Виды государственных ценных бумаг.

37. ОФЗ и ГСО: общая характеристика, порядок выпуска и обращения.

ОФЗ и ГСО – виды государственных ценных бумаг.

Облигации федерального займа (ОФЗ). Начало выпуска - с июля 1995 г.Сроки обращения - свыше 1 года.Форма существования - документарная с обязательным централизованным хранением, что приравнивает ее к бездокументарной ценной бумаге.Номинал - 1000 руб.Эмитент - Минфин РФ.Форма владения - именная.Форма выплаты дохода - фиксированная и переменная купонная ставка.Место торговли - Московская межбанковская валютная биржа.До августа 1998 г. выпускались ОФЗ с переменным и постоянным купонным доходом.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

Доходом по ГКО выступает дисконт, т.е. разница между ценой реализации (при погашении эта цена равна номиналу облигаций) и ценой их приобретения при первичном размещении или на вторичном рынке. Срок обращения ГКО до 1 года. Номинал облигации 1 000 рублей.

Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)

ОФЗ-ПК относятся к облигациям с неизвестным купонным доходом. Облигации с неизвестным (переменным) купонным доходом дают его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. Частота выплат по купону 2 или 4 раза в год. Размеры каждого купона ОФЗ-ПК объявляются непосредственно перед началом соответствующего купонного периода исходя из текущей доходности выпусков ГКО, которые погашаются примерно в одно время с датой выплаты этого купона. При этом, возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу. Номинал облигации составляет 1 000 рублей. Срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года до 5 лет.

ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ОФЗ-АД относятся к облигациям с известным купонным доходом. Облигации с известным купонным доходом (размеры которых заранее объявляются Эмитентом) являются ценными бумагами, дающими его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. При этом, здесь возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу.

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

В случае ОФЗ-ПД размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Срок обращения этих облигаций от 1 года до 30 лет, частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)

В случае ОФЗ-ФД величина купонного дохода устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат. Срок обращения облигаций более 4 лет, частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 10 или 1000 рублей.

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)

Это сравнительно новый инструмент, впервые выпущен в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет (ближайший год погашения облигаций, обращающихся в настоящее время, - 2006г.). Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей.

Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода.

Доход по ОФЗ с переменным купонным доходом устанавливался на каждые последующие три месяца исходя из средней доходности по ГКО*.

Задолженность по ОФЗ со сроками погашения до 31.12.99 г. и выпущенных в обращение до 17.08.98 г. реструктурирована во вновь выпускаемые ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет с соответствующими процентными ставками, с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД) со сроком обращения 3 года и нулевым купонным доходом. Последние могут быть использованы для уплаты задолженности по налогам в государственный бюджет.

Облигации федерального займа размещаются путем проведения аукциона по средам; в остальные рабочие дни проводятся торговые сессии с 11.00 до 13.30. Банк России выступает генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федерального займа и регламентирует по согласованию с Минфином РФ вопросы размещения и обращения облигаций федерального займа, в том числе осуществляет выплату купонного дохода и погашение облигаций за счет средств эмитента. Денежные расчеты по сделкам с облигациями федерального займа осуществляются через Банк России и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в порядке, определяемом Банком России по согласованию с Минфином РФ. При размещении выпуска облигаций федерального займа Банк России может приобретать их на основании отдельного соглашения с Минфином РФ. Размещение облигаций федерального займа и заключение всех сделок по ним осуществляется через организации, уполномоченным Банком России на осуществление депозитарной и дилерской деятельности с облигациями федерального займа.

С 1 апреля 1998 функции депозитария по облигациям федерального займа выполняет Национальный депозитарный центр. Размещение облигаций и заключение всех сделок с облигациями федерального займа на вторичном рынке осуществляется через торговую систему Московской межбанковской валютной биржи.

Информация об очередном выпуске облигаций федерального займа объявляется не позднее чем за 7 дней до даты его размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в процессе размещения было продано не менее 20 проц. количества предполагавшихся к выпуску облигаций федерального займа. Банк России по указанию Минфина РФ может дополнительно продавать облигации федерального займа, не проданные в период размещения отдельного выпуска, и досрочно выкупать облигации федерального займа на вторичном рынке (в течение торговой сессии).

Государственные сберегательные облигации (ГСО) .

Начало выпуска: июль 2006 года. Срок обращения: среднесрочные и долгосрочные. Форма существования: именные государственные ценные бумаги, выпускаются в документарной форме и подлежат обязательному централизованному хранению. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является глобальный сертификат. Номинал – 1000 руб. Эмитент: Министерство финансов Российской Федерации. Владельцы: российские юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации: страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов. Доход: получение при погашении облигаций их номинальной стоимости, а также доходов в виде процентов, начисляемых на номинальную стоимость облигаций.

