Ирвин пенн фотографии. Ирвинг Пенн

«Даже съёмка пирожного может быть искусством» , – вы наверняка не раз слышали эту легендарную фразу. Её произнёс ещё в 1953 году культовый фотограф XX века Ирвинг Пенн (Irving Penn) .

Однако великий мэтр, один из лучших 10-ти фотографов современности по версии журнала Popular Photography, снимал далеко не пирожные. Под внимательным взглядом объектива его камеры находились супермодели, знаменитости и прочие интересные люди. В середине XX века Пенн смог поднять fashion съёмку до уровня великого искусства. Его фото украшали обложки Vogue, а сейчас находятся в коллекциях музеев всего мира.

Что же такого особенного сделал этот человек? Почему его имя теперь произносят с благоговением и колоссальным уважением? Наверное, всё дело в его подходе к творчеству.

«Многие фотографы считают, что их клиент – это тот, кого они фотографируют. Мой же клиент – это женщина в Канзасе, читающая Vogue. Я стараюсь заинтриговать, возбудить, порадовать ее» , – делился он.

То есть Ирвинг замахнулся на очень сложную задачу: заинтересовать своими работами самого обычного зрителя: домохозяйку, работницу или чью-то богатую любовницу. Они не знают законов перспективы и светоотражения, им неведомы премудрости ракурсов и особенности различных объективов. Они - самые честные зрители, потому что у них есть только один критерий оценки - цепляет или не цепляет.

Как заставить обычную женщину рассматривать из журнала часами? Как сделать, чтобы она не перелистнула страницу со скучающим видом, изучая лишь модные новинки? Как превратить глянцевые листы в самую настоящую галерею, в своеобразный «музей на диване»? Ирвинг Пенн знал ответ на этот вопрос.

Он умел изображать женщин мистическими, чертовски сексуальными, невероятно дерзкими и невообразимо элегантными. Знаменитая обложка Vogue 1950 года: чёрно-белая, будто нарисованная тушью, картинка, чёткие линии, чёткие формы. Вуаль, будто клеткой, закрывает лицо. Шляпа, бант на шее и капризно-суровое выражение лица завершают образ. Можно не сомневаться, что перед нами – женщина с характером.

Или другая фотография. Главный её герой - широченный рукав пальто. Второстепенный - длинная чёрная перчатка. Третий по значимости - чётко накрашенные губы, сложенные в презрительной ухмылке. Воображение дальше уже само дорисовывает образ этой роскошной, надменной женщины. Впрочем, есть и другой портрет.

Красивая блондинка с зажмуренными глазами, пухлыми накрашенными губами. Её взъерошенные волосы - главный акцент фотографии. Мозг дорисовывает историю, приключившуюся с этой женщиной, и внутри рождается чувство сопереживания. Что за драма заставила её так зажмуриться? Почему её волосы так растрёпаны? Кроме всего прочего, эта работа просто чертовски красива с эстетической точки зрения.

А вот и следующее произведение, раз уж мы заговорили об эстетической красоте. Усеянное сплошь веснушками лицо - это красиво? Ещё как! В окружении веерообразных накладных ресниц, ярких губ и широких бровей. А главное - это порочный и вызывающий взгляд.


Его отец был часовщиком, мать - медсестрой, а брат впоследствии стал известным режиссёром (Артур Пенн). В 18 лет Ирвинг записался на курс рекламного дизайна в Школу искусств при Филадельфийском музее к Алексею Бродовичу и работал курьером в Harper΄s Bazaar.

«Перечислять все, чему научил меня Бродович, излишне. Он, можно сказать, дал мне жизнь, жизнь в моей любимой работе. В своем курсе – он называл его «лаборатория дизайна» – Бродович давал нам в качестве заданий те орешки, которые и сам с трудом мог раскусить»

Затем Пенн учился живописи, чтобы впоследствии уничтожить все свои работы и вернуться в рекламу. Но почему же он стал фотографом? Всё просто: молодого человека не устраивали те снимки, которые делали другие мастера. Ирвинг прекрасно знал, что именно хочет видеть на обложке Vogue, в котором тогда работал.

К сожалению, ребята, занимающиеся снимками, не могли в точности воплотить в жизнь пожелания Пенна. Тогда арт-редактор журнала Александр Либерманн просто сказал: «Возьми сам камеру в руки» . Так, в 1943 году на обложке глянцевого издания появилась первая фотография Ирвинга Пенна. Кстати, женой великого мастера была супермодель Лиза Фонсагривс. Именно в отношении неё впервые употребили термин «супермодель».



