требовалось обновление, которое мы сегодня и тестируем.

Новая версия, модель EOS 5D Mark IV, получила сенсор разрешением 30 Мп с функцией Dual Pixel AF, также был существенно доработан модуль фокусировки, была увеличена скорость серийной съёмки до 7 кадров/с, 4K-видео, разумеется, тоже заявлено. В общем, на первый взгляд имеем достаточно скорострельный фотоаппарат с довольно большим разрешением снимков и поддержкой 4K-видео. Чем не универсальное решение?

Технические характеристики

Тип камеры Зеркальная камера со сменными объективами
Матрица КМОП, размером 36 x 24 мм, Встроенная система очистки EOS
Эффективные пиксели 30,4 Мп
Всего пикселей 31,7 Мп
Фильтр нижних частот Встроенный
Байонет объектива EF
Процессор Canon DIGIC 6+
Размеры фотокадра 3:2 6720×4480, 4464×2976, 3360×2240, 1696×1280, 640×480
4:3 5952×4480, 3968×2976, 2976×2240, 1920×1280, 720×480
16:9 6720×3776, 4464×2512, 3360×1888, 1920×1080, 720×408
1:1 4480×4480, 2976×2976, 2240×2240, 1280×1280, 480×480
Формат фотоснимка JPEG (Exif 2.30), 3 вида сжатия, DCF 2.0, DROF 1.1RAW (14-битный, оригинальный RAW-файл второй версии от Canon)
Совместимость с форматом заказа цифровой печати версии 1.1
Размер видеокадра 4K (17:9) 4096 x 2160 (29,97, 25, 24, 23,98 кадра/с)Full HD (16:9) 1920 x 1080 (59,94, 50, 29,97, 25, 23,98 кадра/с)
HD (16:9) 1280 x 720 (119,9, 100 кадров/с)
Формат видеофайлов MP4 (видео: MPEG-4 AVC/H.264, аудио: MPEG-4 AAC), MOV (Motion JPEG)
Чувствительность Стандартный диапазон: ISO 100-32000 с шагом в 1/3 EV
Расширенный диапазон: L: 50, H1: 51200, H2: 102400
Диапазон выдержек 30–1/8000 с (с шагом 1/3 ступени), ручная выдержка
Режимы замера экспозиции Оценочный замер, частичный замер по центру, центрально-взвешенный усредненный замер, точечный замер
Коррекция экспозиции -5…+5 EV с шагом 1/3 EV или 1/2 EV
Вспышка Нет
Видоискатель Пентапризма, покрытие кадра 100%, увеличение 0,71x
Дисплей Сенсорный ЖК-экран ClearView LCD II (TFT), 3,2″, 1 620 тыс. точек
Носитель данных 1x CompactFlash тип I (совместима с UDMA 7) (несовместима с Type II и Microdrive)
1x SD/SDHC/SDXC и UHS-I
Разъёмы HDMI (тип С), внешний микрофон (mini-jack 3,5 мм), наушники (mini-jack 3,5 мм), USB 3.0, разъем типа N3 (разъем дистанционного управления), порт X-синхронизации
Дополнительно Wi-Fi (IEEE802.11b/g/n, 2,4 ГГц), NFC, GPS
Питание Литий-ионный аккумулятор LP-E6N 14 Вт*ч (7,2 Вольт, 1865 мА*ч)
Габариты, мм 150,7 x 116,4 x 75,9
Вес, г 800 (только корпус)

Внешний вид

Внешние отличия новинки от предшественника столь незначительны, что при беглом осмотре заметить их крайне сложно. Первым бросается в глаза новый элемент управления на тыльной поверхности – клавиша со свободным ходом одного края. Условно назовём эту клавишу педалью. Данный орган управления программируемый, и с субъективной точки зрения он больше подходит для пролистывания режимов зон фокусировки. Примечательно, что у Canon EOS 1Dx Mark II такой педали нет. Видимо, производитель решил обкатать нововведение на более доступном полнокадровом решении, ведь у пользователей флагманских репортажных камер довольно консервативные взгляды относительно способов управления камерой. Собственно, тоже самое можно сказать и о сенсорном управлении, которое в отличие от того же 1Dx Mark II доступно не только в режиме Live View, но и в Q-меню (быстрое меню), а также в основном меню.





Второе отличие от предшественника заключается в рокировке разъёмов. Порт N3, предназначенный для подключения пульта дистанционного управления, с боковой поверхности переехал на лицевую. Порт X-синхронизации обзавёлся отдельной резиновой заглушкой, разъёмы mini-jack 3,5 мм для подключения наушников и микрофона теперь скрыты под одной заглушкой, что весьма удобно во время видеозаписи.





Под третьей заглушкой на боковой поверхности скрыты разъёмы HDMI и USB 3.0, тогда как у Canon EOS 5D Mark III тут был обычный порт miniUSB (USB 2.0). Кроме того, пропала программируемая клавиша под клавишей замка байонета, а системный динамик с левого нижнего угла тыльной поверхности был сдвинут ближе к центру, благодаря чему у новинки он не прикрывается рукой при работе с клавишами в левой части дисплея.

На правой боковой поверхности находится только лишь крышка отсека установки карт памяти с привычными разъёмами SD и Compact Flash. И никакого CFast. По большому счёту реализация поддержки CFast обошлась бы производителю не так уж дорого, но для пользователя конечная стоимость владения могла бы существенно возрасти из-за крайне высокой стоимости носителей данного типа. В случае флагманского репортажника стоимость носителей уже не столь актуальна, поэтому поддержка носителей CFast у него имеется. В общем, отличий от предшественника тут не было бы вовсе, если бы не логотип NFC.



В верхней и нижней части корпуса визуальных отличий нет вовсе, хотя батарейную ручку от Canon EOS 5D Mark III на тестируемую камеру установить не получится.



Корпус традиционно создан с использованием магниевых сплавов, которые характеризуются высокой прочностью при малом весе. Но для камеры стоимостью от 3500 баксов это скорее обязательный пункт, чем особенность. Впрочем, защита от попадания в корпус влаги и пыли всё же стала лучше за счёт улучшения резиновых прокладок. Конечно, это не полная защита, о чём и сообщает сноска в пресс-релизе, но даже под проливным дождём камеру не повредить. Конечно же, водные процедуры без последствий возможны только в случае использования защищённого объектива. Впрочем, иного ожидать и не приходилось, ведь среди массовых камер со сменной оптикой и возможностью погружения в воду можно вспомнить только Nikon 1 AW1 с небольшим 1-дюймовым сенсором. В случае полнокадровой зеркалки полная защита от попадания воды вылилась бы в огромный вес и габариты.

Дисплей, видоискатель и пользовательский интерфейс

Видоискатель остался прежним – 100% покрытие кадра и увеличение 0,71х. Шторка, предотвращающая нарушение экспозиции из-за засветки через видоискатель, не предусмотрена. Видимо, в табели о рангах не положено. Дисплей не прибавил в размерах – всё те же 3,2 дюйма. Учитывая отсутствие поворотной конструкции, добавка ещё 0,2-0,3 дюймов вполне возможна. Тут трудно не вспомнить Pentax K-1 с его 3,2-дюймовым наклонным дисплеем, который можно поворачивать в любом направлении. Разрешение ЖК-матрицы было существенно увеличено – до 1 620 тыс. точек, как и у флагманского 1Dx Mark II. Судя по всему, это матрица с сенсорным слоем абсолютно идентичная, вот только у тестируемой камеры возможности сенсорного управления используются на всю катушку во всех пунктах меню. Углы обзора дисплея огромны, запас яркости подсветки тоже приличный, да и цветопередача радует глаз. Если бы ещё в Canon подсмотрели у производителей смартфонов хорошее олеофобное покрытие дисплея, и тогда придраться было бы вовсе не к чему. Традиционно предусмотрен дополнительный сегментный дисплей, который в связке с массой горячих клавиш позволяет минимизировать использование меню.

