Вооруженный конфликт в йемене 06.1956 05.1958. Война в Йемене: причины и внешние игроки

Ребят, у нас тут большой и подробный материал о Йемене. С предысторией и причиной конфликта в этой стране. Must read

Анатолий Максимов

Примечание редакции . Йемен сейчас — узловая горячая точка, в которой переплелись интересы слишком многих соседей. Фактически это Сирия в миниатюре. От хода конфликта в нём зависит многое за его пределами. Поэтому мы попросили Анатолия Максимова рассказать, как страна дошла до жизни такой и как может развиваться конфликт далее. Тем более, что в некоторых эпизодах конфликт там имел удивительные параллели с ситуацией в других краях, включая наши.

Йемен — древняя, но беднейшая страна на юге Аравийского полуострова. Когда-то на её земле были процветающие Сабейское и Химьяритское царства, а город Хадрамаут считается одним из самых древних на Земле. Пережив за свою историю египетское, арабское и османское завоевания, а также британский протекторат, монархию и гражданскую войну между Севером и Югом, в новый век Йемен зашёл небогатым государством.

Хрупкие договорённости, слабая экономика, давние разногласия между суннитской верхушкой и шиитским меньшинством, а также неспособность государственной власти контролировать всю территорию страны привели к тому, что Йемен в итоге погряз в затяжном вооружённом конфликте. Конфликте, подогретом «арабской весной» и отсутствием реформ.

Конфликт в Йемене: предыстория

Первый мятеж хуситов

Началось всё в 2004 году в городе Саада на севере страны. Как это часто бывает в арабском мире, конфликт изначально имел религиозную подоплёку. В тех краях живут шииты, тогда как центральное правительство страны на тот момент, как и сейчас, состояло из суннитов. Восставшие выступили против коррупции центрального правительства в Сане и его связей с США, и потребовали автономии региона — согласитесь, прям-таки напрашиваются некоторые аналогии. Власть же, в свою очередь, рассматривала мятежников как сторонников восстановления тысячелетней зейдистской (ветвь шиитского ислама) монархии, которая была свергнута в 1962 году.

Лидером восстания стал Хусейн Аль-Хуси (был убит в том же 2004-м), в честь которого позже назвали движение, известное в мире как хуситы. Ещё в 1994 году он создал группировку «Ансар Аллах». Она изначально получала неофициальную поддержку из «шиитской столицы» — Тегерана, в то время как суннитское правительство, по доброй традиции, во всём поддерживала Саудовская Аравия.

Конфликт вяло длился до 2009 года. Но после атаки хуситов на саудовскую деревню Джабаль ад-Дукан и убийства двух пограничников у Саудов лопнуло терпение. Они начали открытое вмешательство в конфликт. Всего в столкновениях с йеменцами за всё время войны погибло более 70 солдат королевства. В конце концов, в 2010 году между хуситами и правительством было подписано перемирие, которое продержалось ровно год, до начала «арабской весны».

Йемен и «арабская весна»

В январе 2011-го в Йемене начались массовые демонстрации с требованием отставки действующего на тот момент президента Али Абдаллы Саллеха, который правил страной уже 33-й год — с 1978-го. В отличие от протестов в странах-соседях, которые были быстро подавлены силой, в Йемене градус негодования только возрастал. Причины этому были: множество людей жили на менее чем 2 доллара в день, часть населения постоянно страдала от голода и, как и в большинстве арабских стран, слишком много молодёжи сидело без работы. На самом деле ещё до начала активной фазы гражданской войны во многих районах власть президента была номинальна или отсутствовала — где-то всё контролировала «Аль-Каида», а на юге власть захватили полевые командиры разных группировок. Всё это превратило Йемен в настоящий кипящий котёл, который рано или поздно должен был взорваться.

Уже в начале февраля протесты вынудили президента прийти в парламент и заявить о некоторых уступках: он не стал передавать власть сыну, сократил количество президентских сроков до двух подряд и отказался от участия в грядущих выборах. Уходить с поста Саллех, правда, отказался. 17 февраля в Адене от рук полиции погибли первые протестующие. Насилие нарастало, пока не достигло своего пика 18 марта, когда были убиты 52 демонстранта в столице страны — Сане. Полиция не вмешивалась. Президент, по словам участников акций протеста, натравил на них «титушек», которые к тому же, по их словам, стреляли с крыш зданий. Лидер страны ввёл режим ЧП. Манифестации продолжились на фоне роспуска правительства и отставки нескольких министров, а также посла Йемена в ООН.

Противостояние с перестрелками и взрывами длилось до 19 мая, когда было сообщено о достижении перемирия и готовности президента Саллеха уйти с поста в течение 30 дней. А на протяжении двух месяцев после его ухода должны быть проведены новые президентские выборы. Однако Али Абдалла Салех отказался подписывать согласованный сторонами документ.

Это решение лидера страны повлекло за собой новый виток насилия. В дело вступили авиация Йемена и боевые отряды оппозиции. В столице погибло ещё 72 человека. В последние дни мая 50 йеменцев были убиты в результате разгона демонстрации в юго-западном городе Таиз.

Третьим и самым важным переломным моментом истории Йемена во время «арабской весны» стал обстрел президентской резиденции в Сане 3 июня, когда ранение получили сам Абдалла Салех, премьер-министр и спикер парламента. В город попытались ворваться ополченцы из числа мятежных племён. Салех убежал из Йемена, чтобы ненадолго вернуться уже осенью.

В ноябре он окончательно покинул пост, объявив об этом из столицы Саудовской Аравии, Эр-Рияда, в присутствии короля Абдаллы и наследного принца Наифа Аль Сауда. Салех передал власть Абд Раббо Мансуру Хади — вице-президенту Йемена и своему давнему соратнику. Но и этим дело не закончилось. Войска под руководством сына Салеха открыли огонь по участникам акций протеста, убив и ранив до сотни человек.

«Арабская весна» для Йемена закончилась утверждением на должности президента Абд Раббо Мансура Хади 27 февраля 2012 года.

Но большая гражданская война была уже на пороге. Хуситы не сложили оружия, «Аль-Каида» укрепилась, а правительство оставалось шатким и не было способно провести жизненно необходимые реформы. Осталось подождать каких-то два года. Фитиль нового конфликта в Йемене был зажжён и приближался к пороховой бочке.

«Проблема была в том, что, несмотря на обещания, хуситы не получили никакого представительства в переходном правительстве», — пишет Чарльз Шмитц из Института Ближнего Востока. Таким образом, они увидели, что «оно ничем не отличается от старого режима, который вёл войны против них. Другими словами, новой власти нельзя доверять».

Гражданская война в Йемене: начало

Итак, на дворе 2014 год. В Йемене правительство сократило выделение субсидий на нефтепродукты. Это, в свою очередь, привело к росту цен на бензин. Начались новые акции протеста. Хуситы взялись за оружие и захватили целые районы и государственные учреждения в Сане, установив блокпосты. Несмотря на мирное соглашение, подписанное при участии ООН, и замену премьер-министра, военные действия продолжились, перекинувшись на другие города страны. 20 января 2015 года хуситы заняли резиденцию президента Йемена, вынудив Мансура Хади 22 января подать заявление об отставке, а в феврале — бежать из страны через южный порт Аден.