С ним было совершенно невозможно работать. Он ужасно сопротивлялся всему: от указаний начальства до стандартных форм. В его духе было, например, поставить модель в угол и фотографировать. Просто в угол, понимаете? Или же разместить её на фоне старого ковра (благо, участков на нем было много, что давало всегда разную картинку). Провокационные, вспарывающие стереотипы - его фотографии были элегантной пощёчиной для зрителей середины XX века. Но однажды руководство сообщило Пенну, что его фотографии выходят за рамки журнала.

«Потом я понял, что они хотели от меня славных, сладких, чистеньких картинок с хорошенькими девочками. Я стал их делать, и меня начали печатать – 200-300 страниц в год» , – вспоминал Пенн. – «До тех пор я старался делать фотографии, после этого я начал производить предметы потребления»

Английский модный фотограф Сесил Битон в 1975 году писал, что Ирвинг использует для работы только один боковой источник света, не прибегая к помощи специальных устройств и профессиональных премудростей. Это как нельзя лучше говорит о мастерстве фотографа. Сделать шедевральный снимок при минимуме техники - это уже талант. Угол, ковёр, боковой свет - интересно, а смогут ли так работать его современные коллеги?



Модель Джин Пэтчетт вспоминала о работе с гением:

«Мы пролетели 32 сотни миль. Добрались до места и просидели там без дела целую неделю. И все это время мистер Пенн к своей камере даже не притронулся. Я начинала беспокоиться. Каждый день я вставала, готовилась к съемке, а он ничего не снимал. В конце концов, помню, мы забрели в маленькое кафе. Напротив меня сидел какой-то парень. Настроение было ужасное. Очень хотелось послать все подальше, поехать домой, и я сунула в рот жемчуг, сняла туфли - ноги ныли от бесконечной ходьбы. И вдруг Пенн крикнул: «Стоп! Снимаю!»»

Ирвинг делал серии этно-фотографий, оригинальные портреты звёзд и различные этюды на тему женской привлекательности. Всё удавалось ему мастерски. Но сейчас хотелось бы заострить внимание на его эмоциональных работах. Даже сейчас эти снимки будоражат воображение и цепляют за живое. А теперь представьте, какой сенсацией они были в середине XX века! Чувственность во всей своей красе, сексуальность в полном смысле слова.

Вот женское напудренное лицо с мазками ярких красок. Помада разных оттенков смешивается на этих губах, словно на палитре. Дерзко, чувственно, вызывающе, прекрасно. Плотная текстура расцветает чудесным цветком.

Или вот этот снимок. Шедевр с точки зрения передачи чувств. Истинное совершенство, запечатлённый миг, переливающийся плотными белыми каплями. Женское лицо залито чем-то густым и белым - то ли кефиром, то ли краской, то ли сливками. Струя льётся в центр макушки, странным водопадом стекает по лбу на нос и щёки, и лишь уголок верхней губы остаётся нетронутым, привлекая к себе внимание. А ресницы... Мокрые и измазанные. Рамой этому шедевру служат капли и брызги, разлетающиеся вокруг головы.

Если вас заинтересовали фотографии мастера, при удобной возможности вы сможете посмотреть их в в коллекциях Музея Метрополитан и Музее Современных Искусств, Институте Смитсони в Вашингтоне, В Галерее Искусств в Турине, в Музее Стеделейка в Амстердаме и Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Ирвин Пенн () родился в штате Нью-Джери в США 16 июня 1917 года. С раннего детства он сильно увлекся изобразительным искусством, а после окончания школы решил поступить в Школу искусств на курс рекламного дизайна, который действовал при Музее Филадельфии. Парню сильно повезло, так как его учителем стал Алексей Бродович, талантливый дизайнер. Впоследствии Пенн часто говорил со словами благодарности о своем наставника, он считал, что благодаря Бродовичу он получил те необходимые знания, которые потом так ему помогли.

Хотя, многие считают, что здесь получилось слияние - мастерство учителя и желание ученика учится и постигать новое, как результат, художественные таланты Ирвина Пена раскрылись в полной мере. Начиная с 1937 года иллюстрации Ирвина Пена начали появляться в «Harper’s Bazaar». А после того как учеба закончилась, молодой талант некоторое время работал в «Junior League» художественным редактором. Следующим этапом его карьеры стала такая же должность в магазине с названием «Saks Fifth Avenue».