Графический интерфейс привычный для пользователей камер Canon. Отличия от других камер модельного ряда и предшественника довольно незначительны, поэтому при наличии опыта использования фотоаппаратов серии Canon EOS привыкать не придётся. Возможность сенсорного управления особенно облегчает работу с камерой в быстром меню. Впрочем, в основном меню «сенсорная» навигация тоже удобна, если пальцы не слишком крупные. Ниже для ознакомления приведены несколько снимков пользовательского интерфейса.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Особенности и дополнительные функции

Дополнительных функций у зеркалок зачастую не так много, но всё же они есть. Например, интервальная съёмка. В настройках данного режима предусмотрена возможность установки интервала от 1 секунды до 100 часов без 1 секунды, а также указание количества кадров от 1 до 99 и неограниченное количество. К сожалению, в отличие от зеркалок Nikon, не предусмотрена возможность установки точного времени начала интервальной съёмки.

Canon первой сделала полнокадровую камеру с встроенными модулями Wi-Fi и GPS, причём это был далеко не флагман, а наиболее доступная полнокадровая камера линейки EOS — модель 6D. В своём наиболее дорогом репортажнике Canon и сейчас пытается заработать на навесном оборудовании. Впрочем, тут нужно сделать оговорку. Встроенный в Canon EOS 5D Mark IV модуль Wi-Fi работает только в сетях 2,4 ГГц 802.11b/g/n, тогда как навесной модуль Canon WFT-E8 работает с сетями 5 ГГц 802.11ас, что здорово сказывается на скорости передачи данных в условиях обилия соседствующих точек доступа в диапазоне 2,4 ГГц. В настройках соединения предусмотрена передача на ПК при помощи комплектного ПО EOS Utility, печать на Wi-Fi-принтере, загрузка в облако, а также передача данных на FTP-сервер.

Разумеется, предусмотрена передача изображений и видео на смартфон. Наличие NFC в смартфоне здорово сокращает длительность подключения. Без данной функции настройки приходится вводить вручную. Личный смартфон Xiaomi Mi5 подключился к камере в режиме NFC приблизительно за 8 секунд. К сожалению, просмотреть видео или увеличенное фото на смартфоне можно только после его загрузки файла в память устрйоства, что не слишком удобно. В плане удалённого управления тоже не всё гладко. Можно снимать и фото, и видео, в том числе и 4K-видео, но количество доступных настроек невелико. В режиме фото возможен выбор уровня чувствительности из стандартного диапазона, введение коррекции экспозиции, управление выдержкой и диафрагмой в соответствующих режимах, выбор режима протяжки, выбор настройки баланса белого и режима работы автофокуса. Разумеется, выбор точки фокусировки возможен касанием по экрану смартфона. Из особенностей стоит отметить возможность отключения режима LiveView, что позволяет использовать смартфон лишь как пульт дистанционного управления, что экономит заряд аккумулятора. В режиме видеосъёмки кроме функций доступных в режиме фото возможен выбор разрешения кадра и формата записи, активирование режима автофокуса Servo AI, а также настройка чувствительности микрофона.

Программа управления также позволяет записывать в метаданные снимка координаты, полученные с GPS-модуля смартфона. Но необходимости в этом нет, потому как у Canon EOS 5D Mark IV есть собственный встроенный модуль спутниковой навигации. Встроенный модуль можно использовать не только для записи метаданных снимков, но и в качестве GPS-трекера с обновлением данных с периодом 1, 5, 10, 15, 30 секунд, а также 1, 2 и 5 минут. Полученные данные можно записать на карту памяти.

Камера в работе

Включение камеры происходит чрезвычайно быстро, поэтому необходимости в измерении столь короткого промежутка времени попросту нет. А вот серийная съёмка уже куда интереснее. Производителем заявлено 7 кадров в секунду, что лишь немногим больше, чем в случае предшественницы, которая могла отснять 6 кадров в секунду. Но не будем забывать, что разрешение кадра существенно возросло, а соответственно увеличился и размер файла снимка. Да и вообще на полном кадре, если не считать дорогущих флагманов, не так много зеркалок, способных отснять серии со скоростью приблизительно 7 кадров в секунду или более. Nikon D750 может отснять 6,5 кадров в секунду, но его класс которого несколько ниже, чем у тестируемой камеры, Nikon D810 способен отснять 5 кадров в секунду, а у Pentax K-1, предел – это 4,4 кадра в секунду. Превосходит по скорости тестируемую камеру только зеркалка с полупрозрачным зеркалом Sony Alpha a99 II, которая способна отснять до 12 кадров в секунду.

Заявленная максимальная длительность серии без снижения скорости съёмки при использовании карты памяти Compact Flash UDMA 7 составляет 21 изображение в RAW и до заполнения карты памяти в JPEG. На практике при использовании нашей методики и записи снимков на карту памяти SD UHS-1 U3 (скорость записи до 80 МБ/с) удалось отнять 18 кадров в RAW, 13 кадров в RAW+JPEG, а при использовании только лишь JPEG длительность серии действительно ограничена доступной памятью на карте либо зарядом аккумулятора.

В камере, как и в случае предшествующей модели, предусмотрена 61 точка фокусировки, из которых 41 точка – это датчики крестового типа, но зато при диафрагме f/8 датчиков крестового типа 21 штука против одной единственной в случае EOS 5D Mark III. Собственно, точно такие же характеристики у модуля фокусировки флагманской камеры Canon EOS-1D X Mark II. В случае тестируемой камеры предусмотрено множество вариантов выбора зоны фокусировки: по центральной точке, ручной выбор точки, расширенная область, окружение (3х3 точки), зональный выбор, большая зона, а также автоматический выбор. С субъективной точки зрения наиболее удобным вариантом смены режима является «педаль» рядом с клавишей перехода в быстрое меню. Впрочем, настроить можно на своё усмотрение. Количество используемых точек фокусировки можно ограничить только лишь датчиками крестового типа, 15 и 9 точками. В настройках автофокуса предусмотрено 6 настраиваемых режимов поведения автофокуса для различных условий съёмки. Настраиваемые параметры – это чувствительность слежения, изменение поведение автофокуса при замедлении/ускорении объекта съёмки, а также настройка скорости автоматической смены точки фокусировки. Такие настройки крайне важны для репортажа, когда времени на перенастройку поведения автофокуса зачастую нет.

В режиме LiveView здорово выручает сенсорный дисплей, который позволяет выбрать объект фокусировки просто ткнув пальцем по экрану. К сожалению, как в случае Canon EOS-1D X Mark II, режим жестов не поддерживается. В итоге для увеличения зоны фокусировки приходится использовать виртуальные или физические клавиши, а для перемещения увеличенной зоны фокусировки приходится использовать джойстик. Увеличение зоны возможно только в 5 и 10 крат. Режима «пикинга» традиционно нет, а это существенный недостаток для любителей предметной съёмки и съёмки видео.

Замер скорости автофокусировки осуществлялся в связке с объективом Canon ZOOM Lens EF 24-70mm 1:2.8 L II USM. Как видно из названия, в объективе установлен ультразвуковой двигатель, который обеспечивает более быструю и тихую фокусировку. При фазовом методе фокусировки камера навелась на объект за 0,32 секунды, а при контрастном методе – всего за 0,22 секунды. Вот так на практике проявляется функция Dual Pixel AF, которая упоминалась ранее. В общем, стоит констатировать факт, что в режиме LiveView зеркалки Nikon безнадёжно отстают, а составить конкуренцию может только зеркалка с полупрозрачным зеркалом Sony Aplpha a99 II.

Но Dual Pixel AF обеспечивает не только более высокую скорость фокусировки, но боле высокую чувствительность автофокуса. Производителем заявлена минимальная чувствительность на уровне -3 EV. Для сравнения, у Nikon D810 минимальная граница рабочего диапазона АФ составляет -2 EV, у Pentax K-1 чувствительность такая же, как и у тестируемой камеры. Впрочем, Canon всё равно не рекордсмен в классе, ведь у Sony Alpha a99 II заявленная нижняя граница чувствительности -4 EV. На практике камера Canon EOS 5D Mark IV в фазовом режиме смогла навестись на тестовый шаблон при освещённости 0,2 лк, а также 0,18 лк при работе в режим LiveView, что в обоих случаях соответствует значению -4 EV. Это столь низкий уровень освещённости, что ориентироваться на глаза при ручной фокусировке бесполезно, потому как попросту ничего не видно. Резюмируя можно сказать, что в режиме фотосъёмки работа автофокуса тестируемой камеры без преувеличения великолепна.

