Международные и внешнеэкономические связи. Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов российской федерации

Глобальное разделение труда, развитие международных институтов и объединило все страны мира в сложную систему взаимоотношений. К середине 20 века уже не осталось стран, не имеющих международных и внешнеэкономических связей. Северная Корея ведет международную торговлю с десятками стран мира, в том числе и с Россией, несмотря на санкции, введенные ООН. Самая бедная страна мира Токелау имеет связи с Новой Зеландией, получая оттуда финансовую помощь. А международные внешнеэкономические связи страны фактически тоже ограничиваются Новой Зеландией, которая отвечает за безопасность трех атоллов, из которых это государство и состоит.

Что такое международные связи

С возникновения древних государств установились и первые международные связи, сначала военные и торговые. С развитием общества и государства появлялись и новые области взаимодействия в политике, культуре, религии и многих других сферах человеческой деятельности. Все эти виды связей между государствами, объединениями государств, общественными, культурными, религиозными и политическими организациями на международной арене теперь входят в понятие международных связей. В широком смысле это все отношения между народами.

Иногда разделяют международные и внешнеэкономические связи. Тогда все, что связано с экономическими отношениями на мировом рынке - торговлю, инвестиции, научно-техническое взаимодействие - выделяют в понятие внешнеэкономические отношения. А все остальное, в том числе политические, культурные, гуманитарные и прочие связи, относят к международным.

Виды международных связей

Различия в географическом положении, климатических и природных условиях, уровнях развития производительных сил, рабочей силы, средств производства и капитала приводят к тому, что страны "вынуждены" выстраивать международные отношения и особенно их экономическую часть.

Условно международные связи делят на:

  • политические - считаются основными, которые определяют наличие и степень взаимодействия в других сферах;
  • экономические - неразрывно связаны с политическими связями, внешняя политика практически всегда направлена на защиту экономических отношений и получение лучших условий для субъектов международной торговли;
  • международно-правовые - регулируют взаимоотношения путем установления норм и правил работы в остальных сферах (тесная связь внешнеэкономических связей экономики и права всегда является определяющей для успешной экономической деятельности);
  • военно-стратегические, военно-технические - немногие страны в мире способны в одиночку обеспечить защиту своих национальных интересов, страны объединяются в военные союзы, проводят совместные военные учения, совместно производят или закупают вооружение.
  • культурные и гуманитарные - глобализация общественного сознания, взаимодействие и взаимопроникновение культур и практически мгновенная доступность информации быстро увеличивают и укрепляют эти связи; все большую роль здесь играют неправительственные и общественные организации.

Основные субъекты

Долгое время международные и внешнеэкономические связи рассматривались как исключительная прерогатива государства. Страны договаривались о политическом и военном сотрудничестве и условиях и объемах внешней торговли. С развитием и усложнением общественной жизни к международной деятельности присоединялись все новые участники, помимо государств. Субъектами внешнеэкономических также признаются транснациональные корпорации, которые зачастую работают напрямую с государствами.

Первой такой компанией была Британская ост-индийская компания, созданная указом английской королевы Елизаветы I и которая занималась и Китая, и даже имела свою армию. Субъектами международных и внешнеэкономических связей считаются:

  • международные организации;
  • неправительственные организации;
  • транснациональные корпорации;
  • религиозные организации;
  • общественные, политические, экологические и другие объединения.

Главный по связям

Международные связи появились как отношения между странами. Государство представляет внешнему миру страну в целом, а не отдельные социальные группы, организации или движения. Это единственный легитимный институт, который определят политику государства всех сторон от объявления войны до определения условий экономического сотрудничества и культурного обмена. Любые действия государства направлены на получение благоприятной среды для осуществления внешнеэкономических связей.

Уровень и качество международных, в том числе, внешнеэкономических связей определяется конкурентоспособностью государства, его экономическим и военным потенциалом. Конечно, также важное значение имеет и уровень национального богатства, природные и трудовые ресурсы, уровень развития науки и образования, и достижения в сфере высоких технологий.

Международные институты

Объединения государств начинались с военных союзов греческих городов -государства с развитием общественного сознания пришли к созданию одной из первых международных организаций - Лиги Наций, которая стала прообразом современных институтов сотрудничества. Сейчас сотни международных организаций являются полноценными участниками международных отношений во всех сферах человеческой деятельности. Например, организации, занимающиеся внешнеэкономическими связями - Всемирный банк, Международный валютный фонд и ряд других, оказывают финансовую и техническую поддержку всем странам, которые нуждаются в такой помощи. ООН является универсальной организацией, которая работает во всех сферах, начиная от политики и культурных связей и заканчивая военными миротворческими операциями.

Глобальные возможности

Различают внешнеэкономическую деятельность, которую ведут отдельные предприятия по закупке товаров или привлечению инвестиций на мировом рынке от внешнеэкономических связей, которые рассматривают как совокупность деятельности всех таких компаний. Однако с увеличением масштаба деятельности и выхода на наднациональный уровень меняется и подход.