Тем временем 6 февраля 2015 года повстанцы сформировали свой орган власти — Революционный комитет. Он продержался у власти больше года, будучи упразднённым в августе 2016-го с передачей всех полномочий Верховному политическому совету.

Кроме этого, был сформирован Президентский комитет, который должен был управлять страной в течение года. Его возглавил экс-лидер Южного Йемена Али Насер Мухаммед.

Вторжение иностранной коалиции

Уход диктатора Салеха был поддержан или хотя бы молча одобрен основными игроками в мире и регионе. Но сразу после него возникла реальная угроза захвата власти в Йемене радикальной группировкой хуситов «Ансар Аллах» и установления в лучшем случае шиитской республики, а в худшем — теократии. С подачи Саудовской Аравии, которая не могла допустить такого развития событий, была собрана военная коалиция, в которую вошли практически все страны Персидского залива (кроме Омана), а также Египет, США, Марокко, Судан, Пакистан, Сенегал и Иордания. ОАЭ отдельно прислали своих наёмников. Кто-то помогал финансово, кто-то направил в Йемен и в небо над ним свои войска. Столицей сил, лояльных к беглому президенту, стал город Аден. Хуситы, в свою очередь, укреплялись на северо-западе страны. Убежав в Саудовскую Аравию, президент Хади призвал к военной интервенции в страну для подавления мятежа.

Давайте здесь на секунду остановимся и подумаем: а зачем Саудам вообще было лезть в Йемен, кроме страха, что в стране утвердится проиранский режим? Как сообщает журналист Питер Солсбери, Сауды в Йемене вспомнили о старой тактике «сдерживай и поддерживай». Её суть — «держать Йемен слабым и обязанным Эр-Рияду, но не настолько, чтобы из-за коллапса появились потоки беженцев». Поэтому лучшим решением было поддержать президента Абд Раббо Мансура Хади и его Кабмин, полностью просаудовский.

Вторжение официально началось 26 марта 2015 года с операции «Буря решимости». Над Йеменом была установлена бесполётная зона. После первых обстрелов с воздуха позиций хуситов начались полномасштабные боевые действия с обеих сторон. В ход пошли артиллерия, авиация и даже военно-морские силы. Территорию и корабли Саудовской Аравии периодически обстреливали ракетами. Всё это продолжалось до 21 апреля, когда операцию официально свернули по просьбе самого президента Хади.

Карта конфликта в Йемене на 12 февраля 2017 года. Зелёным цветом обозначена территория, подконтрольная хуситам, красным — войск, лояльных президенту Хади, и международной коалиции, белым — «Аль-Каиды на Аравийском полуострове», а серые анклавы — ИГ

Но авиаудары это не остановило. Была запущена новая операция — «Возрождение надежды», цель которой — восстановить власть президента Абд Раббо Мансура Хади над всей страной и покончить с хуситами. Обстрелы продолжились с новой интенсивностью, распространяясь на новые регионы — Аден, Таиз, Сааду, Ибб. Удары наносились в том числе по жилым кварталам, школам, оружейным складам, деревням, портам, заводам.

В мае президент Хади нашёл себе новую столицу взамен потерянной Саны и временно занятого хуситами Адена — восточный Сайвун в провинции Хадрамаут. 5 мая сторонники Хади взяли штурмом аэропорт Адена, однако из-за непрерывных контратак он постоянно переходил из рук в руки. Окончательно Аден, главный порт страны, был отбит силами саудовской коалиции лишь 17 июля 2015 года.

Тем же летом 2015 года установилось шаткое перемирие. 16 июня ОАЭ вывели свой контингент из Йемена. «Дорожная карта», предложенная ООН, провалилась. Боевые действия возобновились 8 августа. Через два месяца произошла бомбёжка траурной процессии, в результате которой погибло от 140 до 200 человек, ещё несколько сотен были ранены. Хуситы обвинили в этом страшном инциденте саудовскую коалицию. Война перешла в затяжную фазу.

Война в Йемене: кто есть кто

Сейчас на йеменской шахматной доске есть несколько основных игроков.

  • Центральное правительство, лояльное силам действующего президента Абд Раббо Мансура Хади. Контролирует в основном центральные и часть восточных и южных регионов, включая важнейший порт Аден. Его же поддерживает народное ополчение и лояльная часть армии.
  • Хуситы (название получили в честь двух лидеров, братьев аль-Хуси) — приверженцы шиитской традиции в исламе, объединённые в движение «Ансар Аллах». В основном базируются на северо-западе страны, контролируя столицу Йемена Сану. Выступают против американского влияния, обвиняют власть в дискриминации шиитского меньшинства и требуют предоставить автономию региону их проживания. Глобальная цель — возрождение йеменской монархии, свергнутой в 1962 году. На их сторону перешли подразделения Республиканской гвардии, которая была подконтрольна экс-президенту Салеху.
  • Бывший президент Али Абдалла Салех. Утратив власть, он жаждет вернуться в кресло лидера страны при поддержке своих гвардейцев и негативно относится к интервенции Саудовской Аравии. По некоторым данным, имеет поддержку шиитов из Тегерана.
  • Саудовская Аравия — суннитское королевство, которое прямо поддерживает центральную власть и противостоит созданию на своих границах шиитского государства, тем более шиитской теократической монархии, которая в любом случае будет подконтрольна Ирану. Сауды опираются на контингент иностранной коалиции при поддержке США.
  • «Аль-Каида на Аравийском полуострове» — ещё одна важная сила в регионе, контролирует в основном центральные и юго-восточные части государства, в том числе крупные города: Аль-Мукалла, Хаббан, Аззана и Тарим. Влияние боевиков в этом регионе всегда было значительным, но с началом военных действий оно лишь крепилось. Периодически силы коалиции выбивают их из каких-либо населённых пунктов.
  • Южные сепаратисты, которые не прочь возродить Южный Йемен, как во времена гражданской войны. У них в руках выход к морю, а значит, к нефтяным терминалам. Среди крупных провинций в руках «Южного движения» числится Хадрамаут.
  • Шестая и последняя сторона, которая может потенциально вмешаться в расклад — «Исламское государство», которое уже начинает создавать в Йемене свои базы и ячейки с расчётом закрепиться там в ближайшем будущем.

Доноры, дипломаты и двойные стандарты: великие державы в йеменском конфликте

Отдельно необходимо выделить участие в конфликте США, Великобритании, РФ, Ирана и Китая как главных финансовых доноров и поставщиков оружия. Например, в Британии до сих пор некоторые люди требуют прекратить торговлю с Саудовской Аравией, а конкретно — продажу ей боевых самолётов.

К России, Ирану и Китаю Абд Раббо Мансур Хади обратился за помощью сразу, как только пришёл к власти, а в Пекин даже ездил с официальным визитом в декабре 2016 года по приглашению китайской стороны. Позиция Китая представляет особый интерес. Поднебесная развивала отношения как с Эр-Риядом, так и с Тегераном, а через него — с хуситами. И, тем не менее, Алжир, Сауды и Кувейт перед началом интервенции в Йемен закупили на всех более 200 китайских самоходных артиллерийских установок PLZ-45 SPH, сообщил в апреле 2015 года сайт Popular Science . Кроме этого, Саудовская Аравия и ОАЭ использовали в Йемене китайские дроны.

