Как составить индивидуальный учебный план в вузе. Обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП)

Внедрение принципов системно-деятельностного подхода в образовании обусловило необходимость персонализации учебно-воспитательного процесса, в том числе и через разработку индивидуальных учебных планов (ИУП) - пошаговых алгоритмов освоения программного минимума, которые составляются для учащихся с особыми образовательными потребностями с учетом возрастных и личностных показателей интеллектуального развития.

Файлы для скачивания в статье

Разработка индивидуальных учебных планов проводится с целью:

  • ускоренного усвоения учащимся образовательной программы по одной или нескольким предметным областям (в рамках реализации профильной модели обучения);
  • оперативной ликвидации ребенком академической задолженности;
  • в других случаях, предусмотренных локальной документацией школы (например, в случае длительной болезни, частых отъездов, связанных с участием в творческих конкурсах, фестивалях).

Что такое индивидуальный учебный план в школе?

Реализация принципов новой государственной политики в сфере образования, базирующейся на внедрении принципов гуманизации и персонализации учебно-воспитательного процесса, предусматривает построение педагогических моделей, способствующих обеспечению продуктивного взаимодействия с учениками независимо от их интеллектуальных способностей, личностных целей и успехов.

В свете этого возникают вопросы, что такое обучение по индивидуальному учебному плану в школе и как современной образовательной организации обеспечить удовлетворение точечных учебных запросов учащихся.

Индивидуальным считается план обучения каждого конкретного учащегося, включающий совокупность учебных предметов и элективных курсов, выбранных для освоения из учебного плана образовательного учреждения. Эти планы могут быть различными по содержанию, пропорциям конкретных программных элементов, а также проектироваться на разные промежутки времени - четверть, полугодие, учебный год.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Проектирование обучения на основе индивидуальных планов меняет устоявшийся порядок осуществления тематического и календарного планирования. Работа по формированию индивидуальных образовательных маршрутов учащихся осуществляется в три этапа:

  1. Мониторинг образовательных запросов школьников, разработка и уточнение перечня востребованных предметов и тематических учебных курсов. С целью оказания информативной помощи детям и их родителям на данном этапе при наличии управленческой инициативы силами психолого-педагогической службы проводится тестирование, позволяющее выявить природные склонности и таланты учащихся, создавая предпосылки для продуктивного профильного обучения и успешной профориентации.
  2. Разработка общешкольного учебного плана с учетом имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов. С целью реализации вариативности образования важно позаботиться о том, чтобы школьникам был предоставлено право выбора перечня и количества предметов, формирующих федеральный, региональный и школьный образовательный компонент.
  3. Проектирование и утверждение индивидуальных учебных планов учащихся.

Важно отметить, что право на обучение по индивидуальному учебному плану закреплено в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., Письме Минобрнауки РФ № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. и других нормативных актах. Ввиду того, что персонифицированная модель обучения позволяет наиболее полно реализовать конституционное право на обучение и обеспечить удовлетворение потребностей ребенка в школьной учебно-воспитательной среде, развить природные дарования и снизить уровень общеучебной нагрузки, сознательный отказ образовательной организации от практики составления ИУП является грубым нарушением. Более того, решение некоторых семей о получении ребенком образования без практики ежедневного посещения образовательной организации при условии составления и систематического обновления индивидуальных учебных планов в полной мере соответствует букве закона. Поэтому каждой образовательной организации необходимо обеспечить соблюдение ряда условий, позволяющих успешно организовать обучение групп учащихся согласно ИУП. К числу таких требований относятся следующие:

  1. Наличие в штате высококвалифицированных педагогических кадров.
  2. Достаточное количество классных комнат, необходимого материально-технического оборудования.
  3. Управленческий состав ОУ и учителя имеют высокий уровень мотивации, опыт ведения экспериментально-инновационной работы и заинтересован в апробации модели мультипрофильной школы.

Обучение по индивидуальным учебным планам в школе

В условиях нового времени, когда перед современной российской школой стоит задача обучения и воспитания активных, творческих мыслящих граждан, идея индивидуализации образовательного процесса посредством учета личностных факторов становится все более актуальной. Организация обучения по индивидуальным учебным планам в старшей школе позволяет решить ряд актуальных задач:

  1. Обеспечить модернизацию содержания и форм по отдельным предметным областям.
  2. Удовлетворить индивидуальные образовательные потребности школьников через построение оптимального учебного маршрута с учетом уровня допустимой нагрузки, показателей здоровья, круга личностных интересов.
  3. Сохранить контингент детей, что особенно важно для старшей школы.
  4. Гарантировать реализацию индивидуально-личностного подхода, принципов вариативности обучения.
  5. Создать условия для повышения уровня квалификации педагогов, ответственных за разработку ИУП.

