Общественные организации возникшие в 1816 1818 гг. Эволюция декабристского движения в начале XIX века

В 1816 г. в Петербурге возникло первое декабристское общество, получившее название "Союз спасения". Его учредителями стали А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин, чуть позже к ним присоединился П.И. Пестель. "Союз спасения", или "Общество истинных и верных сынов Отечества", насчитывал до 30 членов, среди которых были только офицеры гвардейских полков и Генерального штаба. По "Статуту" (уставу) члены общества делились на "боляр", "мужей" и "братьев" (влияние масонства), дававших при вступлении клятву на кресте и Евангелии.

"Союз спасения" с самого начала определил главные задачи движения - отмена крепостного права и введение конституции, однако долго сомневался в отношении методов достижения этих целей. Сначала декабристы возлагали надежды на либеральную политику Александра I, готовясь стать верными помощниками монарха-реформатора. В крайнем случае, они решили не присягать новому монарху в момент междуцарствия, пока он не удовлетворит их требований. Однако в 1817 г. до них дошли слухи о том, что Александр I готовится дать независимость Польше, присоединив к ней некоторые территории Украины и Белоруссии. Именно тогда у декабристов впервые возникает мысль о цареубийстве (проекты его осуществления предложили И.Д. Якушкин и М.С. Лунин). Технически убийство монарха не представляло для гвардейских офицеров большой сложности, однако они понимали, что для успеха переворота им необходима широкая общественная поддержка, которой декабристы не располагали. Необходимость действия и ограниченность методов достижения целей заставили дворянских революционеров искать совета у французских просветителей.

Одной из основополагающих идей философии Просвещения являлась мысль о том, что миром правит мнение. Иными словами, образ правления и строй жизни в том или ином государстве зависят от общественного мнения, господствующего в нем. Таким образом, задача для декабристов менялась кардинально: вместо подготовки революционного переворота следовало заняться воспитанием соответствующего общественного мнения. Поскольку "Союз спасения" совершенно не отвечал решению этой задачи, в январе 1818 г. в Москве вместо него был создан "Союз благоденствия". Чтобы расширить число членов организации, в ее уставе ("Зеленой книге") были записаны явная и тайная цели нового общества.

Явной целью называлось распространение просвещения и занятие гражданских должностей членами "Союза". Тайная же цель оставалась прежней - "введение конституции" и "уничтожение рабства". Со второй частью устава знакомили далеко не всех, вступавших в общество. Декабристы считали, что на формирование цивилизованного общественного мнения потребуется около 20 лет. Для этого они предусматривали создание управ "Союза" в большинстве губернских городов России, а также легальных и полулегальных обществ: просветительских, литературных, благотворительных. В 1818-19 гг. начался массовый выход в отставку офицеров - членов "Союза благоденствия", спешивших занять различные гражданские должности для более широкого охвата общества гуманными идеями. Декабристы создавали ланкастерские школы взаимного обучения, спасали население голодающей Смоленской губернии, выкупали талантливых крепостных, агитировали в салонах против "рабства и деспотизма".

Однако за 2 года существования новой организации декабристам удалось открыть лишь 5-6 ее управ. Результаты воспитания гуманного общественного мнения, если и были, то оставались мало заметными. Во внутренней политике России все явственнее звучали реакционные, крепостнические нотки. К тому же в 1820 г. на помощь дворянским революционерам подоспела своевременная подсказка истории в виде военных революций в Испании и Италии, а также возмущение в Семеновском гвардейском полку. Эти события показали им, что при определенной организации дела возможна успешная революция силами только армии (что было им, как офицерам, особенно близко). Другими словами, жизнь вновь потребовала от декабристов организационной перестройки.

В январе 1820 г. в Петербурге состоялось собрание Коренной управы - руководящего органа "Союза благоденствия". На нем было принято решение бороться за введение в России республиканского строя. Кроме того, Пестелю и Никите Муравьеву было поручено разработать программные документы тайного общества. Спустя год в Москве состоялся съезд представителей управ (отделений) "Союза", на котором было решено его распустить. Умеренное крыло надеялось тем самым отсечь от движения Пестеля и его радикальных единомышленников. Однако у убежденных революционеров имелись свои взгляды на будущее тайного общества.