Месяц тому назад, в феврале 2017 года, в ходе операции против йеменского отделения «Аль-Каиды» погиб американский «морской котик» — первый за время президентства Трампа. Авиаудары американцев поразили около 30 гражданских и 14 боевиков, включая 3-х лидеров местного отделения «Аль-Каиды». Поставленная задача — захватить лидера отделения живьём — была провалена. Это подпортило и так не самый лучший имидж США в стране. В Йемене считают, что американцы «продались» саудитам и вместе с ними бомбят хуситское ополчение.

Тут возникает резонный вопрос: а что США вообще надо в Йемене? Почему Вашингтон готов жертвовать своими людьми, помогая порочной кампании Саудитов, которая уничтожает всю инфраструктуру Йемена и параллельно обрекает его жителей на голодную смерть, лишь бы эта страна больше никогда не создавала проблем?

«В сентябре 2015 года тогдашний министр обороны США Эштон Картер, выделяя стратегические цели США в регионе, отметил, что американцы должны поддержать Саудовскую Аравию в её желании защитить свою территорию и своих людей от атак хуситов и предотвратить дальнейшее снабжение повстанцев и отрядов Салеха с помощью иранских кораблей, которые доставляли им летальное вооружение», — заявил на слушаниях в Сенате старший научный сотрудник Фонда защиты демократии Томас Джослин.

Если добавить к этому информацию из анализа Vox , то выходит, что США поддержали Саудовскую Аравию, только чтобы сохранить с королевством хорошие отношения — двум странам ещё вместе бороться с ИГ. Кроме материально-технической поддержки, США продали Эр-Рияду вооружений на 1,3 млрд долларов, а заодно заправляли саудовские самолёты и закрывали глаза на их действия в соседнем государстве. Налицо пример «двойных стандартов» — за те же бомбёжки в Сирии Америка критикует практически все стороны.

Наконец, последняя причина — президент Абд Раббо Мансур Хади был союзником США в борьбе против терроризма, и бросать «своего» Штаты не стали.

Мирное урегулирование: последняя попытка

ООН, несмотря на постоянные провалы, вновь попыталась предложить сторонам «дорожную карту» прекращения огня. Последнюю попытку сделал буквально на днях, 9 марта, специальный посланник организации Исмаил Уд Шейх. Он подчеркнул, что документ выработан на основе резолюции Cовбеза ООН 2216 , которая подразумевает немедленное прекращение огня в Йемене, а также требует от хуситов «немедленно отойти со всех занятых в ходе конфликта районов, сдать захваченное оружие, прекратить провокации по отношению к соседним государствам, освободить всех пленников и прекратить вербовку в свои ряды детей».

План включает в себя три пункта:

  • президент Абд Раббо Мансур Хади остаётся у власти на переходной период, должность вице-президента упраздняют;
  • формируется правительство национального единства;
  • боевые отряды хуситов сдают оружие правительственной армии и соглашаются выехать в Сану.

Но пока только предлагают мирные инициативы, война всё ещё идёт. Буквально позавчера, 10 марта 2017 года, силы коалиции прорвались в Нахм, расположенный севернее от столицы — Саны. В своём сообщении для прессы глава Генштаба армии Йемена, генерал-майор Мохаммед Альмекдаши сообщил: «Возвращение Саны под наш контроль неминуемо. Армия добилась стратегического превосходства на столичном направлении». Скорее всего, в один момент Сану всё же захватят. Но когда это произойдёт — сказать невозможно. Как нельзя и спрогнозировать, положит ли это конец кровопролитию в Йемене или же война и гуманитарная катастрофа будут продолжаться.

Продолжение следует.

Со второй частью материала можно ознакомиться .

В Йемене поддерживаемые Ираном шиитские повстанцы-хуситы и перешедшие на их сторону военнослужащие йеменской армии захватывают все новые территории, в первую очередь в крупнейшем портовом городе Аден, несмотря на длящиеся почти вторую неделю удары по их формированиям авиации и флота "суннитской" коалиции мусульманских государств, возглавляемой Саудовской Аравией. В результате боев и обстрелов уже погибли более 600 человек. Международные организации предупреждают об угрозе гуманитарной катастрофы в Йемене и, пока не очень успешно, пытаются оказать помощь мирному населению. 8 апреля ситуация в Йемене будет обсуждаться на заседании Совета Безопасности ООН, который рассмотрит резолюцию по урегулированию конфликта, предложенную Россией. Саудовская Аравия при этом подозревает Россию в поддержке хуситов и поставках им вооружений.

Хорошо вооруженные отряды хуситов и их союзников продолжают атаковать позиции немногочисленных сторонников бежавшего из страны нынешнего президента Абда Раббу Мансура Хади , в руках которых остаются несколько кварталов главного портового города Аден и еще ряд городов и объектов на самом юге страны, на берегу Индийского океана. Морские причалы и порт Адена, где идут самые тяжелые бои, непрерывно переходят из рук в руки, заявил министр иностранных дел Йемена Риад Яссин Абдулла :

– Нашей самой большой проблемой уже стали не хуситы. Они просто повстанцы, их не так уж много, и они вооружены лишь легким оружием, которым, как вам известно, владеет вообще каждый йеменец. Однако армейские части, дезертировавшие и вновь объявившие себя сторонниками свергнутого в 2011 году президента Али Абдаллы Салеха , имеющие танки и артиллерию, вообще все возможное тяжелое вооружение, – вот самая главная угроза. Мы стараемся избежать полномасштабной гражданской войны. Для бывшего президента Салеха и членов его семьи в будущем нашей страны нет места, это ясно – после того, что он совершил с нашим народом. Войска, верные президенту Мансуру Хади, могут начать страшную войну на уничтожение – но мы этого не хотим!

Авиация Саудовской Аравии и ее союзников за последние два дня нанесла около сотни ударов как минимум по 20 целям на территории, подконтрольной хуситам, которые, несмотря на мнение йеменского министра, признаются коалицией в качестве главного противника – в том числе по столице Сане и главному идеологическому оплоту повстанцев на севере, городу Саада , бывшему более 1200 лет религиозным центром йеменского зейдизма , вооруженным крылом которого сегодня и стали хуситы. Самолеты саудовской коалиции также начали сбрасывать на парашютах сторонникам Мансура Хади оружие и боеприпасы.

В свою очередь хуситам с момента начала авианалетов удалось сбить два саудовских истребителя F-15 . Экипаж первой машины погиб, а пилотов второго уничтоженного самолета подобрали из воды в Аденском заливе американские военные. По неподтвержденным данным, в понедельник, несмотря на ранние заверения Вашингтона в том, что вооруженные силы США не участвуют в конфликте в Йемене, по позициям повстанцев в районе Адена был нанесен удар крылатой ракетой с американского военного корабля.