ИУП формируется на основе базисного учебного плана, остальные учебные дисциплины включаются выборочно. При его составлении учитываются пожелания родителей, учителей, психологов, а также мнение самого школьника. Следует отметить, что типовым организационным решением, приобретающим все большее распространение в современных российских школах, - проектирование ИУП в рамках организации профильного обучения, признанного стратегической основой развития старшей школы. Вместе с тем неоценима роль ИУП при электронном обучении, т.к. используя его, учитель может написать индивидуальную рабочую программу по предмету.

Если ребенок обучается по заочной или очно-заочной форме, возможно сочетать различные варианты прохождения программы по предметам:

  • полностью с учителем;
  • самостоятельно + консультации учителя;
  • полностью самостоятельно.

Обучение контролируется педагогами, которые в дальнейшем проводят обязательную аттестацию ученика.

Индивидуальный учебный план может проектироваться на разные сроки: учебный год, полугодие, учебную четверть. Чаще всего план формируют на учебный год. Обучение в школе по индивидуальному учебному плану может быть организовано на любом уровне учебной программы. ИУП включает в себя: перечень предметов, очередность их освоения, вариативную часть обучения, обязательную его часть, объем часов на изучение конкретного курса или предмета, формы итоговой и промежуточной аттестации.

Как составить индивидуальный учебный план ученика

Индивидуально-ориентированная система школьного обучения, базирующаяся на учете личностных параметров интеллектуального и творческого развития подрастающего поколения, требует реализации особого подхода к планированию. В условиях современной школы каждому педагогу важно знать, как составить индивидуальный учебный план , опираясь на результаты проведенного психолого-педагогического мониторинга, локальные нормативные акты, результаты перспективного и календарно-тематического проектирования предметных курсов. Примерное содержание ИУП, на которое можно опираться при проектировании локальных образовательных маршрутов учащихся, представлено в таблице.

Структура Содержание
Пояснительная записка Помимо стандартной информации, характеризующей содержание документов такого типа, методисты рекомендуют указывать форму индивидуального учебного плана учащегося школы , а также методические рекомендации работе над учебным курсом, адресованные педагогу, родителям и ребенку. Такое вступление помогает создать положительную мотивацию, при необходимости - выделить приоритетные методы учебной работы.
Объем курса, виды учебной деятельности Чтобы обеспечить должный уровень визуализации предметной области, в рамках данного раздела целесообразно представить краткое содержание каждого запланированного занятия и свести эти данные в единую таблицу.
Тематический план В плане перечисляются разделы и темы, даты изучения разделов (что способствует обеспечению нужного темпа обучения), формы уроков. В данном разделе логично представить выдержки из предметных компонентов ФГОС, чтобы показать соответствие тем, предложенных для обучения, требованиям стандарта.
Самостоятельная работа

Содержание самостоятельной работы обучающихся по курсу включает индивидуально-ориентированный план ученика, в котором представлены графы для выставления оценок, данные итогового тестирования (по темам, разделам, семестрам), перечень рекомендованной учебной литературы и справочных материалов. По сути индивидуально-ориентированный план, составляемый с учетом личностного компонента, является аналогом документа поурочного планирования.

  • расширение объема фактических предметных данных через ознакомление с материалами темы, поиск ответов на типовые вопросы;
  • формирование критического мышления (проведение поверхностного анализа, сравнений, классификации и кластеризации данных);
  • развитие творческого интеллекта (проведение микроисследований, выполнение экспериментальных и интегрированных заданий).
Дополнительная учебная деятельность по курсу

В данный раздел рекомендуется включить темы проектной, научно-исследовательской, учебно-поисковой работы, позволяющей значительно расширить границы предметных данных, принять участие в предметных олимпиадах, предметных конкурсах, творческих фестивалях, выставках, интеллектуальных играх.

Перед разработкой индивидуального плана обучения с ребенком и его родителями рекомендуется провести разъяснительную работу по содержанию документа и особенностям его применения. Важно, чтобы обучающиеся и представители семей понимали качественные и количественные показатели изучаемых предметных областей и были готовы принять на себя ответственность за сделанный выбор.

Успешное построение ИУП предполагает систематическую рефлексию и уточнение выбора, сделанного учащимися и их родителями. В концепции персонифицированного, а также профильного образования выдвигается требование к гибкости содержания учебно-воспитательного процесса, что определяет необходимость разработки представителями школы механизмов регулярного переосмысления школьниками правильности сделанного выбора и возможности корректировки индивидуального учебного плана.

