Духовный мир личности. О том, как преподобный Серафим Саровский показал мир душевный, Божий Н.Мотовилову «Не судите, да не судимы будете»

Долги появляются потому, что человеку не хватает денег. И он вынужден брать в долг, правильно? От бедности и недостатка средств появляются долги, а потом долг усугубляет ситуацию. И долги растут, делая его ещё беднее. Это обычное объяснение, но не все так просто. Иногда долгами обременён человек вполне обеспеченный, казалось бы. Не бедный. Но постепенно его благополучие тает и пожирается долгами, которые накапливаются и накапливаются. И душевное равновесие исчезает, ведь долги требуют вернуть. Напоминают, угрожают, портят нервы и кровь…

Зачем благополучный и не бедный человек влезает в долги? Зачем меняет двухкомнатную квартиру на четырехкомнатную и берет огромный невыгодный кредит? Зачем покупает новую машину, ведь старая ещё нормально ездит? Или вот - не платит вовремя по счётам и накапливает огромный долг, который трудно выплатить? Или вообще происходят события, которые требуют вложения средств. Вроде бы помимо воли самого человека происходят, но он снова в долгах, - пришлось занимать или брать кредит. И паутина все крепче держит, а пауки высасывают все соки…

Винить надо только себя, так говорят. Но есть вещи, которые лежат вне нашего сознания. Например, никто не хочет упасть и ушибиться. Но падает иногда, если испытывает подсознательно желание себя наказать, причинить себе боль. Или в аварию попадает. Или попадает в долговые тенеты... А иногда это может быть связано с негативным влиянием другого человека. Образ того, кто желает нам зла, превращается в автономную силу, по выражению Юнга, и изо всех сил «толкает» нас или подводит к месту, где с крыши падают кирпичи…

Долги появляются у вполне благополучных и адекватных людей из-за того, что они считают себя должными - подсознательно. Их мучает какой-то долг или ложное представление о том, что они кому-то задолжали очень. И эта подсознательная программа заставляет человека разрушать своё благополучие и влезать в реальные долги; это наложенное на себя наказание, проклятие вечного долга. Есть такая гипотеза.

Вот пример: одна женщина оказалась в ужасных долгах. Как-то исподволь, незаметно накопились платежи, потом она потеряла бизнес и ещё больше стала должна. Приходилось платить ипотеку за большую квартиру, платить стало нечем, а за квартплату приходили большие счета. Она взяла ещё один кредит, а потом заболела и понадобились деньги на лечение… Все это происходило исподволь, постепенно, она не сразу оказалась в паутине. Но с каждым долгом, который должен был решить проблемы хоть на время, ее положение становилось все хуже и хуже. Взятые в долг деньги не решали проблемы, а притягивали новые.

У этой женщины была очень сложная мама, отношения были плохими. Мама с детства внушала дочери мысль, что та должна. Должна уже за то, что на свет родилась. Должна маме! И мама напоминала о долге всегда, такие были отношения. Потом дочь дистанцировалась от матери, помогала материально, но общаться было невозможно. Вроде бы все правильно сделала, но долги стали душить и убивать. Мама в подсознании твердила: «ты должна! Должна!», - и дочь покорно выполняла эту команду-приказ. Иногда долги - это следствие того, что человеку внушают мысль - он должник. Должник, и точка! Или сам человек внушает себе эту мысль, чувствуя себя виноватым и обязанным. Он может это не осознавать, но долги копятся и копятся, а жизнь превращается в ад. Благополучие уходит.

Надо сесть спокойно поздним вечером, когда контроль сознания чуть ниже, и на листочке написать людей, которым вы должны. Нет, не деньги. И объективно вы вообще можете быть ничего не должны. Надо написать имена людей, которые могут думать, что вы им должны, понимаете? Они могут так считать - вы им должны. Или общество может так считать, социум. Или родственники этих «кредиторов» из подсознания. Скажем, вам пришлось прекратить содержать родственника, который не желал нормально работать, а привык жить за ваш счёт. Или вы редко навещаете токсичного родителя, который считает, что вы должны круглосуточно терпеть его выходки и претензии… Или вы ещё в школе взяли в долг на билет в кино и не отдали долг однокласснику. Он забыл. Но подсознание все считает и учитывает, почище коллекторов. И вы материализуете ситуацию, «полицейского из библиотеки», как в повести Кинга, который преследует вас и отравляет жизнь. Надо честно и скрупулезно написать на бумаге все предполагаемые «долги», которые вы можете вспомнить.

А теперь поговорите мысленно с каждым «кредитором». Если не можете отдать копеечный долг - прошло много времени!, - попросите прощения. Скажите, что помните и просите простить долг. А если долг выдуманный и вам его навязали, «поставили на счётчик», шантажируют и вымогают, скажите, что вы ничего не должны. Что желаете здоровья и благополучия кредитору, но вы ничего не должны. И приведите доказательства, можно их записать. А потом зачеркните поочередно свои долги. Главное, сделать все честно и искренне. Вот оставшиеся реальные долги - с ними придётся рассчитываться и разбираться. Но теперь дело пойдёт легче, потому что вы обнаружили негативную программу в подсознании и начали с ней работать. Осознавать - это работа.

Попробуйте этот метод избавления от программы «вечного должника». Он не имеет противопоказаний, но часто даёт удивительные результаты. Кому мы должны и кто считает нас должниками? Кто транслирует нам программу должника? Почему мы наказываем себя долгами? Это одна из причин долгов. Их много, этих причин. Но эта психотехника даёт хорошие результаты в определённых случаях.