Руководство хуситов заявило, что готово сесть за стол переговоров для урегулирования конфликта с участниками коалиции во главе с Саудовской Аравией в любой момент после прекращения авиаударов с их стороны и одновременно – о готовности ответно атаковать Саудовскую Аравию, если обстрелы Йемена продолжатся.

Международный Красный Крест призывает все сражающиеся стороны к объявлению перемирия хотя бы на 24 часа, чтобы доставить помощь мирному населению, во многих районах Йемена оставшемуся без питьевой воды, продовольствия, электричества и лекарств. Самолет Красного Креста с 48 тоннами медикаментов никак не может попасть в страну из-за проблем с координацией и отсутствия разрешений комбатантов на полет и посадку. С предложениями объявить перемирие выступают и другие международные официальные и неправительственные гуманитарные организации. В особенно опасном положении, как всегда, оказались десятки тысяч детей, подчеркнул во вторник представитель ЮНИСЕФ Кристоф Бульера :

– Йеменские дети хронически находятся в уязвимом положении, во всех аспектах – говорим ли мы о плохом питании, об отсутствии доступа к медицинскому обслуживанию или о чем угодно еще. После вспышки насилия в Йемене сильно пострадала гуманитарная инфраструктура, больницы и школы лежат в руинах. И поэтому в ближайшем будущем, в принципе, это уже происходит, нас ждет очень много так называемых "непрямых смертей" – от отсутствия надлежащего врачебного попечения. И еще я обязательно должен упомянуть психоэмоциональные травмы и их последствия, это совершенно очевидно!

Ситуация в Йемене становится тяжелее и запутаннее с каждым днем, так как вооруженные столкновения здесь происходят не только между противниками и сторонниками президента Хади. Обширные территории в центре и на востоке Йемена контролируют группировки "Аль-Каида на Аравийском полуострове" , "Ансар аш-Шариа" и недавно появившиеся здесь, вслед за Ливией, боевики группировки "Исламское государство" , рассматриваемые Западом как наиболее опасная сила в этом конфликте и сражающиеся и против хуситов, и против формирований правительства. По некоторым данным, все радикальные исламисты Йемена установили прочные связи и с действующей в соседнем Сомали группировкой "Аш-Шабааб" , только что совершившей жестокое нападение на студенческий кампус в Кении , и с нигерийской "Боко Харам" .

Кроме того, гражданская война в Йемене давно уже вышла за рамки границ государства и превратилась в тлеющий фитиль бомбы, способной взорвать весь регион, – в любой момент в ситуацию могут напрямую вмешаться или даже оказаться втянутыми против своей воли, по принципу "эффекта домино", очень многие стороны, в том числе – вооруженные силы соперничающих между собой государств и их союзников, от Ирана, Пакистана и Турции до разных повстанческих формирований всего Ближнего Востока и Северной Африки, например, ливанская "Хезболла" или иракские шииты , уже заявившие о своей готовности прийти на помощь "йеменским братьям по вере".

7 апреля йеменский конфликт обсудили иранский президент Хассан Рухани и специально прилетевший в Тегеран президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, ранее категорично полностью поддержавший действия Саудовской Аравии и заявлявший: "Ирану и террористическим группировкам следует убираться из Йемена". Подробности их беседы пока неизвестны, хотя в совместном заявлении для прессы Рухани и Эрдоган сделали стандартные заявления о необходимости прекратить насилие и начать решать проблему за столом переговоров. Боевые действия в Йемене стали уже вторым по счету вооруженным конфликтом, все сильнее обостряющим отношения между Анкарой и Тегераном – после войны в Сирии, которую, по мнению руководства Турции и Ирана, следует закончить совершенно разными способами.

Очень непростой выбор сегодня приходится делать правительству Ирака, сильно зависящему от помощи и США, и Ирана в тяжелейшей борьбе с суннитской экстремистской группировкой "Исламское государство" – какую из сторон, задействованных в йеменском конфликте, в конце концов поддержать. В столь же нелегкой ситуации оказался и Пакистан, старинный союзник Саудовской Аравии в мусульманском мире, большинство населения которого составляют сунниты. В случае отказа предоставить свой воинский контингент для участия в становящейся все более вероятной наземной операции саудовской коалиции в Йемене официальный Исламабад рискует навлечь на себя и недовольство Эр-Рияда, грозящее отменой поставок нефтепродуктов по весьма льготным ценам, и гнев многочисленных и влиятельных суннитских религиозных группировок в самом Пакистане. В прошлом году размер финансовой помощи Саудовской Аравии Пакистану превысил полтора миллиарда долларов. Кроме того, нынешний премьер-министр Пакистана Наваз Шариф явно не забыл, что после его свержения военными в 1999 году именно Эр-Рияд предоставил ему убежище.

Однако пакистанская армия, большая часть которой вынуждена всегда дислоцироваться на востоке страны, вдоль границы с Индией, "историческим соперником", сегодня с трудом справляется с экстремистами , в первую очередь талибами, у себя на родине. Если она окажется втянутой в еще один конфликт, то может просто не выдержать напряжения – что грозит стране многими опасностями вплоть до попытки очередного военного путча. К тому же подобный шаг приведет и к резкому обострению отношений с соседним Ираном.

В среду 8 апреля Совет Безопасности ООН рассмотрит ситуацию в Йемене на специальном заседании, в частности – предложенный Москвой проект резолюции о введении так называемых "гуманитарных пауз" между авианалетами саудовской коалиции. Российское предложение стало ответом на проект резолюции Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива, предусматривающей введение санкций и эмбарго на поставки оружия хуситам и их союзникам. При этом министр иностранных дел Йемена Рияд Яссин Абдулла на днях заявил, что самолеты из России, прибывшие в Йемен в минувшие выходные для эвакуации российских и ряда иностранных граждан, якобы имели на борту оружие, которое попало к хуситам. Критики внешнеполитического курса Москвы указывают на то, что каждый день йеменского конфликта, ставящего под угрозу поставки нефти со всего Ближнего Востока, удерживает цены на мировых нефтяных рынках от дальнейшего падения – и потому России в ее нынешнем положении крайне выгодно, чтобы война на юге Аравийского полуострова продолжалась как можно дольше.

Директор Центра ближневосточных исследований Андрей Федорченко - о причинах, ходе и возможных последствиях гражданской войны в Йемене.

Йеменская Республика выделяется остротой и многообразием внутриполитических, межконфессиональных и клановых проблем, которые способны в недалеком будущем расколоть страну и привести к созданию на ее территории новых государств. Несмотря на то, что смена высшего государственного руководства в Йемене после начала «арабской весны» прошла по более мягкому по сравнению с Ливией или Сирией сценарию, переходный период здесь не увенчался стабилизацией политической и экономической ситуации и началом системных реформ.

После смены президента в феврале 2012 года сепаратистские движения возглавили антиправительственные выступления в двух частях Йемена. На юге - исламистская группировка «Ансан аш-Шариа », которая, по данным спецслужб США, связана с «Аль-Каидой Аравийского полуострова» (АКАП), а по мнению самих йеменцев - со спецслужбами бывшего президента Салеха, сначала провозгласила исламский эмират в Абъяне, а в марте 2012 года еще и в другой южнойеменской провинции - Шавбе. Таким образом, началась «эмиратизация» юга страны.

