Рейнгольд глиэр интересные факты. Рейнгольд глиэр и первый советский балет

Рейнгольд Морицевич Глиэр (имя при рождении - Рейнгольд Эрнест Глиэр; 1874-1956) - советский, украинский и российский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.

Биография

Рейнгольд Морицевич Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов.

Первоначальное музыкальное образование получил в домашних условиях (уроки скрипки у А. Вейнберга, К. Воута). В 1894 году окончил Киевское музыкальное училище (ныне Киевский институт музыки имени Глиэра) у О. Шевчика (скрипка) и Е. Рыба (композиция) и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали).

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906-1908 годах брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии.

В начале 1900-х годов - участник собраний Беляевского кружка в Петербурге.

В 1900-1907, 1909-1913 годах преподавал музыкально-теоретические дисциплины в Музыкальном училище Е. и М. Гнесиных (ныне Колледж имени Гнесиных). В 1902-1903 годах давал частные уроки Н. Я. Мясковскому и С. С. Прокофьеву.

С 1908 года выступал как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.

Как композитор сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым С 1900 года педагог.

В 1913-1920 годах - профессор Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского) (класс композиции и оркестровый), в 1914-1920 годах директор консерватории, а также руководитель оперного, оркестрового, камерно-инструментального классов. Среди учеников - Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, М. П. Фролов и др.

В 1920-1941 годах - профессор Московской консерватории по классу композиции. Среди учеников - А. А. Давиденко, А. Г. Новиков, Н. П. Раков, Л. К. Книппер и др.

В 1920-1922 годах - заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920-1923 годах - член этнографической секции Московского отделения Пролеткульта.

В 1923 году получил приглашение Наркомпроса Азербайджанской ССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шахсенем», поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 году. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949). Работая над этими произведениями, всё более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла своё воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941)

В конце 30-х годов, а также в 1947 и 1950 годах предпринял несколько гастрольных поездок по СССР, выступая с авторскими концертами.

В 1924-1930 годах - председатель Всероссийского общества драматургов и композиторов. В 1938 году - председатель Московского союза композиторов, в 1939-1948 - председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР.

Советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель.
Заслуженный артист РСФСР (1925).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
Народный артист Азербайджанской ССР (1934).
Народный артист РСФСР (1935).
Народный артист Узбекской ССР (1937).
Народный артист СССР (17.04.1938).
Доктор искусствоведения (1941).

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (класс композиции М.М. Ипполитова-Иванова, гармонии - А.С. Аренского и Г.Э. Конюса, полифонии - С.И. Танеева). Преподавал теоретические дисциплины в Московской музыкальной школе Гнесиных, среди его учеников были Н.Я. Мясковский и С.С. Прокофьев.
10 января 1913 года Правительствующим сенатом Глиэру присвоено звание личного почётного гражданина.
С 1913 года - профессор (с 1914 года - директор) Киевской консерватории по классу композиции (среди его учеников - Б.Н. Лятошинский, Л.Н. Ревуцкий и другие).
В 1920-1941 годах - профессор Московской консерватории по классу композиции (среди учеников - Ан.Н. Александров, А.А. Давиденко, Л.К. Книппер и другие).
В 1924-1949 годах в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.
Ему принадлежит первый советский репертуарный балет на современную тему ("Красный мак", постановка 1927, Большой театр, Москва, 2-я редакция 1949, Ленинград, Театр оперы и балета имени С.М. Кирова; с 1957 идёт под названием "Красный цветок"). Среди других балетов Глиэра популярен "Медный всадник" (пост. 1949, Театр оперы и балета имени С.М. Кирова) по поэме Пушкина.

Автор 5 опер, в их числе произведений, содействовавшие становлению национальной музыкальной культуры Азербайджана ("Шахсенем", постановка 1927, Баку) и Узбекистана ("Лейли и Меджнун", в соавторстве с Т. Садыковым, постановка 1940, Узбекский театр оперы и балета, Ташкент; "Гюльсара" в соавторстве с Т. Садыковым, постановка 1949, там же). Написал ряд произведений для оркестра (3 симфонии - 1900, 1907, 1911, несколько программных симфонических сочинений - "Запорожцы" по картине И.Е. Репина, 1921, концертов с оркестром: для арфы - 1938, голоса - 1943, виолончели - 1947, валторны - 1951), а также множество камерно-инструментальных и вокальных циклов и отдельных пьес. Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.
В 1938-1948 годах - председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Имя Р.М. Глиэра носят: Киевское музыкальное училище (Киев/Украина), детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия, Алма-Ата/Казахстан).