Оформление перевода на индивидуальный учебный план в школе

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану в школе осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Обучающиеся, достигшие совершеннолетия, вправе написать заявление сами. В заявлении указывается срок, на который школьник просит перевести его на индивидуальное обучение, а также пожелания по индивидуализации содержания образовательной программы - например, включение дополнительных курсов, предметов в программу, более глубокое изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ. После рассмотрения заявлений директор школы издает приказ, который является основанием для перевода учащегося на ИУП. Перевод утверждается решением педагогического совета образовательной организации.

Важно, чтобы образовательной организацией был разработан локальный акт, определяющий порядок перевода учащихся на индивидуальное обучение, а также категории детей, имеющие первоочередное право на учет индивидуальных образовательных потребностей - одаренные обучающиеся с сильной мотивацией, дети с ОВЗ, получившие рекомендации ПМПК, учащиеся, имеющие академическую задолженность по одному или нескольким предметам, возникшую ввиду частичного пропуска занятий по уважительной причине, а также обучающиеся по углубленным и профильным программам.

Для организации обучения в школе по индивидуальному учебному плану образовательная организация должна предусмотреть и оформить следующие документы:

  • заявление родителей (законных представителей) учащихся;
  • решение педсовета образовательной организации;
  • приказ директора образовательной организации;
  • расписание планируемых занятий, консультаций, утвержденное директором и согласованное с родителями;
  • журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

В соответствии с нормативными требованиями, школа обязана принимать заявления о переводе на персонализированное обучения на протяжении всего учебного года (рекомендательно - до 15 мая), чтобы организовать условия для индивидуального обучения, предусматривающие возможность получения учащимися консультаций по отдельным предметным областям, использование справочной литературы из школьного библиотечного фонда, проведение отдельных занятий (лабораторных, экспериментальных) в учебных кабинетах после согласования времени, с нового учебного года.

Инструкция

Изучите государственный образовательный стандарт по вашей дисциплине. При разработке учебного плана вы должны им руководствоваться, особенно если работаете в государственном высшем учебном заведении. В любом случае, допускать, чтобы пункты плана образования резко противоречили этим документам, нежелательно.

Разделите весь курс вашего предмета на то конкретное количество часов, которые на него выделяются. Далее каждый учебный семестр поделите на крупные блоки в зависимости от основных разделов данной науки. Очень удобно строить обучение, если у вас получается одновременно отделить смысловые блоки друг от друга временными интервалами.

Пользуйтесь учебными пособиями проверенных авторов. Проследите, чтобы у вас были книги в самой последней редакции. Постепенно переходите к более детальной прорисовке плана. На освоение каждого раздела вы можете выделить конкретное количество учебных часов.

Распишите темы, которые включает каждый раздел. Присвойте им степень сложности. В зависимости от объема и трудности прохождения, выделите время на каждую тему.

Разделите, какие темы вы дадите на лекции, а что студенты могут изучить самостоятельно, после обсудив на семинаре. Имейте в виду, что не стоит давать изучение сложных вопросов, которые требуют объяснения, для освоения без преподавателя.

Разработайте систему проверки знаний. Она должна включать задания для подготовки к семинарам, которые вы будете давать студентам после каждой лекции. По завершении большого раздела целесообразно дать обучающимся тест.

Составьте таблицу, которая будет содержать данные об изучаемых темах и часах, для них. Так у вас будет наглядная форма, которую удобно корректировать и дополнять. Оставьте два часа свободными. Тогда, если план несколько сдвинется, вы сможете их использовать.

Видео по теме

Составить план занятий на определенный период времени начинающему преподавателю помогут специальные методические рекомендации, основанные на практическом опыте преподавания данной учебной дисциплины. В этих рекомендациях темы занятий и время, необходимое для их освоения, распределены в соответствии с результатами анализа преподавательской деятельности за продолжительный период времени.

Анализ новых учебных пособий – необходимое условие для того, чтобы составить учебный план правильно

Для того чтобы правильно составить учебный план в начале нового сезона, нужно тщательно проанализировать все вновь появившиеся учебные материалы. Иногда качество новых учебных пособий оставляет желать лучшего, но время от времени появляются удобные и доступные, прекрасно структурированные электронные или печатные издания, которые могут существенно облегчить процесс обучения. Если вновь появившееся учебное пособие пока что не рекомендовано в качестве основного источника при изучении предмета, но вы хотите обязательно использовать имеющуюся в нем информацию, то в плане занятий следует предусмотреть факультативные часы для ознакомления учащихся с новым изданием.

Как лучше распределить контрольные занятия при составлении учебного плана?