В 25 лет Ирвин сделал по мнению большинстве необдуманный шаг - он уволился с работы, потом он собрал свои нехитрые вещи и переехал жить в Монако, именно там он всецело отдался живописи. Неизвестно что он там делал и что случилось, но спустя год Пенн уничтожил все что сотворил и вернулся назад в Соединенные Штаты Америки.
В Нью-Йорке Ирвин Пенн снова нашел работу ассистентом у Александра Либермана, который в то время обнимал пост художественного редактора журнала «Vogue». Многие персону Либермана в мире глянцевых журналов считают легендарной личностью, ведь он был фотографом, скульптором, дизайнером и художником одновременно. Благодаря такой универсальности Пенн очень многому научился и многое для себя открыл.



Первыми обязанностями Ирвина Пена на новой работе был подбор фотографий на главную страницу журнала. У молодого человека на то время в голове было много разнообразных идей, но у штатных фотографов журнала просто не было желания внимать просьбам парня и воплощать в жизнь его идеи. И это никак не связано с тем, что в издании были ленивые и бестолковые фотографы. Вся причина заключалась в том, что Ирвин Пенн имел неординарный характер, поэтому с ним мало кто мог уживаться.




Черты характера, несомненно, сыграли определенную роль в развитии его дальнейшей карьеры: не умея сотрудничать с фотографами, Ирвин Пенн принимает решение самолично взяться за камеру. На обложке «Vogue» 1 октября 1943 года появилась его первая фотография. И уже в скором времени Irving Penn начал раскрывать свои неординарные способности в разных областях фотоискусства, благодаря чему и стал одним из самых известных фотографов XX века. В фотографиях Ирвина Пенна большое количество подсмотренных, изобретенных, разнообразных приемов, причем количество их все время увеличивалось. Одним из таких экспериментальных периодов можно назвать «угловой»: Ирвин Пенн сооружал бутафорский угол, куда и помещал свою «жертву». Модели вели себя по-разному: одни нервничали, представляя себя в клетке или тюрьме, другие вели себя совершенно спокойно. Среди позировавших фотографу в этот период было немало знаменитостей, например герцогиня Виндзор.




Временами Irving Penn в работе использовал разнообразные устройства, предметы мебели, например, он модель усаживал на мотоцикл, или мог уложить на кровать, после чего в руки ей давал музыкальный инструмент и т.д. Однажны Пенн купил довольно старый ковер с интересными узорами, которые имели неодинаковую расцветку. Используя различные участки ковра фотограф длительное время использовал его для работы в качестве фона. Режиссер Альфред Хичкок среди прочих моделей также получил свой участок ковра.



В 1948г. Ирвин Пенн, будучи в командировке в Перу, сделал серию фотографий, которые пользовались в последствии большим успехом. Несколько дней в Андах в ожидании самолета не были проведены даром. У местного фотографа Irving Penn арендовал студию, которая выглядела довольно экзотично: рисунки на стенах, полы из каменных плиток, какой-то странный столик, который предназначался в качестве опоры для позирующих моделей. Ирвин Пенн сделал в этой студии примерно 200 портретов местных обитателей, в число этих работ входит и довольно знаменитый портрет Cuzco Children» («Дети из города Куско»). По росту цен на данное творение можно определить рост ее популярности: в 1948г. стоимость фотографии составила всего 10 долларов, в 1978г. - 3000, 1988г. - 35000. В 2008г, 11 апреля, платиновый отпечаток 1971 года с размерами 48,6х50,2 см2 ушел за 529000 долларов!



Над проектом «Small Trades», не менее знаменитым, Ирвин Пенн трудился в 1950-1951 годах в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. Моделями для снимков становились люди разных профессий в рабочей униформе и с атрибутами, соответствующими своим профессиям, в руках. Эта серия Irvinga Penna, состоящая из 252 фотографий, стала самой большой.
В1952 году Ирвину Пенну было заявлено, что руководство журнала «Vogue» не в восторге от его работ, поскольку фотографии Пена «прожигаю страницы». Irving Penn понял, что редакция хочет видеть слабые и сладенькие работы с хорошенькими девушками в них. Когда Ирвин стал снимать именно то, что так желал видеть «Vogue», его стали печатать - 200-300 страниц в год. Ирвин Пенн вспоминал о тех годах с большой горечью, он говорил, что вместо фотографий он стал производить предметы потребления. Но к большой радости поклонников творчества Инрвина Пенна эти неприятные изменения коснулись только рекламной и коммерческой фотографии.


