Дифференциация звуков к г задания. Конспект занятия "дифференциация г - к в словах"

Однажды попал Старичок Звуковичок на колхозный двор. На колхозном дворе жили гуси и куры. Вот что Звуковичок там увидел. Ранним утром стадо гусей направлялось к воде, важно крича: «Га-га-га…» А куры тем временем носились по Двору, собирая жучков, червячков. И поднимали такой крик, когда находили добычу, что даже гуси на пруду их слышали.

Как кричали куры? «Ко-ко-ко…» Гуси, возвращаясь ве­чером домой, недовольно смотрели на них, громко гогоча: «Га-га-га…» Куры внимания на них не обращали и кудахтали по-своему: «Ко-ко-ко…»

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [г] и [к].

Педагог. Кто жил на колхозном дворе?

Ребенок. Гуси, куры.

Педагог. Как их можно назвать одним словом?

Ребенок. Птицы.

Педагог. Какие это птицы?

Ребенок. Домашние.

Педагог. Почему?

Ребенок. Потому что они живут у людей во дворе, люди о них заботятся.

Педагог. Как кричали гуси?

Ребенок. Га-га-га.

Педагог. Как кричали куры?

Ребенок. Ко-ко-ко.

Педагог. С какого звука начинается слово «гуси»?

Ребенок. Со звука [г].

Педагог. С какого звука начинается слово «куры»?

Ребенок. Со звука [к].

Педагог. Чем эти звуки похожи и чем отличаются?

Ребенок. Эти звуки похожи тем, что они согласные твер­дые. Различаются тем, что звук [г] - звонкий, [к] - глухой.

Напоминаем!

Звук [г] - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к гор­лышку - чувствуется вибрация.

Проверь себя! Сравни звуки,

  • Положи ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание - это звонкий звук, если дро­жания нет - глухой.
  • Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук [г] и глухой [к].

Задание 2. Игра «Назови первый звук в слове».

Цели: выделение первого звука в словах, различение звуков [г] и [к].

Слова: гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение звуков [г] и [к] в слогах и словах.

Внимательно слушай и повторяй песенки гусей и кур.

Слоги:

га - га - ка гы - гы - кы ко - го - ко

гу - гу - ку го - го - ко ку - гу - ку

ку - ку - гу кы - кы - гы ко - го - ко

Слова, в которых есть звуки [г] и [к]: глоток, когти, губка, голубика, гудок, галка, гусенок, уголок.

Задание 4. Игра «Вставь правильное слово».

Цель: различение звуков [г] и [к] в словах.

Отрыл однажды… (крот) В горе огромный… (грот).

Достал мешок… (костей) И пригласил… (гостей).

Издалека… (шагал) На пир к нему… (шакал). Я. Козловский

Задание 5. Повторение словосочетаний с четким прогова риванием звуков [г] и [к]: гадать на картах, гадкий утенок, кокон гусеницы, тонкая грань, пироги с капустой, глоток сока, голубой камень, компот из голубики, отгадай загадку.

Задание 6. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [г] и [к]:

га - га - га - вышли гуси на луга;

ка - ка - ка - наша елка высока;

го - го - го - не увижу никого;

ко - ко - ко - по теченью плыть легко;

гу - гу - гу - много пчелок на лугу;

ку - ку - ку - Катя сыпала муку.

Задание 7. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [г] и [к].

Гоша катается на катке.

Коля любит есть галеты.

У Кати в косе голубой бантик.

Пол выложен голубой плиткой.

Крупная гусеница сидит на кусте.

Галя купила кабачки, капусту, огурцы.

Мама купила попугая.

Катя пасла гусей.

У Кати на полке нитки, иголки.

Голубь клюет клюкву.

Задание 8. Повторение скороговорок с четким проговариванием всех звуков.

Котик ниток клубок

Укатил в уголок.

Покатил Костя к Гоше в гости.

Клава клала лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Шлепают гуськом

Гусак с гусаком.

Голубь, гусь и галка -

Вот и вся считалка.

У елки иголки колки.

На дворе - галка,

На берегу - галька.

Нес Григорий пирог через порог.

Стал на горох и упал на порог.

Задание 9. Повторение стихотворных текстов с четким проговариванием звуков [г] и [к].

Мне купили в магазине

Голубой костюм и синий,

Юбку в складку и в горошек,

И красивые сапожки.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык,

Опрокинул грузовик.