Для объемных, сложных для понимания, тем лучше всего предусмотреть несколько промежуточных контрольных занятий и одно результирующее. В том случае, если результаты промежуточных контрольных занятий окажутся неудовлетворительными, следует провести дополнительные занятия по пройденному материалу. Поэтому при составлении учебного плана необходимо предусмотреть часы для дополнительных занятий. Если все учащиеся успевают и дополнительных уроков не потребуется, предусмотренные для этих целей часы можно использовать для культурных мероприятий (похода в театр, на концерт, в музей).

Чем нужно руководствоваться для того, чтобы правильно составить учебный план?

Прежде всего, утвержденными методическими рекомендациями, разработанными уполномоченными для этого структурами. Кроме того, правильно составить учебный план можно только тогда, когда известен средний уровень подготовки учащихся. Если оценить его не представляется возможным, лучше увеличить количество часов, отведенных на дополнительные и контрольные занятия оп предмету.

Источники:

  • составление учебного плана

Составление программы работ предприятия – неотьемлемый компонент системы планирования и управления. Без создания такой системы деятельность любой компании просто невозможна. Программа работ представляет собой план выпуска продукции или предоставления услуг установленной номенклатуры, ассортимента и качества. По своей сути – это последовательность и сроки проведения мероприятий, направленных на выполнение производственного плана.

Инструкция

Далее по центру введите название документа «Рабочая программа …», здесь указывается название дисциплины, для которой нужно оформить учебную программу, а также класс, для которого она предназначена. Ниже указывается фамилия и категория преподавателя/учителя, который выполнил данную программу.

Введите на следующей строке по центру год составления рабочей программы. Обратите внимание, что программа составляется на пять лет, а каждый год ее нужно пересматривать и, по необходимости, вносить изменения и переутверждать. Добавьте разрыв страницы, чтобы следующий текст печатался с нового листа, для этого выберите меню «Вставка» – «Разрыв страницы», либо нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Выполните команду «Таблица» – «Добавить таблицу», чтобы дисциплины. Таблица должна быть со следующими графами: номер, название разделов и тем, всего часов, далее «В том числе на» и разбейте ее на 3 графы ( , тестовые работы, контрольные), примерное количество часов на самостоятельную работу.

Заполните таблицу, внесите сначала разделы, в каждом - входящие в него темы. Для каждой темы укажите количество часов, которое на нее отводится. Также для составления рабочей программы необходимо после каждого раздела указывать форму контроля, обычно это тестирование. В последней строке таблицы просуммируйте введенные часы, они должны соответствовать учебному плану .

Выполните форматирование рабочей программы. Используйте шрифт Times New Roman, 12 размер. Междустрочный интервал – одинарный. Не допускается использование в тексте переносов. Абзацный отступ должен составлять 1,25 см, поля – по 2 см. Для всего текста используйте выравнивание по ширине, для текста таблицы – по левому краю, для заголовков устанавливайте выравнивание по центру. Пронумеруйте все листы программы, кроме титульного, подпишите сами и утвердите у руководства, проставьте на титульном листе печать школы.

Полезный совет

Возьмите в качестве образца уже готовую рабочую программу по другому предмету, это избавит вас от многих ошибок и ускорит процедуру подписания программы.

Каждый учитель-предметник сталкивается с необходимостью разработать рабочую программу по своей учебной дисциплине. Конечно, существуют типовые программы, но педагогу приходится иметь дело с конкретными учащимися, уровень знаний, умений и навыков которых может быть в чем-то выше или ниже среднестатистических показателей. Рабочая программа составляется на основе типовой, но с учетом конкретных условий.

Вам понадобится

  • - типовая программа по предмету;
  • - федеральные образовательные стандарты;
  • - данные об уровне знаний, умений и навыков учащихся.

Обучение по индивидуальному учебному плану с сокращением срока обучения

В соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки РФ правом обучаться по индивидуальному учебному плану с сокращением срока обучения могут воспользоваться следующие лица:

  • имеющие высшее образование по любому направлению подготовки (специальности) – ориентировочный срок обучения 4 - 4,5 года;
  • выпускники колледжей или техникумов, получившие профильную специальность СПО к выбранному профилю в Университете (например, диплом колледжа по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» считается профильным по отношению к осваиваемой в Университете программе по профилю «Промышленное и гражданское строительство») – срок обучения 4,5 года;
  • ранее обучавшиеся в высшем учебном учреждении и имеющие справку об обучении или академическую справку – срок обучения зависит от объема совпадений дисциплин.