С середины 20-го века транснациональные корпорации признали полноправными участниками международных отношений. Глобальные корпорации, экономические возможности которых стали выше, чем у многих стран мира, стали влиять напрямую на многие стороны международной жизни. Корпорации, работающие в юрисдикции десятков стран, зачастую заключают с ними соглашения, регулирующие не только условия фактически внешнеэкономических связей, но и в области научных, культурных и гуманитарных связей.

Политика первична

Политика определяет все. Политические отношения создают предпосылки и условия для развития всех видов международных связей, в том числе внешнеэкономические связи стран. Они определяют, формируют, обеспечивают безопасность сотрудничества между государствами и другими субъектами международных отношений. В зависимости от уровня политических связей, страны устанавливают и правила экономического взаимодействия. Недавно, когда правительство США объявило о введении заградительных пошлин, направленных на защиту рынка от металлургической продукции, то сделала исключение для своего соседа Канады. Потом начала переговоры со своими азиатскими союзниками Южной Кореей и Японией об условиях, при которых на эти страны не будут распространяться новые правила.

Связи во внешней экономике

Институт внешнеэкономических связей является ровесником первых государств. Едва зародившись, страны начали воевать и торговать между собой. Международная торговля долгое время была практически единственным видом внешнеэкономических связей. С развитием технологий и мирового разделения труда появились новые виды связей, которые теперь подразделяют на виды, описанные ниже.

  • Международная торговля.
  • Научно-техническое сотрудничество.
  • Экономическое сотрудничество.
  • Международная кооперация.

Экономика внешнеэкономических связей включает, в том числе, более 30 триллионов мировой торговли и 35 триллионов зарубежных прямых инвестиций.

Немного о России

Сложные международные отношения с развитыми странами мира оказали негативное влияние на внешнеэкономические связи России. Введение взаимных санкций, особенно со своим самым большим торговым партнером, Европейским союзом, на который приходится 52 процента товарооборота, снизило объемы внешней торговли и возможности по привлечению инвестиций. На фоне все более ухудшающихся международных отношений со странами Атлантического союза, Россия успешно наращивает связи со странами БРИКСа, особенно, с Китаем. Имея самые большие природные ресурсы, Россия в международном разделении труда пока занимает не очень привлекательную роль поставщика полезных ископаемых и сельскохозяйственного сырья. Из более 393 миллиардов экспорта товаров и услуг только 9.6 миллиардов пришлось на высокотехнологичную продукцию и 51.7 миллиардов на услуги.

Связи дают результат

Перефразируя классика - жить в мире и быть свободным от мира нельзя. Уже нет стран, не вовлеченных в международное сотрудничество, которое дает возможность странам использовать свои преимущества и нивелировать свои недостатки за счет:

  • усиления международного разделения труда - страны могут специализироваться на производстве товаров, которые они могут лучше производить с наименьшими затратами;
  • экономии общественных затрат - возможно эффективное распределение ограниченных ресурсов среди участников мирового рынка;
  • интенсификации обмена научно-техническими результатами - международная кооперация и экономическое сотрудничество дают возможность быстрого обмена научно-техническими достижениями;
  • увеличения использования механизмов рыночной экономики - конкуренция на глобальном рынке вынуждает использовать самые эффективные методы хозяйствования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Внешнеэкономические связи
  • 2. Механизм регулирования внешнеэкономических связей
  • 3. Регулирование внешнеэкономической деятельности
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX в. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации республики. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.

Во всех странах регулирование внешней торговли - основная форма экономического сотрудничества между странами, осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов.

1. Внешнеэкономические связи.

Внешнеэкономические связи. Это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности.

Во внешнеэкономических связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.

Внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы:

Внешнюю торговлю;

Международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;

Международное инвестиционное сотрудничество;

Международное научно-техническое сотрудничество;

Экономическое и техническое содействие;

Валютно-финансовое сотрудничество.

Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях:

1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;

2. Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;

3. Организация международного денежного обращения.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в обеспечении гармонии интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Механизм включает разнообразные рычаги, инструменты и средства воздействия на всю систему национальных экономических интересов, отражающих внешнеэкономические отношения страны. Все эти факторы и обусловили актуальность и значимость темы доклада.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.

Оно является составной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающей средой и др.

Глобальные цели государственного регулирования внешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной сферах.

Это, например, преодоление кризиса экономики, необходимость структурной перестройки производственного потенциала, защита отечественного производителя, увеличение занятости, оздоровление платежного баланса, борьба с инфляцией и т.д. Достижение поставленных целей и определяет конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Существенное влияние при этом оказывает внутри - и внешнеэкономические установки государства, интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил.

2. Механизм регулирования внешнеэкономических связей

Механизм регулирования внешнеэкономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институционно-правовые структуры.

Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм - это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.

Свобода торговли - означает устранение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.

Совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары.

Институционно-правовые структуры составляют: различные международные и национальные акты, договора, соглашения, нормы, правила, обычаи и т.д., которые регулируют порядок осуществления международного экономического сотрудничества.

Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических связей может быть оценена с помощью следующих критериев:

Эффективность использования и распределения имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны;

Влияние системы регулирования на рост экономического потенциала, привлечение инвестиций;

Обеспечение занятости населения;

Распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальном уровне;

Стабильность цен;

Качество жизни в обществе;

Экономическая безопасность страны.

Механизм регулирования международных экономических отношений состоит из двух взаимосвязанных элементов: национального и международного. Поэтому механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей находится под определенным влиянием международных рычагов и инструментов. Тяжесть этого влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные связи, места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.

Рассматривая государственное регулирование как определенную систему, при изучении ее структуры целесообразно выделить четыре основных элемента:

Важнейшим элементом, определяющим эффективность функционирования всей системы, является выработка и реализация внешнеэкономической политики.

В основе внешнеэкономической политики стран-участниц международного разделения труда лежит перманентный (постоянный, непрерывный) процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой, технологической, организационной и т.д.) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства.

Основной двуединой задачей, на решение которой должна быть направлена современная внешнеэкономическая политика Украины, является проникновение на мировые рынки и адаптация национальной экономики в мировую экономику. Для этого необходимо:

Сформировать собственный экспортный потенциал, способный предложить конкурентоспособные товары, услуги и технологии;

Улучшить структуру и пропорции внешнеэкономического обмена за счет импорто-замещения, увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте;

Переходить к прогрессивным формам международного сотрудничества.

Реализация основной задачи создаст благоприятные условия для развития экономики Украины, укрепления ее международных позиций.

“Технологическим” элементом системы регулирования внешнеэкономических связей являются экономические инструменты. В зависимости от способа действия они могут быть подразделены на инструменты прямого и непрямого действия.

К инструментам прямого действия относятся: целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими процессами (регулирование количественных объемов экспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт и т.д.); законодательное регулирование.

Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные пропорции народного хозяйства. Например, через величину налогов можно влиять на объемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки в сбербанке стимулирует рост сбережений, ведет к росту объема отложенного спроса; девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров.

В качестве инструментов регулирования государство обычно использует следующие экономические категории:

Экспортная лицензия - документ, контролирующий вывоз из страны товаров, услуг и объектов, представляющих стратегическую, историческую или культурную ценность. Она выдается в форме разрешения, подписанного специальными правительственными органами;

Экспортная субсидия - дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть его издержек производства или обращения и повышающая конкурентоспособность товара на внешнем рынке. Экспортная субсидия - одна из форм стимулирования развития экспорта, предоставляется в различных формах. Среди них наиболее распространены: прямое финансирование НИОКР при разработке конкурентоспособных экспортных товаров, финансирование модернизации производства, снижение налогообложения экспортного производства, включая введение повышенных норм амортизации, финансирование маркетинговых исследований, предоставление благоприятных кредитов на развитие экспортного производства, гарантирование экспортных кредитов и т.д.

Экспортные премии - экономические рычаги финансового и ценового характера, используемые государством (а также монополиями, предприятиями, организациями и фирмами) для поощрения вывоза определенных видов продукции и предоставления услуг иностранным партнерам. Они используются для расширения экспорта, овладения внешними рынками, создают благоприятные ценовые условия для реализации товаров на зарубежных рынках. Обычно экспортные премии выступают в форме полного или частичного освобождения фирм-экспортеров от уплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов или в виде прямого субсидирования экспорта.

Импортная квота - это нетарифные количественные (стоимостный или натуральный) способы ограничения ввоза определенных товаров. Они устанавливаются с целью защиты национального товаропроизводителя или уменьшения импорта для улучшения платежного баланса страны.

Добровольное ограничение экспорта - своеобразный аналог импортных квот, один из методов государственного регулирования внешней торговли. Он означает обязательство одного из партнеров по внешнеэкономическим связям ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта. Обязательство может быть принято в результате официального или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товаров. Часто добровольное ограничение экспорта вызывается угрозой страны-контрагента применить санкции или является уступкой в обмен на экономическую, техническую или военную помощь.

Антидемпинговая пошлина. Валютный демпинг-экспорт товаров по ценам ниже мировых, что становится возможным вследствие падения курса национальной валюты в большей степени, чем уменьшается ее покупательная способность внутри страны. Экспортеры, приобретая в стране товары по низким ценам, реализуют их на внешнем рынке за более твердую валюту, которую затем обменивают по заниженному курсу на национальную валюту, получая вследствие этого большую прибыль за счет курсовой разницы. Антидемпинговая пошлина - это дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже “нормальных” цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны. В ряде стран, в т.ч. и на Украине, законодательством установлены предельные отклонения от нормальных цен, превышение которых признается демпингом.

Инструментом регулирования экспорта-импорта являются также акциз и налог на добавленную стоимость.