призы и награды

1905 - премия имени М.И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым).
1912 - премия имени М.И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены».
1914 - премия имени М.И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»).
1937 - орден Трудового Красного Знамени - за музыкальную драму «Гюльсара».
1938 - орден «Знак Почёта».
1945 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия».
1946 - Сталинская премия первой степени - за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром.
1948 - Сталинская премия первой степени - за Четвёртый струнный квартет.
1950 - Сталинская премия первой степени - за балет «Медный всадник» (1949).
1950 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия».
1955 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия».
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»

ГЛИЭ́Р Рейн­гольд Мо­ри­це­вич , рос. ком­по­зи­тор, пе­да­гог, ди­ри­жёр, нар. арт. СССР (1938). Его отец – по­томст­вен­ный мас­тер ду­хо­вых муз. ин­ст­ру­мен­тов. В 1900 окон­чил Моск. конс. по клас­су ком­по­зи­ции М. М. Ип­по­ли­то­ва-Ива­но­ва , сво­им глав­ным учи­те­лем счи­тал С. И. Та­не­е­ва (музыкальная фор­ма, по­ли­фо­ния). В 1900-е гг. со­чи­нял гл. обр. ка­мер­ную, а так­же сим­фо­нич. му­зы­ку, что оп­ре­де­ля­лось влия­нием Та­нее­ва и сбли­же­ни­ем с ком­по­зи­то­ра­ми пе­терб. шко­лы, пре­ж­де все­го с А. К. Гла­зу­но­вым . Г. по­се­щал со­б­ра­ния в до­ме М. П. Бе­ляе­ва (С.-Пе­тер­бург), при со­дей­ст­вии ко­то­ро­го ис­пол­ня­лись его со­чи­не­ния (ро­ман­сы вхо­ди­ли в ре­пер­ту­ар из­вест­ных пев­цов); ряд про­из­ве­де­ний, в т. ч. 3-й сек­стет и сим­фо­нич. по­эма «Си­ре­ны», бы­ли от­ме­че­ны Глин­кин­ской пр. (1905, 1908). С 1900 пре­по­да­вал тео­ре­тич. пред­ме­ты в моск. Муз. шко­ле сес­тёр Гне­си­ных, сре­ди его при­ват­ных уче­ни­ков – Н. Я. Мяс­ков­ский и С. С. Про­кофь­ев . В 1907–08 в Бер­ли­не брал уро­ки ди­ри­жи­ро­ва­ния у О. Фри­да , по воз­вра­ще­нии в Рос­сию на­чал вы­сту­пать с ис­пол­не­ни­ем гл. обр. соб­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний. С 1913 проф., с 1914 ди­рек­тор Ки­ев­ской конс., где вёл ком­по­зи­цию (сре­ди уче­ни­ков – Б. Н. Ля­то­шин­ский , Л. Н. Ре­вуц­кий ), опер­ный, ор­ке­ст­ро­вый, ка­мер­ный клас­сы. В 1920-х гг. со­труд­ни­чал в Моск. от­де­ле нар. об­ра­зо­ва­ния, Муз. от­де­ле Нар­ком­про­са РСФСР. В 1920–41 проф. Моск. конс. по клас­су ком­по­зи­ции (сре­ди уче­ни­ков – ком­по­зи­то­ры Б. А. Алек­сан­д­ров, А. В. Мо­со­лов , А. Г. Но­ви­ков , Н. П. Ра­ков, муз. тео­ре­ти­ки А. Ф. Мут­ли, И. В. Спо­со­бин ). В 1938 пред. Моск. от­де­ле­ния СК, в 1939–48 пред. орг­ко­ми­те­та СК СССР. В кон. 1930-х и в кон. 1940-х гг. пред­при­нял неск. га­ст­роль­ных по­ез­док по стра­не, вы­сту­пая с ав­тор­ски­ми кон­цер­та­ми.