С новой силой разгорелся конфликт на севере. Он перекинулся на провинции Хадджа, Эль-Джауф, Амран, а провинция Саада весной 2012 года уже год находилась под контролем зейдитского движения « Аль-Хуси» . Боевым крылом движения считается группировка «Ансар Аллах». В ноябре 2014 года Совет Безопасности ООН наложил санкции на военных лидеров группировки Абдель-Халида аль-Хуси и Абдаллаха Яхью аль-Хакима за «угрозу миру, стабильности страны, и за препятствие политическому процессу». В качестве силы, противостоящей зейдитам, вместо правительственных войск выступили салафитские племена, поддерживающие отношения с радикальным крылом «Братьев-мусульман» , а также АКАП.

Группировка «Аль-Хуси» насчитывает, по разным оценкам, от 10 тыс. до 100 тыс. членов. Она использовала как военные методы борьбы, так и мирные формы протеста. Получая постоянную поддержку от Ирана, движение аль-Хуси уже тогда было способно распространить свое влияние на другие провинции страны.

Созыв и проведение Конференции по национальному диалогу (КНД) с марта 2013 года по январь 2014 года отнюдь не означали прекращения военных конфликтов на территории страны. Усилия по национальному примирению предпринимались на фоне широкомасштабного наступления хуситов на севере и продолжения вооруженных выступлений и террористических актов на юге. На завершающей стадии КНД и сразу после нее наиболее драматично ситуация складывалась на севере страны. Военные действия распространились на пять северных провинций - от саудовской границы в окрестностях Китафа до окрестностей йеменской столицы. Эта часть страны стала напоминать лоскутное одеяло, пересеченное множеством линий прекращения огня, постоянно меняющих свои очертания.

Наступательная тактика хуситов принесла им военный успех. В начале 2014 года центральное руководство страны утратило контроль над севером. Не ограничившись захватом северных провинций Амран и Саада, хуситы, начиная с сентября 2014 года, продолжили свою территориальную экспансию, главной целью которой стала столица страны. К концу дня 21 сентября хуситы заняли значительную часть Саны, включая основные правительственные здания, государственные радио- и телестанции. Вечером того же дня премьер-министр Йемена М.Басиндва был вынужден подать в отставку. Шиитская община нанесла максимальный ущерб исламистам и существенно расширила контролируемую ей территорию, включая столицу государства.

В том, чтобы остановить хуситов, ограничить их политическую роль, заинтересован и наиболее влиятельный внешний игрок в этой части Аравийского полуострова - Саудовская Аравия (КСА). Позиция этого государства после осеннего наступления хуситов в прошлом году была вполне определенна: «хуситы сделали свое дело (ослабили исламистов), они могут уйти». Позиции саудовского руководства и йеменского президента (относительно необходимости ограничить влияние Ирана в Йемене и ввести активизацию шиитов на севере страны в определенные рамки) во много совпадали, о чем свидетельствовали саудовско-йеменские переговоры на высшем уровне в сентябре 2014 года.

Учитывая сохранение противоречивых интересов различных политических, религиозных и этнических групп в Йемене, саудовцы отстаивали план достижения компромисса между государственным руководством страны, хуситами, племенной верхушкой суннитских племен, бывшим президентом Салехом, южнойеменскими «харакат» путем достижения соглашения об альянсе на новом этапе развития политической ситуации. Это могло стать продолжением национального диалога, но уже в условиях нового соотношения сил.

Такой сценарий, предусматривающий ограничение контроля хуситов над зейдитскими провинциями и недопущение создания иранского оплота в Йемене, устраивал и Соединенные Штаты. В то же время существенное расширение зоны контроля хуситов, укрепление их вооруженных формирований при сохранении выжидательной политики президента Хади увеличивали шансы на создание «Зейдитского имамата» в границах 1962 года. Саудовцы наращивали свое влияние в шиитской части Йемена, негласно передав хуситам право контролировать контрабандные и эмиграционные потоки на своей южной границе в обмен на их отказ от экспансии на север и перенос основной активности внутрь Йемена.

С начала 2015 года конфликт вышел на новый уровень и перерос в стадию открытой гражданской войны. Президент страны Хади сначала подал прошение об отставке (22 января), а через три дня решил его отозвать. Позже он укрылся в своем дворце в Адене, откуда в марте бежал за границу.

22 марта Совет Безопасности ООН подтвердил легитимность президента Хади и призвал все стороны конфликта воздерживаться от любых действий, подрывающих «единство, суверенитет, независимость и территориальную целостность Йемена».

На следующий день министр иностранных дел Йемена, действовавший по поручению президента Хади, обратился к аравийским монархиям с просьбой о введении в страну контингента совместных вооруженных сил «Щит полуострова», образованных под эгидой Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.

26 марта король Саудовской Аравии Салман бен Абдель-Азиз отдал приказ начать военную кампанию против хуситов, в которой принимают участие также Катар, Пакистан, Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Марокко, Иордания, Судан и Египет. Войска коалиции бомбят позиции повстанцев с воздуха и пытаются блокировать порты с моря, чтобы предотвратить подвоз оружия хуситам из Ирана. Тем не менее, 6 апреля хуситы захватили Аденский порт.

США и их западные союзники сразу поддержали силовую акцию против хуситов, в очередной раз продемонстрировав, что у них отсутствует единообразный подход к квалификации международных конфликтов. Если на Украине они однозначно поддержали силы, организовавшие и осуществившие вооруженный переворот против законно избранного президента этой страны, то в Йемене в схожей с международно-правовой точки зрения ситуации они выступили против повстанцев, на стороне свергнутого и укрывшегося за границей президента этой страны.

Примечательно в этой связи, что еще в январе 2015 года США приняли решение о замораживании контртеррористической операции против «Аль-Каиды» в Йемене в связи с захватом столицы страны Саны шиитскими отрядами, ориентирующимися на Иран.

По мнению экспертов, события в Йемене укладываются в логику того, что называется «большой суннитско-шиитской войной», где одну сторону поддерживает Иран, а другую - Саудовская Аравия. США в этой ситуации оказываются в сложном положении, т.к. где-то они осторожно поддерживают суннитов и своего традиционного союзника - Саудовскую Аравию, где-то, как в Ираке, они вынуждены поддерживать шиитов в их борьбе с «Исламским государством» и, по сути дела, вступить на какое-то время в фактический союз с Ираном.

Дополнительную сложность ситуации в Йемене добавляет то обстоятельство, что страна давно «инфильтрована» «Аль-Каидой» , которая может получить реальное преимущество в случае разгрома хуситов, став фактической хозяйкой Йемена, который, в свою очередь, рискует превратиться в «несостоявшееся государство» и очередную «черную дыру» безвластия на Ближнем Востоке.