Замер экспозиции TTL осуществляется при помощи датчика RGB с разрешением 150 000-пикселей на 252-зоны и распознаванием лучей инфракрасного спектра. В общем, всё как у флагмана, за исключением меньшего разрешения датчика. Впрочем, распознавание ИК-спектра не такая уж и невидаль, ведь даже многие смартфоны оборудованы подобными датчиками. Экспонометрия работает в следующих режимах: оценочная, частичная, центрально-взвешанная, точечная. Возможно введение экспосдвига в диапазоне от -5 до +5 с шагом 1/3 или 1/2 ступени, также предусмотрена возможность съёмки с брекетингом 2, 3, 5 и 7 кадров с шагом от 1/3 до 3 EV. Экспозамера зачастую работает довольно корректно, и лишь при недостатке динамического диапазона вытягивает тени. Но зато автоматика прекрасно работает при контровом освещении и неплохо справляет при солнце в кадре. При искусственном освещении автоматика работает безупречно. При использовании ламп с цветовой температурой 5500 K ошибка составила всего лишь 0,02 EV, что невозможно заметить в принципе.

В настройках баланса белого предусмотрены пресеты солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, один вариант флуоресцентных ламп (4 000 K), вспышка. Также предусмотрен ручной выбор цветовой температуры в диапазоне 2 500 – 10 000 K. А вот контейнер для ручных настроек всего лишь один, что жутко разочаровывает. Разумеется, предусмотрена тонка настройка по шкале A-B/G-M с возможностью брекетинга баланса белого до 7 кадров. Автоматика в целом работает корректно. При искусственном освещении флуоресцентными лампами с цветовой температурой 5 500 K ошибка вовсе практически отсутствует.

Шумы

Стандартный диапазон чувствительности сравнительно небольшой – от 100 до 32 000 единиц в ISO-эквиваленте. Впрочем, для большинства ситуаций этого более чем достаточно. Расширенный диапазон включает значения ISO 50, 51 200 и 102 400. В настройках предусмотрено три режима программного шумоподавления, а также режим многокадрового шумоподавления. Но в отличие от Pentax K-1 при многокадровом шумоподавлении невозможно использование формата RAW. К сожалению, конвертировать RAW-файлы не удалось конвертировать при помощи пакета DCRAW, который используется нами при тестировании камер, поэтому конвертирование было проведено в комплектном ПО Digital Photo Professional 4. При конвертировании шумоподавление было полностью отключено.





Вспышка

Встроенной вспышки у Canon EOS 5D Mark IV, разумеется, нет, ведь её ценность для столь продвинутого решения стремится к нулю. Зато предусмотрен «горячий башмак» и разъём подключения кабеля синхронизации. Хотя последний на данном этапе это, скорее, атавизм, чем действительно необходимая функция. Настройки вполне стандартны. Возможен выбор режима – E-TTL, стробоскоп, ручной режим с делителем мощности до 1/128. При установке радиосинхронизатора возможно раздельное управление группами. К сожалению, установка различного значение зума рефлектора для отдельных групп не предусмотрена. Впрочем, эта функция реализована в некоторых радиосихронизаторах. К слову, камера без проблем работает с китайскими E-TTL-вспышками и радиосинхронизаторами. При работе с Yongnuo YN-685 какие-либо проблемы совместной работы не были выявлены вовсе, а при работе с синхронизатором YN-622C-TX не удалось лишь выбрать режим синхронизации по второй шторке, что, как и в случае раздельного зума рефлектора, можно реализовать силами непосредственно синхронизатора. Примечательно, что в отличии от Canon EOS-1D X Mark II во время работы с указанными выше вспышками и синхронизатором при попытке изменения настроек система не радовала сообщением о несовместимости. Конечно, маловероятно, что покупатель, способный выложить приличную сумму за тушку тестируемой камеры и набор оптики, будет пользоваться китайским навесным оборудованием. Но и исключать такую возможность тоже не стоит.

Примеры фото

Режим видеозаписи

Камеры серии Canon EOS 5D по сути стали родоначальником движения съёмки видео на фотокамеры. Модель EOS 5D Mark III благодаря этому стала бестселлером среди видеографов. Новинка в теории должна была привнести нечто новое, как минимум 4K-видео. И 4K-видео есть, но снимается оно не с полного кадра, а с кропом 1,64х, что соизмеримо с матрицами APS-C. Всё бы ничего, но ведь и угол съёмки из-за этого существенно сужается, поэтому возникает проблема с широкими планами. Конечно, можно поставить более широкоугольную оптику, но в линейке оптики Canon EF c этим есть проблемы. Более широкие – это уже fisheye-объективы. Конечно, можно попытать счастье EF-S объективами. Но тут стоит отметить, что оптика под EF-S производства Canon имеет удлинённый хвостовик, поэтому физически не может быть установлена на полный кадр. А вот EF-S объективы сторонних производителей работают на тестируемой зеркалке в режиме записи 4K-видео без проблем и зеркало не задевают. Но в любом случае стоит быть осторожным. Да и держать отдельно широкоугольный EF-S объектив исключительно для 4K-видеосъёмки не слишком гуманно по отношению к кошельку (фото, а также FullHD-видео снимается с полного кадра, поэтому с оптикой EF-S на полном кадре имеется сильное виньетирование).

Однако на этом претензии не заканчиваются. При записи FullHD-видео поддерживается цвет 8 бит и дискретизация 4:2:0. Тут отличие от предка заключается лишь в поддержке режима 1080/60p. При записи 4K-видео ситуация немного лучше, ведь цветовая дискретизация 4:2:2, но цвет всё так же 8-битный. При выводе на HDMI цветовая дискретизация 4:2:2, но цвет также 8 бит, а вывод 4K не поддерживается вовсе. Дальше – больше. Пикинга традиционно нет, «зебра» и логарифмические кривые тоже отсутствуют, поэтому спасти ситуацию сможет только альтернативная прошивка, которая даже съёмку RAW-видео позволяет реализовать. Но сборки Magic Lantern для тестируемой камеры пока нет, хотя для 5D Mark III имеется. Из интересных нововведений можно отметить только HDR-видео, которое набирает популярность. Но и тут беда – HDR видео поддерживается только при записи в формате 1080/25p IPB. Благодаря сенсорному экрану удобно изменять параметры непосредственно во время видеозаписи, но у конкурентов это тоже есть.

В общем, в режиме видео гораздо предпочтительнее фотоаппараты от Sony. Продвинутые беззеркалки Panasonic тоже хороши в режиме видеосъёмки, но система micro 4/3 не может конкурировать с полным кадром в режиме фотосъёмки, которая всё же является основной функцией фотокамеры. Все перечисленные недостатки относительно конкурирующих фотоаппаратов могут показаться абсурдом и недальновидностью, но на самом деле таким образом производитель попросту пытается перевести любителей видеосъёмки на свою линейку кинокамер Canon EOS Cinema.






Аккумулятор и автономная работа

В камере используется аккумулятор со стандартной для своего класса ёмкостью 14 Вт*ч. По заявлениям производителя при тестировании по стандарту CIPA камера способна отснять на одном заряде 900 кадров, что на 50 меньше, чем у предшественника. Для сравнения, Nikon D810 может на одном заряде отснять 1200 кадров, Pentax K-1 – 760 кадров, а Sony Alpha a99 II без батарейной ручки ли набора аккумуляторов в кармане для серьёзной работы вовсе непригодна, ведь на одном аккумуляторе она может отснять лишь жалкие 490 кадров. На практике тестируемая камера способна отснять чуть более 1000 кадров при редком использовании меню и включенном при работе дисплее.

Заключение

Производитель явно постарался отшлифовать возможности камеры в режиме фото, да и режим видеосъёмки немного улучшил. Но улучшение режима видео были произведены таким образом, чтобы не мешать продажам своих же кинокамер серии EOS Cinema. К сожалению, эти действия уже на этапе разработки навредили продажам тестируемой камеры, ведь рейтинг ожиданий у видеографов был запредельно высок, а их так разочаровали. Впрочем, у подопытного есть масса улучшений относительно предшественника. По большому счёту Canon удалось создать достаточно универсальную камеру, которая годится и для предметной съёмки, и для пейзажа, и для портрета, и для лёгкой репортажной съёмки. Среди полнокадровых камер в плане универсальности в режиме фотосъёмки Canon EOS 5D Mark IV трудно кого-то противопоставить. Само собой, напрашивается Sony Alpha a99 II, но конкурентом она будет только с батарейной ручкой в комплекте. Nikon D810 уступает по скорости серийной съёмки, автофокус у неё не такой проворный и цепкий, да и вообще эта камера заточена под конкретные задачи, а не универсальность, и её прямой конкурент – это Canon EOS 5DS/5DS R.