Анна Кирьянова

Publisher: Gaya - сентября 22, 2019

,

«Не воспринимайте жизнь слишком серьёзно. Вам всё равно не удастся выйти из неё живыми».

Эта фраза принадлежит Элберту Хаббарду. Она является глубокой истиной.

Многие люди терзают себя даже по самому незначительному поводу. Они беспокоятся о ежедневных взаимодействиях с людьми и впечатлении, которое они производят на других. А иногда даже расстраиваются из-за одного слова в простом электронном письме.

«Люди склонны воспринимать всё слишком серьёзно. Особенно себя. Да. И это, вероятно, то, что заставляет их бояться и испытывать боль большую часть времени. Жизнь слишком серьёзна, чтобы воспринимать её всерьёз», – говорит Том Роббинс.

Иногда серьёзность включается, когда мы рассматриваем всё как свидетельство наших способностей, ценностей, этики. Когда вы сомневаетесь, спросите себя, пытаетесь ли вы что-то доказать.

У каждого есть обязанности и цели. Есть, вероятно, бесчисленное количество вещей, которые вы должны делать, и так много людей зависит от вас.

Серьёзность должна присутствовать в количестве, соответствующем ситуации. И только вы можете определить вес каждой проблемы или препятствия, которое вы должны преодолеть.

Чрезмерный акцент на серьёзности в жизни приводит к узкому пониманию того, что стоит вашего времени и внимания. Это может даже сделать вас менее продуктивными, заставив нервничать по поводу одной конкретной вещи.

Вы также можете неверно оценить реакцию других людей, если вы слишком серьёзно относитесь ко всему. Серьёзный подход усложняет взаимодействие с другими людьми. Когда вы перестаёте воспринимать всё слишком серьёзно, вы формируете более искренние связи, которые могут оказать положительное влияние на вашу жизнь. Расслабленная личность – это не признак того, что вы безответственны.

Проблема слишком серьёзного отношения к себе заключается в том, что мы предпочитаем искать одобрение — страх быть отверженными мешает нам жить наилучшим образом. Мы позволяем людям стать нашими судьями.

Боязнь насмешек заставляет нас чрезмерно всё анализировать. Потребность в угождении и совершенствовании поглощает нас.

Когда вы ошибочно убеждаете себя, что мир – это сцена, вы становитесь актёром, который должен давать представление, чтобы угодить. Такой образ мышления может сделать всю оставшуюся жизнь несчастной. Жить, давая бесконечные представления, утомительно — нам всегда приходится играть какую-то роль.

Часто люди, которые воспринимают всё слишком серьёзно, являются перфекционистами и не способны терпеть несовершенство и уязвимость.

Но вот в чём суть: вы начинаете жить по-настоящему, когда не слишком беспокоитесь и не поглощены в каждый потенциальный сценарий «А что, если?». Стресс и беспокойство не являются способом решения жизненных проблем.

В то время как вы заняты беспокойством обо всём на свете, вы упускаете возможность наслаждаться мелочами, которые имеют значение. Вы упускаете моменты значимости, которые могут сделать вас счастливыми и реализованными в жизни. Вы упускаете возможность общения с людьми на более глубоком уровне.

Представьте себе мир, где каждый уделял бы первоочерёдное внимание заботе о себе и собственном благополучии, вместо того чтобы делать акцент на всём плохом, что происходит в жизни.

Вот глубокая истина: хотя всё далеко не идеально, солнце по-прежнему встаёт и садится каждый день. Небо не падает. И не упадёт. Эволюция и трансформация всего, что нас окружает, продолжится даже тогда, когда нас не станет.

Вы, вероятно, можете увидеть это в собственной жизни. Вы меняетесь, но вы слишком заняты, чтобы замечать это или наслаждаться процессом.

Перестаньте жить в своей голове. Всё это бесполезное беспокойство стоит вам здравомыслия. Постарайтесь перестать воспринимать всё так серьезно, чтобы увидеть перемены, которые происходят в вашей жизни. Переключитесь на то, что вы всегда хотели, но убедитесь, что процесс приносит вам удовольствие.

Стройте и улучшайте свою карьеру, но не превращайте её в свою жизнь. Это не одно и то же. Конечно, нужно планировать свои финансы, но не жалеть о каждой копейке, которую вы тратите на кофе. Проводите время с семьёй, друзьями и коллегами, не слишком беспокоясь о том, что они думают о вас.

Правда в том, что никто не думает о вас и не судит вас так, как судите себя вы.

Расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью

Здравомыслие возвращается, когда вы сосредотачиваетесь на том, что под рукой, стараетесь изо всех сил и продолжаете двигаться вперёд. Цените свой путь так же, как и цель, которую вы преследуете. Никто не совершенен и не знает всех ответов. Я просто выжимаю максимум из каждого дня.

Просто дивите. Или ещё лучше – учитесь жить, с нетерпением ожидая сегодняшних возможностей.

Вещи могут казаться слишком важными. Это вызывает напряжение. Когда жизнь становится чересчур серьёзной, вы перестаёте жить. Не нужно беспокоиться обо всём, что, как вам кажется, вы должны сделать. Следите за тем, что вы говорите себе, чтобы начать ценить то, что вам удаётся.

Используйте простые вопросы, чтобы держать фокус. Когда вы почувствуете, что внутри вас начинает бурлить напряжённая серьёзность, задайте себе следующие вопросы:

Стоит ли из-за этого расстраиваться?

Неужели это так важно прямо сейчас?