Акциз - одна из разновидностей косвенных налогов, связанных с движением товаров, а не доходов физических и юридических лиц. Плательщиком акциза выступает потребитель при покупке облагаемых акцизом товаров (табак, спиртные напитки, автомобили и др.). Взимание акциза ведет к росту цен на импортируемые товары и повышает конкурентоспособность аналогичных товаров отечественного производства. Аналогичный механизм влияния на импорт налога на добавленную стоимость, который в этом случае представляет собой налог с части стоимости реализованных внутри страны продукции и услуг, добавленной в обращении. Добавленная стоимость исчисляется как доход (выручка) от реализации продукции или услуг за вычетом материальных затрат.

Льготы и привилегии предприятиям с иностранными инвестициями заключаются в следующем. Имущество иностранных инвесторов, ввозимое в качестве вклада в уставной фонд этих предприятий, предназначенное для собственного материального производства и собственных нужд иностранных работников, не облагается таможенными пошлинами.

Валютная выручка таких предприятий от экспорта продукции собственного производства остается полностью в их распоряжении.

Гарантирование экспортных кредитов - выдача гарантии государством, коммерческими банками по обязательствам клиентов перед зарубежными партнерами. Основная их цель - страхование покупателя от убытков, вызванных нарушением продавцом своих обязательств. Государство также может выступить гарантом по возврату кредитов, получаемых отечественными организациями от иностранных кредитов.

Важнейшим элементом системы государственного регулирования внешнеэкономических связей являются различные стандарты и технические нормы.

Международные стандарты - рекомендации международных специализированных организаций, устанавливающие общие для однородных товаров, производимых в разных странах, требования к этим товарам или процессам их производства либо использования.

В отличие от национальных стандартов международные не носят обязательного характера для их использования, однако применение международных стандартов повышает конкурентоспособность товаров на мировых рынках. Международные стандарты разрабатываются и рекомендуются к применению, в частности, Международной организацией по стандартизации ООН, а также большим количеством других специализированных организацией. Международные стандарты увязывают входные и выходные параметры изделий разных производителей, призванных работать в едином комплексе.

Соответствие продуктов международного обмена определенным стандартам и техническим требованиям подтверждается посредством сертификата. Сертификация бывает трех видов: самосертификация (проводимая самим изготовителем); осуществляемая потребителем; проводимая третьей стороной (специализированной организацией, независимой от изготовителя и потребителя). Государство может влиять на потоки экспортно-импортных товаров, устанавливая соответствующие сертификатные требования.

Валютно-финансовое регулирование внешнеэкономических связей государство осуществляет через выработку и реализацию валютной политики. Валютная политика - это комплекс мер экономического, правового и организационного характера, проводимых государственными органами, центральными финансовыми учреждениями и национальными (государственными) банками, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютно-кредитных отношений. Валютная политика государства является составной частью его внешнеэкономической политики, важным средством, содействующим включению экономики страны в мировое хозяйство.

Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.

3. Регулирование внешнеэкономической деятельности

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. В соответствии с законодательством Президент РФ выполняет следующие функции: общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывает законы и издает указы по ключевым ее направлениям); подписывает международные соглашения; представляет Россию на соответствующих международных форумах; регулирует военно-техническое сотрудничество; определяет условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющих материалов.

Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

Министерство финансов РФ регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

Центральным специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство торговли РФ. На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции:

1. выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;

2. разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;

3. осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;

4.сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;

5. подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;

6. координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;

7. осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Государственный комитет РФ по науке и технологиям призван контролировать и координировать международное научно-техническое сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.

Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

Оказание помощи предпринимателям и предприятиям;

Организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством;

Содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

Оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг;

Содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке;

Принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства;

Содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

Предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

ТПП РФ активно содействует развитию экспорта российской продукции; оказывает помощь российским участникам ВЭД в их внешнеторговых операциях, освоении новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества. Ею организуются различные мероприятия по обучению и повышению квалификации российских предпринимателей в сфере ВЭД. Важное значение имеет ее помощь зарубежным предпринимателям в нахождении российских партнеров.

ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятельности 8 смешанных международных палат. Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные, при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд (МАКС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров.

Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли, а так же экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран.

Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.

Банк внешней торговли России осуществляет все виды операций по внешнеторговым расчетам внутри страны и за рубежом: экспортно-импортные расчеты, кредитование, операции с ценными бумагами, открытие и ведение счетов, как в валюте, так и в рублях, гарантийные операции, а также предоставление консультационных услуг.

Экспортно-импортный банк РФ призван предоставлять долгосрочные кредиты российским экспортерам, кредитовать предприятия, способные выпускать экспортную продукцию, страховать кредиты.

Российский банк реконструкции и развития финансирует и кредитует инвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование отраслевой структуры экономики, в том числе путем стимулирования российского экспорта и развития импортозаменяющего производства.

Для стимулирования двусторонних и многосторонних международных экономических связей созданы разнообразные ассоциации делового сотрудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Францией и т.д. Существуют и другие организации, в том числе и иностранные (консультативные, контактные и др.), призванные, с одной стороны, содействовать выходу российских участников ВЭД на мировой рынок, с другой -- информировать потенциальных зарубежных партнеров о перспективах российского рынка.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) непосредственно подчинен Президенту РФ и выполняет следующие функци:

Контроль за пересечением Государственной границы РФ гражданами и грузами, декларирование соответствующих грузов и имущества;

Участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;

Формирование доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств и имущества граждан;

Защита экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и прочего из России и через предотвращение незаконного ввоза в страну оружия, вредных отходов и т.д.;

ведение таможенной статистики;

Участие в валютном и экспортном контроле;

Участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ, обеспечение реализации последней.