Весной - летом 1821 г. на Украине и в Петербурге начинается строительство Южного и Северного обществ декабристов - более конспиративных, чем "Союз благоденствия", и разрабатывавших более радикальную тактику действий. Обдумывая планы военной революции, заговорщики надеялись, что она будет бескровной и быстрой. К тому же эта тактика позволяла обойтись без помощи народных масс, которых декабристы считали, с одной стороны, контрреволюционной силой из-за традиционного наивного монархизма крестьян, с другой - силой неуправляемой, способной к бунту, анархии, слепому разрушению, но не к созиданию. Таким образом, известный тезис, что революционеры были "страшно далеки от народа", объясняется как их социальной осторожностью, так и политической неразвитостью российского крестьянства.

В 1821-23 гг. происходит окончательное организационное оформление Северного и Южного обществ. Южное общество управлялось Коренной думой (Директорией), в которую, помимо П.И. Пестеля и А.П. Юшневского, был избран и Н.М. Муравьев. "Южане" понимали, что судьба революции будет решаться в столице, поэтому выбрани в Директорию "северянина" Муравьева. Фактически же в Южном обществе главенствовал Пестель, выступавший за строго дисциплинированную организацию, члены которой безоговорочно подчиняются руководству. Северное общество управлялось Думой, в которую входили Н.М. Муравьев, С. П. Трубецкой и Е.П. Оболенский. Однако у "северян" не было такого ярко выраженного лидера, как Пестель. Выделившаяся же в отдельную организацию Кишиневская управа во главе с М.Ф. Орловым и В.Ф. Раевским в 1823 г. была разгромлена правительством.

В Северном и Южном обществах были созданы две программы: "Русская правда" П. Пестеля и "Конституция" Н. Муравьева - вершины политической мысли декабризма. Пестель считал, что для становления новой России необходим 10-летний переходный период, во время которого власть передавалась Верховному революционному правительству. В его состав предполагалось включить А.П. Ермолова, М.М. Сперанского, П.Д. Киселева, Н.С. Мордвинова и Г.С. Батенькова - людей, известных в обществе своими либеральными взглядами. Именно они, обладая диктаторскими полномочиями, должны были провести в жизнь положения "Русской правды".

В своей программе Пестель предлагал уничтожить крепостное право и установить в России унитарное государство с республиканской формой правления. Высшая законодательная власть в нем принадлежат Народному вечу, а исполнительная - Державной думе, состоявшей из 5 человек. Контрольные функции выполнял Верховный собор, а на местах власть осуществлялась уездными и волостными собраниями и правлениями. Старые сословия в России уничтожались. Граждане нового государства были равны перед законом, с 20 лет могли избирать и быть избранными, наделялись имущественными и политическими правами, за исключением права союзов и собраний с целью подрыва устоев государства. Пестель вводил в стране жесткую цензуру и мощную тайную полицию, поощрял доносительство на политически неблагонадежных граждан. Идея 10-летней диктатуры и непопулярные политические меры, предлагавшиеся им, вызвали недоверие декабристов к Пестелю. Они подозревав, что он хочет стать российским Наполеоном, диктатором от революции.

В аграрном вопросе Пестель пытался примирить два взаимоисключающих принципа: общественное достояние земли и право частной собственности на пашню тех, кто обрабатывает и окультуривает землю. Для этого он разделил весь фонд государственных, крестьянских, церковных и большей части помещичьих земель на общественную и частную составляющие. Каждый желающий мог получить участок общественной земли для пропитания семьи, этот участок был неотчуждаем, то есть не мог быть продан, сдан в аренду, заложен или подарен. Тем самым Пестель надеялся спасти крестьян от пролетаризации, а Россию - от ужасов капитализма. Крестьяне, которые могли обрабатывать больше земли, чем им положено из общественного фонда, могли взять участок частной земли, предназначавшейся для "процветания хозяйства", развития частного предпринимательства. С этим участком его владелец мог делать все, что могло принести ему дополнительную прибыль.

"Конституция" Муравьева предусматривала превращение России в федеративное государство, состоящее из 14 держав и 2 областей (державы делились на уезды, а уезды - на волости). Высшим законодательным органом должно было стать Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты представителей, избираемых на 6 лет. Избирательным правом могли пользоваться только мужчины, достигшие 21 года, имевшие недвижимую или движимую собственность в размере 500 и 1000 руб. соответственно. Для желающих быть избранными имущественный ценз был еще выше.