Неужели ситуация настолько плоха, что её невозможно исправить?

У вас нет контроля над многими вещами. Нет ничего, что вы можете контролировать, кроме текущего момента.

Выйдете из порочного круга, настроившись на более яркую и лёгкую версию себя. Добавьте больше юмора в свою жизнь – окружите себя положительными людьми, перестаньте смотреть новости, включите вместо них комедию. Уязвимость – это нормально. Переключите своё внимание на возможности.

Научившись привносить в свою жизнь лёгкость, вы сможете перестать быть слишком серьёзным и проводить больше времени, наслаждаясь жизнью.

Нет, не всегда будет легко. Но жизнь по-прежнему хороша – смейтесь, веселитесь, будьте открыты и свободны. Улыбайтесь – это бесплатной лекарство. Просто живите!

Publisher: Gaya - сентября 22, 2019

Стоиков зачастую воспринимают людьми суровыми, готовыми, стиснув зубы, терпеть все жизненные трудности. Но суть их философии вовсе не в этом. И нет, они не унылые зануды.

Вы, наверное, наслышаны о стоиках, однако большая часть ваших познаний не имеет ничего общего с истиной. И нет, это не унылые зануды. Древние стоики были в числе первых, кто предложил, как можно улучшить жизнь.

В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «Стоики очень интересовались психологией человека и были вовсе не чужды к использованию психологических приемов для преодоления определенных аспектов человеческой психологии – вроде негативных эмоций».

1. Что худшее может произойти?

Вы уже задавались этим вопросом? Что ж, тогда вы тоже стоик. Дело в том, что «негативная визуализация» является важнейшим инструментом стоицизма.

По иронии, реальные размышления о том, насколько все может быть плохо, часто заставляют нас понять, что все не так уж и плохо.

Стоики называют это «преднамеренностью» – умиротворение разума во многом достигается с помощью тщательных, детальных и сознательных размышлений относительно того, насколько плохо все могло бы быть. В большинстве случаев вы поймете, что ваша тревожность и страхи преувеличены.

Да, мысли приятными не назовешь, но не заставляют ли они начать ценить все это еще больше? Всего несколько секунд размышлений о наихудшем способны существенно усилить ваше чувство признательности.

В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «Возьмите за правило в свободную минуту представлять себе потерю чего-то ценного. Это может заставить вас осознать, пускай и ненадолго, насколько вы счастливы и за что должны быть благодарны, несмотря на текущие обстоятельства…»

Научно доказано, что именно благодарность лежит в основе единственной и действительно эффективной техники повышения уровня счастья. И хотя сознательные размышления о возможной утрате кажутся странными, но факт остается фактом – они приводят к появлению сильных мотивирующих эмоций.

Признательность – это отказ принимать вещи как должное. В итоге вы остаетесь счастливыми даже после того, как вещи перестают восприниматься вами как новые. С помощью признательности вы поддерживаете существование своей любви.

2. Как будто

Стоики высоко ценили спокойствие, а гнев рассматривали как время, потраченное впустую. Но что делать, если ваша кровь закипает в жилах? Просто улыбнитесь и говорите спокойно. Сенека утверждал, что если сохранять спокойствие в поступках, то человек и сам становится спокойнее.

В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «В момент гнева Сенека советует постараться «переключить все показатели злости». Мы должны заставить себя расслабить лицо, смягчить голос и сбавить темп ходьбы. Сделав это, наше внутренне состояние быстро наладит внешнее, а гнев, по словам Сенеки, рассеется».

Но срабатывает ли такая подделка спокойствия на практике? Да, и этому есть научные доказательства: исследователи просто попросили людей больше улыбаться, и те действительно почувствовали себя более счастливыми.

Вы желаете спокойствия и мира душевного. Но никак не можете его достигнуть. О! это великий дар Божий, и Сам Господь указал нам, где искать оного… А к достижению сего необходимо нужны искушения и скорби, как и Сам Господь, прежде Крестной смерти Своей, много пострадал и претерпел: был укоряем, досаждаем, уничижаем, и нам оставил Собой образ, да последуем стопам Его… еще скажу вам: мир и спокойствие есть великая награда, но как воины получают награду за подвиги и пролитие крови, так и мы – духовные воины – должны прежде претерпеть многие искушения и скорби со смирением, обвинять себя, а не других, и умалив (таким образом) страсти наши, т.е. победив их, а паче гордость и возношение, гнев, ярость и пр., тогда и этого дара удостоимся – мира душевного (прп. Макарий, 20).

* * *

Ты желаешь мира и спокойствия душевного, но ведь это награда от Божией благодати за труды, подвиги и понесение искушений… а ты что понесла, а ищешь награды? Смиряйся и считай себя недостойной этого. И напомню от старцев духовных: «Кто ищет покоя, он бежит от него, а кто предает себя на крест смиренным мудрованием, обретает покой» (прп. Макарий, 20).

* * *

Мир не достигается без борьбы со страстями и победы над ними, а когда они наши господа, то где мир? – не всегдашний ли плен? (прп. Макарий, 20).

* * *

Немирство наше происходит от нашего неустроения, а не от чужих страстей: они своими пороками не влагают в наши сердца немирства, но только обличают и показуют нам, что в нас есть и какой залог мы имеем в себе (прп. Макарий, 20).

* * *

Мы, согрешая перед Богом, теряем мир, а покаянием он возвращается – милосердием Божиим. Подобно лишаемся мира, приемля скорбь и враждуя на людей, а когда самоукорением угасим этот пламень, то водворяется и мир (прп. Макарий, 20).