Естественно, одним из основных факторов, мотивирующих Саудовскую Аравию и ее «заливных» союзников на активные действия в Йемене, является проблема нефтяного транзита через Баб-эль-Мандебский пролив, перспектива перекрытия которого йеменскими шиитами в случае полного захвата хуситами власти в стране может серьезно ударить по многокомпонентной нефтяной стратегии Эр-Рияда, включающей не только противодействие планам Ирана выйти на нефтяной рынок, но и борьбу с производителями сланцевой нефти в США и создание сложностей для традиционных экспортеров нефти на мировой рынок, в числе которых и Россия. Через пролив нефть идет в основном из стран Персидского залива на север в Европу и Северную Америку. Здесь проходит 3,8 млн нефтяных баррелей в сутки. Ширина Баб-эль-Мандебского пролива в самом узком его отрезке составляет 29 км, что затрудняет движение танкеров, для которых отведено два фарватера по две мили шириной - по одному для каждого направления. Блокирование этого морского прохода вынудит танкеры переориентироваться на маршрут вокруг Африки.

Среди сценариев возможной эскалации конфликта называют возможный марш-бросок хуситов в нефтеносную Восточную провинцию КСА, большинство населения которой составляют как раз шииты, с целью разжигания там «шиитской революции». Эти версии подтверждаются недавними публичными высказываниями лидера «Хизбаллы» Х.Насраллы о том, что «хуситы готовы атаковать Саудовскую Аравию в любой момент». Однако военные эксперты отмечают ограниченность их военно-технических возможностей для наступления через обширные пустынные пространства КСА.

В то же время саудовско-иранская борьба за влияние на Южный Йемен вполне может завершиться присоединением этой территории к КСА. Большинство южнойеменцев исповедуют суннизм; сближает их с Саудовской Аравией и то, что многие жители юга переправили туда свои семьи. Силу экономического притяжения КСА в этом отношении трудно переоценить. Для королевства же стратегически важным является возможный выход к Аравийскому морю, минуя иранскую угрозу в Ормузском проливе (основная часть саудовских внешнеторговых потоков проходит по морским путям). Как первый шаг к интеграции в состав КСА стратегически важной йеменской провинции Хадрамаут эксперты расценивают решение саудовских властей предоставить йеменцам, проживающим в Хадрамауте, права безвизового въезда в Саудовскую Аравию.

Что касается Ирана, то он, судя по всему, не собирается активно вмешиваться в йеменский конфликт, так как слишком озабочен ситуацией на сирийско-иракском направлении, чтобы отвлекать свои ресурсы еще и на йеменское. Именно в Ираке и Сирии Иран будет пытаться довести до конца противостояние с салафитскими просаудовскими и прокатарскими структурами. Кроме того, Тегеран не хочет осложнять свое международное положение в связи с предстоящим снятием с него санкций.

Одним из возможных последствий гражданской войны в Йемене может стать создание объединенных межарабских вооруженных сил, о чем было объявлено на саммите Лиги арабских государств (ЛАГ), состоявшемся в египетском Шарм-эль-Шейхе в конце марта этого года. Подробнее о том, зачем создаются эти вооруженные силы и что может помешать их использованию, можно прочитать .

Позицию России по конфликту в Йемене озвучил министр иностранных дел С.Лавров, который подчеркнул, что российский подход заключается в необходимости остановить любое применение силы. Обе стороны должны незамедлительно прекратить любое вооруженное сопротивление и возобновить переговоры (такие контакты между ними были до перехода конфликта в «горячую фазу»). Есть понимание, что переговоры должны проходить на нейтральной территории.

Еще один важный момент нашей позиции состоит в том, что, если посмотреть на региональный срез этой проблемы в геополитическом смысле, совершенно очевидно, что нельзя допустить деградации ситуации - прямого противостояния между суннитами и шиитами. Об этом Россия говорит постоянно с начала «арабской весны», но, к сожалению, нас не очень слушали, а может, даже и не хотели этого делать (по разным причинам). Те, кто сейчас ведут дело к «горячему», силовому усугублению противостояния, берут на себя колоссальную ответственность за судьбы региона. Россия не может допустить, чтобы нынешняя ситуация в Йемене переросла в открытый вооруженный конфликт между арабами и Ираном.

Сейчас на рассмотрении Совета Безопасности ООН находится российская инициатива по введению на йеменской территории гуманитарных пауз в военных действиях.

Карта Йеменской Республики

Считается, что Османская империя пала в результате кровопролитных русско-турецких войн, восстаний балканских народов и общеевропейских противоречий, вылившихся в конечном итоге в Первую мировую войну. Это в значительной степени верно, но в падении империи Османов сыграл свою роль ещё один фактор. Дипломатические донесения из Стамбула, поступавшие в европейские столицы в предвоенные годы, били тревогу не только из-за событий на Балканах, но и по причине резкого обострения обстановки в Йемене, напрямую угрожавшего интересам великих держав – Англии и Германии.

Входившие в состав Османской империи йеменские территории пользовались значительной самостоятельностью и подчинялись, в частности, имаму Саны. Йеменский имам возглавил самое мощное массовое антитурецкое восстание, вспыхнувшее в 1904 году и продолжавшееся вплоть до начала Первой мировой войны. К этому же времени относится знаменитое высказывание начальника германского Генерального штаба Гельмута Мольтке-младшего, адресованное его австрийскому коллеге Конраду фон Гетцендорфу: «Турция в военном отношении нуль. Если мы раньше говорили о Турции как о больном человеке, то теперь следует говорить как об умирающем. Она стала нежизнеспособной и находится в состоянии агонии».

В 1918 году тогдашний Северный Йемен с центром в Сане стал независимым. Османская империя окончательно распалась. Спустя 10 лет власти Йемена заключили всеобъемлющий договор о дружбе с Советским Союзом, сыгравший значительную роль в политической и торгово-экономической жизни страны.

Если СССР с самого начала выступал в поддержку Йемена, то главный сосед йеменцев – Саудовская Аравия заняла враждебную молодому государству позицию. И определялось это в первую очередь территориальными спорами: Эр-Рияд претендовал на значительную для небольшого Йемена часть его территорий. Первый, но далеко не последний вооруженный конфликт между независимым Йеменом и Саудовской Аравией вспыхнул уже в 1934 году.

Саудиты в своей политике по отношению к соседу не ограничивались военными экспедициями, а периодически брали на себя функции регулятора внутриполитической жизни в Йемене. В 1962 году после смерти йеменского короля Ахмеда новым монархом был провозглашен принц Мухаммед аль-Бадр. Спустя неделю в стране произошел антимонархический военный переворот, однако на сторону свергнутого монарха встали Вооруженные силы Саудовской Аравии. Характерно, что в то время им противостояли не только отряды йеменской гвардии, но и элитные подразделения египетской армии, выступившие против сторонников монархии.

Провозглашение в 1967 году независимости Южного Йемена еще больше осложнило геополитическую обстановку в юго-западном районе Аравийского полуострова. Территориально-племенные противоречия усугублялись различной внешнеполитической ориентацией Северного и Южного Йемена. Последний стал всецело ориентироваться на Советский Союз, что, в свою очередь, придало внутрийеменскому конфликту идеологическую окраску.

В 1990 году произошло объединение двух йеменских государств, но противоречия внутри теперь уже единой страны и вокруг неё никуда не исчезли. И все более активную роль в региональных процессах стал играть Эр-Рияд. На Западе не любят об этом вспоминать, но именно Саудовская Аравия в значительной степени профинансировала военную операцию США в Персидском заливе.