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего, это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.

В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее, высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.

Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран.

При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) подчиняется непосредственно Президенту РФ. К ее важнейшим задачам относятся: межведомственный контроль за соблюдением всеми участниками ВЭД законодательства в сфере валютного и экспортного контроля; аудиторская проверка отдельных участников ВЭД; координация действий федеральных и региональных органов регулирования ВЭД в России; содействие в создании единой российской информационной системы по валютному и экспортному контролю; анализ эффективности и разработка мероприятий по совершенствованию системы валютного контроля РФ.

ВЭД представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Главной причиной возникновения и развития ВЭС между странами является международное разделение труда.

Основные направления развития ВЭС в современных условиях:

Восстановление и развитие экспортного потенциала страны;

Использование иностранных кредитов для технического переоснащения;

Повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;

Изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;

Обеспечение экономической безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.

Переход к открытой рыночной экономике требует преобразований во внешнеэкономической сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировое хозяйство.

внешнеэкономический международный регулирование

Заключение

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, -- принимать законодательные акты, устанавливающие правила, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим направлениям, таким как: обмен средствами производства, технологиями, информационными структурами; развитие торговли; рост обмена научно-техническими знаниями; международную миграцию рабочей силы.

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами.

Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом.

Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Разделение труда способствует широкому использованию высокопроизводительных орудий производства, внедрению в производство новейших достижений науки и техники. Мировое хозяйство развивается. Сейчас все сильнее и сильнее ощущается тенденция глобальной интеграции., необходимость расширения участия стран в международных связях.

Список литературы

1. Волгина Н. А. Международная экономика: Учебное пособие. - М: Эксмо, 2006.

2. Гурова И. П. Мировая экономика: Учебник. - М: Омега-Л, 2007.

3. Основы внешнеэкономических знаний: Учеб. / Под ред. И.П. Фламинского. - М.: Международные отношения, 2002. - 353 с.

4. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. - М.: ТПК «Квадрат», 2001. - 442 с.

5. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Юристъ, 1999.

6. Материалы сайта // www.helpeducation.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и функции внешнеэкономических отношений. Разработка нефти и попутного газа на шельфе Каспийского моря. Участие Туркменистана в Европейском газовом проекте - "Наббуко". Внешнеэкономические связи Туркменистана с Казахстаном и Узбекистаном.

    реферат , добавлен 27.02.2012

    Анализ международного экономического положения России и перспективы развития ее международных экономических связей. Формы внешних экономических связей: торговля, кредитно-финансовые отношения. Сфера международного сотрудничества - услуги и туризм.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2008

    Функции и классификация внешнеэкономических связей, их формы и значение для российской экономики. Политические и экономические цели присутствия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Перспективные направления сотрудничества РФ со странами АТР.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2013

    Внешняя торговля как основная форма мировых хозяйственных связей. Инвесторы капитала в экономику России. Общее понятие про транснациональные корпорации. Конкурентоспособность на мировом рынке. Внешнеэкономические связи и феномен новоиндустриальности.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2011

    Организационно-правовые основы внешнеэкономических связей России и Белоруссии. Внешнеторговые и кредитно-финансовые отношения между странами. Перспективы двустороннего сотрудничества в топливно-энергетической сфере, в сфере промышленности и связи.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2015

    Сущность, роль и значение внешнеэкономических связей в деятельности предприятия. Проблемы и противоречия в развитии, пути повышения эффективности, государственное регулирование и анализ зарубежного опыта организации системы внешнеэкономических связей.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2009

    Внешнеэкономические отношения Российской Федерации со странами СНГ. Основные направления и особенности экономического взаимодействия. Взаимная торговля товарами и услугами. Главные конкуренты России в СНГ. Формирование общего экономического пространства.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2013

    Функции внешнеэкономических связей. Торговля лицензиями, банковская система и кредитование. Предоставление международных услуг. Свободные экономические зоны. Место и роль России в мировой торговле. Типология регионов по характеру открытости экономики.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2011

    Социально-экономические предпосылки "левого поворота". Международная жизнь "левой" Латинской Америки, характер и эволюция отношений с Россией. Внешнеэкономические связи Венесуэлы. Россия как внешнеэкономический партнер Венесуэлы, перспективы отношений.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Опыт, перспективы и проблемы международной экономической интеграции. Региональные и универсальные международные организации, объекты их деятельности, основные провозглашенные цели. Основные направления многостороннего регулирования мировой торговли.