Особенности:

    Облигации на вторичном рынке не обращаются. Передача владельцем облигаций прав на получение номинальной стоимости при погашении облигаций и купонных выплат, а также их залог не допускаются.

    Для приобретения ГСО инвесторам необходимо заключить договор об обслуживании на рынке ГСО и депозитарный договор со Сбербанком России, осуществляющим функции агента и депозитария на рынке ГСО.

    Ориентиром доходности ГСО служит доходность ОФЗ с близкими параметрами.

    Инвестируя средства в ГСО, институциональные инвесторы получают возможность осуществлять безрисковые вложения денежных средств без необходимости дальнейшей переоценки вложений при изменении рыночной цены.

В качестве Агента (организации, уполномоченной от имени и по поручению Эмитента размещать ГСО на аукционе, проводить дополнительное размещение ГСО, размещение по закрытой подписке, а также совершать иные действия, определенные соглашением с Эмитентом) и Депозитария выступает Сбербанк России ОАО. Организатором торговли по ГСО является ЗАО ММВБ.

Размещение ГСО осуществляется на аукционе, проводимом Организатором торговли, либо по закрытой подписке. При этом ГСО, не размещенные на аукционе в дату начала размещения выпуска (дополнительного выпуска, транша), могут быть дополнительно размещены путем продажи на аукционе по единой цене, установленной Агентом.

Для покупки ГСО на аукционе с размещением по различным ценам, инвесторы подают конкурентные заявки с указанием цены покупки ГСО и неконкурентные заявки, предусматривающие приобретение ГСО по средневзвешенной цене аукциона.

Министерство финансов РФ 30 октября 2008г. провело размещение выпуска государственных сберегательных облигаций с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) 39004RFMS объемом 8 млрд руб., говорится в сообщении министерства.

Облигации были размещены по закрытой подписке. Цена размещения ГСО-ФПС составила 99,9938% от номинальной стоимости (без учета накопленного купонного дохода), доходность - 9,41% годовых. Выпуск состоит из 8 млн облигаций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. каждая. Дата погашения облигаций - 18 апреля 2024г.

По облигациям предусмотрена выплата купонного дохода по 31 полугодовому купонному периоду. Ставка купонного дохода составляет 10% годовых на 1-6 периоды, 9,5% годовых - на 7-12 периоды, 9% годовых - на 13-18 периоды, 8,5% годовых - на 19-22 периоды, 8% годовых - на 23-28 периоды, 7,5% годовых - на 29-31 периоды.

*ГКО - Государственные краткосрочные бескупонные облигации. Выпускаются с 1993 г.Сроки обращения - до 1 года.Номинал - от 10 руб. - устанавливается эмитентом при выпуске.Форма существования - бездокументарная.Владельцы - российские юридические и физические лица, а также нерезиденты.Форма владения - именная.Форма выплаты дохода - дисконт, т.е. облигации продаются по цене ниже номинала.Место торговли - Московская межбанковская валютная биржа, выполняющая одновременно функции торговой системы, расчетной системы и депозитария.Форма выплаты дохода - дисконт, т.е. облигации продаются по цене ниже номинала. Форма существования - бездокументарная.Владельцы - российские юридические и физические лица, а также нерезиденты.Форма владения - именная.

Доходность определялась на основе рыночных торгов.

Действующие на российском фондовом рынке краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ) предназначены для физических и юридических лиц. Однако в силу специфики их выпуска и обращения участие физических лиц в операциях с ГКО и ОФЗ весьма затруднено.

Это связано с тем, что облигации выпущены в обращение в безналичной форме, их учет ведется в специализированном депозитарии, операции купли-продажи ценных бумаг проводятся только через биржевые торги, к участию в которых допущены уполномоченные дилеры. Таким образом, инвестор может работать на рынке ГКО - ОФЗ только через дилера, что вызывает определенные проблемы. Дилеры, безусловно, заинтересованы в привлечении инвесторов, с которыми они работают, так как за обслуживание дилер получает комиссионное вознаграждение. Однако дилеру более выгодно работать с крупными суммами, чем с мелкими. Поэтому многие дилеры вводят требования к объему финансовых ресурсов, начиная с которого они принимают клиента на обслуживание. Эта граница установлена на достаточно высоком уровне, что автоматически отсекает мелкого инвестора от работы на рынке ГКО-ОФЗ.

Для привлечения средств частных лиц государство должно эмитировать ценные бумаги, которые были бы доступны большинству граждан, т. е. они должны иметь низкую номинальную стоимость, легко продаваться и покупаться, быть просты в обращении. Такими свойствами обладают низкономинальные предъявительские ценные бумаги, выпущенные в документарной форме.