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно -
Стало заиньке темно.

К. Чуковский

Гусь гогочет и гогочет.

Не пойму, чего он хочет?

Я хочу чистой водички,

Семечек и чечевички.

Задание 10. Пересказ.

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды - в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Задание 11. Пальчиковая игра .

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотвор­ном тексте звуков [г] и [к].

На горе мы видим дом. Кистями рук сложить «домик».

Много зелени кругом. Волнообразные движения кистя­ми рук.

Вот деревья, вот кусты. Руками изобразить деревья, кусты.

Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон,

распускающийся цветок.

Окружает все забор. Пальцами показать забор.

За забором - чистый двор. Погладить ладонями стол.

Мы ворота открываем, Кистями рук показать ворота,

как ворота отрываются.

К дому быстро подбегаем. Пальцами «пробежаться» по столу.

В дверь стучимся: Постучать кулаками по столу.

«Тук-тук-тук!»

Кто-то к нам идет на стук… Ладонь приставить к правому уху.

Ольга Шестерикова
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Г]-[К]»

Цель: дифференциация звуков [к] - [г] по звонкости-глухости и букв К Г при чтении и на письме

Задачи:

Учить дифференцировать звуки [к], [кь] - [г], [гь] по звонкости - глухости в слогах, словах и предложениях и буквы К - Г при чтении и на письме;

Совершенствовать звуковой анализ и синтез, тренировать умение определять позицию заданных звуков в словах;

Закрепить правила написания парных звонких и глухих согласных на конце слова,

Совершенствовать умение соотносить звук и букву;

Продолжить учить правильному употреблению в речи неизменяемых слов;

Продолжать обучать звуко-буквенному анализу слова;

Совершенствовать связную речь детей;

Развивать артикуляционную моторику, просодические элементы речи;

Совершенствовать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, логику;

Развивать общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки, координацию речи с движением;

Воспитывать у детей стремление к сотрудничеству, инициативность, интерес к обучению грамоте.

Игра «Рукопожатие»

Логопед: В стране согласных звуков

Большой переполох

Король с утра печален

Вздыхает: «Ох, да, ох».

Король нас приглашает

Свой замок посетить

Помочь ему порядок

В стране восстановить.

Дети проходят по дорожкам и садятся на места.

(Сообщение темы занятия).

Логопед : Вот ворота открываются, приключения начинаются.

(Логопед выставляет на магнитную доску двух клоунов).

Живут в стране два брата

Глухой и звонкий звук

Бывает очень сложно

Их отличить на слух.

Те братья друг на друга

Бывают так похожи,

Что где глухой? Где звонкий?

Король понять не может.

Логопед: Рассмотрите картинки. Назовите, что нарисовано на мячах у клоуна слева? (кран, кот, кисти, кит) С каких звуков начинаются эти слова? (С согласных звуков к, кь).

Что нарисовано на мячах у клоуна справа? (гитара, гусь, груша, гиря). С каких звуков начинаются эти слова? (С согласных звуков г, гь).

Логопед: Какие звуки не может различить король? ([к], [кь] - [г], [гь]).

Сравнение звуков [к], [кь] - [г], [гь],

Логопед: Произнесите звук [г]. Сначала громко, а потом шёпотом.

Логопед: В какой звук превратился звук [г]?

Давайте, объясним королю, как это получилось?

(Аналогично со звуком [гь]).

Чем отличаются звуки [к], [кь] от звуков [г], [гь]?

Дети: Звуки к, кь – глухие, они произносятся без голоса, а звуки [г], [гь] - звонкие.

Логопед: Как проверить, что звуки [г], [гь] – звонкие?

Дети: Надо положить ладонь на горло и произнести звук.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Логопед: Мы с вами оказались во дворцовом саду. Здесь много хвойных деревьев и кустарников. А как называется плод хвойного дерева? (Шишка). Возьмите шишку, давайте помассируем наши руки.

Дети катают шишку между ладонями, проговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Нас уколет можжевельник.

Логопед : Послушайте фразу и скажите, в каком слове спрятались и глухой и звонкий звук. У ёлки иголки колки.

Дети: Звуки [к] и [г] спрятались в слове иголки.

Д/И «Определи место звука в слове» [к], [кь] - [г], [гь].

У короля в саду есть волшебное дерево. На нем любят отдыхать разные птицы. Но братья клоуны так шалили, что птицы вспорхнули с насиженных веток и теперь не знают, на какую им сесть.