Сегодня уже очевидно, что международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации реально влияют на формирование и реализацию внешнеполитического курса страны, способствуют укреплению демократических основ российского федерализма.
Так уж получилось, что наша встреча проходит в непростой для России период, сопровождающийся чередой трагедий: страна подверглась атакам международных террористов. Многими за рубежом эта боль была воспринята как собственная, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что память о жертвах Беслана почтили минутой молчания школьники почти всех стран Европы.
На новый уровень партнерства выходят наши отношения с государствами СНГ, ведущими европейскими странами и Евросоюзом, укрепляются контакты с Китаем, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
На этом пути региональный потенциал может полностью раскрыться лишь тогда, когда он будет подкреплен соответствующей поддержкой центральных органов государства, в первую очередь, по созданию благоприятной правовой сферы для международного межрегионального сотрудничества, формированию общего правового пространства.
Так Исполнительный комитет СНГ подготовил проект Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств, который был в целом одобрен в сентябре с.г. на заседании Совета глав правительств в Астане (Грузия, Туркмения и Узбекистан пока не подписали документ). При этом хотелось бы отметить, что на региональном уровне наиболее зримо проявляется особый характер партнерства между Россией и странами СНГ в силу общей истории, многочисленных устоявшихся производственных, культурно-языковых, родственных и иных связей, приграничного сотрудничества и других факторов.
Наиболее адекватной современным условиям моделью сотрудничества стран СНГ представляется взаимодействие в рамках Единого Экономического пространства (ЕЭП) с участием Белоруссии, Казахстана, Украины и России, соглашение о котором было подписано в Ялте
19 сентября 2003г. Только за прошлый 2003 год рост взаимной торговли стран-участниц ЕЭП составил порядка 30 процентов. Общий объем накопленных странами «четверки» инвестиций в экономику России составляет сегодня более 130 миллионов долларов США. Сама же Россия вложила в страны ЕЭП около 150 миллионов долларов США. Позитивная динамика в этой области, во многом была обеспечена активностью наших бизнес-сообществ, хотя объемы сотрудничества, как вы понимаете, пока еще не соответствуют потенциальным возможностям.
15 сентября с.г. в Астане состоялась встреча глав государств Белоруссии, Казахстана, России и Украины, посвященная вопросам формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). По ее итогам был утвержден подготовленный Группой высокого уровня перечень из двадцати девяти международно-правовых и иных документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке. Их реализация позволит провести существенную либерализацию взаимной торговли, устранить имеющиеся здесь барьеры, а в перспективе создать предпосылки для формирования таможенного союза и единой конкурентной среды.
В соответствии с поручением президентов главы правительств подписали двусторонние соглашения, обеспечивающие, начиная с 1 января 2005 года, применение во взаимной торговле четырех стран принципа "страны назначения" при взимании налога на добавленную стоимость. При этом Российская Федерация распространила действие и на поставляемые ею партнерам природный газ, нефть и стабильный газовый конденсат. Данный шаг направлен на то, чтобы уже сегодня придать ощутимый импульс интеграционному взаимодействию участников ЕЭП.
Ближайшая задача видится в том, чтобы консолидировать наш потенциал, гармонизировать нормы экономического оборота в сфере товаров, услуг, инвестиций, сформировать реальный экономический союз. Все это потребует создания наднациональных структур в области регулирования и принятия соответствующих решений по ряду направлений экономической политики. Здесь важно действовать осознано, не повторять ошибок прошлого. Мировой опыт, в первую очередь, история формирования Евросоюза, показывает, что без подобных шагов невозможно достичь того уровня интеграции, к которому мы стремимся.
Не секрет, что можно услышать разговоры о том, что линия на интеграцию в рамках СНГ дескать противоречит сближению России, других стран Содружества с европейскими структурами. Хотелось бы подчеркнуть, что этот тезис не выдерживает серьезной критики. Напротив, в итоговом документе состоявшегося 23-24 мая с.г. в Ялте саммита стран "четверки", зафиксирована единая позиция, что формирование ЕЭП создает предпосылки для построения общего экономического пространства в Европе.
Россия имеет весьма многообразные и жизненно важные интересы в Азии, где развернулись поистине беспрецедентные интеграционные процессы в экономике. Вовлеченность в дела как Европы, так и Азии – не только уникальная геополитическая особенность Российской Федерации, но и ее неоспоримое преимущество. В целом созданы важные заделы для продвижения международных и внешнеэкономических связей российских регионов, прежде всего расположенных южнее и восточнее Уральских гор с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. О значимости и уровне межрегионального и приграничного взаимодействия ВАТР можно судить, в частности, по итогам первого
российско-китайского инвестиционного форума в июне 2004 г. в Хабаровске. Там были подписаны соглашения по китайским инвестициям в экономику российских дальневосточных регионов общая сумма которых может достичь порядка 700 млн. долл. США. Уже в ближайшей перспективе КНР готова довести вложения в российскую экономику до 1,5 млрд. долл.
При этом приграничное сотрудничество становится реальным фактором воздействия на хозяйственное развитие территорий Востока России. Наш двусторонний товарооборот с Монголией на 70 % обеспечивается регионами Сибирского федерального округа. Имеет перспективы возобновление практики кредитования проектов в Монголии, представляющих интерес для приграничных регионов России. Как показывает статистика, объем приграничной торговли между Россией и КНР, начиная с 1995 г. вырос в 4 раза и составил в 2003 году
4,91 млрд. долл.
Процессы, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заставляют нас приподняться над повседневными проблемами и посмотреть на место региона (Дальнего Востока и Забайкалья), где мы находимся, на его роль для России с точки зрения общегосударственных интересов на длительную историческую перспективу. Актуальнейшая тема координации внешних связей и разработка стратегий сотрудничества субъектов Федерации с государствами АТР, а также Индией стоит одной из первых на повестке дня работы Совета в 2005 году.