Учитывая эти факторы, в сентябре 1995 г. в обращение была выпущена первая серия облигаций государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ). Эмитентом облигаций является Министерство финансов РФ, которое определяет эмиссии в пределах лимита государственного долга, установленного федеральным законом, ОГСЗ выпускаются в документарной форме со сроком обращения 1-2 года и регулярной выплатой дохода по купонам. Номинальная стоимость облигаций составляет 500 руб. Купонный доход определяется по аналогии с расчетом дохода по ОФЗ и привязан к среднему уровню доходности по ГКО. При этом государство, учитывая, что ОГСЗ предназначены в основном для населения, обычно устанавливает определенную премию к рассчитанному среднему уровню доходности. Реализация облигаций осуществляется через уполномоченные банки, которым эмитент продает выпущенные облигации на аукционе. Минфин РФ предоставляет уполномоченным банкам скидку до 2% от номинальной стоимости облигации.

- 227.00 Кб

ГСО – государственные сберегательные облигации с индексированным по уровню инфляции доходом.

Первое размещение ГСО-ФПС (фиксированная процентная ставка на каждый купонный период) было проведено Сберегательным банком Российской Федерации по закрытой подписке в июле 2006 года. В декабре 2006 года был проведен аукцион по размещению ГСО-ППС (постоянная процентная ставка по всем купонным периодам).

ГКО – государственные краткосрочные бескупонные облигации, как правило, размещаются для финансирования кассовых разрывов, срок обращения – до 1 года.

ОФЗ – представляют собой именные купонные среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные ценные бумаги.

ОФЗ-ПК – облигации федерального займа с переменным купонным доходом. Купонный доход по ОФЗ-ПК определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.

ОФЗ-ПД – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом. Процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПД и определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-ПД.

ОФЗ-ФК – облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом. Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период.

ОФЗ-АД – облигации федерального займа с амортизацией долга. Погашение номинальной стоимости ОФЗ-АД осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-АД. Причины же формирования государственного долга в России имеют свою специфичную историю. Прежде всего, нужно отметить ту часть внешнего долга бывшего СССР, которую Российская Федерация приняла на себя – 102 млрд. долл. Остальная задолженность сформировалась вследствие заимствований российского правительства преимущественно в 1992-1998годах на внешнем и внутреннем рынке. Здесь имеются ввиду займы у международных финансовых организаций – Международного Валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, а также займы у российских инвесторов. Поскольку российскому правительству не удавалось вплоть до 2000года реализовать сбалансированный бюджет, дефицит покрывался, начиная с 1995 года за счет внутренних и внешних займов.

Как уже отмечалось, до 1995года Министерство финансов финансировало дефицит за счет прямых заимствований у Центрального банка, т. е. осуществляло монетизацию государственного долга. Эта практика было прекращена в 1995 году. Однако, прекратив финансирование за счет прямых кредитов ЦБ, правительство стало наращивать финансирование за счет внутренних займов. Выпуская ГКО – ОФЗ, правительство стремилось покрыть дефицит государственного бюджета неинфляционном путем. Однако мобилизованные средства использовались неэффективно, т. е. Направлялись на поддержку нерентабельных предприятий, убыточных отраслей (угольная промышленность), на субсидии депрессивным регионам, на чеченскую войну, на содержание непомерно разросшегося бюрократического аппарата и т. п. Структурной же перестройке экономики, поддержке малого и среднего предпринимательства, продуманной промышленной политики не уделялось должного внимания. Таким образом, расширения налогооблагаемой базы не происходило, и, соответственно собираемость налогов в госбюджет ос оставляла желать много лучшего. Тяжелое налоговое бремя, отсутствие налоговой реформы способствовало «уходу в тень» многих предприятий, что также означало сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, финансовые структуры (коммерческие банки страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды) как уже говорилось, прибегали к ГКО в расчете на их чрезвычайно высокую (по меркам стран с развитой рыночной экономикой) доходность, составлявшую в отдельные периоды до 200% годовых. Нерезиденты (на рынке ГКО к середине 1998года их доля составляла около 30%) также приобретали ГКО, привлеченные их высокой доходностью. Приходило время выплаты процентов и погашения по ГКО, но денег в бюджете на это не было, и государственный долг рефинансировался. Таким образом, правительство Российской Федерации выстраивало «финансовую пирамиду», которая рухнула 17 августа 1998 года, когда было объявлено о замораживании выплат по внутренним долгам и 90-дневном моратории на выплату долгов коммерческими банками своим внешним кредиторам.

В целом восстановление рынка внутреннего долга и его смежных сегментов произошло лишь к началу 2002года. К этому времени были в основном решены следующие задачи:

  • полностью урегулированы проблемы с внешними и внутренними инвесторами после дефолта 1998года;
  • инвесторам предлагались различные виды ценных бумаг на рынке

федеральных облигаций;

  • были предоставлены схемы и возможности репатриации прибыли внешним инвесторам;
  • до инвесторов доводилась информация о направлениях использования заемных средств;
  • федеральные власти участвовали в решении проблем с задолженностью регионов.

