Презентация для родителей "домашняя игротека по развитию речи". Презентация на тему "развитие речи ребенка" Скачать презентации для родителей по развитию речи

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Речевое развитие предполагает:

Ø владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

Ø развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Ø развитие речевого творчества;

Ø развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Ø знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Ø формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие речи детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39 «Василек» Подготовительная группа №3 Автор презентации Воспитатель: Гуляева Л. А.

Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании речевой деятельности детей Наглядные Словесные Практические Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Хороводные игры

Развитие речи для детей протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Предметно - развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно -образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Развитие связной речи через составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам; Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники “ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Развитие речи средствами дидактической игры Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Картотеки по развитию речи



Уже с первых месяцев жизни посредством непосредственно-эмоциональной формы общения с окружающим миром у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему, формируется избирательное внимание к речи окружающих. В норме у ребенка в 2-3 мес. появляется гуляние. Оно приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.


В 7-9 мес. появляется лепет. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: "для- для-для", "ба-ба-ба", "ма-ма-ма".


К концу первого года жизни в эмоционально значимой ситуации малыш выражает свои желания, намерения речевыми средствами. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: "мама", "баба", "длядля", бах, ав-ав, би-би, на, дай, там, и т.д.…


Ребенок не реагирует на звуки, для него характерно однообразное гуляние - Не формируется избирательное внимание к речи окружающих - Отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий - Ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов. Уже на первом году жизни внимательное наблюдение за развитием ребенка помогает определить, существуют ли основания для беспокойства:


После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов. Ребенок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. К полутора годам дети могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов.


У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. Быстро увеличивается его словарный запас (к 2 годам активный словарь составляет слов), слова приобретают обобщающее значение, появляются глаголы и другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах, предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения.


На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начищает использовать развернутые предложения. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.


Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть и при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) - При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека девочка, пику купи, паха хлеб. - Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы. - Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет Я не хочу. - Не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением "Я". - Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок. Основания для беспокойства:


4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки. Исчезает смягченное произношение согласных.


5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.


В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.


Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов Неправильное грамматическое оформления высказывания. Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ в дошкольном возрасте:


В данной презентации представлены показатели развития речи в разные возрастные периоды. Это возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Ваш малыш неповторим. Он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача, как родителей, помочь ему двигаться в нужном направлении, и при необходимости вовремя оказать ему нужную помощь. Уважаемые родители!



МБДОУ компенсирующей направленности № 16

«Золотой ключик»

Инновационные формы работы

с родителями

по развитию речи

Воспитатель

гр. ССД № 3 «Колокольчик»

Майсюк А. М.



В любой форме работы с родителями можно найти

и выделить ту

«ИЗЮМЕНКУ »

На которой строиться обучение родителей практическим приёмам работы.


Принципы работы с родителями:

-целенаправленность;

-систематичность;

-доброжелательность, открытость; плановость;

-дифференцированный подход к работе с родителями

с учётом специфики каждой семьи.

Методы изучения семьи:

анкетирование; наблюдение за ребёнком;

беседа с ребёнком; беседа с родителями.

Основными средствами развития речи являются:

-сказки;

-дидактические игры;

-театрализованные игры.

-литературные вечера;

-фольклорные праздники;

ярмарки;

КВН и д. р.


Сотрудничество родителей и педагогов становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия.

ИННОВАЦИОННЫЕ

формы работы с родителями,

которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.


  • Инновация (нововведение) – создать новое.


ЛОГОТРЕНИНГИ -

Это цикл логопедических занятий

(работа родителей с ребёнком

в домашних условиях).

- ДНЕВНИКИ

Они будут информировать родителей об успеваемости ребёнка. Можно работать с готовым речевым материалом .

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД

«РЕЧЕВИЧОК»


ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ

Оно может оказаться самым привлекательным,

востребованным и полезным,

НО и самым трудным в организации, так как

позволяет родителям увидеть изнутри проблемы

своего ребёнка.

РЕЧЕВЫЕ ПРАЗНИКИ

Они полезны для развития коммуникативных

умений и

навыков.