Говоря о портретной фотографии, то Irving Penn продолжал снимать в своей неподражаемой манере, развивая фотографическое мастерство. В 1957 году Пенном был снят портрет неординарного художника Пабло Пикассо.
Знаменитый антрополог Лионел Тайгер оставил интересные воспоминания об Ирвине Пене, который снимал его в начале 19802-х г. Тайгер говорил, что в момент съемки он понимал, что отдает больше, чем имеет, что рассказывает нечто большее, чем просто свою историю. Антрополог был восхищен тем, что фотограф стремился угодить не заказчику или портретируемому, а взыскательному зрителю.


В 1991г. Ирвин Пенн поделился секретом своего успеха. Он утверждал, что его клиент -это женщина, читающая "Vogue" где-нибудь в Канзасе, и его задача заинтересовать, возбудить и заинтриговать ее.
Мы говорили об Ирвине Пенне, как о фотографе-портретисте, работающем практически исключительно со знаменитыми людьми, но, разумеется, это не отражает в полной мере всего диапазона его фотографических интересов. Irving Penn утверждал, что даже съемка пирожного может стать искусством. На протяжении всей фотографической карьеры Ирвин Пенн доказывал это своими работами. Еще одним излюбленным направлением помимо портера для Пенна были «этнографические исследования»: моделями для таких фотографий становились папуасы Новой Гвинеи в национальной одежде и другие представители подобных народов.



Американский журнал «Popular Photography» в 1958г. огласил список 10 лучших фотографов современности. В их число вошел и Irving Penn. Как ни прискорбно, но 91-летний Ирвин Пенн на начало 2009г. остался единственным фотографом из «великой десятки».

«Хорошая фотография это та, которая сообщает о факте, касается сердца и оставляет зрителя изменившемся человеком после того, что он увидел. Она одним словом полезна », - Ирвинг Пенн.

Ирвин Пенн, автопортрет.

В 2017 году отмечается столетие со дня рождения Ирвина Пенна (Irving Penn, 16.06.1917-7.10.2009), одного из самых известных фотографов XX века.

В знаменование этой даты в Метрополитен-музее (Нью-Йорк) с 23 апреля по 30 июля 2017 года успешно прошла крупнейшая на сегодняшний день ретроспективная выставка фотографа - Irving Penn: Centennial . В экспозицию вошло более 200 снимков — натюрморты, работы в стиле ню, портреты знаменитостей, среди которых были: Пабло Пикассо, Ив Сен-Лоран, Одри Хепбёрн, Сальвадор Дали, Альфред Хичкок, Трумен Капоте, Ингмар Бергман, Николь Кидман, Марлен Дитрих, Кейт Мосс, Игорь Стравинский, Ле Корбюзье и многие другие. Большую часть экспонатов Фонд Ирвина Пенна подарил музею в 2015 году.

Пабло Пикассо, Канны, 1957.

С сентября 2017 года работы Ирвина Пенна будут экспонироваться в парижском Гранд Пале (Grand Palais), где будет представлено более 200 отпечатков. Выставка будет проходить с 21 сентября 2017 до 29 января 2018 года.

Марлен Дитрих, Нью-Йорк, 1948.

Ирвин Пенн родился 16 июня 1917 года в Плайнфилди, штат Нью-Джерси, в семье Гарри Пенна и Сони Гринберг (часовщика и медсестры). Его младший брат Артур Пенн, родившийся в 1922 году, стал режиссёром и продюсером.

Ив Сен-Лоран, 1983.

С 1934 по 1938 Пенн учился в Школе искусств при Филадельфийском музее (ныне университет искусств), где изучал рисунок, живопись, графику и промышленный дизайн под руководством Алексея Бродовича, чувство благодарности к которому испытывал всю свою жизнь. Будучи студентом, Ирвин Пенн подрабатывал в журнале Harper"s Bazaar, который опубликовал несколько его рисунков.

Ле Корбюзье, Нью-Йорк, 1947.

После окончания Школы искусств Ирвин Пенн два года работал внештатным дизайнером, делал первые любительские фотографии, а в 1940 году стал художественным руководителем в Saks Fifth Avenue, где прослужил ещё год. Затем уволился и на двенадцать месяцев уехал в Мехико, где занимался живописью и фотосъёмкой.

Жан Кокто, 1950.

