Правила общения с детьми инвалидами психология. Особенности общения с ребенком инвалидом

Нередко бывает немного не по себе, когда общаешься или взаимодействуешь с теми, кто имеет физические, сенсорные или умственные отклонения. Общение с людьми с ограниченными возможностями не должно отличаться от любых других взаимодействий, но если вы не знакомы с каким-то определенным видом инвалидности, вы, возможно, будете бояться сказать что-то оскорбительное или делать что-то неправильно, предлагая помощь.

Шаги

Часть 1

Понимание надлежащих взаимодействий

    Поймите, что инвалидность является универсальной. Мысль о том, что большинство людей «нормальные», а некоторые нет, некорректна. Подумайте о друзьях или членах семьи, которые имеют ограниченные возможности. Возможно, они больны артритом или другими физическими ограничениями и не в состоянии идти по лестнице. Возможно, у них есть проблемы со слухом, или они сидят на специальной диабетической диете, или из-за нарушения зрения вынуждены носить очки. Инвалидность или недееспособность иного рода, является тем, с чем все мы столкнемся лично, рано или поздно. Таким образом, у всех нас будет время, когда нам понадобится немного помощи и понимания.

    • Не всех инвалидов легко заметить. Например, вы, вероятно, не будет знать, что кто-то глух, болен диабетом или имеет нарушения речи, если просто посмотрите на человека. Не думайте, что человек, с которым вы говорите, «нормальный» только из-за своей внешности.
    • Никогда не думайте, что у кого-то может быть инвалидность. Кто-то может выглядеть не очень, но это может не иметь ничего общего с инвалидностью.
  1. Поймите, что большинство людей с ограниченными возможностями приспособилось к ним. Некоторые являются инвалидами с рождения, другие становятся инвалидами в более позднем возрасте в результате несчастного случая или болезни, но так или иначе, большинство людей научилось адаптироваться и заботиться о себе. Большинство из них в обычной жизни живет вполне независимо, но это требует немного помощи от других. Они могут принять за оскорбление или почувствовать раздражение, если вы предположите, что они не в состоянии сделать какие-то вещи, или если вы постоянно пытаетесь делать что-то за них. Предположите, что человек может сам выполнить любую задачу, если он не просит вас о помощи напрямую.

    • Человеку, который получил инвалидность в результате несчастного случая, в дальнейшей жизни может потребоваться больше помощи, чем тому, кто живет с инвалидностью с рождения. Но вы всегда должны подождать, пока вас попросят о помощи.
    • Не бойтесь попросить помощи у инвалида из страха, что он не в состоянии это сделать. Если это что-то не трудное, и вы уверены, что он справится, вы не должны относиться к нему по-другому.
  2. Поставьте себя на его место. Как вы хотите, чтобы другие относились к вам? Поговорите с человеком с ограниченными возможностями, как будто вы кто-то другой. Поприветствуйте его, если он новичок в вашем классе или на рабочем месте. Никогда не смотрите на него снисходительно или покровительственно. Не зацикливайтесь на инвалидности. Не важно, что у него за проблема. Важно относиться к нему как к равному, поговорить с ним и действовать так, как обычно действуете, если в вашей среде появляется новый человек.

    Не бойтесь спросить, чем человек болеет. Если вы чувствуете, что это может помочь вам разрядить обстановку (например, спросить человека, предпочел бы он поехать с вами на лифте, а не идти по лестнице, если вы видите, что у него проблемы с передвижением), целесообразно задавать вопросы. Скорее всего, он отвечал на этот вопрос миллион раз и знает, как это объяснить в нескольких предложениях. Если инвалидность возникла в результате несчастного случая, или человек считает информацию об этом слишком личной, он, скорее всего, ответит, что предпочитает это не обсуждать.

    • Убедитесь, что ваши вопросы не из чистого любопытства, а полезные и познавательные.
    • Предполагать, что вы знаете ответ на свой вопрос, может быть оскорбительным; лучше спросить, чем предполагать.
  3. Помните, что возраст и инвалидность не должны быть связаны между собой. Молодой человек может иметь инвалидность, а многие старые люди живут без инвалидности. В то время как старение может повлиять на слух, зрение и подвижность, инвалидность имеет гораздо меньше общего с возрастом, чем стереотипные предположения. Кроме того, возрастные инвалиды требуют такого же терпения и заботы, как генетические или инвалиды от несчастных случаев.

    Будьте, прежде всего, почтительны. Просто потому, что кто-то искалечен, не означает, что он достоин меньшего уважения, чем кто-либо другой. Смотрите на людей, как на людей, а не как на инвалидов. Сосредоточьтесь на человеке и на его индивидуальности. Если вы должны поставить метку об инвалидности, лучше спросите, какой терминологии он предпочитает придерживаться. В общем, вы должны следовать золотому правилу: относиться к другим так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам.