В 2002году помимо традиционных размещений ГКО со сроками обращения пять-восемь месяцев и 2,5-3,5-летних ОФЗ-ФД, инвесторам был предложен новый вид федеральных облигаций – с амортизацией дохода (ОФЗ-АД). Особенностью этих ценных бумах является погашение их номинальной стоимости частями в течение двух их последних лет обращения. Они являются именными купонными ценными бумагами, предоставляющие право их владельцам на получение номинальной стоимости(частями) и дохода в виде процента, начисляемую на номинальную часть непогашенной стоимости. По срокам обращения ОФЗ-АД – самые «длинные» ценные бумаги Правительства РФ. Они быстро стали популярными среди инвесторов.

Основными задачами, решаемыми в рамках долговой стратегии на 2003-2005год, в части государственного долга являлись:

  • увеличение доли государственного внутреннего долга в совокупном долге за счет увеличения объемов размещения рублевых государственных ценных бумаг;
  • развитие национального рынка государственных внутренних заимствований и улучшение характеристик этого рынка.

На начало 2005го года государственный внутренний долг России уже был представлен практически только тремя разновидностями ценных бумаг - ОФЗ-АД (71%), ОФЗ-ФК (23%), ОФЗ- ПД (6%).

Таблица 1. Динамика внутреннего государственного долга за последние 12 лет в млрд. руб. 4

Виды ценных бумаг ГКО ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОФЗ-ФК ОФЗ-АД ГСО-

ППС

ГСО-

ФПС

ОГНЗ ОРВВЗ 1992г. ОГСЗ Итого долг
01.01.98 272,61 47,62 115,78 - - - - 1,77 0,11 13,08 450,97
01.01.99 16,82 0,13 346,83 112,56 - - - 2,64 0,12 14,64 493,74
01.01.00 7,43 0,04 402,21 112,43 - - - 2,69 0,14 4,88 529,82
01.01.01 3,05 24,11 359,21 122,77 - - - 19,5 0,18 3 531,82
01.01.02 19,54 24,1 307,82 138,53 - - - 20,73 0,21 0,12 511,05
01.01.03 18,82 24,1 350,74 207,07 42,29 - - 11,5 0,08 0,11 654,71
01.01.04 2,72 24,1 50,48 199,31 375,42 - - 11,5 0,04 0,1 663,67
01.01.05 0,02 0,001 43,31 171,22 542,24 - - - 0,03 0,0002 756,82
01.01.06 0,02 0,001 123,64 131,13 596,33 - - - 0,03 - 851,15
01.01.07 - - 205,62 94,83 675,16 0,42 52 - 0,03 - 1028,06
01.01.08 - - 288,42 51,43 807,59 10,42 91 - 0,03 - 1248,89
01.01.09 - - 328,17 33,83 882,03 45,41 132 - 0,03 - 1421,47
01.01.10 - - 706,37 - 863,38 135,42 132 - - - 1837,17

Как же изменилась структура государственного внутреннего долга на 01.01.2010?

Структура государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, изменилась – наибольший вес занимают высоколиквидные долгосрочные ценные бумаги ОФЗ-АД, введенные с 2003 года. Прекращена эмиссия ГКО и ОФЗ-ПК. В 2006 году осуществлена эмиссия нового долгового инструмента ГСО. Из таблицы также видно, что государственный внутренний долг РФ увеличивается каждый год (кроме величины госдолга по состоянию на 01.01.2002 - 511,05 млрд. рублей по сравнению с величиной 531,82 млрд. рублей по состоянию на 01.01.2001)

Рассмотрим современное состояние внутреннего долга по состоянию на 1 ноября 2010 года. Объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 01.11.10 года составил 2 225,973 5 млрд. рублей. Наибольший вес (более 50% от общей суммы долга) занимают облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, наименьший (менее 6%) – фиксированная процентная ставка на каждый купонный период.

Рисунок 1.Структура внутреннего государственного долга РФ по состоянию на 01.11.10 (в процентах)

Рассмотрим структуру государственного внутреннего долга РФ по срокам погашения и видам обязательств.

Таблица 2.Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации по срокам погашения и по видам обязательств на 01.12.2008 6

Год погашения По видам долговых обязательств Всего
ОФЗ-ПД ОФЗ-ФК ОФЗ-АД ГСО-ФПС ГСО-ППС
2008 - - - - 10,000 -
2009 41,011 33,828 18,649 - 10 103,488
2010 83,33 - 47,794 - - 131,124
2011 78,771 - 31,000 - 0,415 110,186
2012 82,408 - 31,000 - - 113,408
2013 42,650 - 2,600 - - 45,250
2014 - - 7,420 - - 7,420
2015 - - 47,420 - - 47,420
2016 - - 47,420 - - 47,420
2017 - - 56,417 - - 56,417
2018 - - 105,796 - - 105,796
2019 - - 53,124 - - 53,124
2020 - - 51,680 - - 51,680
2021 - - 74,573 - - 74,573
2022 - - 35,111 52,000 - 87,111
2023 - - 34,111 39,000 - 73,111
2024 - - 18,000 41,000 - 59,000
2025 - - 19 - - 19,000
2026 - - 19 - - 19,000
2027 - - 22 - - 22,000
2028 - - 20 - - 20,000
2029 - - 23 - - 23,000
2030 - - - - - -
2031 - - - - - -
2032 - - - - - -
2033 - - - - - -
2034 - - 29,228 - - 29,228
2035 - - 58,455 - - 58,455
2036 - - 29,228 - - 29,228
Итого 328,170 33,828 882,026 132,000 10,415 1386,439