После возвращения Ирвина Пенна в Нью-Йорк, Алексей Бродович знакомит его с арт-директором журнала Vogue Александром Либерманом, которому тогда как раз нужен был ассистент. Успешно пройдя собеседование, Ирвин Пенн становится его помощником и приступает к работе над макетом журнала. Имея свои представления об обложке глянцевого журнала, Ирвин Пенн был не согласен с изображениями штатных фотографов. Александр Либерман посоветовал ему самому взяться за фотосъёмку. Впервые фотография Ирвина Пенна украсила обложку Vogue в октябре 1943 года. За свою карьеру в Vogue Пенн снял около 165 обложек, последнюю за два месяца до своей смерти.

«Черное и белое» для Vogue, Нью-Йорк, 1950.

В 1947 году Ирвин Пенн встретил фотомодель Лизу Фонсагривс, которая была на шесть лет старше него. В 1950 году они поженились. Два года спустя у них родился сын Том, который стал дизайнером по металлу. Карьера Лизы Фонсагривс оказалась одной из самых долгих и успешных за всю историю профессии, в отношении неё впервые применили термин «супермодель». Жена Пенна умерла в 1992 году.

Платье от Rochas (модель - Лиза Фонсагривс), Париж, 1950 год.

С Vogue Ирвин Пенн сотрудничал на протяжении всей карьеры, фотографируя обложки, портреты, натюрморты, моду и фотографические эссе, даже когда основал собственную студию в Нью-Йорке.

Игорь Стравинский, 1948.

В 1948 году Ирвин Пенн попал в Перу, где сделал около 200 портретов местных жителей. Среди этих снимков и знаменитый «Дети из города Куско» ("Cuzco Children"), который был в последствии продан за $175000.

«Дети из Куско», 1948 год.

В 1950 г., продолжая работать в жанре fashion и портретной фотографии легендарных личностей, Ирвин Пенн положил начало фотосерии простых рабочих Нью-Йорка, Лондона и Парижа, получившей название «Простые профессии» ("Small Trades"), . Моделями для снимков становились люди разных профессий в рабочей униформе с атрибутами, соответствующими их профессиям, в руках. Эта серия, состоящая из 252 фотографий, стала самой большой.

Торговец рыбой, Лондон, 1950.

Так появились фото людей в рабочей одежде, стоящих лицом к зрителю, в положении стоя, держащих в руках присущие их профессиям инструменты. Эти фотографии являются полными достоинства портретами рабочих, выражающими, при этом, должное уважение их специальности, подчеркивая особенности конкретных профессий и личности самих людей, занятых в этой сфере.

Необходимо отметить, что портреты, созданные Ирвином Пенном, будь то легендарная личность или простой рабочий, отличались изяществом и простотой. В каждом портретном снимке ему удавалось добиться особой близости с моделью.

Сальвадор Дали, Нью-Йорк, 1947.

Свою камеру Ирвин Пенн сравнивал с инструментом Страдивари и скальпелем, а фотографию называл современным состоянием визуальной истории человечества и способом преодолеть смерть.

, Нью-Йорк) - американский фотограф , один из самых влиятельных фотографов XX века, важнейший представитель модной фотографии .

Старший брат кинорежиссера Артура Пенна .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Ирвин Пенн | Великие фотографы

    ✪ Bill Irwin teaching an MFA Theatre Class at Penn State

    ✪ tbt psu v miami 1987

    Субтитры

Жизнь и творчество

Родился в Плайнфилди, Нью-Джерси в . В восемнадцать лет Ирвин записался на четырехлетний курс рекламного дизайна к Алексею Бродовичу в Школу искусств при Филадельфийском музее искусств. Одновременно с обучением профессии Пенн бегал курьером в Harper’s Bazaar , а затем помогал художнику рисовать эскизы обуви, был подмастерьем.

В 1938 году он закончил учебу и стал арт-редактором журнала Лиги Юниоров, а затем перешел на аналогичную должность в роскошный универмаг Saks Fifth Avenue. Но в возрасте двадцати пяти лет он уволился и на свои небольшие сбережения отправился в Мехико , где целый год занимался живописью, прежде чем окончательно осознать своё истинное призвание.

Вернувшись в Нью-Йорк , Пенн успешно прошел собеседование и попал к арт-редактору Vogue Александру Либерману , который принял Ирвинга на работу в качестве своего ассистента. 26-летний дизайнер имел собственное представление о том, как должна выглядеть обложка, но не находил понимания у штатных фотографов журнала. Тогда Либерман посоветовал ему самому взять в руки фотокамеру, и 1 октября 1943 года на обложке Vogue появилась первая фотография Ирвина Пенна.