* * *

Я писал к вам, дабы не был самонадеян ваш мир, но поставьте стражу: любовь и смирение. Любовь не падает, а смирение еще более не допустит и укрепит, но тут нужна работа, а не слова (прп. Макарий, 20).

* * *

Вопрос твой на евангельские слова: и на земле мир (), – «где же мир?» – не совсем ловок. Мир дан нам, но мы сами причиной, что лишаемся его; исполним заповеди Божии, то ничто не может отнять от нас мира. Мы должны сами в себе искать любви и мира, а не от людей их требовать. Когда не могло быть нам оскорблений к нашему искусу, то на что ж бы и заповедь о терпении и люблении врагов? До пришествия Христова люди были под клятвой и мира не имели, оным (пришествием) примирены с Отцом (прп. Макарий, 20).

* * *

Если хотите быть всегда мирными, ни с кем не расставайтесь в неудовольствии, но всячески старайтесь от души простить всех и даже по возможности умиротворить, чтобы разойтись в мирном духе, тогда и сами будете наслаждаться душевным спокойствием (прп. Моисей, 23).

* * *

Отчего нет мира в костях наших (), в душе нашей и в сердце нашем? От грехов наших! Оттого, что нисколько не поучаемся в смирении, оттого, что любим очень спорить и доказывать, что мы более других все знаем, оттого, что мы не оставляем разговора с помыслами своими, которые вместо палачей непрестанно мучат нас (прп. Антоний, 20).

* * *

Избави Боже вас от особых партий, и чтобы одна другой не знала; это значит истребить любовь, насажденную Богом и утвержденную Самим Господом нашим Иисусом Христом. Он заповедал нам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (), а когда ее нет, то чьи же будут ученики?

Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не иным чем, как сказано в псалмах: (). А ты все ищешь мира внутреннего и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась и что другие будто бы не так действовали. В Святом Писании сказано: на всяком месте владычество Его (см. ), т.е. Божие, и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души (прп. Амвросий, 1).

* * *

Не вотще сказано в псалмах: ищи мира и стремись к нему (), т.е. всячески избегай того, что нарушает мир твой душевный, как бы ни казалось это благовидно. Бог судит человека не просто по делам, но по намерению дел, а намерение это только Ему Единому известно. Ежели мы в чем-либо немоществуем, то должны в этом принести искреннее покаяние, и смиряться, и никого не осуждать, и никому не досаждать (прп. Амвросий, 1).

* * *

Пишешь... что согласна бы жить в N., если бы получала духовное удовлетворение. Но оно вполне принадлежит только будущему веку, а на земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано Самим Господом: В мире будете иметь скорбь (). Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а бесскорбного положения нигде не обрящешь, везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долготерпению, и неосуждению других (прп. Амвросий, 1).

* * *

Чтобы умиротвориться, незачем в далекий путь пускаться, а лучше смириться дома, это будет прочнее. Одни царственные особы ради умиротворения уезжают в дальнюю сторону. Потребно понудиться к смирению и самоукорению. Благоразумному разбойнику и голени перебили – он ради получения обещанного Господом Царствия Небесного все терпел, а мы с тобой как хотим получить милость Божию? Осмотрись, сестра! В Киев ходят на богомолье, а не по домашним претензиям (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан куришь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже, а херувимский ладан не кури. Не поможет тебе никакой ладан, так как все дело в высокоумии, от которого усиливаются все твои душевные брани и ты лишаешься мира (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Во всяком пребывании старайся пребывать благоугодно, т.е. в мирном и смиренном духе, никого не осуждай и никому не досаждай, стараясь, чтобы слово наше, по апостольской заповеди, было растворено духовной солью (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Сказано: любящим Бога… все содействует ко благу (). И в другом месте: мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения (). А если нет мира в костях наших(см. ), то явно, что от грехов и страстей наших. И потому должно заботиться не обстоятельства улаживать, а стараться себя исправлять. Это не только надежнее, но и успокоительнее (прп. Амвросий, 5).

* * *

Душа наша невидима и не может успокаиваться одними внешними обстоятельствами, а требует к своему умиротворению средств внутренних и духовных, на которые указывает боговдохновенный пророк Давид, глаголя: мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения (). Слова эти показывают, что нужно прежде возлюбить Закон Божий и постараться исполнять евангельские заповеди, означенные у евангелиста Матфея от начала 5 главы до 10-й, и тогда можно надеяться на получение прочного спокойствия и прочного мира душевного (прп. Амвросий, 15).

* * *

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна и будешь мирна! (прп. Амвросий, 14).

* * *

Иисус Христос родился для того, чтобы на земле поселить мир. А потому, если желаешь иметь мир, то имей Иисуса, если не в сердце, то хоть в устах (прп. Анатолий, 18).

* * *

Когда душа скорбями, терпением посильным и смирением поочистится от страстей и особенно демонской гордости, обрящет мир, тогда она и сподобляется Богоявления, т.е. Бог Сам видим бывает душой и живет в ней. И было в мире место Его . А следующие слова: и жилище Его в Сионе (). Это от вас еще далеко. Много надо ума и подвигов, чтобы вознестись до этого. А мир вы можете найти сначала в своей душе, а потом с сестрами, а потом и с Богом. Тогда и будет у нас Богоявление. А потому и старайтесь снискать мир вожделенный. Конечно, сами не можете, а попросите Бога, и даст вам мир, всяк ум превос ходящий () (прп. Анатолий, 18).