Из таблицы 2 видно, что конечным сроком погашения обязательств по государственным ценным бумагам является 2036 год. Общая сумма обязательств 1386, 439 млрд. рублей, их них 328,170 – выплаты по ОФЗ-ПД (23,8% от общей суммы), 33,828- выплаты по ОФЗ-ФК (2,4%), 882,026- ОФЗ-АД(63,6 %), ГСО-ФПС – 132,000 (9,5 %) и ГСО-ППС всего 10, 415 млн.рублей(0,7 %). Самые большие выплаты предстоят по Облигациям федерального займа с амортизацией дохода.

2.2 Анализ внешнего долга России.

По абсолютным цифрам российский внешний госдолг – один из самых низких в Европе. А по относительным показателям – самый низкий, составляя лишь 8% от объема ВВП. Для сравнения – после кризиса 98-го года, внешний долг составлял почти 100% ВВП. Рост сырьевых цен значительно способствовал погашению внешнего долга. 7

Рассмотрим структуру внешнего долга РФ.

В настоящее время внешний долг России складывается из:

Кредитов Парижского клуба;

Задолженности перед странами, не вошедшими в Парижский клуб;

Задолженности России перед странами СЭВ 8 ;

Кредитов международных финансовых организаций;

Коммерческой задолженности;

Рыночных займов России (еврооблигаций);

Предоставления гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов.

Внешний государственный долг России на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, сообщил Минфин РФ.

Задолженность Парижскому клубу кредиторов по долгу РФ, накопленная с 1992 году составила 1 млрд. долларов, странам, не вошедшим в клуб – 1,8 млрд. долларов. В 2006-2007 годах Россия досрочно погасила долг бывшего СССР перед клубом в размере 23,4 млрд. долларов.

Парижский клуб - межправительственный институт ведущих стран-кредиторов, объединяющий около 20 стран инициатором создания которого выступила Франция . Объединение было создано в 1956 году . Его цель - пересмотр условий внешних займов развивающихся стран для избежания одностороннего моратория. Клуб практикует продление сроков погашения долга или его части, списание 30-60 процентов задолженности наименее развитых государств, продажу их долгов третьим странам или международным организациям.
Вступление России в Парижский клуб (в 1995 г.) заставило страну признать свое обязательство по долгу СССР отказаться от части дебиторского долга. В то же время Россия добилась фиксации курса рубля по задолженности на уровне 1990 г. - 60 копеек за доллар. 9

Задолженность России перед странами СЭВ составляет 1,3 млрд. долл., «коммерческий» долг – 0,83 млрд. долл., задолженность перед Европейским банком реконструкции и развития, Международным банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком и банком «Нордик» на 1 января 2010 года составила 3,8 млрд. долларов. Самой крупной задолженностью в структуре внешнего долга являются еврооблигации – 26,2 млрд. долл. (69,7%).

Таблица 1.Структура внешнего государственного долга Российской Федерации * в 2006-2010 годах в млрд. долларах США. 10

Наименование 01.01.06 % 01.01.07 % 01.01.08 % 01.01.09 % 01.01.10 %
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) 76,5 100 52 100 44,9 100 40.6 100 37,6 100
Задолженность странам - участницам Парижского клуба 25,2 32,94 3,1 5,96 1,8 4,01 1.4 3,44 1,0 2,65
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 3,5 4,57 3,3 6,35 2,2 4,9 1.9 4,67 1,82 4,8
Задолженность бывшим странам СЭВ 2,1 2,75 1,9 3,65 1,5 3,34 1.4 3,44 1,3 3,45
Коммерческая задолженность бывшего СССР 1,1 1,44 0,8 1,54 0,7 1,56 1.2 2,95 0,83 2,2
Задолженность перед международными финансовыми организациями 5,7 7,45 5,5 10,58 5 11,13 4.6 11,33 3,8 10,10
Еврооблигационные займы 31,5 41,18 31,9 61,35 28,6 63,7 27.7 68,22 26,23 69,76
ОВГВЗ 7,1 9,28 4,9 9,42 4,5 10,02 1.8 4,45 1,75 4,65
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте 0,3 0,39 0,6 1,15 Глава 1.Государственные заимствования, их формы и методы.
1.1 Сущность и обусловленность государственных заимствований, государственные гарантии ………………………………………………………5
1.2 Формы и методы государственных заимствований………………………..9
Глава 2. Рынок государственного долга, его формирование и развитие в России.
2.1 Анализ внутреннего долга России.…………………………………………15
2.2 Анализ внешнего долга России……………………………………………24
Глава 3. Перспектива создания единой государственной системы управления долгом. Принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе.
3.1 Перспектива создания единой государственной системы управления долгом. …………………………………………………………………………...28
3.2 Принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе.…………………………...................................................................30
Заключение …………………………………………………………….…34
Список используемой литературы ……………………………