Высшая исполнительная власть принадлежала императору, который являлся верховным главнокомандующим и мог с согласия Верховной думы назначать министров и судей. Ему выдавалось жалованье до 10 млн руб. в год, чтобы он имел возможность содержать двор. Монарх мог отклонять решения Народного веча, но если вече в третий раз подтверждало свое решение, то оно автоматически становилось законом. Высшим судебным органом должно было стать Верховное судилище, руководившее судами в губерниях и городах.

Конституция отменяла крепостное право и прежнее сословное деление общества. Она провозглашала равенство граждан и предоставляла им права и свободы без всяких ограничений. Решая аграрный вопрос, Муравьев наделял бывших крепостных крестьян усадьбой и двумя десятинами пашенной земли, сохраняя при этом помещичье землевладение. Такое решение вопроса заставило бы крестьян идти в наемные рабочие к бывшим хозяевам, так как две десятины земли не могли обеспечить сносное существование крестьянской семье.

Главное отличие между "Русской правдой" и "Конституцией" заключалось не в том, что первая делала Россию унитарной республикой, а вторая - федеративной конституционной монархией. Дело было даже не в том, что Пестель предполагал введение 10-летнего переходного периода под диктатом Временного правления, а Муравьев - введение конституционного правления сразу после совершения переворота. Основное отличие двух подходов к будущему России состояло в том, что Пестель и Муравьев рассчитывали на разные движущие силы будущих преобразований, видели сторонников перемен в разных слоях населения страны. Пестель надеялся на поддержку революционеров крестьянством, которое в благодарность за освобождение от крепостного права и наделение его землей поддержит новое правительство. Муравьев же считал, что реальную помощь декабристам может оказать только наиболее образованный, организованный и независимый слой россиян - среднее дворянство.

Споры о том, какой из двух вариантов был более реалистичен, продолжаются и в современной историографии. Однако сейчас большинство исследователей сходится на том, что мы имеем дело с двумя утопиями, поскольку ни "Русская правда", ни "Конституция" не учитывали в полной мере социально-политическую ситуацию в империи. Россия первой четверти XIX в. не была готова к столь радикальным переменам, и замыслы декабристов скорее всего были обречены на неудачу.

В 1824 г. Северному и Южному обществам удалось договориться о сроках совместного выступления. Летом 1826 г. на базе 2-й армии, расквартированной на Украине, намечалось провести большие маневры с участием императора и его братьев. Восстание планировалось начать одновременно на Украине и в Петербурге. Царская фамилия должна была быть выслана за границу, а сам монарх - арестован до решения вопроса о форме правления. Декабристы постепенно наращивали свои силы: в 1825 г. в состав Южного общества вошло Общество соединенных славян; в Петербурге активно действовала "Рылеевская отрасль" (группа офицеров под руководством К.Ф. Рылеева). Однако жизнь внесла свои коррективы в планы дворянских революционеров - 19 ноября 1825 г. в Таганроге неожиданно скончался император Александр I.

Отечественная война 1812 года выдвинула Россию в число самых влиятельных держав на европейском континенте: от нее зависели судьбы других европейских стран. Но дальнейшее развитие оказалось чрезвычайно противоречивым. Страна-освободительница европейских народов, Россия встала во главе Священного союза и возглавила реставрацию монархий в государствах Европы.

Столь же противоречивым было внутреннее развитие России. Русские офицеры, вернувшиеся из заграничных походов, увидели громадную разницу между своей страной и Европой. В европейских странах крестьяне были свободны от крепостной зависимости, власть монархов была ограничена законами, конституцией, парламентом и сильным влиянием общественного мнения. Офицеры, полагавшие, что власть в стране не может зависеть от воли одного человека, также захотели подчинить ее твердым законам, установить конституционное или республиканское правление и освободить крестьян от крепостного состояния. В этих целях они решили объединиться.

«Союз Спасения». «Союз Благоденствия» . Первыми организациями дворян-революционеров, которых стали потом называть декабристами, были «Союз Спасения» и «Союз Благоденствия».

«Союз Спасения» образовался в 1816 году, но вскоре прекратил свое существование.

Вслед за ним, в 1818 году, возникло новое общество - «Союз Благоденствия». В него вошли многие крупные деятели эпохи, в том числе поэты Ф. Н. Глинка и П. А. Катенин.