В по­сле­ре­во­люц. и по­сле­дую­щие го­ды ра­бо­тал гл. обр. в об­лас­ти сце­нич. му­зы­ки. В ба­ле­те «Крас­ный мак» (1927, Мо­ск­ва; с 1957 «Крас­ный цве­ток») осу­ще­ст­вил зна­ме­на­тель­ный по­во­рот тра­диц. «боль­шо­го ба­ле­та» к совр. те­ма­ти­ке. Со­чи­не­ние им опер «Шах­се­нем» (1927, Ба­ку) и «Лей­ли и Медж­нун» (со­ав­тор – Т. Са­ды­ков; 1940, Таш­кент) сти­му­ли­ро­ва­ло ста­нов­ле­ние проф. ком­по­зи­тор­ских школ в Азер­бай­джа­не и Уз­бе­ки­ста­не. По­пу­ля­рен «Гимн ве­ли­ко­му го­ро­ду» из ба­ле­та «Мед­ный всад­ник» (по А. С. Пуш­ки­ну; 1949, Ле­нин­град; Гос. пр. СССР, 1950). В об­лас­ти ор­ке­ст­ро­вой му­зы­ки Г. от­да­вал пред­поч­те­ние од­но­ча­ст­ным про­грамм­ным про­из­ве­де­ни­ям (увер­тю­ра «Фер­ган­ский празд­ник», 1940; по­эма «За­повi т» па­мя­ти Т. Г. Шев­чен­ко, 1941). Сре­ди со­чи­не­ний круп­ной фор­мы вы­де­ля­ют­ся кон­цер­ты для раз­ных ин­ст­ру­мен­тов с ор­ке­ст­ром, в т. ч. для ар­фы (1938), вал­тор­ны (1951), на­пи­сан­ные с ис­чер­пы­ваю­щим зна­ни­ем их спе­ци­фи­ки. Из му­зы­ки позд­не­го пе­рио­да наи­бо­лее ис­пол­няе­мы­ми ос­та­ют­ся Кон­церт для го­ло­са [ко­ло­ра­тур­но­го со­пра­но] с ор­ке­ст­ром (1943; Гос. пр. СССР, 1946; са­мый из­вест­ный об­ра­зец жан­ра) и Квар­тет № 4 (1946; Гос. пр. СССР, 1948).

Вос­пи­тан­ный в клас­сич. тра­ди­ци­ях, Г. не стре­мил­ся к ра­ди­каль­но­му об­нов­ле­нию муз. язы­ка, од­на­ко при этом гар­мо­нич. сред­ст­ва его со­чи­не­ний 1900–1910-х гг. в кон­тек­сте дос­ти­же­ний А. Н. Скря­би­на и С. В. Рах­ма­ни­но­ва не вы­гля­дят уп­ро­щён­ны­ми; он бли­ста­тель­но вла­дел кон­тра­пунк­том, фор­мой, ор­ке­ст­ров­кой. Г. на­хо­дил но­вые приё­мы (в т. ч. гар­мо­ни­че­ские) об­ра­ще­ния с «вос­точ­ным» те­ма­тич. ма­те­риа­лом. Ли­рич. про­из­ве­де­ния (слож­ные ин­ст­ру­мен­таль­ные фор­мы, ро­ман­сы) – луч­шие в его на­сле­дии. В эпич. ду­хе вы­дер­жа­ны 3-я сим­фо­ния «Илья Му­ро­мец» (1911; Глин­кин­ская пр., 1914) и со­чи­не­ния кар­тин­но-кра­соч­но­го и по­ве­ст­во­ва­тель­но-про­грамм­но­го ха­рак­те­ра.

Г. – ав­тор ря­да ста­тей, вос­по­ми­на­ний о С. И. Та­нее­ве.

Глиэр! Семь роз моих фарсийских,
Семь одалиск моих садов,
Волшебств владыка мусикийских,
Ты превратил в семь соловьев.