Логопед: Рассмотрите схемы слов.

(В схемах обозначено место звуков [к], [кь], [г], [гъ].

Логопед: По схеме определите, на какую ветку сядут птицы (ласточка, клест, зяблик, снегирь, голубь, попугай).

Дети: Голубь сядет на левую верхнюю ветку, потому что в начале слова стоит звонкий звук г.

Д/И «Доскажи словечко»

Братья-озорники запутали короля. Помогите ему разобраться, о чем идет речь.

К нам пришли сегодня (гости). – У собаки в миске (кости).

Вот высокая (гора). – У березы есть (кора).

Проплывает в море (кит). – А туристов водит (гид).

Логопед: Ребята скажите, кто такой гид?

(Гид – это человек, который сопровождает туристов и рассказывает им о достопримечательностях.)

Логопед: Сейчас я буду вашим гидом, мы осмотрим королевский замок.

Пальчиковая гимнастика

По ступенькам мы шагаем средний и указательный палец правой руки

Все вокруг запоминаем: «шагают» по согнутым пальцам левой

В королевском замке пальцы обоих рук соединены между собой

Стрельчатые арки. подушечками, ладони не соприкасаются

И колонны стройные, руки сжимаются в кулаки

Фронтоны треугольные. Пальцы сложены треугольником

Всех деревьев выше - левая кисть сжата в кулак

Шпиль на острой крыше. Правая ладонь приставлена к кулаку.

Физминутка в кругу

Беленькое облако дети держатся за руки, образуя неширокий круг

Поднялось над крышей поднять руки над головой

Устремилось облако Подтянуться руками вверх; плавные

Выше, выше, выше покачивания руками над головой из стороны в сторону

Ветер это облако Руками описать через стороны вниз

Зацепил за кручу. большой круг и опустить их;

Превратилось облако взяться за руки и сделать широкий круг.

В грозовую тучу.

Логопед: Ребята, давайте подуем так, чтобы развеять грозовую тучу.

Дыхательное упражнение «Ветер»

Воздух носом набираем,

Плечи мы не поднимаем.

Щеки не надуваются,

Воздух выдыхается.

Подвижная игра «Живые слоги»

У детей на груди разноцветные таблички разных геометрических форм. На табличках написаны слоги. Дети маршируют по группе врассыпную под музыку. Как только стихает музыка, дети должны объединиться в группы по цвету и форме табличек. Затем дети должны встать в таком порядке, чтобы получились слова (кактус, галка, шашки, шахматы, катушка, сапоги, камыши, пушка, шпага, кошка, собака, мышка)

Вновь хорошая погода

На прогулку вышли слоги.

Стихнет музыка едва

Собираются в слова.

Надо правильно вам встать.

Усвоение правила написания согласной на конце слова.

Логопед: Ребята, король в замешательстве. Клоуны-озорники спрятали буквы г – к из названий картинок. Давайте напомним королю, как можно проверить, какую букву надо писать. (Дети читают стихотворение, логопед выставляет картинки на магнитную доску).

В конце слова звонкий звук

Братом притворяется.

Он звучит почти беззвучно,

То есть, оглушается.

Чтобы правильно писать

Надо букву проверять.

Ты, дружочек, не зевай,

Слово смело изменяй:

Мак на маки, луг – луга.

Будешь грамотным всегда.

Упражнение «Впиши букву»

Давайте поможем королю выбрать правильные буквы.

Пирог - пироги, паук - пауки, сапог - сапоги, волк - волки.

Что нарисовано на картинке? (стог, стог сена).

Какую букву надо дописать в конце слова? (Букву г)

Как проверить? (Надо изменить слово. Один стог, два стога) и т. д.

Логопед: А теперь зажмурим глазки.

И вернемся в сад из сказки.

Вспомните, где мы с вами побывали, что мы делали? (Мы побывали в городе согласных звуков. Мы помогали королю различать звуки к и г, кь и гь.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш. ЦЕЛИ: Укреплять мышцы артикуляционного.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков [б] и [бь] Цель: Научить детей различать звуки [б] и [бь] в слогах и словах. Задачи: 1. Развивать умение выделять и различать звуки [б] и [бь] на слух;.

Ход занятия: 1. Организационный момент. Дети входят в зал. Физминутка «Придумано кем-то…» Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться:.