Для фотографий Пенна характерно использование разнообразных, изобретенных им самим приемов, коллекцию которых он постоянно пополнял. Например, помещал свою модель в угол, имитирующий, по мысли фотографа, замкнутое пространство. Некоторые модели чувствовали себя спокойно, другим представлялось будто они в капкане или тюремной камере. Пенн был одним из первых, кто стал фотографировать модель на однородном белом или сером фоне. Купив в магазине на Третьей Авеню старинный ковер, он использовал его в течение нескольких месяцев; на его фоне фотографировались Джон Дьюи и Альфред Хичкок . Разные части ковра отличались по тону и узору, и фотограф мог подбирать для каждой модели свой определенный кусочек фона.

Другой проект Ирвина Пенна представлял серию портретов представителей различных профессий, облеченных в рабочую униформу и с атрибутами своей профессии в руках. Каждая модель находилась на белом фоне и освещалась со стороны: это освещение характерно для многих портретных работ Пенна.

Фотограф прославился тем, что в течение многих лет, и до самой смерти, он снимал для модного журнала Vogue . Помимо фото в Vogue (американском, британском и французском изданиях), работы Пенна находятся во многих крупнейших коллекциях, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке , Музей Метрополитен , галерею американского искусства Addison, Балтиморский музей искусств. Его персональные выставки проводились, в частности, в нью-йоркском Музее Метрополитен и Национальной галерее в Вашингтоне. В 1958 году журнал Popular Photography назвал Пенна одним из десяти крупнейших фотографов мира.

Фотограф выпустил не менее шести книг.

Ирвинг Пенн, скончавшийся в возрасте 92 лет, был одним из величайших фотографов XX века. Его фотосъемки начали появляться на страницах модного журнала Vogue с 1940-х годов, однако знаменитым он стал благодаря портретной фотосъемке. Он фотографировал писателей и художников, детей и торговцев, изучал жизнь рабочих, снимал обнаженную натуру и натюрморты, находя свою особенную красоту даже в гниющем фрукте или окурках. Именно ему принадлежит высказывание: «Съемка пирожного тоже может быть искусством».

Сам Пенн предпочитал описывать свои фотоработы как «Блаженства». Однако в отличие от декоративности ангелов стиля барокко, «религию» Пенна отличала крайняя безмятежность и кажущаяся простота, запечатленная именно так, что форма превращается в отличительный стиль. Этот стиль, который с самого раннего этапа творчества отличался четкой завершенностью, оставался неизменным вне зависимости от видов съемки: будь то разворот модного журнала или букет цветов, черно-белая фотография или цветная, съемка в Соединенных Штатах или Африке.

В Энциклопедии современных фотографов (1982) Ирвинг Пенн представлен фотоработой «Больница» (Ospedale), снятой в 1980 году. На снимке - строгая композиция из треснувшего кувшина, на котором лежит череп, грубо сделанного распятия, рассыпанного пепла и запечатанной бутыли с не то лекарством, не то ядом. Подобные натюрморты, написанные в Средние века, обычно имели морализаторские название, к примеру, Sic transit Gloria mundi (лат. Так проходит мирская слава). Фотография Пенна с ее простым названием «Больница» может быть прочтена как совсем иная притча о современном отношении к жизни.

Всемирное признание не обошло фотографа стороной, при этом он представлял собой занятную смесь эстетики и аскетизма. Пенн родился в Плайнфилде, штат Нью-Джерси. Его отец Гарри был часовщиком, мать Соня - медсестрой, а младший брат Артур впоследствии стал известным кинорежиссером. С 1934 по 1938 год Пенн обучался у легендарного дизайнера Алексея Бродовича в Школе искусств при Музее искусств Филадельфии, который каждую неделю приезжал из Нью-Йорка, где работал в журнале Harper’s Bazaar. После неоплачиваемой стажировки у Бродовича в журнале, Пенн некоторое время проработал арт-директором универмага Fifth Avenue. В это время он начал делать жанровые уличные фотографии. Затем Пенн на год уезжает в Мехико, чтобы погрузиться в занятия живописью. Это, как он сам позже отмечал, дало ему понимание работы с простотой света и формы, что в дальнейшем стало двумя отличительными чертами его работ.

После возвращения Пенна из Мехико Бродович познакомил его с Александром Либерманном, арт-директором журнала Vogue, чьим ассистентом он и стал. Первая фоторабота Пенна для Vogue - натюрморт из перчатки, ремня и кошелька, попала на октябрьскую обложку журнала 1943 года. За длительное время сотрудничества Пенна с Conde Nast, издательского дома, выпускающего Vogue, его фотографии появлялись более чем на 150 обложках издания.