Государственную задолженность принято классифицировать по множеству критериев. Например, по валютному критерию государственный долг РФ делят на внешний и внутренний. Принято считать, что если задолженность исчисляется в рублевом эквиваленте, то её следует относить к внутреннему долгу, кредитные обязательства, исчисляемые в иной валюте — образуют внешний долг. В ряде других стран мира внешним государственным долгом принято считать обязательства перед нерезидентами государства, а внутренним — перед юридическими и физическими лицами, относящимися к этой же стране (резидентами государства).

Формы государственного долга

Кредитные обязательства России представлены в форме:

  • кредитных договоров (если представители РФ выступают в роли заемщиков у кредитных организаций, иных стран, либо интернациональных финансовых компаний);
  • государственных ссуд, полученных после реализации ценных бумаг;
  • договоров, подтверждающих получение местными бюджетами займов от бюджетов вышестоящих уровней финансовой системы РФ;
  • соглашений, закрепляющих предоставление Российской Федерацией национальных гарантий;
  • международных договоров о продлении и корректировке долговых обязательств РФ, взятых в прошлом.

Кредитные обязательства России бывают долгосрочными (сроком 5-30 лет), среднесрочными (сроком 1-5 лет) и краткосрочными (не более года). В соответствии с международным законодательством все долговые обязательства РФ, а также других стран, должны быть погашены в строго оговоренные сроки. Продолжительность срока уплаты долга не может быть больше 30 лет. Корректировка условий полученной в прошлом государственной ссуды противозаконна. Это правило распространяется на сроки выплаты задолженности, размеры процентных по международным кредитам ставок и максимальные сроки обращения долговых обязательств.

Влияние госдолга на экономику

Госдолг считается неотъемлемой частью международных финансовых отношений. Однако государственная задолженность РФ находится в числе серьезных экономических проблем. Общий размер долговых обязательств страны говорит о том, что данный вопрос требует профессионального подхода и незамедлительного решения, как ключевой проблемы (рост госдолга), так и побочных, напрямую связанных с ростом долговых обязательств. При решении проблем, связанных с государственной задолженностью принято выделять следующие аспекты:

  • динамику роста и изменение структуры государственного долга;
  • управление задолженностью, выплаты по долговым обязательствам и их реструктуризация;
  • влияние госдолга на экономику страны.

Постоянный рост госдолга в условиях замедления экономического роста оказывает негативное воздействие на все сферы государственной и общественной жизни.

Таблица 2.1.1 Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах в млрд. руб.

Виды ценных бумаг

ОРВВЗ 1992 года

Итого внутренний долг

ГКО - это государственные краткосрочные облигации, В РФ дисконтные ценные бумаги, периодически эмитировавшиеся в бездокументарной форме Министерством финансов с гарантией Центрального банка погашения в срок. Погашение облигаций производилось перечислением номинальной стоимости ГКО на расчетный счет владельца, а доход формировался как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.

Правительство РФ перестало с 1 января 2015 года использовать ГКО в качестве инструмента заимствования на внутреннем рынке государственного заимствования, причиной тому является малая продолжительность оборота их на рынке государственных займов, то есть они не успевают нормально поработать на государство - эмитента. Денежные средства, полученные в результате их размещения делают гораздо меньше оборотов, чем денежные средства, полученные от размещения других видов государственных ценных бумаг.

ОФЗ - это облигации, выпускаемые в бездокументарной форме. Эмитент - Министерство финансов РФ. Облигации выпущены номинальной стоимостью 1 млн. рублей. Первый выпуск имеет срок обращения, равный 378 дням. Параметры отдельного выпуска облигаций определяет эмитент в глобальном сертификате и объявляет их за 7 дней до начала размещения. Это процентная ценная бумага, то есть владелец облигации имеет право на получение суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска, и на доход в виде процента (купонного дохода), начисляемого к номинальной стоимости облигации.

ОФЗ-ПК - это облигации федерального займа с купонным периодом, то есть установлены периоды выплат и ставки по данным ОФЗ .

Правительство РФ перестало использовать ОФЗ-ПК в качестве инструмента заимствования на внутреннем рынке государственного заимствования, это связано с практически полным отсутствием спроса на данный вид облигаций и в сравнении с другими видами государственных облигаций они менее доходные.