ГОУ ЦВР «Синяя птица»
г. Москва

Конспект урока для 1 класса на тему «Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’»


Подготовила:
Короткова Галина Викторовна

педагог дополнительного образования

ГОУ ЦВР «Синяя птица»


Москва

Тема: «Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’.»
Цель занятия : различение согласных звуков Г - К, Г’-К’. Задачи: Образовательные: - обучение дифференциации звуков Г-К; - закрепление понятий «твердый – мягкий» звук; - закрепление понятия «гласный» и «согласный звук» ; - закрепление умения делить слова на слоги; - закрепление знаний о притяжательных прилагательных; Развивающие: - развитие слухового и зрительного восприятия; - развитие фонематического слуха; - развитие внимания, логического мышления; -развитие связной речи; Воспитательные: -воспитывать интерес к занятиям; -воспитание умения работать в команде; - воспитание доброжелательного отношения к товарищам, -воспитание умения слушать других.
Оборудование: «город звуков» - демонстрационный плакат с кармашками-ячейками (приложение 1) , разрезные картинки звуков из тетради «По дороге к Азбуке» (приложение 2), перчаточная кукла «Баба Яга», цветок с четырьмя лепестками, на каждом лепестке задание, два плаката «Сказочные поляны», демонстрационные картинки «печка» и «метла», сундучок с картинками хвостов, указка.

    Организационный момент. Вводная часть.
Новоселий в нашем городе было очень много, а вот жильцы друг друга знают плохо. Давайте-ка их назовём. (назвать знакомые звуки) По городу звуков пробегаем с указкой и вдруг видим, что в некоторых домах пропали жильцы. -Кто же их мог спрятать? (находим бабу Ягу с сундуком)
Б.Я. Я старушка, хоть куда, Не спастись вам от меня, Всем на свете я врежу, В сундуке зверей держу.
-Баба Яга, давай выпустим зверей на волю, а мы тебе за это цветочек подарим.
Б.Я. –Давайте. Но зверей не выпущу. Цветик я заколдовала и желанья загадала. (На каждом лепестке написано желание бабы Яги) Чтобы спасти зверюшек, придется нам все ее желания выполнить.
3. Основная часть. - Б.Я., отдай нам звуки, ты же все равно их не знаешь. - Вот я и хочу их узнать.
Срываем 1 лепесток: Лети-лети лепесток Через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, по-яговски поступи. На 1 лепестке написано желание бабы Яги: На поляны отправляйтесь и без жильцов не возвращайтесь. Дидактическая игра «Спрятанный звук» На двух плакатах «Сказочные поляны» поставлены буквы Г и К. -Какие звуки будут прятаться на этом плакате? (Г и Г’) -Какие на втором? (К и К’) На столе разложены картинки. Из них нужно выбрать и поставить на нужный плакат картинки с нужными звуками. Проверить, выделяя нужный звук. Баба Яга отдает картинки со звуками. Надо вернуть их по домам. На какой берег они отправятся? (Согласный) На какую улицу идти звукам г-г’?(Г,Г’ на улицу звонких,) К-К’? (К- К’ на улицу глухих). Почему они живут напротив.? (произносятся очень похоже)
Срываем второй лепесток: «Без рук, без ног покрасить пол и потолок» Артикуляционная гимнастика .
Срываем третий лепесток: «Помогите-ка старушке, что нужно для Яги в избушке». Отгадайте загадки: Летом спит, зимой горит. Пасть открывает, что дают, глотает. (Печка) (на доске появляется картинка)
Скручена, связана, на кол посажена, По полу скачет . (Метла) (Картинка)
Баба Яга, а вот ты знаешь? из чего состоят слова? Сейчас мы тебе покажем.

Дидактическая игра «Собери словечко»: группа делится на 2 команды,

1 команда из звуков выкладывает слово «печка», 2 команда – слово «метла». -Сколько слогов в слове «печка»? «метла»? -Как узнали? Заберите из своих слов гласные. -Заберите только мягкие согласные. -Какие звуки остались? Назовите их полный адрес и верните домой.
Б.Я.: Я тоже когда-то писать могла, да вот стара стала, рученьки не слушаются. - А ты загадай последнее желание такое, чтобы руки тебя слушались, как прежде. Срываем 4 лепесток: Лети,лети лепесток Через запад на восток, Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Пальцам молодость верни.
Пальчиковая гимнастика .