Общие правила:

  1. Все абитуриенты, вне зависимости от предыдущего образования, зачисляются по результатам конкурсного отбора по выбранному направлению подготовки на первый курс полной программы обучения см. правила приема. Сокращение срока обучения возможно только за счет перезачета или переаттестации изученных дисциплин в предыдущем учебном заведении, на основании чего составляется индивидуальный учебный план обучающегося. см. Положение НИУ МГСУ о порядке организации обучения по индивидуальным учебным планам , см. Положение НИУ МГСУ о порядке организации обучения и реализации образовательных программ высшего образования по индивидуальным учебным планам в ускоренные сроки .
  2. Перезачитываются только те дисциплины, которые были изучены в образовательной организации высшего образования, при условии, что они имеют аналогичные названия, одинаковую трудоемкость освоения (не меньше) и форму аттестации по отношению к учебному плану НИУ МГСУ. Учитываются дипломы о высшем образовании или справки об обучении в вузе/академические справки без ограничения давности получения, но при условии государственной аккредитации вуза.
  3. В случае если дисциплина имеет различие в названии, форме аттестации (зачет/экзамен/дифференцированный зачет) или меньшую трудоемкость (количество часов изучения), она может быть переаттестована по решению аттестационной комиссии соответствующей кафедры. Переаттестация дисциплин проводится аттестационной комиссией соответствующей кафедры при личном присутствии обучающегося в течение первого семестра обучения по расписанию (как правило, ноябрь месяц). Во время переаттестации комиссия опрашивает обучающегося по дисциплине и принимает решение о наличии или отсутствии у обучающегося знаний и компетенций, соответствующих программе Университета. Для лиц, проживающих в отдаленных регионах РФ, процедура переаттестации может проводиться с использованием телекоммуникационных технологий при условии идентификации личности аттестуемого.
  4. При желании, любая из дисциплин, попадающая под категорию «перезачет» или «переаттестация», может быть изучена обучающимся повторно.
  5. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану и на переаттестацию дисциплин (если необходимо) должны быть поданы обучающимся в Учебную часть ИДО в течение 10 дней с начала учебного семестра.
  6. Результаты перезачета и переаттестации вносятся в индивидуальный учебный план обучающегося. Индивидуальный учебный план согласовывается с обучающимся, после чего оформляется дополнительное соглашение к договору о платных образовательных услугах, определяющее новый срок обучения и изменения в оплате обучения по ИУП, рассчитываемые в соответствии с приказом . Стоимость обучения определяется для каждого учебного семестра в отдельности в зависимости от реальной трудоемкости без учета перезачтенных или переаттестованных дисциплин. То есть общая стоимость обучения уменьшается на объем перезачтенных или переаттетованных дисциплин.
  7. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану производится в течение первого семестра обучения после окончания процедуры переаттестации.

Для ознакомления на примере направления подготовки «Строительство», профиль «Промышленное и гражданское строительство» приведены:

  • примерный перечень дисциплин , которые может заявить на переаттестацию выпускник колледжа, получивший диплом СПО по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;
Приложение 1 к приказу ректора от 03.12.2012 № 1710/п
Порядок перевода на индивидуальный учебный план обучения

и на индивидуальный учебный график обучения

в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
1. Общие положения
1.1. Обучение по индивидуальному учебному плану и индивидуальному учебному графику позволяет реализовать студентам Университета:

Право обучения по сокращенным и ускоренным образовательным программам;

Право параллельного обучения по двум и более образовательным программам;

Право совмещения учебы с научной, трудовой, спортивной, творческой деятельностью;

Право академической мобильности;

Право свободного посещения занятий (или переноса занятий) по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 24 Закона РФ «Об образовании», ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008г. № 71, «Условиями освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки», утвержденными Приказом Минобразования РФ от 13.05.2002 № 1725, федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, Уставом ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».
2. Процедура перевода на индивидуальный учебный план (график) обучения
2.1. Индивидуальный учебный план по направлению подготовки (специальности) и индивидуальный график обучения по направлению подготовки (специальности) разрабатываются в полном соответствии с действующими ГОС или ФГОС в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям подготовки (специальностям), с учетом уровня предшествующей подготовки и способностей студентов.

2.2. Индивидуальный учебный план создает условия для реализации дифференцированных подходов в подготовке студента по избранной им специальности или направлению подготовки, опираясь на уровень его образования и способности. При этом в индивидуальном плане могут быть произведены изменения в структурных частях основного учебного плана при соблюдении требований ГОС или ФГОС.

2.3. Индивидуальный учебный график создает условия освоения части основной образовательной программы в другие сроки по сравнению со сроками, предусмотренными основным учебным планом, за счёт перераспределения времени и учебной нагрузки.