Вяч. Иванов

Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Глиэр - в то время уже известный композитор, педагог, дирижер - сразу же активно включился в работу по строительству советской музыкальной культуры. Младший представитель русской композиторской школы, ученик С. Танеева, А. Аренского, М. Ипполитова-Иванова, своей разносторонней деятельностью он осуществлял живую связь советской музыки с богатейшими традициями и художественным опытом прошлого. «Я не примыкал ни к какому кружку или школе», - писал о себе Глиэр, но его творчество невольно вызывает в памяти имена М. Глинки, А. Бородина, А. Глазунова из-за сходства в восприятии мира, который предстает у Глиэра светлым, гармоничным, цельным. «Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением», - говорил композитор.

Творческое наследие Глиэра обширно и разнообразно: 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 4 инструментальных концерта, музыка для духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерные ансамбли, инструментальные пьесы, фортепианные и вокальные сочинения для детей, музыка для театра и кино.

Начав заниматься музыкой вопреки воле родителей, Рейнгольд упорной работой доказал право на любимое искусство и после нескольких лет учебы в Киевском музыкальном училище в 1894 г. поступил в Московскую консерваторию по классу скрипки, а затем композиции. «...Никто у меня никогда так много не работал в классе, как Глиэр», - писал Танеев Аренскому. И не только в классе. Глиэр штудировал произведения русских писателей, книги по философии, психологии, истории, интересовался научными открытиями. Не довольствуясь учебным курсом, он самостоятельно изучал музыкальную классику, посещал музыкальные вечера, где познакомился с С. Рахманиновым, А. Гольденвейзером и другими деятелями русской музыки. «В Киеве я родился, в Москве я увидел свет духовный и свет сердца...» - писал Глиэр об этом периоде жизни.

Такая сверхнапряженная работа не оставляла времени на развлечения, да Глиэр и не стремился к ним. «Я казался каким-то сухарем... неспособным собраться где-нибудь в ресторане, пивной, покутить...» На такое времяпровождение ему было жаль тратить время, он считал, что человек должен стремиться к совершенству, которое достигается упорным трудом, а поэтому нужно «волю закалить и превратить в стальную». Однако «сухарем» Глиэр не был. Сердце у него было доброе, душа певучая, поэтичная.

Консерваторию Глиэр окончил в 1900 г. с Золотой медалью, являясь к этому времени автором нескольких камерных сочинений и Первой симфонии. В последующие годы он пишет много и в разных жанрах. Самый значительный результат - Третья симфония «Илья Муромец» (1911), о которой Л. Стоковский писал автору: «Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре - музыку, которая выражает силу русского народа». Сразу же по окончании консерватории началась педагогическая деятельность Глиэра. С 1900 г. он вел класс гармонии и энциклопедии (так назывался расширенный курс анализа форм, включавший полифонию и историю музыки) в музыкальной школе сестер Гнесиных; в летние месяцы 1902 и 1903 гг. готовил к поступлению в консерваторию Сережу Прокофьева, занимался с Н. Мясковским.

В 1913 г. Глиэр был приглашен профессором класса композиции в Киевскую консерваторию, а через год стал ее директором. Под его руководством получили образование известные украинские композиторы Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский. Глнэру удалось привлечь к работе в консерватории таких музыкантов, как Ф. Блуменфельд, Г. Нейгауз, Б. Яворский. Помимо занятий с композиторами, он дирижировал студенческим оркестром, руководил оперным, оркестровым, камерным классами, участвовал в концертах РМО, устраивал в Киеве гастроли многих выдающихся музыкантов - С. Кусевицкого, Я. Хейфеца, С. Рахманинова, С. Прокофьева, А. Гречанинова. В 1920 г. Глиэр переехал в Москву, где до 1941 г. вел класс композиции в Московской консерватории. Он воспитал многих советских композиторов и музыковедов, среди которых А. Н. Александров, Б. Александров, А. Давиденко, Л. Книппер, А. Хачатурян... «Как-то так выходит», - писал Прокофьев, - «что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра - или прямым, или внучатым».