Баба Яга, мы все твои желания выполнили, давай отпустим зверей на Баба Яга отдает сундучок, а вместо зверей там лежат только их хвосты.
Б.Я. : Отгадаете, чей хвост, и он тут же отправится к своему хозяину. После отгадывания хвосты отдаются бабе Яге, и она отправляется в лес раздавать их животным.

    Подведение итогов .
Хороший сундучок оставила нам Баба Яга. Давайте превратим его в копилочку знаний, сложим туда все, чему мы научили сегодня бабу Ягу. Если мы все верно вспомним, то он запоет, а если в чем-то ошибемся, то скрипеть будет. - Как называются звуки, которые поются без преград и помех?
    Как называются звуки, которые пробираются через преграды? Какие согласные звуки мы спасли из плена бабы Яги? Чем отличаются Г и Г’? Г и К? Как определить, сколько слогов в слове? Чьи хвосты мы вернули хозяевам?
За каждый ответ дается медалька, все медальки складываются в сундучок. Сундучок заиграл мелодию. Пока он играет, относим его родителям.

Использованная литература:

    Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке», ч. 4 Баласс 2008 Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки», М: Просвещение,1995. Сборник «1000 и одна загадка», М: Пилигрим, 1996. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке. Методические рекомендации к 3 и 4 частям» Баласс 2008

Приложение 1.

Город звуков
Приложение 2.

П е ч к а

М е т л а

В помощь начинающему логопеду.

«Эти глухие звонкие»

Не секрет, что одно из самых распространенных нарушений при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у ребенка это трудности дифференциации согласных на глухие и звонкие. Ребенок может правильно произносить слова с парными согласными, но в речи другого человека выделяет их с трудом.

Самый простой тест на повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками сразу обнаруживает эту проблему.

Коррекция этого дефекта может быть затруднена и минимальными дизартрическими расстройствами, при которых страдает голосовая функция.

Для работы с таким нарушением логопеду приходится подбирать много лексического материала для дифференциации оппозиционных звуков, использовать разнообразные игровые приемы для поддержания у ребенка интереса к занятию.

Надеюсь, что предлагаемый мной конспект поможет коллегам при подготовке подгруппового, группового и индивидуального занятия по этой теме.

Конспект занятия.

Тема: «Дифференциация звуков К – Г на материале слов и предложений».

Цели:

  1. Развитие фонематического слуха: научить детей на слух дифференцировать звуки К и Г.
  2. Формирование операций фонемного анализа: осознание позиции фонемы в слове.
  3. Научить детей на практике применять правило написания согласных К и Г в конце слова.
  4. Развитие психологической базы речи: развитие зрительной линейной памяти.

Оборудование:

  • предметные картинки: кони, волк, окно, юбка, гриб, нога, игла, книга, мальчик, девочка, коньки, глобус, карандаши, кубики, гирлянда, настольная игра, гладиолусы; картинки с изображением мальчика, картинка с изображением девочки;
  • карточки со словами, в которых пропущены буквы К и Г;
  • карточки с парами слов для завершения предложений;
  • сюжетная картинка «Дети в лесу собирают грибы и ягоды».

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Задача: на примере слов-паронимов показать значение правильного произношения звуков.

Мой племянник Илюша живет в другом городе, учится, как и вы, во втором классе. Вчера звонит мне и говорит:

«Я хожу во второй глаз. Этот учебный кот очень трудный. Недавно получил гол. Приезжай в кости, будем ходить на корку».

Кто из вас понял, о чем говорил Илюша?

Как надо было сказать правильно?

Какие же звуки Илюша путает? (К и Г)

А что произошло со словами, когда он неправильно произносил звуки? (Они поменяли свое значение, свой смысл.)

Кто теперь скажет, для чего нужно произносить звуки правильно? (Чтобы нас понимали, и мы могли передать свою мысль).

2 этап: Ориентировочный.

Цель: Уточнить артикуляцию звуков К и Г, показать их сходство и различие.

Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться сравнивать и различать звуки, которые путал Илюша.

Но сначала вспомним, какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

Чем они отличаются друг от друга?

Какие звуки мы будем сравнивать и различать? (К и Г).

Давайте вспомним, что мы знаем о звуке К. (Это звук согласный).

А почему? (Есть преграда во рту)

Давайте все вместе произнесем этот звук и почувствуем, в каком положении находятся губы и язык. (Произносят дети и логопед вслух.)