А в 2000-2003 годах Йемен выступил ареной вооруженной операции под кодовым названием «Интифада Аль-Акса», проведенной израильскими спецслужбами с одобрения США. Тогда в результате ракетного удара по целям на йеменской территории погибли гражданские лица. А сам этот удар, произведенный в разгар тогдашней президентской кампании в США, призван был, по словам американской правозащитницы Сьюзан Носсель, оказать поддержку Джорджу Бушу, «представить американского лидера во всеоружии накануне президентских выборов», а также «наглядно продемонстрировать всем врагам Израиля и Америки, что произойдет с ними в скором будущем».

Стоит напомнить, что именно в Йемене прослеживаются корни семьи Усамы бен Ладена. Отец будущего «террориста номер один» Мухаммед бен Ладен покинул район Хадрамаута в конце 1920-х годов и отправился на заработки опять-таки в Саудовскую Аравию, где уже в 1931 году основал собственную компанию. По свидетельству очевидцев, Мухаммед бен Ладен на всю жизнь сохранил привязанность к йеменской родине.

В пору «арабской весны» противостояние различных политических, родоплеменных и религиозных сил внутри Йемена и активная вовлеченность в него внешних игроков вылились в «цветную революцию». Она растянулась на несколько месяцев и в конце концов привела в феврале 2012 года в президентское кресло Абдураба Мансура Хади. Однако смена власти не принесла спокойствия, а, наоборот, послужила катализатором нового противостояния, поскольку свергнутый президент Али Абдалла Салех продолжал пользоваться поддержкой йеменских шиитов – хуситов.

Конфликт между сторонниками Салеха и Хади имеет несколько измерений. Прежде всего, это внутрийеменский конфликт. Один из ведущих турецких экспертов в области экономической и политологии Мехмет Али Киличбай ставит «межйеменскую резню» в один ряд с другими кровопролитными конфликтами в мусульманском мире - ирано-иракской войной, гражданскими войнами в Афганистане и Алжире, кровавыми столкновениями в Индонезии и на Филиппинах. Эксперты Разведывательного совета США в докладе, подготовленном к началу первого президентского срока Барака Обамы, отнесли Йемен наряду с Палестиной, Афганистаном и Пакистаном к категории стран «с наивысшими рисками».

Геополитические риски, проистекающие из многолетнего внутрийеменского конфликта, многократно усиливаются вмешательством внешних сил, и в первую очередь Саудовской Аравии, стремящейся поставить Йемен под свой контроль и превратить его в зону своего исключительного влияния. И столкновение на данном направлении с Ираном - не единственное следствие этой саудовской стратегии. Цели Эр-Рияда простираются гораздо дальше нейтрализации йеменских шиитов. Саудовская Аравия видит себя ведущей державой «региональной НАТО», роль которой предлагается играть Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

Эскалация йеменского конфликта и придание ему международного характера были использованы Соединённым Штатам в качестве рычага на проходивших в Швейцарии переговорах шестёрки международных посредников и Ирана по иранской ядерной программе. В свою очередь достижение администрацией Барака Обамы договорённостей с Тегераном станет важным козырем Демократической партии США в грядущей борьбе за Белый дом на выборах 2016 года. Наконец, судя по имеющейся информации, Вашингтон попытается использовать нормализацию отношений с Ираном и вовлечение иранских энергоресурсов в трансконтинентальные проекты в качестве энергетической войны с Россией.

В последние дни йеменский кризис стал своего рода фокусом целого ряда религиозно-политических и геополитических противоречий Ближнего Востока, и значение этого кризиса, учитывая стратегически важное положение Йемена, выходит далеко за региональные рамки.

Военно-воздушная операция Саудовской Аравии и ее союзников в Йемене – это признак перехода всего Ближнего Востока в новое геополитическое измерение. Основными элементами новой ситуации являются активное участие различных региональных сил в перекройке существующих государственных границ, гонка вооружений в регионе и постепенное размывание прежних стратегических союзов государств региона с Соединёнными Штатами и другими западными державами. Все это придает ближневосточным конфликтам ещё большую сложность и многоплановость. На очереди – образование новых альянсов и игра на региональной шахматной доске с периодической сменой фигур и сторон.

В новой обстановке Саудовская Аравия, Турция, Иран, Катар всё чаще будут прибегать к пресловутым «гуманитарным интервенциям», отрицая принципы территориальной целостности и государственного суверенитета в том виде, как они сформулированы в основополагающих документах международного права.

Вспоминать в связи с этим про Устав ООН стало уже бесполезным делом. Однако применительно к Ближнему Востоку можно напомнить принятую в 1960 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Ее основной смысл заключался в том, что документ лишал смысла «рассуждения об иерархическом сообществе государств, в котором права членства и участия предоставлялись в зависимости от степени развития и особенностей того или иного общества».

И Устав ООН, и Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам являются препятствием для архитекторов «Нового мирового порядка», стремящихся как раз утвердить в мире иерархическую (колониальную) структуру международных отношений.

Размывание представлений о государственном суверенитете на Ближнем и Среднем Востоке (а это не только Йемен, Афганистан или Ирак, но и Турция, Сирия, Бахрейн) обычно связывают с колониальным наследием и происками террористов «Исламского государства» (ИГ). Однако этим происходящее не объяснить. Ответственность за перекройку карты «Большого Ближнего Востока», начатую вторжением в Афганистан в 2001 году и затем в Ирак в 2003 году, лежит прежде всего на Соединённых Штатах.

Сегодня этот процесс принял угрожающий характер. Эксперты и дипломаты уже подсчитали, что Ливия, Ирак, Сирия, Йемен и даже Саудовская Аравия могут распасться по меньшей мере на 14 государств, которые затем могут объединиться в «Суннитстан» и «Шиитстан».

Показательно, что грядущая перекройка ближневосточной политической карты по лекалам исламистов особенно популяризуется англо-саксонскими авторами. Французские эксперты более осторожны в оценках. Например, Мишель Фуше, отмечая появление «зон, в которых отсутствует государственная власть», утверждает, что радикалы из «Исламского государства» являются поборниками государственных институтов. «В числе первых шагов, которые они предпринимают - установление классических государственных институтов, введение паспортов, валюты, всех тех вещей, которые мы ожидаем от государств, окруженных границами», - напоминает Мишель Фуше.

Кстати, и арабская коалиция, возглавляемая Саудовской Аравией, ведет войну в Йемене не против трансграничного «Исламского государства», а на стороне одной из внутрийеменских политических сил против их противников. Схожим образом развивается ситуация в Бахрейне, где суннитская власть противостоит шиитскому большинству населения. И там, и там «Исламское государство» выступает лишь пропагандистским прикрытием планов расширения военно-политического влияния Саудовской Аравии и просаудовского Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.