* * *

Бог Сам живет в том человеке, у которого мирное сердце. Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сама ко всем их имей – вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели: тогда прощай, мир душевный (прп. Анатолий, 18).

* * *

Что на душе мир и со всеми покойна, то Бога благодари и всеми силами сей мир хранить старайся, ибо он Бога вводит в душу (прп. Иосиф, 19).

* * *

При разных неудачах [прп. Нектарий] советовал говорить: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил. Но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня», – и так повторять, пока не почувствуешьмирвдуше(прп.Нектарий,20).

Ника Кравчук

Если словесно изображать портрет современного человека, то получится не очень привлекательная картинка: он постоянно суетится, спешит, думает, как заработать побольше, как все надоело, часто осуждает других и завидует. Душевный мир никак не вписывается в его расписание. Как это изменить?

«Суета сует» — один из афоризмов, которым мы обязаны Библии. Эти слова из книги Екклесиаста очень удачно характеризуют жизнь современного человека. В повседневной суете он все больше отдаляется от Бога и забывает о смысле жизни, его внимание рассеивается.

Что сделать, чтобы обрести мир в душе? Искателей легких путей придется сразу огорчить: легко не будет, но главное, что это реально.

Мир душевный — это особое состояние человека, когда он примирился с Богом и человечеством, знает цель своей жизни. Первое, что внешне отличает такого человека, — спокойствие. Оно приходит как следствие упования на волю Божью. Это осознание того, что Господь любит нас очень сильно и точно знает, что нам нужно для спасения.

Каждый день такого человека искушают самыми «изысканными» грехами, испытывают скорбями, но он все равно твердо стоит и не поддается на бесовские провокации. Он примирился с собой, Богом и человечеством. Вот несколько советов, списанных из жизни святых и людей, пришедших к Богу, которым удавалось достигнуть душевного покоя.

1. Пересмотреть всю свою жизнь и сделать генеральную уборку — исповедь

Сначала надо избавиться от того, что нас грузит, заставляет суетиться. Что человеку надо для жизни и какая высшая цель его существования? Наверняка не в том, чтобы постоянно гнаться за деньгами, заботиться о материальном благополучии, терять здоровье, зарабатывая на квартиру, машину, отпуск за границей и шмотки от мировых брендов. С таким запасом мусора в голове не обрести мир душевный.

Человек, живя в некой социальной группе, пытается соответствовать ей. Очень часто это попросту выматывает и заменяет настоящую жизнь на театр выпендривания «а кто же лучше», «и я так могу». Человек даже интересуется не тем, что ему интересно, а тем, о чем говорят в кругу его общения.

Вот и получается, что он постоянно думает о том, как все успеть, чем пропитаться, что отложить про запас, во что одеться, под каким ракурсом сфотографироваться, что о нем подумают другие. В этой суете сует нет места Богу и молитве, душевному миру, теряется смысл существования — чтобы спастись и в вечной жизни пребывать вместе с Господом.

Когда человек это осознает и захочет измениться, ему стоит пойти на исповедь и покаяться перед Богом. Но не формально, читая заготовленную шпаргалку — список грехов.

Необходимо искренне открыть свое сердце, избавить его от греховного мусора. Такая исповедь может длиться 30-40 минут, дополняться советами священника и потоком слез кающегося. После такого очищения человеку действительно становится легче, даже в голове проясняется. Но не менее важно и дальше сохранять этот порядок, ведь он после столкновения с грехом может превратиться в предыдущий хаос.

2. Фильтровать мысли и прислушиваться к голосу совести

Любой грех начинается с мысли. Каждую минуту бесы посылают человеку множество сюрпризов и наблюдают, на какую удочку он клюнет. Если научиться сразу фильтровать эти мысли, не обращать внимания на греховные, то нам удастся сохранять чистым наш рассудок.

Святые отцы советуют каждый вечер подводить итог прошедшего дня, вспоминать, чем согрешил, каяться в этом, благодарить Господа за все те милости, которые Он нам посылает. Если подступают греховные мысли или одолевают какие-то страсти, надо творить Иисусову молитву или «Богородице Дево, радуйся». Бесы не могут такое вытерпеть, и отступают.

3. Внимание к собственным грехам

Нужно очень бережно хранить то состояние душевного мира и чистоты, которое человек получил после чистосердечной исповеди и удерживает с помощью контроля над собственными мыслями.

Конечно, полностью избавиться от пороков во всех их проявлениях не удастся. Поэтому важно избавляться, пока они не одолели человека. Как только совесть дает сигнал о приближении «врага», надо сразу же преграждать ему путь. Тогда избавиться от последствий будет намного легче.

Например, дьявол искушает человека пьянством. Сначала он подсовывает ему одну рюмочку, потом вторую, третью... Если человек не видит угрозы, то в следующий раз «обстоятельства» сложатся так, что обязательно надо будет выпить «за здоровье» друзей. Потом снова найдется причина, еще, еще...

Человек даже не успеет оглянуться, как ему уже даже повод, чтобы выпить, не нужен. Он уже попросту не может не употреблять. Если раньше мучила совесть, то сейчас — невозможность похмелиться. А вот если бы человек остановился еще тогда, после первой стопочки, страсть не смогла бы овладеть им и разрушить его душевный мир.