Общественная жизнь России проходит на фоне европейских событий, где нарастают революционные и национально-освободительные движения. Студент Занд (Германия) заколол кинжалом писателя Августа Коцебу, которого считали русским агентом. В 1820 году польские сенаторы отвергли все проекты законов, предложенные Александром I. Русский император получил известие о солдатских волнениях в гвардейском Семеновском полку, который всегда был оплотом самодержавия. Генерал-майор Александр Ипсиланти возглавил греческое восстание против турок. В это же время появились и первые признаки спада революционной волны: подавлена Неаполитанская революция, терпит поражение революция в Греции.

Северное и Южное декабристские общества . Русское общество внимательно следит за историческими событиями, откликаясь на них: оно отозвалось и на смерть Наполеона на острове Св. Елены, и на смерть в Греции английского поэта Дж. Г. Байрона. После роспуска «Союза Спасения» и «Союза Благоденствия» русские вольнодумцы объединились в два тайных общества - Северное (1821) и Южное (1822). В Северном обществе руководящая роль постепенно переходит к К. Ф. Рылееву, а Южным обществом руководит П. И. Пестель. Вначале «северяне» более умеренны: они настаивают на конституционной монархии, тогда как «южане» - на республике. Стремясь распространить свое влияние на широкие слои общества, декабристы собирают объединительный съезд, где Рылеев склоняется на сторону республики как будущей формы правления в России. Декабристы намерены продолжить агитацию, чтобы политические перемены не были неожиданными, но обстоятельства складываются так, что для тщательной подготовки восстания у них не остается времени.

Восстание декабристов . 27 ноября 1825 года в Петербурге получено известие о смерти бездетного Александра I. Брат царя, великий князь Константин Павлович, еще в 1823 году отказался от престола в пользу другого брата, великого князя Николая Павловича, но общество об этом не знает, и потому все приносят присягу Константину Павловичу, который находится в Варшаве. Однако Константин отказывается принять трон и присылает письмо, подтверждающее его прежнее решение.

На 14 декабря назначается присяга Николаю Павловичу. Декабристы сочли, что для восстания наступил наиболее подходящий момент. «Северяне», командовавшие выведенными на Сенатскую площадь войсками, подняли мятеж. Однако Николаю Павловичу удалось силой подавить восстание и привести войска к присяге. Выступление «южан» также не имело успеха. После разгрома восстания наиболее видные декабристы, решительно проявившие себя, были арестованы и затем, после суда и казни пятерых руководителей, заточены в казематы, сосланы в Сибирь или в действовавшую армию на Кавказ. Почти каждая семья потеряла либо родных, либо близких знакомых. Благородство целей, которые ставили перед собой декабристы, в особенности мысль об освобождении крестьян, бескорыстие намерений, так как декабристы-дворяне не требовали для себя никаких материальных благ и привилегий, высоко поднимали в глазах общества и последующих поколений нравственное достоинство восставших. Они остались примером для других русских революционеров, которые, однако, не смогли удержаться на той нравственной высоте, которая была заявлена дворянскими мятежниками. Очень скоро восстание было расценено как романтический протестующий акт, трагическая ошибка, жертвенный подвиг без надежды на успех. Но так как многие думали так же, как декабристы, только не решались выйти на площадь, то чувствовали на себе часть вины за страдание своих близких. Восстание декабристов стало осознаваться не злонамеренным бунтом и потрясением государственных основ, а заблуждением дерзких, горячих и пылких молодых умов.

В обществе укреплялись мысли о прощении декабристам их непродуманного поступка и о том, что наказание превышало вину, или, как сказал по другому поводу Пушкин в поэме «Бахчисарайский фонтан»: «Какая б ни была вина, Ужасно было наказанье». Многие умоляли Николая I о проявлении милости к декабристам, о возвращении их семьям и были уверены, что перед коронацией или после вступления на престол царь все-таки простит несчастных страдальцев. Этого не случилось.

Причины. Очень четко растущее отставание России от Запада стало отмечаться после войны 1812 г. и заграничных походов русской армии, посещения боевыми офицерами стран Западной Европы. Многим молодым офицерам русской армии хотелось быстрее ликвидировать разрыв между российскими и европейскими порядками.

Изменения, которые происходили в Европе после Великой французской революции, а именно: крушение монархий, утверждение парламентских институтов, буржуазных принципов рыночной экономики, – не могли не повлиять на развитие общественно-политической мысли в России.

После возвращения русских войск из заграничных походов среди молодых дворян-офицеров стали возникать первые признаки политического недовольства. Понемногу это недовольство переросло в общественно-политическое движение, которое получило название движения декабристов.