Минусы:
— отсутствие поддержки множественного касания при сенсорном управлении;
— излишне упрощённый режим видеосъёмки относительно конкурентов;
— HDMI-выход не поддерживает разрешение 4K;
— не поддерживаются карты CFast и/или SD UHS-II.
Плюсы:
— удобное управление;
— сенсорный дисплей с развитым управлением;
— быстрый и чрезвычайно чувствительный автофокус;
— сравнительно высокая скорость серийной съёмки;
— встроенный модуль WiFi/NFC;
— встроенный приёмник GPS.

Линейка полнокадровых фотоаппаратов Canon EOS 5D на протяжении всех лет своего существования была заслуженно популярна и успешна. Первый EOS 5D полюбили за саму возможность покупать «полный кадр» за вменяемые деньги, на второй EOS 5D снимали легендарный сериал «Доктор Хаус», третий EOS 5D стал самым частым гостем на свадьбах по всему миру, а шагнувший вбок от основной линейки Canon EOS 5DS и сейчас остаётся чемпионом «мегапиксельности» в классе…

Тем не менее, судьба нового Canon EOS 5D Mark IV нас по-настоящему беспокоит. Созданная Canon камера имеет массу технических достоинств и как продолжение серии воспринимается очень хорошо. Но само время будто бы изменилось. Ситуация не благоволит Canon, привыкшей не отступать от намеченных планов и от традиций – и, возможно, Canon EOS 5D Mark IV станет последним аппаратом стартовавшей в 2005 году серии.

И дело не только в том, что конкуренты за последние годы они сделали немало тактически и стратегически правильных шагов. Производители фотоаппаратов начинают мыслить иначе, перекраивая сами основы рынка, саму суть фототехники, меняя, дополняя и расширяя привычные сценарии использования фотокамер.

Фотоподразделение Canon, верное свой идее никуда не спешить, всё чаще даёт запоздалые и не всегда верные отклики на запросы времени. И очень часто – с оглядкой на общие интересы корпорации, которая, на минуточку, делает не только EOS 5D...

Изначальный прогресс

Canon EOS 5D Mark IV базируется на новом полнокадровом (физические размеры 36 на 24 миллиметра) сенсоре CMOS с разрешением 30,4 мегапикселя (максимальная детализация - 6720x4480 точек). Чувствительность сенсора охватывает диапазон от 100 до 32000 единиц ISO с программным расширением до значений ISO 50 и ISO 52 100-104 200. Матрица интересна тем, что в ней использована технология Dual Pixel AF. Это уже второй случай применения фирменной технологии Canon на полнокадровом сенсоре (на матрицах типоразмера APS-C технология Dual Pixel AF используется с 2013 года).

В качестве основного процессора в Canon EOS 5D Mark IV установлен Digic 6+. C этим процессором рынок познакомился в феврале этого года при анонсе флагманского Canon EOS-1D X Mark II. Правда, внутри флагмана стоят два Digic 6+, а Canon EOS 5D Mark IV – ограничен одним.

Из флагманского Canon EOS-1D X Mark II в Canon EOS 5D Mark IV перешла и система автоматической фокусировки. В фазовом режиме она использует 61 датчик, 41 из которых имеет крестовидную структуру. 5 центральных датчиков – это двойные кресты, а центральная точка отличается особой чувствительностью и способна наводиться на цель при освещении от -3 EV. Также, напомним, матрица Canon EOS 5D Mark IV использует технологию Dual Pixel AF – работающую на основе разницы данных, полученных от двух рядом стоящих «полупикселей». Технология Dual Pixel AF предназначена для режимов визирования с поднятым зеркалом – то есть, видеосъёмки и съёмки с визированием по информационному дисплею. Уникальной особенностью работы Dual Pixel AF в Canon EOS 5D Mark IV стала возможность следящей автоматической фокусировки при визировании по экрану. Фокусировка отличается высокой скоростью и великолепной точностью – что не удивительно для этой технологической схемы.

Система экспозамера новой камеры получена ею от некогда флагманского Canon EOS-1D X (не Мark II): это хорошо знакомый датчик RGB-IR с разрешением 150 килопикселей. Данные с датчика анализируются совместно с данными автофокуса, что позволяет ему работать более «интеллектуально» с каждой съёмочной ситуацией. Система поддерживает распознавание лиц и значимых объектов, а также обеспечивает их ведение по полю кадра (технология iTR).

Максимальная скорость серийной съёмки у Canon EOS 5D Mark IV составляет 7 кадров в секунду. Как вы понимаете, это солидно звучащая на фоне предшественников цифра не имеет смысла без обнародования данных о глубине буфера обмена. В идеальных условиях (максимально быстрая карта памяти формата CF, формат записи – только RAW) он составляет 30-35 кадров. На уменьшение длины серии влияют: скорость карты памяти, её тип (CF – быстрее, SD – медленнее) и режим записи (только RAW, RAW+JPG на одну карту, RAW+JPG на разные карты). Если снимать фото в формате JPG буфер обмена «бесконечен».

Видео не видимо

Запись видео у Canon EOS 5D Mark IV формально соответствует всем современным стандартам. Они, как известно, приписывают фотоаппарату стараться заменить видеокамеру и настоятельно советуют максимально полно раскрывать преимущества съёмки видео в сверхвысоких разрешениях.

Максимальное разрешение видео у Canon EOS 5D Mark IV - 4096 на 2160 точек (так называемое 4K DCI). Скорость смены кадров – 30 или 24. Данные сохраняются в формате Motion JPEG исключительно на карту CompactFlash. Передача данных видео в 4K DCI через порт HDMI камерой не поддерживается. На «физическом» уровне запись видео формата 4K в Canon EOS 5D Mark IV происходит путём кадрирования части изображения с матрицы (напомним: полная детализация сенсора - 6720x4480 точек). Это значит, что поведение оптики соответствует тому, как ведут себя эти объективы на аппаратах с кроп-фактором (x1,74).

Базовая комплектация

В целом, работу нового аппарата с видео сверхвысокого разрешения можно назвать «демонстративной», что, скорее всего, объясняется реалиями «внутрикорпоративной» кухни Canon и связано с производством компанией настоящих видеокамер и кинематографического оборудования.

Видеозапись в формате Full HD и в разрешении 1280 на 720 точек выглядит гораздо «бодрее» с практической точки зрения. Данные считываются со всей поверхности матрицы и преобразуются, доступны высокие скорости смены кадров (до 60 и 120 – соответственно), кодек MPEG-4 и эффект расширения динамического диапазона.

Регион матрицы, с которого пишутся данные роликов в 4K

У Canon EOS 5D Mark IV в режиме видеокамеры очень точно и быстро работает автофокус, аппарат позволяет подключать внешние наушники и микрофон, сенсорный дисплей помогает одним прикосновением смещать акцент в кадре с переднего плана на задний.

Идеал плюс

Сенсорный дисплей – наверное главное и самое заметное приобретение линейки за 4 года. При этом размер его у Canon EOS 5D Mark IV не отличается от размера предшественника – 3,2 дюйма по диагонали, а разрешение выросло с 1,04 до 1,62 мегапикселей. Дисплей у новинки хоть и сенсорный, но не поворотный – в чём Canon EOS 5D Mark IV демонстрирует, прямо скажем, некоторую архаичность в сравнении с современными аппаратами-конкурентами.

Менее заметное «приобретение» Canon EOS 5D Mark IV – улучшенная защита корпуса от проникновения пыли и влаги. Речь, конечно, не идёт о неуязвимости флагманского уровня (аппаратам Canon линейки EOS 1D всегда были нипочём любые испытания судьбы), но критические места – заглушки интерфейсов, байонет, кнопки – модернизировали в сторону герметизации.

Схема пыле-влагозащиты корпуса аппарата

Из изменений в элементах управления отметить можно появление новую перепрограммируемую кнопку около стика управления точками фокусировки.