    • Многие люди с ограниченными возможностями (но не все) предпочитают, чтобы их имя звучало первым, а уже потом говорилось об инвалидности, которая у них есть. Например, вы могли бы сказать "У Ромы церебральный паралич", "Оксана - слабовидящая» или «Катя использует инвалидное кресло", а не говорить, что человек умственно отсталый/инвалид (произнося это покровительственно) или со ссылкой на "слепую девочку" или "девушку в инвалидной коляске".
    • Рассматривайте человека с инвалидностью, как и любого другого.

    Эту страницу просматривали 7447 раз.

    Была ли эта статья полезной?

У меня часто интересуются, особенно те, кто редко со мной общается, а есть ли какие-то незыблемые правила в общении с инвалидами. Тем, с кем общаемся, часто такие мысли даже не приходят в голову — они знают, что обидеть меня сложно. Например, я не обижусь на фразу: «Жень, а пошли пообедаем». Я не буду в истерике поправлять человека: «Пошли?!?! Я же не могу ходить!!! Как ты мог такое предложить?!»

Но всё же многие привычные всем слова и фразы могут и оскорбить. Например, такие сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «даун» — они вроде привычные, но обижают. Я часто слышу, как мама, объясняя своему ребенку, увидевшему меня на инвалидной коляске, говорит: «Тетя болеет». Нет — я болею, когда у меня сопли и температура, а на коляске я потому, что не надо ездить в машине с пьяными водителями и обязательно пристегиваться ремнем безопасности.

Сейчас многие журналисты употребляют словосочетание «человек с ограниченными возможностями». Меня это совсем не возмущает, главное, что СМИ поднимают тему инвалидности. Но многие мои, так сказать, друзья по несчастью, недовольны. Поэтому легче и правильнее говорить: человек с инвалидностью. Или колясочник, или слабозрячий или слабослышащий, или с синдромом Дауна или с аутизмом (но никак не больной аутизмом). А вообще не надо стесняться спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.

А вот 10 общих правил этикета, составленных людьми с инвалидностью:

1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.

3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите.

5. Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше — как со взрослыми.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.

8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас.

10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите «Пощупай это» — говорите обычные слова «Посмотри на это».

Что бесит больше всего:

— Когда начинают помогать, не спросив как правильно, и если ты начинаешь объяснять как сделать лучше — обижаются! Типа я не оценила порыв помощи!

— Когда стараются перевести тему, считая, что меня она может расстроить. Например, выбор горнолыжного курорта, покупка новых туфель на высоком каблуке или секс. Типа, инвалидам это недоступно, поэтому и говорить об этом не стоит. Чушь)))

— Когда тебе начинают жаловаться на жизнь... Чувак, посмотри на меня и поблагодари Господа за свои мелкие неприятности!

У меня одно правило поведения с людьми с инвалидностью: быть естественным и общаться на равных. Если у человека нет ноги — это не значит, что у него нет мозгов.

ЭТИКЕТ ОБЩЕНИЯ С ИНВАЛИДАМИ

10 общих правил этикета

Эти правила используются работниками общественных служб США.

Они составлены К.Мейер, Национальный Центр Доступности США.

1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.

3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь - переспросите.

5. Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Называть людей по имени или «на ты» можно, только если вы хорошо знакомы.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы поняли, если на самом деле это не так.

8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.

10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

Люди, испытывающие трудности при передвижении

Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это трагедия. Это способ более свободного (если нет барьеров) передвижения. Есть люди, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п., но используют коляску для экономии сил и того, чтобы быстрее передвигаться. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

Если вам разрешили катить коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.

Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения. Если ваш офис, магазин или банк оборудован пандусом, не загораживайте его и не забывайте чистить на нем снег и колоть лед зимой.

Если Вы готовите встречу, в которой участвуют люди, имеющие трудности в передвижении, побеспокойтесь о том, чтобы там, где есть барьеры (ступени, двери, пороги и пр.) были люди, готовые помочь. Позаботьтесь о том, чтобы человек, использующий коляску, мог дотянуться до нужных ему вещей.

Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

Люди с плохим зрением и незрячие

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью незрячих людей всего около 10 %, остальные люди имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это можно выяснить и учитывать при общении.

Всегда выясняйте, в каком виде человек хочет получить информацию: шрифт «по Брайлю», крупный шрифт (16-18), дискета, аудиокассета. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть - это все равно лучше, чем ничего.

Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает человека от ответственности, обусловленной документом.

Предлагая свою помощь при передвижении, направляйте человека, идите так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать незрячего человека за руку - она помогает ему сохранять равновесие.

Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.

Опишите коротко, где Вы находитесь. Например: «В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол». Или: «Слева от двери, как заходишь, - кофейный столик». Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.

Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что не всем это нравится. Делитесь увиденным. "

Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте и не играйте с собакой-поводырем.

Не отнимайте и не стискивайте трость человека.

Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом.

Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте его руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть незрячего человека к предмету и брать его рукой этот предмет.

За столом: если вы предлагаете незрячему человеку новое блюдо (или несколько закусок на одной тарелке), можно объяснить ему, что где находится, используя принцип циферблата. Например: «на 12 - кусок сыра, на 3 - салат, на 6 - хлеб».

Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь.

Не заставляйте Вашего собеседника вещать в пустоту: если Вы перемещаетесь, предупредите его.

Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

Избегайте расплывчатых определений, описаний и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «стакан находится где-то там на столе, это поблизости от вас...». Старайтесь быть точным: «Стакан посередине стола», «Стул справа от вас».

Пытайтесь передать словами то, что часто выражается мимикой и жестами - не забывайте, что привычный жест «там...» незрячий человек не поймет.

Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.

10 общих правил этикета при общении с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

1. Общаясь с ребенком-инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю.

2. Естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом.

3. При встрече с человеком с ослабленным зрением обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

4.Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

5. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе.

7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника

8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9.Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко.

10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.


Инвалиды - это те же люди, только самые, самые...

Инвалидность – это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, и этот образ жизни может быть очень интересным - и мне, и другим.
(Елена Дунаева, инвалид I группы)

Информация подготовлена педагогом-психологом МБОУ «СОШ №1» г. Мегиона

Особенности взаимоедйствия с

детьми-инвалидами

и детьми с ОВЗ

Тактика взаимодействия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Дети, скрывающие проблемы в состоянии своего здоровья: у детей явно сформировано негативное самоотношение и неприятие факта своей физической ограниченности или инвалидности.

Необходимо:

ü Снять чувство страха в общении, вызванное чувством своего несоответствия окружющему миру;

ü Подготовить к возможности некорректного поведения со стороны окружающих, к адекватному восприятию данного поведения;

ü Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, вскрыв его внутренние резервы (позитивный настрой, успешность в каком-либо виде деятельности , преодоление трудностей и фиксация на успехах и т. п.);

ü Поддержать ребенка в стремлении к обретению смысла своей жизни, достижению конкретных и реальных жзненных перспектив.

Дети, не скрывающие проблемы в состоянии своего здоровья:

Варианты поведения:

1.Манипулирование окружающими посредством своего состояния здоровья: Позиция: «Мне обязаны все!»

Необходимо:

ü Воспитывать самостоятельность и персональную ответственность за свою жизнь, исключив чрезмерную опеку;

ü Научить управлять своими действиями: планировать, искать внутренние и внешние ресурсы;

ü Создавать ситуации успеха;

ü Развить потребность к самопознанию, саморегулированию, корректной самопрезентации.

2. Поведение по типу «Я – сам!»

Позиция: во что бы то ни стало самостоятельно преодолеть свои трудности; раздражение, когда к ним относятся как к немощным.

Необходимо:

ü Сформировать реальное отношение к своему состоянию здоровья;

ü Помочь ребенку установить предел допустимых психофизиологических затрат;

ü Научить обращаться за помощью в случае необходимости, при этом не чувствовать ложного стыда.

Дети, не знающие о состоянии своего здоровья

Необходимо:

ü Подготовить к восприятию реальной информации о состоянии своего здоровья и ограничениях, с которыми он встретится;

ü «Не привязывать» его к факту состояния здоровья в процессе дальнейшей с ним деятельности;

ü Определив «точки роста», перспективы его развития с учетом состояния здоровья, целенаправленно создавать ситуации успеха;

ü Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации – «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации» (по).

Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. Дети-инвалиды - одна из самых уязвимых социальных категорий. Это не просто чьи-то жизни, а едва начавшиеся жизни, порой проводимые в страданиях . Благо, что дети воспринимают мир не так, как взрослые, и «клеймо» - инвалид (что в прямом смысле означает «непригодный») - для них звучит не столь оскорбительно, как для первых.

Инвалидность, особенно по тяжелым и неизлечимым диагнозам - это всегда беда, хоть в детстве она случается, хоть во взрослой жизни.

Если «особенность» ребенка видна внешне или он неадекватен в поведении - это почти всегда косые взгляды со стороны. К сожалению, наше общество пока не знакомо с инклюзией и не особо стремится к терпимости в отношении к «не таким как все». Если были друзья - их становится меньше, либо они вообще исчезают. Что мать, что ребенок, при отсутствии характера, прочных связей с внешним миром, не имеющие активных родственников, могут быть обречены на недобровольную изоляцию.

Нам необходимо поменять свои стереотипы. Изменить отношение к детям-инвалидам и научиться общаться с ними, не ущемляя при этом их права и достоинства. Для этого существуют правила этикета при общении с детьми-инвалидами:

  1. Общаясь с ребенком-инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю.
  2. Естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом.
  3. При встрече с человеком с ослабленным зрением обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.
  4. Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
  5. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.
  6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе.
  7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника
  8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко.
  10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.