Социальный состав. Движение декабристов коснулось верхов дворянской молодежи. Это можно объяснить тем, что буржуазия в силу экономической слабости и политической недоразвитости стала формироваться только к концу XVIII в. и в этот период в жизни страны не играла самостоятельной роли.

Декабристские общества, их деятельность. В 1816–1818 гг. возникли первые декабристские-организации – «Союз спасения» и «Союз благоденствия». На основе последнего были организованы две революционные организации: Северное общество (под руководством Н.М. Муравьева, С.П. Трубецкого, К.Ф. Рылеева, центр находился в Петербурге) и Южное общество (под руководством П.И. Пестеля, находилось на Украине). Декабристы в своей деятельности:

1) преследовали цель реализовать планы политических изменений в стране с помощью военного переворота;

2) выступали за введение конституционного строя и демократических свобод, ликвидацию крепостного права и сословных различий;

3) выработали основные программные документы, которыми стали «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля. «Конституция» Н.М. Муравьева была более умеренной (она признавала необходимость сохранения конституционной монархии).

Программа П.И. Пестеля была более радикальной. Она исключала сохранение монархии и выступала за утверждение в России республиканского строя.

Восстание на Сенатской площади. 14 декабря 1825 г., в день, когда должен был быть решен вопрос о престолонаследии в стране, декабристы хотели, собравшись на Сенатской площади, сорвать присягу Николаю и заставить Сенат обнародовать «Манифест к русскому народу», включавший основные требования декабристов.

К сожалению, декабристы опоздали. Сенаторы уже до их выступления успели присягнуть Николаю. Восстание декабристов было жестоко подавлено. Но их деятельность не была напрасной. Многие идеи декабристов были осуществлены в ходе последующих реформ.

В марте1816 годагвардейские офицеры (Александр МуравьёвиНикита Муравьёв, капитанИван Якушкин,Матвей Муравьёв-АпостолиСергей Муравьёв-Апостол, князьСергей Трубецкой) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с1817«Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князьИ. А. Долгоруков, майорМ. С. Лунин, полковникФ. Н. Глинка,адъютантграфаВитгенштейна(главнокомандующего 2-й армией),Павел Пестельи другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

ПредложениеИ. Д. Якушкинаосуществить цареубийство во время пребывания императорского двора вМосквевызвало осенью1817разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

[Править]«Союз благоденствия» (1818-1821)

В январе1818был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» вПетербурге,Москве,Тульчине,Полтаве,Тамбове,Нижнем Новгороде,Кишинёве; их насчитывалось до 15.

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

На совещании вПетербургев январе1820при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложенаП. И. Пестелем).

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым)был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичуКонстантину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях1820вИспании,Неаполе,Португалииибунта Семёновского полка(1820).

Позже, в мае1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютантаВасильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs), - и после долгого молчания прибавил: - не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir)». Записка генерал-адъютантаА. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его вЦарском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в1821сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе;1 августа1822последовало высочайшее повеление о закрытиимасонскихлож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе1821вМосквебыл созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (изПетербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

В начале ХIХ в. Россия вышла победительницей из тяжелого противостояния наполеоновской Франции и содействовала освобождению от иноземного господства некоторых европейских народов. Однако успехи имели и оборотную сторону: в стране был законсервирован существовавший строй, сохранялось крепостное право. Продвижение по пути прогресса оказалось замедлено. В этих условиях вопрос о необходимости преобразований тайно и открыто обсуждался в высших слоях общества. Вопрос о гражданских свободах для России звучал несколько диковато, ведь в России всегда интересы общества и государства стояли выше интересов отдельного человека. Эти взгляды проникают в Россию еще во времена «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

Вторая волна либеральных идей пришла в Россию в период Отечественной войны 1812 г. и особенно во время заграничного похода русской армии. Тогда тысячи молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России, и вернулись из-за границы убежденными противниками самодержавия и крепостничества. С другой стороны, либеральные реформаторские проекты самого царя Александра I, обсуждавшиеся всеми образованными людьми, а затем и реформы Сперанского также готовили почву для активного проникновения идей либерализма в сознание передового дворянства. Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ подталкивали их наиболее нетерпеливых сторонников к созданию тайных обществ и кружков. Случилось так, что и правительство, и передовые круги общества втайне друг от друга вынашивали планы преобразований, совпадавшие порой в своих основных чертах.