К технологическим обновлениям Canon EOS 5D Mark IV можно отнести появление порта USB версии 3.0, встроенного модуля Wi-Fi с поддержкой технологии NFC и приёмника сигналов спутниковой системы GPS.

В целом, дизайн и функциональность Canon EOS 5D Mark IV демонстрируют традиционный для Canon прогресс: минимальные изменения в отточенной десятилетиями эргономике профессионального инструмента и ожидаемые (хоть и недостаточные) дополнения в технологических моментах.

Негатив с позитивным будущим

Выпускать фотокамеры (да и любую другую технику) в наше время – дело достойное, но недостаточное. Элементы шоу-бизнеса глобально проникли во все сферы деятельности и даже появление нового, сугубо профессионального инструмента, требует наличия «изюминки». «Фишки».

У Canon EOS 5D Mark IV эта «фишка», к счастью, есть. Она называется Dual Pixel Raw – запись цифрового негатива с использованием информации с «полупикселей» матрицы.

Схема работы технологии Dual Pixel AF

Вкратце напомним о чём идёт речь. Технология Dual Pixel AF, используемая в Canon EOS 5D Mark IV, предполагает, что сенсели матрицы на физическом уровне представлены двумя элементами, которые для формирования изображения объединяются попарно, а для фокусировки – парами индивидуально. Таким образом, сенсор Canon EOS 5D Mark IV формирует изображение из 30 миллионов точек (30 мегапикселей), но на физическом уровне состоит из 60 миллиона элементов.

Режим Dual Pixel Raw, изначально поддерживаемый фирменным RAW-конвертером Canon, позволяет «вытягивать» данные из всех 60 миллионов элементов, формируя два различающихся на один сенсельный сдвиг цифровых негатива. Разумеется, запись Dual Pixel Raw занимает двойной по сравнению с «просто» RAW объём и требует больше времени на сохранение на карте памяти.

Поддержка Dual Pixel RAW только появляется в сторонних конверторах

Практика энтузиастов также показала, что развитие конвертеров с поддержкой Dual Pixel Raw может помочь извлекать из этого формата изображения с расширенным динамическим диапазоном или улучшенным соотношением сигнала и шума.

В целом, реализацию Dual Pixel Raw в Canon EOS 5D Mark IV можно признать удачной для первого шага «технологической демонстрации возможностей». В будущем эта технология может оказаться весьма востребованной и полезной. А может – и исчезнуть под натиском конкурирующих, более простых – но эффективных аналогов.

Профи выбирают?

Подведём итоги обзора. Стоимость нового Canon EOS 5D Mark IV обозначена производителем как 3500 долларов за фотоаппарат в базовой комплектации без объективов. В России камера появилась по цене от 250 тысяч рублей.

Безусловно, такая стоимость говорит нам о приоритетном профессиональном использовании новинки – то есть, покупая Canon EOS 5D Mark IV, фотограф рассчитывает получать от его эксплуатации доход.

И как фотоаппарат Canon EOS 5D Mark IV эти надежды готов оправдать. Его технические характеристики и возможности позволяют фотографу уверенно себя чувствовать практически во всех съёмочных ситуациях и при самом широком диапазоне условий. Репортажная и свадебная съёмка, съёмка в помещениях и на природе, пейзажная, портретная, съёмка для глянцевых изданий. Аппарат имеет достаточную для проведения таких сеансов детализацию, чувствительность, динамический диапазон, скорость фокусировки и скорость серийной съёмки. По сравнению с предшествующим Canon EOS 5D Mark III новинка выглядит уверенно улучшенной: пусть и не кардинально, но – в очень многих аспектах.


В свою очередь, видеосъёмка на Canon EOS 5D Mark IV коммерциализируема лишь для роликов в формате Full HD. Формально поддерживаемый режим 4K обставлен таким количеством ограничений, что всерьёз говорить о Canon EOS 5D Mark IV как о 4K-камере просто не приходится.

И это очень неприятный момент, поскольку универсализация профессиональный фототехники, когда одно устройство топового уровня позволяет человеку реализовать себя и как фотограф, и как видеооператор – это очевидный тренд рынка. И конкуренты Canon (в первую очередь, разумеется, Sony) уверенно этот тренд осваивают.

В целом, от Canon EOS 5D Mark IV исходит ощущение чрезвычайно зрелого продукта. Линейка EOS 5D, начиная с 2005 году умевшая удивлять даже видавших виды профессионалов, обрела с ним технологическую завершённость. Попробовать сделать лучше Canon, наверное, могла бы. Но тогда это была бы уже не Canon или аппарат бы не назывался EOS 5D.


Источник: ZOOM.CNews

Версия для печати

Статьи по теме

  • Обзор полнокадровой беззеркальной камеры Canon EOS R Последние несколько лет Canon продолжала выпускать громоздкие зеркальные камеры, пока конкуренты вовсю занимались продажами беззеркалок. Как оказалось, все это время Canon не тратила время зря, а долго и скрупулезно готовила свое абсолютно...
  • Обзор полнокадровой беззеркальной камеры Nikon Z7 Осенью этого года Nikon представила сразу две полнокадровые беззеркальные камеры - Nikon Z6 и Nikon Z7. За два месяца после релиза они собрали немало шума вокруг себя. Мы поспешили протестировать новинку, чтобы рассказать читателям...
  • Линейка объективов Nikon Зеркальный фотоаппарат сам по себе существовать не может - к нему нужен объектив. Причем, он не может быть абы каким - только качественные объективы раскрывают все возможности фотоаппарата. Именно поэтому компания Nikon уделяет много...
  • Обзор зеркальной камеры Nikon D7500 D7500 - это не улучшенная версия D7200, а скорее бюджетный вариант D500 - APS-C камеры Nikon профессионального класса. По сути, D7500 использует тот же сенсор и процессор обработки изображений, что стоят в D500. Таким образом, Nikon...
  • Обзор камеры Nikon Keymission 360 В фото- и видео-съёмке наметился новый тренд - камеры с углом обзора 360 градусов. Samsung Gear 360, LG 360 Cam, GoPro Omni... вот теперь и Nikon Keymission 360. Известный производитель отличных фотоаппаратов буквально ворвался на...
  • Обзор фотоаппарата Nikon D3400 Nikon D3xxx - семейство зеркальных камер начального уровня от всемирно известного японского производителя. D3400 - новинка, которая по своим возможностям практически догнала более продвинутые камеры Nikon прошлых годов.
  • Первый взгляд на фотокамеру Sony Alpha a99 Mark II. Назад в будущее? Десять лет присутствия Sony на рынке фотокамер со сменной оптикой – очевидный пример истории успеха. Начав с поглотительной коллаборации с ветераном отрасли, компания достаточно быстро нащупала верную дорогу, став признанным лидером...
  • Фотоаппарат Sony RX100M4: выбор видеоблогера Подвид фотоаппаратов «продвинутая мыльница» не сильно популярен на рынке. Но одна камера всё-таки, несмотря ни на что, продаётся лучше остальных и пользуется уважением не только среди любителей, но даже среди фотографов. Секрет успеха...

Преимущества

Высокое разрешение
Очень хорошее качество изображения
Защита от брызг
USB 3.0, GPS, WI-FI, NFC
Большой видоискатель
Сенсорный экран
Хорошее время автономной работы аккумулятора
Ultra-HD с функцией Frame Grabbing

Недостатки

Относительно мало нового для фотографов
Высокий уровень шума, начиная со ступени ISO 3200

  • Соотношение цена/качество
    Отлично
  • Место в общем рейтинге
    9 из 30
  • Соотношение цена/качество: 77
  • Качество изображения (40%): 81.9
  • Оснащение и управление (35%): 96.1
  • Быстродействие (10%): 86.5
  • Качество видео (15%): 93.5

Редакционная оценка

Пользовательская оценка

Вы уже поставили оценку

До выхода в свет новинки модель-предшественница была основной полноформатной камерой как для фотографов-приверженцев серии EOS, так собственно и для производителей.

Долгие четыре года амбициозные фанаты Canon ждали этого момента. И вот Canon EOS 5D Mark IV наконец-то выходит на рынок, теперь ей необходимо хорошо зарекомендовать себя и в тестировании, и на практике.

И самое главное, камере придется «ответить» на серьезные вопросы, такие как: что такого нового у нее есть, что могло бы сподвигнуть владельцев предыдущей модели сменить ее на последовательницу?