Первые шаги в профессиональную фотографию Пенн сделал во время Второй мировой войны, помогая в составе Американской полевой службы Британскому корпусу в Италии и Индии в 1944-1945 годах. Он вернулся в Vogue в качестве штатного фотографа в 1946 году.

В 1950 году Пенн женился на известной модели Лизе Фонсагривс, при этом продолжив с ней и профессиональное сотрудничество. Он продолжал преуспевать, работая в Vogue, привнося на страницы журнала новые формы фотографии, например, публикацию черно-белого снимка на обложке, что ранее в издании не практиковалось. Также не без влияния социально-направленных работ Уолкера Эванса и документальных зарисовок французского фотографа Эжена Атже Пенн начал замечать свой угасающий интерес к съемке моды и растущий - к портретированию.

Ирвинг Пенн обладал даром черпать вдохновение из любого источника и оттачивать мастерство до самой его сути, отбросив все лишнее, - отсюда и происходит прославленная невесомость его работ и кажущийся анахронизм их названий. Вместе с мексиканским фотографом Альваресом Браво Пенн был убежден, что название фотографии - это ее неотъемлемая часть. В фотографии 1951 года, на котором Пенн запечатлел Лизу в бальном платье, виден лишь силуэт «Девушки с платком» (Woman with a Handkerchief), и только одна деталь ярко выделяется светом. На снимке того же года «Девушка с табаком на языке» (The Girl with Tobacco On Her Tongue) она убирает кусочек табака с языка длинным острым ноготком, отвлекая внимание от модных аксессуаров: шляпы, сережек и завязок на шее.

Умение Пенна балансировать на границе мистического и жуткого было доведено до совершенства в его знаменитой фотосерии 1974 года «Миры в маленькой комнате» (Worlds in a Small Room), чье название отсылает зрителя к передвижной фотостудии, которую он брал с собой в путешествия от Азии до Австралии. Благодаря этой студии, он мог воссоздать свой излюбленный однотонный фон и снимать туземцев Асаро или крестьян Перу в том же нейтральном окружении, что и на своих фотографиях для журналов моды.

Его острый на необычные детали взгляд вместе с крайней строгостью композиции и контрастом светотени - все это отражало полярность современности и художественности в работах Пенна, независимо от их тематики. К 1960-м годам эта двойственность вылилась в серию снимков обнаженной натуры, по-своему экспериментальную, как и у Билла Брандта, но с дотошной точностью взамен искусственных искажений Брандта. Намного позднее эти снимки были выставлены в серии «Земные тела» (Earthly Bodies) в Галерее Мальборо в 1980 году.

С 1980-х годов Ирвинг Пенн стал все больше тяготеть к съемке цветов и натюрмортов, предпочитая их цветным портретам. Парадоксальность факта, что даже самый идеальный цветок в конце концов увядал, завораживал его осознанием неотвратимой смертности. Подобные темы позволяли Пенну расширять свои взгляды на сходство фотографии и живописи, их эстетические принципы, благодаря которым он мог вносить некоторую упорядоченность в природу и мир вокруг.

Морис Гудекет, муж французской писательницы Колетт, отметил способность Пенна удивлять повседневными вещами. Так он описал визит Пенна для съемки писательницы в 1951 году по случаю ее 80-летия: «Он сделал завораживающее фото. Оно отражает все, что Колетт мечтала в себе скрыть и все, о чем сама не догадывалась. Внутри человека всегда живет обратная сторона его самого. Великий портретист, а таких очень мало, - это своего рода волшебник, кто видит за гранью внешности».

Манера работы Пенна была крайне необычной. Сесил Битон писал в 1975 году: «Пенн удивительно сам же все для себя усложняет. Он не использует никаких специальных устройств, штативов, ничего, кроме самого простого освещения - обычно это один боковой источник света». На портрете Битона, снятом Пенном в 1950 году, одна половина его лица находится в глубокой тени, тогда как другая подсвечена, подчеркивая его галстук-бабочку и мягкие складки черной мантии.

Эта техника также оправдала себя при съемке портрета «Угольщика» (Coal Man, 1950), чей кожаный шлем, с его длинным клапаном сзади (на котором он будет нести свой ящик с углем) отливает черным на фоне светлой рубашки, хотя его плечо уже покрыто полосками грязи. Оба мужчины были сняты на том же студийном фоне, который Пенн постоянно использовал для своих журнальных съемок в 1950-е года.