ОФЗ-ПД - это облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, форма выпуска обязательная и документарная. В отличие от ОФЗ-ПК является более надёжной и более прибыльной.

На рисунке 2.1.3 представлена ситуация по размещению ОФЗ-ПД на внутреннем рынке государственных заимствований Российской Федерации за 2005-2015 гг.

Из рисунка 2.1.3 видно, что объём ОФЗ-ПД имеет тенденцию к постоянному и значительному росту. Это связано с их привлекательностью как для государства - эмитента и инвесторов - покупателей данного вида государственных облигаций.

Рис. 2.1.3.

ОФЗ-ФК - это облигации федерального займа с фиксированным купоном. Отличается от других видов ОФЗ тем, что установлено количество купонов, всего 15, и разные ставки, в зависимости от номера купона. На рисунке 2.1.4 представлена тенденция по размещению ОФЗ-ФК на внутреннем рынке государственных заимствований Российской Федерации за 2005-2015 гг.


Рис. 2.1.4.

Исходя из данных рисунка 2.1.4 видно, что объём ОФЗ-ФК во внутреннем рынке государственного долга Российской Федерации имеет тенденцию к ежегодному значительному снижению. Причиной тому является меньшая по сравнению с некоторыми видами государственных облигаций доходность, в связи с этим государство ведет политику по уменьшению объёмов выпуска этого вида и постепенно погашает ранее выпущенные облигации этого вида.

ОФЗ-АД - это облигации федерального займа с амортизацией долга. Главные отличия от других видов ОФЗ состоит в том, что они предназначены для амортизации долга, то есть его обновления для выкупа старых государственных ценных бумаг, и размещаются путём проведения аукциона.

На рисунке 2.1.5 представлена тенденция по размещению ОФЗ-АД на внутреннем рынке государственных заимствований Российской Федерации за 2005-2015 гг.


Рис. 2.1.5.

Из рисунка 2.1.5 видно, что объём ОФЗ-АД на внутреннем рынке государственного заимствования с каждым годом растёт, это связано их привлекательностью, а так же переводом внешнего долга во внутренний.

ГСО-ППС - это государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода, размещаются в форме аукциона. ГСО-ППС - это совершенно новый вид государственных облигаций, которые появились на внутреннем рынке государственного займа в России только в 2014 году, их первое размещение состоялось 21 декабря 2014 года и планируется закончить их размещение 21 июля 2009 года.

ГСО-ФПС - это государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода, размещаются по закрытой подписке, имеют 32 полугодовых купонных периода, ставки купона определены по убывающей в зависимости от номера купона, начиная с 8,5%, заканчивая 6%, шаг - 0,5%. ГСО-ФПС - это совершенно новый вид государственных облигаций, которые появились на внутреннем рынке государственного займа в России только в 2014 году, их первое размещение состоялось 28 июля 2014 года и планируется закончить в 2012 году.

ОГНЗ - это облигации, выпускаемые Министерством финансов РФ для оформления задолженности федерального бюджета Пенсионному фонду РФ (ПФР). Форма выпуска - бездокументарная. На весь объем выпуска ОГНЗ оформляется глобальный сертификат в двух подлинных экземплярах, по одному экземпляру для Министерства финансов и ПФР. Владельцем ОГНЗ является ПФР. ОГНЗ не обращаются на вторичном рынке. Процентная ставка дохода - 10% годовых, выплата дохода осуществляется одновременно с погашением ОГНЗ. Последние несколько лет такой вид государственных ценных бумаг больше не используется Российской Федерацией для привлечения внутренних заимствований. Это связано с их непривлекательностью для государства - эмитента и для покупателей - инвесторов.

ОРВВЗ 1992 года - облигации республиканского внутреннего валютного займа, был выпущен взамен выигрышного займа 1982 года. Объём ОРВВЗ 1992 года на внутреннем рынке государственного заимствования РФ не меняется последние годы, но в ближайшее время государство планирует окончательно их погасить.

ОГСЗ - это облигации государственного сберегательного займа, выпущены в документарной форме, кроме того, это купонные бумаги, купоны выплачиваются раз в пол года. ОСГЗ полностью были погашены в 2005 году и больше не присутствуют на внутреннем рынке государственного займа Российской Федерации .

На сегодняшний день весь внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, представлен только различными облигациями и среди них можно выделить следующие значительные изменения:

Во-первых, по состоянию на 1 января 2016 года полностью отсутствуют следующие виды государственных облигаций: ГКО, ОФЗ-ПК, ОГНЗ и ОГСЗ, причина заключается в больших потерях государства - эмитента на выплате вознаграждений по ним, в сравнении с другими видами облигаций.

Во-вторых, появляются новые виды облигаций, это ГСО-ППС и ГСО-ФПС, связано это с тем, что они среднесрочные и выплаты по ним ниже, да и период обращения выше, чем у краткосрочных.