Насколько улучшилось качество изображения? Вызовет Canon EOS 5D Mark IV такой же ажиотаж, как в свое время Марк III? Ответ: и да, и нет.

Canon EOS 5D Mark IV: Новый старый знакомый?

Это и правда Canon EOS 5D Mark IV? Прочный со сглаженными краями магниевый корпус, большой 3,2-дюймовый сенсорный экран с высоким разрешением на задней панели, светлый оптический видоискатель, а также многочисленные аппаратные кнопки - все это поразительным образом напоминает модель-предшественницу.

На первый взгляд обе камеры похожи как сестры-близнецы. Если бы не маленькая надпись с наименованием камеры на передней панели, то многие просто не заметили бы разницы. И вы напрасно будете искать существенные отличия: изменили свое местоположение разъемы для кабелей дистанционного спуска затвора и синхронизации вспышки, под резиновой заглушкой прячется порт USB 3.0, а на задней панели находится небольшая кнопка для переключения автофокусировки.

Пожалуй, это все изменения. И это плохо? Нисколько: знатоки серии EOS смогут быстро разобраться. Им не придется запоминать новое расположение кнопок или заново изучать меню. С этой моделью все просто: берешь в руки, включаешь, настраиваешь. Отлично!

Canon EOS 5D Mark IV: Умеренное увеличение числа пикселей


Canon EOS 5D Mark IV: С помощью технологии Dual Pixel RAW при пост-обработке можно немного поменять точку фокусировки

Однако тот, кто возьмет Canon EOS 5D Mark IV в руки в первый раз, сразу заметит одно из многочисленных микро-отличий - вес камеры, который составляет всего 885 грамм, столько «зеркалка» весит в состоянии «боевой готовности».

Но это вовсе не означает, что производитель сэкономил: полноформатная матрица создает снимки с разрешением примерно 30 мегапикселей, что на 8 мегапикселей больше, чем у модели-предшественницы. Правда, если сравнивать, например, с результат кажется весьма скромным. Но все же такой размер изображения дает возможность кадрировать изображение и при печати получить крупноформатные фотографии.

Кроме того, уровень шумов изображения вполне в пределах разумного: несмотря на увеличение разрешения, «шумные» пиксели становятся видны лишь начиная со светочувствительности ISO 3200. Кадры, снятые со светочувствительностью ниже этого уровня, нас удивили высокой резкостью края при минимальном ISO, а также высоким уровнем детализации.

С уровня ISO 6400 качество изображения постепенно снижается. Видели мы результаты и получше. Для камеры с таким огромным разрешением впрочем, это весьма неплохо.

Canon EOS 5D Mark IV: С Dual Pixel RAW все становится лучше?


Canon EOS 5D Mark IV: Wi-Fi, GPS, NFC, а также верхний дисплей с подсветкой - самые важные дополнительные опции

Еще одно важное новшество прячется на сенсоре камеры: технология Dual-Pixel. В камере EOS 5D Mark IV она используется для контрастной автофокусировки, что на практике означает очень быструю фокусировку в режиме Live-View. Что касается фотографий, то наличие функции, которую Canon окрестил «Dual Pixel RAW», означает возможность изменить точку фокусировки при пост-обработке.

Если вы случайно сфокусировались на ресницах своей модели, а не на радужке, то теперь при пост-обработке вы сможете это исправить. В комплекте с камерой идет необходимая программа. Подходящий плагин для Lightroom у Adobe тоже в разработке. Но, скажем честно, на практике мы редко пользовались этой функцией. А вот функция распознавания глаз нас бы порадовала гораздо больше.

К тому же, точку фокуса можно передвинуть всего на несколько миллиметров, но размер файла RAW при этом серьезно увеличивается. Скажем прямо, невозможно назвать 5D Mark IV камерой технологии светового поля Lytro. Но, в конце концов, это дебют технологии Dual Pixel RAW, и мы уверены, что в ближайшие годы она будет значительно оптимизирована.

Кстати об оптимизации: разработчики Canon в новой камере серьезно улучшили работу видеорежима. Настоящее 4К разрешение со скоростью 30 кадров в секунду гарантирует сверхрезкие кадры. Также для амбициозных фотографов у камеры есть выходы для микрофона и наушников, а кроме того камера дает возможность вывода данных 4K с помощью HDMI. Еще одна классная новинка: HDR-видео, которое позволяет получать особо яркие кадры.

Для съемки HDR, также как и видео 4K вам потребуются скоростные карты памяти большого объема, особо подчеркнем: «большого»! Ибо видео 4К камера Canon EOS 5D Mark IV пишет исключительно в устаревшем формате Motion JPEG.

Причиной этого может быть система извлечения фотографии: также как и весьма дорогая профессиональная модель новая камера позволяет извлекать из видео отдельные фотокадры в разрешении 4K и сохранять их как файлы JPEG размером около 8 мегапикселей. Правда, режима Pre-Burst или серийной съемки с фактической скоростью 30 кадров в секунду, как, например, у актуальных моделей Panasonic, у камеры EOS 5D Mark IV нет.

Canon EOS 5D Mark IV: Высокая скорость вместо 30 мегапикселей


Canon EOS 5D Mark IV: Разъемы для вспышки и USB 3.0 украшает левый бок камеры

Камера предлагает серийную съемку со скоростью всего семь кадров в секунду. В первый момент это кажется мало. Но если учитывать разрешение, то это все же много, прежде всего при съемке в формате JPEG, когда серийная съемка не имеет ограничений по количеству. Но при съемке в формате RAW со сжатием без потерь камера начинает «спотыкаться» уже после 22 снимков.

Так что, например, для спортивной и концертной съемки лучше все же снимать в формате JPEG. И сразу вас успокоим: как баланс белого, так и замер экспозиции срабатывают гораздо точнее и показывают отличные результаты. Это избавляет от необходимости сложной пост-обработки.

Альтернатива:

Вы ищете профессиональную зеркальную или беззеркальную камеру с лучшим сочетанием разрешения и уровня шума? Тогда мы рекомендуем вам заглянуть в , где камеры можно отсортировать по различным параметрам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

Качество изображения (40%)

Оснащение и управление (35%)

Быстродействие (10%)

Качество видео (15%)

Результаты тестирования Canon EOS 5D Mark IV




















Характеристики и результаты тестирования Canon EOS 5D Mark IV

Соотношение цена/качество 77
Тип камеры DSLR
Эффективное количество пикселей 30,1 Мпикс
Максимальное разрешение фото 6720 x 4480 пикселей
Тип сенсора CMOS
Размеры сенсора 36 x 24 мм
Очистка сенсора да
Встроенный стабилизатор (в камеру) -
Запись видео да
Крепление объектива Canon EF
Объектив при оценке качества снимков Canon EF 2.5/50
Объектив при оценке быстродействия Canon EF 2.8/24-70
Минимальное время спуска затвора 1/8.000 c
Максимальное время спуска затвора 30 c
Видоискатель оптический
Покрытие видоискателя 100 %
Увеличение видоискателя 0,71x
Дисплей: диагональ 3,2 дюйма
Дисплей: разрешение 1.620.000 субпикселей
Дисплей: тачскрин да
Дисплей: запуск записи видео с тачскрина да
Дисплей: возможность поворота -
Дисплей: поворот в селфи-режим -
Второй дисплей да
Датчик ориентации да
GPS да
Минимальное ISO ISO 50
Максимальное ISO ISO 102.400
Мин. время синхронизации со вспышкой 1/200 c
Баланс белого (кол-во предустановок) 1 пресет
Баланс белого: по шкале Кельвина да
Разрешение при ISO мин 2.061 пар линий
Разрешение при ISO 400 2.028 пар линий
Разрешение при ISO 800 2.029 пар линий
Разрешение при ISO 1600 1.982 пар линий
Разрешение при ISO 3200 1.885 пар линий
Разрешение при ISO 6400 1.805 пар линий
Детализация при ISO мин 85,2 %
Детализация при ISO 400 89,3 %
Детализация при ISO 800 88,3 %
Детализация при ISO 1600 85,9 %
Детализация при ISO 3200 89,1 %
Детализация при ISO 6400 84,4 %
Визуальный шум при ISO мин 0,67 VN (0,7 VN1, 0,4 VN3)
Визуальный шум при ISO 400 0,86 VN (0,9 VN1, 0,5 VN3)
Визуальный шум при ISO 800 0,86 VN (0,9 VN1, 0,5 VN3)
Визуальный шум при ISO 1600 1,05 VN (1,1 VN1, 0,6 VN3)
Визуальный шум при ISO 3200 1,52 VN (1,6 VN1, 0,8 VN3)
Визуальный шум при ISO 6400 1,62 VN (1,7 VN1, 0,9 VN3)
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO мин очень хорошо
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 1600 очень хорошо
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 3200 хорошо
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 6400 хорошо
Время готовности к съемке из выключенного состояния 0,4 c
Время задержки спуска затвора при ручной фокусировке 0,07 c
Время задержки спуска затвора с автофокусом при дневном свете 0,32 с
Время задержки спуска затвора с автофокусом при слабом освещении 0,33 c
Время задержки спуска затвора в режиме Live-View с автофокусом при дневном свете 0,48 c
Скорость серийной съемки в RAW 7,0 фото/с
Длина серии в RAW 19 фото единовременно
Скорость серийной съемки в JPEG 7,0 фото/с
Длина серии в JPEG -
Аккумулятор LP-E6N
Стоимость аккумулятора 65 €
Аккумулятор: макс. фотографий со вспышкой 1.520 фото
Аккумулятор: макс. фотографий без вспышки 1.920 фото
Аккумулятор: макс. фотографий в Live-View со вспышкой 600 фото
Аккумулятор: макс. фотографий в Live-View без вспышки 300 фото
Аккумулятор: продолжительность записи видео 2:14 ч:мин
Разъем для микрофона да, 3,5 мм
Встроенная вспышка -
Управление вспышкой -
Дистанционный спуск затвора да
Тип карты памяти SDXC
WLAN да
NFC да
Материал корпуса магниевый сплав
Корпус: защита от пыли и водяных брызг да
Габариты 151 x 116 x 76 мм
Вес без объктива 885 г