В Москве в 20-х гг. развернулась многосторонняя просветительская деятельность Глиэра. Он возглавил организацию общедоступных концертов, взял шефство над детской колонией, где учил воспитанников хоровому пению, устраивал с ними спектакли или просто рассказывал сказки, импровизируя на рояле. Одновременно в течение ряда лет Глиэр руководил студенческими хоровыми кружками в Коммунистическом университете трудящихся Востока, что принесло ему как композитору немало ярких впечатлений.

Особенно важен вклад Глиэра в формирование профессиональной музыки советских республик - Украины, Азербайджана, Узбекистана. С детских лет он проявлял интерес к народной музыке различных национальностей: «эти образы и интонации были для меня наиболее естественным способом художественного выражения моих мыслей и чувств». Ранее всего состоялось его знакомство с украинской музыкой, которую он изучал в течение многих лет. Результатом этого явились симфоническая картина «Запорожцы» (1921), симфоническая поэма «Заповiт» (1941), балет «Тарас Бульба» (1952).

В 1923 г. Глиэр получил приглашение Наркомпроса АзССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шахсенем », поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 г. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949). Работая над этими произведениями, Глиэр все более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла свое воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941).

Значительны заслуги Глиэра в формировании советского балета. Выдающимся событием советского искусства явился балет «Красный мак ». («Красный цветок»), поставленный в Большом театре в 1927 г. Это был первый советский балет на современную тему, рассказывающий о дружбе советского и китайского народов. Другим значительным произведением в этом жанре стал балет «Медный всадник » по поэме А. Пушкина, поставленный в 1949 г. в Ленинграде. «Гимн великому городу», завершающий этот балет, сразу стал широко популярным.

Во второй половине 30-х гг. Глиэр впервые обратился к жанру концерта. В его концертах для арфы (1938), для виолончели (1946), для валторны (1951) широко трактуются лирические возможности солиста и вместе с тем сохраняется присущая жанру виртуозность и праздничное воодушевление. Но истинным шедевром является Концерт для голоса (колоратурное сопрано) с оркестром (1943) - самое искреннее и обаятельное сочинение композитора. Стихия концертности вообще была очень естественна для Глиэра, в течение многих десятилетий активно концертировавшего в качестве дирижера и пианиста. Выступления продолжались до конца жизни (последнее состоялось за 24 дня до кончины), при этом Глиэр предпочитал ездить в самые глухие уголки страны, воспринимая это как важную просветительскую миссию. «...Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед». Эти слова Глиэр написал в конце творческого пути. Ими он руководствовался свою жизнь.

О. Аверьянова

Сочинения:

оперы - опера-оратория Земля и небо (по Дж. Байрону, 1900), Шахсенем (1923-25, пост. 1927 на рус. яз., Баку; 2-я ред. 1934, на азерб. яз., Азерб. театр оперы и балета, Баку), Лейли и Меджнун (по поэме А. Навои, соавтор Т. Садыков, 1940, Узб. театр оперы и балета, Ташкент), Гюльсара (соавтор Т. Садыков, пост. 1949, там же), Рашель (по Г. Мопассану, конц. исп. 1947, артистами Оперно-драматич. театра им. К. Станиславского, Москва); музыкальная драма - Гюльсара (текст К. Яшена и М. Мухамедова, музыка собрана Т. Джалиловым, записана Т. Садыковым, обработана и оркестрована Г., пост. 1936, Ташкент); балеты - Хризис (1912, Интернац. театр, Москва), Клеопатра (Египетские ночи, по А. С. Пушкину, 1926, Муз. студия Художественного театра, Москва), Красный мак (с 1957 - Красный цветок, пост. 1927, Большой театр, Москва; 2-я ред., пост. 1949, Ленингр. театр оперы и балета), Комедианты (Дочь народа, по пьесе «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, 1931, Большой театр, Москва; 2-я ред. под назв. Дочь Кастилии, 1955, Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Медный всадник (по поэме А. С. Пушкина, 1949, Ленингр. театр оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1950), Тарас Бульба (по повести Н. В. Гоголя, соч. 1951-52); кантата Слава Советской Армии (1953); для оркестра - 3 симфонии (1899-1900; 2-я- 1907; 3-я - Илья Муромец, 1909-11); симфонические поэмы - Сирены (1908; Глинкинская пр., 1908), Заповит (памяти Т. Г. Шевченко, 1939-41); увертюры - Торжественная увертюра (К 20-летию Октября, 1937), Ферганский праздник (1940), Увертюра на славянские народные темы (1941), Дружба народов (1941), Победа (1944-45); симф. картина Запорожцы (1921); концерты с оркестром - для арфы (1938), для голоса (1943; Гос. пр. СССР, 1946), для влч. (1947), для валторны (1951); для духового оркестра - На праздник Коминтерна (фантазия, 1924), Марш Красной Армии (1924), 25 лет Красной Армии (увертюра, 1943); для орк. нар. инструментов - Симфония-фантазия (1943); камерно-инстр. орк. произв. - 3 секстета (1898, 1904, 1905 - Глинкинская пр., 1905); 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946 - No 4, Гос. пр. СССР, 1948); для фортепиано - 150 пьес, в т.ч. 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества (4 тетр., 1908), 8 лёгких пьес (1909) и др.; для скрипки , в т.ч. 12 дуэтов для 2 скр. (1909); для виолончели - свыше 70 пьес, в т.ч. 12 листков из альбома (1910); романсы и песни - ок. 150; музыка к драматическим спектаклям и фильмам.