Для современной России Евросоюз – это один из ключевых партнеров. Ведь Евросоюз является крупнейшим торгово-экономическим партнером России и ведущим инвестором. Подсчитано, что если на ЕС до последнего времени приходилось 35 процентов объема внешней торговли, то со вступлением десяти новых членов его доля в российском внешнеторговом обороте достигает 51 процента. Отрадно, что год от года наши многоплановые деловые и культурные связи с этим крупнейшим интеграционным объединением развиваются и укрепляются. Между Россией и Европейским союзом сложилось общее понимание того, что изменения политической и экономической карты Европы требуют согласованных усилий по формированию рациональной архитектуры межевропейских отношений.
Обстоятельный разговор на эту тему состоялся на саммите Россия – ЕС в мае прошлого года, где была принята концепция общих пространств – в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы и правосудия, науки, образования и культуры. Достигнута принципиально важная договоренность о создании Постоянного совета партнерства Россия – ЕС.
Сегодня, когда Россия и ЕС непосредственно граничат друг с другом на протяжении тысяч километров, еще более актуальным становится развитие отношений российских регионов с европейскими партнерами. Это со всей очевидностью было продемонстрировано в апреле с.г. в Москве, в ходе состоявшегося с участием делегации Совета Европы заседания Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России, на котором были рассмотрены вопросы развития межрегионального и приграничного сотрудничества российских регионов с европейскими партнерами в контексте расширения Евросоюза.
Мы уверены, что партнерство РФ-ЕС способно дать Европейскому континенту еще больший вес в мировой политике, экономике, в торговле, в решении вопросов глобальной мировой безопасности.
В Российской Федерации вопросам развития межрегионального и приграничного сотрудничества уделяется приоритетное внимание. Достаточно сказать, что в 2003 году по поручению Президента России в короткие сроки был создан и начал свою работу Совет глав субъектов Федерации при МИД России (СГС). Уже проведены три заседания Совета, в ходе которых рассмотрены четыре актуальные темы. Заседание Совета 18 февраля с.г. было посвящено проблемам законодательного регулирования приграничного сотрудничества. С основным докладом по этой теме выступил руководитель рабочей группы по приграничному сотрудничеству СГС, Глава администрации Читинской области Р.Ф.Гениатулин. Практическую реализацию поставленных задач члены Совета связывают с необходимостью скорейшего принятия федерального закона о приграничном сотрудничестве, а также развитием правовой базы на уровне регионов. Сегодня можно с полным основанием констатировать, что имеются первые реальные результаты: на основе выработанных рекомендаций приняты соответствующие распоряжения Правительства по проблематике развития отношений со странами СНГ и в формате «кавказской четверки», приграничному сотрудничеству.
Замечу, что очередное четвертое заседание СГС будет посвящено обсуждению наиболее перспективных направлений регионального сотрудничества с государствами Европейского Союза, Советом Европы и его структурами, а также вероятных последствий вступления России во Всемирную торговую организацию для осуществления международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации.
В Российской Федерации сформирована достаточно солидная правовая основа в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Она отвечает самым высоким мировым стандартам как в области полномочий региональных властей, так и в сфере надзора со стороны центральных властей.
В настоящее время в Совете Федерации завершается разработка проекта федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», который будет направлен в Правительство на официальное заключение для последующего внесения в Госдуму. МИД России вносит свой посильный вклад в эту работу.
Два момента хотелось бы отметить особо: первый – в законопроекте впервые подробно описаны полномочия органов местного самоуправления в области приграничного сотрудничества; второй – активно используется опыт Совета Европы и положения о еврорегионах из Дополнительного протокола к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.
Мы также надеемся, что вскоре Россия присоединится к двум протоколам этой Конвенции. Для этого нам необходимо – как это не парадоксально звучит – убедить некоторые российские ведомства в том, что положения протоколов не противоречат правилам Всемирной торговой организации и наше к ним присоединение не способно осложнить переговоры о вступлении России в ВТО. По крайней мере, другой «контраргументации» на этот счет мы пока не слышали.
Участие России в протоколах значительно расширяет полномочия участников приграничного сотрудничества, особенно в плане формирования такой интересной формы сотрудничества как еврорегионы. При этом создание административно-технических органов трансграничного сотрудничества предусматривается на базе национального законодательства страны их пребывания и не может нанести ущерба суверенным правам ни одного из государств, чьи регионы принимают в них участие.
Особого внимания заслуживает работа по поддержке малого и среднего бизнеса, использования опыта, накопленного в данной сфере нашими партнерами в ЕС.