Чтобы привлечь внимание к своей новой «пятерке», Canon не нужно делать практически ничего. Любая наследница первой в истории цифровой полнокадровой камеры в стандартном корпусе была и остается самой ожидаемой фотоновинкой - и уже не так важно, насколько очередной «марк» отличается от предыдущего. В прошлый раз, при переходе от Mark II к Mark III, ключевые изменения, помимо самого сенсора, коснулись системы автофокуса, получившей значительно большее число датчиков и ставшей в результате кардинально более быстрой и точной.

В этот раз фокусировочный модуль также получил обновление: число точек осталось неизменным, но выросла площадь покрытия. В сущности, здесь такая же система автофокуса, как в топовом Canon EOS 1D X Mark II. Помимо этого, камера получила систему Dual Pixel CMOS, резко поднимающую ценность автофокуса при съемке в режиме Live View. Другая сторона этого обновления - технология Dual Pixel RAW, открывающая дополнительные возможности при обработке снимков. Опять обновился сенсор, который получил разрешение 30 мегапикселей против 22,3 у Mark III. При этом, несмотря на выросшее разрешение, увеличилась скорость съемки - с 6 до 7 кадров в секунду. Mark IV научился снимать видео в 4К-разрешении, а Full HD-видео теперь дается ему со скоростью до 60 кадров в секунду.

И это только начало довольно длинного списка изменений, которые должны сделать Canon EOS 5D актуальным на следующие 4 года и как минимум сократить отток фотографов на другие системы - ведь в том же сегменте, помимо Nikon, в последние годы очень активно выступает Sony с ее полнокадровыми беззеркалками серии a7.

Технические характеристики

Canon EOS 5D Mark IV Canon EOS 5D Mark III
Сенсор изображения 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр)
Стабилизатор изображения Только встроенный в объективы
Эффективное разрешение сенсора 30,4 мегапикселя 22,3 мегапикселя
Формат фото JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, Dual Pixel RAW JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW
Формат видео MOV, H.264 MOV, H.264
Байонет Canon EF Canon EF
Размер кадра до 6720 × 4480 пикселей до 5760 × 3840 пикселей
Разрешение видео до 4096 × 2160 пикселей (30 кадров в секунду), 1920 × 1080 пикселей (60 кадров в секунду) до 1920 × 1080 пикселей (30 кадров в секунду)
Чувствительность ISO 100-32000 с возможностью расширения до ISO 50, 51200 и 102400 ISO 100-25600 с возможностью расширения до ISO 50, 51200 и 102400
Затвор
Механический затвор: 1/8000 - 30 с;
длительная (Bulb): макс. 60 минут
Скорость серийной съемки до 7 кадров в секунду в обычном режиме, до 4,3 кадров в секунду в режиме Live View со следящей фокусировкой до 6 кадров в секунду в обычном режиме, до 6 кадров в секунду в режиме Live View без следящей фокусировки
Автофокус Фазовый, 61 точка, из которых 41 - крестового типа; Dual Pixel CMOS AF при фокусировке в режиме Live View Фазовый, 61 точка, из которых 41 - крестового типа
Экспозамер, режимы работы TTL-замер в 252 точках, оценочный/частичный/центровзвешенный/точечный TTL-замер в 63 точках, оценочный/частичный/центровзвешенный/точечный
Экспокоррекция ±5 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени ± 5 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени
Встроенная вспышка нет, X-синхронизация 1/200 с нет, X-синхронизация 1/200 с
Автоспуск 2/10 с 2/10 с
Карта памяти Слот для CF тип I (совместима с UDMA 7) + слот для SD/SDHC/SDXC типа UHS I
Дисплей 3,2 дюйма, 1 620 тыс. точек, сенсорное покрытие 3,2 дюйма, 1 040 тыс. точек, наклонный
Видоискатель Электронный (OLED с 2360 тыс. точек)
Интерфейсы HDMI, USB 3.0, 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ HDMI, USB 2.0, 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ, синхроконтакт для вспышки
Беспроводные модули Wi-Fi, NFC, GPS нет
Питание Литий-ионный аккумулятор LP-E6N емкостью 14 Вт·ч (1865 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор LP-E6 емкостью 13,3 Вт·ч (1800 мА·ч, 7,2 В)
Габариты 150,7 × 116,4 × 75,9 мм 152 × 116,4 × 76,4 мм
Масса 890 граммов (вкл. батарею и карту памяти) 950ов грамм (вкл. батарею и карту памяти)
Актуальная цена 249 990 рублей за версию без объектива (body) 199 890 рублей за версию без объектива (body)

Внешний вид и эргономичность

Кардинальные изменения во внешности таких вещей, как профессиональные или полупрофессиональные фотокамеры (именно так позиционирует Canon свою 5D начиная со второй версии), почти невозможны. Этот мир ценит традиции и спокойный переход с одной версии на другую без потрясений. Все, что происходит с дизайном и эргономикой, - происходит очень плавно.

С первого взгляда Mark III и Mark IV не различить - разве что переехавшее наверх обозначение версии бросается в глаза. Также можно обратить внимание на проушины для наплечного ремешка другой формы, дополнительный язычок на тыльной стороне камеры, перебравшийся на фронтальную панель разъем для проводного пульта дистанционного управления и немного сместившийся индикатор загруженности буфера обмена. Остальные изменения реально можно отнести к микроскопическим.

Корпус, как и раньше, полностью изготовлен из металла, покрытого пластиком, и обладает весьма серьезной пыле- и влагозащитой. Сразу скажу, что использовал камеру в самых разных условиях: и под дождем, и под снегом, и при минусовых температурах - никаких вопросов к «пятерке» нет и быть не могло. Кстати, камера стала немного легче по сравнению с предшественницей - 890 граммов с батареей и картой памяти против 950 граммов ранее. Это, впрочем, почти никак не сказывается на сценариях использования и комфорте. «Марк» — по-прежнему весьма тяжелый и громоздкий аппарат, удерживать который в одной руке затруднительно.

Выступ для хвата, как и тыльная сторона, покрыт резиной, сцепление с рукой - что голой, что в перчатке - очень хорошее. К размеру выступа тоже нет никаких претензий, 5D Mark IV сидит в руках как влитой. Собрана камера в Японии, качество изготовления отличное.

На фронтальной панели, помимо упомянутого разъема для пульта ДУ и обязательного байонета с кнопкой высвобождения объектива, находятся программируемая клавиша и окошко ИК-приемника.