Что мешает воздуху выходить свободно, что образует преграду на его пути? (Спинка языка выгибается, смыкается с небом, мешая воздуху выходить. Поэтому воздух прорывается с шумом).

Послушайте, как я произнесу этот звук. Голос кто-нибудь услышал? (Нет).

Значит, какой это звук? (Глухой)

Давайте все вместе произнесем звук Г и дадим ему характеристику. (Звук Г огласный. Есть преграда во рту – спинка языка выгибается, смыкается с небом и мешает воздуху проходить).

Чем похожи звуки К и Г? (Оба звука — согласные, при произнесении обоих звуков преграда – язык)

А чем отличаются? (Звук Г – звонкий).

3. Фонемный анализ: выделение звуков К и Г и определение их позиции в слове.

У близнецов Коли и Гали день рождения. Им принесли подарки, а ребята их перепутали. Поможем ребятам разобрать подарки! Если в названии есть звук Г – это подарок для Гали, а если К — для Коли.

Дети разбирают предметные картинки – коньки, глобус, книга, книга, карандаши, настольная игра, гладиолусы, кубики.

4. Упражнение для развития линейной памяти.

А) — Назовите, что получил в подарок Коля? (коньки, книга, карандаши, кубики.)

Что получила в подарок Галя? (глобус, книга, настольная игра, гладиолусы).

Б) — Найдите на картинке предметы, в названиях которых есть звуки К и Г

На доску выставляется сюжетная картинка: Дети в лесу собирают грибы и ягоды.

Назовите все предметы, в названии которых есть звук К.

Назовите все предметы, в названии которых есть звук Г.

4. Дифференциация звуков К и Г в словах.

Какие звуки мы искали, разбирая подарки? (К и Г)

А как мы записываем звуки? (Буквами Ка и Гэ)

А) По предметным картинкам: Напишите по слогам названия изображенных предметов (кони, волк, окно, юбка, гриб, нога, книга, игла).

Формирование операций фонемного анализа.

Назовите первую картинку. Какой звук вы произносите? Где вы произнесли этот звук? (в начале, в конце, в середине слова)

Результаты проверяются вместе с подгруппой вслух.

Б) По карточкам: вставить в словах пропущенные буквы.

Угадайте, какое слово из четырех лишнее (например, все со звуком К, а одно со звуком Г).

Клубника, виноград, курица, кукла.
Игла, голуби, картинка, гуси.
Ягнята, корова, гирлянда, гимнасты.
Снегирь, корзина, бумага, гора.
Радуга, рука, пуговицы, снеговик.
Кукушка, ягоды, попугай, горох.

В) — Я скажу слова, а вы повторите только те, где услышите звук К:

Георгин, лягушка, педагог, записывать, скоро, картофель, курица, бумага, кинотеатр.

Г) Повторить слова, в которых есть звук Г:

Ягода, песня, смеяться, нагрузить, сорока, горчица, пригорюниться.

Д) Мы будем играть в игру: «Замени звук».

Запишите в тетрадь слова, меняя звуки К на Г и наоборот.

Что будете делать? (Дети должны повторить инструкцию, таким образом логопед проверяет, понятна ли инструкция).

Калька – галька, грот – крот, икра – игла, Галина — калина, голос – колос.

Скажите, что получилось. Объясните значение слов.

Е) Запишите отгадки:

Много платьев, много хруста.
Как зовут ее?
(Капуста)

Без головы, а в шляпе.
Одна нога, и та без сапога.
(Гриб)

Красные лапки
Щиплют за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)

Ж) Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова:

Футболист забил в ворота …
В землю вбили острый …
(Гол, кол)

Тащит мышонок в норку огромную хлебную …

Зимой в парке заливают снежную … (Корка, горка)

Раздался детский …

Пристают к заставе …

Собака грызла … (Гости, кости)

5. Правило произношения:

Звук «Г» в конце слова оглушается, и слышится звук «К».

Оказывается, надо не только хорошо слышать, но и правило знать! И не только знать, но и научиться его применять.

1) Измените слова так, чтобы после согласного Г или К появился гласный звук (устно):

утюг – утюги
овраг – овраги
галстук – галстуки
стог – стога
берег – берега
сапог – сапоги

2) Какую букву напишем в словах?

Падал снег на порог.
Кот испек себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе лепи
Не из снега – из муки.

3) Игра «Кто первый придет к финишу?»