В-третьих, значительно увеличились объёмы ОФЗ-ПД на 81,98 млрд. рублей и ОФЗ-АД на 78,83 млрд. рублей. Это связано с постепенным переходом России от внешних заимствований к внутренним. А значит, эту тенденцию можно отнести в актив Правительству Российской Федерации, так как оно заставляет работать внутренние накопления граждан. И, в-четвёртых, снижение объёма на 36,3 млрд. рублей ОФЗ-ФК, здесь речь идёт о плановом погашении облигаций федерального займа прошлых лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на увеличение внутреннего государственного долга РФ на 176,91 млрд. рублей Российское Правительство идёт верным путём, путём конверсии внешнего долга во внутренний, а стабильный рост российской экономики способствует тому, что снижается потребность в заёмных средствах.

3.2 Государственные ценные бумаги как инструмент управления

государственным долгом.

Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.

В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке.

Не рыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

В зависимости от срока обращения, государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Однако, максимальный срок не может превышать 30 лет.

Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные документированные) и безналичные, по способу выплаты доходов.

Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным ценным бумагам, в их числе:

    установление фиксированного процентного платежа;

    применение ступенчатой процентной ставки;

    использование плавающей ставки процентного дохода;

    индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;

    реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены;

    проведение выигрышных займов.

В мировой практике чаще всего используются следующие показатели доходности: текущая доходность, полная доходность.

Показатель полной доходности используется для измерения общей ценности облигаций для инвестора простая и эффективная доходность к погашению. Эффективная доходность к погашению учитывает сложные проценты. Расчет осуществляется методом итерационного подбора. В данном случае на доходность влияют следующие факторы:

    первоначальная цена, уплаченная за облигацию;

    частота выплат дохода по купону;

    дата погашения облигации;

    основная сумма, которая должна быть выплачена на дату погашения;

    реализуемость на рынке (спрос и предложение);

    кредитный риск.

Перед государством же стоит важнейшая задача: с одной стороны, заинтересовать потенциальных инвесторов высокой доходностью и ликвидностью государственных ценных бумаг; с другой стороны, снижать затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, так как затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств осуществляются за счет государственного бюджета.

Виды и особенности государственных ценных бумаг.

Рынок государственных облигаций, выпущенных Министерством финансов РФ и обращающихся на биржевом рынке (ММВБ), представлен следующими видами облигаций:

    Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

    Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)

    Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

    Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)

    Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО )
Доходом по ГКО выступает дисконт, т.е. разница между ценой реализации (при погашении эта цена равна номиналу облигаций) и ценой их приобретения при первичном размещении или на вторичном рынке. Срок обращения ГКО до 1 года. Номинал облигации 1 000 рублей.

Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)
ОФЗ-ПК относятся к облигациям с неизвестным купонным доходом. Облигации с неизвестным (переменным) купонным доходом дают его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. Частота выплат по купону 2 или 4 раза в год. Размеры каждого купона ОФЗ-ПК объявляются непосредственно перед началом соответствующего купонного периода исходя из текущей доходности выпусков ГКО, которые погашаются примерно в одно время с датой выплаты этого купона. При этом, возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу. Номинал облигации составляет 1 000 рублей. Срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года до 5 лет.

ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ОФЗ-АД относятся к облигациям с известным купонным доходом. Облигации с известным купонным доходом (размеры которых заранее объявляются Эмитентом) являются ценными бумагами, дающими его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. При этом, здесь возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу.

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

В случае ОФЗ-ПД размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Срок обращения этих облигаций от 1 года до 30 лет, частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)

В случае ОФЗ-ФД величина купонного дохода устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат. Срок обращения облигаций более 4 лет, частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 10 или 1000 рублей.

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)

Это сравнительно новый инструмент, впервые выпущен в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей.
Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода.

Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС)

Облигации номиналом 1000 руб., публичное размещение. Ставка купона 6,1% годовых, периодичность выплаты купона 4 раза в год. Срок обращения 5 лет. Агентом по обслуживанию выступает Сбербанк России.

Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС)

Облигации номиналом 1000 руб., частное размещение, ставка купона от 6% до 8,5%. Срок обращения 16 лет, периодичность выплаты купона 2 раза в год. Агент по размещению – Сбербанк России. В круг потенциальных инвесторов входят резиденты РФ – страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд РФ, другие государственные внебюджетные фонды РФ; управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами акционерных инвестиционных фондов.

Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ)

В данный момент нет в обращении.

Так же данные о государственных ценных бумагах представлены в приложении 1.

Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах

млрд. руб

Виды
ценных бумаг

на 01.01.2005

на 01.01.2006

на 01.01.2007

на 01.01.2008

на 01.01.2009

ОГВЗ
1991 года

ОРВВЗ
1992 года