Слева сосредоточены все интерфейсы: синхроразъем для вспышки, аудиоджеки для микрофона и наушников, HDMI и USB 3.0.

Справа находится прикрытый пластиковой крышкой комбинированный отсек для карт памяти стандартов CF и SD, а также контактная площадка NFC.

На тыльной панели, помимо ровно того же набора клавиш, что и на Mark III, а также переключателя в режим Live View/видеозаписи, джойстика, реагирующего на нажатия, и фирменного селекторного диска с кнопкой Set по центру, обращает на себя внимание клавиша-педаль, на которую по умолчанию не повешена ни одна функция. Она, как и еще десять других органов управления (да, аж 11 в сумме), программируется из меню. Колесо диоптрийной коррекции находится над окошком видоискателя.

25.08.2016 14242 Тесты и обзоры 14

Серия Canon EOS 5D, возможно, одна из узнаваемых линеек камер цифрового века и новая Mark IV предназначена, чтобы обратиться к широкому кругу любителей и профессионалов. Имея практически идентичный внешний вид своих предшественников, она получает существенные обновления "под капотом": датчик высокого разрешения 30,4 МП с технологией Dual Pixel, запись видео 4K, модернизированную систему автофокусировки, сенсорный экран, улучшенную погодозащищенность, встроенные модули Wi- Fi с поддержкой NFC и GPS. Что еще нового? Нарушим традицию наших обзоров, которые начинаем с внешнего вида, и продолжим изучать наиболее интересную часть новинки - электронную начинку камеры.

Mark IV построена вокруг нового CMOS сенсора, а ее мощная подсистема обработки изображений полагается на производительный процессор Digic 6+. Сразу о новом сенсоре: каждый из 30 миллионов пикселей камеры EOS 5D Mark IV состоит из двух фотодиодов, которые могут использоваться вместе или по отдельности. Эта технология позволяет создавать файлы в формате Dual Pixel RAW (DPRAW). Такой формат файлов содержит два изображения, снятые с двух незначительно отличающихся ракурсов. При обработке отснятого материала с помощью программного обеспечения Digital Photo Professional, пользователь сможет применить данные, содержащиеся в файле формата Dual Pixel RAW, для микронастройки положения зоны максимальной резкости. RAW файл становится очень жирным, до 70 мегабайт, зато у фотографа есть право на небольшую ошибку по фокусу, что очень круто.

Система автофокусировки заимствована с с флагманской 1D X Mark II и содержит 61 точек автофокусировки (41 из которых являются крестового типа) и имеющая на 24% расширенного вертикального охвата по сравнению с системой в Mark III. Чувствительность центральной точки повысилась с -2 EV до -3 EV (это уже очень темно, жесть прям!) (в режиме Live View датчик чувствителен к -4EV с быстрым объективом). Также улучшена совместимость с различной оптикой: теперь при использовании объективов со светосилой f/8 работоспособность сохраняют все точки автофокуса, лишь число крестовых точек сокращается до 21. В камере EOS 5D Mark IV представлена система Dual Pixel CMOS AF, одна из основных обновленных функций в сравнении с EOS 5D Mark III. Плавные и точные переходы фокусировки теперь выполняются при съемке в любом разрешении от 4K до Full HD простым касанием ЖК-экрана.

Модуль экспозамера, также отвечающий за помощь следящему автофокусу, теперь состоит из 150000 зон замера. По аналогии с другими современными зеркалками Canon, сенсор также имеет чувствительность к инфракрасному спектру. Система экспозамера RGB+IR обеспечивает прецизионное измерение экспозиции, помогает учесть мерцающие источники света, позволяет улучшить распознавание сцен и обнаружение лиц в кадре. Работа модуля экспозамера обслуживается отдельным процессором DIGIC 6 (в дополнение к основному DIGIC 6+). Производительность в условиях слабого освещения была улучшена для всего диапазона значений ISO одновременно с уменьшением уровня цифрового шума. Также максимальное значение ISO было увеличено до ISO 32.000 (с возможностью расширения до ISO 102.400). Встроенная функция коррекции аберрации объектива Digital Lens Optimizer улучшает его рабочие характеристики, компенсируя такие факторы, как дифракция, искажения и хроматическая аберрация, что позволяет заметно повысить качество изображений.

EOS 5D Mark IV может вести непрерывную съемку со скоростью 7 кадров/сек с полными автофокусировкой и автоэкспозицией, создавая до 21 изображения в формате RAW или неограниченное число изображений JPEG за один сеанс съемки. В режиме Live View возможна непрерывная съемка со скоростью 4,3 кадра/сек. с возможностью использования следящей автофокусировки. Интеллектуальный видоискатель Intelligent Viewfinder II с информацией о съемке (например, двухосный электронный уровень) отчетливо показывает сцену, видимую через объектив, почти со 100-процентным охватом.

Настройка изображения с высокой детализацией "Fine Detail", которым оснащена камера 5D Mark IV, предназначена для передачи в изображении максимального количества деталей, полученных сенсором высокого разрешения. Данная настройка подчеркивает переходы тонов и высокую детализацию. Стиль изображения с высокой детализацией имеет три регулируемых параметра резкости, схожих с фильтром Unsharp Mask в Adobe Photoshop и программе DPP от Canon.

Сенсорный ЖК-экран имеет диагональ 3,2" и разрешение 1.620.000 и позволяет выбирать команды в меню касанием и просматривать изображения, перелистывая их пальцем. Четыре цветовых варианта позволяют использовать экран в любое время дня и ночи.

Запись видео 4K является полезным дополнением к данной камере, которое пользователи могут записывать с частотой 24 или 30p, хотя и с 1.64x. Функции записи в высоком разрешении 4K и Full HD с разной частотой кадров, включая замедленную съемку 60p, расширяют возможности видеосъемки. Также с флагманской модели EOS-1D X Mark II заимствована съемка видео 4K и сохранение любого кадра в виде снимка 8,8 МП с высокой детализацией на карту памяти в формате JPEG. Запись HD-видео при 120 к/с позволит запечатлеть мельчайшие детали при съемке самых быстрых объектов. Видеозапись будет вестись со сжатием 4:2:2 и кодеrом MJPEG 8bit потоком 500 Мбит/c. Full HD будет записываться как в ALL-I (для редактирования), IPB (со сжатием) так и IPB Light (с повышенным сжатием). А вот HD-ролики запишутся только в ALL-I (для редактирования).

Встроенный модуль Wi-Fi 802.11b/g/n и технология NFC позволяют подключать камеру EOS 5D Mark IV к смартфону, планшету или ноутбуку, а также прямо к избранным облачным приложениям для обмена изображениями. Это вполне современное решение для публикации изображений в социальных сетях или их пересылки клиентам. Те, кто снимают в местах с наличием Wi-Fi и кому необходима дополнительная защита, оценят поддержку протоколов FTP/FTPS. Камера поддерживает удаленное управление с помощью мобильного устройства, на котором установлено приложение Canon Camera Connect (iOS или Android). Как и в камере EOS-1D X Mark II, функция кадрирования и изменения размера изображения позволяет скорректировать композицию после съемки, изменить размер и сразу отправить изображения с помощью Wi-Fi.

Наконец, ещё одним улучшением стало появление встроенного GPS-приёмника, традиционно для камер Canon обладающего расширенными настройками для эффективной экономии энергии. GPS Canon EOS 5D Mark IV имеет двойное назначение: кроме обычного определения координат, он позволяет точно синхронизировать время по атомным часам, что может быть важным, когда одно мероприятие снимает множество фотографов или вы работаете с несколькими камерами одновременно.

Полезной будет функция съемки с таймером на EOS 5D Mark IV позволяют проводить интервальную съемку до 3600 кадров с формированием динамичного видео в формате Full HD продолжительностью до 2 минут. Разъемы для микрофона и наушников позволяют записывать звуковое сопровождение для видео и контролировать уровень звука, но устройство может записывать и воспроизводить звук и самостоятельно, при помощи встроенных моно микрофона и динамика. Разъем HDMI предназначен для вывода несжатого аудио- и видеосигнала Full HD на внешние устройства записи и мониторы. И все эти "сокровища" спрятаны в пыле- влагозащищенном магниевом корпусе, который стал несколько легче предыдущей модели.