На доске два ученика должны вставить пропущенные в конце слов буквы К и Г, объяснить правило и подобрать проверочное слово.

Итог логопедического занятия.

Наше занятие тоже подошло к финишу. Кто скажет, чем мы сегодня занимались на уроке?

Для чего нужно правильно произносить звуки? (Чтобы правильно понимать и передавать словами смысл, то есть свою мысль).

Какие звуки мы сегодня сравнивали и различали? (К и Г).

Дайте характеристику звуку «К» (согласный, глухой)

Дайте характеристику звуку «Г» (согласный, звонкий)

Как проверить букву в конце слова?

Оценка работы детей на занятии.

Е.М.Топоркова,
учитель-логопед высшей квалификации,
ГБОУ СОШ № 1995 г. Москва

Конспект фронтального логопедического занятия

«Дифференциация звуков [Г]-[К] »

Образовательные: учить различать звуки [Г] - [К]; выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; учить определять позицию звука в слове; учить дифференцировать буквы Г – К на письме.

Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

Оборудование: предметные картинки, карточки – символы, карточки с письменным заданием на каждого ребёнка.

Ход занятия:

I .Организационный момент:

Сообщение темы занятия.

У леса на опушке, высоко на суку

С утра поёт кукушка: «КУ-КУ, КУ-КУ, КУ-КУ!»

Внизу бежит речушка по жёлтому песку,

Поёт кукушка звонко: «КУ-КУ, КУ-КУ, КУ-КУ!»

ГА-ГА-ГА – гогочет гусь,

Я семьёй своей горжусь,

На гусят и на гусыню

Всё гляжу - не нагляжусь.

II . Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Г] - [К].

Скажите, звук [Г] согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

А звук [К] согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Значит звуки [Г] - [К] являются парными.

III . Формирование фонематического восприятия, операций фонематического анализа и синтеза.

    определить наличие / отсутствие заданного звука в ряду других звуков.

Инструкция 1:

[Г] среди других звуков:

Г, к, н, м, п, г, л.

Инструкция 2:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] среди других звуков:

Г, к, н, м, п, к, л.

    определить наличие / отсутствие заданного звука в слогах.

Инструкция 1:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [Г] в слогах:

Инструкция 2:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] в слогах:

Га- ка- га- ха- ого – уку – ыгы.

    определить наличие / отсутствие заданного звука в словах.

Инструкция 1:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [Г] в словах:

Инструкция 2:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] в словах:

Игра – икра – гол – кол – игра - икра.

    определить позицию звука в слове:

Инструкция 1:

Определи место звука [Г] :

ГАЗЕТА, РОГА, ГАРМОНЬ, ГОЛУБЬ, РАДУГА, ОГОНЬ,ГРИБ, ГНЕЗДО.

Инструкция 2:

Определи место звука [К] в словах и распредели их по вагонам :

КАБАН, РЕКА, РАК, КАМЕНЬ, ОКНО, ХОМЯК, КАПУСТА, ВОЛК.

    вставить пропущенный слог ГА или КА (устно с перекидыванием мяча):

Инструкция:

Я кину мяч и назову часть слова, а вы вставьте пропущенный слог ГА или КА:

ДУ…(ГА), РУ…(КА), НО…(ГА), ДОРО…(ГА), ГОР…(КА), ВИЛ…(КА), ЗАГАД…(КА), РАДУ…(ГА), ВЕТ…(КА), РО…(ГА), БЕЛ…(КА), ВЕРЁВ…(КА), ОТВА…(ГА).

IV . Физ.минутка:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И крутим головой.

V . Дифференциация букв Г - К на письме.

1. Распределение слов на 2 группы (письменно):

Инструкция:

В 1-ый столбик запишите слова с буквой Г, а во 2-ой столбик – с буквой К:

КРЕПОСТЬ, КИРПИЧ, ГЛУБИНА, ОГОРОД, ГРАЧИ, ЗАКАТ, МАГАЗИН, ПРЫЖОК.

2. Вставить пропущенный слог ГА или КА (письменно):

Инструкция:

Вставь пропущенный слог ГА или КА в слова:

- ПУСТА, … - ЗЕТА, … - ТЕР, … - РАЖ, … - ЛИТКА, … - ПЕЛЬ, … - НАВА, … - РАНДАШ.

VI . Итог занятия:

Логопед: Какие звуки мы учились различать? Чем различаются эти звуки?