2.4. На индивидуальный учебный план (график) обучения могут быть переведены:


  • студенты, принятые для обучения по сокращенным образовательным программам (на базе СПО или ВПО);

  • студенты, принятые для обучения на полный срок и переведенные после аттестации на ускоренную основную образовательную программу;

  • студенты, переведенные из другого вуза или зачисленные на основании академической справки, при наличии разницы в основных образовательных программах;

  • студенты, отчисленные из Университета и восстанавливающиеся для продолжения обучения в Университете, при наличии разницы в основных образовательных программах;

  • студенты, принятые для параллельного обучения по двум основным образовательным программам;

  • студенты, переходящие с одной основной образовательной программы на другую;

  • студенты, переведенные с очной формы обучения на заочную (очно-заочную) или наоборот;

  • студенты, изъявившие желание для параллельного получения дополнительной квалификации;

  • студенты, находящиеся на стажировке (обучение за границей, обучение в соответствии с договорами Университета с другими учреждениями);

  • студенты, обучающиеся на «отлично», как правило, в течение двух последних семестров и проявившие склонности к научной работе или общественно-политической деятельности, дальнейшее развитие которых требует самостоятельного распределения учебного времени;

  • студенты, обучающиеся на «хорошо» и «отлично» и совмещающие учебу в Университете с трудовой деятельностью, совпадающей или близкой к избранной специальности (с предоставлением справки с места работы);

  • студенты-спортсмены, выступающие в составе сборных команд, участвующие в длительных учебно-тренировочных сборах по подготовке к соревнованиям, графики спортивной подготовки и выступлений которых совпадают с графиком учебного процесса (по представлению кафедры физического воспитания или Спортивного клуба Университета);

  • участники творческих коллективов, графики репетиций и выступлений которых совпадают с графиком учебного процесса (по представлению Совета ВиВР);

  • студенты, вынужденные по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам временно прервать посещение занятий (лечение в дневном стационаре, уход за тяжело больным членом семьи и др.) (по представлению декана (директора) соответствующего факультета (института, филиала) при предоставлении соответствующей справки);

  • студенты, имеющие детей до трех лет (при предоставлении соответствующей справки);

  • иное (по представлению декана (директора) факультета (института, филиала), утвержденному первым проректором по учебной работе).
2.5. Вопрос о переводе студента на индивидуальный план (или график) обучения рассматривается по заявлению студента в течение двух первых недель с начала семестра с представлением подтверждающих документов и ходатайств в деканат факультета (института, филиала) (Приложение 1).

Решение о возможности или невозможности обучения студента по индивидуальному плану обучения (или графику, или по плану и графику одновременно) принимается аттестационной комиссией факультета (института, филиала) и оформляется протоколом.

2.6. Перевод студента (студентов) на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом по Университету (Приложение 3).

Перевод студента (студентов) на обучение по индивидуальному учебному графику оформляется распоряжением по факультету (институту, филиалу).

2.7. Для оказания научной и методической помощи студенту, переведенному на индивидуальный учебный план, по решению выпускающей кафедры может назначаться научный руководитель с включением ему соответствующей нагрузки в учебное поручение.

2.8. Индивидуальный график обучения освобождает студента от необходимости посещения учебных занятий по расписанию и позволяет ему выполнять программные требования дисциплин в индивидуально установленные сроки при условии выполнения им лабораторных и контрольных работ, предусмотренных учебным планом, но не освобождает от выполнения курсовых проектов (работ) и прохождения учебной и производственной практик.

2.9. Контроль за выполнением индивидуального графика обучения студента осуществляет декан (директор), либо заместитель декана (директора) факультета (института, филиала). По результатам выполнения индивидуального графика обучения декан (директор) принимает решение о возможности его продления на следующий учебный год (семестр).

2.10. При выполнении индивидуального плана (графика) обучения соответствующего курса студент переводится на следующий курс.

2.11. При невыполнении студентом индивидуального учебного плана он приказом по университету (Приложение 4) переводится на обучение по основному учебному плану направления подготовки (специальности) со сроком обучения в соответствии с ГОС или ФГОС.

В случае невыполнения индивидуального графика обучения студент распоряжением по факультету (институту, филиалу) переводится на действующий график учебного процесса соответствующего направления подготовки (специальности).