4. «Не судите, да не судимы будете»

Один из самых больших и распространенных пороков современного человека — пустословие и осуждение. Собрались подруги вместе, надо пять часов подряд разговаривать о мужчинах, красоте, советах из глянцевых журналов, моде, о том, какие они хорошие и какие плохие все остальные. Обязательно нужно осудить подругу Дашку, которая вообще о себе не заботится, вся ушла в семью, безвкусный костюм начальницы, хама-сторожа и даже лиц с предвыборных плакатов. А как учит преподобный Серафим Саровский? «Для сохранения мира душевного… должно избегать осуждения других».

Если человек углубляется внутрь себя, видит свои грехи и пытается меняться, а не подминать всех под свои прихоти, то ему просто некогда осуждать других. Более того, он видит собственное недостоинство, осуждает самого себя и пытается исправляться, а к ближнему относится с вниманием и любовью, видит в каждом образ Божий. Если кто-то что-то и делает не так, то он, наоборот, ищет оправдания таких поступков.

5. Не рассеивайте внимание, меньше говорите о политике и меньше смотрите новости

Мирской человек не может полностью отделить себя от происходящего в стране, на континенте или даже в масштабах планеты. Но он точно нуждается в фильтрации информации, с которой приходится сталкиваться каждый день. Новости о войне, убийствах и грабежах могут спровоцировать осуждение и гнев, а темы политики и национальности не случайно включены в число вызывающих споры, ссоры и непонимание. Мир в душе? Нет, не слышал.

Очень мудрый совет по этому поводу дает схиигумен Иоанн (Алексеев): «Важнее всего стараться быть мирным, а чтобы быть мирным, не касайся никаких чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и слушания новостей».

6. Желайте добра каждому человеку

Каждому человеку жизнь подарил Бог. В каждом остался отпечаток Творца. Пребывающий в гармонии с Богом любит людей и искренне желает им добра. Вот посмотрите на монахов: они всю свою жизнь посвящают служению Господу и... людям. Как? В длинных молитвах они просят Бога не только за себя, но и за все человечество.

Бесы неоднократно искушают всех самолюбием, гордостью и завистью. Мол, зачем трудиться ради других, они ведь неблагодарны! А у соседа твоего дом уютнее, жена красивее, дети воспитаннее, а ужин вкуснее. Такие мысли изнутри съедают человека.

Чтобы обрести мир душевный, надо избавиться от разрушительного негатива. Ведь можно воспитать в себе и другой способ мышления: да, значит, сосед заслужил этого, а я по грехам моим имею то, что у меня есть.

7. Во всем надейтесь на волю Божью и в любой ситуации благодарите Всевышнего

Нужно время и определенный духовный опыт, чтобы понять: благом для человека является только воля Всевышнего. Ведь Он настолько любит людей, что воплотился и ради искупления человечества принял мучительную и унизительную смерть. Бог желает спасения каждого. У Господа нет никаких меркантильных интересов (это вообще чуждо Ему).

Все, что Бог посылает человеку, служит для его спасения. Каждая ситуация, каждый встречный — это не просто так. Поэтому надо за все благодарить Господа и просить Его о том, чтобы Он научил нас искать Его волю. Разве вы не рады, когда родственники, друзья, коллеги сходятся с вами мыслями? Когда воля человека совпадает с замыслом Творца, возникает удивительная гармония, человек обретает мир душевный.

8. Учитесь терпению и смирению, помните, что перенесением скорбей очищается человек

Вы наверняка видели, какими спокойными и отрешенными выглядят монахи, особенно преклонного возраста? Разве не поражались мужеству матерей, которые видели смерть за веру своих детей?

На глазах у мученицы Софии жестоко убили трех ее дочерей — Веру, Надежду, Любовь. Каково было матери, которая носила их под своим сердцем? Но святая стяжала огромное терпение, смирение, упование на волю Творца, чтобы перенести столько скорбей. По-своему она даже радовалась за своих детей, ведь после таких мучений их ждали райские обители.

Николай Бердяев пишет о том, что война приносит человечеству пользу, в том смысле, что люди начинают понимать, что материальные блага — это отнюдь не главное, они становятся более чувствительными к человеческому горю. Перенесением таких скорбей и осознанием того, что они посланы за грехи, люди очищаются.

Но такие методы обретения мира в душе подойдут далеко не каждому. Надо иметь огромную веру и мужество, чтобы безропотно это переносить. Нужно иметь упование на Бога и понимание слов из молитвы «Отче наш»: «Да будет воля Твоя».


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Энциклопедический словарь

1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. 3. Земной шар, Земля со всем… … Энциклопедический словарь

мир - I а; мн. миры/, о/в; м. см. тж. мировой, мирок, мирской 1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2) Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры … Словарь многих выражений

Душа, нутряк, душевный мир Словарь русских синонимов. внутренний мир сущ., кол во синонимов: 4 душа (59) … Словарь синонимов

внутренний мир человека - ▲ отображение индивидуальный, окружающий мир внутренний мир человека индивидуальное отражение внешнего мира; круг субъективных представлений; каждый человек живет в своем внутреннем мире. душевный мир. духовный мир. мирок. духовная сфера.… … Идеографический словарь русского языка

Дух, сердце, грудь. Дух бодр, плоть же немощна. Стеснилась грудь ее тоской. Пушк. И щемит, и ноет, болит ретивое. Кольц. . Ср … Словарь синонимов

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА - понятие, выражающее естественную порожденность человека, его родство, близость со всем сущим, и прежде всего, с жизнью вообще, а также все многообразие собственно человеческих проявлений, отличающих человека от всех иных форм сущего и живущего.… … Современный философский словарь

- — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

- (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45. I. Исторический очерк … Большая советская энциклопедия

- (Creangă) (1837 1889), румынский и молдавский писатель. Окрашенные народным юмором сказки и рассказы, автобиографическая повесть «Воспоминания детства» (ч. 1 3, 1880 83), рисующие душевный мир крестьянина и высмеивающие власть имущих. * * *… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Беседа о молитве. Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты , Монах Константин. Все те советы, которые читатель найдет в этой книге, должны быть употребляемы благоразумно. Практическое их применение возможно лишь в совете с духовником или же втом случае, когда человек по…
  • Как сохранить душевный мир , Авдеев Дмитрий. Дмитрий Александрович Авдеев - московский православный психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор, директор Института проблем формирования…

Мир вам...