Повышения самооценки, осознания

необходимости правильной речи,

закрепление пройденного материала. Ведь не зря гласит пословица:

«Ребёнок растёт не от хлеба, а от радости».

БИБЛИОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Родители могут взять домой необходимые пособия

по развитию речи, чтобы использовать их

для индивидуальных занятий дома..


ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ -

Родители не только могут увидеть достижения собственных детей, но и могут увидеть работу воспитателя и логопеда, получить теоретические и практические знания в области работы.

ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ -

Можно проводить 2 – 3 раза в год для ознакомления родителей с организацией воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами.


РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

По обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему:

«Роль семей в воспитании ребёнка с нарушение речи».

К конференции

можно подготовить выставку детских работ, педагогической литературы; материалов отражающих работу


РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

(изменять модель проведения родительских

собраний с учётом современных требований).

Можно проводить в не традиционном виде,

организовать практическую часть в виде игры,

практических занятий, дискуссий,

небольшие мастер – классы.

КОНСУЛЬТАЦИИ

По организации работы логопункта - по итогам диагностики, по запросам родителей - по итогам коррекционного обучения

методы и приёмы постановки звуков у детей.

СЕМИНАРЫ

Это цикл заседаний по определённой теме, для повышения родительской компетенции т. е. реализации теоретических моделей в процесс воспитания и обучения детей с нарушением речи.


Информационная форма работы с родителями.

Знакомить родителей с буклетами, памятками, через родительские уголки.

Анкетирование


СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Участниками станут воспитатели родители дети. Проект с целью формирования активной позиции родителей в вопросах речевого развития детей. Знакомство родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КНИГИ

«Играй да дело знай»

которые помогут включить в себя материалы для практического использования в играх и занятиях по развитию речи с детьми дома.

ЗАНЯТИЯ ТРЕНИНГИ

С целью профилактики речевых нарушений у детей всех возрастных групп.

ВИДЕОТЕКА

Родители могут взять кассету с занятиями, консультациями, практикумами, по интересующей теме, чтобы дома точно выполнить задания воспитателя, логопеда, дефектолога.


включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка Не скупитесь на похвалу Обязательно благодарите родителей за внимательное отношение.


Ольга Белова
Презентация «Особенности речевого развития детей 4–5 лет»

Слайд 1

Особенности речевого развития детей 4-5 лет

Слайд 2

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Слайд 3

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.

Слайд 4

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук.

Слайд 5

Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый, начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др., появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Слайд 6

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

Слайд 7

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Слайд 8

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Слайд 9

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Слайд 10

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.

Слайд 11

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Слайд 13

Источники рисунков и шаблона презентации

Публикации по теме:

Презентация «Интегрированный подход к организации и содержанию речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Консультации для родителей детей с ОВЗ «Особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста» Консультации для родителей детей с ОВЗ: «Особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста» Нарушения речевого развития – одна.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» Воспитывая ребенка 2-3 лет, надо уделять пристальное внимание укреплению его здоровья, привитию культурно-гигиенических навыков, развитию.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста» «Особенности речевого развития детей раннего возраста». После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это.

Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей Развитие психики слабослышащего ребенка протекает с отклонениями от обычной нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, т. е.

Презентация «Особенности развития детей 4–5 лет» 1. Рост стал 102 см и более и увеличился на 4-5 см вес стал 16 кг и боле и увеличился на 1-2 кг. 2. Тело ребёнка изменило пропорции активно.

Особенности речевого развития детей преддошкольного возраста с общим недоразвитием речи Несформированность коммуникативной функции речи – одна из причин неподготовленности детей с речевой патологией к школьному обучению. В дошкольном.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Лучший друг. Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

Слайд 17

Описание слайда:

Рассказы по картинкам Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Истории из жизни Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Слайд 21

Описание слайда:

Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Слайд 22

Описание слайда:

Видите, вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные "сеансы" общения. Ведь говорить о чем-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний. Многие наши обвинения и требования возникают в результате того, что мы, родители, плохо представляем психологию малыша и думаем, что у дошкольника должны быть те же взгляды на жизнь, те же возможности и потребности, что и у взрослых. Но это далеко не так. Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.