2.12. Студентам, обучающимся за счет средств федерального бюджета и переведенным на индивидуальный учебный план или индивидуальный график обучения, назначается стипендия по итогам семестрового выполнения индивидуального учебного плана и/или индивидуального графика обучения в соответствии с Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

2.13. Для студентов, параллельно обучающимся по двум и более основным образовательным программам, допустимо обучение лишь по одной образовательной программе за счет средств федерального бюджета, а на остальных – с полным возмещением затрат на обучение в качестве слушателя.
3. Оформление, структура и форма индивидуального учебного плана (графика)
3.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана соответствующего направления (специальности) в полном соответствии с действующим ГОС или ФГОС.

Индивидуальный учебный план утверждается Ученым советом факультета (института, филиала).

Индивидуальный учебный план при индивидуальном обучении студента (или нескольких студентов) реализует образовательную программу без изменения полного срока обучения, за исключением обучения студента (или нескольких студентов) по сокращенной или ускоренной образовательной программе.

Индивидуализация обучения осуществляется за счет корректировки номенклатуры и перераспределения объемов в часах дисциплин специализации и факультативов, а также дисциплин регионального (вузовского) компонента (вариативной части) и дисциплин по выбору студента (в пределах объема часов соответствующих циклов дисциплин).

Допускается изменять план учебного процесса (семестр, отчетность, виды и объем аудиторных занятий) в индивидуальном учебном плане.

В исключительных случаях (по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам и др.) сроки обучения по индивидуальным учебным планам могут быть увеличены до одного года по сравнению с нормативным периодом обучения.

3.2. В случае обучения студента (или нескольких студентов) по сокращенной или ускоренной образовательной программе, сроки обучения по индивидуальным учебным планам могут быть сокращены без изменения образовательной программы обучения и требований к специалистам соответствующего уровня и квалификации в соответствии с «Условиями освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки», утвержденными приказом Минобразования РФ от 13.05.2002 № 1725.

Сокращение сроков обучения достигается за счет:

– увеличения доли самостоятельной работы при изучении отдельных дисциплин;

– перезачета предметов любого цикла, изученных студентом на предшествующем этапе профессионального образования.

Перезачет производится по документу государственного образца о высшем профессиональном образовании на основании решения аттестационной комиссии в соответствии с «Положением об аттестационных комиссиях ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» и Методически ми рекомендациями о порядке перезачета студентам АлтГУ дисциплин, изученных на предшествующем этапе высшего профессионального образования.

3 .3. Для студентов, принятых для обучения по сокращенным образовательным программам на базе ВПО, и студентов, принятых для параллельного обучения по двум основным образовательным программам ВПО, организация учебного процесса осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по оформлению обучения в АлтГУ по сокращенной программе в специально формируемых группах лиц с высшим профессиональным образованием и студентов АлтГУ, зачисленных на параллельное обучение».

3.4. Оформление индивидуального учебного плана осуществляется в соответствии с требованиями к оформлению основного действующего учебного плана, за исключением титульного листа, в котором отмечается утверждение Ученым советом факультета (института, филиала) и производится запись: «Индивидуальный учебный план студента ___ группы (или группы студентов № ___) по направлению подготовки (специальности ________».

3.5. Индивидуальный учебный график составляется, как правило, на учебный семестр или год (два семестра) (Приложение 2).

3.6. Индивидуальный график обучения утверждается деканом (директором).

После утверждения индивидуального графика обучения декан (директор) издает распоряжение по факультету (институту, филиалу) о переводе студента на индивидуальный график обучения сроком на один учебный год (семестр).

3.7. Индивидуальный график обучения регулирует порядок освоения за избранный срок (семестр, учебный год) все формы учебной работы, предусмотренной основным учебным планом. При этом в семестр не может быть освоено учебной работы, предусмотренной более чем за два семестра основного учебного плана, а за учебный год (два семестра) соответственно учебной нагрузки более чем четырех семестров основного учебного плана. При сдаче академической разницы возможно составление индивидуального графика обучения, объединяющего учебные работы разных семестров и курсов обучения.

3.8. Студент, обучающийся по индивидуальному учебному графику, при промежуточной аттестации сдает в течение учебного года не более 20 экзаменов и 24 зачетов.

3.9. Индивидуальный график обучения оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в деканате, другой выдается студенту. В деканате факультета (института, филиала) ведется журнал регистрации индивидуальных графиков обучения, в котором записываются Ф.И.О. студента, курс, группа, период, в течение которого он обучается по индивидуальному учебному графику. Порядковый номер в журнале является номером индивидуального учебного графика.