Представляется, что дальнейшее развитие событий здесь будет определяться в первую очередь не военными успехами саудовской коалиции в Йемене, а наметившимся на переговорах в Лозанне сближением США с Ираном и одновременным ростом внешнеполитической экспансии Турции. И для Тегерана, и для Анкары Эр-Рияд - конкурент и противник. Очень многие сегодня в Турции думают так, как писало на днях тамошнее интернет-издание Taraf: «На примере Йемена видно, что Турция, бросившая якорь в суннитский лагерь, увы, не может избавиться от роли третьесортного тылового отряда Саудовской Аравии».

Турецкое интернет-издание Yenicag считает, что заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о поддержке действий Саудовской Аравии в Йемене не отвечает интересам Турции. «Важно понимать, что арабо-иранский конфликт - это борьба за интересы и региональное лидерство, а суннизм и шиизм - это инструмент и предлог во внешней политике этих стран… Очевидно одно: Иран напугал арабов. А Турции следует помнить о своих интересах и занимать нейтральную позицию в этом арабо-персидском споре».

У Турции и Ирана наработан определенный опыт двустороннего взаимодействия, в том числе в плане урегулирования иранской ядерной проблемы. И если внешнеполитическая и энергетическая смычка США – Иран - Турция станет реальностью, от Саудовской Аравии можно ожидать самых непредсказуемых действий, включая разработку собственной ядерной программы по иранскому образцу.

Bain W. The Political Theory of Trusteeship and the Twilight of International Equality // International Relations. Vol.17. №1. 2003. P.66.
AFP 110325 GMT DEC 14

    Восстание хуситов — военизированной группировки зейдитов шиитского толка — началось в середине января этого года. «Арабская весна», докатившаяся и до Йемена, в 2012 году привела к свержению президента Али Абдалла Салеха, место которого занял Абд Раббо Мансур Хади. Хади оказался недостаточно сильным лидером, чтобы справиться с политическим кризисом, парализовавшим страну, и ситуацией решила воспользоваться радикальная группировка хуситов-зейдитов.

    19 января хуситы дворца президента в столице Йемена Сане, они также захватили редакцию государственного новостного агентства Saba news, что стало первыми шагами к осуществлению переворота в стране. Хуситы считают, что права шиитского меньшинства — шииты составляют около 35 процентов населения Йемена — пренебрегаются суннитским большинством, которое долгие годы находится у власти.

    21 января хуситы и Хади пришли к соглашению , что повстанцы получат места в правительстве в обмен на освобождение захваченных хуситами зданий. Хади бежал из йеменской столицы, но страны Персидского залива выразили ему поддержку и сообщили о готовности предоставить помощь для восстановления его статуса как легитимного главы государства.

    22 января президент Абд Раббо Мансур Хади подал прошение об отставке . В этот же день о досрочном сложении своих полномочий объявили члены правительства Йемена.

    24 января тысячи человек на юге Йемена приняли участие в маршах против новой власти хуситов. На севере страны, напротив, люди выступили в поддержку нового правительства.

    5 февраля революционный комитет шиитских мятежников во главе с Мухаммедом Али аль-Хути принял новую «конституционную декларацию», согласно которой на месте распущенного правительства был создан переходный национальный совет из 551 участника всех провинций Йемена. Национальный совет в свою очередь избрал пять человек из числа повстанцев, которые временно будут исполнять обязанности президента.

    7 февраля революционный комитет издал указы о назначении новых министра обороны, министра внутренних дел и о формировании Комитета высшей безопасности, задачей которого стало восстановление стабильности и общественной жизни в стране.

    24 февраля свергнутый президент Йемена отозвал свое прошение об отставке, заручившись поддержкой коалиции стран Персидского залива во главе с Саудовской Аравией. В дестабилизации ситуации в стране Хади обвинил шиитское правительство Ирана.

    В марте обострилось противостояние шиитов-хуситов и суннитской «Аль-Каиды на Аравийском полуострове» (АКАП). 4 марта АКАП провела серию терактов , в результате которых погибло 27 повстанцев. Не менее 17 человек погибло при боевых столкновениях 8 марта . 21 марта боевики Аль-Каиды взяли под контроль город Аль-Хута на юге Йемена.

    26 марта Саудовская Аравия по столице Сане, начав военную операцию против группировки хуситов. Бомбардировка в Йемене резкий скачок цен на нефть: нефтяной рынок среагировал на возможность прекращения навигации через проливы, по которым идет движение нефти на внешний рынок. Йемен занимает ключевые позиции на входе в Баб-эль-Мандебский пролив, и возможное распространение военных действий в море может помешать судоходству, что приведет к дальнейшему росту цен на нефть.

    27 марта Главы МИДов Лиги арабских государств объявили о создании . Цель коалиции, по словам ЛАГ, — борьба с террористами «Исламского государства» и восстановление порядка на Ближнем Востоке. Согласно МВД Йемена, ВВС Саудовской Аравии и ее союзники продолжают наносить удары по жизненно важным объектам города Сана.

    1 апреля несмотря на продолжающиеся бомбардировки Саудовской Аравии танковая колонна хуситов заняла Аден, где находится самый крупный порт Йемена.

    Елена Супонина, специалист по арабским странам, советник директора Института стратегических исследований:

    Очень правильно, что Россия, как и другие страны, приступила к эвакуации наших граждан из страны, потому что ситуация в Йемене с большой вероятностью будет только ухудшаться. У Саудовской Аравии и ее союзников еще есть возможность повлиять на ход конфликта путем наземной операции, но тогда события в стране будут развиваться по худшему сценарию.

    В СМИ часто принимают за хуситов совершенно другие вооруженные формирования, выступающие в союзе с ними. Относительные военные успехи хуситов объясняются тем, что они действуют не в одиночку: их поддержали некоторые племена и сепаратисты юга Йемена. Под видом хуситов сражаются военные — сторонники свергнутого в 2012 году президента Али Абдалла Салеха и его клана. Среди вооруженных отрядов, которые нередко принимают за хуситов, есть и просто представители йеменской бедноты, осуществляющие грабежи в условиях нестабильной ситуации, с чем и столкнулось российское генконсульство в Адене.

    Хуситы в Адене не смогли бы добиться успехов без поддержки части местного населения и политических партий, которые представляют юг Йемена. Но местные племена и южане не дадут хуситам возможности разгуляться: это не их территория — они выходцы севера Йемена. Присутствие хуситов в ключевом йеменском городе показательно и важно, но не станет поворотной точкой в развитии военного конфликта.

    Ситуацией в стране сейчас могут воспользоваться политические движения, представляющие сепаратистов юга страны. Я с ними общалась накануне войны, уже тогда они говорили, что в случае обострения военного конфликта южане могут заявить о выходе из состава единого Йемена.

    Что важно для международного сообщества и коалиции во главе с Саудовской Аравией, так это взятие под контроль ситуации на саудовско-йеменской границе, где время от времени происходят столкновения между хуситами и саудовскими пограничниками. Под контролем находится и побережье стратегически важного Баб-эль-Мандебского пролива с максимальной шириной в 30 километров. Это означает, что танкеры с нефтью, которые идут из стран Аравийского полуострова в Европу и США, находятся всего в 15-20 километрах от побережья Йемена. Кроме того, в проливе находится остров Перим, высадка хуситов на котором могла бы привести к тяжелым последствиям для международного транспортного пути.