В настоящее время вклад малого бизнеса в ВВП России немногим превышает 20%. Чтобы выйти на реально достижимый уровень в 45-50%, сделать предстоит, как мы понимаем, немало. Для этого, прежде всего необходимо обеспечить надлежащее взаимодействие между малым и крупным бизнесом, нахождение баланса между их интересами, разумеется, при должном учете потребностей всего общества. Тема эта, уже широко обсуждаемая в России, пока еще не получила должного звучания в контексте диалога с ЕС.
Сейчас по инициативе СГС, ведется работа над созданием унифицированной базы данных по внешнеэкономическим связям российский регионов. Пытаемся состыковать ее с информационными ресурсами МИД и загранучреждений, с тем, чтобы она была более доступна для иностранных партнеров. Для этого, конечно, необходимо выработать единые для всех формы и принципы накопления и обмена информацией. Пока же четкой системы в этом деле нет.
Частично проблему дефицита информации решают различные мероприятия, проводимые субъектами Федерации здесь в России и за рубежом. Весьма перспективной формой работы, как показывает опыт отдельных регионов, представляется организация за рубежом презентаций экспортного и инвестиционного потенциала российских регионов, активное привлечение субъектов Федерации, региональных предприятий и банков к участию в крупных двусторонних мероприятиях, что подводило бы наших партнеров к пониманию необходимости расширения географии инвестиций в российскую экономику. С другой стороны, явно недостаточно используется такая апробированная и эффективная форма, как участие в специализированных международных выставках.
Неплохо себя зарекомендовали и презентации субъектов в
Пресс-центре МИД, в Центре международной торговли и, собственно, в регионах. Всего при поддержке нашего Министерства такие мероприятия провели 22 региона, включая и один из крупнейших регионов Сибирского федерального округа – Читинскую область. Перспективные возможности открывают для нас комплексные презентации за рубежом регионов, входящих в тот или иной федеральный округ. Новой формой является совместная презентация Смоленской и Могилевской областей, которая пройдет 16 ноября с.г. в Москве.
Успешно прошли первые презентации Центрального федерального округа в Лондоне и Брюсселе, Уральского федерального округа – в Лондоне, Франкфурте-на-Майне и Вене, Северо-Западного – в Берлине и Софии, а также Сибирского – в Риме и Южного – в Мадриде.
Нужно сказать, что хорошо подготовленные презентации такого рода, безусловно, привлекают инвесторов к перспективным экономическим проектам, помогают более успешному выходу регионов на внешние рынки. При этом их реальная отдача и эффективность напрямую связана с качеством проработки конкретных инвестиционных проектов, степенью содействия потенциальным инвесторам со стороны региональной администрации.
Несколько слов хотел бы сказать о конструктивной роли Совета Европы (СЕ) в выработке системы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, подготовке кадров региональных международников, развитие федерализма межрегионального и приграничного сотрудничества, экспертном содействии законодательной деятельности и т.д.
За период с 1994 г. МИД России совместно с СЕ провел более 80 международных конференций и семинаров с участием большого числа представителей из всех 89 субъектов Федерации. При содействии СЕ были осуществлены учебные поездки представителей субъектов Федерации в Австрию, Бельгию, Германию, Испанию, Италию и Францию с целью ознакомления с реальными механизмами федерализма, межрегионального и приграничного взаимодействия, содействия выходу на внешние рынки малого и среднего бизнеса. Министерством, благодаря содействию СЕ, изданы учебно-методические пособия для специалистов-международников, занимающихся внешними связями на региональном и местном уровнях, выпущены два издания «Сборника документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
В Программах сотрудничества России, Совета Европы и ЕС, формируемых при активном участии МИД существенное место отводится семинарам, конференциям и зарубежным стажировкам по вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества, изучению опыта децентрализации управления. Относительно новым направлением нашего взаимодействия с СЕ становится работа с неправительственными организациями, роль которых в решении многих проблем, в частности, межрегионального и приграничного сотрудничества заслуживает серьезного изучения и поддержки. В этой связи могу информировать участников конференции, что на состоявшейся 22 июня встрече Министра иностранных дел С.В.Лаврова с представителями большой группы российских НПО, наиболее активно вовлеченных в международную деятельность, было решено сделать такие контакты постоянными. В качестве темы очередной такой встречи, которая должна пройти еще до конца года, избрана роль НПО в налаживании приграничного сотрудничества с государствами ЕС.
Считаем весьма полезной и своевременной инициативу администрации Читинской области, предоставившей на нашей конференции возможность для обсуждения наиболее важных задач межрегионального взаимодействия, для генерирования идей, а также проработки предложений по направлениям международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Более тесная координация здесь с экспертами Совета Европы несомненно пошла бы на пользу всем, особенно в том, что касается экспертного содействия становлению новых форм интеграции и сотрудничества (скажем, азиарегионов, СНГ-регионов, а возможно и других - по образцу еврорегионов).

Журнал "Внешнеэкономические связи" (ВЭС)