Тайные общества. Первые тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии, возникновение таких обществ облегчалось тем, что многие молодые офицеры приобщились во время пребывания за границей к масонским организациям.

В 1816 г. возникло первое тайное общество в России - «Союз спасения». «Союз спасения» (1816-1818 гг.) Его организатором стал полковник Гвардейского Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. В «Союзе спасения» числилось 30 офицеров, почти все они принадлежали к титулованным дворянским семьям, все имели блестящее образование, владели несколькими языками.

Что же хотели эти молодые дворяне, старшему из которых, Сергею Петровичу Трубецкому, исполнилось всего 27 лет? Они выступали за введение в России Конституции, ограничение самодержавной власти императора и провозглашение гражданских свобод. Члены «Союза спасения» требовали также ликвидации военных поселений. Они были убежденными монархистами. Народу заговорщики не доверяли и боялись его бунтарской стихии. Ужасы народной революции, как говорили они, страшили их. Основателем «Союза спасения» был молодой полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев, а членами - С. П. Трубецкой, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, Н. М. Муравьев, М. С. Лунин, П.

И. Пестель, И. И. Пущин и др. (всего 30 человек).

Осознание важности широкой общественной поддержки планов либеральных преобразований привело к роспуску «Союза спасения» и созданию на его основе «Союза благоденствия» (1818-1821 гг.) Он насчитывал уже около 200 членов, во главе его были те же лица.

Программа «Союза» была изложена в его уставе, получившем название «Зеленая книга». Его программе симпатизировали не только широкие круги просвещенных офицеров и нарождавшейся русской интеллигенции, но и высокопоставленные молодые люди - придворные и чиновники. «Союз благоденствия» просуществовал чуть больше прежнего тайного общества. В России восстал Семеновский полк, и некоторые члены «Союза благоденствия», служившие там, были разосланы по обычным армейским частям. Двое из них, настроенные наиболее революционно, - С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин, оказались в Черниговском полку, на Украине. Там же, на юге, появился и П. И. Пестель, ставший командиром Вятского полка.

По существу, тайное общество переживало кризис. Все большее количество его членов требовали решительных действий, склонялись к ликвидации в России монархии и объявлению страны республикой, а также к революционному военному перевороту. Другие настаивали на проведении умеренной линии переустройства страны. В 1821 г. «Союз благоденствия» объявил о самороспуске. Обе стороны решили идти своим путем. В 1821-1822 гг. были созданы два новых общества - Южное и Северное. Тогда же были образованы и национальные тайные организации, например, Патриотическое общество в Польше, Общество соединенных славян и др.

Южное общество. Эта организация объединяла офицеров 2-й армии, размещенной на Украине. Руководителем Южного общества был П. И. Пестель. Южное общество состояло из трех частей. Центральное место среди них занимала «коренная управа» в Тульчине, которую возглавлял Пестель. Было решено регулярно созывать съезды руководящих органов общества для обсуждения назревших проблем.

Они проходили ежегодно на ярмарке в Киеве. На первом таком заседании в 1822 г. был заслушан доклад Пестеля об основах разработанного им конституционного проекта.

Павел Иванович Пестель. Происходит из немецкого семейства Пестелей, поселившегося в России в конце XVII века. Получив начальное домашнее образование, в 1805-1809 гг. учился в Дрездене. В 1810 г. вернулся в Россию, обучался в Пажеском корпусе, который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску, и был определён прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк. Участвуя в Отечественной войне, отличился в Бородинском сражении; был тяжело ранен и награждён золотой шпагой за храбрость. По выздоровлении поступил в адъютанты к графу Витгенштейну. В кампаниях 1813-1814 гг. участвовал в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге (награжден орденом св. Владимира 4 степени с бантом и австрийским Леопольда 3 ст.), отличился при переправе через Рейн (награжден баденским орденом Карла Фридриха), в боях при Бар-сюр-Об и Труа (награжден орденом св. Анны 2 ст.), также отмечен прусским орденом «За заслуги».