1875-1956

Рейнгольд Глиэр родился 30 декабря (11 или 12 января) 1875 года в семье мастера по духовым музыкальным инструментам Морица Глиэра. Его дед и отец имели свою мастерскую. В семье росли еще два брата и сестра - все были музыкально одаренными. Но скрипку Рейнгольд взял в руки только в одиннадцать лет.

Его мать Жозефина Викентиевна была душой трудно живущего дома. "Если бы не любовь матери, которая грела нас, как лучи весеннего солнца, эта жизнь могла бы совсем исковеркать мою душа, - писал Глиэр. - Я все оставлял в себе, и тяжесть все увеличивалась..."

В 1885 году Рейнгольд поступил в гимназию, где музыка, и особенно композиция, затмевали все предпочтения. В 14 лет он сочинял уже пьесы для фортепиано, скрипки или виолончели с фортепиано: сестра Цеся играла на фортепиано, брат Мориц - на виолончели. В 16 лет Рейнгольд поступил в Киевское музыкальное училище. Его преподавателем по классу скрипки был Отакар Шевчик, который воспитывал в своих учениках умение и желание сознательно слушать, изучать музыку, наслаждаться ею.

В 1891 году он поступил в музыкальное училище, хотя родственники не приветствовали его желание стать профессиональным музыкантом.Рейнгольд Глиэр самостоятельно принял решение о поступлении в Московскую консерваторию. Летом 1894 года он переехал в Москву. Учился у Аренского, Танеева, Рахманинова, Скрябина, Ипполитова-Иванова и других.

Он много работал. 27 ноября 1905 года за "Первый секстет" Глиэр получил престижную Глинкинскую премию.

В 1901-м молодого композитора пригласили преподавать в свою школу сестры Гнесины. Там в 1901 году Рейнгольд встретил Марию Ренквист, любовь к которой пронес через всю свою долгую жизнь. В апреле они стали супругами.

С 1901-го по 1913-й год Глиэр попробовал себя почти во всех музыкальных жанрах. В 1913 году Глиэр вернулся из Москвы в Киеве в качестве профессора консерватории по классу композиции, а через год был единодушно избран ректором Киевской консерватории. В этой должности он проработал до 1920 года. Он сумел собрать вокруг себя блестящих музыкантов-преподавателей.

В 1915 году в Киеве он знакомится с азербайджанской оперной певицей Шовкат Мамедовой, которая познакомила его с азербайджанской народной музыке.

Осенью 1917 года под управлением Глиэра в Киеве впервые прозвучал Первый фортепианный концерт любимо ученика Рейнгольда Морицевича Сергея Прокофьева. За роялем был сам автор. Благодарные слушатели преподнесли Глиэру уникальный серебряный кубок с надписью "Илье Муромцу русского искусства".

В 1920 году Глиєр вновь переехал в Москву, занял место профессора уже Московской консерватории.