Приложение 1
Образец заявления о переводе на индивидуальный план обучения

Ректору АлтГУ

С. В. Землюкову

студента __ курса группы ___

Факультета (института, филиала)

_____________________________

(ФИО студента)

заявление
Прошу перевести на индивидуальный план обучения в ___ семестре 20__ - 20__ учебного года ________________________________

В связи с трудоустройством в __________ на должность_________

По состоянию здоровья

В связи с рождением ребенка

По семейным обстоятельствам

С условиями перевода и обучения по индивидуальному плану ознакомлен(а), согласен(сна) и обязуюсь выполнять.
Соответствующие документы прилагаются (к заявлению прилагается справка установленного образца или ходатайство учреждения ).
Дата Подпись

Приложение 2
УТВЕРЖДАЮ

Декан (директор)

факультета (института, филиала)

«____» _________ 20__ г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ

студента __ курса группы ____ очной формы обучения факультета (института, филиала)

направления / специальности «_______________» в ___ семестре 20__-20__ учебного года

__________________________________

ФИО студента


п/п

Дисциплина и форма семестровой отчетности

Раздел. Тема.

Задание

Форма контроля

Сроки отчетности

Полученная оценка / количество баллов

Ф.И.О.

преподавателя


Подпись

1

2

3

4

Приложение 3
Образец приказа о переводе на индивидуальный план обучения
ПРИКАЗ
О ПЕРЕВОДЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
П Р И К А З Ы В А Ю:

(ФИО студента)

обучающегося по специальности «___________________________________» на _____________________________ факультете (в институте, в филиале) на бюджетной (договорной) основе, перевести на индивидуальный план обучения на __________ семестр 20___ - 20____ учебного года _____________ (в связи с трудоустройством, как имеющую ребенка до трех лет и др.).
Основание: личное заявление с визами; копия документа, подтверждающего необходимость перевода на индивидуальный план обучения, индивидуальный график обучения студента.

Визы:

Начальник УМУ

Приложение 4

Образец приказа о лишении права на индивидуальный план обучения
ПРИКАЗ
О ЛИШЕНИИ ПРАВА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
В связи с невыполнением индивидуального графика занятий (нарушением сроков отчетности по дисциплине (ам) «__________», нарушением правил внутреннего распорядка АлтГУ
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. ____________________________ , студента ____ курса группы _______,

(ФИО студента)

обучающегося по специальности «___________________________________» на _____________________________ факультете (в институте, в филиале) на бюджетной (договорной) основе, лишить права на обучение по индивидуальному плану.
Основание: служебная записка декана (директора) факультета (института, филиала), выписка из аттестационной ведомости.
2. Контроль исполнения приказа возложить на декана (директора)________________ факультета (института, филиала) _____________.
Ректор _________________________
Визы:

Первый проректор по учебной работе

Декан (директор) факультета (института, филиала)

Наименование работы

Объём и краткое содержание работы

выполнения

(семестр)

отчетности

экзамен/зачет

1. Учебная

Дисциплины для изучения определяются в соответствии с учебным планом Программы магистерской подготовки

2. Научная

1. Теоретическая

2. Экспериментальная

3. Практика

Научно-педагогическая

Научно - исследовательская

виды работ

5. Предварительная защита научной работы

Студент ______________________________________ «___» ________ 20__г.

Научный руководитель _________________________ «___» ________ 20__г.

Учебный план 1-го семестра обучения студента

Наименование работы

Отметка о выполнении

(зачтено)

1. Учебная работа

Философия права

Социология права

Основы педагогики

Организационно – управленческая деятельность юриста

История политических и правовых учений

История и методология юридической науки

Иностранный язык в правоведении

2. Научная работа

3. Практика

4. Другие виды работ

Студент_________________________________________________«___» ________ 20_г.

Научный руководитель ___________________________________ «___» ________ 20_г.

Руководитель магистерской программы _____________________ «___» ________ 20_г.

Студент решением кафедры ______________________________ аттестован.

Аттестацию утверждаю, зав. кафедрой ___________________(________________)

Учебный план 2-го семестра обучения студента

Наименование работы

Отметка о выполнении

(зачтено)

1 .Учебная работа

Сравнительное правоведение

Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления: проблемы правового регулирования и разграничения

Выборы и другие формы непосредственной демократии в системе государственной власти и местного самоуправления

Президентская власть в Российской Федерации

Принцип разделения властей в теории и практике российской государственности

Территориальная организация государственной власти и местного самоуправления

Методика преподавания права

Нравственность и право

2. Научная работа

3. Практика

4. Другие виды работ

Студент _______________________________________________ «___» ________ 20_г.

Научный руководитель __________________________________ «___» ________ 20_г.

Руководитель магистерской программы ____________________ «___» ________ 20_г.

Студент _____________________________________ решением кафедры аттестован.

Аттестацию утверждаю, зав. кафедрой ___________________________(_______________)