В 1822 г. он был переведён полковником в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк и в течение года привёл его в порядок. Сам Александр I, осматривая его в сентябре 1823 г., выразился: «Превосходно, точно гвардия», и пожаловал Пестелю 3000 десятин земли. Пестель участвовал с 1816 г. в масонских ложах. Позднее был принят в «Союз спасения», составил для него устав, в 1818 г. стал членом Коренной управы Союза благоденствия, а в 1821 г., после его самоликвидации возглавил Южное тайное общество. Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова (о чём единогласно свидетельствуют почти все его современники), Пестель скоро встал во главе общества. Силой своего красноречия он убедил в 1825 г. и петербургское общество действовать в духе Южного. Выражением его взглядов была составленная им «Русская Правда». Этот проект, написанный в республиканском духе, можно считать вместе с проектом Н. Муравьёва главными выражениями идей тайного общества, хотя ни тот, ни другой не имели никакой обязательности для членов общества. Сам Пестель, по словам Ивана Якушкина, при составлении «Русской Правды» имел в виду только подготовку к деятельности в земской думе. Важнейшей стороной «Русской Правды» являлись размышления Пестеля о внутреннем устройстве России, политическом и экономическом, которые Николай Тургенев называл «социалистическими теориями». Это был первый в истории России цельный проект республиканской конституции. Россия провозглашалась республикой.

Государственное управление основывалось на разделении властей. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоящему из одной палаты, - Народному вечу. Ликвидировалось сословное деление. Контроль за соблюдением конституции должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, избираемых пожизненно. Провозглашались гражданские свободы: выбора веры, слова, печати, передвижений, равенство перед законом. Пестель предлагал присоединить к России «для успеха революции» Дальний Восток, Закавказье и некоторые другие территории. Крепостное право Пестель предлагал отменить. Он выступал за обеспечение крестьян достаточным количеством земли.

Северное общество. Это общество было создано в Петербурге. Его основное ядро составили Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев, М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский и И. И. Пущин. Идеи большинства членов общества нашли свое выражение в «Конституции» Н. М. Муравьева.

Никита Михайлович Муравьев (1795-1843 гг.) родился в просвещенной дворянской семье. В первые дни Отечественной войны 1812 г. он ушел добровольцем в армию. Отличился в заграничном походе 1813-1814 гг., оказавшем на него большое влияние. В 1816 г. Муравьев написал свои первые статьи в журналы. Он был одним из организаторов и руководителей «Союза спасения». В 1818-1821 гг. Муравьев был членом руководства «Союза благоденствия», с 1822 г. стал членом Верховной думы и «правителем» Северного общества. Россия должна была, согласно программе Н. М. Муравьева, стать конституционной монархией. Верховная власть в федерации принадлежала двухпалатному парламенту (Верховная дума и Палата народных представителей) - Народному вечу. Круг избирателей этих органов был небольшим из-за высокого имущественного ценза. Ограничивались права главы государства - императора. Он должен был стать лишь «верховным чиновником» страны, имеющим право задержать принятие закона и вернуть его на повторное рассмотрение. Табель о рангах уничтожался, а все должности становились выборными. Вводились гражданские права и свободы. «Конституция» Н. Муравьева предусматривала отмену крепостного права. Однако земля в основном оставалась в руках помещиков. Крестьянам предполагалось дать по 2 десятины земли на душу «для оседлости их». Работать на помещика они могли по найму.

Среди членов тайных обществ шли споры о способах достижения программных целей. Их итогом стало решение о вооруженном выступлении.

Власть и тайные общества. Несмотря на тайный характер организаций, правительство имело немало сведений об их деятельности. Среди приверженцев идей «Союза благоденствия» были даже люди, близкие к царю, в том числе его молодые генерал-адъютанты. Когда через одного из них Александру I стало известно о создании тайного общества в России, о его программе и даже о составе участников, император отнесся к этому сдержанно. «Не мне карать». - Сказал он, а потом пояснил, что подобные взгляды он и сам исповедовал в молодости. Но в 1822 г. был принят специальный указ о запрете всех тайных обществ и масонских лож. А с 1823 г. началось их преследование. Летом – осенью 1825 г., когда подготовка к выступлению шла полным ходом, Александр I узнал не только о наличии тайных офицерских организаций в армии, но и имена руководителей готовящегося мятежа. За несколько дней до смерти Александр приказал арестовать ряд участников движения. Уже после смерти царя был отдан приказ об аресте Пестеля, которого осведомители называли «главным зачинщиком». Он был арестован 13 декабря, как раз накануне восстания.

Общественное движение в начале XIX в. под влиянием противоречивой внутренней политики Александра I прошло в своем развитии сложный путь от поддержки реформаторских начинаний власти к вынашиванию планов ее насильственного свержения.