Сочинительство занимало все свободное от преподавания время. Композитора Рейгольда Морицевича Глиэра по праву можно назвать интернационалистом.

По приглашению правительства Азербайджана с августа 1923 и до 1924 года Рейгольд Морисович жил в Баку. Здесь На истинно народном материале, рождалась опера "Шахсэнэм", премьера которой на русском языке состоялась 17 марта 1927 года, а на азербайджанском 4 мая 1934 года в Баку. Партию Шахсэнэм во второй редакции исполняла Шовкет Мамедова. "Только живя среди народа, слушая изо дня в день народную музыку, можно проникнуться истинным духом национального искусства", - писал Рейнгольд Морицевич в статье "Народ - великий учитель".

Шевкет-ханум уже начинает рассказывать о своей дружбе с Глиэром. Эта дружба зародилась в годы ее учебы в Киеве. В эти годы Шевкет-ханум уже была замужем за Я. И. Любарским. Глиэр был их семейным другом, заходил к ним пить чай, музицировал, гармонизовал несколько азербайджанских песен, и однажды Шевкет-ханум сказала ему: "Вскоре у нас в Азербайджане будет советская власть, тогда Вы приезжайте к нам писать оперу." - Глиэр удивился: «Но я же не знаю вашу музыку...» - "Вы ее прекрасно чувствуете, - ответила я, сославшись на его гармонизации, - вы ее любите, и вы ее легко освоите."

Просто диву даешься, Шевкет-ханум! В Баку еще нет советской власти, Шевкет - еще никому не известная студентка в Киеве, но она уже договаривается с Глиэром о будущем музыкальном строительстве нового Азербайджана! Сейчас, когда все это уже давно стало явью, Шевкет-ханум не выглядит такой уж фантазеркой. Скорее она выглядит рационально и масштабно мыслящим деятелем культуры уже с самых молодых своих лет. И человеком, умеющим добиваться поставленной цели. Действительно, вскоре после установления советской власти, по ее инициативе Глиэр был приглашен в Азербайджан. ....

Я очень многим обязана Глиэру. Думаю, что и вся наша музыка ему обязана. Вы знаете, оперу «Шах Сенем» он посвятил мне. Обычно композиторы посвящают кому-то песни, романсы, а оперы - никогда. Но Глиэр сделал это. Я ему очень благодарна.

В 1925 году дирекция Большого театра объявила конкурс на создание современного советского балета. Музыку к балету "Красный мак" написал Рейнгольд Глиэр. Композитор с честью выполнил исключительно трудное задание, погрузившись в специфику китайских традиций. Всемирно известное "Яблочко", знаменитый матросский танец, принимаемый за народное творение, - произведение авторское. Впервые музыка прозвучала 14 июня 1927 года, на премьере балета "Красный мак".

В 1929 году Глиэр вернулся в Баку, где прожил до 1934 года. В 1934 году он получил звание Народного артиста Азербайджана.

Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры Ферганский праздник (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949).

Работая над этими произведениями, Глиэр все более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла свое воплощение в Торжественной увертюре (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов», которая прозвучала 5 декабря 1941 года в Свердловске, куда эвакуировалась семья Глиэров, под управлением автора.

В 1943 году композитор создает жемчужину душевной вокальный лирики - Концерт для женского голоса посвященный певице Пантофель-Нечецкой.

В 1949 году был написан балет «Медный всадник» по поэме А. Пушкина, поставленный в в Ленинграде. Гимн великому городу, завершающий этот балет, сразу стал очень популярным. 75-летний юбилей в 1950 году композитор ознаменовал длительными концертными поездками по республикам Прибалтики и Средней Азии, в 1951-м дал симфонические авторские концерты в Москве, Киеве, почти во всех городах Советского Союза.

30 мая 1956 года состоялся симфонический концерт в Центральном доме учителя в Москве Рейнгольд Морицевич последний раз в жизни надел фрак и взял в руки палочку. Тяжелый сердечный приступ в ночь с 3 на 4 июня уложил его в постель, а 23 июня 1956 года его не стало.

При подготовке статьи использовались материалы Интернета и сайта