Что бы ни вдохновило Пенна в Латинской Америке, в его творчество вошла завораживающая абстрактность скрытого и выставленного напоказ, в фотографиях бо льшую роль стал играть контраст и светотень, нежели конкретный предмет. Битон писал: «В действительности... Пенн вкладывает в свои работы весь свой истинный пыл - вот, чем ценны его фотографии».

В 1984 году Джон Жарковски организовал в Музее Современных Искусств в Нью-Йорке его ретроспективу, а начиная с 1987 года работы Пенна регулярно выставлялись в Галерее Пэйс-МакГил в Нью-Йорке. В 1996 году Пенн представил свои фотоархивы и авторские отпечатки в Институте Искусств Чикаго. Его работы хранятся в коллекциях Музея Метрополитан и Музее Современных Искусств, Институте Смитсони в Вашингтоне, В Галерее Искусств в Турине, в Музее Стеделейка в Амстердаме и Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Лиза Фонсагривс умерла в 1992 году, оставив Пенна с их сыном Томом, падчерицей Миа, восемью внуками и братом Ирвина Артуром.

Вероника Хорвэл писала: «Александр Либерманн, будучи арт-директором Vogue в 1943 году, дал Пенну работу, запомнив, что этот молодой человек «ходил без галстука и в кроссовках». Либерманн описывал его, как целеустремленного, точного, с «американским чутьем, которое заставляло его смотреть вглубь». Он понял, что то, как Пенн смотрел на мир, а впоследствии и на моду, было в чем-то схоже жесткой прозе американской литературы, этой технике искусной немногословности. Время, когда Пенн вернулся в Vogue в качестве штатного фотографа после войны, было идеальным. Еще до того, как коллекция Диор в 1947 году с ее необычными силуэтами и вылепленными формами задала тон на 20 лет вперед, в моду вошла скульптурность. Детали гардероба - шляпки, перчатки, широкие рукава и воротники - они будто были макетами из бронзы, которые можно было носить, и именно так Пенн их фотографировал: массивно и монолитно, словно из них можно было соорудить постамент. Предполагалось, чтобы целостные ансамбли выглядели как силуэты - так Пенн их и фотографировал, удаляя из кадра все излишества, кроме поз его любимых моделей: всегда с сигаретой в руке, на фоне текстурной черной стены. На портрете 12 моделей (1947) помимо нарядов моделей можно также разглядеть невзрачный пол. В 1950 году Пенна послали в Париж снимать модные коллекции. Он арендовал студию и снимал при дневном свете на фоне старой театрального занавеса вместо стены.

Драматизм на снимках Пенна не всегда был представлен одеждой, хотя легендарная обложка Vogue 1950 года, на которой снята удивленная модель под вуалью шляпки и с огромным бантом, уже сама по себе является примером романтической комедии.

Ему нравилось фотографировать моделей с решительным характером (включая свою жену) и рассказывать историю без места действия и с малым количеством декораций. Взглянуть хотя бы фото двух моделей 1958 года (одна надела предложенные очки): сгорбившихся за столом, читающих, курящих, потягивающих кофе, одна сумка брошена по полу, другая висит на спинке стула. Эта заявка о женской независимости в поведении была запечатлена за десяток лет до того момента, как стала частью современной жизни. Даже его снимок, где Джин Пэтчетт лежит на мятой постели, говорит об иной жизни, в которой женщина, возможно, даже работает полный день.

Он был в восторге от решительного языка тела, который женщины стали использовать в ранних 1960-х годах: модель Вильгельмина строго вписывается в кадр обложки журнала, ее ботинок находится четко на грани рамки. Однако он не был в восторге от дальнейшего веяния 1960-х годов, когда в моду вошла бесформенная одежда. Он фотографировал хиппи у той же стены, что и своих 12 моделей в 1947 году, но их беспорядочность и распущенность его озадачила.

Пенн продолжал снимать для модельеров. Иссэй Миякэ в 1988 году так написал об одной из фотографий его дизайнерской одежды, скульптурность которой Пенн передал на фотобумаге: «Этой одежде дали собственный голос... Я создал эту одежду, но она была показана так, что открылась даже мне совершенно иной стороны».

Пенн также был пионером предметной рекламной съемки, когда Vogue открыл новые большие рубрики, посвященные косметике и уходу за кожей. Он уделял внимание деталям, абстрагируясь в спокойный американский сюрреализм (среди его кумиров был Джорджо де Кирико).