Как следствие развития в христианине смирения и любви, в нем зарождается и душевный мир. Об этом так пишет : «Не может душа иметь мира, если не будет всеми силами просить у Господа дара любить всех людей».

Ап. Павел пишет: «Плод же духа: любовь, радость, мир...» (Гал. 5, 22). Итак, мир вместе с тем является плодом сопребывания с человеком Святого Духа и является также тем духовным сокровищем, которого должен искать всякий христианин.

При решении вопроса о нашем состоянии: «В духе ли мы?» – наличие мира в душе является одним из важнейших показателей. Мир в душе христианина должен царствовать постоянно, не нарушаясь ни при каких обстоятельствах и переживаниях.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) так характеризует значение мира для христианина: «Дверь в страну духа – мир Божий, превосходящий всякий ум, потопляющий все помышления человека в несказанной сладости своей. Этот мир Христов уничтожает все смущения и страхи, так сильно действующие на человека плотского...Есть действие от крови, кажущееся для неопытных действием благим, духовным, а оно не благое и не духовное, оно из падшего естества нашего и познается по тому, что порывисто, горячо нарушает мир в себе и ближних. Действие духовное рождается из мира и рождает мир».

Насколько важно для христианина постоянное сохранение всегда духовного мира, видно из слов старца прп. Алексия Зосимовского , сказанных толькочто поженившимся супругам (из своих духовных детей): «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир – вы будете счастливы».

Тот же старец утверждал, что «тогда только ты обрящешь мир, когда будешь верить в Промысл Божий».

Как говорил Оптинский старец Варсонофий : «У кого в душе – мир, тому и на каторге – рай».

Итак, мир есть такое сокровище, ради которого надо жертвовать всем житейским. Авва Дорофей велит оставлять всякое дело, если оно грозит потерей «устроения», т.е. мира души.

Как зарождается в душе мир? На этот вопрос ответ дает Сам Господь. Он говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 28-29).

Итак, при следовании за Христом в Его кротости и смирении христианин получает здесь, на земле, награду – покой души. И наличие покоя есть вместе с тем показатель того, что человек действительно следует за Христом и в нем – Святой Дух. Наоборот, состояние раздражения говорит о болезни души и об отсутствии в ней Святого Духа.

Как победить раздражение? Об этом прп. Паисий Великий спросил Господа. Господь сказал ему: «Если хочешь не раздражаться, то ничего не пожелай, никого не осуди и не возненавидь – и не будешь раздражаться».

Здесь под понятием «ничего не пожелай» следует понимать следующее: не пожелай даже того, чтокажется тебе добрым и совершенно необходимым. Человек часто ошибается в том, чего хочет от него Господь, и считает за доброе то, что противоречит в данный момент воле Господней.

О причинах раздражительности и потери мира душевного так пишет архиепископ Арсений Чудовской : «Иногда вдруг у тебя появляется какая-то раздражительность, недовольство окружающими тебя людьми, а то и просто дурное, угнетенное состояние духа, тоска, разочарование. Малейший повод – и твое настроение испортилось. Отчего это? Очевидно, ранее душевная твоя почва была подготовлена к такому настроению. Раздражительность, недовольство людьми вызываются завистью, недоброжелательством к ним. Тоска, уныние, угнетенное состояние духа вызываются предшествующими греховными помыслами, чувствами, делами. Благодать Божия, как утренняя роса, прогоняет все это, освежая сердце и все внутреннее существо человека. Счастлив тот, кто умеет или, лучше сказать, способен быстро привлекать к себе эту благодать Божию: тот легко освобождается от тех душевных страданий, о которых мы говорим».

Какими путями надо идти к миру душевному? Преподобный Святогорец Никодим говорит, что «смирение, мир сердечный и кротость так тесно соединены между собой, что где есть одно, там есть и другое». Поэтому мир душевный является прямым следствием развития в христианине смирения и кротости.

А прпп. Варсонофийи Иоанн так отвечают на этот вопрос: «Считай себя самым грешным и последним из всех и будешь иметь покой». И еще: «Узнай, что служит к успокоению брата, делай это и получишь и ты покой от Бога».

Говоря о способности стяжания мира душевного, нужно вспомнить и следующие слова прп. Серафима Саровского : «Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание, и сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая – с другими».

Что понимал преподобный под «непрестанною беседой с собой», поясняют его следующие слова: «Признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем».

А чтобы замечать в себе ненормальность душевного состояния, преподобный давал такой совет: «К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я?» (т.е. анализировать свое душевное состояние в данный момент).

На этот же вопрос: как сохранять душевный мир? – старец Силуан из Старого Афона дает следующий подробный ответ:«Невозможно сохранять мир душевный, если не будем следить за умом, т.е. если не будем отгонять мысли, неугодные Богу и, наоборот, держаться мыслей, угодных Богу. Надо умом смотреть в сердце, что там делается: мирно или нет. Если нет, то рассмотрим, чем согрешил.

Для мира душевного нужно быть воздержанным, потому что и от нашего тела теряется мир. Не должно быть любопытным, не нужно читать ни газет, ни мирских книг, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение. Не осуждай других, потому что часто случается, что не зная человека, говорят о нем плохо, а он по душе подобен ангелам. Не старайся знать чужих дел, кроме своего; заботьсятолько о том, что тебе поручено, и тогда за послушание Господь будет помогать тебе Своею благодатью, и ты увидишь в душе своей плоды послушания: мир и постоянную молитву... Если брат твой нанесет тебе оскорбление и ты в эту минуту примешь на него гневный помысл, или осудишь его, или возненавидишь, то почувствуешь, что благодать ушла и мир пропал. Для мира душевного нужно душу свою приучить, чтобы она любила оскорбившего и сразу молилась за него. Не может душа иметь мира, если не будет всеми силами просить у Господа дара любить всех людей. Господь сказал: «Любите врагов ваших», и мы, если не будем любить врагов, то и мира в душе не будет. Надостяжевать послушание, смирение и любовь, а то все наши большие подвиги и бдения пропадут даром».

Старец Силуан утверждал, что мир души у постоянно молящегося не зависит от внешней обстановки. Он рассказывал про св. прав. Иоанна Кронштадтского , что тот, выходя из храма в окружении народа, ищущего благословения, никогда не терял душевного покоя, несмотря на сутолоку, потому что любил народ и непрестанно за него молился Богу.

По словам свщ. Александра Ельчанинова : «Чем больше человек будет, забывая о себе и своем, отдавать свое сердце Богу, делу и людям, тем легче будет ему становиться, пока он не достигнет мира, тишины и радости – удела простых и смиренных душ».

А подвижник благочестия И.И. Троицкий так говорил о возможностях сохранения мира в любой обстановке: «Истинные христиане и с бесами могут ужиться».

В некоторых случаях мир души христианина нарушается из-за беспокойства о близких. И хотя такое беспокойство и свидетельствует о любви христианина к близким, но и здесь нужна «рассудительность» в добродетели. Надобно иметь такую веру, чтобы предавать благому Промыслу Божию не только себя, но и судьбу своих близких.

По этому поводу прп. Никодим Святогорец дает такой совет: «Надлежит тебе осмотрительно умерять горячность ревности о других, да сохранит тебя Господь в мире и покое душевном. Смотри, не потерпела бы душа твоя ущерба в своем главном – в мире сердца – от неразумных забот о пользе других».

Средством же к восстановлению мира душевного при временной утрате является нерассеянная продолжительная молитва. Даже при невзгодах и трудности жизни такая молитва всегда несет в души успокоение и умиротворение.

К миру душевному может повести и глубокое изучение Священного Писания и по нему – судеб человеческих. Тогда христианин может понять и слова архиепископа Иоанна (Шаховского) : «Лишь глубокое метафизическое недовольство этой жизнью может дать человеку душевный мир. Человек – сын великой любви, и ничто малое ему не свойственно».

Как говорит старец Силуан из Старого Афона : «Когда мир Христов придет в душу, тогда она рада сидеть, как Иов, на гноище, а других видеть в славе... От любви души она всякому человеку хочет больше добра, чем себе, и радуется, когда видит, что другим лучше, и скорбит, когда видит, что они мучаются».

Мир души – это великое сокровище христианского сердца; это стальная броня против всех невзгод, несчастий и бедствий мира, которые бессильны разбить ее и проникнуть в сердце христианина.

«Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир», – пишет ап. Иаков (Иак. 3, 18).

Умиренный духом христианин все находит в мире целесообразным и нужным, во всем видит благость Промысла Божия, он в мире с Богом, со всеми людьми, со своей совестью – он в мире со всем миром.

Более того, при достижении мира и «устроении тихом», по словам прп. Варсонофия Великого : «в христианине почивает Бог».

Как говорил Оптинский старец Никон : «Когда на душе спокойно, тогда чего же еще искать?»

Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской) : «В духовной жизни большое значение имеет самоукорение. Оно облегчает прежде всего несение скорбей. Случилось со мной что-либо скорбное. Если я не стану укорять никого, возлагать вину на другого, а сам себя обвиню, внутренне скажу, что я достоин всего скорбного, то этим самым обличу себя и без смущения, с некоторым спокойствием, перенесу для меня трудное, тяжелое, так что можно сказать: укорение себя доставляет успокоение, умиротворение нашего духа.Самоукорением подавляются, так сказать, притупляются наши страсти, наши грехи. Самоукорение для страсти – то же, что вода для огня: водой заливается огонь, самоукорением– страсти. Самоукорение развивает тонкость различения нравственно доброго от скверного, дурного, так что у кого нет самоукорения, у того притуплено познание доброго. Самоукорение развивает, укрепляет смирение, ибо кто укоряет себя, тот все, что ни случается с ним доброго, будет считать делом Божия Промысла, а злое наказанием – за грехи наши. Самоукорение ведет к взаимному миру. Если бы все укоряли себя, то водворился бы мир, все бы мирствовали друг с другом и, наоборот, – укоряя друг друга, посеваем вражду и неприязнь. Самоукорение дает нам спокойно переносить оскорбления, не чувствовать их. Самоукорение есть узда, сдерживающая проявление, движение в нас всего дурного. Самоукорению противоположно самооправдание, которое развивает в нас тщеславие, самомнение и гордость».